Рельефное изображение выгравированное вручную на деревянной доске это

Обновлено: 27.04.2024

Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше

Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.

на дереве — стала одной из «великих сил , которые превратили Средневековье в современность», писал в 1883 году Джордж Вудберри в своей « Истории ксилографии». Благодаря тиражированию , обычные люди получили доступ к книгам и произведениям искусства , которые раньше могли себе позволить только короли и богачи.

Ксилография

Описание техники ксилографии. Это процесс создания рисунка на поверхности деревянной доски с помощью ножей и других инструментов. Его можно нарисовать непосредственно на блоке или перенести с листа бумаги , закрасив мелом или графитом тыльную сторону , приложив к панели и проведя по линиям рисунка стилусом. Графит оставляет следы на поверхности , печатник стамеской , долотом или ножом аккуратно вырезает те участки , на которые не должны попасть чернила.

На полученный рельеф ( вот почему гравюры на дереве относятся к группе техник , называемых рельефной или высокой печатью) с помощью штемпельной подушечки или валика аккуратно наносятся чернила. После этого блок переносят на печатный станок , на его покрытую чернилами поверхность кладут лист увлажнённой бумаги и прижимают прессом ( для получения ранних рельефных отпечатков матрицу , по-видимому , просто прижимали к бумаге рукой , не заботясь о равномерном распределении чернил).

Эдвард Мунк. Две женщины на берегу

Нюансы ксилографии. Деревянные блоки обычно изготавливают из мягких пород дерева , таких как груша. Панели высушивают в естественных условиях для снижения уровня влаги в древесине , что предотвращает коробление и растрескивание.

Размер деревянного блока зависит от изображения , но в конечном итоге ограничен параметрами печатного станка. Поэтом большие гравюры печатались по фрагментам , которые затем соединялись вместе. Блоки маленьких размеров менее подвержены растрескиванию из-за старения или давления в процессе печати. Толщина блока также имеет значение для простоты использования и предотвращения износа ( идеальная — около 2,5 см).

Одно из отличий ксилографии от других техник изготовления печатных изображений в том , что на бумаге отпечатывается остаточная текстура древесины , из которой изготовлен блок.

Франц Марк. Школа верховой езды

Интересные факты о ксилографии. В середине XVII века японские художники использовали деревянные блоки для печати гравюр укиё-э ( «плывущий мир»). При создании первой печатной формы оригинальный рисунок тушью крепился к доске и при вырезании областей уничтожался. Затем на пробных чёрно-белых отпечатках художник отмечал нужные цвета , а резчик делал необходимое количество печатных форм , соответствующих одному цвету или тону. После этого их поочерёдно прижимали к влажной рисовой бумаге.

Яркие примеры ксилографии. Самый известный пример виртуозного использования гравюр на дереве — серии « Апокалипсис» и «Жизнь Марии» Альбрехта Дюрера. Художник также выиграл суд против венецианца Маркантонио Раймонди, который скопировал доски вплоть до авторской монограммы AD. Это первый в истории судебный иск о защите интеллектуальной собственности.

Все, что нужно знать о ксилографии

Ксилография считается одной из самых древних гравировальных техник. Она уходит корнями в Дальневосточный регион – в Японию, Корею, Китай. Еще с VIII столетия (как минимум) там известна была ксилография, в Европу же она попала лишь в XIV веке. И главная особенность техники в том, что мастер изготавливает печатную форму, а не рисунок, и именно с формы он делает оттиски.



Особенности и история

Техника считается разновидностью тиражной графики. Печать на бумаге достигается с помощью оттиска зеркального изображения с деревянной гравированной доски. Ксилография – это совмещение слов xilo (дерево) и grapho (пишу). Возникло это искусство в Древнем Китае, скорее всего, в VI столетии. Оттуда оно пришло в соседние страны – так появились японская и корейская гравюры. Наиболее древним образцом гравюрной техники считается «Алмазная сутра», печатный буддийский текст. Он датируется 868 годом, и сегодня уникальное творение находится в Британской библиотеке.



Ксилография в Европу пришла с большим опозданием, только в конце XIII века. Этому способствовало то, что итальянские мастера дошли до понимания изготовления бумаги промышленным способом. А из Италии интересная техника распространилась по другим европейским странам. Изобретение книгопечатания (1445 год) привело к тому, что ксилография быстро стала доминирующим методом создания графических книжных иллюстраций. Правда, в начале XVI века она уступит свое место офорту (технике глубокой печати с применением металлопластин).


Стоит отметить, что в России ксилография преобразовалась в особый вид печатной графики – лубок. Вручную раскрашивали печатный оттиск на бумаге и благодаря этому получали яркие картинки. И где-то до середины XIX века лубок, можно сказать, обслуживал религиозную и философскую, сказочную и историческую, былинную, пропагандистскую иллюстрации.

Англичанин Томас Бьюик в XVIII веке изобрел поперечную ксилографию, что дало новый виток популярности этому искусству на дереве. Печать с деревянных досок снова становится востребованной, только, помимо разных картинок, теперь гравюра помогает делать и репродукции известных картин.


Описание техники:

рисунок создается на поверхности деревянной доски ножом либо другим похожим инструментом;

изображение рисуют прямо на блоке либо переносят с бумаги, закрашивая графитом/мелом тыльную часть – лист прикладывают к панели, проводят по линиям рисунка стилусом;

графит оставляет на поверхности следы, печатник вырезает те участки, на которые чернила не должны попадать;

на образованный рельеф штемпельной подушечкой либо валиком деликатно наносятся чернила;

затем блок отправляют на печатный станок, на покрытую чернилами поверхность кладут увлажненную бумагу и прижимают прессом (раньше прижимали рукой, но тогда чернила могли неравномерно распределяться).



Сами деревянные блоки, выполняемые обычно из мягких пород дерева, высушивались в естественных условиях, чтобы влаги в древесине стало меньше. Это помогало не растрескиваться блоку. Кстати, размер блока зависел и от изображения, и от параметров печатного станка.

Большие гравюры приходилось печатать по фрагментам, соединяемым потом вместе. Маленькие блоки меньше растрескивались. А идеальной считалась толщина блока в 2,5 см.


Виды техники

Есть продольная, а есть торцовая ксилография – это две основные разновидности и по сей день.

Продольная

Изначально европейская ксилография напоминала технику изготовления досок для набойки. В продольной гравюре строил форму нож, гравер имел несколько ножей разных форм и величины. Древесная плоскость отшлифовывалась, на нее наносился рисунок, затем его линии обрезали острым ножиком с обеих сторон, а штрих оставался нетронутым. Вот почему продольную гравюру также часто называли обрезной. Фон же выбирался с помощью широких стамесок, доходя до глубины в 5 мм максимум. Затем доску закатывали особой краской и делали оттиск на бумагу.


Обрезная гравюра имела исключительную особенность – в ней доминировал черный штрих. То есть чисто технически можно было делать и белый, в некоторых флорентийских изданиях XV-XVI вв. заметен и он. Были даже гравюры в стиле негатива, белым по черному. Но все это не более чем исключение. Белый штрих занимал очень скромное место.

Те, кто сегодня работает в технике продольной ксилографии, используют нередко инструменты из линогравюры. Это полукруглые и угловые стамески, напоминающие клюкарзы, и не только.



Торцовая

Другое название – тоновая. А также ее называют репродукционной гравюрой. Для книжной графики такое изобретение было революционным. Тогда ксилография снова стала доминатором в книге, потеснив уже и офорт, и резцовую гравюру на металле. Поверхность торцовой доски была твердой и однородной, а значит, на ней элементарно легче было получить и тонкие линии, и сложные тональные решения. Легче в сравнении с продольной доской.


Главный инструмент торцовой гравюры – штихель. Он похож на те, что используют в глубокой гравюре по металлу, только разнообразие форм более очевидно. Штихель – это такой узкий стальной стержень, который может иметь разные сечения. Длина его порядка 10 см, режущий конец заточен под углом в 45 градусов. Другой конец режущего элемента вставляется в грибовидную ручку. Нижняя часть ручки срезается плоско. Если штихель с ручкой класть на доску, режущий кончик может оказаться приподнятым.



Почему же торцовую гравюру называют еще и тоновой? Дело в том, что у нее есть широкий линеарный диапазон. Он помогает создать произведения, которые по пластической выразительности можно назвать богатейшими.

Например, четко рисующий черный цвет и белый штрих, или пятна с фактурными характеристиками, а еще уникальные переходы тона. Вот почему такую технику часто используют для репродуцирования.



А еще этот вид ксилографии отличает долговечность печатной формы. Качественные оттиски исчисляются сотнями, а иногда и тысячами. Торцовые доски частенько применялись даже для типографского обычного тиражирования, включенные в форму для печати заставок, инициалов или даже мини-иллюстраций. И тираж, с относительно малым изменением качества, доходил до десятков тысяч.



Область применения

Сегодня можно проследить моду на уникальность, ручной труд, ремесленничество. Хочется возрождения и тех техник, которые вытеснило массовое производство. Ксилография и относится к такому изобразительному жанру. Она помогает вырезать штампы и логотипы, делать интересные иллюстрации. Например, красивые этикетки могут быть продуктом ксилографии, туда же идут и штампы для авторских открыток. А также с ее помощью делают современные плакаты, афиши.

Если кто-то захочет сам постигнуть это искусство, все вполне реально. Даже детскую резьбу по дереву можно преобразить в ксилографию.



Алгоритм создания такой гравюры выглядит примерно так.

Сначала создается эскиз. Он отрисовывается обязательно со всеми подробностями. Он потом будет перенесен на линолеум с помощью копировальной бумаги.

Теперь берется линолеум, лучше обработать его тонким слоем темперы, чтобы оттиск получился более качественным. А чтобы краска лучше распределилась, ее лучше накладывать пальцами. Немножко краски выдавливается на подушечки пальцев, и потом она набивается на гладкую сторону линолеума равномерно. Краске надо дать высохнуть.

Пока высыхает краска, нужно покрыть эскиз тонким слоем растительного масла. Оно пропитывает бумагу насквозь, что делает ее прозрачной, фактически калькой. И потому рисунок легко можно перевернуть, перенести не зеркальным. Хотя, конечно, эскиз можно элементарно отсканировать (если есть сканер), отразить зеркально в графическом редакторе, а потом просто распечатать на принтере.

Когда темпера высохнет, надо взять копировальную бумагу и перенести эскиз на форму. Бумага с эскизом не должна съезжать. Можно даже зафиксировать ее скотчем.

Как только эскиз перенесен на линолеум, изображение отрисовывается маркерами.

Теперь можно браться за штихель. Вырезают исключительно светлые части – только пространство между черными линиями и штрихами.

Когда гравюра готова, берется пластмассовая доска, на нее металлической лопаткой выкладывают краску. Лучше не жалеть краски, потом излишки все равно легко соскребаются в банку. Выложенную краску надо раскатать резиновым валиком по доске. Когда краска равномерно легла на валик, он накатывает ее по вырезанному линолеуму. Потом надо перевернуть линолеум, осторожно прислонить его к бумаге, делая оттиск.




Самодельная гравюра готова. Ее самостоятельное изготовление показывает, как можно применять древнюю технику (для декоративных панно, например). Используют эту гравюру и для изображений на текстиле. Например, можно сделать оттиск на льне, из которого потом будет сшита сумка-шоппер.



Примеры работ

Рассмотреть нюансы техники, ее выгодные стороны можно на красивых примерах.

Вот 10 красивых работ в технике ксилографии.

Не самые сложные, доступные для начинающих работы. Интересны тем, что выходит целая серия картинок.

Ксилография — это гравюра на дереве, разновидность тиражной графики, техника высокой печати на бумаге посредством оттиска зеркального изображения с гравированной деревянной доски. Название термина ксилография происходит от двух греческих слов (xýlo — дерево и grapho — пишу).

Ксилография. Альбрехт Дюрер. «Снятие пятой и шестой печати», 1498

История ксилографии

Ксилография — древнейший технический прием тиражного (массового) размножения изображений, история этого вида графического искусства насчитывает, по самым скромным подсчетам, свыше 1500 лет.

Ксилография возникла в Древнем Китае в VI веке нашей эры и оттуда проникла в соседние государства (Корею и Японию). Наиболее древний образец этой техники — печатный буддийский текст с рисунками «Алмазная сутра», датированный 868 годом нашей эры, сегодня хранится в архиве Британской библиотеки.

Ксилография. «Алмазная сутра», 868 год нашей эры

В Европе ксилография появилась значительно позже, лишь в конце XIII века, когда итальянские мастера научились изготавливать бумагу промышленным методом. Из Италии техника печати с использованием рельефных деревянных досок распространилась в другие страны Европы.

После изобретения книгопечатания в 1445 году ксилография быстро становится основным способом создания черно-белых иллюстраций к книгам. Но уже в начале XVI века ее начинает вытеснять офорт — новая техника глубокой печати с использованием металлических пластин.

Ксилография. Лукас ван Лейден. «Грехопадение», 1519

В России в XVII веке появился и быстро распространился особый вид печатной графики на основе ксилографии — лубок. Его отличительная особенность — раскраска вручную печатного оттиска на бумаге. Вплоть до середины XIX века лубки массово использовали для изготовления ярких картинок на различные тематики:

  • религиозную и философскую;
  • сказочную и историческую;
  • былинную и патриотическую;
  • пропагандистскую и юридическую.

Ксилография. Лубок. «Мыши кота погребают», 1725

В конце XVIII века англичанин Томас Бьюик (Thomas Bewick) изобрел торцевую или поперечную ксилографию. С этого времени техника высокой печати с деревянных досок снова обретает былую популярность. Ее начинают использовать не только для создания иллюстраций, но и для изготовления высококачественных репродукций картин известных художников.

Ксилография. Урс Граф. «Голая скрипачка со старым шутом», 1523

В конце XIX — начале XX века с появлением новых полиграфических технологий (офсетной и трафаретной) ксилография утрачивает широкое практическое значение. В настоящее время лишь немногие художники-энтузиасты используют эту древнюю печатную технику для создания оригинальных произведений искусства.

Виды ксилографии и их особенности

По общепринятой в графическом искусстве классификации ксилографию разделяют на две основных разновидности: продольную и торцевую. Каждая из них имеет свои отличительные особенности.

Ксилография. Ганс Гольбейн младший. «Аббат», 1525

Техника продольной или обрезной ксилографии основана на древнем способе изготовления набоек (набивок) для печати узоров на ткани. На гладко отполированную плоскую продольную поверхность доски из древесины мягких пород (липы или груши) наносили рисунок. Затем линии рисунка с двух сторон обрезали острым ножом. Большие углубления фона картинки создавали с помощью стамесок различной ширины.

Изготовленную форму использовали для печати изображения на бумаге под прессом. Линии рисунка на оттиске получались черными, а вырезанные участки — белыми.

Ксилография. Йост Амман. «Резчик за работой», 1568

Недостатки данной техники — очевидны. Это — узкий линеарный диапазон и малый срок службы готовой печатной формы. На продольном срезе мягкой древесины невозможно отобразить тонкие переходы тона и мелкую штриховку исходного рисунка. Кроме того, под давлением печатного пресса древесина быстро деформировалась. С помощью техники продольной гравюры на дереве можно изготовить лишь несколько сотен качественных оттисков.

Ксилография. Йост Уильям Блейк. «Иллюстрации к поэме Вергилия», 1821

Торцевая ксилография лишена указанных выше недостатков. При изготовлении форм для этого способа печати используют поперечный срез доски из дерева твердых пород (самшита). Такой исходный материал хорошо поддается тонкой обработке специальными резцами — штихелями. Изготовленные формы легко выдерживают тиражирование десятков тысяч оттисков.

Ксилография. Хокусай. «Большая волна», 1832

Особое место в истории ксилографии занимает техника кьяроскуро (усовершенствованной гравюры по дереву). Ее изобрел в начале XVI века итальянец Уго да Карпи (Ugo da Carpi). Он предложил использовать для создания оттисков несколько готовых форм. На каждой из них художник вырезал часть общей композиции, а затем последовательно делал отпечатки на бумаге красками разных оттенков. Из плавного сочетания и контрастов цветовых пятен получались оригинальные гравюры небольшого тиража.

Ксилография. Кьяроскуро. Уго да Карпи. «Диоген», 1527

Область применения ксилографии

Различные техники ксилографии на протяжении многих столетий издатели использовали в печатном деле при создании:

  • иллюстраций к книгам;
  • репродукций живописных произведений;
  • городских листков с новостями (объявлений);
  • календарей;
  • игральных карт;
  • книжного декора (буквиц, заставок, экслибрисов).

Ксилография. Томас Бьюик. «Иллюстрация к Истории Британских птиц», 1847

Шедевры древнего искусства ксилографии сегодня представляют большую культурную и историческую ценность. Многие из них занимают видные места в экспозициях музеев и частных собраниях искусства меценатов. А портал Very Important Lot предоставляет коллекционерам всего мира уникальную возможность принять участие в аукционах и приобрести предметы антиквариата. На нашем сайте также можно недорого купить картины, скульптуры, графику современных художников без посредников.

Ксилография - одна из самых древних техник гравирования, которая пришла к нам из стран Дальнего Востока: Корея, Япония и Китай. Там она была известна еще с VIII века. В Европе же ксилография появляется примерно в XV веке.

Главной особенность ксилографии (да и любого другого вида гравюры) является то, что художник изготавливает не рисунок, а печатную форму , с которой уже делает оттиски. Причем раньше часто бывало так, что художник рисовал на доске, но резал ее не сам, а отдавал резчику, который уже и резал ее. Так, например, поступал Альберхт Дюрер.

До XVIII века, существовала так называемая "продольная" гравюра, то есть за основу печатной формы брался продольный срез дерева. Направление волокон дерева, идущих в одном направлении, накладывали определенные ограничения на технику, поэтому многие штрихи, как можно заметить по гравюре Дюрера, представленной выше, следуют в одном направлении. В противном случае была вероятность сколов штрихов, так как в ксилографии вырезаются не штрихи, а белое пространство вокруг них.

Примерно в 1780 гг. появляется торцовая гравюра, где за основу печатной формы брался поперечный срез дерева. Этот способ изобрел английский художник и гравер Томас Бьюик, который проиллюстрировал знаменитую книгу "Истории птиц Британии" (именно эту книгу читала Джен Эйр в одноименном романе в самом его начале).

Существенным преимуществом торцовой гравюры перед продольной является то обстоятельство, что в ней можно задавать более сложные тоновые переходы, благодаря возможность резать линии в любом направлении. Единственный минус - нельзя сделать гравюру большого формата из-за ограничения по толщине дерева, но эту проблему решили, делая составные доски.

Одним из ярких мастеров-граверов, использующих торцовую гравюру, стал в XIX веке Гюстав Доре, создавший знаменитые иллюстрации к Библии.

Гравюра в современном дизайне

Сейчас с появлением моды на все авторское и уникальное, снова возрождается гравюра. Конечно, не в том виде, что у Дюрера или Доре, но с ее помощью можно вырезать штампы и логотипы для упаковки или иллюстрации к картинкам. Особенно популярны такие вещи для стиля Прованс или Рустик.

Как делать гравюру своими руками

В современных реалиях вместо дерева для гравюры можно брать гладкий линолеум без рисунка. Такая гравюра будет называться линогравюрой. Ее достоинство заключается в том, что линолеум не зависит от направления волокон (торцовая доска стоит достаточно дорого) и легко режется. Технология же ее изготовления аналогична изготовлению гравюры по дереву, за исключением появления в ксилографии дополнительного этапа - полирования деревянной доски наждачной бумагой.

Материалы:
1) кусок гладкого линолеума без рисунка нужного размера (лично я покупаю его рулоном в обычном строительном магазине),
2) штихель (желательно нескольких размеров - лично мне хватает 3-х: тонкий, средний и толстый),
3) белая темперная краска ,
4) краска для офорта (столько цветов, сколько вам понадобится; продается либо в баночках, либо в тюбиках); также в магазинах видела специальную краску для линогравюры, но на деле ее не пробовала,
5) резиновый валик для раскатки краски и нанесения ее на форму,
6) металлическая лопаточка для выкладывания краски (можно использовать мастихин,
7) плоская пластмассовая доска для раскатки на ней краски валиком (можно использовать детскую доску для лепки размером не меньше формата А4 (210х297 мм),
8) копировальная бумага (лучше всего брать синюю: она дает более четкий след на линолеуме),
9) черный маркер нужной толщины (зависит от толщины линий на эскизе),
10) 1-2 столовых ложки подсолнечного масла .

Этапы работы:

1) Для начала готовим эскиз. Отрисовать его нужно тщательно со всеми необходимыми подробностями, так как его потом будем переводить при помощи копировальной бумаги на линолеум.

2) Теперь нужно подготовить линолеум. Для лучшего накатывания краски обрабатываем его сверху тонким слоем темперы. Для более равномерного распределения краски можно накладывать ее пальцами, выдавливая немного краски на подушечки оных и набивая ее на поверхность гладкой (!) стороны линолеума равномерными движениями. Даем краске высохнуть.

3) Пока краска сохнет, берем эскиз и аккуратно начинаем покрывать его тонким слоем подсолнечного масла. Дело в том, что если перенести эскиз на линолеум в том виде, какой он есть, а потом вырезать и отпечатать гравюру на бумаге, то оттиск получится зеркально отраженным. Для этого и берется растительное масло, так как оно, пропитывая бумагу насквозь, делает ее прозрачной и похожей на кальку, благодаря чему рисунок можно просто перевернуть и перенести в нужном виде. Правда, если дома есть сканер и принтер, то этот этап можно опустить, просто отсканировав эскиз, отразив в графической программе рисунок зеркально (по горизонтали) и распечатав его на принтере.

4) После того, как темпера высохла, берем копировальную бумагу, и с ее помощью аккуратно переводим эскиз на форму. Следите за тем, чтобы бумага с эскизом не съезжала. При необходимости закрепите ее при помощи скотча или иного крепежного материала.

5) После перенесения эскиза на линолеум, отрисовываем рисунок маркером.

6) Теперь можно начинать резать гравюру штихелями. Помните, что вырезать нужно светлые части , то есть пространство между черными штрихами и линиями .

7) Когда гравюра будет готова, берем пластмассовую доску и начинаем выкладывать на нее металлической лопаточкой нужное количество краски. Лучше взять краски больше, чем требуется, а потом остатки соскрести обратно в банку, чтобы оттиск получился более четким, насыщенным и качественным. Выложенную краску раскатываем резиновым валиком по доске. Когда краска равномерно распределится по валику, начинаем накатывать им краску по вырезанному линолеуму. Затем переворачиваем линолеум и аккуратно прислоняем его к бумаге, делая оттиск.

Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше

Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.

( от франц. graver — вырезать) — тип графического изображения , созданного с помощью печати. Оттиски получают нанесением на бумагу изображений с доски , каждое из которых является эксклюзивным произведением. В искусстве гравюры различают следующие виды:

— линогравюра — выступающее изображение , которое создается нанесением краски на линолиум толщиной до 5 мм и последующим оттиском на бумагу. Позволяет создавать работы большого масштаба с чёткими контрастами белого и черного.

— ксилография — старейший вид гравюры , получивший распространение на Дальнем востоке еще в VII веке. Заключается в получении оттиска с деревянной доски. До изобретения этого вида гравюры в качестве поверхности для нанесения краски использовали камни.

Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше

Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.

на медной пластине. Известна с первой половины XV века. Рисунок на метал наносят острыми резцами. После чего валиком заполняют возникшие борозды краской. Фон ощищают от чернил и делают оттиск

Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше

Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше

Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.

на метале , изобретенная в XVI веке. Изображение сначала процарапывают на металической пластине с помощью иглы. На углубления отдельных фрагментов наносят кислоты , после чего заполняют их краской и создают отпечаток

Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше

с помощью специального станка на влажной бумаге. К разновидностям офорта относят пунктир , сухую иглу , меццотинто , аквантину , резерваж и мягкий лак. Они разнятся между собой способом нанесения рисунка на метал.

— гравюра на картоне — наиболее технологически доступный вид получения графического изображения с помощью оттиска. Картину создают , прикладывая к бумаге вырезанные из картона и покрытые краской детали.

— сериография ( от лат. serikus — шелк) — метод получения множества оттисков одного принта хорошого качества с помощью шелковой сетки.

Читайте также: