Развитие певческого дыхания фундамент вокальных навыков

Обновлено: 25.04.2024

Хоровое пение – одно из самых старых основ любой культуры. Пение, как и голос - это природная способность, имеющаяся в наличии практически любого человека. Через пение человек может выразить всю гамму своих чувств. Дети, которые поют в хоровых коллективах, более развиты как эмоционально, так и физически, чем их сверстники. Можно сказать, что хоровое пение – одно из главных средств музыкального воспитания, которое способствует гармоничному развитию личности ребенка.

В обычной жизни человек не задумывается над тем, как именно он дышит. Дыхание происходит самопроизвольно и автоматически. Но если человек решает заниматься пением, то простого и привычного процесса дыхания ему неожиданно не хватает, так как певческое дыхание неразрывно связано со звучанием голоса, и, конечно же, с голосообразованием. Во время пения перед человеком на первый план выходит проблема длительной, и значительно более громкой, чем в речи, фонации, в связи с чем можно сказать, что формирование певческого дыхания - один из самых сложных процессов при обучении детей пению. Таким образом, можно сказать, что дыхание является основной силой, приводящей в действие голосовой аппарат.

Дыха­ние является самым первым навыком, которым должны овладеть обу­чающиеся. От дыхания зависят сила и длительность звука, его тембр. Певческое дыхание, так же как и обычное, состоит из вдоха и выдоха, но на этом их схожесть и заканчивается.

Так как от выдоха в певческом дыхании зависит фонация звука, то необходимо перво-наперво обучить детей новому ритму и темпу дыхания - короткий вдох и длительный выдох, чётко рассчитанный на музыкальную фразу. Таким образом, можно выделить основные отличия певческого дыхания от обычного:

оно осуществляется не произвольно, но только по воле дышащего,

в обычном дыхании разница в длительности вдоха и выдоха небольшая, тогда как в певческом она может достигать разницы в 5-10 раз (выдох длиннее вдоха),

певческое дыхание гораздо глубже обычного.

При развитии певческого дыхания происходит развитие в первую очередь работа дыхательных мышц. При наблюдении за органами, которые участвуют в дыхании, можно разделить дыхание на следующие типы:

Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки при малоподвижной диафрагме и втянутом на вдохе животе.

Смешанное, нижнерёберно-грудодиафраматическое дыхание, при котором мышцы грудной и брюшной полостей, а также диа­фрагма - активны.

Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания сокращаются диафрагма и мышцы брюшной по­лости- активно.

Данное деление дыхания на виды является условным, так как чаще всего чистых типов дыхания и чётких границ между ними нет. Мужчинам более присуще дыхание, близкое к брюшному, а детям и женщинам - к грудному.

Наиболее целесообразным и правильным дыханием в во­кальной педагогике и практике признается смешанное дыхание, возникающее в процессе приспособления дыхания к пению.

Как отмечалось выше, певческое дыхание значительно отличается от дыхания обычного. Если в обычном дыхании есть только вдох и выдох, то певческое подразделяется на три этапа: вдох, задержка дыхания и выдох. Итак, теперь можно рассмотреть этапы певческого дыхания.

1) Вдох - в певческом дыхании он предшествует непосредственно голосообразованию, следовательно, при помощи вдоха происходит не только наполнение лёгких воздухом, но и подготовка голосового аппарата. Вдох производится бесшумно, на полузевке. Изначально, можно делать вдох на зевке через нос, расширяющем полость глотки, поднимающем мягкое нёбо и опускающем корень языка (по сути, вдох на зевке является самым действенным приёмом произвольного опускания гортани). Далее внимание обучающихся должно быть акцентировано на вдохе в полузевке через нос и полуоткрытый рот. Обязательным является отслеживание с самого начала обучения, чтобы вдох сочетался с положением ротоглотки на полузевок.

2) Задержка дыхания - пауза, разделяющая вдох от выдоха и воспроизведения звука, момент фиксации положения вдоха (ротоглоточная полость должна находится в состоянии полузевка).

3) Выдох - в певческом дыхании должен быть экономным (т.е. таким, при котором максимальная часть воздуха расходуется на извлечение звука, постепенно, а не одним-двумя звуками). Для этого используется сохранение вдыхательной установки на весь фонационный выдох. Именно так образуется опора дыхания - т.е. умение поддерживать необходимое для голосообразования давление воздуха. Опора дыхания - это важнейшая составляющая певческой опоры. Без правильной опоры дыхания не получится создать и певческую опору, имеющую первостепенное значение для тембровой окраски и качества звука.

Работа над воспитанием певческого дыхания у детей должна носить созна­тельный характер и осуществляться постепенно и систематически с самого начала занятий. Все этапы должны усваиваться учащимися сознательно, и, путем постоянных повторений должны закрепляться.

Большую пользу на начальном этапе развития певческого дыхания приносит беззвуковые дыхательные упражнения, которые применяются, как вспомогательное средство для укрепления дыхательных мышц.

В самом начале работы с хором приходится проявлять большое терпение, вводя постепенно одно-два упражнения, пока их полезность не станет понятной каждому и тогда они уже исполняются осознанно и заинтересованно.

Характер певческого дыхания непосредственно отражается на характере звучания голоса. Спокойный, но вместе с тем активный вдох с последующей мгновенной задержкой обеспечит условия для дальнейшего экономного длительного выдоха, что в свою очередь облегчит формирования напевного звука. Такое пение, как упоминалось выше, называют пением на "опоре". Мгновенная задержка воздуха при выдохе смыкает связки, преграждая путь выдыхаемому воздуху, заставит активизироваться мускулы дыхательного аппарата. Одновременно произойдёт сужение входа в гортань, что поможет созданию качественного звука на "опоре". Все упражнения на развитие дыхания исполняются "по руке" дирижёра. При вдохе руки из исходного положения по горизонтали разводятся "от себя", на мгновение останавливаются в момент задержания дыхания, и при выдохе - тоже горизонтальное движение "к себе". Это упражнение рекомендуется повторять 5-6 раз.

В дыхательных упражнениях руководителю хора необходимо:

1. Обращать внимание на правильное положение корпуса детей, в меру активное, упругое в пояснице и расслабленное в плечах;

2. Вырабатывать умение сохранения нижних ребер в раздвинутом положении на протяжении всего упражнения, требующего непрерывного звучания. Этот навык для детей является новым и очень важным, поэтому овладение им является одной из важных педагогических задач. Ощущение вдыхательной установки достигается при экономном, медленном, спокойном выдохе и сопротивлении нижних рёбер опаданию. Это умение способствует наиболее экономному расходованию воздуха при пении, что создает оптимальные условия для выработки кантилены и способности петь длинные музыкальные фразы.

3. На дыхательных упражнениях без звука сознательно контролировать ощущение раздвижения нижних ребер.

Приведем некоторые примеры из этих упражнений:

При счете "раз" учащиеся глубоко и быстро вдыхают с одновременным резким раздвижением ребер, на "два“ - задерживают дыхание, на "три" - медленный выдох с опусканием ребер.

Упражнение проводится 3-4 раза в один прием.

При счете "раз", "два" учащиеся с умеренной скоростью глубоко вдыхают, на "Три" - задерживают дыхание, на "четыре‚ пять, шесть, семь" - выдыхают.

упражнение повторяется 3-4 раза.

Во время про­ведения этих упражнений учащимся рекомендуется для контроля держать правую руку на диафрагме, а левую на грудной клетке

Вдохнуть глубоко через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды, затем выдохнуть воздух, совершив пять-шесть толчков, прерывая струю воздуха плотно смыкая губы. В этом случае возникает короткий, похожий на "п" звук.

Это упражнение полезно тем, что увеличивает очистительный процесс в лёгких, так как воздух из них выходит в еще большем количестве, чем при обычном дыхании. Лео Кофлер называл это упражнение "лечащим веником для лёгких".

Постепенно вдыхать через узкую щель между губами воздух. При этом возникает звук, похожий на "фф-фф". Задержать дыхание на 2-3 секунды и постепенно выдохнуть через щель между губами.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению и развитию дыхательной мускулатуры у детей, что облегчит постановку певческого дыхания. Навыки, полученные в этих упражнениях, переносятся в вокальные упражнения, что способствует созданию и закреплению контролируемого и регулируемого выдоха.

На первом этапе не следует торопить учащихся, надо акцентировать их внимание на сознательном контроле подготовки к подаче звука. Сначала целесообразно применять медленный темп и короткие музыкальные фразы, не требующие большого запаса дыхания. При этом необходимо указать учащимся на необходимость сохранения вдыхательного положения грудной клетки и части воздуха в конце музыкальной фразы, что позволит быстро организовать новый вдох. Также очень важным является умение соизмерять количество вдыхаемого воздуха музыкальной фразе, ее продолжительности и динамике.

Распевание следует начинать на выдержанных звуках с закрытым ртом. Техника пения с закрытым ртом следующая - губы мягко сомкнуты, между зубами остаётся пространство, фонация осуществляется на согласных "М" или "Н". Пение с закрытым ртом даёт возможность "прочувствовать" свой голос и воспитывает концентрацию внимания. Звук берется тихо и выдерживается до тех пор, пока каждый ученик не пропоет его без побочных призвуков. Длительность выдержанного звука не должна превышать длительности одного дыхания.

При переходе от пения с закрытым ртом к пению с открытым ртом целесообразнее всего использовать гласные "у", "о," "а", сочетая их с друг с другом. Из согласных лучше брать звонкие сонорные согласные "м", "н", "л". Их применение включает в работу весь голосообразующий аппарат учащихся, в том числе, и резонато­ры. Сочетание гласных с согласными помогает эффективнее бороть­ся с недостатками голосообразования, такими, как носовой приз­вук, сипота, зажатый, горловой звук.

Для создания акустической формы надгортанного пространства вместе со свободным положением корнем языка служит гласный "у" (статья В. Каменского "О певческих навыках 1 и 2 классов"). Кроме того, "у" освобождает голос от носового призвука, так как поднятое мягкое нёбо перекрывает вход в носовую полость.

Одно и то же упражнение можно применять для:

пение на легато

пение на стаккато

Примером первого вокального упражнения может служить распевка " МА-ЛА КУ-МА", " "МА-ЛА ЛУ-НА"

t1635874386aa.jpg

Данное упражнение может применяться и для отработки вариантов дыхания:

дыхание возобновляется после каждого слога

дыхание возобновляется после двух слогов

все слоги исполняются на одном дыхании

Как показывает практика, на начальном этапе также целесообразно использовать распевки на одном звуке, в умеренном темпе на неподвижной ноте.

t1635874386ab.jpg

На одном звуки пропеваются слоги "ма-мо-ми-мэ-му", "на-но-нэ-ни-ну"

Использование одной высоты звука при чередовании гласных и согласных на слоге способствует выравниванию их звучания, а также развивают экономный выдох и ощущение опоры дыхания.

t1635874386ac.jpg


на одном звуке петь "Та-тэ-ту, Бери трубу" "Да-дэ-ду. Дуй в трубу"

t1635874386ad.jpg

На одном звуке петь "Жук, жук, где твой дом? Мой дом под кустом"

следить за тем, чтобы звук не был плоским, использовать цепное дыхание (распевка на выстраивание унисона и на умение тянуть звук, и на замыкание слов).

В ходе работы над певческим дыханием, вышеизложенные упражнения дают возможность развивать и закреплять навыки верного вокального дыхания, что позволяет в дальнейшем на занятиях развиваться вокальным навыкам

Учащиеся постепенно начинают лучше разбираться в работе своего голосового аппарата, благодаря работе над дыханием.

Одной из главных задач в работе над дыханием это осознать то, что от выдоха зависит длительность звучания и сила звука

Таким образом, следует вывод, что, умение верно использовать (распределять) дыхание при вокальном исполнении, оказывает огромную роль в передаче характера звучания произведения.
При отсутствии должного процесса работы над певческим дыханием дальнейшее развитие вокальных данных невозможно, более того, не правильное певческое дыхание может привести к полной потере певческого голоса.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1) Основой работы над вокальной техникой является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

2) Певческое дыхание – это основа, на которой строится пение в целом.

3) С самого начала занятий необходимо обращать внимание на постепенное развитие дыхания.

4) Для формирования певческого голоса необходимо выработать координацию в работе голосового аппарата, которая должна обеспечить высококачественную фонацию, что может обеспечить только сознательный контроль скорости вдоха, количества вдыхаемого воздуха и продолжительности выдоха.

Список использованной литературы

Варламов А.Е. "Полная школа пения". М. Музыка, 1953г

Глинка М.И. "Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса". М., 1913

Грачева М.С. "Гортань человека" в кн. "Детский голос"., М., 1970

Добровольская Н.Н. "Распевание в детском хоре начальной школы". М., Музыка, 1964

Дмитриев Л.Б. "Основы вокальной методики". М., 1970

Каменский В.О. "О певческих навыках I и II классов". Л., Педагогика, 1958

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Отчет по самообразованию ПДО эстрадного вокала объединения «Радуга» МБОУЛ «МОК №2» Тертичной Натальи Аркадьевны за 2013 - 2014 уч. год.

«Развитие певческого дыхания - фундамент вокальных навыков»

Изучение механизма работы певческого дыхания, для улучшения качества работы над звучанием голоса (полетность, плотность, яркость звучания тембра и т.д.)

На первый взгляд функция дыхания и его роль в нашей жизни понятна и довольно проста. Но так ли это? Если заняться изучением этой темы более глубоко, то оказывается, что тип дыхания, ритм и скорость вдыхаемого и выдыхаемого воздуха может оказывать влияние на наше физическое и психологическое состояние! Известно, что в человеке дыхательные процессы - это путь к энергии. Не является исключением и певческое дыхание, учение о котором занимает значительную часть в вокальном исполнительстве. Певческое дыхание это - фундамент звукообразования и энергосистема, которая дает силу и длительность звуку, а также оказывает влияние на тембровую окраску голоса.

Чтобы разобраться с премудростями вокального дыхания необходимо:

Изучить физиологические и возрастные особенности дыхательной системы;

Изучит и внедрить в образовательный процесс приемы, способы обучения, формы работы, способствующие развитию певческого дыхания, которые как следствие приведут к исполнительскому росту и качеству пения;

Познакомиться со способами активизации певческого дыхания через эмоциональный психологический настрой поющего.

Литература, изученная в этом учебном году:

Сет Риггз. Пойте, как звезды. СПб.: «Питер», 2007 год.

Изучала и использовала в работе:

Ресурсы Internet. Материалы различных сайтов по теме.

Материалы аудио-, видео-курсов на занятиях по вокалу.

DVD с концертными номерами звезд российской и зарубежной эстрады.

Изучив и проанализировав опыт передовых педагогов - вокалистов трансформировала навыки эффективной работы над дыханием с учетом своего личного опыта.

В работе над песнями большое внимание уделяется качеству вдоха и выдоха на фразах.

Повысилось качество звучания у некоторых учащихся. В ансамблевом пении улучшился навык цепного дыхания. Сложности, возникшие при работе в этом учебном году:

Поскольку невозможно увидеть на практике работу дыхательного аппарата, приходится ограничиваться наглядными картинками со строением голосообразующих органов. Объяснение правильного дыхания во время пения, строятся на уровне процессов воображения и ощущения путем сравнений и умозаключений.

Недостаточное количество соответствующей литературы у нас в городе. Перспективы работы в следующем году:

Подобрать приемы работы над певческим дыханием в соответствии с учетом возрастов обучаемых. Правильно внедрять их в учебный процесс.

Расширить объем новых вокальных упражнений, разнообразить дыхательные приемы при отработке их непосредственно на вокальном материале.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает что такое Певческое дыхание, Цепное дыхание, некоторые МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ, которые включают различные упражнения. Подобраны 18 упражнений на дыхание, Так же 9 упражнений на тренировку дыхания в движении.

Просмотр содержимого документа
«Методы работы над певческим дыханием»

Дополнительная образовательная программа «Эстрадный вокал»

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ

Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения.

Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.

Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с ансамблем.

Нередко в практике ансамблевой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).

Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.

Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:

не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;

не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

дыхание брать незаметно и быстро;

вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;

чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания группы.

Упражнения на дыхание

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего, следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.

- Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины (поясница), живот подается вперед.

- Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упражнение 1 ("Пфф"). Это упражнение является основным, с него будут начинаться и им заканчиваться все последующие упражнения. Цель его - включение диафрагмального дыхания, освоение упругого выдоха, паузы и возврата дыхания (выдоха).

Это и все последующие упражнения желательно выполнять только стоя. Перед их выполнением, следует принять красивую осанку, распрямив позвоночник, расправив плечи. Делать упражнения нужно легко, ненапряжённо.

Сожми плотно губы, растянув уголки рта в полуулыбке без прищура глаз. Затем начинай плавно выпускать воздух, так чтобы не губы не выпячивались и не распускались, а щёки не надувались. В момент выдоха издаётся звук "пфф". Выдох при этом ровный, он не должен ни изменяться, ни прерываться.

После того, как выйдет примерно половина воздуха, прекращай выдох. Свободно расслабь губы и дожидайся приятного желания вдохнуть. Вдох производится свободно и обязательно через нос, лишь за счёт расслабления мышц живота и груди. После вдоха сразу же без паузы повторяй весь предыдущий цикл.

Упражнение 2 ("С-с-с"). Тренировка равномерного выдоха на звуке "с".

Сначала выполни упражнение 1. Затем в полуулыбке растяни губы и прикрой их, уперев кончик языка в нижние зубы и сделав выдох со сжатыми зубами, издавая при этом звук "с-с-с". Продли этот звук на некоторое время (но не до полного выдоха), добиваясь, чтобы он не дрожал, не изменялся по громкости и не прерывался.

Повтори упражнение несколько раз и закончи его выдохом "пфф" (Упражнением 1).

(Очень важно для правильного выполнения данного упражнения делать его на полуулыбке, а не при каком-то другом положении губ.)

Тренировка равномерного выдоха и грудного резонирования.

Упражнение 3 ("Ж-ж-ж").

Сначала сделай упражнение 1 ("пфф"). Затем сожми крепко зубы, раскрой губы и вытяни их широкой трубочкой. Затем на плавном выдохе, подражая шмелю, издай звук "ж-ж-ж". Этот звук должен быть негромкий, умеренно низкий, выдох экономичный. Как и в упражнении 2 нужно добиваться равномерности и непрерывности издаваемого звука.

Положи ладонь на грудную клетку и ощути вибрацию.

Упражнение 4 ("З-з-з").

Как всегда, сначала выполни упражнение 1. Затем прими положение губ, точно такое же, как в упражнении 2 - на полуулыбке и произнеси звук "з-з-з". Это упражнение полностью аналогично предыдущему: произносимый звук должен быть низким, ровным, непрерывным. Закончи его выдохом "пфф".

Заметь, что если звук вялый или направлен в область носа, то вибрация в груди ощущается слабо. Поэтому наличие её служит хорошим контролем точности выполнения данных двух упражнений. Следи за правильным положением губ и сжатием зубов. При звуке "ж" - губы широкой трубочкой, на "з" - в полуулыбке. Иначе звуки будут прерывистыми, неровными, а, кроме того, при неправильном положении губ будут издаваться совсем другие звуки.

Упражнение 5

Сделай выдох "пфф", на возврате дыхания прими форму зевка. Удерживая это положение, чуть разомкни губы и произнеси негромкие, короткие, но частые множественные звуки "т-т-т" так, чтобы губы и челюсти оставались неподвижными, а работал лишь кончик языка. После паузы и возврата дыхания на зевке, произнеси аналогично звуки "д-д-д". Старайся, чтобы расстояния между повторяющимися звуками были одинаковы. Обрати внимание: если губы двигаются, значит, нарушена форма зевка и поднят корень языка. Старайся не допускать этого.

Регулярно выполняя это упражнение, постепенно повышай частоту произнесения звуков, вплоть до скорости пулемётной очереди. Но такой частоты добиваются лишь после нескольких месяцев тренировок.

Упражнение 6

Сделай выдох "пфф" и на возврате дыхания, когда рот примет форму вежливого зевка, прикрытого губами, негромко произнеси средний по продолжительности звук "м". Прерви его резким, но не очень большим открытием губ так, чтобы образовалось небольшое круглое отверстие.

Упражнение 7

После выдоха "пфф" и вдоха происнеси слог "ма" и не прекращая звучания, последовательно добавляй к нему остальные слоги: "мэ", "ми", "мо", "му". При этом гласные "а" и "и" - не открытые, как во время речи, а округлённые, "прикрытые".

Упражнение 8

Сделай выдох "пфф", паузу и вдох. На следующем выдохе начинай чётко выговаривая каждый звук, но не очень громко и не очень быстро: "Как на нашем на пригорке стоят двадцать два Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка …" и т.д.

Чем больше Егорок у тебя получится, тем лучше

Упражнение 9

Сделай упражнение 2 ("С-с-с"), глядя на секундную стрелку. Выпускай воздух до тех пор, пока звук не станет прерываться от кончаемого воздуха. Чем больше секунд будет длиться "с-с-с", тем лучше.

Упражнение 10

После выдоха "пфф", паузы и вдоха на полуулыбке произнеси "тррр". По мере освобождения языка от напряжения длительность произношения согласного "р" с каждым разом будет увеличиваться. И, наконец, отбрось первый звук "т" и произноси только длительный, раскатистый "р-р-р".

Упражнение 11. Упругий выдох на согласных "п-т-к".

Упругое произношение этих согласных достигается за счёт напряжения диафрагмы. Все звуки произносятся посредством короткого и сильного толчка воздушной струи.

Пфф - пауза - вдох - п-т-к - пауза - п-т-к … пауза - вдох - п-т-к и т.д.

Особенно важно произнести правильно первый звук "п". На нём воздух выталкивается через плотно, упруго подвёрнутые губы с резким их размыканием и расслаблением. Не спеши присоединять последующие согласные, чтобы не было "пы - ты - кы", делай это упражнение аккуратно.

Упражнение 12. Тренировка задержки дыхания.

Выдохни "пфф", сделай паузу, вдох и задержите дыхание на 5-10 сек. Затем следует плавный выдох, пауза и вдох. От занятия к занятию постепенно увеличивай время задержки, но так, чтобы не было после неё укороченного выдоха, паузы и вдоха. После того, как ты научишься легко задерживать дыхание до 25-30 сек, переходи к следующему упражнению.

Упражнение 13. Тренировка опоры дыхания на "пфф".

В этом упражнении воздух выпускается не ровно, а толчками. Сделай вдох (после обычного "пфф" и паузы). Теперь сделай короткий выдох "пфф", небольшую паузу, снова "пфф", ещё паузу и так несколько раз, но не до полного выдоха. Потом следует пауза, вдох.

Повтори упражнение несколько раз.

Упражнение 14

Сохраняя подобранность брюшного пресса на протяжении всего выдоха, произноси звукосочетание "бутотатэти", после паузы и вдоха поменяй первый звук на "в". Это упражнение активизирует мышцы рта, на опоре дыхания. Сохраняй правильную форму зевка.

Упражнение 15.

Это упражнение также хорошо тренирует мышцы губ и опору дыхания. Произноси на выдохе слог "бубдл" или "вубдл" и т.д. с другой начальной согласной. При этом очень важно, чтобы в сочетании "бдл" не было никаких дополнительных гласных.

Упражнение 16 ("Наковальня").

Согни левую руку в локте ладонью вверх на уровне пояса. Правую руку, сжатую в кулак, подними на уровень груди. Теперь представь, что на левой ладони лежит мяч. Ударь по этому воображаемому мячу кулаком правой руки, не коснувшись левой ладони. После этого кулак должен тут же отскочить, как молоток от наковальни. Теперь будем делать удары на каждый слог скороговорки: "От-то-по-та-ко-пыт-пыль-по-по-лю-ле-тит". Слоги должны произноситься настойчиво и уверенно. Затем попробуй, что сложнее, произносить слоги во время отскоков. Темп должен быть очень неторопливым. Все слоги должны быть одинаковой чёткости и равноударные.

Упражнение 17.

После выдоха "пфф", паузы и вдоха, начни негромко, неторопливо, но настойчиво проговаривать "птуптоптаптэпти", делая ударение на первом слоге не за счёт увеличения громкости, а за счёт некоторого удлинения гласной.

Начиная данное упражнение, не спеши, вслушивайся в каждый слог, в каждый звук. Потом можно на едином дыхании проговаривать без перерыва по два звукосочетания и больше вместе: "птуптоптаптэптиптуптоптаптэпти" и т.д.

После отработки упражнения с данным звукосочетанием, переходи к другим звукосочетаниям:

Упражнение «Собачка». Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц. медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты. Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

ТРЕНИРОВКА ДЫХАНИЯ В ДВИЖЕНИИ

Многие эстрадные певцы активно передвигаются по сцене, совершая танцевальные движения во время своих выступлений. И хотя это вызывает значительное учащение сердцебиения и увеличивает потребность в кислороде, однако на пении у профессионалов эта активность почти никак не отражается. Это происходит лишь потому, что хороший певец владеет своим дыханием, что позволяет ему петь без одышки и сбивок.

Упражнение 1.

Выдохни "пфф", после паузы и вдоха начинай выдыхать воздух на звуке "с" с одновременным описыванием руками широких круговых движений: в разные стороны по бокам от туловища. Затем то же самое, делая маховые движения руками перед собой.

При выполнении этого упражнения старайся сохранять ровность звука "с".

Упражнение 2.

Это упражнение аналогично предыдущему, только в движениях отрабатываются периодически повторяющийся звук "ч".

Упражнение 3. Тренировка дыхания во время прыжков.

Делай прыжки с выдохом "пфф" не более 10-15 раз. Старайтесь, чтобы характер выдоха оставался неизменным: не было бы усиления звука и перерывов в звучании.

Отдохни, восстанови пульс.

То же самое на звуке "с".

Заканчивай упражнение выдохом "пфф" в статическом положении.

Упражнение 4.

Все то же самое, но сначала в беге на месте, потом при наклонах туловища, поворотах в стороны.

Упражнение 5.

Стоя медленно произноси слоги "бы-бо-бэ", то наклоняя голову максимально назад (но без напряжений) и, задерживаясь в таком положении, опять повторяя данное звукосочетание; то (после паузы и вдоха) наклоняя голову вперёд с задержкой на произношение.

То же самое, но с наклоном головы то к левому, то к правому плечу, то с поворотом головы в сторону.

Меняй слоги на: "ма-мэ-мо", "на-нэ-но" и др.

Упражнение 6.

После выдоха, не делая паузы, начинай ступенчатый прерывистый вдох. Вдох очень короткий, как быстрый удар. Вдох - задержка дыхания. Паузы между каждым вдохом не меньше одной секунды. Набирай как можно больше воздуху в лёгкие, потом делайте некоторую паузу и выдыхай на "пфф".

Во всём нужна постепенность, поэтому сразу не пытайся набирать излишне много воздуха. Не доводи себя до головокружения и неприятных ощущений.

Для начала ограничь число повторений данного упражнения 1-2 разами.

Упражнение 7.

То же, но на каждом вдохе каждом вдохе отводи руки через низ назад. Количество повторений 1-2 раза.

Упражнение 8.

То же, но на каждом вдохе отводи руки через стороны (на уровне груди) назад.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исходным положением при проведении данного занятия являются авторские методики ведущих специалистов в области хорового искусства и музыкальной педагогики: упражнения для осанки и снятия мышечного напряжения, предлагаемые Виктором Поповым; дыхательная гимнастика по системе А. Н, Стрельниковой; упражнения для укрепления дыхательных мышц во время выдоха по системе Н. Княжинской (педагог по вокалу РАМ им. Гнесиных); хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по хору по теме: «Формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков»»

открытого урока по хору

«Формирование певческого дыхания

на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков»

МБУ ДО Локотская ДШИ

Современных детей не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым музыкальным материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому, возникает необходимость в использовании нестандартных форм урока: урок – дискуссия, урок – состязание, урок – музыкальная викторина, урок – защита, а также введение различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей. Формы занятий в младшем хоре тесно перекликаются между собой: так, например, наряду с уроком – дискуссия может возникнуть такая форма урока как состязание или урок – защита приобретенных знаний и навыков.

Исходным положением при проведении данного занятия являются авторские методики ведущих специалистов в области хорового искусства и музыкальной педагогики: упражнения для осанки и снятия мышечного напряжения, предлагаемые Виктором Поповым; дыхательная гимнастика по системе А. Н, Стрельниковой; упражнения для укрепления дыхательных мышц во время выдоха по системе Н. Княжинской (педагог по вокалу РАМ им. Гнесиных); хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

Думается, что формируя певческое дыхание у детей младшего хора, их восприятие музыкальных произведений станет особенно эффективным. Данный вид занятия способен воздействовать не только на процесс обучения, развитие кругозора и духовного начала младших школьников, но и выступать как средство снятия зажатости юного исполнителя. Источником зажима могут являться глубокие переживания, спрятанные в глубоких тайниках детской души. Посторонние мысли не просто мешают сосредоточиться на исполняемом произведении, а закрепощают самого исполнителя, словно связывая его по рукам и ногам. Для начинающих исполнителей важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в исполнительском мастерстве. И в этом огромную роль играет дыхательная гимнастика.

Воздействие музыки на ребенка происходит на трех уровнях: вибрационном, эмоциональном и духовном. В связи с этим, перед нами стоит единственная и очень важная цель – развитие вокально-хоровых навыков.

Тема: «Формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков»

Цель: через эмоционально – осознанное отношение детей к вокальным произведениям, которые они исполняют, формировать вокально-хоровые навыки, а именно певческое дыхание.

Укрепление дыхательных мышц во время вдоха и выдоха с использование дыхательных упражнений по системе А. Н. Стрельниковой и Н. Княжинской.

Развитие произвольного дыхания с помощью динамического ансамбля: diminuendo и crescendo, а также освоение опоры звука и растяжки его во времени;

Развитие навыков вокального дыхания при звуковедении staccato, legato и non legato и умение регулировать цепным дыханием так, как удобно певцам.

План проведения занятия.

а) упражнение №1 «Ладошки»;

б) упражнение №2 «Погончики»;

в) упражнение №3 «Обними плечи»;

г) упражнение №4 «Счет»;

д) упражнения по авторской методике Н. Княжинской.

а) упражнение №1 на ровность звука и цепное дыхание;

б) упражнение №2 на легкость и полетность голоса;

в) упражнение №3 для раскрепощения певческого аппарата;

г) упражнение №4 скороговорки;

д) упражнение №5 на развитие звуковедения стоккато.

3. Хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

4. Работа с произведениями.

а) туркменская народная песня «Мотылек»;

б) «Возьми густой вишневый сок» из цикла «Вредные советы» Самарина.

Ход занятия:

Хормейстер: ребята, сегодня у нас очень важный урок, на котором нам необходимо будет показать, что вы узнали о певческом дыхании и как вы научились петь, используя эти знания. Но прежде, чем мы начнем делать дыхательную гимнастику, давайте вспомним, что мы знаем о дыхании.

Наше дыхание состоит из трех важных процессов, каких…(вдох, задержка дыхания и выдох);

Каким должен быть вдох? (быстрым, но незаметным, коротким, но глубоким);

Певческий вдох и выдох разделяются…(мгновенной паузой – опора для звука);

Каким должен быть выдох? (медленный, экономный);

Куда мы направляем поток воздуха? (в мышцы живота);

Что помогает нам укрепить мышцы живота и научиться правильно дышать? (дыхательная гимнастика).

Проводится дыхательная гимнастика.

По системе А. Н. Стрельниковой.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время вдоха, при этом следить, чтобы вдох был незаметным, но глубоким и плечи при этом не поднимались, коротким и быстрым с помощью эмоции тревоги, которая наилучшим и естественным образом его организует, следить за одновременным совпадении вдоха и движений рук:

а) упражнение №1 «Ладошки»: руки поднять и вытянуть перед собой, одновременно с вдохом руки резко согнуть в локтях (хватательные движения руками), выполнять в умеренном темпе 8 раз;

б) упражнение №2 «Погончики»: руки согнуть в локтях не уровне пояса, резко бросать руки вниз одновременно с вдохом, выполнять в умеренном темпе 8 раз;

в) упражнение №3 «Обними плечи»: руки согнуть в локтях на уровне груди и сложить их друг на друга, одновременно с вдохом делать резкие движения руками к спине, сжимая грудную клетку, выполнять в умеренном темпе 8 раз;

г) упражнение №4 «Счет»: произвести вдох и при активном задержании мышц на опоре выполнять счет до 10, 15, 20 в естественном разговорном регистре.

По авторской методике Н. Княжинской.

По авторской методике Н. Княжинской.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время выдоха, при этом выдох должен быть экономным:

а) упражнение №4: «Ветер». Все превращаемся в “ветер” и своим дыханием дуем на подушечки пальцев и следим за тем, чтобы выдох был ровным, без толчков и длительным;

б) упражнение №5: «Спущенное колесо машины» (выдыхание на согласных звуках «С»). Также на длительном выдохе, при этом мы выдох не только прочувствуем, но и услышим.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время выдоха, при этом выдох должен быть экономным, при полном ощущении дыхательной опоры и активном ее задержании:

а) с использованием ладони, при этом надо дуть на подушечки пальцев и следить за тем, чтобы выдох бал ровным, без толчков и длительным;

б) с использованием согласного «С» также на длительном выдохе, при этом мы выдох не только прочувствуем, но и услышим; добавить выталкивание «С» маленькими порциями, пропуская его сквозь зубы, поддерживая активность мышц.

2. Распевание.

Распевание – важный начальный этап в формировании певческого вокального дыхания. Все вокально - хоровые навыки воспитываются, прежде всего, через художественный репертуар. На каждой репетиции наряду с освоением того или иного произведения, шлифовкой его отдельных эпизодов, используются специальные вокальные упражнения. Важной особенностью является умение контролировать не только координацию слуха и голоса, но и умение правильно пользоваться вокальным дыханием. Каждое упражнение исполняется с определенным эмоциональным настроем.

а) упражнение №1 пение на одном звуке, используя слоги «ма-мэ-ми-мо-му»: следить за ровностью звука и цепным дыханием; звуковедение легато, темп умеренный, тесситура средняя, атака звука мягкая, динамика mf; упражнение способствует яркости ощущений в головном регистре; эмоциональный настрой: исполнять спокойно, величаво,

б) упражнение №2 пение трех соседних звуков, используются слоги «лё» и «ли», а также вибрация губ: следить за легкостью и полетностью голоса, за единообразной манерой исполнения гласных, расширять диапазон учащихся до E- dur второй октавы; использовать навык пения звуковедения staccato, активно подавая дыхание;

в) упражнение №3 для раскрепощения певческого аппарата используется слог «да», упражнение способствует яркости ощущений в смешанных регистрах, дыхание активное и экономный выдох;

г) упражнение №4 скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит», «Проворонила ворона вороненка», а также чередуя слоги «ма-мэ-ми-мо, ба-бэ-би-бо, да-дэ-ди-до-ду»; эмоциональный настрой: игриво, задорно; динамика mp, пение на одном дыхании.

д) упражнение №5 пение тонического трезвучия, используя слоги «ли-лё-ля» и звуковедение staccato; округлое звучание и четкое произношение гласных и согласных, активная смена дыхания между фразами.

3. Хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

Каждое произведение вначале работы над ним следует пропеть по хоровым партитурам, с дирижированием или используя ручные знаки (пение по руке) по системе Г. Струве. При этом особое внимание необходимо уделить фразировке, расстановке динамических оттенков. Полезно без пения отработать цепное, активное дыхание и динамику ритмически не меняя фразу так, как если бы оно было пропето с текстом.

4. Работа с произведениями.

а) При работе с произведениями используются следующие педагогические приемы:

игра «Передай фразу»: хор делится по подгруппам, поочередно каждая исполняет последующую фразу, как бы подхватывая при этом соблюдая чистое интонирование;

игра «Музыкальное эхо»: педагог поет – хор повторяет или одна группа поет, а другая повторяет.

Задачи для исполняемого репертуара:

работать над цепным дыханием и дыханием по фразам, экономным выдохом и пением на опоре, активным вдохом в заданном темпе;

развивать внутренний слух, пропевая фразы поочередно: то вслух, то про себя, а также пение по системе Емельянова с использованием вибрации губ;

соблюдать динамический контраст, музыкальную выразительность.

а) «Мотылек» слова Е. Осина, музыка А. Зарецкого

б) «Возьми густой вишневый сок» из цикла «Вредные советы» слова Г. Остера, музыка В. Самарина.

Подведя итог проведенного занятия, можно сказать, что с помощью методик по формированию певческого дыхания у детей младшего хора их чувства эмоциональной отзывчивости, воображение, фантазия развиваются в большей степени, помогают глубже и точнее понять содержание учебного процесса. Учащиеся становятся более раскрепощенными, гармоничными, а их ответы – более грамотными, оригинальными, разнообразными, что усиливает впечатление детей.

Таким образом, осознание важности использования певческого дыхания в развитии вокально-хоровых навыков и личностных качеств младших школьников, управление этим видом деятельности в нужном педагогу направлении позволяет повысить эффективность учебного процесса, делает его оптимальным.

Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков привело:

К значительному оживлению и увлеченности школьников, повышению их интереса к музыкальным занятиям;

Пробуждению их внутренней активности, появлению ярких идей и образов;

Появлению умения анализировать результаты коллективно выполненной работы.

Итак, работа над певческим дыханием стала прекрасным средством научения детей работать вместе, способствовала их сближению между собой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приёмам дыхания. Для этого нужно, прежде всего, убрать внешние признаки неправильных дыхательных движений, например поднятие плеч, чтобы добиться более глубокого, смешанного типа вдоха, который в пении считается наиболее целесообразным.

Просмотр содержимого документа
«"Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе"»

Подготовила: учитель музыки МАОУ СОШ №34

Зинова Мария Игоревна
ТЕМА:

«Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки»

«Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки»

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приёмам дыхания. Для этого нужно, прежде всего, убрать внешние признаки неправильных дыхательных движений, например поднятие плеч, чтобы добиться более глубокого, смешанного типа вдоха, который в пении считается наиболее целесообразным.

В своей хоровой практике, особенно на начальном этапе работы, я часто сталкивалась с беспорядочностью дыхательных движений. Это происходит вследствие того, что учащиеся плохо следят за собой - не заботятся о равномерном распределении дыхания на всю музыкальную фразу, берут дыхание где попало. Это отражается на звучании голосов как отдельных певцов, так и хора в целом: нарушается протяжённость звучания, появляются «звуковые провалы». Поэтому очень важно не только вырабатывать единый тип певческого дыхания, но и приучать хористов делать вдох всем одновременно по руке дирижёра.

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ

Основные типы певческого дыхания

В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:

смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.

В вокальной практике наиболее целесообразным я считаю смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину.

Вдох перед пением нужно брать достаточно активно, но бесшумно и с ощущением «скрытого» зевка (неба). Вдох через нос способствует углублению дыхания, а стремление певца к сохранению положения вдоха во время фонационного выдоха, т.е. во время пения, будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

При работе с хором после вдоха я рекомендую певцам сделать мгновенную задержку дыхания. Это необходимо для точности интонирования звука в момент его атаки. Чем подвижнее темп исполняемого произведения, тем быстрее должна быть скорость вдоха и короче задержка дыхания. Сначала нужно услышать звук в голове, а затем его воспроизвести.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ХОРИСТОВ

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов я акцентирую их внимание на следующих правилах:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

- стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

- корпус держать прямо, без напряжения;

- руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.

Сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении.

В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приемам дыхания. Большая роль в развитии навыка правильного дыхания принадлежит руке дирижера. Целенаправленная работа по активизации внимания к жесту дирижера даст возможность хористам верно и одновременно организовать процесс дыхания.

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ С ДЕТЬМИ

На первом этапе работы с хором я использую дыхательные упражнения вне пения (дыхательная гимнастика).

Упражнение 1

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Предлагаю ребятам вспомнить смешную историю и громко посмеяться. При этом руки дети держат на талии и могут самостоятельно ощутить, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясницы/, живот при этом подается вперед.

Упражнение 2

В этом упражнении дети ложат руку на живот для контроля дыхания и делают медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдыхают, снова считая до четырех. Чувствуют, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, пробуют выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упражнение 3

Вдохнуть через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение поможет развивать мышцы губ и интенсивность выдоха.

Упражнение 4 «Ладошки»

Исходное положение для выполнения данного дыхательного упражнения: встать прямо, показать ладошки "зрителю", при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.
Сделать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжать ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причём все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно.
Опять "шмыгнули" носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.
Не следует растопыривать пальцы при пассивном выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

Упражнение5 «Ёжик»

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Упражнение 6 «Губы «трубкой»

Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

Губы сложить «Трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Упражнение 7

Дышим тихо, спокойно и плавно

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Слайд16
Упражнение 8

«Шарики»
Надуть щеки, как шар. Резко “выхлопнуть” воздух через губы-трубочку. Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и пригодится для развития хорошей артикуляции.

Упражнение 9

Освоение практического навыка вдоха и выдоха

- длинный вдох - длинный выдох (Д - Д)

- короткий вдох - короткий выдох (К - К)

- короткий вдох - длинный выдох (К - Д)

Упражнение 10

Наклонять голову попеременно к левому и правому плечу с преодолением сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное.

Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы - на одном уроке по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2-3 минут, эти упражнения хористы воспринимают как отдых в процессе репетиционной работы.

В качестве певческих упражнений для конкретных вокально-хоровых задач, которые ставит педагог в процессе работы над хоровым репертуаром, можно использовать не только специальные упражнения, но и детские песенки, попевки, скороговорки, дразнилки.

Искусство дышать во время пения – великое искусство. Во времена Ф.Шаляпина для выработки певческого дыхания перед певцом держали горящую свечу. Певец должен был петь так, чтобы пламя свечи нисколько не колыхалось…

Использованная литература:

1.В.Емельянов. Развитие голоса;

2. Т.Стулова. Теория и практика работы с детским хором;

3. В.Лукьянов. Работа с детским хором;

4. М.Осеннева,В.Самарин,Л.Уколова. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом;

Читайте также: