Разборка кирпичных труб котельных

Обновлено: 02.05.2024


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ДЕМОНТАЖ ТРУБ ДЫМОВЫХ КИРПИЧНЫХ ВЫСОТОЙ 20 И БОЛЕЕ МЕТРОВ

В технологической карте приведён способ демонтажа дымовых кирпичных труб высотой от 20 м и выше с помощью строительных лесов.

Указана область применения карты, приведены положения по организации и технологии работ, изложены требования и правила техники безопасности и охраны труда.

Карта составлена и оформлена согласно рекомендациям МДС 12-29.2006. Настоящая карта является типовой и может быть применена как напрямую, так и откорректирована с учётом местных условий, с внесением в неё изменений и дополнений.

Карта составлена в развитие и дополнение типового Проекта организации работ (ПОР) на демонтаж труб.

Карта предназначена для проектных организаций, разрабатывающих технологические карты, а также для организаций, выполняющих демонтаж дымовых кирпичных труб.

Карту составил гл. специалист Группы подготовки строительного производства ЦНИИОМТП Корытов Ю.А., канд. тех. наук, ст. научный сотрудник.

Введение

Работы по демонтажу дымовых труб относятся к работам повышенной опасности и выполняются по технологическим картам.

Настоящая технологическая карта является типовой для демонтажа дымовых кирпичных труб высотой 20 м и выше. Карта может быть применена напрямую или откорректирована, с внесением в неё минимальных изменений и дополнений.

Индивидуальная карта разрабатывается (в случае необходимости) для конкретной трубы на основе типовой с учётом её конструкции, высоты, технического состояния кирпичной кладки и других местных условий. Карта используется также в качестве документа, подтверждающего готовность организации к производству работ по демонтажу дымовой кирпичной трубы.

Карта содержит краткое описание демонтируемых труб, положения по организации и технологии работ, обеспечивающие безопасность работ. В связи со спецификой работ на высоте, обычно небольшими объёмами и стеснённостью работ, демонтаж производится с применением строительных лесов, комплектов ручных машин и инструмента для разрушения кирпичной кладки.

Карта составлена на основе типового Проекта организации работ (ПОР) на демонтаж труб.

Карта составлена и оформлена согласно рекомендациям и правилам МДС 12-29.2006 и состоит из текстовой и графической частей (рисунков).

При разработке карты использованы результаты работ ЦНИИОМТП и других институтов, а также производственный опыт организаций и фирм, выполняющих демонтаж дымовых труб.

1. Область применения

Областью применения настоящей типовой технологической карты является демонтаж дымовых кирпичных труб цилиндрической или конической формы высотой 20 м и выше.

Карта составлена в развитие и дополнение типового ПОР на демонтаж труб, может быть использована самостоятельно, а также совместно и одновременно с упомянутым ПОР на демонтаж труб.

Технологическая карта предназначена для организаций, выполняющих работы по демонтажу труб в природно-климатических условиях средней полосы России, с применением строительных лесов.

Типовая технологическая карта может быть использована непосредственно, а также послужить основой для составления индивидуальной технологической карты для конкретной трубы, для местных условий.

2. Общие положения

Демонтажу подлежат дымовые кирпичные трубы цилиндрической или конической формы. В плане (в горизонтальном сечении) трубы обычно круглые, реже - многоугольные. Трубы цилиндрической формы могут быть из кирпича или кирпичных блоков высотой до 60 м. Кирпичные трубы конической формы могут быть высотой от 60 до 100 м (выше возводили железобетонные трубы). Верхний наружный диаметр труб составляет обычно от 2 до 5 м, а нижний не менее 1/20 высоты трубы. Толщина трубы переменная, средняя наименьшая - 250 мм, средняя наибольшая - 800 мм.

Труба состоит из фундамента, цоколя (постамента), имеющего монтажный проём и проёмы для надземных коммуникаций, и ствола трубы. Стволы могут быть опоясаны стяжными металлическими кольцами. Верх трубы закрывается головкой, защищённой от атмосферных осадков колпаком. Труба оборудована молниезащитой - заземляющими устройствами. При высоте трубы более 50 м на стволе укреплены светофорные площадки для установки красных сигнальных огней, обеспечивающих безопасность вертолётов и самолётов. Для подъёма на трубу в кирпичную кладку ствола заделаны изнутри (или снаружи) стальные скобы (или лестницы).

Внутренняя поверхность ствола имеет антикоррозионное покрытие, теплоизоляцию и футеровку.

Фундамент может быть в виде усечённого конуса или цилиндра (стакана), расположенного на круглой или многоугольной плите, сплошной (на слабых грунтах) или кольцевой. При глубине заложения фундамента менее 2,5 м фундамент представляет собой сплошной бетонный (железобетонный) массив на грунтовой подушке с щебёночным основанием.

Общий вид конической трубы и фрагмент сечения ствола вертикальной плоскостью приведены в ПОР (см. ПОР, рис.1 и 2).

Климат района работ по демонтажу умеренно-континентальный, с умеренно-холодной зимой и умеренно тёплым летом. Количество выпадающих осадков составляет в среднем 600 мм в год, больше всего приходится их на летние месяцы.

Труба расположена в промышленной зоне на расстоянии не менее 50 м от жилого массива.

При составлении карты использованы нормативно-методические документы, основные из которых приведены ниже.

Ввиду того, что печное отопление уходит в прошлое, такой конструктивный элемент зданий, как дымовые трубы, становится лишним. Для его устранения предлагаем заказать демонтаж труб с привлечением экспертов по сносу кирпичной кладки. Если речь идет о крупном объекте, расположенном на большой высоте, потребуются опытные альпинисты. Компания "АльпКонВент" предлагает свою помощь в решении этой задачи.


Особенности демонтажа труб

Зачастую промышленные дымовые трубы демонтируются в двух случаях:

  • когда они отслужили свой срок, устарели и представляют угрозу для окружающих их объектов или людей;
  • когда трубы не планируют больше использовать в дальнейшем.

Как правило, в обеих ситуациях речь идет о конструкциях, способных достигать высоты 100 метров и более.

Необходимость привлечения профессионалов вызвана тем, что высокие трубы нельзя просто снять или взорвать, ведь есть риск зацепить линии электропередач, повредить близлежащие дома, машины, людей.

Классический демонтаж выполняется вручную с порядовой разборкой кирпичного дымоотвода. При этом, строительный мусор сбрасывается в шахту конструкции, откуда он затем будет вывезен на свалку. Такие работы безопасны для окружающей среды и исключают аварийные ситуации.

Преимущества сотрудничества с "АльпКонВент"

Заказать демонтаж труб у нас выгодно по нескольким причинам.

  1. Сотрудники компании серьезно подходят к процедуре начиная с первичной экспертизы объекта, подбора оптимальной схемы крепления рабочей платформы, до уборки строительного мусора.
  2. Оформление работы с альпинистами проще, чем получение разрешения на взрыв и дешевле аренды строительной техники.
  3. Наши профессионалы работают аккуратно и оперативно, строго придерживаясь всех регламентов по техники безопасности.

Профессиональный демонтаж труб – это гарантия результата. Мастера по разборке кладки хорошо знают свое дело, выполняют работу грамотно, аккуратно и тщательно. Получить дополнительную информацию об услуге и вызвать альпинистов вы можете по телефону, указанном на нашем сайте.

Этапы демонтажа трубы

Вы можете доверить такой трудоемкий процесс, как демонтаж дымовых труб промышленным альпинистам компании «АльпКонВент». Они возьмут на себя все основные и вспомогательные этапы работ. К основным относятся:

  • экспертиза технического состояния объекта;
  • непосредственный демонтаж кирпичной трубы;
  • вывоз строительного мусора, а также битого кирпича на утилизацию.


Для обеспечения безопасности данных высотных работ близлежащая территория надежно ограждается. Несмотря на то, что наши сотрудники не бросают кирпичи вниз, а аккуратно спускают их внутрь трубы, сложно избежать возникновения летящих в разные стороны осколков, особенно при использовании перфораторов, домкратов и иного специализированного оборудования.

Почему на данный момент демонтаж кирпичных труб с помощью альпинистов наиболее выгоден?

Мы уже упоминали о том, что иногда у заказчика просто нет выбора, ведь другие методы - направленный взрыв и разрушение при помощи специализированной техники - невозможно применить ко всем объектам. Но иногда клиенты выбирают демонтаж дымовых труб альпинистами и при возможности использования других способов. Почему?

  • За счет ручной работы достигается высокая компактность и аккуратность демонтажа, которая исключает падение случайных обломков, способных повредить окружающие здания, коммуникации и ландшафт.
  • Наем промышленных альпинистов избавляет владельца участка, на котором необходимо демонтировать трубу, от бюрократических проволочек, например, как в случае получения множества разрешений при проведении направленного взрыва.
  • Заказать демонтаж кирпичных труб при помощи мощностей промышленного альпинизма намного экономичнее, чем нанимать тяжелую строительную технику или бригаду взрывотехников.
  • Человеческий фактор обеспечит большую оперативность работы: человек, тем более - опытный профессионал быстрее проникнет в труднодоступное место, решит возникшую проблему.

Профессиональные альпинисты из нашей команды имеют большой опыт работы с подобными задачами, прошли соответствующую подготовку для получения разрешения работы на высоте. Разбор трубы с нашей бригадой займет считанные дни, при этом все будет сделано максимально ювелирно, организованно и пунктуально.


Расценки на демонтаж кирпичных труб

Стоимость подобных высотных работ от компании «АльпКонВент» всегда будет оптимальной. Перед тем как озвучить окончательную цену за услуги промышленных альпинистов, будет составлена максимально подробная смета работ, включающая в себя все этапы демонтажа.

* Заполняя данную форму, вы даёте согласие на обработку
своих персональных данных согласно ст. 9 № 152 ФЗ

Промышленный альпинизм - специальная технология выполнения работ на промышленных или других зданиях и объектах, при которой места проведения работ достигают с помощью подъема или спуска по веревке или при помощи альпинистских методов передвижения и страховки. Промышленный альпинизм - это быстрая организация высотных работ.

Достоинства пром. альпенизма:

  • проведения высотных работ без остановки производственных процессов;
  • выполнение работ практически в любых условиях и в труднодоступных местах;
  • не требует привлечения специальной техники;
  • нет риска повреждения кровли или фасад здания;

С помощью промышленного альпинизма мы осуществляем:

  1. Герметизацию межпанельных швов и стыков;
  2. Подъем грузов на высоту;
  3. Кронирование и валка деревьев частями;
  4. Очистку крыш от снега и сосулек;
  5. Монтаж декоративного освещения и архитектурной подсветки;
  6. Пром альп для обрезки деревьев;
Основное преимущество использования альпинистов

Основное преимущество использования альпинистов для удаления и вырубки деревьев по сравнению с автовышками - меньшая цена, большая оперативность и, что самое главное, возможность работать в труднодоступных местах. Специальные технологии позволяют производить рубку и спиливание даже таких опасных деревьев, на которые нельзя залезать и которые нельзя ронять.

Уборка снега с крыш, очистка кровли. Оперативная уборка снега с крыш и очистка крыш от снега и сосулек высоко востребованы в условиях современного города. Ведь накопившийся на крыше снег может стать угрозой для целостности здания, припаркованных рядом автомобилей, проходящих мимо людей. Ни для кого не секрет, что уборка крыш от снега, очистка кровли от сосулек - работа повышенной опасности, требующая участия промышленный альпинистов. Уборка снега с крыш должна осуществляться профессиональными промышленными альпинистами, неквалифицированные рабочие при очистке снега от кровли могут просто напросто повредить крышу. Наша компания осуществляет полный спектр услуг по уборке крыш как одноразово, так и на условиях постоянного абонентского обслуживания. Стоимость очистки кровли зависит от периодичности уборки снега и объема работ. Заключив договор на абонентское обслуживание с нашей компанией, вы можете быть уверены в том, что любые погодные условия (сильный снегопад или таяние снега) не причинят вам беспокойства и обезопасят людей и технику от повреждения.

Демонтаж дымовых труб – это трудоемкий, но обязательный этап, который проходят многие котельные предприятий в ходе модернизации производства и закрытия отдельных цехов.

Зачем нужно разбирать старые трубы?

По габаритам дымоотвод котельной сопоставим с домом высотой в несколько этажей – это довольно большой объект, который занимает много места.

Это первая причина, по которой дымоходы котельных необходимо сносить – они не должны занимать полезную площадь, которую можно использовать для других задач.

Вторая причина – со временем неиспользуемые конструкции будут разрушаться, а это очень опасно. Обрушение может привести к трагедии, если в этот момент рядом окажутся люди; также большой ущерб будет нанесен всему имуществу, которое будет находиться поблизости.

Разрушение неиспользуемых дымоходов происходит из-за сезонных перепадов температур – это, в первую очередь, касается кирпичной кладки. Когда котельная работает, и дымоотвод постоянно используется, воздух внутри нее остается горячим – это позволяет компенсировать перепады внешней температуры. Если же котельная уже не функционирует, отапливать специально дымоход только ради того, чтобы она не разрушилась – слишком дорого и нецелесообразно. Поэтому неиспользуемые конструкции следует своевременно демонтировать, чтобы избежать лишних расходов и возможных аварий.

Снос дымоходов из металла обычно выполняется в двух случаях:

  1. Замена старой конструкции на новую;
  2. Полная ликвидация котельной.

Если металлическую конструкцию вовремя не снести, через какое-то время она может прогнить и обрушиться. Основная опасность заключается в том, что конструкции такого типа начинают гнить у основания, и этот момент часто остается незамеченным. В итоге объект с виду может казаться еще вполне надежным, а на самом деле он уже готов обрушиться – последствия таких аварий бывают тяжелыми.

Технологии демонтажа


  • Взрыв – быстрый и эффективный метод. Но у него есть серьезное ограничение – вокруг не должно быть объектов, которые могли бы пострадать от направленного взрыва;
  • Обвал – тоже требует наличия достаточного свободного пространства вокруг;
  • Последовательная разборка – труба разрушается вручную, начиная сверху.

Метод сноса определяется индивидуальными характеристиками объекта – где находится дымоход, какие строения находятся рядом с ней, как выполнен фундамент, из какого она материала.

Дымоотвод может быть выполнен из следующих материалов:

Самыми распространенными являются кирпичные и металлические.

Демонтаж стальной дымовой трубы котельной

Эта работа обычно выполняется с привлечением промышленных альпинистов, т.к. действовать нужно на большой высоте.

Если нет возможности свалить всю конструкцию сразу, ее предварительно режут на фрагменты – разрушают швы, по которым собирался дымоотвод. Для этого используются следующие технологии и оборудование:

  • Применение газорезки или плазморезки для разрезания металла.
  • Разборка фланцевых стыков.

Когда объект демонтируется по частям, в процессе выполнения работ необходимо использовать грузоподъемную спецтехнику – обычно это краны.

Металлический дымоотвод – это не монолитная конструкция, он состоит из нескольких частей, соединенных крепежом. Демонтаж выполняется как раз по этим местам креплений. Швы разрушаются, отсоединяемые элементы стабилизируются стропами и затем спускаются вниз. В этой работе многие манипуляции выполняются исключительно вручную, и делать это приходится на большой высоте - для этого и привлекают промышленных альпинистов.

Если есть возможность снести металлическую конструкцию целиком, без разборки, это делается при помощи крана. Для этого к верхней части сооружения крепятся стропы, удерживающие его в вертикальном положении. Когда сооружение зафиксировано, возле основания его срезают – и в таком виде с помощью крана переносят на другое место. Территорию для перемещения нужно подготовить заранее, а также продумать траекторию переноса.

Иногда для устойчивости металлические дымоходы оснащают оттяжками – тросами, которые поддерживают сооружение у основания. Их тоже нужно отрезать, если дымоход валится целиком.

При выборе метода сноса важным фактором является цена. Снос целиком обычно обходится дешевле, при этом металлоконструкцию можно использовать на другом объекте, т.к. она остается почти неповрежденной. Но для такого демонтажа необходимо соблюдение некоторых условий – возможность подъезда спецтехники, наличие площадки.

Если дымоход из металла выше 22 метров, его можно разрушить гидроножницами, присоединенными к экскаватору. Основание демонтируется с помощью гидромолота.

Самонесущие и мачтовые дымоходы


Мачтовые (фермовые) трубы из металла представляют собой несущую башню, на грани которой устанавливаются дымоотводы.

Самонесущие конструкции называются ТССУ - трубы стальные самонесущие утепленные. Они изготавливаются из листовой стали методом сварки. ТССУ характеризуются относительно малым весом и простотой монтажа – это удобно как для возведения, так и для сноса.

Мачтовые и самонесущие конструкции обычно демонтируются последовательно. Все сборные элементы открепляются и снимаются по очереди. Фундамент таких сооружений представляет собой бетонное основание с болтами-анкерами – его тоже нужно будет демонтировать.

Для сноса мачтовых и самонесущих дымоходов применяются краны, обладающие стрелой с большим вылетом. Это необходимо для того, чтобы обеспечить разборку элементов на самом верху, на значительной высоте. Демонтаж таких конструкций весьма трудоемкий, по сравнению с обычными котельными, но это оправданно. Аккуратно срезанные металлоконструкции можно использовать снова, поэтому их не стоит резать на кусочки, которые отправятся в металлолом.

Демонтаж дымоотводов из кирпича


Котельные, которые работали на твердом топливе, обычно оснащались кирпичными дымоходами. Таких сооружений до сих пор остается много, и они нуждаются в демонтаже.

Одним из важных моментов при сносе любого объекта из кирпича является безопасность. Вне зависимости от выбранного метода, кирпичи могут падать с высоты, разлетаться в стороны. Для того, чтобы минимизировать риски и ущерб от этого, нужно установить забор – с этого начинается работа.

Если рядом нет функционирующих объектов, и остается лишь кочегарка – сооружение можно обвалить целиком. Предварительно ломают часть основания с помощью ручных инструментов – перфоратора, отбойного молотка или простого лома.

Для поэтапной разборки, а также для валки, применяется гидроклин или домкрат, позволяющий выполнить направленный разрыв материала. Применяется как для кирпичной кладки, так и для бетонных, железобетонных сооружений. Усилие гидроклина на разрыв должно составлять 250 тонн.

Ручная поэтапная разборка дымоотвода из кирпича – самый дешевый, хотя и самый медленный метод. Работа выполняется промышленными альпинистами с применением ручного инструмента. Использование спецтехники значительно ускоряет процесс, но при этом стоимость демонтажа может вырасти в разы.

Поэтапная разборка может выполняться двумя способами:

  • Сооружение разбирается изнутри. Для этого требуется тщательно подготовка прилегающей территории – нужно поставить забор и соблюсти все меры безопасности. Минимальный радиус безопасной рабочей территории зависит от высоты сооружения – он может составлять 1/3 или ½ от этого значения.
  • Разборка снаружи. Более простой вариант с точки зрения подготовки. Демонтажные площадки располагаются у внешних стен конструкции, а отделяемые блоки бросают прямо внутрь – то есть дымоотвод служит забором сам себе.

Продолжительность демонтажа

Для сноса конструкции высотой примерно 40 м требуется 10-20 рабочих дней. Многое зависит от внешних условий – в частности, погоды. Если подъездные дороги размоет, спецтехника не сможет приехать на место работ.

Также на продолжительность демонтажа влияет состояние трубы – если оно близко к аварийному, может потребоваться больше времени.

Дымоходы котельных из железобетона

Железобетонные трубы отличаются высокой прочностью – это касается как всей конструкции целиком, так и мест стыковки блоков. Такая прочность требует применения при демонтаже специальных инструментов, обладающих алмазными рабочими элементами – это могут быть дисковые пилы, буровые установки, особые канаты.

Для сноса сооружений из железобетона требуется плюсовая температура. Это обусловлено тем, что в процессе работы инструменты нужно охлаждать водой, а при отрицательной температуре она замерзнет.

Демонтаж взрывом


Быстрый и эффективный способ, но не всегда допустимый. Для использования этого метода сноса трубы требуется разрешение, а также тщательные предварительные расчеты, чтобы взрыв был выполнен безопасно. В частности, рассчитывается траектория падения и готовится площадка соответствующего размера. Радиусом работ считается расстояние, которое в 1,5 раза превышает высоту сооружения. В этом радиусе от трубы устанавливается забор, очерчивающий территорию демонтажных работ.

Сам взрыв выполняется быстро, но подготовка этого мероприятия может занять много времени, значительная часть которого уйдет на бюрократию и согласования.

Снос труб с использованием робототехники

Довольно редкая технология, которая применяется в исключительных случаях, если другие методы нереализуемы. Использование роботов обходится дорого, при этом нужна не только специфическая техника, но и люди, которые умеют ей управлять – а таких специалистов пока мало.

У этого метода большой потенциал, но в ближайшем будущем робототехника не получит массового распространения из-за высокой цены.

Подготовка к сносу

Обследование состояния сооружения и его оценка. На этом этапе определяется, является ли дымоотвод аварийным – от этого будет зависеть дальнейший ход работ. Изучаются следующие риски:

  • Вероятность вибрационного разрушения ствола трубы из-за трещин и ветхости материала;
  • Вероятность отклонения падения сооружения от расчетной траектории;
  • Сейсмическое влияние падения такой тяжести на грунт (особенно важно, если применяется направленный взрыв);
  • Проседание ствола дымоотвода.

Остатки демонтированных сооружений

После того, как сооружение снесено, остается много строительных отходов – они могут частично компенсировать затраты на демонтаж. Если труба была удалена не целиком, а разбиралась поэтапно, остатки сдаются в металлолом – к этой категории относятся элементы из стали, толщина стенок которых не превышает 10 мм.

В некоторых случаях удается сохранить части труб в нормальном состоянии, и их можно использовать для других целей – например, при строительстве дорог или устройстве емкостей для хранения некоторых видов ресурсов и продуктов. Такой металл называется деловым, он стоит дороже и сдавать его выгоднее – поэтому всегда есть смысл выполнять демонтажные работы как можно более аккуратно.

Если сносится труба из кирпича, ее остатки практически невозможно использовать в промышленных масштабах. Возможный вариант повторного применения лома кирпича – оформление частных домовладений.

В любом случае, остатки разрушенных сооружений нельзя оставлять в том виде, как есть – это с высокой вероятностью приведет к получению штрафов. Поэтому стоит своевременно решить этот вопрос и постараться извлечь из него выгоду – пункты приема металлолома есть в каждом городе.

Наша организация в обязательном порядке выполняет процедуры по комплексному страхованию в крупнейших страховых компаниях. Мы проводим страхование всех лиц, работающих на строительной площадке от случайной гибели, а также дополнительно защищаем объекты строительства, оборудование, автотехнику и другое имущество от случайного повреждения.

демонтаж дымовых труб

Прогрессивное развитие технологий привнесло не только интернет, компьютеры в наш дом, но создало условие для снижения загрязнения окружающей среды. Последний аспект, в свою очередь, инициирует модернизацию предприятий, где немаловажную роль играет демонтаж дымовых труб. Действительно, отработавшие свое конструкции или дымоходы закрывающихся цехов, требуют полной разборки.

Причины разбора дымовых труб

Оставить трубу (особенно кирпичную) просто так, средь белого неба, довольно опасно и накладно. Сезонные перепады температур крайне негативно воздействуют на кирпичную кладку, постепенно вызывая трещины, и, как следствие, разрушая ее. При эксплуатации, внутри дымоотвода регулярно находится горячий воздух, что исключает температурные перепады, однако прогревать неиспользуемое сооружение экономически нецелесообразно.

старая дымовая труба

Старая дымовая труба

Как результат, намного проще произвести разово демонтаж трубы дымовой, чем трубы поддерживать в безопасном состоянии, затрачивая финансовые средства ежемесячно.

Что касается металлических труб, то их демонтаж требуется в тех случаях, когда происходит замена – демонтаж старой и тут же монтаж новой трубы. Либо, когда работа котельной прекращается навсегда. Естественно, в таком случае оставлять металлическую мачту опасно, тем более для котельных применяются трубы с минимальной толщиной стенки – со временем они могут прогнить у основания.

Краткий обзор существующих технологий

На сегодня, основные методики произвести демонтаж дымовой трубы, независимо от ее материала, можно разделить по следующим категориям:

  • поэтапная разборка, когда конструкция демонтируется последовательно сверху вниз;
  • обвал сооружения, используется на территории, свободной от прилегающих зданий;
  • взрыв, подход аналогичен предыдущему, однако процесс требует меньших трудовых и временных затрат.

Естественно, что предваряет процедуру сноса дымоотвода, исследование его состояния, а также прилегающей местности. Важным критерием выбора конкретной технологии разборки конструкции выступает материал ее изготовления, поскольку дымоход может быть металлическим, кирпичным или железобетонным. Выбор конкретной методики определяют сопутствующие факторы, а также расчет стоимости демонтажа дымовых труб. Впрочем, наибольшее распространение получили первые металлические и кирпичные виды дымоотводов, разборку или снос которых и рассмотрим далее более подробно.

Демонтаж металлической трубы

Данная процедура практически не обходится без промышленного альпинизма. Исходя из конструкции дымохода, а также места его расположения, допускается валка целиком или поэтапная разборка сооружения следующими методами:

  • применение газорезки;
  • использование плазморезки;
  • разъединение фланцевых стыков.

При разборке частями, как правило, используется грузоподъемное оборудование. Кроме того, в этом случае может потребоваться предварительное разъединение покрытий дымохода посредством отворотки. На практике, поэтапный демонтаж металлической дымовой трубы с помощью крана осуществляется достаточно часто.

демонтаж металлической дымовой трубы

Демонтаж металлической дымовой трубы

На каждой из частей дымохода создаются специальные крепежные отверстия, производится ее фиксация стропами с дальнейшим отсеканием при помощи резки или разъединением фланцев. Все операции выполняются на вершине сооружения, промышленными альпинистами. Альтернативно, подъемный кран нередко используется при демонтаже металлической трубы целиком. Закрепленную стропами наверху конструкцию отрезают у основания и переносят краном на заранее подготовленную площадку.

Видео – грамотный и простой демонтаж металлической дымовой трубы:

Некоторые металлические дымоотводы крепятся у снования специальными тросами – оттяжками, поддерживающими баланс сооружения. В этом случае, после закрепления верхней части дымохода, требуется дополнительно обрезать поддерживающие канаты.

Еще один критерий, как произвести демонтаж металлических дымовых труб, – цена работ. Часто, именно стальную конструкцию, выгодно снять целиком, с возможностью ее установки под дымоотвод на новом месте. Это менее трудоемкая операция, позволяющая сэкономить средства на приобретении нового дымохода.

Невысокие металлические трубы возможно демонтировать при помощи гидроножниц. Подобное оборудование эффективно при высоте сооружения до 22 м. В этом случае металлический дымоход демонтируется экскаватором с навесными гидроножницами, а его фундамент – гидромолотом.

Труба дымовая порезанная

Труба дымовая порезанная в лом

Мачтовые и самонесущие трубы

Металлические дымовые трубы могут быть мачтовыми, еще их называют фермовые. Такие трубы состоят из несущей башни и газоотводов, которые навешиваются на грани башни.

мачтовые дымовые трубы

Мачтовые дымовые трубы

Существуют также самонесущие дымовые трубы ТССУ. По сравнению с другими дымовыми трубами ТССУ имеют наименьшую массу и наиболее высокий уровень монтажной готовности, что позволяет демонтировать трубы также легко, как и монтировать.

самонесущие дымовые трубы

Самонесущие дымовые трубы

Демонтаж мачтовых труб и ТССУ описывать нет смысла, т.к. это последовательный ручной разбор и поэтапное отсоединение элементов сборки, которые крепятся болтами и гайками – см. рисунок ниже.

конструкция мачты

Конструкция мачты элемент под номером 11 – это Болт, гайка, шайба

Также, если требуется полный демонтаж конструкции, необходимо будет избавиться от опоры, на которой которой стоят мачты – это бетонная плита с анкерными болтами.

опора мачты

Конечно, демонтаж мачтовых дымовых труб и ТССУ не обойдется без кранов с большим вылетом стрелы, т.к. разбор начинается с верхних элементов, и такие трубы разобрать сложнее, нежели обычные котельные трубы, т.к. мачты и газоотводы будут пригодны для дальнейшей работы и крошить их в металлолом смысла нет.

Демонтаж кирпичных дымовых труб

Еще одна, достаточно распространенная ситуация, поскольку подобные сооружения были характерны для котельных, работавших на твердом топливе, угле в частности. Разборка кирпичных конструкций, как и валка, их целиком, требует соблюдения установленных мер безопасности. Прежде всего, необходимо возвести ограждение при демонтаже трубы котельной.

опасный демонтаж дымовых труб

Опасный демонтаж дымовых труб

Если дымоотвод находится вдали от жилых сооружений, а прилегающим зданием остается только уже неработающая кочегарка, то возможен обвал конструкции целиком. Для этого разрушается часть основания трубы с использованием такого набора инструментом, как отбойный молоток, перфоратор или лом. Разрыв дымоотвода, как при валке целиком, так и разборке по частям осуществляется домкратом или гидроклином. Это позволяет выполнить направленный разрыв связующего материала при кирпичной кладке или бетона у ж/б конструкций. В частности, разрывное усилие гидроклина составляет 250 тонн.

демонтаж кирпичной дымовой трубы

Демонтаж кирпичной дымовой трубы

Ручной демонтаж котельной трубы из кирпича, других дымоходов аналогичного исполнения, часто осуществляется вручную, методами промышленного альпинизма. Преимущество подобного подхода – стоимость, хотя и достигаемой, в ущерб времени. На ручной демонтаж кирпичной дымовой трубы цена существенно ниже, нежели ее развал с помощью специальной техники. Существуют две разновидности разбора кирпичного дымоотвода:

  1. Снаружи. Разбираемые блоки сбрасываются внутрь конструкции, тогда как рабочие площадки оборудуются с ее внешней стороны.
  2. Внутри. Этот вариант предусматривает оборудование территории около сооружения: выставление ограждений и прочее. Радиус безопасной зоны, составляет от трети до половины высоты конструкции.

Среднее время демонтажа кирпичного дымоотвода высотой около 40 метров составляет от двух до трех рабочих недель. В случае аварийного состояния сносимого объекта, продолжительность работ может увеличиться.

демонтаж опасная работа

Демонтаж опасная работа

Видео демонтаж дымовой трубы:

Железобетонные конструкции

Характерная особенность подобных сооружений – высокая прочность материала используемого при монтаже, особенно на стыках блоков. Как правило, его прочность намного превосходит аналогичный параметр бетона. Поэтому ручной демонтаж водонапорной башни из железобетона потребует применения алмазных инструментов:

  • специальные канаты;
  • дисковые пилы;
  • установки для бурения.

Другая отличительная черта валки железобетонных конструкций – необходимость регулярного водяного охлаждения инструмента, что исключает выполнение работ при отрицательной температуре воздуха.

Проведение взрывных работ

Это альтернативный способ произвести демонтаж дымовой трубы котельной. Использование направленного взрыва для разрушения конструкции, предусматривает получения разрешения на проведение подобного рода работ. Дополнительные требования аналогичны, когда дымоход валится целиком:

  • расчет траектории падения;
  • подготовка площадки, соответственно высоте сооружения.

Нормативы, относительно последнего пункта, предусматриваю ограждение местности, на радиусе более 1,5 высот конструкции.

Непосредственно, демонтаж трубы взрывом – довольно быстротечное мероприятие, однако подготовительные работы и бумажная волокита, занимают существенное время. К негативным моментам относится высокая стоимость подобного рода работ.

Видео – неудачный демонтаж дымовой трубы взрывом в Польше:

Применение робототехники

Еще одна разновидность разборки кирпичных и железобетонных труб. Впрочем, подобная процедура не ограничивается использованием исключительно роботов, управление манипуляторами осуществляют люди, хотя и дистанционно. Данная методика в отечественной практике встречается крайне редко и выступает скорее экзотической технологией демонтажа дымоотводов.

демонтажный робот

Подготовительная стадия

Получив тендер на демонтаж дымовой трубы, специалисты должны понимать основные сложности, которые могут возникнуть в ходе работ. Предварять разборку сооружения, должно полное обследование его состояния, на базе которого и выбирается технология демонтажа трубы. Это позволит избежать внештатных ситуаций, среди которых:

  • вибрационное разрушение ствола дымоотвода, как следствие эрозии и трещин в материале конструкции;
  • отклонение направления падения дымохода от расчетных результатов, вследствие кривизны сооружения, например;
  • сейсмические последствия, сопровождающие падение многотонного габаритного объекта;
  • проседание ствола, избежать которого можно дополнительным укреплением основания трубы арматурой.

В частности, сейсмические риски вызываются мощной ударной волной, сопровождающей падение массивной кирпичной или железобетонной конструкции. Как результат, повреждения могут получить здания, находящиеся в относительно безопасной зоне. Пример сейсмических последствий: разрушения хрупких конструкций, стекол на окнах.

Внимательно необходимо относится и к выбору специальной техники. Например, демонтаж металлических труб, в большинстве случаев, производится с участием грузоподъемного оборудования. В этом случае необходимо обратить внимание на достаточные характеристики длины стрелы, а также ее грузоподъемности на максимальном вылете.

Оставшийся вторичный материал

Демонтируемые металлические трубы, непригодные к дальнейшей эксплуатации, могут, отчасти, компенсировать стоимость работ. Обычно это стальные конструкции с толщиной стенок до 10 мм, которые после разборки можно сдать в пункты приема металлолома. Но бывает так, что трубы после демонтажа имеют неплохое состояние – это деловой металл. Такие трубы можно использовать в других целях, например, положить под дорогу, для слива или изготовления не ответственной емкости.

Хорошая дымовая труба после демонтажа

Хорошая дымовая труба бу после демонтажа

Разрушение кирпичного дымохода, особенно методом валки, сопровождается присутствием на месте обвала, изобилия строительного материла – лома кирпича. Часть кирпича остается целой и пригодной для использования в обустройстве собственного участка.

Техническое обслуживание дымоотводных каналов котельных предполагает выявление и устранение всевозможных повреждений и дефектов. Во время эксплуатации изделия подвергаются большим нагрузкам. Ремонт дымовых труб может понадобиться при их засорении, неправильной установке, износе или модернизации дымоотводной системы. Для промышленных каналов этот процесс наиболее трудоемкий и сложный.


Степень сложности ремонта дымовой трубы зависит от причины, вызвавшей выход из строя

Засоры в трубах и другие причины ухудшения их работы

По виду материалов и особенностей конструкции дымовые трубы котельных делятся на такие группы:

  • кирпичные;
  • металлические, в том числе и нержавеющие;
  • железобетонные с газоотводящим стальным стволом или с внутренней футеровкой.

Засоры в дымоотводных каналах котельных ухудшают их тягу и образуются при скоплении продуктов сгорания или попадания производственного мусора в трубу. На тягу дымохода влияет шероховатость внутренней поверхности трубы, ее сечение и целостность оголовка.

Проверка наличия засорения кусками кирпича либо бетона, сажей выполняется спуском гири. Если завал не пробивается, то необходим разбор стены трубы в месте его образования. Скопление сажи более 3 мм удаляется использованием ерша и гири.

Обратите внимание! Существуют специальные порошкообразные либо жидкие химикаты, которые при сгорании выделяют газ и очищают внутреннюю поверхность дымохода от смолистой сажи.


Засор дымовой трубы происходит из-за скопления сажи на его стенках и тогда требуется прочистка

Неточности при проведении монтажных работ могут привести к обрушению конструкции через некоторое время, ее излишне быстром засорении, появлении крена. Иногда при модернизации дымоотводной системы требуется установка дополнительной гарнитуры, наращивание ствола трубы или ее основания.


Ремонт дымохода: способы реконструкции стальных и кирпичных труб

Дымоход — это канал, который выполняется из разных материалов и осуществляет отвод продуктов сгорания за пределы жилой постройки. От целостности и чистоты этого канала, зависит качество отопления, а иногда и жизнь жильцов. В случае возникновения различных дефектов в дымоходной конструкции единственно правильным решением будет незамедлительное их устранение.


От состояния дымовой трубы зависит работа отопительной системы, поэтому ремонт дымохода нужно проводить своевременно

Образование конденсата и задувание трубы

Источниками повреждения и необходимости ремонта дымовых труб котельных может быть конденсат или задувание. Образование конденсата препятствует нормальной работе отопительных сооружений. Его причинами могут быть отсутствие утепления дымохода, наличие сквозных отверстий и щелей, охлаждающих чердачное пространство. В таком случае дымовую трубу нужно оштукатурить либо поместить в металлический футляр. В пространство между ним и каналом поместить теплоизоляционный материал или шлак.

Причин задувания дымохода две:

  1. Повреждение или отсутствие дефлектора над оголовком дымоотводной трубы.
  2. Наличие возле труб высоких деревьев или зданий, которые ухудшают работу.


Неисправный дефлектор может привести к ухудшению тяги в дымоходе

Дефлектор усиливает тягу за счет отклонения потока воздуха, кроме того, он предотвращает попадание в дымоход посторонних элементов. В первом случае необходимо незамедлительно заменить или отремонтировать дефлектор, во втором – нарастить высоту трубы на 0,5-1 м и этим вывести ее из зоны подпора ветра.

В каких случаях без ремонта не обойтись?

Ремонт дымохода — серьёзная процедура, которая зачастую отнимает много сил и времени. Многих хозяев частных домов, которые оснащены автономной отопительной системой, включающей в себя дымоотводный канал, задаются вопросом: как определить необходимость ремонта дымохода? Рассмотрим признаки, указывающие на то, что пора заняться ремонтом дымохода:

  • ремонт необходим в том случае, если печная труба на крыше начала разрушаться;
  • трещины, заметные на участке кирпичной кладки, который располагается внутри жилой постройки также говорят о том, что необходимо выполнить реконструкцию дымохода;
  • снижение показателя тяги. Это может указывать на ряд причин, среди которых: засорение дымоходного канала сажей, отколовшимися фрагментами раствора и кирпичей, а также монтажные ошибки;


Снижение тяги в дымоходе может говорить о том, что в трубе появились трещины или она засорена

  • щелевые отверстия в фундаментной части печи, которые возникли в результате эксплуатации системы. Такие щели указывают на то, что камин или печь недостаточно прогреваются во время работы системы;
  • проблемы со швами дымоходной конструкции, возникающие в результате некачественной их заделки.

Обратите внимание! Как правило, причиной разрушения дымоотводной трубы является воздействие окружающей среды, а именно: дождь, снег, ветер и температурные перепады. Однако возможны и другие варианты (например, труба на кровле может испортиться в результате механического воздействия).

Раз и навсегда стоит запомнить, что ремонт деформационных проявлений дымохода необходимо выполнять сразу же после их обнаружения. Существует несколько способов ремонта дымоходных конструкций. Подбор метода ремонта зависит от того, какой материал использовался при сооружении дымоходной конструкции.

Виды ремонтов промышленных дымовых труб

Работы по ремонту дымовых промышленных труб могут включать:

  • восстановление покрытия, маркировочную окраску, антикоррозионную защиту ствола трубы;
  • исправление крена, который превышает предельно допустимые значения;
  • ремонт и замену натяжных устройств дымовых труб из металла;
  • восстановление кирпичной кладки ствола;
  • ремонт футеровки кирпичного дымоотводного канала;
  • монтаж/демонтаж, защиту, усиление оголовков;
  • ремонт отмостков;
  • восстановление и ремонт бетонных отливов.

В зависимости от объема и характера неисправностей ремонт дымовой трубы делится на текущий и капитальный. Капитальный ремонт промышленных дымовых труб котельных выполняется специализированными организациями или подразделениями, которые укомплектованы аттестованными работниками необходимой квалификации. Специалисты проходят медицинскую комиссию для получения допуска к работам на высоте.


Дымовые трубы промышленного назначения обслуживают и ремонтируют специалисты, имеющие разрешение на высотные работы

Спектр работ при таком ремонте определяется на основе заключения обследования технического состояния трубы. Это может быть усиление или замена поврежденных или изношенных конструкций либо отдельных частей (ремонт фундамента, наращивание или усиление ствола трубы, замена футеровки, элементов ходовых лестниц и др.).

Ремонт оголовка дымовой трубы требует отключения технологических установок. В других случаях капитальный и текущий ремонт может быть проведен в рабочем режиме.











Экспертиза дымоотводных труб

Оценка и осмотр состояния дымоотводных труб котельных проводится регулярно. Контроль промышленной безопасности каналов производится согласно законодательству и предполагает проведение экспертизы, которая включает такие мероприятия:

  • оценку состояния поверхности трубы, межтрубного пространства, конструкционных материалов, газоходов;
  • определение крена;
  • расчет и оценку несущей способности дымовых труб.

Обратите внимание! При проведении экспертизы используются приборы разрушающего и неразрушающего контроля.

Наличие дефектов и характер повреждений в конструктивных элементах позволяет классифицировать техническое состояние каналов как:

  • аварийное (неработоспособное);
  • ограниченно работоспособное;
  • работоспособное;
  • исправное.


Для оценки состояния промышленных дымовых труб применяют специальные приборы

Аварийные дымовые трубы исключают их последующую эксплуатацию. При этом может быть потеряна несущая способность сооружения в целом либо его элементов. Ограничение работоспособности промышленных дымоотводных труб предполагает возможность функционирования каналов при четких эксплуатационных ограничениях, включающих контроль состояния конструкций, нагрузок и воздействий, параметров технологического процесса.

При работоспособном техническом состоянии промышленных труб котельных удовлетворяются требования техники безопасности и выполнение производственного процесса, но имеют место частичные нарушения норм документов либо проектной документации. Исправные дымовые каналы соответствуют всем требованиям стандартов и нормативных документов.

Как отремонтировать кирпичный дымоход?

На сегодняшний день применяется несколько методов ремонта кирпичных дымоходных конструкций. В большинстве случаев кирпичные дымоходы сооружаются для отвода продуктов сгорания твёрдого топлива (уголь, дрова). Старые конструкции из кирпича не только покрываются трещинами, но и осыпаются. В особо запущенных случаях старая коммуникация для отвода дыма может полностью обвалиться.

В большинстве случаев ремонт печной трубы требует разборки конструкции. Причём демонтаж производится от верхней точки трубы, расположенной на кровле, до повреждённого участка. Это довольно трудная работа, которая занимает много сил и времени. В некоторых случаях проще выполнить новый дымоход, чем демонтировать и заново собирать старую конструкцию.


Если кирпичный дымоход сильно поврежден, то его разбирают и сооружают новую трубу

Обратите внимание! Для того чтобы отремонтировать дымоотвод, сложенный из кирпича, рекомендуется использовать только качественные материалы. Такие материалы должны выдерживать сильный жар, который образуется в результате переработки твёрдого топлива.

Помимо основного способа, описанного выше, существуют и другие варианты восстановления кирпичного дымохода. Рассмотрим их:

  • гильзовка;
  • обмуровка или же футеровка;
  • реконструкция трубы с помощью полимерных вкладышей.

Способы устранения повреждений дымовых труб

По итогам проведения экспертизы разрабатывается ремонтный проект. Наиболее распространенные неисправности промышленных дымоотводных труб приведены в таблице.

Таблица 1

Повреждения либо дефектыСпособы исправления
Стволы кирпичных и железобетонных труб
Ошибки кирпичной кладки, которые привели к отклонению от вертикальностиУстранение крена путем установки в специальные отверстия в трубе гидравлических домкратов
Отклонение канала от проектного диаметра, появление трещин снаружи стволаРемонт кирпичной кладки предполагает выполнение следующих операций:
1. Установка стяжных колец, а также их натяжение для устранения трещин.

2. Трещины шириной меньше 3 см после очистки от грязи и пыли заполняются цементным раствором.

3. Трещины шириной больше 3 см прочищаются, некачественные кирпичи удаляются, а на их место, двигаясь снизу вверх, укладываются новые.

4. После устранения дефектов кладки из кирпича проводится натяжение сжимных колец.

Причины разрушения кирпичных дымоходов

Существуют естественные и искусственные факторы, которые способствуют разрушению дымоотводных каналов. К естественным факторам относятся:

  • температурные перепады;
  • агрессивные химические вещества, которые входят в состав дыма;
  • конденсат, возникающий из-за разницы температур внутри и снаружи канала.

Естественные факторы губительно воздействуют на кирпичные конструкции, так как кирпич не обладает антикоррозийным воздействием и при температурных колебаниях быстро изнашивается. Металлические трубы справляются с этими факторами гораздо лучше, однако, они тоже имеют свои уязвимые места.

В свою очередь, искусственные факторы являются не менее, а иногда и более губительными для кирпичных каналов. Рассмотрим их:

  • неправильная технология выполнения кирпичной кладки, которая относится к монтажным ошибкам, может стать причиной слабой тяги в дымоотводной конструкции;
  • низкое качество материалов, из которых собирается канал для отвода дыма;
  • эксплуатационные ошибки;
  • другие ошибки при монтаже системы.


Быстрее всего разрушаются дымовые трубы, сложенные из кирпича

Ошибки при монтаже этой коммуникации, пожалуй, являются одной из самых распространённых проблем. Во время эксплуатации неправильная конструкция системы отражается на её работе, увеличивается количество конденсата в канале, что в холодный период года приводит к обледенению внутренних стенок. Замерзание конденсата разрушает раствор и, таким образом, портит кладку. К тому же неправильная конструкция влияет на показатели тяги в системе.

Ремонт фундамента и кирпичного дымохода

В случае деформации основания, которая привела к появлению крена трубы, ремонтные работы включают:

  1. Закрепление грунта путем цементации, силикатизации или смолизации.
  2. Нагрузка для фундамента на стороне, противостоящей крену.
  3. Изъятие грунта на стороне, которая противостоит крену.


Кирпичный дымоход может требовать устранения мелких трещин, а в сложных случаях — полного восстановления кладки

При появлении вертикальных и горизонтальных трещин выполняется заделка цементным раствором и оштукатуривание фундамента.

Металлические элементы, находящиеся на железобетонных и кирпичных дымовых трубах, по прошествии времени нуждаются в починке. Бандажные кольца необходимо периодически подтягивать, поскольку они ослабевают и перестают исполнять свою функцию. В случае слишком большой степени разрушения конструкция меняется полностью.

У кирпичных труб разрушение начинается с оголовка. Это наиболее опасная и слабая часть канала. При демонтаже оголовка ряды кирпичей ломаются до тех пор, пока не останется не подвергшийся разрушению ряд.

Важно! Не допускается наличие раскола стенок трубы (трещины на оголовке).

Особое внимание необходимо уделять качеству раствора между кирпичами. Он со временем теряет свойства и вымывается осадками. Для предотвращения разрушения пустые швы заполняются штукатурным раствором либо специальными высокопрочными стойкими сухими смесями.

Ремонт железобетонных дымовых труб

Железобетонные трубы иногда бывают в высоту до 350 метров. Для выполнения работ обязательным элементом является лебедка. Железная арматура, входящая в каркас трубы, подвергается коррозии. При этом разрушается бетонный слой. Если демонтированный участок толщиной более 3 см, то заделка выполняется по сетке из металла в 2 и более слоев.


Кирпичные и железобетонные трубы промышленных котельных иногда восстанавливают при помощи слоя штукатурки

Для улучшения адгезии поверхность покрывается бетоноконтактом. Ремонт внутренней части трубы может включать расшивку и заделку трещин. При более сложных повреждениях производится 100-процентная штукатурка поверхности.

На способ нанесения краски и грунта влияет местоположение окрашиваемой трубы. Наиболее быстрым является использование аппарата высокого давления. Такую покраску выполнить невозможно, если конструкция находится в пределах жилой территории. В этом случае используются кисти и валики.

Для окрашивания промышленных бетонных или кирпичных дымовых труб зачастую применяется органосиликатная краска. Она не тускнеет и пригодна для нанесения на поверхность из металла.

Необходимым условием стекания атмосферных осадков является устройство отмостки вокруг конструкции трубы. В противном случае может начаться подмыв фундамента и разрушение.


При необходимости как промышленные, так и домашние, кирпичные дымоходы покрывают несколькими слоями краски

Читайте также: