Работы к линнея послужившие фундаментом для новых исследований живой природы

Обновлено: 05.05.2024

Какие взгляды на происхождение жизни существовали в античный и средневековый периоды?

Мир живых организмов обладает рядом общих черт, которые всегда вызывали у человека чувство удивления и порождали много вопросов. Первая из таких общих черт – необыкновенная сложность строения организмов. Вторая – явная целесообразность строения, каждый вид в природе приспособлен к условиям своего существования. И наконец, третья ярко выраженная черта – огромное разнообразие существующих видов.

Каким образом возникли сложные организмы? Под влиянием каких сил сформировались особенности их строения? Каково происхождение разнообразия органического мира и как оно поддерживается? Какое место в этом мире занимает человек и кто его предки? На эти и многие другие вопросы отвечает эволюционное учение, которое является теоретической основой биологии.

Термин «эволюция» (от лат. evolutio – развёртывание) был введён в науку в XVIII в. швейцарским зоологом Шарлем Бонне. Под эволюцией в биологии понимают необратимый процесс исторического изменения живых существ и их сообществ. Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени. Теория эволюции занимает особое место в изучении жизни. Ей принадлежит роль объединяющей теории, которая образует фундамент для всей биологической науки.

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов.

Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций[1] считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила.


Рис. 1. Система животного мира по Аристотелю. В скобках приведены соответствующие современные систематические названия

Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.

Величайший из древнегреческих учёных Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных (рис. 1). Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих (яйцеродных) и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека (рис. 2).

В работе «Возникновение животных» Аристотель описал развитие куриного эмбриона и высказал предположение, что зародыши живородящих животных тоже происходят из яйца, но только лишённого твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля в какой-то степени можно считать основателем эмбриологии, науки о зародышевом развитии.


Рис. 2. «Лестница существ» Аристотеля

С наступлением Средневековья в Европе распространяется идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догматах. Творцом всего живого провозглашается Высший разум, или Бог. Рассматривая природу с таких позиций, учёные считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют креационизмом (от лат. creatio – создание, творение).

В этот период было создано множество классификаций растений и животных, но в основном они имели формальный характер и не отражали степень родства между организмами.

Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Учёные описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.

Система органической природы К. Линнея. Большой вклад в создание системы природы внёс выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Учёный считал вид реальной и элементарной единицей живой природы, имеющей не только морфологические, но и физиологические критерии (например, нескрещиваемость разных видов). В начале своей научной деятельности К. Линней придерживался метафизических взглядов, поэтому он считал, что виды и их количество неизменны. Разработав короткие и чёткие определения признаков, учёный описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных. В возрасте 28 лет К. Линней опубликовал свою самую известную работу «Система природы», в которой описал основные принципы систематики – науки о классификации живых организмов. В основу своей классификации он положил принцип иерархичности (соподчинённости) таксонов (от греч. taxis – расположение в порядке), когда несколько мелких таксонов (видов) объединяются в более крупный род, роды объединяются в отряды и т. д. Самой крупной единицей в системе Линнея был класс. С развитием биологии в систему таксонов были добавлены дополнительные категории (семейство, подкласс и др.), но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до нашего времени. Для обозначения видов учёный ввёл бинарную (двойную) номенклатуру, первое слово названия обозначало род, второе – вид. В XVIII в. международным научным языком была латынь, поэтому Линней давал видам названия на латинском языке, что делало его систему универсальной и понятной во всем мире.

Карл Линней построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени. Впервые человек был помещён в один отряд с обезьянами. Однако, распределяя организмы по таксономическим группам, Линней учитывал ограниченное число признаков. Например, все животные были разделены на 6 классов по строению дыхательной и кровеносной систем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы и звери. Внутри классов Линней основывался на более мелких признаках, например птиц он объединял по клюву, а зверей – по строению зубов.


Рис. 3. Система цветковых растений К. Линнея

Основным признаком у цветковых растений Линней выбрал количество тычинок. Это привело к тому, что в одну группу попадали организмы, далеко отстоящие друг от друга по степени родства (рис. 3). Например, в один из 24 классов растений попали вместе сирень и ива, в другой – барбарис и тюльпан. Все растения, не имеющие цветков, Линней определил в отдельный класс – тайнобрачные. Однако, наряду с водорослями, споровыми и голосеменными растениями, он отнёс туда также грибы и лишайники. Осознавая искусственность своей системы природы, Линней писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».

Линней так выразил своё кредо учёного: «Когда я впервые стал изучать природу, я увидел её противоречие с тем, что можно было бы считать замыслом Творца. Я отбросил прочь предубеждения, стал во всём сомневаться, и тогда мои глаза впервые открылись, и я увидел истину».

Наряду с этим в XVII–XIX вв. в Европе существовала и иная система взглядов на изменяемость организмов, которая сложилась ещё на основе мировоззрений античных философов. Многие выдающиеся учёные того времени считали, что организмы способны изменяться под воздействием среды. Однако при этом учёные не стремились, да и не имели возможности доказывать эволюционные преобразования организмов. Такое направление в развитии биологии называют трансформизмом (от лат. transformo – превращаю). Среди представителей этого направления были Эразм Дарвин (дед Чарлза Дарвина), Роберт Гук, Иоганн Вольфганг Гёте, Дени Дидро, в России – Афанасий Каверзнев и Карл Рулье.

Вопросы для повторения и задания

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

3. Что такое систематика?

4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система – это ариаднина нить ботаники, без неё гербарное дело превращается в хаос». Согласны ли вы с этим утверждением?

Подумайте! Выполните!

1. Охарактеризуйте и сравните трансформизм и креационизм.

2. Оцените роль латинского языка в развитии и становлении наук о живой природе.

3. Рассмотрите систему животного мира по Аристотелю (см. рис. 1). Каким группам (типам) организмов не нашлось в ней места?

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Повторите и вспомните!

Растения

Принципы ботанической классификации. Богатство растительного мира требует строгой классификации, которая должна помочь разобраться в существующем многообразии растений. Система соподчинённых таксонов отражает эволюционные взаимоотношения между организмами. Основная систематическая категория, используемая в биологической систематике, – вид. Объединение близких видов составляет род, близких родов – семейство, семейства составляют порядок, порядки – класс, классы – отдел, которые объединяются в царство. В соответствии с бинарной номенклатурой, предложенной К. Линнеем, название растения состоит из двух латинских слов, первое из которых является названием рода, а второе – видовым эпитетом, например: одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale). Определим положение одуванчика в системе растительного мира:

• Царство Растения (Plantae)

• Отдел Цветковые, или Покрытосеменные (Magnoliophyta, или Angiospermae)

• Класс Двудольные (Dicotyledones)

• Порядок Астроцветные (Asterales)

• Семейство Сложноцветные, или Астровые (Compositae, или Asteraceae)

• Род Одуванчик (Taraxacum)

• Вид Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale)

Современные учёные среди растений выделяют группу высших растений. Это растения, тело которых расчленено на отдельные органы, они имеют специализированные многоклеточные органы размножения, в их жизненном цикле происходит чередование полового и бесполого поколений. К высшим растениям относят отделы Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые).

Животные

Принципы зоологической классификации. Животные – самая многообразная группа организмов на Земле. В настоящее время их известно около 2 млн видов.

Современная система животных построена на основе выявления родства и общности происхождения отдельных форм. В зависимости от степени сходства и различия животных распределяют по группам. Самая высокая систематическая единица – царство, царство животных делят на типы (царство растений – на отделы). В современной систематике животных выделяют более 20 типов. Типы делят на классы, классы – на отряды (в ботанике – порядки), отряды – на семейства. Семейства состоят из родов, роды – из отдельных видов. Критериями видов являются не только особенности внешнего и внутреннего строения взрослых особей, но и характеристики эмбрионального развития, физиологии, распространения и многие другие признаки. В соответствии с бинарной номенклатурой, предложенной К. Линнеем, название животного, как и название растения, состоит из двух латинских слов, первое из которых является названием рода, а второе – видовым эпитетом, например: лисица обыкновенная (Vulpes vulgaris). Иногда требуется более дробное деление, в этих случаях к названиям таксономических категорий добавляют приставки над-, под-, инфра-. Определим положение лисицы в системе животного мира:

• Царство Животные (Animalia)

• Тип Хордовые (Chordata)

• Подтип Позвоночные (Vertebrata), или Черепные (Craniata)

• Класс Млекопитающие (Mammalia)

• Подкласс Настоящие звери (Theria)

• Инфрокласс Высшие звери, или Плацентарные (Eutheria, sem. Placentalia)

• Отряд Хищные (Carnivora)

• Семейство Псовые (Canidae)

• Род Лисицы (Vulpes)

• Вид Лисица обыкновенная (Vulpes vulgaris)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Итальянская работа

Итальянская работа Луиджи Лука Кавалли-Сфорца начал свою карьеру в Павии, будучи студентом медицинского факультета. Вскоре он оставил медицину, чтобы посвятить себя генетическим исследованиям сначала бактерий, позднее человека. В университете он учился под

4.9. Развитие половых органов ребенка. Период полового созревания

4.9. Развитие половых органов ребенка. Период полового созревания Биологической зрелости организм человека достигает в течение периода полового созревания. В это время происходит пробуждение полового инстинкта, поскольку дети не рождаются с развитым половым рефлексом.

Глава XIII Планета обезьян (конец неогенового и четвертичный период: 5 млн лет назад — современный период)

Глава XIII Планета обезьян (конец неогенового и четвертичный период: 5 млн лет назад — современный период) Никогда в своей истории человечество так не застревало на распутье. Один путь — безысходен и совершенно безнадежен. Другой ведет к полному вымиранию. Дай нам Бог

Совместная работа с ветеринаром-гомеопатом

Совместная работа с ветеринаром-гомеопатом Во многих случаях при заболевании ваших домашних животных вам просто необходим совет опытного гомеопата, причем совершенно не обязательно гомеопата со специальным ветеринарным образованием. Если вы решите обратиться к

Неонатальный период или период новорожденности

Неонатальный период или период новорожденности В первые минуты после рождения включается дыхательный центр, который уже до конца жизни регулирует снабжение организма кислородом и удаление углекислого газа и с первым вдохом расправляются легкие. Частота дыхательных

Очистительная работа

Очистительная работа Тебе понадобятся: пустая картонная коробка из-под молока или кефира, гвоздь, кастрюля, очищенный песок, земля для комнатных растений, вода, лейка, ведро.Длительность опыта: 0-15 минут.Время проведения: круглый год. Твои действия:• Прополоскай

10.2. Геохимическая работа живого вещества

10.2. Геохимическая работа живого вещества Более 99 % энергии, поступающей на поверхность Земли, составляет излучение Солнца. Эта энергия растрачивается в громадном большинстве физических и химических процессов в гидросфере, атмосфере и литосфере: перемешивании воздушных

ИСКУСНАЯ РАБОТА ПЧЕЛЫ-ЛИСТОРЕЗА

ИСКУСНАЯ РАБОТА ПЧЕЛЫ-ЛИСТОРЕЗА На листьях сирени, роз и других кустов нередко видишь вырезы, словно сделанные ножницами. Одни из них круглые, другие овальные. Местами от листа остались почти одни жилки, столько кружочков из него вырезано. Пчела-листорез (x 2,5).Виновница

СТРОИТЕЛЬНАЯ "РАБОТА" БОБРА

СТРОИТЕЛЬНАЯ "РАБОТА" БОБРА В ряде районов СССР сохранился, успешно расселяется и размножается замечательный зверь - речной бобр. Бобры живут иногда скрытно, подобно выдре, в береговых норах. Но местами встречаются и шалашеобразные, искусно сделанные жилища бобров -

9. Неисправная работа мозга

9. Неисправная работа мозга Доктор: Как вы поживаете? Джерри: Да так, не особенно. Я думаю и чувствую себя так, как будто люди привезли меня сюда, чтобы посадить на электрический стул, осудить, сгноить в тюрьме. или убить меня, изжарить на электрическом стуле — и все из-за

2. Племенная работа

2. Племенная работа Каждая порода собак требует, чтобы с ней работали, иначе она может утратить присущие ей ценные качества. Только постоянной работой с породой можно добиться, чтобы она не только не теряла своих ценных свойств, но и постоянно совершенствовала их.

8.Работы К. Линнея, послужившие фундаментом для новых исследований живой природы:

а)»Философия ботаники»в) «Философия зоологии»

б)»Письма об изучении природы»г) «Происхождения видов».

а)"Философия ботаники".

"Философия зоологии" написана Ламарком, "Письма об изучении природы" это работа Герцена. "Происхождение видов" - труд Дарвина.

может ребёнок родится с кареми глазами или с голубыми :) вообщем либо в папу либо в маму ! но может быть и смешенные глаза.

5- появились хордовые. Первое хордовое- ланцетник. Дышит жабрами. От него пошли тритоны, затем уже рыбы.
3-первые челюсти и пояса конечностей появляются именно у рыб. брюшной и грудной плавники- будущие конечности земноводных
4-вышли на воздух и появились легкие( амфибии которые произошли от рыб)ОПЛОДОТВОРЕНИЕ ЕЩЕ НАРУЖНОЕ. ИКРА. ЯЙЦА НЕ ПРОЧНЫЕ
1-матка появляется у пресмыкающихся (рептилий).Матка рептилий предназначена для откладки яиц, из которых вылупляются рептилии. ОПЛОДОТВОРЕНИЕ УЖЕ ВНУТРЕННЕЕ
2 внутреннее оплодотворение появляется уже у МЛЕКОПИТАЮЩИХ. ВЫШЕ ПЛАЦЕНТАРНЫЕ.

Ответ:

Объяснение:

Заболевания зубов и десен относятся к тем состояниям, которые способны серьезно ухудшить качество жизни человека и даже привести к нежелательным последствиям в виде осложнений на желудочно-кишечный тракт и другим нарушениям состояния здоровья. Узнав об этих болезнях больше, Вы сможете понять, как защититься от них.

Распространенные заболевания зубов и десен

Причины. В большинстве случаев заболевания десен – это результат неправильного или нерегулярного ухода за полостью рта, а также использования неподходящих средств (зубных щеток, паст или ополаскивателей). Болезнетворные микроорганизмы, постоянно присутствующие в полости рта, в процессе своей жизнедеятельности выделяют вещества, которые заставляют мягкий зубной налет затвердевать. Фрагменты пищи, регулярно остающиеся на зубах, ускоряют процесс, благоприятствуя размножению микробов, и в течение короткого времени налет превращается в камень. Это образование вызывает опущение и воспаление десны.

Симптомы. Начальный этап гингивита проявляется кровоточивостью десен. Далеко не всегда этот симптом очевиден: в процессе еды человек может просто ощущать во рту привкус крови, и лишь спустя какое-то время кровь обнаруживается на щетке при чистке зубов. Впоследствии развивается повышенная чувствительность десен, их рыхлость, неприятный запах изо рта.

Причины возникновения частых заболеваний зубов

Лечение. Сначала выявляются причины, которые спровоцировали заболевание десен. По результатам обследования назначаются физиотерапевтические процедуры, курс медикаментозной терапии и другие методы лечения, в зависимости от причин болезни и состояния полости рта. Обязательным этапом остается устранение инфекционной составляющей заболевания десен и снятие воспаления.

Лечение. Предусматривает удаление наддесневых и поддесневых камней, устранение причины воспаления (путем замены протезов или пломб), применение местных и системных лекарственных препаратов, физиотерапевтические процедуры и обязательно обучение пациента правильной гигиене полости рта, включающее подбор подходящих средств – пасты и ополаскивателя. В тяжелых случаях может потребоваться хирургическое лечение, включая имплантацию костных тканей.

Лечение. Болезни зубов и десен нередко начинаются именно с зубного камня. Его своевременное и правильное лечение относится к мерам профилактики гингивита, пародонтита и других недугов. Зубной камень можно удалить разными способами. Выбор метода остается за врачом и зависит от ситуации. В план лечения обязательно входит подбор правильных средств по уходу за полостью рта: щетки, зубной нити, пасты и ополаскивателя, которые в совокупности предупредят рецидив.

Причины. Неправильная гигиена полости рта – основной и первостепенный фактор, приводящий к развитию кариеса. Бактерии, присутствующие на поверхности зубов, в ходе своей жизнедеятельности выделяют вещества, разрушающие эмаль. Наиболее интенсивно процесс происходит в первые 20 минут после приема пищи – именно этим обусловлена необходимость чистки зубов после еды или полоскания полости рта специальными ополаскивателями.

Симптомы. Начальный этап кариеса протекает бессимптомно, и разрушения эмали можно обнаружить только с помощью современных стоматологических методов. По мере развития заболевания на поверхности эмали появляются небольшие пятна, постепенно углубляющиеся, видимые невооруженным взглядом и поражающие ткани, расположенные под эмалью. Первыми симптомами становится повышенная чувствительность при приеме холодной, горячей, сладкой и кислой пищи. Если ничего не предпринимать на этом этапе, кариес может привести к обнажению нерва, что вызовет сильные боли.

Лечение. Хотя кариес поражает зубы, десны тоже страдают при отсутствии лечения. Запущенное заболевание может вызвать абсцесс, и потребуется хирургическое вмешательство с последующим курсом продолжительной терапии. Лечение кариеса проводится путем удаления поврежденных и разрушенных тканей и заполнения кариозной полости специальными материалами, которые восстанавливают анатомическую целостность и форму зуба. Кроме того, пациенту рекомендуются зубные пасты и ополаскиватели для рта, помогающие не допустить повторного поражения.

Использование ополаскивателя. Ополаскиватели занимают важное место в профилактике заболеваний десен и полости рта. Их неоспоримым преимуществом является способность проникать в межзубное пространство и удалять частички пищи, которые не всегда доступны даже при чистке зубной щеткой. Кроме того, ополаскиватели, благодаря своему составу, способствуют сохранению необходимого уровня кислотности в полости рта, оказывают антисептическое действие и препятствуют размножению бактерий. Эти средства удобно использовать даже в случаях, когда чистка зубов по каким-либо причинам невозможна, что позволяет обеспечить дополнительную защиту полости рта.

Линнея, послужившие фундаментом для новых исследований живой природы : а)»Философия ботаники»в) «Философия зоологии» б)»Письма об изучении природы»г) «Происхождения видов».


"Философия зоологии" написана Ламарком, "Письма об изучении природы" это работа Герцена.

"Происхождение видов" - труд Дарвина.


Из чего состоит живая природа?

Из чего состоит живая природа?

Для чего нужно изучать ботаники?


7 предложений о зоологии или о ботанике : )?

7 предложений о зоологии или о ботанике : ).


Методы изучения?

Ботаники, Микологии, Зоологии, Генетики, Биохимии, Экологии, Физиологии, Анатомии, Цитологии.


1. Усвоив принцип построения названия видов организмов и опираясь на полученные ранее знания из курсов ботаники и зоологии, приведите по два примера названий видов растений и животных?

1. Усвоив принцип построения названия видов организмов и опираясь на полученные ранее знания из курсов ботаники и зоологии, приведите по два примера названий видов растений и животных.

2. Назовите ограничения (слабые стороны) искусственной системы классификации живых организмов, предложенной К.


Каковы заслуги Линнея в развитии знаний о живой природе?

Каковы заслуги Линнея в развитии знаний о живой природе?

В чем были его заблуждения и ошибки?


Науки о природе?

Науки о природе.

Биология, зоология, ботаника.

Какие есть еще виды наук о природе.


Наука о взаимоотношениях живых организмов со средоцй обитания - это а)зоология б)ботаника в)генетика г)экология?

Наука о взаимоотношениях живых организмов со средоцй обитания - это а)зоология б)ботаника в)генетика г)экология.


Вклад в развитие зоологии линнея?

Вклад в развитие зоологии линнея.


Ботаника - часть знаний о живой природе?

Ботаника - часть знаний о живой природе.


Установите соотвестие между биологическими науками и обьектами их изучения микробилия, ботаника, микология, зоология, растения, грибы , животные, бактерии,?

Установите соотвестие между биологическими науками и обьектами их изучения микробилия, ботаника, микология, зоология, растения, грибы , животные, бактерии,.

На этой странице сайта, в категории Биология размещен ответ на вопрос 8. Работы К?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 - 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.


ДА ЕСЛИ БУДУТ СОБЛЮДАТЬ ТРИ ТИПА ПРАВИЛЬНОГО УХОДА , ЭТО ОПРЕДЕЛЕНАЯ ТЕМПЕРАТУРА , СРЕДА , И КИСЛОРОД.


Эта вся таблица? Просто я с такой встречался и там побольше строчек было.


Головная часть, поясок, сегменты, анальная лопасть.


Вывод : при рассмотрении кожицы лука увидел что она состоит из клеток, заполненных цитоплазмой и вакуоли, заполненные клеточным соком.


На уроке биологии я рассмотрел строение кожицы лука и запомнил ого.


Корни. Они не имеют хлорофилл, следовательно не участвуют в фотосинтезе.


Вегетативные - корень и побег (стебель с листьями) генеративные - цветок и плод.


1)пестик 2)тычинка 3)цветоложе 4)цветоножка 5)венчик с лепестками.


Пусть А - брахидактилия, а - норма, ВВ - курчавые волосы, Вв - волнистые, вв - прямые. Генотип родителей АаВв Р : АаВв х АаВв G : AB, Aв, АВ, Ав, аВ, ав аВ, ав F₁ : ААВВ, ААВв, АаВВ, АаВв, ААВв, ААвв, АаВв, Аавв, АаВВ, АаВв, ааВВ, ааВв, АаВв, Аавв, ..

1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

Подробное решение параграф 1 по биологии для учащихся 11 класса, авторов Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 11 класс можно найти тут

Стр. 6. Вспомните.

1. Какие взгляды на происхождение жизни существовали в античный и средневековый периоды?

Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов. Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций 1 считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила. Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.

Стр. 10. Вопросы для повторения и задания.

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

Величайший из древнегреческих учёных Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных. Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих (яйцеродных) и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека. Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Учёные описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

В XVIII в. в Европе господствовало мировоззрение, основанное на догматах христиан-ской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в биологии получило название «креационизм».

3. Что такое систематика?

Систематика – это наука о классификации живых организмов. В древности существовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной систематики были заложены в XVIII в. шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707–1778).

4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

Основой классификации К. Линнея является принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Виды объединяются в род, роды – в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозначения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово названия обозначало род, второе – видовую принадлежность. Например, Homo sapiens – человек разумный, Convallaria majalis – ландыш майский, Ursus arctos – медведь бурый.

5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система – это ариаднина нить ботаники, без неё гербарное дело превращается в хаос». Согласны ли вы с этим утверждением?

В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой клас-сификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объединять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.

Стр. 11 Подумайте и выполните.

1. Охарактеризуйте и сравните трансформизм и креационизм.

Креационисты считали, что все живое результат божественного творения, виды неизменны, и каждому виду отведено постоянное место на «лестнице существ». Сторонники креационизма Карл Линней, Жорж Кювье.

Трансформисты считали, что живая природа развивается во времени, организмы возникли из неорганических веществ, а виды способны изменяться. Представители трансформистов Фоффруа Сент – Иллер, Р. Гук, Ж. Ламерти, Д. Дидро, Эразм Дарвин. Общим для всех трансформистов было признание изменяемости организмов под воздействием окружающей среды, к которому организмы приспосабливаются благодаря заложенной в них изначально способности целесообразно воздействовать на внешние воздействия, а приобретенные таким путем изменения наследуются.

2. Оцените роль латинского языка в развитии и становлении наук о живой природе.

В медицине и биологии латынь необходима, поскольку вся терминология наук построена на греко – латинских словообразовательных элементов.

3. Рассмотрите систему животного мира по Аристотелю. Каким группам (типам) организмов не нашлось в ней места?

Аристотель внимательно изучал внешний вид и поведение живых существ. Он насчитал около пятисот различных «видов» животных и указал на их отличия. Сам по себе этот список, может быть, и не заслуживал особого внимания, но Аристотель на этом не остановился. Он, например, выявил, что различных животных можно сгруппировать, но проводить градацию следует очень осторожно. Так, наземных животных легко разделить на четвероногих (зверей), летающих пернатых (птиц), а оставшихся объединить в одну группу под общим названием черви. Морских обитателей можно объединить в одну группу под названием рыбы. Например, внимательно наблюдая за дельфинами, Аристотель установил, что, хотя последние по внешнему виду, месту обитания и представляют рыбоподобных животных, по другим важным признакам они далеки от рыб. Так, у дельфинов есть легкие, и дышат они воздухом. В отличие от рыбы, дельфина можно утопить, если долго держать под водой. Коме того, дельфины – животные теплокровные, а не холоднокровные. И, что самое важное, они рожают живых детенышей, которые еще в утробе матери питаются через плаценту. Во всем этом дельфины сходны с покрытыми шерстью теплокровными животными суши. По мнению Аристотеля, этих сходных признаков было вполне достаточно, чтобы объединить китообразных (киты, дельфины и морские свиньи) с сухопутными животными, а не морскими рыбами, – в этом он на два тысячелетия опередил свое время, ибо все античные и средневековые ученые продолжали объединять китообразных с рыбами. Классифицируя животных, Аристотель располагал объекты по мере их прогрессивного усложнения. От его острого взгляда не укрылось, что природа на пути к вершине мироздания – человеку – проходит различные стадии эволюции. Сообразно этому своему видению мира Аристотель разделил его на четыре царства: внизу – неодушевленный мир земли, воды и воздуха; чуть выше – растительный мир, еще выше – мир животных и, наконец, на самой вершине – мир человека. Неодушевленный мир существует, мир растений не только существует, но и размножается; мир животных существует, размножается и двигается, а человек не только существует, размножается и двигается, но и мыслит.

linnava

На эволюционном учении и классификации строится вся современная биологическая наука. Теории появилось одновременно с материалистическим мировоззрением в философии. Идеалистический взгляд провозглашает Бога творцом всей природы. К такому метафизическому направлению в естественных науках относят шведского ученого, жившего в 18 веке – Карла Линнея. В возрасте 54 лет он получил дворянский титул, и к полному имени прибавилась слово «фон».

Гордость шведского народа

Взгляды в философии менялись, в зависимости от накопления научной информации. Формирование материалистического учения шло параллельно с появлениями первых представлений об эволюции. Они нашли свое отражение в последних трудах Карла фон Линнея. Его мысли позже развил и дополнил Жан Батист Ламарк, который уже признал существенный факт «изменчивости видов».

Работы К. Линнея послужили фундаментом для активизации исследований объектов живой природы с научным подходом. Он автор прогрессивных работ для своего времени «Философия ботаники», «Система природы» (1735 г.). Его взгляды логичны, последовательны, подтверждены фактическими доказательствами.

Эволюционные представления шведского ученого нашли отклики в трудах русских великих новаторов М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, А.И. Герцена. В 19 веке свой огромный вклад в биологическую систематику внесли также К.М. Бэр, Ч. Дарвин, К.Ф. Рулье. До Линнея использовались громоздкими названиями видов, состоящими из нескольких слов (полиноминальными).

Шведский ученый выходец из простой семьи. Он сумел своим гибким умом, усидчивостью достичь небывалых высот в естественных науках на мировом уровне. От отца у него было стремление к наблюдению за произрастанием растений, с происходящими с ними изменениями. На собственном участке они занимались растениеводством, садоводством.

Карл Линней

Первая классификация Линнея

Биологических объектов в мире огромное количество. Для их изучения необходим системный подход. Карл Линней по праву считается основателем современной классификации. Среди растений он выделил 24 класса: 23 – явнобрачных, 1 – тайнобрачных. В большинстве это цветковые, меньшинстве – споровые, голосеменные.

Примечательно то, что первые 12 явнобрачных классов определялись по числу тычинок. К 13-му причислили растения с большим количеством мужских органов. При комплектовании остальных структур учитывались другие особенности андроцея (совокупности тычинок). Так, ко 2-му классу явнобрачных относились сирень, шалфей; к 5-му – смородина, картофель; 6-му – тюльпан, барбарис; 13-му – роза, магнолия; 23-му – фисташка, маниок.

Карл Линней много путешествовал, продолжая постоянно собирать необходимый для ботаники и зоологии материал. Главный принцип его теории заключается в том, что таксоны, или «ступеньки» классификации, находятся в строгой последовательности. Так, «виды» объедены в «род», последние – «отряд», затем идет «класс» и т.д. Высшим таксоном является «тип» организма.

Система Линнея

Плюсы научной теории

  • Составил описание около 4,5 тыс. пород животных, 10 тыс. сортов растений.
  • Для многих групп организмов разработал четкие, емкие «диагнозы» (определения), что облегчает их описание. Они остаются актуальными в современном мире.
  • Считается автором около 1,5 тыс. видов растений.
  • Ввел новую номенклатуру. Ее удобство состоит в двойном (бинарном) названии вида. Чаще всего, это 2 латинских слова, имена существительное и прилагательное. Например, ромашка полевая или медведь белый. Существительное обозначает «род», а прилагательное – «вид».
  • Создал совершенную, для своего времени, классификацию растений и животных. Она построена на научных принципах. В частности, соподчиненности (иерархии).
  • Установил, что вид является элементарной единицей живых организмов.
  • Определил морфологические сходства человека и обезьяны по строению органов и их систем.
  • Среди критерий вида, помимо морфологического, выделял физиологический. Как то, нескрещиваемость разных представителей.

Минусы во взглядах ученого

  • В силу своих метафизических мировоззрений, К. Линней был креационистом. Он считал, что видов на Земле столько, сколько сотворено Богом.
  • Основное заблуждение ученого заключалось в том, что организмы не изменяются со временем. Есть биографические свидетельства о том, что к концу своей жизни он не был столь ярым сторонником «неизменности видов».
  • При составлении классификации ученый учитывал небольшое число признаков. Поэтому его классификация оказалась искусственной, а не естественной.
  • Всех животных К. Линней раздел на 6 классов: звери, птицы, гады (по-современному, пресмыкающиеся), рыбы, насекомые, черви. Профилирующим признаком дифференцирования являлось строение кровеносной и дыхательной систем.
  • Согласно его теории, в разные классы попали родственные представители одного семейства злаковых (бамбук и рис). Однако после 14-го класса таких нарушений не наблюдается. Так, сумаховые и молочайные растения, которые имеют компактные соцветья с мелкими невзрачными полигамными цветками (пестиковыми и тычиночными), верно отнес к одному классу, 23-му.

Общие выводы

Первые попытки классифицировать объекты живой природы были еще у древних греческих ученых Аристотеля, Теофраста. Веками их взгляды считались незыблемыми и авторитарными. Для того чтобы стать первопроходцем в науке необходимо обладать незаурядными талантами и способностями.

Наряду с английским натуралистом Джоном Реем, Карл Линней сумел положить генеративные признаки в основу подхода к описанию вида, т.е. эволюционное родство. На современном этапе к видовым критериям относят также биохимический, географический, экологический.

В благодарность потомки по всему миру ставят памятники шведскому ученому. Его имя увековечено на многих мемориальных досках, в названиях проектов, объединений. В качестве учебников биологии пользуются, спустя почти 300 лет, студенты факультетов естественных наук и все прогрессивные люди.

Читайте также: