Расход бетона на бортовой камень

Обновлено: 06.05.2024

Стандарт распространяется на бетонные и железобетонные бортовые камни, изготовляемые из мелкозернистого и тяжелого бетонов, предназначенные для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, полощадок

ГОСТ 6665-91

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КАМНИ БЕТОННЫЕ
И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ БОРТОВЫЕ

Технические условия

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва

МЭЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КАМНИ БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ
БОРТОВЫЕ

Технические условия

Concrete and reinforced concrete curbs.
Specifications

ГОСТ
6665-91

Дата введения 01.01.92

Настоящий стандарт распространяется на бетонные и железобетонные бортовые камни (далее - камни), изготовляемые из мелкозернистого (песчаного) и тяжелого бетонов по ГОСТ 26633 в климатическом исполнении УХЛ по ГОСТ 15150 , предназначенные для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок и т.п.

1.1. Камни следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1. Камни делят на типы:

БР - прямые рядовые;

БУ - прямые с уширением;

БУП - прямые с прерывистым уширением;

БЛ - прямые с лотком;

1.2.2. Марки, форма и класса бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл. 1, а размеры и показатели материалоемкости камней - приложении 1.

Допускается по согласованию изготовителя с потребителем другие формы и размеры камней, а также изменения армирования камней без увеличения расхода арматурной стали.

1.2.3. Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны.

Допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5 %, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых - до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.

1.2.4. Армирование камней приведено в приложении 2, при технико-экономическом обосновании допускается вариант армирования, приведенный в приложении 3.

1.2.5. Камни длиной 1,0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии, обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту.

Камни длиной 3,0 и 6,0 м следует изготовлять из тяжелого бетона, армированными.

Примечание . Камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускается изготавливать до 01.01.96.

Марки и форма камней

Класс бетона по прочности на сжатие

Справочная масса, т

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов

Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок-остановок общественного транспорта и обособленного полотна трамвайных путей

Для отделения проезжей части дорог от тротуаров на съездах с насыпью высотой менее 2 м и разделительных полос

Для отделения проезжей части дорог от тротуаров в тоннелях, рамповых частях тоннелей и на съездах с насыпью высотой более 2 м

БР 600.60.20-А-IV (А-V)

Для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов

Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов

Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов и устройства полос безопасности

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок БР100.30.15 и БР300.30.15

Для отделения проезжей части улиц и дорог при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок БР100.30.18 и БР300.30.18

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок БР100.30.15 и БР300.20.15

Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок БР100.30.18 и БР300.30.18

Для сопряжения покрытий велосипедных дорожек и тротуаров с интенсивным движением детских и инвалидных колясок и др. с покрытием проезжих частей улиц и дорог на пересечениях

Примечание . Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры - в зависимости от марки камня.

Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире.

Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая - класс напрягаемой арматуры.

Пример условного обозначения камня типа БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм:

То же, типа БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м:

БК 100.30.18.8

То же, типа БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV:

1.3.1. Камни должны быть прочными и трещиностойкими.

Армированные камни при испытании на прочность и трещиностойкость нагружением должны выдерживать контрольные нагрузки, приведенные в табл. 2.

1.3.2. Бетон камней марки БР 100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней - не менее чем В30.

Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе принимают не менее чем В tb 3,2 для камней марки БР 100.20.8 и не менее чем В tb 4,0 - для остальных марок.

Контрольная нагрузка, кН (тс)

при проверке прочности

при проверке трещиностойкости

Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона должно составлять 90 % от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в холодный период года и 70 % - в теплый период года.

Примечание . Периоды года принимают, начиная и кончая месяцами, характеризующимися среднемесячной температурой наружного воздуха в соответствии со СНиП 23-01 и ГОСТ 13015.0 .

Передачу усилий обжатия на бетон (отпуск натяжения арматуры) следует производить после достижения бетоном нормируемой передаточной прочности.

Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105 в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.

1.3.4. Марку бетона по морозостойкости принимают по проекту строительства, но не ниже указанной в табл. 3, в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства и указывают в заказе на изготовление камней.

1.3.5. Водопоглощение бетона камней не должно превышать по массе, %:

6 - для камней из мелкозернистого бетона;

Марка бетона по морозостойкости

Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства, ° С

Марка бетона по морозостойкости

От -5 до -15 включ.

От -15 до -45 включ.

1.3.6. Подбор состава бетона производят в соответствии с требованиями ГОСТ 27006 и рекомендаций, пособий и методик научно-исследовательских институтов, утвержденных в установленном порядке.

Водоцементное отношение (В/Ц) должно быть не более 0,40.

1.3.7. Бетонные смеси приготавливают по ГОСТ 7473 с применением воздухововлекающих добавок.

Бетонные смеси для тяжелого бетона с маркой по удобоукладываемости П2 или П3 с подвижностью не более 12 см следует приготавливать с обязательным применением пластифицирующих добавок.

1.3.8. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с применением воздухововлекающих добавок должен быть от 4 % до 5 %.

природные обогащенные и фракционированные, а также дробленные обогащенные пески по ГОСТ 8736 , удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633 ;

щебень из естественного камня, гравия и доменного шлака по ГОСТ 8267 , ГОСТ 3344 , удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633 .

Для оптимального состава мелкозернистого бетона применяют пески с модулем крупности не менее 2,2, а для тяжелого бетона - не менее 2,0. Наибольший размер зерен крупного заполнителя - 20 мм.

1.3.12. Марка щебня по прочности на сжатие должна быть не ниже 1000.

1.3.13. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F200 и обеспечивать получение бетона проектной марки по морозостойкости.

1.3.14. Добавки, применяемые для приготовления бетонной смеси, должны отвечать требованиям ГОСТ 24211 , ГОСТ 26633 и обеспечивать получение бетона, удовлетворяющего требованиям по морозостойкости.

Виды и объем (массу) вводимых добавок определяют опытным путем в зависимости от вида и качества материалов, используемых для приготовления бетонной смеси, режимов пропаривания (твердения) бетона.

Рекомендуемые виды и объем (массу) добавок, применяемых для приготовления бетонных смесей, приведены в приложении 4.

1.3.17. При тепловлажностной обработке бетона следует соблюдать мягкие режимы твердения (температура не выше 70 °С) с предельной скоростью подъема и снижения температуры обработки не более 25 °С/ч.

- в качестве напрягаемой арматуры - стержневую горячекатаную периодического профиля сталь классов А-IV и А-V по ГОСТ 5781 ;

- в качестве напрягаемой арматуры допускается применять стержневую термомеханически и термически упрочненную периодического профиля сталь классов Ат-IV и Ат-V по ГОСТ 10884 ;

- в качестве ненапрягаемой арматуры - стержневую горячекатаную сталь классов А-III и А-I по ГОСТ 5781 и арматурную обыкновенную проволоку периодического профиля класса Вр-I по ГОСТ 6727 ;

- для монтажных петель следует применять стержневую горячекатаную гладкую арматуру из стали класса А-I марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2 диаметром 6 - 12 мм по ГОСТ 5781 .

1.3.20. Значения напряжений в напрягаемой арматуре, контролируемое по окончании натяжения на упоры, должны быть:

695,8 МПа (7100 кгс/см 2 ) - для арматуры класса A-V;

499,8 МПа (5100 кгс/см 2 ) » » » A-IV.

Отклонения значений напряжений не должны превышать при натяжении арматуры:

±88,2 МПа (±900 кгс/см 2 ) - электротермическим способом;

-5, +10 % - механическим способом.

1.3.23. Значения действительных отклонений геометрических параметров камней не должны превышать предельных, указанных в табл. 4.

Наименование геометрического параметра

Отклонение от линейного размера

- по верхней кромке

Отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по всей длине

Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней при высоте камня:

1.3.24. Для армированных камней отклонение от толщины защитного слоя бетона не должно превышать ±5 мм.

1.3.25. Отклонение профиля лицевой поверхности криволинейных камней от номинальной кривизны не должно превышать 5 мм.

1.3.27. Трещины на поверхности камней не допускаются, за исключением поверхностных шириной не более 0,1 мм и длиной до 50 мм, в количестве не более 5 шт. на 1 м 2 поверхности армированных камней из тяжелого бетона.

Маркировка должна быть нанесена несмываемой краской на торцевую грань не менее чем 10 % камней от партии в соответствии с ГОСТ 13015.2 .

В марке камней длиной 3,0 и 6,0 м следует дополнительно указывать их массу.

2.1. Камни принимают партиями по ГОСТ 13015.1 и настоящему стандарту.

2.2. Камни принимают:

- по результатам периодических испытаний - по показателям прочности, трещиностойкости, морозостойкости, водопоглощению;

- по результатам приемосдаточных испытаний - по показателям прочности (классу бетона по прочности на сжатие, передаточной и отпускной прочности), соответствия арматурных изделий, настоящему стандарту, прочности сварных соединений, точности геометрических параметров, толщины защитного слоя бетона до арматуры, ширины раскрытия трещин, категории бетонной поверхности, марки по удобоукладываемости бетонной смеси, объему вовлеченного воздуха бетонных смесей с воздухововлекающими добавками.

В процессе серийного производства камней испытания на трещиностойкость нагружением, а также на прочность на растяжение при изгибе проводят не реже одного раза в 6 мес.

2.5. Удобоукладываемость бетонной смеси проверяют не реже одного раза в смену.

2.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с воздухововлекающими добавками проверяют не реже одного раза в смену.

2.7. Камни по показателям точности геометрических параметров, толщине защитного слоя бетона до арматуры, расположению арматуры, наличию монтажных петель, категории бетонной поверхности и ширине раскрытия технологических трещин следует принимать по результатам выборочного контроля в соответствии с табл. 5 для камней из тяжелого бетона и в соответствии с табл. 6 - для камней из мелкозернистого бетона, изготовленных по способу вибропрессования.

Карта предназначена для рациональной организации труда звена рабочих занятых на установке длинномерных бетонных бортовых камней на бетонное основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)

ЦЕНТР
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(ЦЕНТРОРГТРУД)

СБОРНИК КАРТ
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕМОНТ И
СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

УСТАНОВКА БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ
НА ОСНОВАНИЕ ИЗ ГОТОВОЙ БЕТОННОЙ СМЕСИ
ПРИ УСТРОЙСТВЕ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ

Москва, 2001 г.

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на ремонте и содержании автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при ремонте и содержании автомобильных дорог (П ПР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А. И. Анашко, Е. В. Купцовой, Т. В. Страховой.

Установка бетонных бортовых камней на основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия.

Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора

1.1 . Карта предназначена для рациональной организации труда звена рабочих занятых на установке длинномерных бетонных бортовых камней на бетонное основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия.

1.2 . Показатели производительности труда:

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на устройство 1 м бортовых камней

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.

Снижение затрат труда и повышение выработки на 3 % достигается в результате использования методов и приемов труда, рекомендуемых в карте.

2 .1 . До начала установки бортовых камней мастер и старший рабочий должны выполнить разбивочные работы. В состав работ звена разбивочные работы не входят.

2.2 . Щебеночно-гравийный слой под бетонным основанием должен быть уложен на предварительно спланированное и уплотненное грунтовое основание.

2.3 . Бортовые камни следует укладывать на прямых участках по шнуру, а на закругленных - по шаблону с оставлением между камнями пазух шириной 3-5 мм. На закруглениях применяют только лекальный бортовой камень. Заполнение пазух между камнями допускается после проверки правильности положения борта.

2.4 . Бортовые камни, изготовленные из бетона, не должны иметь отклонения от проектных размеров более 5 мм по длине и высоте камне; 2 мм по ширине.

2.5 . Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов, магистральных улиц и автомобильных дорог применяют бортовые камни, изготовленные из бетона марки 400.

2.6 . К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТАНОВКА БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

- установка бетонных бортовых камней

- 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;

- подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;

- устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;

- устройство основания h=0,10 м из бетона;

- установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;

- дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;

- обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;

- заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.

2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

фото 20250_1

Бетонные бордюры не только отличаются превосходным внешним видом.

Они отличаются повышенной прочностью, устойчивостью к большим физическим нагрузкам и воздействию атмосферных явлений.

Чтобы получить подходящие бордюры, необходимо подготовить качественный состав. Как подготовить раствор для самостоятельного изготовления блоков?

Ингредиенты для изготовления ограждений из бетона

От качества составляющих зависит устойчивость и прочность готовых бордюров. При правильных пропорциях можно добиться длительного использования с сохранением первоначальных характеристик и декоративных свойств. Компоненты делятся на основные и дополнительные.

К основным составляющим можно отнести следующее:

  • щебень;
  • песок;
  • воду;
  • цемент.

В качестве дополнительных компонентов используют арматуру, которая придает готовому изделию повышенные прочностные характеристики. Также используются декоративные элементы, которые обеспечивают необычный внешний вид каждому бетонному бордюру.

Пропорции и правила

Для создания качественной и прочной бетонной смеси важно не только подобрать необходимые компоненты, но и обеспечивать грамотный подход к подбору пропорций:

Цемент Используются марки М400 или М500, которые отличаются повышенной прочностью. По составу это измельченный порошок клинкера, в который вносится небольшое количество гипса и модифицированные добавки.
Щебень Используется 1 часть сухого раствора цемента и песка на 2 или 3 части щебня. Материал становится каркасным компонентом для более мелких составляющих, включая песок и цемент. Обеспечивается защита от появления водяной прослойки, которая может значительно снижать прочностные характеристики бетона.
Вода Желательно использовать воду, которая имеет показатель pH от 4 до 12,5. Желательно не выбирать состав с вредными примесями, так как именно они могут мешать цементу нормально схватываться и твердеть.
Арматура Можно использовать проволоку толщиной от 4 до 6 мм. Точный выбор определяется размерами будущего бетонного бордюра.

На одну часть цемента М400 берут 3 части песка. Вода используется в необходимом количестве для создания состава с подходящей консистенцией. Если выбрать цемент М500, потребуется 4 части песка.

Отдельное внимание уделяют предварительной подготовке щебня. Сначала его погружают воду или поливают. Это обеспечивает нормальное наполнение влагой, способствует лучшему схватыванию состава с твердым наполнителем.

Песок и цемент смешивают без внесения воды. Замешивание осуществляют таким способом, чтобы получить массу одного цвета. После этого вносят воду и наполнившийся влагой щебень. Производят повторное замешивание для получения однородной структуры бетонного состава.

Особенно важно следить, чтобы в смеси не оставалось комков песка, так как они могут отрицательно сказываться на качествах готового состава.

Расчеты расходов для бортового камня

Чтобы определить необходимое количество компонентов, необходимо выполнить правильные расчеты смеси для бетонных бордюров. Это обеспечивает изготовление надежной конструкции в будущем.

фото 20250_2

Например, на 1 куб. метр смеси потребуется:

  • 1 часть цемента М400 массой 366 кг;
  • 1025 кг песка или 2,8 части, 1025 кг гравия или щебня, или 2,8 части;
  • около 20% воды.

При этом не рекомендуется значительно увеличивать или сокращать количество воды, чтобы не испортить консистенцию смеси.

Данные расчеты учитывают рыхлость цемента, которая характерна для фасованного в мешки материала. В среднем на 1 кв. метр бордюров понадобится 25 кг цемента или 1 мешок. Также потребуется около 3 мешков с чистым и просеянным песком.

Предварительные расчеты следует выполнять с особым вниманием. Это позволяет закупить нужное количество материалов сразу без необходимости дополнительного приобретения сырья. Кроме того, нужно заказать дополнительно около 10-15% материалов на случай нехватки для изготовления готового состава.

Почему нужно правильно выбирать состав?

Производители строительных материалов и профессиональные мастера рекомендуют правильно подбирать компоненты для приготовления смеси для бордюров. Не стоит ориентироваться на стоимость цемента, песка или гравия.

Важны технические параметры, фракция и чистота исходного сырья. Только при таком подходе можно получить качественные бетонные бордюры, которые будут долго служить без появления значительных дефектов.

Если марка цемента и песок выбраны правильно, бордюры приобретают важные свойства:

  • стойкость к агрессивной среде и температурным колебаниям;
  • устойчивость к сильным морозам;
  • создание надежной конструкции;
  • свойства долговечности;
  • повышенная скорость кристаллизации;
  • защита от процессов эрозии и коррозии при внесении арматуры.

При правильном выборе компонентов обеспечивается соответствие технологии схватывания состава. Если для создания раствора используется цемент М400, схватывание происходит в течение 60 минут. Для полного затвердевания требуется около 10 часов.

Если готовится пластичная масса из цемента М500, потребуется около 45 минут и от 5 до 8 часов на полное затвердевание. Но потребуется дополнительное время для полного набора прочности.

Необходимо тщательно подойти не только к выбору производителя, но и к марке цемента. Большей прочностью обладает М500, поэтому использование данной марки не всегда актуально для создания бетонных бордюров.

Но подобные конструкции пользуются успехом при установке в местах общего пользования, для которых характерна повышенная проходимость. Если же нужны бордюры для садового участка, можно остановиться на цементе М400.

Как выполняют заливку в форму?

фото 20250_3

Качество подготовки формы влияет на надежность готовых бордюров из бетона. Для этого форму смазывают при помощи масла. Это важно, чтобы не допустить прилипания смеси к дну и краям материала.

На следующем этапе осуществляется заливка бетонной смеси на половину формы.

Укладывают металлические прутья в виде железной дороги с небольшими поперечными и двумя длинными элементами. Затем обеспечивают полную заливку формы. Для получения ровной поверхности выполняют выравнивание при помощи мастерка достаточного размера.

Заполненные формы ставят в тень, чтобы они не подвергались воздействию ультрафиолета. Это защищает от преждевременной потери влаги, обеспечивает правильное затвердевание содержимого. Периодически бетонную поверхность смачивают при помощи воды, чтобы исключить вероятность растрескивания.

Первичное застывание происходит от двух до четырех дней в зависимости от высоты и других размеров будущего бордюра. На дальнейший процесс уходит еще около недели. После этого вынимают готовые элементы и используют формы повторно, пока не будет получено нужное количество элементов.

Заключение

Таким образом, для изготовления надежных бордюров потребуется выбор качественных материалов. Важно соблюдать пропорции ингредиентов для получения смеси правильной консистенции. Также проводятся расчеты расхода с учетом нужного количества бордюров, чтобы обеспечить достаточное количество сырья.

фото 19729_1

Бортовой камень или бордюр используется для ограждения различных объектов или для разделения зон с разным покрытием.

Бетонные бордюры наиболее популярные – они могут быть тротуарными или дорожными, иметь плоскую форму и разные размеры.

Для установки бортового камня потребуется изучить технологию, а также подробнее ознакомиться с процессом монтажа, необходимыми инструментами и оборудованием.

Материалы для монтажа бордюров

Чтобы самостоятельно установить бордюры необходимо подготовить расходные материалы и инструменты. Для начала о расходных материалах. Из них понадобятся:

фото 19729_2

Веревка. Используется для того, чтоб на начальном этапе произвести разметку. С помощью измерительных приборов натягивают шнур, закрепляя его на колышках.

Бетонирование: норма расхода

Одним из важных компонентов среди расходных материалов является бетон. Установить бортовой камень можно как на цементно-песчаный раствор, так и на бетон с созданием бетонного замка. Этот вариант считается наиболее надежным.

В качестве бетона используют материал с характеристиками:

  • класс В15;
  • марка М200;
  • морозостойкость F200.

Бетонная смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010 по характеристикам удобоукладываемости, плотности, температуры, пористости и объема вовлеченного воздуха. Также не стоит забывать о норме расхода при укладке бортового камня. Она рассчитывается по коэффициенту 0,593 на 100 погонных метров материала.

Инструменты и приспособления

Чтобы установить готовые бетонные бордюры нужно подготовить инструменты:

фото 19729_3

Строительный уровень. Должен иметь длину не менее 1,5-2 метров.

Оборудование и механизмы

Наиболее очевидный и требуемый механизм для установки бортового камня – бетономешалка. Она поможет при замешивании бетонной смеси и цементно-песчаного раствора. Бетономешалку легко использовать на строительной площадке – она значительно упрощает процесс замешивания разных составов.

Также может потребоваться специальный захват для бордюров. Его называют «зацеп для бордюрного камня». Он предназначен для подъема камня, так как один камень может весить до 95 кг. Существует захват поперечного и продольного типа.

При выборе данного оборудования стоит обратить внимание на его грузоподъемность – она должна быть больше или соответствовать тому весу камня, который будет у выбранных бордюров. Также стоит обратить внимание на расстояние самого захвата – бортовой камень должен уместиться внутри зацепа.

Порядок действий

Чтобы процедура монтажа прошла правильно, рекомендуется придерживаться алгоритма. Инструкция подразумевает поэтапное выполнение нескольких задач.

Выкапывание траншеи

фото 19729_4

Перед тем, как выкопать траншею, рекомендуется провести разметку для бордюров. Для этого используют колышки и шнурок. Колья вбивают через каждые 1,5-2 метра, между ними натягивают нитку или шнурок.

Нить должна быть натянута туго, что в будущем обеспечит ровную укладку бортового камня.

Траншею копают для того, чтобы надежно закрепить в ней бордюры и предотвратить их расшатывание в окопе. Расшатывание зачастую возникает из-за температурных перепадов.

Глубину траншеи можно вычислить самостоятельно: для этого достаточно знать толщину подстилающей подушки и высоту бордюра, а также желаемую высоту выступа бордюра над землей.

Ширина траншеи должна быть такой, чтобы в нее вмещался бордюр, а также сбоку оставалось по несколько сантиметров для укладки бетона.

Например, если бордюр имеет размеры 500х210х40 мм, то глубина траншеи должна быть 24 см, при этом толщина подушки из бетона составит 3 см, а ее ширина – 6 см.

Подготовка раствора для закрепления

Когда траншея выкопана необходимо ее подготовить под установку бортового камня. Для этого траншею очищают от мусора, грязи. Также необходимо утрамбовать днище окопа с помощью виброплиты.

Затем уже подготавливают бетонную смесь и другие материалы. На дно окопа укладывают геотекстиль, который послужит препятствием для прохождения корней и растительности. Затем происходит процесс отсыпки щебня, после этого его разравнивают и уплотняют виброплитой. Толщина слоя щебня составляет около 10 см.

На конечном этапе подготавливают раствор для заливки. Для этого можно использовать сухую бетонную смесь, которую разводят водой в соответствующих пропорциях. Раствор должен быть густым, следовательно, воды в нем должно быть минимальное количество. Толщина такого бетонного слоя – в пределах 5-7 см.

Монтаж по уровню

фото 19729_5

Монтаж бортового камня осуществляется строго по натянутому шнуру и по строительному уровню. Именно поэтому лучше брать длинный инструмент, чтобы он захватывал сразу несколько бордюров.

Участок, на котором устанавливают камень, может иметь уклоны. Неровности учитывать, так как возможен перекос. В будущем придется переделывать почти всю работу, а это дополнительные затраты.

Небольшими кучками бетон укладывают в траншею, по линии установки и в тех местах, где будут стыки. На такие бетонные «возвышенности» устанавливается бортовой камень. На данном этапе также можно воспользоваться клещами или зацепами.

Величина зазоров между изделиями должна составлять 1-3 мм. Бордюры выравнивают и корректируют их положение с помощью резинового молотка – такой инструмент бережно воздействует на камень, не раскалывая его при ударе.

Бетонирование

Когда бортовой камень выставлен, приступают к его бетонированию и созданию обойм. По бокам от бордюра на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку. Ее заливают бетонной смесью. Бетонная смесь должна полностью войти в пространство под бортовым камнем и заполнить его.

Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 изделий. Такая технология распределения бетона по двум сторонам называется «бетонным замком».

Опалубку снимают через несколько дней после бетонирования, чаще через 2-3 дня. Далее выполняют затирку с помощью смоченного в воде песка или цементного раствора марки М100. Таким образом, камень оказывается надежно зафиксированным со всех сторон.

Засыпка после застывания бетона

Когда бетон полностью застыл, участки вокруг камня разравнивают. Их засыпают песком или щебнем. Стоит отдельно отметить процесс подрезки бортового камня, делают это с помощью болгарки. Подрезать изделие необходимо при изгибах или поворотах.

Вместо болгарки можно использовать гильотину для колки камней, однако она считается более узкоспециализированным инструментом и чаще применяется в бригадах рабочих.

Возможные трудности и ошибки

В процессе работы могут возникать сложности и некоторые ошибки. Несколько нюансов работы:

фото 19729_6

  • на прямых участках укладку изделий нужно осуществлять впритык;
  • если присутствует большой радиус изгиба, то бордюры устанавливают без подрезки торцов;
  • если поворот крутой и дугообразный, то торцы нужно подрезать у обоих соседних камней;
  • процедура укладки камня должна быть произведена не позже, чем за 3 дня до начала мощения дорожек.

Одна из ошибок начинающих мастеров – неверное приготовление раствора и несоблюдение пропорций. Такое нарушение может привести к получению слишком жидкого или густого раствора, который не подойдет для создания бетонного замка.

Последствия

Если вовремя не обнаружить нарушения, то они приведут к серьезным последствиям. Например, бортовой камень со временем может расшататься, выпасть из бетонного основания.

Это говорит о том, что смесь из бетона или раствор были приготовлены неверно или уложены не по технологии. Если же установить изделие не по уровню, то перекосы и деформации будут заметны уже в первый месяц, что также приведет к расшатыванию.

Заключение

Установка бетонных бордюров необходима не только при дорожных работах и укладке асфальта, эта процедура также используется, когда выполняется мощение садовых дорожек.

Для работы подбирают необходимые инструменты и оборудование, часто процедуру выполняет сразу несколько человек. Важно устанавливать камень строго по уровню, чтобы в дальнейшем не было перекосов и расшатывания изделий.

Читайте также: