Расход материалов в дорожном строительстве

Обновлено: 04.05.2024

Чтобы рассчитать свои издержки при укладке асфальта и иметь возможность дать точный сметный расчет заказчику, каждая дорожная организация обязана знать какой расход асфальта на м2. В свою очередь и заказчику полезно знать нормы расхода асфальта, для осуществления контроля выполнения работ подрядчиком.

Норма расхода асфальта на м2

Мелкозернистая тип А марка I — 25,7 кг.

Мелкозернистая тип Б марка I, II — 24,5 кг.

Мелкозернистая тип В марка II — 24,9 кг.

Крупнозернистая марка I, II — 24,2 кг.

Песчаная тип Г марка II — 25,0 кг.

Песчаная тип Д марка II — 23,2 кг.

Щебеночно-мастичная-15 (ЩМА-15) — 25,8 кг.

Щебеночно-мастичная-20 (ЩМА-20) — 25,7 кг.

Пример 1 (расход асфальта толщина 4 см):
Асфальтировка из песчаной смеси тип Г марка II на площади 1 500 м2 при толщине 4 см потребует 150 тонн (1500*25,0*4=150 000 кг).

Пример 2 (расход асфальта толщина 5 см):
Укладка асфальта из мелкозернистой смеси тип Б марка I на площади 2 000 м2 при толщине 5 см потребует 245 тонн (2000*24,5*5=245 000 кг).

Пример 3 (расход асфальта толщина 6 см):
Асфальтирование дороги из щебеночно-мастичной смеси (ЩМА-15) на площади 35 000 м2 при толщине 6 см потребует 5 418 тонн (35000*25,8*6=5 418 000 кг).

Можно сделать небольшой вывод, что усредненная норма расхода горячей асфальтобетонной смеси является 25 кг на 1 см.

Холодный асфальт расход на 1м2

Плотность холодного асфальта немного уступает плотности горячей асфальтной смеси, поэтому расход будет чуть ниже. Чтобы определить расход на холодный асфальт в мешках, достаточно знать толщину покрытия, так как холодный асфальт не бывает разных типов и марок. Холодный асфальт имеет расход на м2 — 25 кг на 1 см.

Пример (расход холодного асфальта толщина 5 см):
Ямочный ремонт из холодного асфальта на площади 2 м2 при толщине 5 см потребует 250 кг (2*25*5=250 кг).

Калькулятор расхода асфальта на м2

Для просчета количества асфальтобетонной смеси, очень удобно использовать калькулятор расхода асфальта. Благодаря его функционалу, можно в считанные секунды определить расход асфальта любого типа. Онлайн калькулятор расхода асфальта поможет рассчитать тоннаж асфальта, исходя из данных о толщине, площади и типа смеси. Он не только позволяет рассчитать расход асфальта на 1 м2, но и поможет определить количество смеси на любой метраж. Вы можете указать толщину покрытия с точностью до 0,5 см (например: 4,5 см). Также калькулятор может посчитать расход холодного асфальта. Поэтому если Вам необходимо узнать сколько потребуется холодного асфальта вы можете использовать калькулятор расхода холодного асфальта.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

СМЕТНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Правила разработки и применения элементных сметных норм
на строительные конструкции и работы

Приложение. Сборники элементных сметных норм
на строительные конструкции и работы. Том 4

СБОРНИК 27. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Дата введения 1984-01-01

ВНЕСЕНЫ Министерством транспортного строительства, Министерством гражданской авиации и Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитта СССР по делам строительства от 31 марта 1982 г. № 66

ВЗАМЕН глав IV части СНиП:

издания 1965 г.: 44, 46, 47, 51;

издания 1971 г.: 43,45

РАЗРАБОТАН институтом Союздорпроект Минтрансстроя при участии институтов Гипролеспром Минлесбумпрома СССР и Мосинжпроекта Мосгорисполкома под методическим руководством НИИЭС Госстроя СССР и рассмотрен Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.

РЕДАКТОРЫ - инженеры С.Д.Никитина (Госстрой СССР), Л.В.Богданова (НИИЭС Госстроя СССР), Р.Н.Куциди (Союздорпроект), В.И.Никитин (Гипролеспром), Н.Я.Перцовская (Мосинжпроект).


1. Общие указания

1.1. В нормах настоящего Сборника предусмотрены работы по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, лесовозных дорог, а также дорожные работы на площадках промышленных предприятий, на городских проездах и площадях.

1.2. Устройство грунтовых дорог и дорог, улучшенных минеральными добавками, следует нормировать по сборнику 47 "Временные сборно-разборные здания и сооружения".

1.3. Посадку снегозащитных полос, декоративных деревьев и кустарников следует нормировать по нормам сборника 48 "Озеленение. Защитные лесонасаждения. Многолетние плодовые насаждения".

1.4. Способ и расстояние транспортирования дренирующего грунта принимать по проекту.

1.5. Нормами учтены затраты по уходу за дорожным покрытием в процессе его формирования.

1.6. Доставка к месту работ бетона, битума, битумной эмульсии, асфальтобетона, готовой битумогрунтовой, цементогрунтовой смеси и черных каменных материалов нормами не учтена; при доставке 100 т битума и битумной эмульсии следует добавлять автогудронаторы 3500 л в количестве 2,3 маш.-ч на каждый километр доставки.

1.7. Доставка воды учтена нормами на среднее расстояние до 5 км, кроме табл.23 (гр.11) и табл.43. При расстояниях более 5 км на каждый километр доставки 100 м воды добавлять к нормам машино-часа поливомоечных машин 1,6 маш.-ч.

1.8. Устройство противозаиливающих прослоек из дренирующих грунтов при устройстве щебеночных и гравийных оснований следует нормировать по табл.7.

1.9. Устройство оснований и покрытий из гравийной смеси с добавлением щебня следует нормировать по табл.10, расход материалов принимать по проекту.

1.10. В нормах предусмотрен расход материалов для оснований и покрытий без учета откосов табл.10 (гр.1-3, 5), 11 (гр.1-3), 13 (гр.1, 2, 4), 15 (гр.1, 2), 16 (гр.1-3).

1.11. Устройство щебеночных оснований или покрытий из кислого шлака следует нормировать по табл.11 и 16 с заменой норм расхода каменного щебня шлаковым щебнем соответствующих фракций.

1.12. В нормах табл.3, 4, 23 (гр-1-10), 24 (гр.1-16), 51 (гр.7, 8) предусмотрен уход за покрытием (основанием) с применением битумной эмульсии. При замене эмульсии на помароль норма расхода не изменяется.

1.13. В нормах табл.31 (гр.8, 10), 33, 40, 58, 59 норма расхода каменных материалов, указанная над чертой, предусматривает среднюю плотность каменных материалов 2,5-2,9 т/ м, под чертой - 3 т/ м и более.

1.14. В нормах на устройство покрытий (табл.33-35, 37 и 39) поверхностная обработка нормируется в случае необходимости дополнительно по табл.31.

1.15. Приготовление битума (кроме табл.20, 23, гр.11 и табл.58) дополнительно нормировать по табл.57.

1.16. При устройстве оснований и покрытий § 1, 2, 5, 7, 14-18 предусмотренные проектом дополнительные работы следует нормировать по табл.63, а именно:

а) розлив вяжущих материалов (основной) к табл.1 (гр.2), табл.35 (сопутствующий), к табл.11, 16 и подгрунтовка к табл.8 (гр.4, 5), к табл.32-34 (гр.1-8), к табл.35, 37, 39;

б) добавка гравия, песка или песчано-гравийной смеси к табл.1, 3;

в) обработка грунтов активными химическими порошкообразными добавками к табл.1, 3, 35 (гр.1-5).

Введение добавок в виде водных растворов производится поливомоечными машинами, учтенными в нормах табл.1, 3.

1.17. При установке знаков § 21 на присыпных бермах дороги необходимо дополнительно учитывать устройство присыпных берм по проектным данным.

1.18. Процент выхода годного камня для учета возвратной его стоимости по табл.9 (гр.1) ориентировочно рекомендуется принимать в размере 60%.

Фактический выход годного камня для дальнейшего потребления определяется на месте и оформляется соответствующим актом.

1.19. При изменении толщины слоя оснований или покрытий против приведенных в таблицах норм на каждые 1 или 0,5 см увеличения или уменьшения толщины слоя к основным нормам следует вводить поправки на величины, указанные в соответствующих графах таблиц.

2. Правила определения объемов работ

2.1. Объем работ по устройству подстилающих и выравнивающих слоев из песка, гравия и других материалов следует определять по проектным профилям в уплотненном состоянии.

2.2. Объемы работ по устройству дорожных покрытий и оснований следует определять по площади каждого конструктивного слоя.

Площадь покрытия из лесоматериалов следует определять между внешними гранями колесоотбойных брусьев.

2.3. Объем железобетонных конструкций дорожных покрытий из сборных плит определять в соответствии с проектом.

1. Настоящий Сборник содержит нормы времени и расценки на работы по строительству автомобильных дорог.

2. Нормами и расценками учтены, но не оговорены в составе работ мелкие вспомогательные и подготовительные операции, являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса, в том числе визирование, установка маяков и шаблонов.

3. Нормами предусмотрено обязательное ограждение участков работ сигнальными дорожными знаками.

4. Нормами, за исключением особо оговоренных случаев, предусмотрено перемещение материалов (подноска, подвозка, подкатка) в пределах рабочего места на расстояние до 10 м.

5. При устройстве дорожных оснований и покрытий на участках дорог, мостах и улицах, когда работы производятся на одной половине проезжей части дороги, а на другой происходит систематическое движение транспорта, Н.вр. и Расц. соответствующих параграфов умножать на 1, 2, оформляя это актом (ВЧ-1).

6. Нормами настоящего Сборника предусмотрено производство работ по устройству дорожных оснований и покрытий при наличии не более восьми люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000 м 2 дороги. При большем числе люков к Н.вр. и Расц. соответствующих параграфов применять коэффициенты, приведенные в табл. 1.

Число люков на 1000 м 2

Коэффициент к Н.вр. и Расц.

7. Нормами на планировку обочин вручную и установку тумб и столбов дорожных знаков предусмотрено распределение грунтов на группы по трудоемкости их разработки согласно характеристикам, приведенным в табл. 2.

Наименование и характеристика грунта

Грунт растительного слоя без корней и примесей; лесс мягкий без примесей, песок с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 10 %; суглинок легкий и лессовидный без примесей, а также с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора до 10 % по объему; супесок без примесей, а также с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора до 10 % по объему; торфа без корней; чернозем и каштановый грунт мягкий, без корней; шлак котельный, рыхлый

Грунт растительного слоя с корнями кустарника и деревьев, с примесью щебня, гравия или строительного мусора; лесс мягкий с примесью гальки или гравия; гравийно-галечные грунты с размером частиц до 80 мм; песок с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 30 %; песок барханный и дюнный; солончак и солонец мягкие; суглинок легкий и лессовидный с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме 10 %; суглинок тяжелый без примесей, а также с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 10 %; супесь с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме до 30 %; торф, чернозем и каштановый грунт с корнями кустарника и деревьев; глина жирная, мягкая без примесей и с примесью щебня, гальки, гравия или строительного мусора в объеме до 10 %; шлак котельный слежавшийся; строительный мусор рыхлый и слежавшийся

Гравийно-галечные грунты с размером частиц свыше 80 мм; глина жирная, мягкая с примесью щебня, гальки, гравия или строительного мусора в объеме св. 10 %; глина мягкая карбонная; лесс отвердевший; суглинок с примесью щебня, гравия, гальки или строительного мусора в объеме св. 10 %; супесок с примесью щебня, гальки или строительного мусора св. 30 % по объему; чернозем и каштановый грунт отвердевший; шлак металлургический выветрившийся; строительный мусор сцементированный

8. Нормами Сборника предусмотрено выполнение работ с соблюдением правил техники безопасности в соответствии со СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве". М.: Стройиздат, 1980.

9. В таблицах норм на работу с применением машин кроме Н.вр. рабочих в чел.-ч в скобках указаны Н.вр. на работу машин в маш.-ч.

10. Предусмотренные в ЕТКС работ и профессий рабочих, вып. 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы" наименование профессий: машинист бульдозера (Техн. ч., табл. 3; §Е17-1), машинист грейдера прицепного, машинист автогрейдера (Техн.ч.; табл. 3; §Е17-1, Е17-4, Е17-14, Е17-24-Е17-27), машинист катка (Техн. ч., табл. 3; §Е17-3, Е17-7, Е17-11, Е17-14, Е17-25, Е17-52, Е17-54), машинист укладчика асфальтобетона (Техн. ч., табл. 3; §Е17-6), машинист автогудронатора (Техн. ч., табл. 4, §Е17-5), машинист автополивочной машины (§Е17-2), машинист распределителя цемента (§Е17-9, Е17-10), машинист профилировщика (§Е17-13, Е17-14, Е17-17), машинист машины для нанесения пленкообразующих материалов (§Е17-15), машинист крана автомобильного (§Е17-16, Е17-28, Е17-44, Е17-45, Е17-47, Е17-55), машинист нарезчика (§Е17-20, Е17-21), машинист компрессора (§Е17-22), машинист машины для устройства укрепительных полос (§Е17-23), машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия (§Е17-57-Е17-68) для краткости в Сборнике именуются машинистами и помощниками машинистов.

11. Нормами и расценками предусмотрено качество выполненных работ в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Нормами и расценками настоящей главы предусмотрена работа автогрейдеров и прицепных грейдеров на участках длиной свыше 400 м. При работе на участках длиной до 400 м Н.вр. и Расц. соответствующих параграфов умножать на коэффициенты, приведенные в табл. 1.

Коэффициенты к нормам времени и расценкам при работе автогрейдеров на участках длиной до 400 м

Длина участка, м

Коэффициент к Н.вр. и Расц.

До 100
Св. 100 до 200
" 200 " 300
" 300 " 400

2. Нормами на укатку оснований и покрытий предусмотрен каменный материал с пределом прочности на сжатие св. 100 МПа (1000 кгс/см 2 ). При применении каменного материала с меньшей прочностью к Н.вр. и Расц. на укатку применять коэффициенты, приведенные в табл. 2.

Коэффициенты к нормам времени и расценкам при прочности каменных материалов до 100 МПа (1000 кгс/см 2 )

Предел прочности каменного материала на сжатие, МПа (кгс/см 2 )

Коэффициент к Н.вр. и Расц.

От 30 до 50 (300-500)
Св. 50 до 70 (500-700)
" 70 " 100 (700-1000)

3. Нормами предусмотрен продольный уклон дорог до 6 %. При работе на участках дорог с продольным уклоном св. 6 % Н.вр. и Расц. на укатку оснований и покрытий умножать на 1,2 (ТЧ-12).

4. Нормами на укатку оснований и покрытий, обработанных вяжущими материалами, предусмотрена механизированная смазка вальцов катка.

5. Затраты рабочего времени, связанные с перемещением прицепных и самоходных дорожных машин от места стоянки к месту работы и обратно или с одного участка работ на другой участок, нормами настоящего Сборника не учтены и нормируются отдельно по табл. 3.

1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием Саратовским научно-производственным центром "Росдортех" канд. техн. наук Л.А. Чернышовой, инженерами А.Г. Большаковым, В.В. Бугровым, М.А. Курышевым, М.М. Лупенко, Д.С. Носовым, Ю.В. Сидоркиной, Т.Г. Фартушиной (часть I §1 - 5, 13 - 49; часть II §1 - 10).

ГП „Центроргтруд": инженерами А.А. Морозовым, А.И. Анашко, Т.М. Тютюниковой, Т.В. Страховой (часть I §6 - 12; часть II §11 - 13).

2. ВНЕСЕНЫ Департаментом эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

3. УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 28.01.2004 г. № ОС-28/447-ИС для опытно-производственного применения.

4. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.

1.1 Настоящие производственные затраты времени разработаны на единицу объёма работ (далее - нормы времени) и предназначены для определения потребности в ресурсах (затраты труда рабочих, дорожных машин) при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог.

1.2 Нормы времени предназначаются для использования органами управления дорожного хозяйства Росавтодора и подрядными организациями.

1.3 Нормы времени настоящего сборника рассчитаны с учетом рациональной организации рабочих мест в зоне производства работ, особенностей используемой технологии работ при содержании дорог и техники.

1.4 Нормы времени являются рекомендуемыми. По мере совершенствования производства работ, обеспечивающего рост производительности труда, нормы подлежат пересмотру или замене на новые.

1.5 Тарификация работ в сборнике произведена на основании «Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», принятого постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, Отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству на 2002 - 2004 годы, а также действующих сборников Единых норм времени расценок.

1.6 Нормами времени учтено время, затрачиваемое рабочими на подготовительно-заключительные операции, в том числе на подготовку рабочего места и приведение его в порядок в конце смены, на получение материалов из приобъектных кладовых, на получение и подноску к месту работы инструментов и мелких приспособлений со сдачей их после окончания работ, на переходы в пределах одного объекта, связанные с переменой рабочих мест, на заправку и точку инструментов в процессе работы, на содержание в порядке приспособлений и машин, а также на получение заданий и сдачу выполненных работ мастеру или производителю работ. Нормами также учтено время на разбивку, визирование, установку маяков, шаблонов и прочие мелкие вспомогательные и подготовительные операции, являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса.

1.7 Нормами времени предусмотрено выполнение работ с соблюдением установленных правил техники безопасности в соответствии со СНиП III -4-80 «Техника безопасности в строительстве», СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве» и «Правил охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», 1993 г., а также учтено время, необходимое для периодического отдыха рабочих в течение рабочей смены.

1.8 Нормами учтено время, затрачиваемое на перемещение материалов, переходы рабочих только на расстояния, указанные в текстах параграфов норм.

1.9 Затраты времени рабочих на перемещение и переезды на автотранспорте в течение рабочей смены с одного места работы на другое в нормы времени не входят. Они подлежат дополнительному учету при оплате работ. Время переездов в течение рабочей смены на автотранспорте учитывается по фактическим затратам; время переходов - из расчета 4 км/ч.

1.10 Время на перемещение прицепных или самоходных дорожных машин от места стоянки к месту работы и обратно или внутри смены от одного места работы (участка) к другому нормируется отдельно.

1.11 Нормами предусмотрено выполнение работ в соответствии с «Техническими правилами по ремонту и содержанию автомобильных дорог» ВСН 24-88 и СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».

1.12 Распределение грунтов по группам в зависимости от трудности их разработки разными механизмами предусмотрено в соответствии с характеристиками приведенными в технической части Сборника единых, ведомственных и типовых норм времени на работы, наиболее часто встречающихся при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог и сооружений на них. Часть I . Земляное полотно. Центроргтруд, 2001.

1.13 В таблицах норм времени затраты времени рабочих даны в чел.-ч. Затраты времени на работу машин даны в скобках в маш.-ч.

Дорожное полотно – это многослойное покрытие, которое воспринимает нагрузку от транспортных средств. Его структура выглядит следующим образом:

    толщиной 40 см. Это дренирующий слой. фракции 40–70 мм. Толщина слоя – 20 см. Он необходим для распределения нагрузки от автотранспорта на большей площади и передачи ее на грунт.
  1. Гранитный щебень фракции 20-40 мм. Толщина слоя – 10 см. Выполняет две функции: расклинцовку щебня крупной фракции и распределение нагрузки от транспортных средств на большей площади.

Расклинцовкой называется утрамбовка щебня, чтобы камни мелкой фракции заполнили пустоты, образованные щебнем крупной фракции.

    . Толщина слоя 30 см. Он необходим для увеличения прочности дорожного полотна и в обязательном порядке используется при строительстве дорог с высокой интенсивностью движения.
  1. Асфальтобетон с щебнем фракции 25–40 мм. Толщина слоя 10 см. Этот и последующий слои асфальтобетона нужны для повышения прочности дороги, отвечают за ее износостойкость и долговечность.
  2. Асфальтобетон с щебнем фракции 15–20 мм. Толщина слоя 8 см.
  3. Асфальтобетон с щебнем фракции 5–10 мм. Толщина слоя 8 см.

Схема слоев дорожного полотна

Расчет материалов для постройки дороги

Рассчитывают количество материалов, необходимых для постройки дороги, по формуле:

где m – масса материала в кг;

S – площадь участка;

h – высота слоя материала;

ρн – насыпная плотность материала;

Куп – коэффициент уплотнения материала.

Насыпная плотность – это плотность материала в естественном (неуплотненном) состоянии.

Коэффициент уплотнения – отношение фактической плотности материала к максимально возможной. Этот параметр характеризует способность насыпного материала уменьшаться в объеме в результате увеличения плотности.

Песок

Рассчитаем количество карьерного песка, необходимого для постройки 1 м 2 дороги. Показатели насыпной плотности и коэффициента уплотнения составляют:

Получаем: mП = 1 × 0,4 × 1 500 × 1,15 = 690 кг.

Песчаная подушка

Щебень фракции 40–70 мм

Показатели насыпной плотности и коэффициента уплотнения щебня фракции 40–70 мм:

Для 1 м 2 дороги понадобится:

mЩ1 = 1 × 0,2 × 1 400 × 1,3 = 281,3 кг.

Щебень фракции 20–40 мм

Для 1 м 2 дороги понадобится:

mЩ2 = 1 × 0,1 × 1 370 × 1,3 = 178,1 кг.

Каток укатывает щебень

Бетон

Насыпная плотность и коэффициента уплотнения тощего бетона марки М200:

Для постройки 1 м 2 дороги понадобится:

mБ = 1 × 0,3 × 2 430 × 1,02 = 743,58 кг.

Укладка бетона

Асфальтобетон с щебнем фракции 25–40 мм

Для постройки 1 м 2 дороги понадобится:

mА1 = 1 × 0,1 × 2 300 × 1,02 = 234,6 кг.

Асфальтобетон с щебнем фракции 15–20 мм

ρн = 2 400 кг/м 3

Для 1 м 2 дороги:

mА2 = 1 × 0,08 × 2 400 × 1,02 = 195,84 кг.

Асфальтобетон с щебнем фракции 5–10 мм

mА3 = 1 × 0,08 × 2 440 × 1,01 = 197,15 кг на 1 кв.м.

Итоговые показатели

Для удобства все полученные результаты округлим в бо́льшую сторону и соберем в таблицу:

Вид материала

Количество материала (кг) для строительства 1 м 2 дороги

Щебень фракции 40–70 мм

Щебень фракции 20–40 мм

Тощий бетон марки М200

Асфальтобетон с щебнем фракции 25–40 мм

Асфальтобетон с щебнем фракции 15–20 мм

Асфальтобетон с щебнем фракции 5–10 мм

Мы получили средние показатели по расходу материала для каждого слоя дорожного полотна. Зная их, проще рассчитать себестоимость строительных работ.

Читайте также: