Размещение тыловых колонок на стене

Обновлено: 25.04.2024

Важнейшими факторами качественного звучания вашей системы являются правильная расстановка колонок и точка прослушивания. Просто переставляя колонки, можно изменить тональный баланс, количество баса и его качество, ширину и глубину звуковой сцены, выраженность средних частот, а также образность звука. По мере перестановки акустики и дальнейшем точном подгоне ее местоположения, можно уловить ранее недоступное качество звука и музыкальную гармонию. Когда вы правильно расставите колонки, ваша система «оживет». Предлагаем четыре простых совета, которые заставят систему звучать лучше, чем вы могли бы подумать. И все это абсолютно бесплатно.

Местоположение слушателя по отношению к колонкам критически важно

Базовый принцип, без которого невозможно добиться хорошей сцены и образности, таков: точка прослушивания и колонки должны располагаться по схеме равностороннего треугольника. Слушатель должен сидеть точно между двумя акустическими системами (эта точка называется «зоной комфортного прослушивания»). Расстояние до каждой колонки должно быть лишь немного большим, чем расстояние между самой акустикой. Если этот основной принцип не соблюден, то о хорошей звуковой сцене не может быть и речи.

Дистанция между колонками напрямую влияет на ширину звуковой сцены, образность и ощущение сосредоточенного центра. Чем дальше друг от друга находятся колонки (точка прослушивания при этом остается неизменной), тем шире становится звуковая сцена. Однако большое расстояние негативно влияет на образность — в конечном итоге слушатель может полностью потерять этот нужный эффект. Чем ближе стоят колонки, тем, соответственно, уже сцена.

При правильной, оптимальной расстановке громкоговорителей появляется эффект достаточно широкой сцены и сфокусированной образности. Для поиска лучшего местоположения акустики идеально подходит музыкальный материал, где основная роль отдана вокалисту с ненавязчивым аккомпанементом. Поставьте колонки поближе друг к другу, чтобы услышать максимально собранный в центре вокал. Постепенно отодвигая системы в разные стороны, слушайте музыку и анализируйте слышимое. Повторяйте процедуру до тех пор, пока не поймете, что центральный звуковой образ стал шире, рассеяннее. Исчезающая сфокусированность станет индикатором того, что максимально возможная дистанция между колонками была превышена.


Расстояние между стеной и акустической системой влияет на уровень баса

Чем ближе к стене и углу стоит АС, тем громче басы. Если отодвинуть колонку от стены, то низкие станут мягче. Расстояние до стен также влияет на ясность баса. В некоторых точках колонки вызывают меньше резонансов, в других — больше. Можно постараться снизить эти резонансы, если руководствоваться «правилом третей»: оптимальный уровень баса достигается тогда, когда дистанция между колонкой и стеной равна одной трети длины комнаты. Это не всегда практично, поэтому в качестве второго запасного варианта можно использовать схему расстановки, при которой колонки отодвинуты от стены на расстояние равное одной пятой длины помещения.

Чем дальше от стены, тем глубже и правильнее звуковая сцена

Установленная впритык к углам или стене акустика портит впечатление от звуковой сцены — исчезает глубина. Также на качество сцены могут повлиять отражающие звук объекты, включая телевизоры и камины. Если поставить колонки близко к стене, то вряд ли получится услышать качественную выраженную звуковую сцену. При этом буквально полметра могут сделать из плохой звуковой сцены замечательную.

Разворот громкоговорителей напрямую влияет на тональный баланс, ширину звуковой сцены и образность

Под разворотом мы имеем в виду развернутые по отношению к слушателю вовнутрь (или наружу) колонки. Эта техника очень полезна, если есть задача улучшить звуковую сцену и добиться сбалансированных высоких частот. Строгих правил здесь нет — оптимальный угол разворота зависит от самой акустики и помещения.

Чем больше колонки развернуты по отношению к слушателю, тем выразительнее становятся ВЧ. Чтобы получить желаемое звучание, следует постепенно менять угол разворота и оценивать результат после каждого небольшого изменения.


Помимо прочего, развернутые вовнутрь громкоговорители добавляют звучанию сфокусированности. Как правило, большой угол разворота дает очень выраженную, буквально оконтуренную звуковую сцену. Музыкальные образы становятся более независимыми, собранными и четкими, а размытость и пространственная неопределенность уходят.

Оптимальный разворот — это то положение, при котором высокие не слишком превалируют, но сосредоточенность в центре сцены явно ощущается. Если разворот вовнутрь сделать слишком большим, то звук станет чересчур ярким. Полное отсутствие разворота колонок сделает высокие частоты более плавными, однако это негативно повлияет на образность. Как и всегда, нужно шаг за шагом искать лучшее положение.

Стоит также отметить, что разворот акустики сказывается на объемности звуковой картины. Если колонки стоят прямо, то звуковая сцена становится больше, обширнее и при этом неразборчивее. Звук покажется «большим», но отследить положение инструментов станет сложнее. Направив акустические системы на точку прослушивания, звучание можно сделать гораздо яснее. Наконец, разворот двух колонок должен быть абсолютно идентичным. От этого зависит уровень реализма звуковой сцены.

Помните, процесс «слушай, подстраивай, слушай» невозможно обойти — только таким методом вы найдете идеальное местоположение для колонок.

Эта статья открывает цикл материалов, рассказывающий о наиболее волнующих вопросах, которые, так или иначе, возникают при подборе и инсталляции домашнего театра. Сегодня мы поговорим о возможных вариантах расстановки акустических систем в комнате. Само собой, будут рассмотрены и типичные ситуации с отечественными малогабаритными комнатами.

Как всё должно быть в идеале

Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег :-)

В идеале для домашнего театра отводится специальное помещение. Особо состоятельные ценители кино часто строят комнату специально под домашний театр. Геометрия комнаты в таком случае рассчитывается специально под определённую аудиосистему, которая и будет установлена в помещении. Да и акустическая оптимизация помещения проводится очень серьёзная. Но в этом случае площадь комнаты часто зашкаливает за сотню квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки или даже сотни тысяч долларов. Именно поэтому таких проектов в наше время не так много, как можно подумать. Чаще при наличии достаточной суммы денег выделяется отдельная комната (обычно 30-80 м²) под домашний кинотеатр, а стоимость оборудования и работ не превышает нескольких десятков тысяч долларов.

Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей.

Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально. А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:

1. Включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом (скажем, такую, в которой будет звучать акустический контрабас) и начните экспериментировать: поставьте сабвуфер в какое-либо место комнаты, сядьте на заранее определённое место прослушивания системы домашнего театра и слушайте. Если бас чёткий, чистый и не гудящий, если вы слышите не «кашу» и «грохот», а именно контрабас, то можете оставлять сабвуфер на том месте и радоваться, что эксперимент так удачно и быстро закончился. Если же бас вас не устраивает — продолжайте пробовать ставить сабвуфер в другие точки комнаты и слушать результат. Не исключено, что придётся сделать в комнате небольшую перестановку мебели.

2. Второй вариант называется «от противного». Он проще, эффективнее и отнимает меньше времени. Но помните, что бас в тестовой музыкальной композиции дожен быть как можно более продолжительным по времени и однообразным по звучанию, ведь вам предстоит… ползать по комнате. Итак, поставьте сабвуфер на то место, где вы предполагаете сидеть во время просмотра кино. Включите тестовый трэк и начинайте неспеша ползать по комнате. К сожалению, ползать придётся на четвереньках, чтобы голова оказалась на высоте около 30-40 см. от пола. Это не очень-то удобно, но делать нечего. Цель этого мероприятия — найти то место в комнате, где бас работающего сабвуфера будет наиболее комфортным и корректным. Туда и ставьте сабвуфер.

Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала.

Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях:

Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель — экран».


В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре.

На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора.

На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком.

В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.


Так что, если позволяют возможности и ситуация, при расстановке АС в домашнем театре нужно ориентироваться именно на эти две схемы размещения (для 5.1 системы и для 7.1 системы), ибо они являются референсными. Только не забудьте про акустическую обработку помещения — это очень важная деталь при постройке домашнего театра. И отнестись к этому нужно серьёзно, поскольку плохая акустика помещения с лёгкостью «убьёт» звук даже самого дорогого и грамотно подобранного комплекса.

Как это выглядит на практике

Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:


Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.


Дело в том, что сидящие по краям (на креслах) слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (зелёная зона на рисунке), потому что будут ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально «долбить» в ухо (нет-нет, название Dolby Digital не от этого пошло), а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого.

Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:


Если комната, в которой установлен домашний театр, имеет площадь около 25-30 м², то одна пара тыловых АС не сможет охватить всех сидящих (а размещать в такой комнате более 5-6 человек не следует) — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов (как на схеме). То есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для определённой зоны (в данном случае, для одного ряда сидящих людей) — именно так и происходит в больших кинотеатрах: в зале устанавливается множество АС тыловых каналов, чтобы каждый сидящий не чувствовал дисбаланса каналов в системе.

Ну а если ваша комната прослушивания имеет площадь 40 м² и более, то создать корректное звуковое поле для всех сидящих (до 10 человек по схеме «3 ряда по 3 кресла») можно и одной парой достаточно мощных АС, ведь колонки будут располагаться на приличном удалении от сидящих, а значит их звук будет успевать распространяться более широко.

Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:


Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.


Если комната не слишком велика

В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:



«Я так хочу!» или «по-другому не получается»

Часто многие приносят план комнаты и говорят: «у меня будет система стоять вот так — это уже решено».


И затем следует второй вопрос: «куда повесить тыловые АС, чтобы всем сидящим было комфортно?». Ответ — это невозможно.

При таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, получится ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остаётся «театр для одного человека»


При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника (см. референсную схему).

При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110° для тыловых АС (см. референсную схему).

А вот примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.



Насущные вопросы

На какую высоту надо вешать тыловые АС?

— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40° с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам (для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6-1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя).

На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.


Если же тыловые колонки в системе не будут располагаться на стене, а будут стоять на полу, то сильно переживать не стоит. Хотя лучше, когда тыловые АС являются «полочниками», ведь в этом случае есть возможность использовать довольно высокие подставки (1-1,5 метра — в зависимости от расстояния от слушателя до АС) или даже повесить эти АС на стену (существует множество кронштейнов для этого).

А как вешать дипольные тыловые АС?

— Что касается высоты, то здесь всё остаётся без изменений, а что касается расположения, то обычно к каждой модели подобных колонок даётся рекомендация производителя. Если описать в общих чертах, то обычно такие колонки вешаются строго по бокам от слушателей, но с учётом, что за спинами слушателей есть некоторое пространство и стены (диван стоит хотя бы на расстоянии 1,5-2 метра от задней стены и на таком же — от каждой из боковых), поскольку для корректной работы таких АС нужно обеспечить корректные отражения звуковых волн этих АС от стен. В этом плане диполи более требовательнее, чем обычные однонаправленные АС.

Имеет ли смысл строить 7.1-систему в небольшой комнате площадью 10-15 м²?

— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.

Насколько можно отступать от референсной схемы?

— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.

«Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут»

— Начнём с главного: какое отношение дизайнер интерьеров имеет к инсталляции домашних театров? Верно — никакое. Поэтому, самое страшное, когда дизайнер, исходя из своих художественных задумок, пытается оставить место для компонентов и колонок системы не по принципу «так должно быть», а по принципу «так гармонично выглядит». Должен предупредить, что в ещё пустой комнате надо заранее спланировать где и как будут расположены компоненты и колонки домашнего театра, а потом, с учётом этого, уже додумывать остальную обстановку в комнате, иначе может получиться не театр, а не пойми что. Так что, дизайнера в этой ситуации можно тактично попросить не лезть не в свои дела. Если Вы сами не готовы составить проект комнаты с планом театра, то лучше пригласите инсталлятора домашних театров, который сможет обговорить с дизайнером все аспекты будущей инсталляции — будет и в комнате красиво, и система будет установлена корректно.

Очень часто у любителей качественных сетапов для музыки и кино дома возникает нагромождение аппаратуры и здоровенных колонок в комнате. Что редко сочетается в привычном интерьере помещений.

В предыдущей квартире у меня была аппаратура многоканального звучания, с колонками более метра высотой, причем не только на фронте, но и в тылах. И в интерьере это смотрелось неплохо, и проблем с другими домочадцами на этой волне не было. Но в новой квартире я решил-таки пересмотреть подход к размещению аудиоаппаратуры (по части акустики).

Вся жизнь — большой компромисс

К примеру, сейчас широкую популярность получили различные саундбары. И это неспроста. Тонкий, изящный саундбар под телевизором малозаметен в интерьере. А это для многих приоритетный подход. Как и все в жизни, саундбар — это компромисс между эстетикой и качеством звучания (рассматривая в условно одной ценовой категории разумеется). Что же выбрать, чтобы и интерьер не пострадал, и звук радовал?

Встроенные в стены акустические системы

Достаточно давно существует такое понятие как встроенная акустика. Первое, что приходит в голову, это различные трансляционные системы в публичных местах и офисах. Как высококачественный элемент аудио аппаратуры они ни когда и не воспринимались. Но время идет и производители акустики поняли, что это отличная ниша для уровня HiFi. Сейчас, если посмотреть продуктовую линейку крупных производителей акустических систем, видно, что ассортимент и качество встройки ни чем не уступает классическим изделиям. Более того, те кто проектирует и создает специальные комнаты для домашних кинотеатров (а это точно не дешевое удовольствие) встроенную акустику используют повсеместно. Решено, будем пробовать. Чтобы не откатиться в решении назад, отдал в коллекцию другу всю свою аппаратуру. Он собирает разные сетапы (от винила и ламп, до современных систем hires) и предпочитает слушать музыку на аппаратуре того времени, когда она создавалась.

Муки выбора

Стал смотреть, а что предлагают нынче по встройке? Оказалось, такой акустики нынче просто огромный выбор. На любой вкус и кошелек. Ок, совсем дешевые не смотрим, но и много денег отдавать в планах не было. Примерно через неделю, периодически просматривая разные варианты, я остановился на младшей линейке от Canton линейка Pro House.

При выборе чего либо, я стараюсь не смотреть начальный уровень в линейки продуктов конкретного производителя. Но, в данном случае это был осознанный подход, а именно выбор серии 403, более старшая акустика уже на металлических и керамических драйверах. Хотелось некой классики. И снова, вопрос цены был не на последнем уровне, да и с наличием всех необходимых компонентов.

Canton InWall 443 & Canron InCeiling 443

В моей системе будет солидная поддержка по низкочастотной части, отчасти и поэтому выбор пал на самую компактную линейку 443.

Существует два варианта исполнения: для настенного монтажа — InWall и для потолочного — InCeiling. Внутрянка у них однотипная, поэтому это разделение достаточно условное. Внешне настенные системы это прямоугольники, а потолочные круглые. Но ни кто не мешает размещать и те и другие как хочется и в согласии с общим дизайном.

В описании у производителя на одной странице можно найти упоминание про диаметры вуферов как 4 дюйма, 4.5 и даже 5 дюймов. Все провокация), там всего 4 дюйма. Как-то немного, учитывая мою прошлую систему. Но после тестирования сомнения в выборе развеялись.

Было куплено три варианта акустики



Акустика для фронта и центрального каналов (маркировка LCR), продается поштучно. Остальные парами.


Колонки на фронтальной панели имеют белую широкую пластиковую окантовку, которую предполагается красить в цвет стен. В старших моделях рамка уже. Шелковые дюймовые твитеры во всех колонках можно поворачивать, это полезно, т.к. встройка в стенах и возможности чутка колонку развернуть к слушателю нет. Во всей акустике, на передней панели, также имеется маленький тумблерок для ослабления сигнала на пищалку.


Также в комплекте белые металлические грили. Тут они встают в пазы (на фото я их просто положил сверху, штатно они вровень с пластиковой рамкой), в старших сериях на магнитах. Решетки также красятся в любой нужный цвет.


Черные следы от предварительной установки в корпуса для первичного прослушивания

Внутри все аккуратно. Динамики с штампованными (хорошо, что не пластиковыми, магнитятся) корзинами. Выглядит не по аудиофильски конечно. Кроссоверы с быстрозажимными клеммами, не очень понятно зачем так для встройки, которую раз поставил и все. Очень грамотно продуманные крепления для фиксации колонок на стенах и потолке.


130 ватт, маркетинг ни кого не прошел стороной)

Конфигурация системы

Конфигурация моего ДК будет: 5.2.2. Т.е. слегка урезанная версия Dolby Atmos. Комната небольшая 33 кв.метра, и разместить полновесный вариант как положено не выйдет, да и не особо то и хотелось.

Концепция монтажа

Обычно встройку монтируют прям в соответствующую дыру в стене/потолке. И акустическим оформлением является внутристенное/запотолочное пространство. Это дешево и сердито.

Но мне такой вариант не понравился. Было решено делать корпуса для акустики, которые будут в дальнейшем зашиты в стены и потолок. Это гарантированно исключит взаимопроникновение каналов, даст некое прогнозируемое акустическое оформление. К сожалению, производитель ни где не указал параметры Тиля-Смолла своих драйверов.

С учетом прошлого опыта и некой внутренней чуйки, было решено сделать для данной акустики ЗЯ объемом примерно 20 литров для атмоса и сурраунда и примерно 40 литров для фронтов. Корпуса были сделаны из 15 мм фанеры с внутренними ребрами жесткости. После сборки первых двух корпусов для потолочников, динамики были туда установлены и прослушаны. Как написал выше, все сомнения развеялись, звучит этот Canton очень хорошо (самые низы не рассматриваем). Также корпуса для сурраунд колонок были сделаны хоть и равным объемом, но разные в геометрических измерениях, так как монтировались в стены из разных материалов. Где-то это была выдолбленная ниша в кирпичной стене, а где зашивка перегородок из ГКЛ

О центральном канале

Canton для левого, правого и центрального каналов предлагает такую колонку. Это логично, все серьезные ДК строятся на одинаковой акустики для этих трех основных каналов. Очень часто, центральный канал в домашних кинотеатрах ущербный, а ведь из него в кино может идти до 70 и более процентов всей звуковой информации.

Правильней всего центральный канал размещать на одной оси с фронтом, четко по середине экрана. Это легко реализуется в настоящих ДК с экраном и проектором. Там все три одинаковые колонки ставят в одну линию за акустически прозрачным экраном. Но что делать с телевизором? Тогда центральный канал ставят либо под телевизором, либо над. Как лучше? Споры до сих пор не утихают). Если экран не очень большой, то дисбаланс перехода звука из фронтальной акустики в центр и назад будет почти не заметным. А если большой? Также горизонтальное размещение центрального канала хуже чем вертикальное, как и ставят его за экраном. Да и эстетически, центр по середине (каламбур), обычно смотрится не от мира сего.

Решение проблемы нашлось на просторах инета. Как обычно все очень просто. Надо поставить два центральных канала, максимально близко разместить с фронтом и подключить две колонки к одному каналу ресивера (моно). Есть готовые решения, когда во фронтальную встройку интегрирован и отдельный центральный канал. Так и поступим. Единственное, необходимо учесть итоговое сопротивление двух центральных каналов, дабы усилитель с этим справился. У моих колонок сопротивление 8 Ом, значит итоговый центральный канал 4 Ома, т.е. нужен ресивер способный работать на 4 Ома в нагрузке, что вполне штатно для многих ресиверов. За счет тумблеров ослабления сигнала на твитер, можно чуть убрать чувствительность последних на центральном канале, но скорей всего за это возьмется DSP AV ресивера.

Корпус для фронт+центр акустики, был сделан высотой с помещение, узкий от пола до потолка с перегородкой между колонками и дополнительными ребрами жесткости внутри. Объем ЗЯ примерно 60 литров (40 для фронта и 20 для половинки центра)

Я не особо разбираюсь в установке ДК, поэтому прошу специалистов подсказать мне в этом.

На данный момент есть недорогой домашний кинотеатр 5.1. В будущем планирую приобрести ресивер 7.2 или 9.2, а также подобрать акустику.

Имею гостиную 15 кв. м. (3,4м на 4,4 м) в которой хочу разместить кинотеатр. Единственное, диван не очень хочется выносить в центр комнаты. Чуть можно отодвинуть. Думаю, полметра от стены должно хватить?

Изначально, имея 5.1, ориентировался на такую систему, но позже, когда акустические кабеля были уже проложены, я обратил внимание на Dolby Atmos и заинтересовался этим форматом.

Почитал тут на форуме много информации и понимаю, что имеет смысл ставить потолочные колонки, благо потолок еще не сделан. Планируются натяжные потолки. Высота комнаты будет с потолками где-то 2,7 м.

Единственно штробить придется готовую стенку, чтобы завести от ресивера на потолок кабеля.

Сейчас от зоны ресивера по стене и потолку на тыловые колонки выведены кабеля. Вывел на задней стене на высоте 2 м.

Сразу вопрос. Не сильно ли высоко для тыловых колонок высота 2 м? Можно ли оставить, т.к. готовую стенку не хочется штробить, чтоб опустить ниже.

И что касательно Dolby Atmos, то имеет ли смысл ставить 4 колонки вверху или обойтись двумя?

Если ставить 2 то, исходя из документации надо вывести на потолке впереди дивана на расстоянии 0,7 м или можно над самим диваном. Вроде так получается. Поправьте пожалуйста, если не так.

А вот насчет 4 потолочных тут возникает вопрос.

Если диван стоит почти впритык к задней стене, ну или полметра от стены. То задние потолочные разместить на потолке практически у задней стены. А передние потолочные вывести вперед от задних на 2,2 -2,5 метра. По углам так вроде получается. Если диван находится будет ближе к задним потолочным. Не нарушится ли эффект Dolby Atmos? Ниже на картинке прикрепил уже готовые выводы на акустику 5.1.

Внимание боковым колонкам я не уделял например, чтобы сделать 7.1.2. Везде по отзывам читаю, что в приоритете звук с потолочными колонками.

Заранее благодарю, кто ответит и подскажет.


Ответы

На сайте Dolby есть все рекомендации, которые прекрасно проиллюстрированы со всеми углами, метражем и т.п. Также, конкреные рекомендации по установке есть в руководствах ресиверов и процессоров.

2 метра высоты, на мой взгляд для тылов многовато.

Я бы на Вашем месте делал бы сразу закладку под 7.2.4, под хороший процессор на будущее, если конечно особенности помещения позволяют

Был на сайте Dolby и просчитывал. Там указано, что место где находится человек при просмотре, расположено практически по центру комнаты. А я хочу сместить диван ближе к задней стене, ну может полметра от стены, т.к. это не только кинотеатр, а и еще жилая комната.

Поэтому и возникли вопросы. При смещении дивана к задней стене будет ли искажение при просмотре или это не критично и можно разместить колонки. А также сколько лучше потолочных в данном случае 2 или 4, т.к. если размещать 4, то задние потолочные будут практически возле задней стены.

Насчет боковых колонок изначально не думал. Прочитал тут на форуме много информации о том, что лучше поставить потолочные и эффекта гораздо больше чем от боковых. Да и процессор 11.2 пока не планировал. Помещение 15 квадратов думаю не под 7.2.4. Хотя я возможно ошибаюсь.

А для тылов какая высота оптимальная, если они находятся на задней стене практически по углам комнаты? На картинке я указал местоположение.

Можно использовать акустику, коорая позваляет изменять угол наклона или поворота динамиков. Хотя все-равно имеет смысл придерживаться неких стандартов. Тылы рекомендуется размещать на уровне "головы" слущателя, но это не принципиально. Задние потолочники и должны быть максимально позади, опять же, их можно разместить с небльшим наклоном вперед. хотя каждый может по своему разместить, а в дальнейшем, при помощи акустической каллибровки скорерктировать звуковые моменты. По крайней мере, никаких глобальных искажений Вы не услышите. Не забывайте, что на картинках атмоса - это нечто близкое к их идеалу, но идеального в мире ничего не бывает). А точка прослушивания может быть у каждого в любом месте комнаты. Кому как нравится. Я сам не очень доверяю калибровочным системам, но многие из них могут очень достойно соотнести звуковые поля именно на Вашу точку прослушивания.

А у меня вопрос возник. А есть ли смысл в покупке AV-ресивера с Atmos если использоваться будет конфигурация АС 5.1 ??

Я написал выше, что планирую покупку акустики, но пока ремонт хочу сделать разводку кабелей.

"На данный момент есть недорогой домашний кинотеатр 5.1. В будущем планирую приобрести ресивер 7.2 или 9.2, а также подобрать акустику."

Что смотреть будете? Я к тому, что 7.1 и Атмосу уже порядка 10 лет, при этом релизов с ними порядка 5-10% от общего объема на оригинале, в русском дубляже меньше 1%. Оно вам точно надо?

Правильный вопрос задали.

Конечно хотелось бы на будущее. В надежде, что появится больше контента в таком формате. На данный момент можно посмотреть в оригинале с субтитрами.

Изначально делал разводку на 5.1. Но пока ремонт не закончен, решил выяснить реальность размещение в гостиной с данным расположением дивана системы Dolby Atmos. Какой вариант будет более приемлем и актуален в данном случае. Количество потолочных колонок 2 или 4, высота тех же тыловых колонок, да и вообще будет ли эффект в данном помещении.

Вывести 4 кабеля на потолок будет не так сложно на стадии ремонта, тем боле потолок не сделан еще.

Конечно хотелось бы на будущее. В надежде, что появится больше контента в таком формате. На данный момент можно посмотреть в оригинале с субтитрами.

Да вот я не зря о 10 годах упомянул. Техника денег стоит, правообладатели хотят денег, а кино окупать надо. В одних и тех же играх на Xbox есть Atmos, а на PS4 нет - могли бы сделать, но не хотят делиться с Dolby. Поэтому насчет будущего у меня есть сомнения. Тем более на рынке сейчас сложилась уникальная ситуация, все кому не лень заручившись мало-мальской поддержкой стараются протолкнуть свои стандарты: речь и о куче HDR стандартов, и о сертификациях типа IMAX enhanced, и т.д. Опять же, многие режиссеры принципиально: не снимают 3D, не используют спецэффекты, не делают звук выше 5.1. И за эти 10 лет никого не прорвало (для домашних релизов). О нашем дубляже при этом и говорить не приходится, в последнее время в нашей стране фильмы вообще перестают издавать (на физических носителях).

Если ваша вера в объектно-ориентированные форматы звука свята, то при диване у стены вешать на потолок четыре громкоговорителя считаю нецелесообразным, двух будет достаточно. Расположение, указанное вами на картинке потолочных колонок у фронтальной стены выходит далеко за рекомендации - звук будет просто прыгать между полом и потолком и вы не услышите его на фоне остальной стереопанорамы. Потолочные громкоговорители у тыловой стены я бы ставил не впритык, а с отнесением от стены минимум до положения головы слушателя, а лучше на метр-полтора, т.е. над и чуть впереди от слушателя. Высоту тыловых колонок я бы начинал подбирать с полутора метров экспериментальным путем - очень много факторов, касающихся и типа тыловых колонок, и возможностей ресивера по настройке, и т.д.

На картинке у меня размещение 5.1 которое уже сделано. Не так видимо написал.

А вот насчет потолочников и были сомнения, где разместить. Думал задние потолочные разместить на потолке практически у тыловой стены, можно над тыловыми динамиками или чуть уже, ближе к центру дивана. А передние потолочные вывести на 2,2 -2,5 метра от задних потолочных, т.е. впереди от слушателя.

Я так понял, что это будет излишнее. Хватит 2 потолочных.

Добавил две картинки. С 2 и 4 потолочными. Так нормально будет?



Я бы остановился на второй картинке, можно даже чуть ближе к дивану разместить.

Обычно по неопытности, но многие люди предполагают, что покупка хорошего музыкального оборудования станет гарантом отличного звука. Звучит логично и само утверждение верное, только неполное. Ведь "гарант" получится реализовать и полноценно раскрыть исключительно при условии, что все элементы техники окажутся на "правильных" местах.

Какой должна быть "верная" планировка? Какие аспекты влияют на качество звука в помещении? Постараемся подробно ответить на данные вопросы в нашей статье.

Стоит отметить, что акцент на малоопытности изначально был сделан не просто так. Статья предназначена как раз для новичков в области акустики, вовсе не имеющих представления о том, как правильно расположить колонки. И которые просто хотят наслаждаться приятным звучанием. Различные деятели музыкального промысла или просто сведущие люди вряд ли извлекут для себя что-то новое.

правильное расположение акустики

Так ли значима расстановка, как о ней говорят?

Окружение АС — такая же составляющая звучания, как и сама аппаратура. Нюанс верной расстановки оборудования настолько важен, что даже условно недорогие музыкальные системы способны заиграть краше дорогостоящих, но расставленных "абы-как" либо "покрасивее". Ведь зачастую именно по указанным двум критериям выбираются точки размещения элементов АС.

И эти два подхода — "во, тут есть свободное место" и "отлично будет смотреться здесь", противоположны достижению приятного звучания. "Верно" расположить элементы музыкальной техники по случайности или придерживаясь вышеуказанных принципов невозможно. Расстановка для максимально хорошего звука в львиной доле случаев идет в разрез "красивому" положению.

Кроме того, к этому вопросу нужно подходить обстоятельно — со знанием дела. И не доверять его жене и даже себе (кто бы мог подумать?), если посредственно информационно подкованы.

Важно понимать, что простого и единого рецепта не существует — только свод определенных рекомендаций и правил, придерживаясь которых получится достичь желаемого результата.

Когда начинать планировать расстановку?

правильное расположение акустики

Вы могли логично предположить, что до покупки, а не после. Мысль дельная, однако в идеале начинать планировку нужно в начале капитального ремонта, чтобы успеть беспроблемно внести коррективы в отделку и другие детали. В таких обстоятельствах допускается создать помещение, близкое к совершенству с акустической точки зрения.

Но если момент упущен и обстановка комнаты уже окончательно сформирована, то неплохие перспективы по "наладке" акустической системы 2.1 или 5.1 аналогично имеются. "Потолок" результата, разумеется, пониже, но и так итог окажется более чем удовлетворительным. Тем более, данный вариант почти не предполагает денежных затрат.

"Категории" плохого звука

правильное расположение акустики

Негодный акустический эффект можно разделить на разные "симптомы". Затем, основываясь на "симптоматике", подобрать способы решения. И так:

  1. "Стоячие" звуковые колебания. Распознать этот фактор довольно легко — бас (низкочастотные звуки) в конкретных областях комнаты резко усиливаются или проседают.
  2. Ранние отражения. Голые стены (особенно гипсокартонные), потолки, пол превосходно выполняют звукоотражающую функцию. Если об этом предварительно не задуматься и поставить музыкальную систему близко к подобным поверхностям, то получите перевес в сторону высокочастотных колебаний в отраженных звуковых волнах. Это явление пагубно сказывается на слуховом восприятии источника звука и искажает равномерность звучания.
  3. Реверберация. Представляет собой показатель затухания звуковой волны и может быть избыточным или слишком слабым. Невозможно назвать комфортным условие, при котором звук затухает долго или быстро — оптимальное значение где-то посередине. Важно не переусердствовать, выравнивая реверберацию в помещении.

Последний пункт достается многократному эхо. "Симптом" характеризуется быстрым повторением звука. Причиной возникновения выступает крайне "удачный" выбор расположения колонки между двух параллельных поверхностей с отменными отражающими характеристиками.

"Методичка": общие рекомендации

Уже разбираетесь в факторах, негативно влияющих на звук, понимаете необходимость верного размещения АС и намерены его воплотить в жизнь? Самое время приступить к оглашению советов, которые помогут реализовать это аудиофильское намерение на практике. Рекомендации актуальны при расстановке любой системы и независимо от того, какие наблюдаются "музыкальные симптомы".

Не рассчитывайте на эквалайзер!

правильное расположение акустики

Достичь определенного прогресса программно можно, но не ожидайте "вау-эффекта". Этот рычаг воздействия способен лишь частично отрегулировать проблемы со звуком. К нему лучше всего прибегнуть уже в самом конце, как установите колонки в комнате, чтобы дополнительно улучшить и сбалансировать звук.

Симметрия — наше все!

правильное расположение акустики

Колонки должны быть расставлены симметрично — на одинаковом расстоянии от слушателя. При этом правило баланса касается и окружающей обстановки — желательно, чтобы позади и по бокам устройств воспроизведения были одинаковые объекты. Если за одной стоит шкаф, а за другой находится окно, то чего удивляться плохому звуку? Обязательно постарайтесь уравнять окружение.

Отражающие поверхности — худший враг

Твердые и однородные материалы, как зеркало, камень или металл, эффективно отражают звук. Если они ничем не прикрыты — аудиофилу с тонким слухом можно только посочувствовать. Потому всевозможные стеклянные, каменные стенки и т.п. следует прикрыть шторкой, ковром или иным "тканевым" предметом (например, мягкой мебелью). То есть, в близости от элементов акустической системы 5.1 (или 2.1, 7.1) должно быть поменьше неприкрытых твердых поверхностей.

Также, если висят картины, то их лучше убрать и взамен разместить шумопоглощающие панели. Они выглядят довольно современно и привлекательно — не испортят интерьер и свободно впишутся в него.

В борьбе с отражающими поверхностями важно не переходить грань. Если на излишнем энтузиазме перестараетесь, то из чрезмерно звонкой, комната превратится в приглушенную. И тогда придется несколько "антиотражающих" действий отменить. Потому проверяйте, насколько преображаются акустические условия по мере внесения ваших корректировок.

Отодвиньте колонки от задней стены

правильное расположение акустики

Слишком близкое нахождение динамиков к стенной поверхности гарантирует появление проблем со звучанием. Насколько двигать — вопрос индивидуальный. Зависит от модели музыкального устройства, окружающих материалов и других факторов. Просто отодвигайте и прислушивайтесь, в каком положении звук будет лучшим без отражения от стен.

Кстати, слушателя это правило аналогично касается, пусть и в меньшей степени — желательно, чтобы за головой в период эксплуатации АС была мягкая поверхность (к примеру, подушка).

Наличие боковых стен неподалеку тоже в плюс не пойдет. Особенно, если они параллельные. По каким-то причинам удаленно поставить колонки от горизонтальных\вертикальных "отражателей" не выйдет? Тогда позаботитесь об аннуляции вероятности возникновения ранних отражений — материалы, поглощающие звуки, в помощь.

Примечание! Домочадцы против перемещений устройств воспроизведения подальше от вертикально-горизонтальных поверхностей? Можно заткнуть заглушкой фазоинвертор (по обычаю он располагается в задней части колонок), тем самым ослабив мощность баса и убрав сопутствующие искажения. Это решение на крайний случай, т.к. приводит к тихому звучанию низких частот в сравнение со средними/высокими.

Кабели

Используйте исключительно акустические провода, пусть даже дешевые от малоизвестных производителей. Они окажут значительное положительное влияние на звучание по сравнению с обычными кабелями. Кроме того, постарайтесь вовсе минимизировать длину проводов, идущих от колонок к усилителю — аналогично получите взлет по звуку.

Применяем советы на практике: как расположить колонки 2.1?

правильное расположение акустики

Изначально помечаете "центр" планировки — это ваше расположение при прослушивании. Если речь про систему звучания для телевизора/домашнего кинотеатра, то по обе стороны от него ставим колонки — каждая под углом примерно 30 градусов от центральной точки. Они должны стоять на высоте ушей слушателя и направлены на него же.

Расстояние до задней стены — около 30-40 см, а боковые чем дальше, тем лучше. Возможно, тех 40 см будет недостаточно и понадобится двигать еще — как уже было сказано, обобщающей нормы нет. Предварительно не забываем провести звукоизоляционные мероприятия.

Если отсутствует желание, то с сабвуфером можно особо не заморачиваться. В стандартной "правильной" планировке достаточно его поставить в передней части комнаты. Главное, чтобы он не оказался где-то в углу, закрытый занавеской.

Неравнодушны к экспериментам? Тогда вперед, подбирайте подходящее место на слух, учитывая простой принцип — чем ближе к вертикальным поверхностям, тем мощнее бас. Предупреждаем — это процедура довольно времязатратная и придется "исколесить" с сабвуфером в руках чуть ли не каждый участок комнаты.

Как располагать колонки 5.1?

правильное расположение акустики

Месторасположение фронтальных динамиков и сабвуфера выбирается по системе 2.1. Отличия появляются в подборе точки размещения для:

  • центральной колонки. Ее обычно ставят под центром телевизора или над ним. Если представляется возможным, то ВЧ-излучатель поставить на уровень глаз. Но можно обойтись и просто направлением в нужную сторону, но и эффект менее весомым;
  • тыловых колонок. В отличие от передних, они ставятся по бокам и чуть позади точки прослушивания — также в одной плоскости. Заодно, расстояние между тыловыми динамики превышает оное меж фронтальных. И размещаться они должны на 30-60 см выше ушей человека — тогда звук станет максимально объемным и детализированным. Направление — на слушателя.

Разумеется, не забываем про отражающие поверхности и другие аналогичные детали, пока ставим центральные\тыловые колонки. В конце "отшлифуйте" все настройкой эквалайзера.

Подведение итогов

Качество звучания в немалой степени зависит от того, насколько правильно расставлены элементы АС. Без денежных вложений можно добиться удовлетворительной акустической обстановки, но и по времени предстоит потратиться изрядно. Аудиофилы, настроенные добиться максимума от возможностей аппаратуры, готовьтесь затеять капитальный ремонт или хотя бы вложиться в покупку звукопоглощающих панелей.

Читайте также: