Римская колонна своими руками из бетона

Обновлено: 04.05.2024

Великолепные руины вкруг лежат
И гордый Пантеон бросает вызов времени
Не покорён законами природы;
Могущественный гений римлян взнёс купол
Чтобы людям дать дом богов им покорённых
И поразить весь мир благоговением

Джон Коуртени "Поздравительная ода" (1792)

". ангельский, а не человеческий проект."

Микеланджело Буанаротти о куполе Пантеона

Американский инженер Давид Мур с женой посетили Рим в конце 1980-х годов, и служащий отеля, в котором они остановились, предложил им прогуляться к расположенному поблизости Пантеону. Мур так описывает это посещение:

"После короткой прогулки мы оказались перед необычно большим зданием круглой формы, облицованным однородным кирпичом и аккуратно увенчанным массивным куполом. Что-то из современного архитектурного мира, что мог бы создать знаменитый Фрэнк Ллойд Райт. Нет, это не может быть настоящим зданием древнего Пантеона. Оно слишком большое, слишком новое и совершенно во всех деталях, чтобы быть древним римским зданием, которому около 1800 лет.

Высокая колоннада крыльца с большими мраморными колоннами манила нас войти, и мы вошли через две впечатляющие высокие металлические двери. Вид внутри стал еще одним шоком. Мы стояли на отполированном мраморном полу с интересным рисунком. Удивительно, но римляне придали этому полу небольшой уклон посередине, чтобы облегчить дренаж. Осмотревшись, можно было увидеть несколько больших ниш в стенах обрамлённых резными колоннами из фиолетового мрамора. В свое время эти ниши были заняты важными статуями Рима. В центре потолка располагался большое световое окно, но что было действительно необычным для инженера, так это вафельные углубления, которые составляли нижнюю часть массивного купола.

Это здание выглядело слишком сложным для строительства, если обладать только с ручными инструментами древних римлян. Я попросил охранника у двери подтвердить что это здание действительно было построено римлянами во времена Христа. Он моментально развеял все сомнения в отношении своих соотечественников. Здание действительно было построено римлянами около 1800 лет назад и с тех пор не подвергалось перестройке. Да, оно было построено из римского бетона. В официальном туристическом проспекте говорится, что его купол перекрывает 44 метра. Я был поражен. Как можно построить такое большое, элегантное сооружение руками, используя какой-то таинственный бетон?"

Мур был настолько ошеломлен зданием, что следующие десять лет он посвятил изучению Пантеона и римского бетона, в результате чего увидела свет его книга "Пантеон: Триумф римского бетона". И он не одинок. Многие людей, впервые посещающие Пантеон, особенно архитекторы и инженеры-строители, приходят к подобным выводам, ошибочно полагая, что здание действительно великолепное сооружение начала двадцатого века или что здание действительно римское, но купол является современным дополнением или усовершенствованием. Если такие посетители также знают об ограниченном сроке службы современного бетона, они еще более ошеломлены. Не только потому что конструкция и качество работ слишком современно, но их сбивает с толку, как оно смогло простоять 2 тысячи лет без разрушения?

Можно легко отличить посетителей в первый раз оказавшихся в Пантеоне. Как и у Дэвида Мура, возникает удивление и трепет (многие англоязычные посетители не могут подавить " Вау!"или "О-о"), после чего следует вопрос: "как они это сделали"? На протяжении почти двух тысячелетий Пантеон обладал самым большим правильным куполом (половиной геометрической сферы) в мире. Папы, князья, короли, халифы, византийские императоры и немецкие избиратели подталкивали своих архитекторов к созданию зданий с куполами больше, чем у Пантеона, но все они не даже не приближались к его размерам, не говоря уже о том, чтобы превзойти его. Только современные технологии и материаловедение, позволили нам построить купола больше, чем в Пантеоне. Даже по сей день, несмотря на периодические землетрясения и постоянное воздействие окружающей среды на конструкцию, он по-прежнему крупнейший неармированный бетонный купол в мире.

Архитектор и инженер Аполодурус

Рис 13. Архитектор и инженер Аполодурус из Домаскуса. Аполордус совершил ошибку сделав саркастическую ремарку о восторге Императора Адриана куполом

Импертор Хадриан

Рис 14. Выдающийся, но обидчивый Импертор Адриан, возможный проектировщик нового Пантеона

Рис 15. Пантеон. Архитектурное и техническое совершенство построенное из римского бетона. В последствии Адриан приказал совершить самоубийство архитектору Аполордусу, который имел сомнения относительно купола.

Как же римляне это сделали?

Лучше всего сделать здесь паузу и рассказать увлекательную историю Пантеона. Как и у всех великих зданий, созданных человеком, история строительства Пантеона почти так же интересна, как и само здание.

Первые пару столетий Римской Империи были в целом счастливым периодом для ее жителей. Тиберий и Домициан, возможно, терроризировали Сенат, но, по большому счету, они правили хорошо. Даже во времена правления таких психов, как Калигула и Нерон, достойные подражания гражданские и правовые институты империи, разрушенные в Риме капризами и бредом безумных императоров, как правило благополучно работали в большей части Италии и провинций Империи. Убийство Домициана в 96 году н. э. положило начало тому, что большинство историков считают “золотым веком” империи, также известным как “правление пяти добрых императоров". Историк Эдвард Гиббон называет это время "счастливым периодом, протяжённостью более чем в восемьдесят лет", когда империя "охватывала самую прекрасную часть земли и самую цивилизованную часть человечества". Римский сенат выбрал одного из своих сенаторов преемником Домициана - Нерву, который вскоре ввёл в обращение лучший метод наследования престола, когда-либо известного, до или после. Выбранный Сенатом, потому что он был умным, гуманным, честным и трудолюбивым человеком, Нерва, в свою очередь, усыновил молодого человека с подобными качествами, Траяна, и назначил его своим преемником. Траян сделал то же самое, усыновив Адриана, а Адриан сделал то же самое, усыновив Антониуса Пия, и Антониус Пий сделал то же самое, усыновив Марка Аврелия. К сожалению, Марк Аврелий нарушил эту мудрую и давнюю традицию, назначив своим наследником - императором своего сына Коммодуса. К сожалению, Коммодус страдал манией величия.

Из пяти добрых императоров Нерва запомнился своей кроткой натурой, Траян - воинской доблестью, Адриан - многочисленными строительными проектами, Антонин Пий - спокойным и эффективным управлением империей, а Марк Аврелий - философскими размышлениями. Адриан был самым сложным, очаровательным и умным из этих пяти высокоинтеллектуальных людей. Он также был самым неприятным из группы. Вскоре после прихода к власти Адриан получил могущественного недруга в лице Сената, когда приказал казнить четырех сенаторов, людей, которые ему не нравились или которым он не мог доверять. Начинать правление с казни четырех сенаторов не очень то вяжется с обликом “хорошего” императора. Тем не менее, несмотря на дюжину примеров подобного “правосудия”, Адриан в целом был хорошим императором. Однажды, когда он путешествовал по провинции, к нему подошла женщина с петицией. Когда он попытался отмахнуться от нее, сказав, что у него нет времени чтобы рассматривать ее дело, женщина ответила: "Ну, тогда не будь императором!" Уязвленный этим замечанием, Адриан остановился и терпеливо выслушал ее просьбу. Политика Адриана была дальновидной и здравой. Он оставил многие восточные завоевания Траяна и отвёл римские войска за горы и перевалы, которые предоставляли естественную защиту. Чтобы предотвратить набеги варваров - пиктов, которые нападали с территории современной Шотландии на римскую Британию, он построил огромную стену через всю северную Англию, которая перемежалась фортами каждые полтора километра. Большая часть “Адриановой стены” сохранилась, хотя, как это произошло обычно с большинством римских сооружений, большая часть каменной кладки была разобрана столетия спустя для других зданий, в основном местных аббатств, церквей и домов фермеров.

Кажется, не было предмета, о котором Адриан не имел представления и не мог ничего сказать. Он приглашал ученых мужей на обед, обсуждая с ними широкий круг вопросов, а затем подробно - в деталях - указывал на ошибки каждого из своих гостей. Однажды знаменитый филолог Фаворинус из Арелата был гостем Адриана и они обсуждали этимологию слов. Адриан оспаривал теорию Фаворинуса о происхождении определенного слова, и последний признал, что император, вероятно, прав. Когда позже Фаворинус рассказывал друзьям эту историю, они начали упрекать его за то, что он поддался императору, так как он, Фаворинус, был почти наверняка прав насчет происхождения слова. Фаворинус покачал головой и сказал: "Вы, друзья мои, толкаете меня на кривую дорожку, и требуете чтобы я не считал человека командующего тридцатью легионами самым образованным из людей". Эта история стала широко известной, и вскоре император сослал Фаворинуса на греческий остров Хиос. Вот таким парнем был Адриан.

Вид внутри римского Пантеона

Рис 16. Вид внутри римского Пантеона с потоком света из "глаза" в вершине купола

Внутренняя поверхность перекрытия купола

Рис 17. Внутренняя поверхность перекрытия купола

Архитектурный план Пантеона

Рис 18. Архитектурный план Пантеона, показывающий массивные стены, построенные чтобы выдержать огромный вес бетонного купола, который до сих пор остаётся самым большим неармированным куполом в мире.

Помимо обширных знаний в истории, математике и философии, Адриан был архитектором-любителем, который питал страсть к куполам. Существует история, которая даёт представление о характере Адриана и, возможно, содержит важную информацию приведшую к созданию Пантеона. Однажды, когда Траян обсуждал проект строительства со знаменитым архитектором Аполлодором Дамасским, Адриан отважился сделать несколько предложений. Аполлодор велел ему не лезть не в свое дело и вернуться к рисованию своих “тыкв”, насмешливо намекая на увлечение молодого человека куполами. Это было весьма недальновидно со стороны Аполлодора, так как Адриан был человеком, который никогда не забывал и не прощал оскорблений. Когда Адриан стал императором, Аполлодор, пытаясь загладить свою вину, посвятил новому правителю книгу о полевой артиллерии. Ничего не получилось. В то время как Аполлодор, вероятно, ждал новых строительных заказов, которые он никогда не получит, Адриан решил построить великолепный храм, который бы щеголял такой “тыквой”, подобных которой мир никогда не видел. Архитектурный мотив, презираемый Аполлодором, купол, будет, наконец, реабилитирован зданием, от которого у всех захватит дух. Поскольку плотная застройка в центре Рима ограничивала возможности строительства - как обнаружил ранее Нерон - Адриан решил осуществить свою мечту, восстановив храм, сгоревший почти полвека назад: Пантеон Агриппы.


Экстерьер дома в классическом стиле всегда требует много затрат. Колонны – самый эффектный элемент, придающий фасаду благородство.

Превратить обычный круглый столб в колонну помогут подножие и капитель. Автор показывает, как своими руками из цемента создать основания любой формы.

Продумайте желаемый вид подножия и вырежьте из листа металла форму. Прикрепите лезвие к круглой трубе так, чтобы вы могли свободно двигать им по кругу. Также надо предусмотреть крепления, позволяющие менять радиус формовки.

Как создать основание колонны из цемента любой формы

Плотно воткнув трубу в землю, определитесь с высотой и размером постамента. Отняв несколько сантиметров на толщину изделия, сформируйте из песка основу.

Как создать основание колонны из цемента любой формы

Основные этапы работ

Для первого слоя вам понадобится жидкая цементная смесь, которая будет легко стекать по песочной форме. Отодвинув формовочное лезвие, покройте всю основу цементом. Состав быстро будет отдавать лишнюю воду песку и схватываться.

Как создать основание колонны из цемента любой формы

Теперь, используя уже более густую смесь, которую можно набрать на шпатель, покройте будущее подножие цементом. Постепенно уплотняйте слой, формируя лезвием очертания.

Как создать основание колонны из цемента любой формы

Финальным слоем вновь будет жидкий состав. Однако, стоит сделать смесь не такой текучей как вначале. Она заполнит все неровности, пузырьки и пустоты, придавая основанию идеально гладкую поверхность. На этом этапе важно следить, чтобы жидкий цемент попал на всю поверхность.

Как создать основание колонны из цемента любой формы

Песок быстро впитывает воду, так что цемент достаточно быстро начнёт твердеть. Пока он ещё пластичный, но уже не липнет к рукам, вырежьте по краю форму, удаляя подтёки из середины. Далее обрежьте снизу излишки цемента, придавая подножию колонны завершающий вид.

Как создать основание колонны из цемента любой формы

Если вы собираетесь устанавливать подножие вокруг уже существующего столба, разрежьте его пополам. Шов легко скроет тонкий слой штукатурки.

Основание для колонны готово! Вы можете придать ему любую форму, воплощая все свои задумки. По такой технологии даже у непрофессионала получится идеально качественное изделие.

Подробно о том, как создать основание колонны из цемента любой формы, смотрите в данном видеоролике.

Бетонные колонны – прочные несущие конструкции, основная задача которых состоит в обеспечении сооружениям должного уровня вертикальной жесткости и прочности. Как правило, выступают частью монолитного каркаса конструкции, поддерживая перекрытия, террасы, балконы и т.д. либо являясь декоративным элементом для украшения входной группы фасада и строения.

Колонны бывают металлическими, сборными и монолитными, подходящий тип элемента выбирают в зависимости от нужных характеристик (в первую очередь, несущей способности). Основная задача элемента – стать опорой для разнообразных элементов конструкции, обеспечить их вертикальную прочность и равномерно распределить нагрузку, устранить риск деформаций и разрушений, в редких случаях – украсить интерьер.

бетонные колоны

Смонтировать бетонные колонны для дома можно своими руками. При условии соблюдения всех норм производства и использования качественных материалов элемент будет точно соответствовать требованиям и характеристикам, эффективно выполняя возложенную на него функцию.

Назначение бетонных колонн

Элемент берет на себя и передает на фундамент нагрузку от вышестоящих конструкционных частей. Столбы из железобетона становятся опорой этажей, связывая конструкцию между основанием и потолочной поверхностью. Столб поддерживает разнообразные террасы, балконы, крыльцо, перекрытия, давая возможность реализовать любую дизайнерскую задумку и значительно увеличивая срок эксплуатации всего здания.

декоративные

Если речь идет о декоративном оформлении, то в таком случае бетонирование колонн выступает средством украшения фасада и интерьера. Часто их выполняют с подколонниками, консолями, капителями, украшают лепниной, оригинальными узорами, различными видами обработки материала.

классические декоративные

Виды и типы

Колонна бетонная по форме может быть: круглой, квадратной, прямоугольной, что определяется сечением опоры.

В соответствии с производственной технологией:

1) Сборные бетонные колонны – производятся на заводе, транспортируются на объект, сравнительно недорогие, обеспечивают быстрый монтаж, высокую скорость высыхания раствора.

сборные

2) Монолитные колонны – непосредственно на объекте заливают в формы. Есть возможность контролировать качество укладки раствора, протекание смеси. Но изготовление таких элементов конструкции требует больших трудо- и временных затрат, довольно дорогостоящее.

монолитные колоны

При выборе типа колонны очень важно учитывать тип маркировки готового железобетонного изделия данного типа.

  • Т1 – для фиксации бетонных консолей, установленных к основным колоннам перпендикулярно.
  • С1 – для устройства решетчатых связей.
  • Л1 – для монтажа лестничных пролетов с тремя маршами.
  • Л – связывают лестницы с двумя маршами.
  • П – используются в местах необходимости создания колонны под ригель (устанавливаются там, где есть поворот общего каркаса).
  • СС – опора с 2-4 гранями для качественного крепления стенок жесткости.
  • С – для закрепления разнообразных панелей, соприкасающихся со стенками жесткости.
  • Т – бетонные колонны на торцах строений ограждающих панелей.

Особенности устройства монолитных колонн

До того, как приступать к производству железобетонных опор, необходимо подготовить ровную площадку, позаботиться об инструментах и материалах, все разметить и рассчитать, потом выполнить все строительные работы. Требования к бетонному раствору просты – смесь должна быть пластичной и достаточно прочной.

Форма и сечение бетонных колонн, диаметр металлических стержней, марка бетона зависят от объемов воздействующей на элемент нагрузки (с учетом собственного веса опоры), климатических особенностей региона, этажности здания, назначения объекта.

В строительстве личного здания обычно квадратные опоры устанавливают там, где нужно забрать нагрузку перекрытий и передать ее фундаменту.

Создание монолитных колонн:

  • Конструирование опалубки
  • Монтаж металлического каркаса
  • Заливка колонн бетоном, обеспечение нормальных условий для его высыхания
  • Демонтаж опалубки после того, как бетонный раствор полностью высох и набрал прочность

Подготовка инструментов и материалов

Для качественного выполнения каждого из этапов работ по изготовлению колонн из бетона необходимо приготовить такие инструменты и приспособления: бетононасос, молоток, строительный уровень, прямоугольный уголок, деревянные распорки, шуруповерт, вибраторы, бетономешалка, рулетка.

Материалы: металлическая проволока, армированная сетка или металлические прутья, шурупы и гвозди, широкие доски, стальной прут, анкера, цемент, вода, известь, песок.

Бетонную смесь на объект поставляют в сухом виде либо готовят по рецепту: часть цемента, по две части гравия, щебня, песка, вода (в достаточном количестве, чтобы получить однородную пластичную смесь).

Установка опалубки

Опалубку сооружают с четырех сторон опоры, с нужными внутренними размерами. Для работ подходят доски, влагостойкая фанера. Щиты выравнивают вертикально по уровню, крепят шурупами или подкосами и деревянными распорками. Подкосы желательно заякорить опорными блоками в двух направлениях, что позволит не допустить сдвига. Уголком проверяют ровность прямых углов.

деревянная опалубка

Если предполагается сооружать высокую бетонную колонну, опалубку выполняют и монтируют с трех сторон, а четвертую наращивают в процессе заливки раствора.

Многие производители предлагают купить уже готовые конструкции, сделанные из пластика, дерева, металла. Металлические обычно многоразовые, быстро и легко собираются/разбираются, гарантируют правильную геометрию. Деревянные делают из брусков и досок, но из них может быть выполнена лишь квадратная, прямоугольная форма. Круглые формы выполняют из пластика. Одноразовые создаются из картона, их форма может быть только цилиндрической.

Армирование

Для установки колонны из бетона используют вертикальную арматуру с диаметром от 12 миллиметров. Обычно это четыре или шесть стержней, расположенных в углах квадрата или прямоугольника. Если высота арматуры составляет более 3 метров, создают настилы шагов в 2 метра.

армирование колон

Каркас из арматуры собирают различными способами. Если создается квадратная монолитная бетонная колонна с небольшим весом и объемом, каркас собирается в будущую форму опалубки вручную методом кантования. Если же вес велик, то прутья вяжут на местах, устанавливая стержни по отдельности. Готовую конструкцию монтируют с использованием различных подпорок, досок.

Стержни в каркасе больше 2 метров между собой крепят металлической вязальной проволокой с шагом в 20-40 сантиметров. Капители стоит укрепить арматурной сеткой.

Бетонирование

Бетон для заливки делают обычно на месте, из цемента марки минимум М400, гравия, щебня, песка. Для работы не подходит раствор, который применяют для заливки фундамента, монолитных стен. Хорошим выбором станет бетон с подвижностью П2 (в частном строительстве), если же заливается густоармированная колонна (сооружение столбов для строительства завода, к примеру), используют бетон П4.

заливка колон

Рецепты существуют разные, вот еще один: часть песка, 4 части гравия или щебня, 1 часть цемента. В процессе бетонирования важно следить за неподвижностью каркаса и нахождением его на своем месте. В случае необходимости конструкцию корректируют и устанавливают строго вертикально.

Само бетонирование осуществляется послойно, толщина одного слоя должна быть равна 30-50 сантиметров, заливается, пока не схватился предыдущий слой. 5-7 сантиметров раствора до верха опалубки не доливают.

Когда бетонируют, обязательно следят за утрамбовкой смеси: можно выполнить специальным вибратором либо вручную, удаляя воздушные пробки простукиванием молотком опалубки или штыкованием металлическим прутом в раствор. Если колонны больше 5 метров, для усадки планируют технологические перерывы длительностью 40-120 минут.

Демонтаж опалубки

Срок набора прочности бетона составляет 28 дней с оптимальными температурными условиями плюс-минус в зависимости от окружающих условий – влажность, правильность ухода. В среднем период выстаивания колонн составляет до 10 дней летом, когда уже есть сформировавшиеся боковые грани и углы. Лишь тогда опалубку можно демонтировать. В процессе высыхания бетона (28 дней) запрещено выполнять любые работы, связанные с нагрузкой на колонну и ее основание либо близлежащие части конструкции.

Как сделать колонны из бетона своими руками

При условии правильного выполнения всех работ и соблюдения нормативных требований, учете разнообразных внешних факторов (тип грунта, климатические особенности, высота объекта и т.д.) и использовании качественных материалов вполне возможно создать бетонные колонны самостоятельно. Главное – верно определить нагрузки, заранее сделать расчеты и неукоснительно им следовать.

Полезное видео по теме

Надеюсь и это видео будет вам полезным:



Арт-бетон: делаем своими руками

В современном строительстве примерно в 90-95% случаев наиболее популярным и востребованным материалом являются бетоны разных марок и разных классов прочности. Основными его преимуществами являются пластичность в жидком виде и превосходная прочность камня при затвердевании, что, собственно, и нужно для архитектурных сооружений разного характера. Целью этой статьи является короткий обучающий курс, как сделать архитектурный бетон своими руками и для чего его можно применять в домашних условиях.

Что такое архитектурный бетон

Начать, пожалуй, лучше всего с истории получения французским предпринимателем Антуаном Боне архитектурного бетона своими руками в 1928 году (как видите, не прошло даже полного столетия). У него появилась идея создания парка по типу Ноева ковчега, где бы находились все животные, проживающие на нашей планете, но от первоначального замысла пришлось отказаться, так как каждому живому существу присущи разные природные условия существования. Тем не менее, выход нашелся – Винсент Галл (строитель) предложил ему сделать четвероногих из бетона в виде скульптур в натуральную величину. Приступив к работе, все убедились, что этот проект имеет неплохие перспективы.

Самыми первыми скульптурами, созданными в парке Антуана Боне, было семейство черепах. Их делали по тому же методу, который используют и сегодня – сначала вязали проволочный каркас, а затем скульптор придавал нужные очертания фигурам с помощью цементного раствора. Об этом событии написали все парижские газеты, и в парке случилось что-то невероятное – практически началось паломничество парижан и гостей столицы. Черепах стали делать под заказ, и это приносило неплохую прибыль. Со временем в парке появились и другие животные: медведи, олени, зайцы, волки, тигры, носороги, бегемоты и так далее. К сожалению, началась. Вторая мировая война и в 1940 году парк подвергся бомбардировке, а уцелевшие фигуры были вывезены в Германию, где их след затерялся окончательно.

Безусловно, это было серьезной потерей для искусства, но, к счастью, технологию производства таких скульптур успели описать несколько французских изданий и даже некоторые европейские газеты. Они описывали создание имитации древесной и каменной структуры, рассказывали о том, как можно воспроизвести из цементного камня шерсть и перья животных и птиц. Кроме того, был снят документальный фильм, где рабочие, занимавшиеся созданием скульптур, показывали, как повторить рельеф черепашьего панциря и особенности ваяния разных частей тела других животных.

Тем не менее, как отдельный стройматериал, архитектурный бетон получил патент в Соединенных Штатах только в начале 60-х годов прошлого столетия. Связующим компонентом для такой смеси в любом случае остается цемент, в который добавляют различные наполнители, пластификаторы и красящие пигменты. Но архитектурный бетон, в отличие от привычных строительных смесей, имеет мелкозернистую структуру с низкой гигроскопичностью. Затвердевший цементный камень такого типа поддается шлифовке и не реагирует на природные температурные перепады. Основным визуальным отличием такой смеси можно назвать широкую цветовую гамму.

Разновидности архитектурного бетона

Как правило, архитектурный бетон своими руками делают для ландшафтного дизайна и сегодня для этих целей используют, как минимум, три вида растворов:

  • Обычные бетонные смеси определенной марки и класса прочности, необходимые для создания простых геометрических форм – чаще всего, это основа или подставка для скульптуры. Такой раствор заливают в опалубку и уплотняют методом вибрации. Смесь называют геометрическим бетоном.
  • Декоративные смеси нужны для создания различных элементов украшения – они эластичны и тоже заливаются в формы, только в данном случае, это более сложные матрицы. После затвердевания изделия иногда подвергают малярной обработке. Смесь называют декоративным или художественным бетоном.
  • Скульптурные смеси наиболее эластичны и по вязкости напоминают глину, а процесс схватывания растянут на несколько часов (длительность зависит от пластификатора). Для раствора зачастую используют декоративный цемент нужного цвета, а вместе с песком порой добавляют каолин (белую глину). Смесь называют скульптурным бетоном.

Использование архитектурного бетона

Для подавляющего большинства людей такое понятие, как бетон, ассоциируется с чем-либо серым, холодным и в то же время прочным, монументальным, но это не всегда соответствует действительности. На сегодняшний день, благодаря возникновению структурного экспрессионизма и таких направлений, как хай-тек, лофт, модерн и минимализм, мелкозернистые бетонные смеси получили как бы вторую жизнь – их стали использовать в архитектуре ландшафтного дизайна, экстерьера и интерьера.

Области применения архитектурного бетона:

  • В интерьере такие смеси используют для создания панно с объемным рисунком, колон, карнизов и декоративных решеток.
  • В экстерьере архитектурный бетон применяют для имитации натурального камня, создания барельефов, атлантов, кариатид и различных фигурок людей и животных.
  • В ландшафтном дизайне из художественного бетона делают различные скульптуры зверей и сказочных персонажей, бордюры, заборы, столбы, светильники, а также объемные кашпо или целые художественные композиций.

Как правило, тех домашних умельцев, которые ищут способы, как сделать архитектурный бетон своими руками, прежде всего, интересует ландшафтный дизайн и реже – отделка фасадов. Но, какие бы категории людей не искали ответ, такая «каста любознательных» существует, и я собираюсь дать более подробные рекомендации по этой теме. Так что всех, кто знает русский язык – милости просим.

Самостоятельное изготовление архитектурного бетона

Пожалуй, можно начать с таблицы пропорций ингредиентов для разных видов бетона и она расположена ниже.

Классификация бетонов Ингредиенты в объемном соотношении
Портландцемент М500 Просеянный песок Гранитный щебень Красящий пигмент Пластификатор
Геометрический 1 4 3 0,1-0,15 0,02-0,04
Декоративный 1 3 2 0,05-0,1 0,05-0,07
Скульптурный 1 3 0 0,1-0,15 0,1-0,15

Примечание: в таблице не указано соотношение воды к сыпучим стройматериалам, но в данном случае установить точную дозировку невозможно, так как на это влияет влажность песка и щебня.

Примечание: в таблице не указано соотношение воды к сыпучим стройматериалам, но в данном случае установить точную дозировку невозможно, так как на это влияет влажность песка и щебня.

Чтобы раствор получился качественным, а это означает, что он будет обладать высокой прочностью, твердостью и отсутствием хрупкости, при смешивании компонентов важно соблюдать очередность их добавления. В первую очередь, нужно определиться с количеством воды и если вы, к примеру, собираетесь задействовать ведро цемента, то для начала залейте в бетономешалку 2/3 ведра воды – остальное добавите в процессе по необходимости. Затем засыпьте во вращающийся барабан цемент и перемешайте, чтобы там образовалось цементное молочко в виде густой жижи, а также в процессе можете добавить красящий пигмент и пластификатор. После этого, опять-таки во вращающийся барабан, добавьте нужное количество песка и перемешивайте до получения однородной массы, но если она слишком густая – подлейте 0,5-1 литра воды и только после этого добавляйте щебень.

Важная рекомендация! Для изготовления скульптурного бетона щебень не используют, но очередность добавления ингредиентов не меняется. Зато консистенция смеси в данном случае должна напоминать размоченную глину, что позволит придавать скульптуре нужные очертания.

Полиуретановые формы для разных изделий

Для создания каких-либо фрагментов из геометрического или декоративного бетона необходимо изготовить одну или несколько матриц, куда вы будете заливать готовую смесь. В данном случае речь идет о небольших фигурках типа имитации декоративного камня, тротуарной плитки, балясин, капителей, пилястр, и даже колонн. Такие формы, как правило, делают из двухкомпонентного состава, содержащего жидкий (литьевой) полиуретан и отвердитель от английского производителя Duramould ET 45A. Он продается в двух полупрозрачных пластиковых канистрах по 5 литров каждая, где жидкость в одной емкости имеет красный цвет, а в другой она прозрачная.

Для примера возьмем отливку матрицы для имитации декоративного камня, как на верхней фотографии. Для этого вам понадобится несколько натуральных или искусственных камней, которые нужно выложить в коробку из фанеры или ОСП (OSB) на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы разделить фрагменты между собой. Наберите в какую-то пластиковую емкость по пол литра жидкости из каждой канистры и тщательно перемешайте миксером до состояния однородной массы – это легко определить, благодаря разному цвету компонентов. Выставьте коробку с камнями на горизонтальной плоскости по уровню и залейте полученной смесью. Если хотите сделать большую форму, то полиуретана и отвердителя нужно смешивать больше. Например, по одному литру, но это вы сможете определить в процессе работы.

После заливки образцов в фанерной коробке нужно оставить эту массу на сутки при температуре воздуха от 15°C до 25°C – это оптимальный вариант, хотя, конечно, существуют небольшие допуски до 2-3°C. По заводской инструкции для такого процесса необходим вакуум, но вряд ли кто-то имеет в домашнем хозяйстве вакуумную камеру, поэтому попросту обходитесь без нее. Перед заливкой смеси литьевого полиуретана с отвердителем образцы плиток желательно приклеить к днищу коробки, а их лицевую сторону вместе с днищем смазать любым машинным маслом или отработкой – такие предосторожности позволят легко разъединить матрицу с образцами.

Преимущества и недостатки арт-бетона

Как и у всех строительных материалов, у архитектурного бетона имеются свои плюсы и минусы и вот основные позитивные стороны:

  • Изделиями из архитектурного бетона можно украсить дизайн ландшафта, экстерьера и интерьера здания.
  • При необходимости можно заменить поврежденные фрагменты или реставрировать их скульптурной смесью.
  • Отменная прочность отвердевшего бетона позволяет создавать не только украшения, но и несущие конструкции типа лестничных маршей, балясин, колонн, балюстрад и т.д.
  • Длительный срок эксплуатации изделий из архитектурного бетона. Этот ресурс также можно увеличить, если в смесь добавить специальные полимерные волокна.
  • Невысокая стоимость материалов для изготовления смеси. Если сравнить соотношение цены и качества, то арт-бетон, безусловно, окажется гораздо дешевле аналогичных украшений из металла и даже несколько дешевле гипса.

К негативным сторонам такого материала можно отнести:

  • Архитектурный бетон имеет большую удельную массу, поэтому его не рекомендуют использовать для стен деревянных, каркасных и глиняных построек. В критических ситуациях это может привести даже к разрушению.
  • Монтаж объемных скульптур возможен только при помощи специальной техники.
  • Длительность процесса - для полного отвердевания различных изделий из такой смеси потребуется три недели.

Заключение

В заключение хочу обратить ваше внимание на материалы для изготовления архитектурных смесей. Лучше всего для скульптурного бетона использовать кварцевый песок, а для геометрического и декоративного раствора хорошо просеянный от камней речной (крупный) песок. Щебень должен иметь очень мелкую фракцию, не более 5-20 мм, а также можно заменить его гранитным отсевом.

Которой мы говорим: "Не сегодня!" и начинаем украшать свою съемную квартиру (где ,собственно, полный "Пэ" в плане ремонта).Естественно я тот ещё еврей, и душа у меня совсем не щедрая , так что будет максимум экономии, треш и хардкор в стиле Тарантино.
Поехали, ребята. Так как клейка обоев никому не интересна я пропущу этот момент. И начнем делать ,мать вашу, КОЛОННУ!

(подсветка для эффектности, обычно выключен бывает (из светодиодной ленты))

Начнём с самого неприятного: выйдем на улицу, а точнее в строительный магазин ,чтобы закупиться. Я затаривался в нескольких магазинах , так что советовать определенный не буду , разве что Леруа и то из-за дешевизны .
[Заметка!] Если нет машины, лучше приманить чем-нибудь своего друга или подругу , или вызовите такси ( но это лишние расходы, так что друг самое оптимальное, он вам и поможет потом,если захочет)
Сразу предупреждаю, что я не особо смыслю в строительстве и т.д. Так что ярые мастера этого дела , простите за то что из ваших глаз пойдет кровь.
Как грится: Поехали!

Ингредиенты для нашего блюда:

Жидкие гвозди - 1шт - ~150р + ~100р пистолет для него.

Профиль декоративный полистирол, дл. 2м, 35х35мм (плинтус потолочный и материала близко похожего на пенопласт) - 12 шт - стоимость ~ 370р

Плита потолочная (без рисунков) - 1шт - ~ 60р

Двусторонний скотч - 1шт - ~110р
Стенофлекс 400 (берите самую большую ) - 1шт - ~200р

База к Пилястре - 3 шт - ~1800р - Да да, тут мой еврей тоже взбунтовался,но этой цифры можно избежать если ставить колонну в угол, там понадобится одна штука.Я решил идти по-хардкору и поставить колонну в середине стены , чтобы оставшуюся часть стены сделать как рабочее место со столом и всякими преблудами .

Можно ещё поставить колонну в середине комнаты,но тогда понадобится аж 4 штуки этих баз и на 2-3 плинтуса побольше.

Нужен строительный нож со сменными лезвиями на всякий случай , так что приплюсуем ещё 150р.

Итого у меня вышло: 2,520р + 160р за шаверму в лаваше от изысканного шеф повара .

Начнём.
начальный этап фотки не додумался сделать, извинияйте:(

Сначала вымеряем высоту наших Баз к Пилястрам , делаем карандашом отметку на стене.
Берём наш Стенофлекс

Читайте также: