Разборка бортовых камней на бетонном основании

Обновлено: 08.05.2024

Состав работ: 1. Разборка бортовых камней. 2. Сгребание материала, полученного при разборке. 3. Оправка в штабеля материала, полученного при разборке.

Измеритель: 100 м

Разборка бортовых камней:

27-20-1 на бетонном основании

27-20-2 на щебеночном основании

Таблица 21 - Группа 20 Нормы с 1 по 2

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-20 1 27-20 2
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 120,42 88,71
Средний разряд работ 3,1 1,8

7 Основания и покрытия из песчано-гравийных [гравийно-песчаных или щебеночно-песчаных] смесей оптимального гранулометрического состава

Группа 21 Устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных [или щебеночно-песчаных] смесей

Состав работ: 1. Планировка и прикатка земляного полотна или подстилающего слоя [нормы 1,2,5]. 2. Россыпь и разравнивание материалов. 3. Укатка с поливкой водой. 4. Уход за покрытием [нормы 1,3,5].

Измеритель: 1000 м2 основания или покрытий

Устройство оснований и покрытий из песчано-гравийных смесей:

27-21-1 однослойный толщиной 12 см

27-21-2 двухслойных, нижний слой толщиной 12 см

27-21-3 двухслойных, верхний слой толщиной 10 см

27-21-4 серповидного профиля покрытия при толщине по оси дороги 12 см

27-21-5 на каждый 1 см изменения толщины слоя к нормам 27-21-1, 27-21-2, 27-21-3 добавлять или исключать

27-21-6 на каждый 1 см изменения толщины слоя к норме 27-21-4 добавлять или исключать

Таблица 22 - Группа 21 Нормы с 1 по 6

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-21 1 27-21 2 27-21 3 27-21 4 27-21 5 27-21 6
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 65,31 36,74 56,36 69,08 - -
Средний разряд работ 2,8 2,6 2,7 2,7 - -
Затраты труда машинистов чел-ч 28,69 20,81 17,59 28,5 - -
Машины и механизмы
212-0202 Автогрейдеры среднего типа, маш-ч 3,64 2,23 3,34 3,45 - -
мощность 99 кВт [135 л.с.]
212-0906 Катки дорожные самоходные гладкие, маш-ч 11,43 8,79 6,06 11,43 - -
масса 8 т
212-0907 Катки дорожные самоходные гладкие, маш-ч 10,55 6,77 6,42 10,55 - -
масса 13 т
212-0910 Катки дорожные самоходные на маш-ч 0,82 0,82 - 0,82 - -
пневмоколесном ходу, масса 16т
212-1601 Машины поливомоечные, маш-ч 2,25 2,2 1,77 2,25 - -
емкость 6000 л
Материалы
142-0010-2 Вода м3 10,5 10,5 10,5 0,8 0,8
1421-9656-3 Смесь песчано-гравийная природная м3 12,65 10,5

Основания и покрытия из щебеночных материалов

Группа 22 Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 98,1 МПа [1000 кгс/см2]

Состав работ: 1. Россыпь и разравнивание щебня. 2. Укатка щебня с поливкой водой. 3. Профилирование и планировка щебня.

Измеритель: 1000 м2 основания

Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 98,1 МПа [1000 кгс/см2]:

27-22-2 верхнего слоя двухслойных

27-22-3 нижнего слоя двухслойных

27-22-4 на каждый 1 см изменения толщины слоя добавлять или исключать

Таблица 23 - Группа 22 Нормы с 1 по 4

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-22 1 27-22 2 27-22 3 27-22 4
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 51,81 51,81 44,9 -
Средний разряд работ 2,5 2,5 2,5 -
Затраты труда машинистов чел-ч 63,39 61,64 42,56 -
Машины и механизмы
207-0149 Бульдозеры, мощность 79 кВт [108 л.с.] маш-ч 3,69 - 3,69 -
212-0202 Автогрейдеры среднего типа, мощность 99 кВт [135 л.с.] маш-ч 0,57 2,51 0,57 -
212-0906 Катки дорожные самоходные гладкие, масса 8 т маш-ч 16,64 16,64 11,3 -
212-0907 Катки дорожные самоходные гладкие, масса 13т маш-ч 37,52 37,52 22,92 -
212-1601 Машины поливомоечные, емкость 6000 л маш-ч 4,08 4,08 4,08 -
212-1801 Распределители щебня и гравия маш-ч 0,89 0,89 - -
Материалы
142-0010-2 Вода м3
1421-9452 Щебень из природного камня для строительных работ, м3 - -
фракция 10-20 мм, марка М1000 и более
1421-9454 Щебень из природного камня для строительных работ, м3 12,6
фракция 40-70 мм, марка М1000 и более

Группа 23 Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 68,6 до 98,1 МПа [свыше 700 до 1000 кгс/см2]

Состав работ: 1. Россыпь и разравнивание щебня. 2. Профилирование и планировка щебня. 3. Укатка щебня с поливкой водой.

Измеритель: 1000 м2 основания

Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 68,6 до 98,1 МПа [свыше 700 до 1000 кгс/см2]:

27-23-2 верхнего слоя двухслойных

27-23-3 нижнего слоя двухслойных

27-23-4 на каждый 1 см изменения толщины слоя добавлять или исключать

Таблица 24 - Группа 23 Нормы с 1 по 4

Шифр Наименование ресурса Единица 27-23 27-23 27-23 27-23
ресурса измер.
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 51,81 51,81 46,47 -
Средний разряд работ 2,5 2,5 2,5 -
Затраты труда машинистов чел-ч 52,42 50,67 35,72 -
Машины и механизмы
207-0149 Бульдозеры, мощность 79 кВт [108 л.с.] маш-ч 3,69 - 3,69 -
212-0202 Автогрейдеры среднего типа, мощность 99 кВт [135 л.с.] маш-ч 0,57 2,51 0,57 -
212-0906 Катки дорожные самоходные гладкие, масса 8 т маш-ч 13,36 13,36 9,01 -
212-0907 Катки дорожные самоходные гладкие, масса 13т маш-ч 29,83 29,83 18,37 -
212-1601 Машины поливомоечные, емкость 6000 л маш-ч 4,08 4,08 4,08 -
212-1801 Распределители щебня и гравия маш-ч 0,89 0,89 - -
Материалы
142-0010-2 Вода м3
1421-9458 Щебень из природного камня для строительных работ, м3 - -
фракция 10-20 мм, марка М800
1421-9460 Щебень из природного камня для строительных работ, м3 12,6
фракция 40-70 мм, марка М800

Группа 24 Устройство основания толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке
каменных материалов с пределом прочности на сжатие до 68,6 МПа [700 кгс/см2]

Состав работ: 1. Россыпь и разравнивание щебня. 2. Профилирование и планировка щебня. 3. Укатка щебня с поливкой водой.

Измеритель: 1000 м2 основания

Устройство основания толщиной 15см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие до 68,6 МПа [700 кгс/см2]:

27-24-2 верхнего слоя двухслойных

27-24-3 нижнего слоя двухслойных

27-24-4 на каждый 1 см изменения толщины слоя добавлять или исключать

Таблица 25 - Группа 24 Нормы с 1 по 4

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-24 1 27-24 2 27-24 3 27-24 4
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 51,81 51,81 44,9 -
Средний разряд работ 2,5 2,5 2,5 -
Затраты труда машинистов чел-ч 44,55 42,65 30,54 -
Машины и механизмы
207-0149 Бульдозеры, мощность 79 кВт [108 л.с.] маш-ч 3,69 - 3,69 -
212-0202 Автогрейдеры среднего типа, мощность 99 кВт [135 л.с.] маш-ч 0,57 2,51 0,57 -
212-0906 Катки дорожные самоходные гладкие, масса 8 т маш-ч 10,83 10,83 7,3 -
212-0907 Катки дорожные самоходные гладкие, масса 13 т маш-ч 24,49 24,34 14,9 -
212-1601 Машины поливомоечные, емкость 6000 л маш-ч 4,08 4,08 4,08 -
212-1801 Распределители щебня и гравия маш-ч 0,89 0,89 - -
Материалы
142-0010-2 Вода м3
1421-9464 Щебень из природного камня для строительных работ, м3 - -
фракция 10-20 мм, марка М600
1421-9466 Щебень из природного камня для строительных работ, м3 12,6
фракция 40-70 мм, марка М600

Группа 25 Добавлять к нормам 1 и 2 групп 22, 23, 24 при использовании однослойных и верхнего слоя двухслойных оснований под движение транспорта до полномго окончания работ

Состав работ: 1. Россыпь и разравнивание щебня. 2. Профилирование и планировка щебня. 3. Укатка щебня с поливкой водой.

Измеритель: 1000 м2 основания

27-25-1 Добавлять к нормам 1 и 2 групп 22, 23 и 24 при использовании однослойных и верхнего слоя
двухслойных оснований под движение транспорта к полному окончанию работ

Таблица 26 - Группа 25 Норма 1

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-25 1
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 25,91
Средний разряд работ 2,5
Затраты труда машинистов чел-ч 4,41
Машины и механизмы
212-0907 Катки дорожные самоходные гладкие, масса 13 т маш-ч 3,52
212-1801 Распределители щебня и гравия маш-ч 0,89
Материалы
1421-9450 Щебень из природного камня для строительных работ, фракция 5[3]-10 мм, марка м3
М1000 и более

Группа 26 Устройство оснований толщиной 12 см из щебня фракции 70-120 мм

Состав работ: 1. Подготовка подстилающего слоя. 2. Россыпь и разравнивание щебня. 3. Профилирование и планировка щебня. 4. Укатка щебня с поливкой водой.

Измеритель: 1000 м2 основания

Устройство оснований толщиной 12 см из щебня фракции 70-120 мм:

27-26-2 верхнего слоя двухслойных

27-26-3 на каждый 1 см изменения толщины слоя добавлять или исключать по нормам 27-26-1, 27-26-2

27-26-4 нижнего слоя двухслойных оснований толщиной 12 см из щебня фракции 70-120 мм

27-26-5 на каждый 1 см изменения толщины слоя добавлять к норме или исключать по норме 27-26-4

Демонтаж бордюрного камня – важный процесс во время реставрации дорог или тротуаров. Бордюр представляет собой бетонное изделие с железным прутом, которое имеет хорошие эксплуатационные характеристики. Он укладывается вдоль проезжей части, является декоративным элементом и дает возможность поделить участки на зоны. Зонирование территории позволяет отделить проезжую часть от пешеходных дорожек или газонов.

Бордюр имеет хорошие показатели прочности, он устойчив к механическим или климатическим условиям, поэтому устанавливается на длительный срок. Когда нужен демонтаж бордюров и особенности его проведения можно узнать в этой статье.

Причины демонтажа бордюра

Причины демонтажа бордюра

Ограждающие элементы бывают 2 типов:

  1. Имеют небольшие размеры и устанавливаются на пешеходных дорожках. Они разделяют тротуар и зеленые насаждения.
  2. Имеют большие параметры и используются для монтажа на проезжих частях, вдоль дорог. Отделяют дорогу от тротуарной части или зеленых насаждений.

Демонтаж бордюра любого из типов понадобится в таких случаях:

  1. Когда прежние элементы потеряли свой эстетичный вид и имеют трещины.
  2. Во время реставрации дорожного полотна или укладки тротуарной плитки.
  3. При необходимости увеличить высоту бордюра.
  4. При необходимости замены старого элемента на новый с целью улучшить ландшафтный дизайн.

Когда требуется работа по замене бордюров на дорогах

Демонтировать бордюры на проезжей части, необходимо по таким причинам:

  • Когда дорожное полотно имеет просадку рядом с бордюром и его невозможно восстановить без демонтажа камня.
  • В случае, когда на существующее полотно кладется еще один слой асфальта и необходимо поднять уровень “подушки” на определенную высоту.
  • При необходимости освежить стиль города или отдельных его участков.

Технология демонтажных работ

Технология демонтажных работ

Чтобы демонтировать камень, нужно использовать такие виды инструмента:

  • Штык-лопата;
  • Дисковой грунторез;
  • Лом или перфоратор;
  • Строительные ремни.

Чтобы удалить старые ограждения, необходимо:

  1. С помощью штык-лопаты сделать окоп от бордюра, со стороны обочины, примерно на 20-30 см в ширину и на 5-10 см глубже, чем его нижняя часть.
  2. С другой стороны, внешней, дорожное покрытие прорезается дисковым грунторезом. Прорезание делается параллельно оградки, на расстоянии 10-20 см. Чтобы вытащить камень из земли, нужно, чтобы глубина прорези была идентична глубине посадки бордюра.
  3. Вместе с камнем удаляется и отрезанное дорожное покрытие.
  4. С помощью строительных ремней камень надежно фиксируется и убирается в сторону.
  5. По завершению демонтажа всех элементов можно переходить к укладке нового ограждения.

Если бордюр был установлен на бетонное основание, то, чтобы выбить его демонтаж, используют лом или перфоратор.

Вне зависимости от того, установлен бордюр на бетонное основание или почву, но его демонтаж должен выполняться с особой точностью и аккуратностью. Целый и без дефектов материал можно повторно использовать, но если на камне образовались трещины или сколы, то использовать такой камень нельзя, так как он очень быстро потеряет свои свойства и форму.

Особенности проведения демонтажа

Основание для бордюра является важным не только для прочности и надежности будущей конструкции, но и определяет сложность демонтажных работ. Бордюрный камень может быть установлен на:

  1. Щебеночное основание. На дно котлована засыпается слой песка (примерно 2-5 см). Песок заливается водой и тщательно утрамбовывается. Дальше засыпается мелкий щебень и устанавливается ограждающий камень. Такое основание позволяет демонтировать бордюр без специальной техники.
  2. Цементно-песчаную основу. На дно котлована заливается цементно-песчаная смесь, которая образует прочную основу. Для монтажа камня с такой основой может потребоваться специальный инструмент или техника.

Установка новых камней

Установка новых камней

Новый материал доставляется на место монтажа манипулятором. Порядок установки следующий:

  1. Подготавливается основание (щебеночное или бетонное).
  2. Манипулятор устанавливает камень на место монтажа.
  3. Рабочие выставляют элементы по контуру с помощью ручного подъемника или ломов.

При необходимости надежной фиксации, проводиться бетонирование. Для этого с обеих сторон бордюра заливается бетон. Заливка выполняется не выше 5 см от основного полотна.

Восстановление обочины и дороги

Восстановление обочины

Как показывает опыт предыдущих лет, чтобы восстановить обочину и дорогу, лучше использовать литой асфальт. Он позволит надежно и герметично закрыть место повреждения.

При укладке бордюр на дороге необходимо обработать соприкасающиеся поверхности (бордюра и основания) раствором из битума слабой консистенции. После этого можно переходить к монтажу камня. Когда элементы выставлены по контуру, можно начинать заливку литого асфальта. Для этого, литой асфальт медленно и аккуратно заливается в пространство между бордюром и дорожным покрытием. Чтобы равномерно распределить раствор, можно использовать обычную лопату. Исключить появление пустот и трещин можно с помощью виброплиты. Чтобы сделать полотно прочным, виброплитой проходят участок в несколько приемов.

Заполнить пространство между камнем и дорожным полотном можно и с помощью бетона. Но, такой раствор уместно использовать только в том случае, если остальное полотно тоже выполнено из этого материала.

Если бордюр укладывается на тротуарных дорожках, то восстановлению подлежит грунтовое покрытие. Изъятая земля должна быть возвращена на место и утрамбована виброплитой.

Заключение

Если вы знаете, какое основание использовалось при укладке камня, и соблюдаете технологии по демонтажу камня, то убрать бордюр сможете без особых сложностей. Чтобы выполнить эту работу, достаточно наличия специальной техники и 3-4 человека. Если во время демонтажа удастся не повредить камень, то его можно повторно использовать на других участках.

фото 21321_1

Мощение или дорожное покрытие подвергается сильным эксплуатационным нагрузкам.

Поэтому без надежного фиксирования оно быстро утратит свои важные характеристики. Для ограждения применяются бортовые камни — бетонный или каменный бордюр.

Монтаж производится согласно технологии. Правильно установленный камень предотвращает размывание и разрушение дорожек. Процесс можно выполнить своими руками, строго соблюдая технологические нюансы.

Можно ли выполнить установку самостоятельно?

Существует несколько способов положить бортовые камни. Чтобы выбрать оптимальный из них, лучше всего руководствоваться некоторыми критериями:

  • размеры и вес камня;
  • протяженность ограждения;
  • назначение.

Есть несколько разновидностей бордюров:

фото 21321_4

    Магистральный. Этот тип для самостоятельного монтажа не подходит. Его установкой занимаются специализированные бригады, оснащенные нужной техникой.

Дорожный. Такой камень может понадобиться для укладки вокруг дома, чтобы разграничить дорожное полотно и частную территорию.

Для того, чтобы поставить бордюр, необходимо иметь автоматический укладчик, но это может занять много времени.

Подробно обо всех видах бордюров здесь.

Материалы, инструменты, оборудование

Для правильного монтажа бордюра понадобится приготовить инструменты в соответствии с технологией:

  1. Лопаты штыковую и совковую. Они нужны для копки траншеи, замешивания бетонной смеси, а также работы с раствором (при укладке камня на бетонное основание) и укладки щебеночного основания.
  2. Резиновая киянка. С помощью этого инструмента бортовые камни выравниваются по линии или радиусу, а также по высоте.
  3. Металлический молоток и кувалда при работе с каменными изделиями.
  4. Емкость для замешивания раствора, шпатель и мастерок — нужны при укладке ограждения на бетонное основание (разравнивание смеси) или для замазывания швов между бетонными бордюрами. Для больших объемов лучше приготовить бетономешалку.
  5. Клещи. Нужны при работе с бордюрами больших размеров и весом более 30-40 кг. С помощью клещей два человека могут перенести и установить элементы ограждения.
  6. Болгарка с алмазным кругом. Предназначена для резки бордюров.

Этот перечень инструментов понадобится для монтажа. До этого придется поработать с:

  • рулеткой для измерений и разметки;
  • колышками и веревкой;
  • уровнем строительным (1,5-2,0 м);
  • угольником;
  • карандашом или маркером.

Также понадобятся материалы:

  • песок (речной);
  • щебень (фракция мелкая или средняя);
  • цемент (марка 400 или 500);
  • вода;
  • бордюрный камень.

От качества перечисленных инструментов и материалов зависит конечный результат.

Технология устройства: как класть бордюрный камень?

Технологию укладки камня можно также назвать схемой. Она может быть разной из-за размеров камня и целей ограждения. В нее входит не только пошаговый процесс работы, но и вариант установки бордюра, список материалов и их количество.

Иными словами, следует точно определить высоту поребрика над уровнем дорожки, глубину его заложения, тип основания, конфигурацию и размер камня. В процессе составления схемы производится расчет количества материалов и последовательность их укладки.

Важными вопросами являются:

  1. Состав и толщина основания. Если она рассчитана неправильно, то со временем камень может сдвинуться. Это произойдет, когда прочность основания и вес поребрика несоизмеримы. Второй вариант — не стоит затрачивать лишние материалы и монтировать мощное основание для небольших камней. Еще один нюанс — состав грунта, его способность к смещению.
  2. Характеристики бордюра и способ его изготовления. От этого зависят показатели прочности, устойчивость к температурным колебаниям, морозоустойчивость. Размер — для длинного ограждения рекомендуется использовать камни не более 1 м. Это сэкономит время при установке.
  3. Вариант сочетания бордюрных камней и дорожного полотна — на одном уровне, вплотную, с заглублением.
  4. Глубина заложения изделий. Сильно выступающий бордюр испортит внешний вид и сделает эксплуатацию дорожки некомфортной. Если он будет погружен ниже требуемого уровня, то перестанет выполнять свои функции.

Также следует определить какой тип камня будет установлен. Не только по материалу, но и по конфигурации — односторонний или двухсторонний. Например, для садовых дорожек рекомендуется применять односторонние изделия.

Укладка по этапам

Каждый вид камня требует соответственной технологии укладки. Но существует единая технология монтажа бордюра, которая подходит для самостоятельной установки ограждения. Она заключает несколько последовательных этапов.

Разметка

фото 21321_6

До начала установки следует разбить линию монтажа. Для этого используются колышки, шнур и рулетка.

На земле нужно отмерить длину ограждения и схематически нанести конфигурацию. По всей длине вбить колышки, на которых отметить расположение грунта и основания.

На заданной высоте верхнего края бордюра натянуть шнур или веревку. Верхняя часть поребрика может располагаться параллельно поверхности земли или под уклоном к ней в зависимости от геологических особенностей участка.

Рытье и подготовка траншеи

Глубина траншеи должна соответствовать расчетной согласно схеме монтажа. Для тротуарного ограждения она равно высоте бордюра + 15-20 см. Для дорожного обрамления — высоте камня.

Ширина траншеи для тротуарного элемента равна его ширине + 5-7 см, для дорожного не менее 30-40 см.

В процесс подготовки траншеи входит очистка основания (уборка мусора и корней), выравнивание и уплотнение. При трамбовке нужно смачивать слой водой, чтобы предотвратить последующую усадку.

Основание для поребриков

Есть два основных вида — щебеночное и цементно-песчаное. Для устройства первого варианта необходимо на дно траншеи насыпать слой песка толщиной 3-5 см, залить его водой и хорошо утрамбовать. Затем насыпать слой щебня мелкой фракции и снова утрамбовать. Основание готово для укладки камня.

Щебеночная основание — наиболее простой и бюджетный способ. Но, он подходит только для тротуарного и садового бордюра. Для устройства цементно-песчаной основы понадобится замесить раствор из песка, цемента (3:1) и воды. Затем залить на дно траншеи единым слоем 5-7 см, выровнять и утрамбовать. Есть еще один способ, который считается наиболее прочным и дорогим.

Это бетонная подушка — комбинация из двух вариантов. Вначале следует насыпать слой песка, увлажнить и утрамбовать. Затем слой щебня и полить его водой. Сверху залить слой бетона.

Резка элементов

При перепадах высот или обрамлении угла необходимо камни распилить. На бордюре отметить карандашом линию распила. С каждой стороны пропилить прорези глубиной 1,5-2,0 см.

Весь камень пропиливать нет необходимости. Затем подложить под большую часть кусок железа и отбить кусок бордюра кувалдой. При аккуратном пропиливании пазов дополнительная шлифовка не понадобится.

Монтаж

фото 21321_7

Камни нужно укладывать на подготовленное основание с обязательным контролем расположения. Контроль проводится по всем плоскостям — вертикаль, горизонталь.

При этом важно учитывать геометрию участка (уклоны). Этап требует особого внимания. Если он будет произведен неправильно, то может понадобиться демонтаж большого участка ограждения.

Фиксация

Заделка швов

Этот этап можно проводить после схватывания бетонной смеси. Используется жидкий бетонный раствор или смоченный песок.

Соблюдение технологии гарантирует высокую прочность и надежность ограждения. В некоторых случаях производится установка декоративного ограждения сразу на песчаное основание без укладки щебня. Это допустимо на твердых грунтах, но все равно приведет к снижению прочности.

Возможные сложности и ошибки

Технология укладки своими руками может вызвать некоторые сложности или привести к ошибкам:

  1. Отсутствие опыта не позволит сделать качественно каждый этап. При работе с бетоном требуются знания по замешиванию и применению смеси.
  2. Неправильно составленная схема монтажа. Эта ошибка приведет к снижению прочности и сроку эксплуатации ограждения.
  3. Неправильный выбор и устройство основания. В этом случае габаритный камень может просесть или изменить траекторию укладки.

После неграмотного или халатно выполненного монтажа потребуется разборка значительных участков бордюра.

Плюсы и минусы самостоятельной работы

Самостоятельная укладка элементов ограждения имеет свои преимущества и недостатки. Плюсами следует выделить:

Возможность использовать подручные материалы. Не обязательно покупать новые инструменты, цемент или песок.

Минусами можно считать:

  1. Низкую производительность, особенно при отсутствии строительной техники и опыта работы.
  2. Сложность обеспечения проектной марки бетона при самостоятельном изготовлении изделий.
  3. Сложность монтажа на криволинейных участках и в местах перепадов высот.

Полезное видео

Об укладке бордюров своими руками наглядно в видео:

Заключение

Установка бордюра своими руками — это процесс ответственный. Ограждение имеет важные функции по защите дорожки или полотна. Важно строго соблюдать последовательность работ и рекомендации, а также использовать нужные инструменты. Это позволит обеспечить максимальную надежность и долговечность элементов.

Бордюр — это декоративный элемент дорожного или тротуарного покрытия, который разделяет уличное пространство на определенные участки. Например, дорожку от газона, дорогу от тротуара. Состоит он из бетона, внутри которого вставлен специальный стальной прут, делающий его более прочным к излому.

Иногда требуется не только его укладка, но и демонтаж. Причины и технологию разборки рассмотрим в этой статье более подробно.

Причины демонтажа бордюра

Демонтаж бордюрного камня производится по нескольким причинам:

  • Материал потерял внешнюю привлекательность или на нем появились дефекты.
  • В случае замены тротуарной плитки, технология которого предусматривает удаление и поребрика.
  • Если элементы оградки или уличного покрытия дали осадку.
  • При реставрации дорог, которая основана на увеличении толщины покрытия. В этом случае необходимо также повысить высоту и борта.
  • Замена бордюрного камня на другую, улучшенную форму, что требуется при выполнении ландшафтного дизайна или облагораживания дорог.

Технология демонтажных работ

Для удаления старых бортовых оградок проводятся такие работы:

  • Поребрик обкапывается со стороны обочины. Окоп производится на 20–30 см в ширину от камня и на 5–10 см глубже его нижней части, используя штык лопату.
  • Прорезается дорожное покрытие параллельно ограждению, на расстоянии от него на 10–15 см, используя для этого дисковый грунторез.
  • Глубина прорези должна соответствовать глубине посадки бордюрного борта.

Важно! Такое расстояние нужно для качественной посадки и укрепления нового бортового камня, а также герметизации дорожной одежды.

  • Бордюры удаляются вместе с отрезанным участком дорожного материала.
  • Если разборка бортовых камней производится на бетонном основании, бордюр со стороны обочины выбивается ломом или перфоратором.
  • После того как старый бордюр будет удален, можно переходить к установке нового. Для этого необходимо провести ряд подготовительных работ и только после этого можно его устанавливать.

Независимо от того, как производится разборка бортовых камней, на бетонном или почвенном основании, работать нужно очень аккуратно чтобы демонтированный материал можно было использовать повторно. Любые сколы и трещины приведут к скорейшему разрушению изделия. Если оно все же пригодно для использования, необходимо провести зачистку от старого раствора или дорожного покрытия.

Подводя итог, можно сказать, что разборка бортов дорожек и дорог проводиться по разным причинам, но независимо от этого, материал можно использовать еще раз, если работу выполнять с предельной аккуратностью.

РАЗРАБОТАНЫ Центром по научной организации труда и управления производством (ЦНОТ и УП) Минавтодора РСФСР с использованием нормативных материалов других министерств и ведомств под методическим руководством и при участии Центрального бюро нормативов по труду в строительстве (ЦБНТС) при ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР.

Технология производства работ, предусмотренная в сборнике, согласована с трестом "Росдороргтехстрой".

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного строительного комитета СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 5 декабря 1986 года № 43/512/29-50 для обязательного применения на строительных, монтажных и ремонтно-строительных работах

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

2. Нормами и расценками сборника предусмотрены работы по реконструкции и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений.

3. Нормами и расценками учтено и отдельно не оплачивается время на разбивку, визирование, установку маяков, шаблонов и прочие мелкие вспомогательные и подготовительные операции, являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса; осмотр, опробование и передачу машин при стыке смен бригад; смазку, мелкий крепежный ремонт, выполняемый в течение рабочей смены; заправку машин горюче-смазочными материалами, водой и т.п.

4. Нормами и расценками, за исключением особо оговоренных случаев, предусмотрено перемещение материалов (подноска, подвозка, подкатка) в пределах рабочего места на расстояние до 10 м.

5. Затраты времени рабочих на перемещение в течение рабочей смены с одного места работы на другое подлежат повременной оплате по часовой тарифной ставке, соответствующей присвоенному разряду рабочего. Время переездов в течение рабочей смены на автотранспорте учитывается по фактическим затратам; время переходов - из расчета 4 км/ч.

6. Время на перемещение прицепных или самоходных дорожных машин от места стоянки к месту работы и обратно или с участка на участок нормируется и оплачивается отдельно.

Перемещение самоходных укладчиков асфальтобетона своим ходом допускается только в процессе укладки в пределах участка производства работ. Во всех других случаях перемещение должно производиться на специальных прицепах.

7. Нормами настоящего сборника предусмотрено выполнение работ в соответствии с допускаемыми отклонениями, приведенными в вводной части сборника Е17 "Дорожные работы".

8. В случае ремонта дорожных оснований и покрытий на одной половине при одновременном движении транспорта по другой половине дороги к Н.вр. и Расц. применять коэффициент 1,2 (ВЧ-1) с обязательным оформлением указанных условий работ соответствующим актом.

9. Нормами и расценками настоящего сборника предусмотрено производство работ по ремонту дорожных оснований и покрытий при наличии не более 8 люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000 м покрытия. При большем числе люков к Н.вр. и Расц. соответствующих параграфов применять коэффициенты, приведенные в табл. 1.

Число люков на 1000 м покрытия До 15 Св. 15 до 20 Св. 20
Коэффициенты к Н.вр. и Расц. 1,05 (ВЧ-2) 1,15 (ВЧ-3) 1,3 (ВЧ-4)

10. Распределение грунтов по группам в зависимости от трудности их разработки разными механизмами и вручную предусмотрено в соответствии с характеристиками, приведенными в сборнике Е2 "Земляные работы", вып. 1 "Механизированные и ручные земляные работы".

11. Для упрощения нормирования и учета дорожно-ремонтных работ, а также для обеспечения широкого внедрения аккордной системы оплаты труда нормы и расценки даны, как правило, на комплексные процессы. В отдельных случаях в сборнике приведены также и элементные нормы.

12. Профессии: машинист грейдера прицепного и машинист катка самоходного с гладкими вальцами (статические и вибрационные) для краткости в сборнике названы машинист грейдера и машинист катка с гладкими вальцами.

13. Нормами времени и расценками отдельных параграфов настоящего сборника предусмотрено выполнение ремонтно-строительных работ на дорогах вручную при их небольших объемах.

14. Нормами сборника предусмотрено выполнение работ в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве" и СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".

Рабочие должны знать и выполнять все требования (этапы, операции), предусмотренные настоящим сборником (разделом, главой, параграфом) норм, вытекающие из СНиП и обеспечивающие требуемое качество работ.

15. В настоящем пункте даются краткие характеристики основных дорожно-строительных машин (табл. 2-4). Отдельные характеристики на ряд машин даются в параграфах норм.

Читайте также: