Электрическая схема пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей и подвижным полом

Обновлено: 19.04.2024

Подготовка лифта к работе (рис. 27). Включаем вводный рубильник ВР, при этом подается напряжение к автоматическому выключателю 1А, к цепям сигнализации, на датчик и реле точной остановки. При наличии напряжения загораются лампы 1JICH и 2ЛСН.

Включаем на панели управления автоматические выключатели 1А и 2А. Подается напряжение на главные контакты контакторов В, Н, Б и М, к цепям управления на контакты реле ОД и ЗД (зажимы Л51 и Л52).

Режим нормальной работы. Управление лифтом производится кнопками приказа КП из купе кабины или кнопками вызова КВ с остановочных площадок.

Штепсельные разъемы ШРН и ШРР, переключатель ВВ устанавливаются в положение «нормальная работа». Контакты ШРН, ВВ-1 и ВВ-3 замкнуты, а контакты ШРР и ВВ-2 разомкнуты.

Предположим, что свободная кабина находится на первом этаже и все двери шахты и кабины закрыты. Включены реле РКД (по цепи: 101 — контакты всех дверей шахты и кабины — 249 — катушка реле РКД—102) и реле РПК (по цепи: 101—1ПК—199 — катушка реле РПК—102).

Для открывания дверей пассажир нажимает на кнопку вызова 1КВ, включается реле ОД по цепи: 101—ВК—ВП—«Стоп»—КЛ— СПК—20'1—РКД—201а—ШРН—97—РВ—117—ВВ-1— 21 — 1КВ — 15—1ЭПЗ — 51а — РПК — РД — РТО — 51 — РЗД — ЗД — катушка реле ОД—102.

Реле ОД своими замкнувшимися контактами замыкает цепи питания электродвигателя 2АД и реле РВ. Двери шахты и кабины

открываются. Включается реле РВ по цепи: 101—ОД—99—ВВ-3 — катушка реле РВ—102.

Электросхема лифта с реле РПК (грузоподъемность 320 кг, скорость 0,71м/с)

Рис. 27, Электрическая схема лифта с реле РПК

Теперь кнопку 1КВ можно отпустить, так как катушка реле ОД будет получать питание по цепи: 201—ШРН—27а—В КО—27—РТО— 37—РД—39—РВ—51—РЗД—ЗД — катушка реле ОД—102. Реле РКД выключается и своим н. з. контактом (101—7) включает лампы освещения кабины ОК- При полном открытии дверей размыкается контакт ВКО (27а—27), обесточивая цепь питания катушки реле ОД.

Пассажир входит в кабину, н. з. подпольный контакт 1ПК (101—199) размыкает цепь питания катушки реле РПК, н. о. контакт 1ПК (109—11) замыкается. Н. з. контакт РПК (101—7) блокирует цепь питания ламп освещения кабины ОК, н. з. контакт РПК (101—99) замыкает цепь питания катушки реле РВ. Разомкнутый н. з. контакт РВ (97—117) исключает вызов кабины с пассажиром, а н. з. контакт РВ (57—69) исключает автоматическое закрытие дверей шахты и кабины. Для отправления кабины на требуемый этаж, например на третий, пассажир нажимает кнопку ЗКП. Включается этажное реле ЗЭР по цепи: 201—ШРН—27а—РД—109— 1ПК—11—ЗКП—35 — катушка реле ЗЭР—102. Включается контактор Б по цепи: 35—ЗЭР—31—ОД—137—М—139 — катушка контактора Б—102. Включается реле ЗД и РЗД по цепи: 201—ВКЗ— 57—Б—69—ОД—79 — катушка реле ЗД (РПК—79а — катушка реле РЗД)—102. Двери шахты и кабины лифта начинают закрываться. Теперь кнопку ЗКП можно отпустить, так как цепь питания катушки реле ЗЭР и катушки контактора Б до закрытия дверей и начала движения будет следующая: 201—РЗД—127—РД—31 и т. д. Конечный выключатель ВКЗ (201—57) отключает реле ЗД и РЗД после полного закрытия дверей.

Замыкаются контакты дверей шахты и кабины, включается реле РКД- Включается контактор В по цепи: 31—РКД—41—ЗЭР—33— ЗЭП2 — 43—4ЭП2 — 147—Н—149 — катушка контактора В—102. Включившись, контактор В своими главными н. о. контактами замыкает цепи питания электродвигателя 1АД и катушек тормозного магнита ТМ и реле РФ. Снимается механический тормоз, и электродвигатель разгоняется до номинальной скорости. Кабина движется вверх. Н. з. контакт РФ (ТЗ—Т5) размыкается, теперь питание катушек ТМ и РФ осуществляется по цепи: ВС—Т1—ТМ—Т2—РФ— Т4—СЗ—Тб. Такое включение позволяет применять электромагнит, рассчитанный на величину ПВ = 25%, обладающий большим тяговым усилием в момент включения, и использовать его в рабочем режиме, близком к ПВ = 100%, не опасаясь перегрева катушки.

Включается реле РТО по цепи: J1111—4П—801—ДТО—803 — катушка реле РТО—802.

После начала движения кабины катушки реле и контакторов получают питание по цепям: реле РД (201а—В—179—катушка реле РД—102)-, реле РП (139—РД—189— катушка реле РП—102)\ реле ЗЭР и контактор Б (201а—ШРН—97—Б—167 — В — 147— 4ЭП2 — 43—ЗЭП2 — 33 — ЗЭР —41 —РКД—31 и т. д.); контактор В (97—Б—167—В—147—Н—149 — катушка контактора В—102).
Разомкнувшийся н. з. контакт РД (27а—109) исключает возможность регистрации нового приказа, а н. з. контакт РД <37—39) исключает включение реле ОД до полной остановки кабины.

После размыкания н. о. блок-контакта Б (97—167) цепь питания контактора В будет проходить через н. о. контакты реле РТО (187— 167) и в первый момент через н. о. контакт реле РП (97—187), до замыкания н. о. блок-контакта контактора М (97—187).

Как только шунт третьего этажа, установленный в шахте, войдет в магнитное поле датчика ДТО, реле РТО выключится. Цепь питания контактора В разомкнется н. о. контактами РТО (187—167). Двигатель и катушка тормозного магнита ТМ и реле РФ обесточиваются, накладывается механический тормоз, и кабина останавливается. Выключаются контактор М и реле РД. Н. з. контакт реле РД (37—39) замыкает цепь питания катушки реле ОД. Двери шахты и кабины лифта открываются. Выключается реле РКД. Вышедший из кабины пассажир освобождает подвижный пол. Н. з. контакт 1ПК замыкает цепь питания реле РПК. Реле РПК включается и своим н. з. контактом (101—99) размыкает цепь питания реле РВ.

По истечении выдержки времени, установленной для реле РВ, и. з. контакты РВ замкнутся. Включается реле ЗД по цепи: 201— ВКЗ—57—РВ—69—ОД—79 — катушка реле ЗД—102. Двери шахты и кабины закроются. Сигнальные лампы J13 гаснут.

Кабина движется вниз в аналогичной последовательности с той лишь разницей, что вместо контактора В включается контактор Н.

Работа лифта от кнопок вызова. Для вызова кабины на требуемый этаж, например четвертый, пассажир нажимает на кнопку вызова 4КВ. Включается реле 4ЭР по цепи: 97—РВ—117— ВВ-1—21—4КВ—45 — катушка реле 4ЭР—102. Включается контактор Б по цепи: 45—4ЭР—31—ОД—137—М—139 — катушка контактора Б—102.

Дальнейшая последовательность действия элементов электросхемы аналогична работе схемы от кнопок приказа.

Режим ревизии. В этом режиме лифт управляется с крыши кабины нажатием на штифт кнопки двухкнопочного поста управления. Штепсельный разъем режимов работы устанавливается в положение «ревизия», при котором контакты ШРН разомкнуты, а контакты ШРР замкнуты. Управление лифтом из купе кабины и с остановочных площадок отключено. Двери шахты и кабины закрыты.

При нажатии кнопки двухкнопочного поста, например «вниз», включается контактор Н по цепи: 201а—ШРР—н. о. контакт «вниз»— 157—В—159 — катушка контактора Н—102. Контактор Н своим

замкнувшимся н. о. блок-контактом (201а—179) замкнет цепь питания контактора М. Контактор М включается, подается напряжение на обмотку малой скорости электродвигателя 1АД и катушки тормозного магнита ТМ и РФ. Снимается механический тормоз, и кабина начинает движение на малой скорости.

Кабина остановится по прекращении нажатия штифта кнопки «вниз», а при переходе уровня крайнего этажа — действием конечного выключателя ВК.

Движение вверх осуществляется аналогично, только в этом случае нажимают на кнопку «вверх» и включается контактор В.

Управление лифтом из машинного помещения. Выключатель ВВ устанавливают в положение управления из машинного помещения, при котором размыкаются контакты ВВ-3 и ВВ-1 и замыкается контакт ВВ-2 (127—201а). Пуск лифта производится нажатием на якорь этажного реле нужного этажа.

Сигнализация. На всех этажных площадках в вызывных кнопках установлены сигнальные лампы ЛЗ, сигнализирующие пассажиру о том, что лифт занят. Лампы ЛЗ включены: при открытых дверях шахты и кабины; при движении кабины; при наличии в кабине человека или груза массой не менее 15 кг.

Лампа ЛЗ установлена также на панели управления. В кабине на кнопочной панели устанавливается кнопка КВП, при нажатии которой в помещении дежурного звонит звонок ЗВП (звонок ЗВП может быть установлен в шахте лифта).

Схема пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей и вызовом кабины на любую этажную площадку


Схема пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей и вызовом кабины на любую этажную площадку

Типовая электрическая схема пассажирских лифтов грузоподъемностью 400 кг со скоростью кабины 1 м/с или грузоподъемностью 320 кг со скоростью кабины 0,71 м/с приведена на рис. 98. Эти лифты устанавливают в жилых домах до 12 этажей. На рисунке показана схема на пять остановок.

Общая схема пользования таким лифтом следующая. Для вызова кабины на любой этаж нажимают кнопку вызова на соответствующем этаже. Если кабина находилась не на вызываемом этаже, то она идет на этот этаж и после остановки автоматически открываются двери кабины и шахты. Если кабина находилась на вызываемом этаже, то после нажатия кнопки вызова открываются двери.

Пассажиры входят в кабину и на кнопочной панели нажимают на кнопку приказа нужного этажа. Двери закрываются, и кабина идет на заданный этаж. После прихода кабины на этот этаж двери открываются и спустя примерно с после выхода последнего пассажира закрываются. Если после вызова кабины и открытия дверей в кабину никто не вошел, то двери спустя с закрываются. Вызовы занятого лифта не регистрируются.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Для привода лифта использован двухскоростиой асинхронный двигатель Ml с количеством пар полюсов, что дает отношение малой скорости к большой 1:3.

Механический тормоз растормаживается тормозным электромагнитом постоянного тока ЭмТ, получающим питание через диоды Д1 и Д2, которые играют роль однополупериодного выпрямителя.

Двери кабины и шахты раздвижные с автоматическим приводом. Механизм дверей выполнен так, что их створки во время закрывания не могут развивать усилие, превышающее 153 Н. Асинхронный короткозамкнутый двигатель привода дверей М2 получает питание от понижающего трансформатора Тр4.

Напряжение подается в машинное помещение вводным устройством ВУ, состоящим из рубильника и емкостного фильтра, снижающего уровень радиопомех, поступающих в сеть от электрических аппаратов лифта.

Приводным двигателем лебедки и двигателем привода дверей управляют с панели управления, установленной в машинном помещении. На ней смонтирована вся релейно-контакторная аппаратура и автоматические выключатели ВА1 и ВА2 с максимальной тепловой защитой.

Электрическая схема лифта позволяет осуществлять следующие виды управления:
– внутреннее кнопочное из кабины и вызов пустой кабины на любой этаж, т. е. управление, соответствующее нормальной работе лифта;
– с крыши кабины в режиме ревизии; из машинного помещения при наладке лифта.

Из кабины управляют кнопками приказа 1 КнП — 5КнП\ пустую кабину вызывают кнопками вызова 1Кн—5Кн; с крыши кабины лифтом управляют кнопками К-Кн «Вверх» и К-Кн «Вниз»; из машинного помещения — кнопками М-Кн «Вверх», М-Кн «Вниз» и М-Кн «Стоп».

Из одного вида управления в другой лифт переводят переключателем ВР2 и штепсельными разъемами ШР2 и ШРЗ. В режиме нормальной работы лифта для его управления из кабины и по вызовам переключатель ВР2 ставят в положение «Нормальная работа», при котором контакты ВР2-1 и ВР2-3 замкнуты, контакты ВР2-2 и ВР2-4 разомкнуты (как это изображено на схеме); штепсельный разъем ШР2 вставлен, а разъем ШРЗ вместе с кнопками К-Кн «Вверх» и К-Кн «Вниз» удален из гнезда разъема ШР1.

Рис. 98. Принципиальная электрическая схема пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей и вызовом кабины на любой этаж

При использовании этажных переключателей в лифте с односкоростным двигателем (см. рис. 96) ролик переключателя переводится в среднее положение во время подхода кабины к уровню заданного этажа, а в рассматриваемой схеме (см. рис. 98) ролик переводится при подходе кабины к точке, где должен начаться переход с большей скорости на малую. Поэтому в последнем случае длина фигурной отводки этажных переключателей равна удвоенному пути кабины на малой скорости.

Кабина останавливается на уровне заданного этажа с помощью герконового датчика точной остановки ДчТО и реле точной остановки РТО. На схеме датчик ДчТО изображен в виде замыкающего контакта, управляемого магнитным шунтом. При наличии шунта контакт разомкнут, при отсутствии шунта — замкнут.

Двигателем дверей М2 управляют реле открытия дверей РОД и реле закрытия дверей РЗД. Когда они полностью открываются, двигатель дверей отключается концевым выключателем ВКО, а когда полностью закрываются — концевым выключателем ВКЗ.

Движение кабины как с пассажирами, так и пустой не может начаться, если все двери кабины и шахты не закрыты и не заперты. Это особенность лифта с автоматическим приводом дверей, так как в лифтах с ручным приводом кабина может идти на вызов с открытой дверью. Закрытие дверей шахты контролируют блокировочные контакты 1ДШ—5ДШ, закрытие дверей кабины — контакт ДК, а контроль запора дверей — контакты 1ДЗ-1, 1ДЗ-2, 2ДЗ-1, 2ДЗ-2, ЗДЗ-1, ЗДЗ-2, 4ДЗ-1, 4ДЗ-2, 5ДЗ-1 и 5ДЗ-2.

Все блокировочные дверные контакты включены непосредственно в цепь защиты лифта. В этой же цепи находятся кнопка М-Кн «Стоп», контакт концевого выключателя ВК защиты от подъема или спуска кабины за пределы установленного уровня, контакт защиты лифта от ослабления или обрыва канатов ограничителя скорости ВНУ, контакт выключателя цепи управления из приямка В2, контакт защиты от обрыва или ослабления натяжения подъемных канатов СПК, блок-контакт ловителя BJI и кнопка Кн «Стоп», расположенная на кнопочной панели в кабине.

Для подготовки лифта к работе включают рубильник вводного устройства ВУ и автоматические выключатели ВА1 и ВА2; загораются сигнальные лампы ЛСН1 и JICH2. Переключатель

ВР2 стоит в положении «Нормальная работа», в гнездах штепсельного разъема ШР1 находится вставка нормальной работы разъема ШР2.

В исходном состоянии, которое принято для рассмотрения последовательности работы элементов системы управления, пустая кабина находится на первом этаже, все двери шахты и кабины закрыты и заперты, включено реле контроля дверей РКД. Рычаг этажного переключателя 1ЭП находится в среднем положении, а рычаги этажных переключателей 2ЭП—5Э.П— в правом положении.

Чтобы открыть двери, пассажир нажимает кнопку вызова, в данном случае кнопку 1Кн. По цепи 249—97—119—117—11—15—51— 49—59—102 включается реле открытия дверей РОД, вследствие чего замыкается его блок-контакт (39—49), обеспечивающий питание реле РОД после отпускания кнопки 1Кн, включается реле времени РВ5, включается двигатель привода дверей М2 и реле времени РВ2. После полного открытия дверей в результате размыкания концевого выключателя ВКО отключаются реле РОД и двигатель М2.

Двери остаются открытыми в течение 7 с, так как после размыкания контакта РОД (101—29) обесточивается реле РВ5 с выдержкой времени на отключение 3,5 с. По его истечении обесточивается реле РВ2 с такой же выдержкой времени. Только после отключения реле РВ2 и замыкания его контакта (101—69), если в кабину не вошел пассажир и не нажал кнопку приказа, образуется цепь питания реле закрытия дверей РЗД и двери закрываются. Так как контакт ВР2 (117—21) разомкнут, исключается регистрация вызовов кабины с других этажей.

Пассажир входит в кабину и нажимает кнопку приказа нужного, например пятого, этажа 5КнП. Этот приказ регистрируется включением этажного реле 5РЭ, получающего питание по цепи: кнопка 5КнП — размыкающий контакт РКД (39—11), который замкнут при открытых дверях,— контакт переключателя ВР2-3 — контакты реле РТО и РД — вставка разъема ШР2.

Включение реле 5РЭ приводит к замыканию блок-контакта (31—125) в цепи катушки этого реле, обеспечивающего самоблокировку реле; к замыканию контакта (41—123) в цепи реверсирующего контактора KB, подготовляя его включение; к замыканию контакта (101—69), обеспечивающего включение реле закрывания дверей РЗД, затем реле РП1, реле РВ5 и двигателя М2 привода дверей. После отпускания кнопки 5КнП до начала движения кабины питание реле 5РЭ проходит по цепи: блок-контакт 5РЭ (31—125) — размыкающий контакт реле РОД — замыкающий контакт РП1.

Полное закрытие дверей ведет к разрыву контакта ВКЗ, отключению реле РЗД, отключению двигателя М2 привода дверей, обесточиванию реле РВ5, а также к замыканию контактов ДК, 1ДЗ-1, 1ДШ и 1ДЗ-2, включению реле РКД и контактора большой скорости КБ по цепи: контакты КМ— РОД—РКД — РОД — РП1 — ВР2 — РТО—РД—ШР2. Включение контактора КБ приводит к включению приводного двигателя Ml лебедки, включению реле РД, тормозного электромагнита ЭмТ и растормаживанию тормоза лебедки. Кабина начинает движение на большой скорости вверх. После начала движения кабины питание реле РП 1 идет по цепи: 101 — контакт 5РЭ—69—89; питание реле 5РЭ идет по цепи: 101—241—249 — контакт разъема ШР2—97 — блок-контакт КБ—167 — контакт KB—147— 123 — контакты 5РЭ, КБ, РКД—31— контакт 5РЭ—125; питание контактора КБ — через контакты цепи защиты (101—249)— разъем ШР2—97 — блок-контакт KB—167 — контакт KB—147— контакт этажного переключателя 5ЭП-2—123 — замыкающий контакт реле 5РЭ—41 — контакт КБ—31А — 137—139; питание контактора KB — через контакты цепи защиты (101— 249)— разъемы ШР2—97—167—147— 149.

Во время нахождения кабины между этажами реле точной остановки РТО включено, а в моменты нахождения кабины на уровне этажных площадок это реле отключено. По мере прохода кабиной уровней промежуточных этажей происходит последовательный переход этажных переключателей 1ЭП—4ЭП в левое положение.

При подходе кабины к пятому этажу рычаг этажного переключателя 5ЭП поворачивается под действием отводки на кабине в среднее положение. Контакт 5ЭП-2 размыкается, реле 5РЭ и контактор КБ отключаются.

Контактор КБ своими силовыми контактами отключает обмотку большой скорости приводного двигателя Ml лифта от сети, а размыкающий блок-контакт КБ (181—169) включает контактор малой скорости КМ. Этот контактор подключает к сети обмотку малой скорости лифтового двигателя Ml, скорость которого в результате торможения быстро снижается до малой величины.

После размыкания замыкающего контакта КБ (97—167) контактор KB получает питание через замыкающие контакты реле РТО (187—167) и в первый момент через замыкающий контакт реле РП1 (97—187). Последний размыкается с выдержкой времени 0,7 с после отключения его катушки замыкающим контактом реле 5РЭ (101—69). За это время успевает замкнуться замыкающий контакт контактора КМ (97—187), через который в дальнейшем получает питание контактор КВ.

Кабина на малой скорости подходит к уровню пятого этажа, в цепь датчика точной остановки ДчТО входит стальная полоса, установленная в шахте, контакт ДчТО разрывается и реле РТО отключается. Это приводит к отключению контактора KB вследствие размыкания контактов РТО (187—167) и к замыканию контакта РТО (37—37А).

Двигатель Ml лебедки и реле РД отключаются, после чего обесточивается тормозной электромагнит ЭмТ, лебедка затормаживается и кабина останавливается. Замыкание контакта РД (201—37) ведет к последовательному включению реле открытия дверей

РОД и двигателя М2. Двери открываются, и пассажиры выходят из кабины. По истечении 7 с отключается реле РВ2 и двери закрываются. Кабина остается с закрытыми дверями на этаже, соответствующем выполненному приказу, и может быть отправлена по вызову на любой этаж.

Для вызова кабины с одного этажа на другой, например с пятого на первый, нажимают кнопку вызова 1Кн. Так как кабина находится не на первом этаже и контакт 1ЭП-3 разомкнут, то реле РОД не включается и двери открываться не будут. Поэтому после включения реле 1РЭ включается контактор КБ по цепи: контакты КМ— РОД—31 А —РКД—31 —1 РЭ —15— 1Кн—21—РВ2—117—119—249, затем включается контактор КН и кабина идет вниз.

После того как она остановится на первом этаже, двери открываются автоматически так же, как в режиме выполнения приказа. Двери остаются открытыми за счет выдержки времени отключения реле РВ5 и РВ2 около 7 с. Если в течение этого периода пассажир не вошел в кабину или вошел в нее, но не нажал кнопку приказа, то двери закроются и кабина спустя 7 с может быть отправлена по вызовам на любой этаж, даже если в кабине находится пассажир. Это особенность рассматриваемой системы управления лифтом, в котором использована кабина с неподвижным полом.

Безопасность пассажиров при входе и выходе из кабины обеспечивается за счет особой конструкции привода дверей с блокировочным микропереключателем ВБР. Если в момент закрывания дверей входящий или выходящий пассажир попадает между дверными створками, то их движение задерживается, а контакты ВБР переключаются: контакт ВБР (39—49) замыкается, а контакт ВБР (57 А—79) размыкается. Реле РЗД отключается, реле РОД включается, двери открываются и, так как реле времени РВ5 и РВ2 после включения реле РОД получают питание, остаются открытыми еще в течение 7 с.

В схеме управления предусмотрены еще следующие блокировки.

Блокировка, исключающая вызов кабины на другой этаж в течение 14 с с момента полного открытия дверей или 7 с с момента закрытия дверей. Блокировка осуществляется с помощью контакта РВ2 (117—21) в цепи кнопок вызова.

Блокировка, снимающая питание с контакторов КБ, KB и КН, если при выполнении приказа после закрытия дверей эти контакторы не включаются. В этом случае реле РД не включается, а включенное реле РП1 отключается после окончания собственной выдержки времени, равной 0,7 с, и выдержки времени реле РВ5, т. е. через 4,2 с после отключения реле РЗД. Поэтому после размыкания контакта РП1 (39—127) питание с контактора КБ снимается.

Блокировка, исключающая возможность открывания дверей в момент начала движения кабины. Блокировка осуществляется контактом РП1 (49—49А), размыкающим цепь реле РОД в этот период.

Блокировка, обеспечивающая поддержание питания контакторов движения KB и КН при переходе кабины с большой на малую скорость за счет включения контакта РП1 (97—187) в цепь этих контакторов.

В режиме ревизии лифтом управляют с крыши кабины с помощью двухкнопочного поста управления с кнопками К-Кн «Вверх» и К-Кн «Вниз». Для перевода лифта на работу в режиме ревизии вставка штепсельного разъема 11JP2 вынимается и на ее место вставляется штепсельный разъем ШРЗ. Положение переключателя ВР2 может быть произвольным. В этом состоянии разрываются все цепи управления из кабины, с этажных площадок и из машинного помещения и по цепи через разъем ШРЗ (249—181) и контакт КБ (181—169) включается контактор КМ, подготавливая движение кабины на малой скорости.

Если цепь защиты, включая дверные контакты, замкнута, то при нажатии на кнопки, например К-Кн «Вверх», включается контактор KB и кабина идет вверх. Движение кабины прекращается после того, как кнопка отпущена.

Для управления лифтом из машинного помещения при его наладке и опробовании переключатель ВР2 должен стоять в положении «Управление из машинного помещения», при котором контакты ВР2-1 и ВР2-3 разомкнуты, а контакты ВР2-2 и ВР2-4 замкнуты. В этом режиме управления в гнездах разъема ШР1 должна находиться вставка штепсельного разъема ШР2. При таком состоянии системы управления постоянно включены реле РВ5 и РВ2, а все двери закрыты и заперты. Из машинного помещения лифтом управляют с помощью кнопок М-Кн «Вверх», М-Кн «Вниз» и М-Кн «Стоп». Если нажать кнопку М-Кн «Вверх», то независимо от положения кабины включаются этажное реле последнего этажа 5РЭ, затем последовательно контактор большой скорости КБ (по цепи 139—31А—31 — контакт 5РЭ—125—81—92—119—249) и контактор КВ. Кабина пойдет вверх на большой скорости. Автоматически она останавливается на уровне последнего, в нашем примере пятого, этажа в той же последовательности, что и в режиме нормальной работы. Разница состоит в том, что после остановки кабины вследствие разрыва цепи контактом ВР2-3 реле РОД не включается и двери остаются закрытыми.

Для отправления кабины вниз нажимают кнопку М-Кн «Вниз». В промежуточном положении кабина останавливается кнопкой М-Кн «Стоп», разрывающей цепь защиты лифта.

В рассматриваемой схеме предусмотрена минимальная сигнализация о состоянии лифта, выполненная с помощью сигнальных ламп 1JI3—5ЛЗ (лифт занят), установленных на соответствующих этажах, и лампы ЛЗ, расположенной на панели управления в машинном помещении. Сигнальные лампы «Занято» включаются при открытых дверях кабины и шахты размыкающим контактом РКД, а в периоды отключения вызовов кабины на другие этажи — замыкающим контактом реле РВ2.

Лампа основного освещения кабины JJ1 включается, когда открыты двери (размыкающим контактом РКЦ) и в периоды отключения вызовов кабины (контактом РВ2). Лампы аварийного освещения кабины JIA1 и JIA2 включены постоянно. Панель управления в машинном помещении освещается лампой ЛП, которую включают включателем В9. Ремонтное освещение подключают розетками Ш1 и LLI2, установленными в кабине, и розетками ШЗ в машинном помещении.

Обслуживающий персонал вызывают кнопкой КнВП, установленной в кабине, и звонком ЗвВП — в помещении дежурного по лифту.

В лифтах высотой подъема более 25 м предусмотрена телефонная связь между машинным помещением, с одной стороны, и кабиной или площадкой первого этажа — с другой. С этой целью используют телефонную трубку с микрофоном Мк1 и телефоном Тф1, подключаемую к штепсельной розетке ШТф1 в машинном помещении, и телефонную трубку с микрофоном Мк2 и телефоном Тф2, подключаемую к штепсельной розетке ШТф2 в кабине или к штепсельной розетке ШТфЗ на площадке первого этажа. Для переключения телефонной связи служит переключатель ВР7. Подвод питания к телефонным трубкам идет через выключатель телефонной связи В8. Разговор по телефону вызывается звонком ЗвС в машинном помещении и кнопками К-КнТф (в кабине) и 1-КнТф (на площадке первого этажа).

В современных домах предусмотрено большое количество различных удобств, обеспечивающих максимальный комфорт для проживающих людей. Одним из таких приспособлений является типовая схема пассажирского лифта, которая устанавливается в зданиях, где имеется от 9 этажей. Эти лифты рассчитаны на грузоподъемность от 320 до 400 кг при скорости кабины от 0,71 до 1,0 м/с.

Общая схема лифта

Обычно все механизмы лифта эксплуатируются следующим образом. Для того, чтобы вызвать кабину на какой-либо этаж, необходимо нажать соответствующую кнопку. Кабина приходит в нужное место, останавливается, затем происходит автоматическое открытие дверей. Если кабина уже находится на месте вызова, то при нажатии кнопки двери сразу же откроются.

Схема пассажирского лифта

После того как пассажиры зашли внутрь, нажимается кнопка с номером этажа, расположенная на специальной панели. Получив сигнал, кабина начинает подниматься или опускаться к заданному этажу. Двери перед началом движения автоматически закрываются. Если вызванным лифтом никто не воспользовался, двери через определенное время закрываются. В то время, когда лифт занят, регистрация его вызовов не производится.

Привод всего механизма осуществляется с помощью двухскоростного асинхронного двигателя. Малая и большая скорость соотносится в пропорции 1:3 благодаря определенному числу пар полюсов. Конструкция оборудована механическим тормозом. Для его растормаживания применяется специальный тормозной электромагнит, действующий при постоянном токе. Для его питания используются диоды, представляющие собой однополупериодный выпрямитель.

Схема пассажирского лифта

Открывание и закрывание дверей осуществляется путем автоматического привода. Данный механизм рассчитан таким образом, чтобы створки при закрытии не развивали усилия более 153 Н. Дверной привод оборудован асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с питанием через понижающий трансформатор.

Подача напряжения в машинное отделение производится через вводное устройство. В его состав входит рубильник и емкостный фильтр для понижения уровня помех, попадающих в сеть из электрической аппаратуры лифта.

Управление всеми приводными двигателями осуществляется со специальной панели, которая находится в машинном отделении. Она несет на себе всю управляющую аппаратуру вместе с автоматическими выключателями, имеющими наибольшую тепловую защиту.

Электрическая схема управления лифта

С помощью электрической схемы можно выполнять любое управление в соответствии с нормальной работой лифта. Существует управление с крыши или машинного отделения при производстве ревизии и наладочных работ. Для этого используются специальные кнопки, передающие определенные сигналы на движение.

Схема пассажирского лифта

Виды управления заменяются один на другой с помощью переключателя и штепсельных разъемов. В режиме нормальной работы переключатель устанавливается в соответствующее положение, когда одна группа контактов замкнута, а другая находится в разомкнутом состоянии. Нужный штепсельный разъем вставляется в свое гнездо, а тот который не задействован, удаляется из гнезда.

Когда используется электрическая схема пассажирского лифта с односкоростным двигателем, переключающий ролик находится в среднем положении при подходе кабины к заданному этажу. В других схемах перевод ролика осуществляется в точке смены скоростей с большой на малую.

Для остановки кабины лифта на нужном этаже используются герконовый датчик и реле, обеспечивающие точную остановку. Управление двигателем, открывающим двери, производится с помощью реле открытия и закрытия дверей. При полном открывании и закрывании на двигатель воздействуют соответствующие концевые выключатели.

Одним из видов подъемных механизмов являются различные виды лифтов. Они предназначены для транспортировки людей или грузов, путем подъема или спуска. Для перемещения кабины используются неподвижные жесткие направляющие, установленные в шахте в вертикальном положении. Нормальная работа всех систем обеспечивается с помощью специального электрооборудования. Поэтому, для таких устройств разработана общая принципиальная электрическая схема лифта, обеспечивающая их надежное функционирование.

Кнопочное управление лифтом

Принципиальная электрическая схема лифта

Для привода используется асинхронный двигатель с конструкцией фазного ротора. Его пуск производится трехступенчатым способом. Электромагнитный тормоз подключается параллельно с обмоткой статора. При включении питания колодки тормоза поднимаются, давая возможность для движения. Для включения контакторов ускорения используется реле времени.

Находясь в кабине, пассажир производит пуск кнопкой КП. Если же необходимо вызвать лифт извне, используется кнопка вызова КВ. Аппаратура управления включает в себя этажные реле ЭР, расположенные на соответствующих этажах. Здесь же располагаются и этажные переключатели ЭП. Для всех этих приборов предусмотрена общая панель управления. Общее количество приборов управления должно совпадать с числом обслуживаемых этажей.

Дополнительные устройства, приборы и оборудование

Принципиальная электрическая схема лифта

Для связи электрического оборудования и панелей управления используется гибкий кабель. В статорной цепи электродвигателя находятся конечные выключатели КВ, с помощью которых ограничивается движение кабины при аварийных ситуациях. В системе управления располагаются различные блокировки, повышающие безопасность пассажиров. Благодаря этим устройствам, работа лифта блокируется при открытых дверях, при срабатывании ловителей и обрыве канатов.

Работа конечных выключателей пола позволяет осуществлять вызов лифта только при отсутствии в нем пассажиров.Существует множество других полезных функций, которые обеспечивает принципиальная электрическая схема лифта. Она отличается простотой и надежностью в эксплуатации, обеспечивает устойчивую работу всего оборудования. Для его нормального функционирования необходимо проводить регулярные осмотры и профилактические работы.

Грузовые лифты работают практически по такой же схеме, за исключением отдельных незначительных отличий. Например, для электрического привода практикуется использование асинхронных двухскоростных двигателей. В целом, все оборудование пассажирских и грузовых лифтов обеспечивает необходимый уровень безопасности при эксплуатации.

Во многих зданиях и сооружениях используются различные виды пассажирских и грузовых лифтов. Данные механизмы особенно актуальны при большом количестве этажей и необходимости частых перевозок людей и грузов. Среди них довольно часто используется электрическая схема малого грузового лифта, который приводится в действие односкоростным асинхронным двигателем, а кнопочное управление расположено снаружи.

Технические характеристики

Типовая электрическая схема отображает малый грузовой лифт, грузоподъемность которого составляет до 100 кг, а количество остановок – от 3 до 12. Движение лифтовой кабины осуществляется со скоростью 0,5 м/с. В подъемном механизме имеется канатно-ведущий шкив, а расположение машинного помещения определено в нижней части сооружения.

Схема малого грузового лифта

В качестве примера рекомендуется рассматривать электрическую схему с тремя остановками. Для приведения лифта в движение используется короткозамкнутый асинхронный двигатель. Подключение питания к двигателю и тормозному электромагниту осуществляется через главный рубильник и автоматический выключатель, установленный для максимальной токовой защиты электрооборудования. Питание цепей управления происходит с помощью переменного тока напряжением 220 вольт, а для цепей сигнализации и освещения кабины используется переменный ток 24 В, выдаваемый понижающим трансформатором. Приведение лифта в действие выполняется с помощью контакторного управления электроприводом. Вся защитная аппаратура и элементы управления смонтированы в едином блоке.

Управление лифтом происходит с первого этажа, который используется как основной загрузочный. В этом месте производится установка кнопочной панели, где расположены кнопки приказа и кнопка СТОП. Схемой предусмотрено наличие на каждом этаже сигнального вызова кабины, и световой сигнализации о ее местоположении.

Для того чтобы исключить подъем и спуск кабины за границы установленных пределов, создается специальная защита с использованием конечного выключателя, смонтированного на кабине. В самой шахте устанавливаются специальные отводки, воздействующие на выключатель. Когда срабатывают ловители кабины, происходит аварийная остановка лифта за счет действия контакта ловителя. Блокировочные дверные контакты позволяют контролировать закрытие шахтных дверей.

Система управления лифта

В машинном помещении расположен специальный выключатель, с помощью которого отключается вся система управления. Перед началом работы лифта он включается вместе с рубильниками и автоматом. Движение кабины начинается, если нажата хотя бы одна кнопка приказа. При этом, контакты концевого выключателя и блокировочные контакты дверей шахты находятся в замкнутом положении. В таком же положении находятся контакты ловителя и кнопки СТОП.

Схема малого грузового лифта

Выбор направления движения и остановка кабины на заданном этаже выполняется с помощью этажных переключателей, которые устанавливаются в шахте на каждом этаже. На кабине закрепляется отводка, воздействующая на переключатели того или иного этажа. У каждого переключателя имеется четыре контакта, все действия которых зависит от того, в каком положении находится рычаг выключателя. В свою очередь положение рычага определяется местом расположения кабины по отношению к данному выключателю.

Если кабина находится на уровне этажа, то у этажного выключателя рычаг принимает среднее или нулевое положении, контакты 1 и 2 находятся в разомкнутом, а контакты 3 и 4 – замкнутом состоянии. Когда кабина опускается ниже любого этажа, рычаг переключателя на данном этаже будет находиться в правом положении, контакты 2 и 3 – замкнуты, контакты 1 и 4 – разомкнуты. Если кабина поднимается выше какого-либо этажа, контакты 1 и 4 принимают замкнутое положение, а контакты 2 и 3 – разомкнутое.

Кабина прибывает на требуемый этаж после нажатия соответствующей кнопки вызова. Одновременно срабатывает звуковой сигнал а сигнальный блинкер выбивает номер этажа, откуда поступил вызов. Звуковая и световая сигнализация располагается рядом с управлением лифтом.

Управление малыми грузовыми лифтами

В схеме управления малого грузового лифта предусмотрены различные виды сигнализаций. С их помощью выполняется контроль над положением кабины, состоянием шахтных дверей и общей работой лифта. В качестве световых сигналов используется лампа ЗАНЯТО, а также освещение кабины лифта во время работы и при открытых шахтных дверях.

Схема малого грузового лифта

Сигнальные лампы, контролирующие положение кабины, располагаются в световом табло, установленном на 1-м этаже. Они приводятся в действие с помощью контактов выключателя на том этаже, где находится кабина лифта. При размыкании контактов, сигнальная лампа тоже выключается. Для своевременного включения освещения кабины и лампы ЗАНЯТО используется промежуточное реле и блокировочные выключатели. В результате, свет будет включен, если открыта хотя-бы одна из створок шахтных дверей.

К выходу напряжения на 24 вольта выполняется подключение двух штепсельных розеток, обеспечивающих включение пониженного ремонтного напряжения. Одна из них предназначена для машинного помещения, а другая – для кабины. Схемой предусмотрена аварийная остановка лифта в случае поднятия или спуска кабины выше или ниже установленного уровня. Для этого используется специальный концевой выключатель, а также ловитель у которого срабатывает контакт. Аварийные отключения выполняются также при коротком замыкании в силовых цепях привода или перегрузке двигателя, при открытии хотя бы одной шахтной двери.

Читайте также: