Разделочная доска городецкая роспись шаблон

Обновлено: 03.05.2024

Описание работы: мастер-класс предназначен для детей дошкольного, младшего школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы и педагогам дополнительного образования.
Назначение:украшение интерьера, подарок, работа на выставку, конкурс.
Цель: роспись предметов в технике Городец.
Задачи:
Обучающие: познакомить с городецкой росписью, обучить основным приемам росписи, научить расписывать предметы в данной технике, активизировать и заинтересовать детей, добиваться включения всех в работу, формировать приёмы рисования кистью цветочных элементов росписи узора.
Развивающие: развивать познавательный интерес, творческую активность и способность применять полученные знания на практике.
Воспитывающие: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, вызывать интерес детей к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства, воспитывать трудолюбие.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: теоретическая и практическая работа.
Метод: информационно-рецептивный, репродуктивный.
Оборудование и материалы: разделочные доски, гуашь, кисти, баночки для воды, клеенки на стол, салфетки, акриловый лак.
Наглядные пособия: таблицы с изделиями, изделия.


«Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств» В.А. Сухомлинский.

I. Актуализация знаний. Психологический настрой.
Учитель (читает наизусть)
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть к новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.

Сегодня, ребята, я приглашаю вас заглянуть в прошлое нашей необъятной России и узнать, живы ли сейчас традиции наших предков и что сохранено для сегодняшних поколений из культурного наследия!
Нас окружают самые разные предметы, мы встречаемся с ними и дома, и на улице. Среди этого многообразия есть такие предметы, которые искусно украсил художник, они нарядны и по-своему неповторимы.



Посмотрите на выставку предметов, искусно украшенную руками мастеров, кистью и красками. Эти художественные предметы относятся к декоративно-прикладному искусству. Узоры для росписи мастера-умельцы подсматривали в окружающем нас мире, а также выдумывали сами. Каждый узор имел своё значение. Приглашаю вас прикоснуться сердцем к разным видам народных промыслов нашей Родины.
Отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
(матрешки)
(Выходят девочки – матрешки в русских сарафанах)
1матрешка:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
2 матрешка:
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
1 Матрёшка – настоящая русская куколка-красавица с секретом внутри! Там внутри у деревянной, ярко раскрашенной матрешки прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше. Обычно одна игрушка состоит из 3 – 24 кукол. Матрешкой куколку назвали в честь русского женского имени Матрёна, которым часто называли девочек в крестьянских семьях.


2 Матрешка – один из самых популярных русских сувениров. Она стала символом нашей страны, потому что олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Появилась матрешка в 90-х годах XIX века Сергиевом Посаде (Московская область).

(Выходят мальчики- скоморохи)



1 мальчик: Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы. Всю эту домашнюю утварь сделали умельцы- мастера из большого торгового села Хохломы, что находится под Нижним Новгородом.
Вырезанную из дерева посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом. А узоры мастера на лугах да в лесах подсмотрели - это травка да листочки, цветы да ягодки. Просто! А восхищениям да восторгам – нет конца!
2 мальчик:
Золотая хохлома,
Ею все любуются.

И в Париже, и везде
Хохлома красуется.

(Выходят еще две девочки в костюмах Гжели)
1 девочка: (Гжель)
В Гжели делают посуду -
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.


2 девочка:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
1 девочка: Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.
2 девочка: Гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписных, и на одежде, на постельном белье. Центр народного керамического искусства Гжель расположен недалеко от Москвы.
1 девочка:
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!

(Выбегают два мальчика со свистульками)
1 мальчик:
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.


2 мальчик:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы,
1 мальчик: Дымковская игрушка родилась в слободе Дымково, недалеко от города Вятка. В старину жители устраивали народные гулянья, ярмарки. Украшением этих праздников всегда были глиняные игрушки. На все голоса свистят-переливаются соловьиными трелями свистульки-уточки. Кони, звери диковинные, птицы разные. Свистят все - и взрослые, и дети. Праздник этот назывался Свистопляска.

(Выходят две девочки)




2 девочка:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!



2 девочка: Мастер этот – Городец! Секрет этого мастера – в волшебной кисточке, которая оживляет животных, птиц, рисует дивные цветы, которые называют розаны и купавки. Они в виде круга и украшены дугами и капельками весеннего дождя.
Учитель: Много, много лет назад в городе, что стоит на Волге, народные мастера стали делать из дерева игрушки, посуду, прялки и очень красиво их расписывали: яркие цветы, жар-птицы, чудо-кони украшали эти предметы. Теперь, в наши дни, чай пьют из другой посуды, дети играют в другие игрушки, а на прялках не прядут пряжу. Но красота городецких мастеров не исчезла. И сейчас она радует нас: невиданные птицы, кони, сказочные цветы нарисованы на лакированных деревянных изделиях. Расписные тарелки, солонки, ковши, кони-качалки, шкатулочки – вот неполный перечень городецких художников. Все эти изделия могут быть как украшением дома, так и обиходной частью кухни, комнаты. Традиционные цвета в городецкой росписи : красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
- цветочная роспись;
- цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
- сюжетная роспись.
Самой легкой росписью считается цветочная.
Сегодня мы с вами побываем в роли городецких мастеров и попробуем изобразить цветочную роспись.
II. Практическая часть: порядок выполнения городецкой росписи:
Задача:декорировать разделочную доску элементами городецкой росписи.
1. Вот такую разделочную доску я предлагаю вам сделать.



Деревянная поверхность должна быть чистой и сухой.
Техника безопасности: Сейчас я вам открою маленький секрет настоящих мастеров: при работе с красками нужно быть аккуратными, чтобы не испачкать себя, одежду и работу. Обратите внимание, что кисточка – это предмет острый. Кистью нельзя размахивать во время работы, нельзя поворачиваться друг к другу. Открываем баночки с гуашью, окунаем кисточку в стаканчик и берем краску, немного на кончик, лишнюю убираем об край баночки с краской. Волшебная кисточка готова к работе.
2. Роспись выполняется прямо на деревянной основе, которая грунтуется желтым, красным, черным цветами. Загрунтованная поверхность должна просохнуть в течении часа, поэтому вы вчера загрунтовали поверхности своих досок желтой гуашевой краской.



3. Теперь на разделочной доске тонкими линиями карандашом мы намечаем композицию будущего узора: главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен – цветов, средние детали - это нераспустившиеся бутоны. Они будут связывать крупные детали между собой, а мелкие – веточки, листочки - дополнят нашу композицию. Крупные детали будем наносить широкой кистью – это пятна правильной круглой формы - основа цветка.






5. Поверх светлых пятен наносим тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – это лепестки цветка. .






6. Заключительный этап росписи - наносим черной и белой краской штрихи и точки. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняем «оживку» самой тонкой кистью.





7. Делаем контур рамки. Покрываем поверхность акриловым лаком. Даём высохнуть 2 часа.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня вы попробовали себя в роли мастеров декоративно-прикладного искусства. Вы научились расписывать предметы в традиционной технике Городец. Давайте посмотрим, какие замечательные работы у вас получились.







Городецкую роспись теперь можем узнать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.




В России народных художественных промыслов великое множество. Хохлома, Дымка, Городец, Гжель… это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.

«Так живы ли сейчас традиции наших предков?», - спрошу я у вас.
Да! Народные мастера не перевелись, и по-прежнему, радуют нас своим творчеством.

Шаблоны трафаретов городецкой росписи

Существуют десятки видов народного творчества, и в таком разнообразии не последнее место занимает роспись. Жостово, палех, хохлома, гжель — эти названия давно стали нарицательными, но не каждый из народных промыслов легко освоить. Тем, кто только знакомится с тонкостями изобразительного искусства, лучше начать с городецкой росписи. Шаблоны трафаретов для неё легко изготовить своими руками.

Описание народного промысла

На левом берегу Волги находится красивый маленький городок под названием Городец. Именно там зародилась роспись, впоследствии ставшая известной не только в России, но и за её пределами. Для этой техники характерны не слишком сложные, но очень яркие элементы. На декорированных предметах обязательно есть цветы, почти всегда присутствуют птицы с роскошным оперением и наряженные вороные кони. Лошадь раньше считалась символом достатка, поэтому её изображали довольно часто, а сейчас присутствие коня в городецкой росписи обусловлено соблюдением канонов.

Типичные цветы — ромашки, розаны, розы и полураскрывшиеся бутоны. Яркая растительность символизирует процветание и здоровье, а птицы олицетворяют радость и счастье. Узоры обычно сюжетные, передающие разные аспекты жизни простого народа. Вот то, что (и кого) чаще всего можно увидеть на расписанных изделиях:

    городские улицы;
  • цветы, листья;
  • птицы, животные;
  • наряженные барышни и мужчины;
  • народные гуляния;
  • свадьбы;
  • всадники.

Интересно, что лица людей всегда обращены к зрителю, а животные и птицы смотрят в сторону. Россыпи цветов находятся по краям, а нередко они располагаются хаотично в разных местах рисунка. Согласно канонам, роспись поэтапно наносится на изделие из дерева. Мастера украшают детские кроватки, часы с кукушкой, спинки санок, шкатулки, солонки, разделочные доски, ложки, декоративные блюда и многое другое, что можно использовать в быту.

Чтобы случайно не испортить полезный предмет, начинать освоение ремесла лучше с рисунков на бумаге. Руки должны привыкнуть к особенностям разных элементов.

Следует приготовиться к тому, что сразу не удастся идеально прорисовать даже простейшие детали. Постепенно пальцы «запомнят», как правильно держать кисть, и со временем витиеватые изгибы и сложные переходы от тонких мазков к широким линиям будут получаться хорошо.

Первый опыт

Типичный элемент росписи — стилизованный цветок. Он встречается почти на каждом рисунке, поэтому с него стоит начать знакомство с этим увлекательным видом творчества. После понимания, как и что рисовать, можно сделать шаблоны для городецкой росписи досок и использовать их как трафареты. Некоторые предпочитают клеить аппликации, хотя узоры, нанесённые кистью и красками, выглядят гораздо интереснее. Для работы понадобятся:

  • кисти разных размеров;
  • плотный лист белой бумаги;
  • вишнёвая гуашь;
  • карандаш;
  • ластик;
  • ёмкость с водой.

Цветок в стиле городецкой росписи

Сначала карандашом рисуют 4 кружка. Один из них должен быть немного меньше, чем остальные. На каждом круге рисуют по одному пятнышку, на двух — ближе к середине, на других двух — по краям. Это будут сердцевины цветов. Затем по всей окружности прорисовывают лепестки. Каждый такой элемент представляет собой узкую дугообразную полосу, верхушка которой выступает за край круга, а концы направлены в центр. Дуга расширяется к вершине, а её края заострены.

После этого рисуют ещё одну дугообразную линию, на этот раз не уплощённую, а круглую, края которой упираются в носик цветка. В результате должен получиться розан. Так расписывают три круга, а четвёртый будет представлять собой ромашку. Она рисуется методом примакивания. Кисть прижимают к листу боком, чтобы получился каплевидный отпечаток. Его широкий край выходит за окружность, а узкий немного не достаёт до носика, к которому направлен. Аналогично рисуют другие лепестки.

Ознакомившись с простейшими приёмами, нужно их отработать. Как только начало получаться красиво, пора усложнить задачу. Новичку стоит попробовать расписать какой-нибудь предмет обихода, причём проще всего начать с разделочной доски, потому что у неё ровная и довольно большая поверхность.

Полезный совет: для облегчения работы можно начертить циркулем несколько окружностей и дуг, чтобы использовать их как трафареты. Профессиональному художнику это без надобности, а другим такой подход позволит сберечь нервы на первых порах, когда мастерства ещё недостаточно. Самым маленьким можно предложить бумажные раскраски с узорами, которые легко распечатать, имея один образец.

Поэтапный разбор росписи

Все рисунки выполняются в несколько этапов, причём в строго определённой последовательности. Не стоит пугаться, потому что на самом деле в городецкой технике всё логично и стройно. Чтобы красиво декорировать изделия, причём не только для себя или в подарок близким, но и на продажу, не нужно быть талантливым мастером. Изделие получится интереснее, если удачно подобрать шаблон разделочной доски для городецкой росписи. Контуры изделия могут повторять форму яблока, груши, баклажана, рыбы, лебедя, поросёнка. Всё это легко нарисовать на бумаге, после чего останется перенести на фанеру и выпилить изделие лобзиком.

Изображение цветов

Достаточно приобрести некоторые навыки, научиться держать кисть и уверенно наносить мазки. Этапы, из которых состоит роспись:

  • подмалёвок;
  • наведение лепестков;
  • оживки.

Подмалёвок — это и есть круг, на основе которого строится весь рисунок цветка. Для него применяют голубую, красную, розовую, синюю и вишнёвую краску. На картинке преобладают тёплые оттенки, а голубые тона занимают не более четверти.

Лепестки прорисовывают только тогда, когда первый элемент (окружность) хорошо просохнет, иначе краска размажется. Они могут быть светлее или темнее, чем подмалёвок, главное — обеспечить контраст.

Поэтапный разбор росписи

Оживки — штрихи, точки и окантовка. Детали названы так потому, что благодаря им картина как бы оживает, становится объёмной и выразительной. Для выполнения оживок применяют беличьи кисточки № 2 и 3. Носики цветков украшают белой окантовкой и такими же точками, а штрихи располагаются произвольно. Оживки обычно белые, реже — чёрные.

Рисование птиц и коня

Волшебных птиц и вороных коней рисуют с карандашным контуром или сразу красками. Вариант для детей — аппликация путём приклеивания подготовленных шаблонов. Чтобы понять, как их сделать, следует освоить технику рисунка и увидеть, что получается в итоге. Затем можно вырезать трафареты по подобию отдельных элементов. Хорошо, если это будет делать взрослый. Для городецкой росписи на разделочной доске характерны такие птицы:

Городецкая роспись шаблоны

Рисуют в такой последовательности: голова, туловище, хвост. Особенность птичек — плавный изгиб шеи, переходящий в грудь. Сначала аккуратно обозначают его, потом проводят линию спины. Когда туловище готово, переходят к контуру крыла. Клюв и лапы обозначают нитевидными линиями. Туловище птиц состоит из подмалёвка, который чаще бывает чёрным, и белых оживок.

Изображение коня также начинается с подмалёвка. В первую очередь чёрной краской рисуют шею и грудь. Они выглядят как большая капля стандартной формы. Такая же капля, только в перевёрнутом виде, образует туловище и заднюю ногу. Следующий этап — прорисовка хвоста, других ног, головы и гривы.

Закончив с частями тела городецкого коня, переходят к деталям. Седло и сбрую прописывают красной краской, уздечку — двумя коричневыми линиями. Конь готов, теперь осталось сделать оживку. Белой краской наносят тонкие штрихи на хвосте, ногах, крупе и шее. Линиями потолще украшают седло и сбрую — это будет бахрома.

Такую технику может освоить даже ребёнок, а ещё интереснее заниматься творчеством вместе.

Предметы, украшенные городецкой росписью, займут достойное место в интерьере, главное — правильно подобрать цвета и постараться, чтобы рисунки были аккуратными. Неровные линии способны испортить впечатление, несмотря на интересный сюжет.

Работа с шаблонами

Работа с шаблонами

Часто трафареты применяют в тех случаях, когда нужно ускорить или упростить процесс. Также они могут быть полезными на занятиях с дошкольниками, на уроках технологии во 2 классе. Шаблоны для городецкой росписи вырезают дети или преподаватель.

В учреждениях дополнительного образования, а также в общеобразовательных школах предусмотрены уроки, посвящённые народным промыслам, в частности, росписи. Учитель может выбрать форму проведения на своё усмотрение, в том числе решить, будут ли дети рисовать по шаблонам, без них или вырезать и клеить аппликации.

Занятия в обоих случаях проводятся похожим образом, но есть и отличия.

Занятие с аппликацией

Работа с аппликациями начинается с того, что на перемене дети готовят салфетки, ножницы, подкладные листы, цветные карандаши и клей. Учитель показывает слайды, рассказывает, чем отличается городецкая роспись от других видов, рассказывает о купавке, розе, розане и ромашке, а также о других элементах. Затем ребята знакомятся с планом изготовления расписной дощечки. Для создания аппликации им нужно сделать следующее:

    вырезать листики и розаны;
  • составить рисунок;
  • приклеить элементы к картону;
  • вырезать птичку;
  • приклеить её;
  • дорисовать недостающие детали;
  • оживить рисунок.

Учитель раздаёт бумагу с нарисованным контуром, дети вырезают кружки, лепестки и листики, потом составляют из них орнамент на дощечке, где уже нарисована птичка. Преподаватель проходит по рядам и проверяет, всё ли правильно. После этого ученики приклеивают детали клеем-карандашом. Белым карандашом прописывают штрихи.

Технология с использованием красок

Главное отличие этой методики в том, что крупные элементы не приклеиваются, а прорисовываются. Набор необходимых предметов будет немного другим. Рисунок можно сделать более сложным, так как краски дают больше простора для фантазии, чем фигурки, вырезанные из бумаги. Методика подходит для детей 2 и более старших классов, а также для учеников художественных школ. Для работы потребуются:

  • заготовка дощечки;
  • набор гуаши из 12 цветов;
  • бесцветный лак;
  • салфетка;
  • палитра;
  • ластик;
  • беличьи кисти;
  • простой карандаш;
  • бумага;
  • стаканчик для воды.

Технология с использованием красок

Первый этап — рисование крупных деталей. В центре будет птичка или конь, по краям — розаны, розы и купавы. Птицу или коня очень просто нарисовать, используя трафарет. Другой вариант — учитель заранее наносит простым карандашом контуры, а дети их закрашивают. Шаблон коня делается так:

  • рисуют каплю;
  • из её основания проводят прямую линию, направляя её вправо и немного вверх;
  • правый край линии упирается в середину боковой стороны другой капли, поменьше, повёрнутой основанием вверх;
  • выше этой линии проводят ещё одну, чтобы спина имела толщину;
  • из основания большей капли в сторону и вниз отходят ещё две, причём они до половины накладываются на основной элемент, так что видны как бы треугольники (это верхние части передних ног коня);
  • аналогично прорисовывается верхняя часть задней ноги, дальней от зрителя;
  • нижние части ног изображаются неширокими линиями и заканчиваются копытами;
  • сзади находится довольно широкий стилизованный хвост.

Городецкий конь шаблон

Фигуру вырезают и по ней рисуют коня на дощечке, затем его закрашивают коричневой или чёрной гуашью. Сделать трафарет птицы ещё проще. Голова — круг, туловище — капля. Шею прорисовывают так, чтобы она имела толщину, а грудь и спина были плавными. Крыло — перевёрнутая капля. Дальнейший порядок действий такой же, как с конём.

Следующие этапы — подмалёвок и оживки. Важно научить детей набирать нужное количество краски на кисть. Если её будет слишком мало, рисунок получится бледным, а при избыточном количестве гуашь после высыхания будет трескаться и отслаиваться. Готовую поделку покрывают лаком. Достаточно одного слоя, а если есть возможность, лучше нанести 2−3, каждый раз дожидаясь, пока предыдущий хорошо высохнет. Дети забирают расписанные дощечки домой или под руководством учителя делают выставку своих работ.

Нетрудно заметить, что овладеть мастерством раскрашивания деревянных изделий в этой технике довольно просто. Проявив немного терпения и усидчивости, каждый может украсить свой дом яркими сувенирами или порадовать подарком близкого человека.

Предназначен для школьников среднего и старшего возраста, для педагогов, родителей, воспитателей.
Использование: в качестве подарка, для украшения интерьера.
Цель: декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городецкой росписи – « конём», «розанов», «бутонов» и «купавок».
Задачи:
- знакомство с традиционным мотивом Городецкой росписи-конём, купавкой, бутоном и розаном.
- развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.
- уметь оказывать внимание близким людям.



Материалы: разделочная доска, акриловые краски, кисти плоские и круглые, простой карандаш, стаканчик, наждачка, палитра, бесцветный лак.

Хочу предложить вашему вниманию роспись разделочной доски Городецким узором. Женщины большую часть своего времени проводят в кухонной комнате и каждая хозяюшка создаёт уют и тепло своим мастерством украшая и облагораживая интерьер. Вашим близким и друзьям будет приятно получить такое украшении в качестве подарка, а перевернув доску обратной стороной можно использовать по её прямому назначению. У меня разделочная доска прямоугольной формы, по середине расположилась птица, а по краям - гирлянды цветов и листьев. Птица в городецкой росписи - символ семейного счастья, а цветы – символ здоровья и процветания.

Наждачной бумагой обрабатываем поверхность разделочной доски. С помощью карандаша наношу рисунок на поверхность доски.



Далее делаем подмалёвку, то есть, кистью закрашиваем всю композицию, по своему усмотрению подбирая цвета.




Затем кистью поменьше(2,3) делаем тенёвку на композиции контрастным цветом.
И слегка прорисовываем листочки.



Следующим этапом нашей работы будет "оживление" птицы. Кистью №1 набираем краску белого цвета и прорисовываем контуры и узоры на птице.


Автор: Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Предназначен для старших дошкольников, школьников, педагогов, родителей, воспитателей, для всех желающих, кому нравится заниматься народно – прикладным искусством.
Использование: в качестве подарка, для украшения интерьера.
Цель: декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городецкой росписи.
Задачи:
- Знакомство с традиционным мотивом Городецкой росписи – птицей
- Развитие чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.
- Учить создавать более сложные узоры по мотивам городецкой росписи; закреплять технические приёмы рисования гуашью, смешивания красок на палитре.
- Развивать творческое мышление, фантазию, внимание, память, интерес к народным промыслам.
. Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребёнку, но и окружающим его людям.
- Уметь оказывать внимание близким людям.

Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

Городецкая роспись по дереву – это народный промысел Нижегородского края. Леса давали дешёвый и разнообразный материал, из которого делали всё: и детские игрушки, и посуду, и мебель. Большинство жителей заволжских деревень по речке Узоле близ Городца, слыли искусными ремесленниками. Росписью украшали прялки, лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, солонки и другие предметы крестьянского быта.
Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой – нибудь другой – так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки.
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, в наши дни мастера перешли на масляную и сильно расширили цветовую гамму, но технология росписи осталась такой же, как и много лет назад. Современные художники расписывают декоративные панно, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, хлебницы, разделочные доски и люди, как и прежде, с большим удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.

Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
Три девицы молодые
Под розанами стоят.
“Где же хлопцы удалые?”
Во все стороны глядят.
Вот по улочке Петрушка
Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
Бежит вслед за женихом.

Материалы:
- Разделочная доска
- Гуашь
- Кисти №1, №3.
- Стаканчик для воды.


Все элементы городецкой росписи рисуем сразу без предварительной прорисовки карандашом.
Сначала кистью №3 делаем « подмалёвку» - цветное пятно круглой формы.
Самый крупный цветок, он находится в середине, называется розаном. Розан – это цветок, имеющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Дальше по бокам ромашки и заканчивают цветочную композицию голубые бутоны. Цветы располагаем симметрично. Желательно выбирать яркие цвета.






И возвращаемся к петуху. Красным цветом рисуем гребешок и бородку, а так же чередуя цвета рисуем хвост красно – белый – чёрный.



Кистью №1 делаем «оживку», то есть приступаем к детальной проработке образа с помощью тонких мазков, штрихов и нанесению более светлых оттенков на контур. Наш петух готов, мы к нему больше не возвращаемся.





Городецкая роспись необычная,
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.

На заключительном этапе осуществляется «оживка» - у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Всегда берём кисть №1.




И остались листочки. Выполняем «оживку» при помощи тонких штрихов белого и чёрного цветов.
Красным цветом рисуем рамку, даём хорошо высохнуть изделию и покрываем бесцветным лаком. Наше изделие готово!




Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят.



Данный мастер-класс создан для педагогов ДОД, учителей ИЗО. Воспитанников ИЗО - студий, имеющих навыки рисования. Полученное изделие можно использовать в качестве декора на кухне, при оформлении "уголка русской избы".
Цель:
- обучение приёмам и навыкам городецкой росписи
Задачи:
- Обучать приёмам работы в технике городецкой росписи;
- Развивать творческое воображение;
- Развивать умение видеть красоту;
- Развивать моторику рук, усидчивость;
- Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- Воспитывать аккуратность при выполнении работ;
- Получать положительные впечатления от создания своей работы.
Необходимые материалы:
- Доска для раскрашивания;
- Гуашь (как минимум базовый набор цветов);
- Палитра (для смешивания гуаши);
- Кисти белка разных размеров;
- Емкость для воды;
- Лист бумаги;
- Салфетка;
- Простой карандаш;
- Ластик;
- Лак бесцветный.
Первый этап
Простым карандашом на доску наносим рисунок (по вашей задумке). В центре можно расположить птичку, коня и т.д. Для простоты работы можно использовать шаблоны.



Для основания будущих цветов можно использовать монеты разного достоинства или любые круглые формы (баночки гуаши)



Второй этап называют «подмалевка».
На круглые формы (главные фигуры) наносят светлые краски, они получаются в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. "Подмалевка", т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.




Четвертый этап называют «теневка».
Здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. "Теневка" (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги. От того, как расположены скобки, зависит форма бутона. У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.



Пятый этап называют «оживка»
"Оживка" завершающий этап росписи, т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Читайте также: