Психологический фундамент счастья доклад

Обновлено: 02.05.2024

Счастье относится к категории морального сознания личности. Оно представляет собой особое состояние удовлетворенности от жизни, радости бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Психология счастья.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «Военная академия Республики Беларусь»

Реферат по дисциплине: «Основы психологии и педагогики»

Тема: «Психология счастья»

курсант 041а учебной группы А. С. Прохоренко

Счастье относится к категории морального сознания личности. Оно представляет собой особое состояние удовлетворенности от жизни, радости бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.

Фундаментальная значимость понятия счастья для человечества вытекает, прежде всего, из его природы, как одного из указателей, одной из мотиваций поведения человека как личности и как члена сообщества. Следовательно, представление о счастье - это элемент управления поведением человека, в частности, и сообщества в целом.

Интерес к изучению понятия «счастья» преобладает в обществе с давних пор. К этой тематике обращались различные представители отечественной философии и психологии. Но невозможно полностью охватить и передать все, что было сказано по поводу счастья в психологии.

Данная тема весьма актуальна, поскольку исследуемой проблематикой интересовались всегда и везде, но под разными углами зрения; в ней всегда находились новые неизученные вопросы, неосвещенные моменты. Данная тема всегда актуальна и нова, поэтому и интересна для исследователей. И на сегодняшнем этапе развития психологии к этой теме обращаются многие ученые всего мира.

В последнее время проблемой счастья занялись точные или более точные науки: социология, психология, социобиология, этология, политология, культурология и др. каждая со своими законами, понятиями и методами.
Благодаря привлечению к решению проблемы счастья этих наук и их методов исследования получены многочисленные эмпирические зависимости между показателями ощущения счастья (или депрессии, несчастья) различных групп населения, их характеристиками, условиями жизни и другими параметрами.

Целью реферата является изучение понятия счастья и его значения для психологии человеческого бытия.

Исходя из цели реферата, можно определить следующие задачи:

-рассмотреть понятие счастья;

-изучить, как измеряется счастье;

-подробно рассмотреть проблемы счастья в психологии.

Реферат состоит из введения, двух самостоятельных глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы счастья

1.1 Понятие счастья

счастСчастье относится к категории морального сознания личности. Оно представляет собой особое состояние удовлетворенности от жизни, радости бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.

Содержание счастья определяется тем, в чем человек видит смысл своего существования, свое предназначение. Стремление человека к достижению исключительно своего, личного счастья в отрыве от окружающего его общества приводит к развитию эгоизма. Эгоист попирает интересы других людей на пути к счастью. Такой человек и себя делает морально искалеченным человеком.

Понятие счастья многогранно. В нем выделяется несколько аспектов:

-везение, удача, фортуна, особая благосклонность судьбы;

-состояние радости, эмоциональной возвышенности;

-обладание высшими благами, достижение высокого положения;

-состояние морального и физического удовлетворения.

Счастье бывает внешней и субъективной категорией. Внешнее счастье - это совокупность всех факторов, которые не зависят от воли человека. К нему подходят аспекты, подразумевающие везение, счастливое стечение обстоятельств.

Субъективное счастье зависит от внутреннего состояния самого человека, его отношения к жизни и происходящих в ней явлениях. Субъективное счастье определяется мерой собственной активности человека.

То счастье, что зависит от самого человека, в этике носит название добродетели. Понятие о добродетели исторически формировалось в контексте понятия о счастье. Соотношение добродетелей и их место в категории счастья составляет основную проблему этики.

Способность к счастью отражает глубину развития личности. Счастье способна испытывать лишь активно чувствующая, деятельная натура. В противоположность ей вялая и безынициативная личность не способна переживать глубокое эмоциональное чувство счастья.

Каждый человек стремится к счастью, а задача общества состоит в том, чтобы обеспечить ему надлежащие условия для его достижения. К таким условиям относится, прежде всего, доступ к культурно-историческому наследию человечества. Ведь только развитая личность способна точно осознать, в чем состоит ее счастье, и определить задачи, которые необходимо решить на пути к нему.

Современное общество пока не способно создать необходимые условия для достижения каждой личностью состояния счастья. Это задача будущего. Несомненно, что если члены общества будут счастливы, счастливым будет все общество.

Каждый человек, наверняка, задумывается о значении слова счастье, иногда, с течением времени, внутренне переоценивая для себя это понятие.

Каждый человек постоянно выполняет ту или иную функцию. Роль ребенка своих родителей, роль родителя своих детей, роль пассажира городского транспорта, сотрудника фирмы, директора производства и т.д. Роль - это относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, эмоции), выработанный в данном обществе для выполнения той или иной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Каждая роль накладывает отпечаток на личность, на самосознание человека, так как он мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения этой роли.

Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я» или его психическим возможностям. Если «роль» выше возможностей «Я», то человек ощущает постоянное переутомление, этот конфликт рождает постоянную неуверенность в себе, недовольство собой, близкими, окружающим миром. К примеру, молодой человек не готов стать отцом, он чувствует, что ему навязывают роль, которой он не в состоянии соответствовать. Он не может избавиться от дискомфорта, все больше уходит в себя, чувствует себя несчастным, и все из-за того, что роль отца в данный момент выше его моральных, физических, материальных возможностей. Пройдет время и молодой человек почувствует в этой роли себя комфортно, когда между его возможностями и внутренним «Я» будет знак равно.

В том случае, если «роль» ниже возможностей «Я», когда ситуация кажется недостойной и унизительной для человека, то разрешение внутриличностного конфликта принимает различные формы. Человек может объективно изменить ситуацию, например, будучи недовольным своей работой, он идет учиться и меняет специальность, тем самым, доказывая свою способность к более сложной деятельности. Не имея возможности (или не желая) изменить ситуацию, человек склонен менять ее «только для себя». Сын перестает появляться у родителей, неспособных заметить в нем взрослого, самостоятельного мужчину. Он избегает внешних проявлений все еще существующего конфликта, отказываясь от исполнения противоречащей его «Я» роли.

Чтобы выйти из такого рода противоречия, многие прибегают к методу «рационализации». В этом случае человек, вынужденный выполнять не соответствующую его «Я» роль, уверяет себя и других, что это он делает исключительно «по собственному желанию» или «во имя кого-то/чего-то», еще хуже - если «чему-то/кому-то назло». За такого рода рационализацией (поиску аргументации для своих действий) обычно скрывается заниженная самооценка, боязнь быть отвергнутым, страх чего-то нового, боязнь перемен и т.п.

«Неадекватное поведение» проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную. Так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально. Часто встречается вариант, в котором человек, оказавшийся в несоответствующей для его «Я» роли, обращает свой гнев против себя, при этом считая себя неудачником.

Конфликт между ролью и «Я» может оставаться не разрешенным, но устраняться из сферы сознания человека, подавляться. В результате в поступках, чувствах, в сознании человека явно не проявляется существование конфликта между «Я» и ролью, но внутренне напряжение нарастает. Человек становится раздражительным, срывая зло на своих близких, он снова лишает себя и их состояния счастья.

Возможно, и окружающая среда оказывает влияние на ощущение счастья. Ну, никак не может создаться «оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ», например, в данной конкретной стране или местности. Но это уже проблемы мироощущения и умения быстро акклиматизироваться.

Наиболее ранний анкетный опрос, выделяющий источники счастья, был проведён американским психологом Дж. Б. Уотсоном в начале века. В начале 40-х годов, известный психолог Э. Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворённости жизнью.

Только в 1973 году впервые в предметном указателе основных справочных изданий по психологическим публикациям появилась категория счастья, а в 1974 году - категория субъективного благополучия. Траектория развития психологических подходов к счастью сходна с траекторией развития философских воззрений на счастье в предыдущие тысячелетия. В них также можно выделить объективистские подходы в терминах личностных переменных, отражающих уровень психологического и социального благополучия, связывающие счастье со степенью реализации человеческого потенциала (К. Рифф, К. Кейес), субъективистские подходы, отождествляющие счастье с субъективным ощущением (Э. Динер, Д. Майерс, М. Селигман), а также немногочисленные работы, связывающие субъективное переживание счастья с его бытийно-смысловыми основаниями (Р. Эммонс, Л. Кинг). М. Аргайл английский специалист в области социальной психологии, межличностного общения в 80-е гг. XX века издает комплексную работу, содержащую в себе обширный материал западноевропейских и американских исследований счастья. В основном обзор Аргайла включает перечисление факторов счастья. Причём факторы выступают также и как источники, и как условия, и как области удовлетворённости жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта - совокупность личностных черт жизни индивида, которые поддаются определению, замеру и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворённостью жизнью.

Аргайл понимает счастье как состояние переживания удовлетворённости жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций. Этот взгляд имеет исторический корни в философской традиции античного эвдемонизма.

Аргайл показывает зависимость счастья от социальных связей, основной значимостью которых является психологическая поддержка, которую оказывают близкие люди на индивида. Значимыми социальными связями являются: супружеские отношения, внутрисемейные и близкие дружеские связи. Следующим фактором, влияющим на общую удовлетворенность, является наличие работы, причем не столько сам факт работы, или материального поощрения труда, сколько психологические аспекты работы, такие как: разнообразие и самостоятельность труда, его осмысленность, общественная ценность, эмоциональный фон, характер взаимоотношений с коллегами и руководством. Наряду с работой, выделяется следующий фактор: досуг, свободное время, сюда включаются: занятия рукоделием; просмотр СМи; занятия физкультурой и спортом; посещение исторических памятников, музеев, выставок, зоопарков; поездки за город, посещение кафе, ресторанов, танцев и пр. Этот фактор оказывает большую значимость (и удовлетворение), чем работа, что объясняется наличием простора для деятельности, связанной с внутренней мотивацией, получением удовлетворения от общения, укреплением чувства идентичности, наличием возможности разрядки и отдыха. Касательно материального обеспечения, Аргайл делает вывод о том, что субъективное ощущение счастья и удовлетворенности несколько выше у тех, кто богаче и принадлежит к более высокому социальному классу. С течением времени и повышением уровня образования эти тенденции ослабевают. Следующим фактором, рассматриваемым Аргайлом, является здоровье, которое тесно связано с ощущением счастья и удовлетворенности.

Аргайл выделяет особую группу факторов входящих под общим названием - личность, которые также положительно влияют на ощущение счастья, сюда относятся: самоуважение и самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни.

Одним из наиболее значимых факторов, выделяемых Аргайлом, являются положительные эмоции, испытываемые индивидом, их частота и интенсивность.

Таким образом, значимыми для удовлетворенности жизнью в целом, для состояния счастья по Аргайлу являются такие факторы как: наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой, здоровье, наличие свободного времени для досугового времяпрепровождения, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции (хорошее настроение). Менее значимым является материальное обеспечение. и не влияющими являются возраст и пол. Также, мало влияющим на удовлетворенность жизнью, по данным Эндрюс и Уайтни является религиозная удовлетворённость.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Каждый человек желает обрести счастье и у каждого возникают определенные ассоциации с этим словом. Во все времена мыслители и ученые пытались найти универсальное определение счастью.

Я часто задумывалась над вопросом «Что такое счастье? Что нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым? Что должен сделать в жизни человек, чтобы иметь право быть счастливым?» Рассуждая на эту тему, я стала задавать вопросы окружающим и обнаружила, что счастье многие люди понимают как материальное благо, крепкое здоровье, взаимную любовь, работу по душе и т. д. Человек всегда стремиться удовлетворить свои потребности и желания и, тем самым, повысить уровень довольства собой и своим существованием. Счастье – это удовлетворенность жизнью. Когда мы что-то приобретаем, или наблюдаем радостное событие, или воплощаем свои мечты в жизнь, мы становимся счастливее. Но, как известно, человек – раб своих желаний. Поэтому нам скоро надоедает то, что мы имеем, и мы пускаемся на поиски нового источника т.н. «счастья». Однако опыт показывает, что, следуя этой схеме, мы никогда не достигнем настоящего счастья.

Все думают, что счастье напрямую зависит от внешних факторов, но мало кто осознает, что счастье в большей степени зависит от нас самих. Вы, вероятно, уже сталкивались с данным утверждением. Существует множество книг, помогающих людям взять судьбу в свои руки. Но большинство из них лежат на поверхности разума, а счастье разумом не осмыслить.

Размышлять о счастье можно бесконечно долго, можно долго искать свое назначение. Однако нужно не потеряться в философии. Счастье – это ты сам. Ведь меру счастья определяет человек, устанавливает материальные стандарты, порой не имеющие значения, строит воздушные замки.

Под словом счастья понимается то, что само по себе ценно и ради чего предпринимается все остальное. Так что же нужно для счастья современному поколению? Как распределены жизненные приоритеты? Какие ценности являются важными составляющими счастья нового поколения?

Глава 1. Современное понимание феномена счастья в психологии

Проблема счастья исследуется давно, и каждый раз находятся новые ракурсы ее познания. В современной литературе большое число книг и статей посвящено нахождению пути к счастью. Подобная литература основана на том, что в мире существует определенный порядок вещей и законов, который этот порядок устанавливает. Иногда этот закон персонифицируется и предлагается под именем Бога, а иногда он фигурирует под названием судьбы, рока или кармы. Выгода такой позиции заключается, прежде всего, в том, что ответственность за происходящее автоматически приписывается таинственной силе, которая за все отвечает.

Что же нам говорит по этому поводу научная психология?

Майкл Аргайл, одна из самых ярких и примечательных фигур в британской психологии, утверждает, что способность чувствовать себя счастливым является врожденной характеристикой человека. Подобно тому, как есть люди, склонные к депрессии и отчаянию, существуют люди, склонные к счастью. Эта склонность к счастью определяется специфической структурой личности. В эту структуру входят экстраверсия – интроверсия, нейротизм, самооценка, наличие жизненной цели и самоконтроль.

Считается, что экстраверты в силу обостренного чувствования мира сильнее интровертов ощущают всю силу счастья. Для них характерен низкий уровень саморегуляции. По мнению Анцыферовой главная характеристика экстравертов – это отрицание личной ответственности. Для интровертов же характерен высокий уровень саморегуляции, что позволяет им контролировать свои эмоции, блокировать импульсивные действия.

Американский психолог Абрахам Маслоу видел счастье человека в его самоактуализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех потребностей, начиная от потребности в еде/воде, заканчивая потребностью в признании.

В. Розанов понимает под счастьем такое состояние, когда человек достиг пика удовлетворенности, когда он уже не хочет к чему-то стремиться, идти, искать. Единственное, чем различается счастье у людей, считал Розанов, – это продолжительностью и напряженностью.

Аристотель утверждал, что конечной целью всех человеческих действий является достижение личного счастья. Что бы человек ни делал, его действия направлены на укрепление собственного счастья.

Счастье – живая и неуловимая субстанция, которую сложно заключить в жесткие рамки и подчинить определенным законам.

1.1 Теории возникновения счастья

В психологии существуют телические теории возникновения счастья ( т.е. теории целей и потребностей). Данные теории утверждают, что счастье достигается тогда, когда достигается цель или удовлетворяется потребность.

В соответствии с телическим подходом, ощущение счастья зависит от множества факторов.

Во-первых, люди должны достигать цели, приносящие кртковременные моменты счастья, испытывая при этом продолжительную неудовлетворенность.

Во-вторых, эти цели и желания могут находится в конфликте, и поэтому их полное удовлетворение невозможно.

В-третьих, люди могут быть лишены возможности переживания счастья, если цели и желания отсутствуют.

Интересной теорией является теория обратного эффекта Соломона. В соответствии с ней потеря чего-то хорошего вызывает состояние несчастья, а потеря чего-то плохого, наоборот, ведет к счастью. При этом субъект будет привыкать к плохому или хорошему для него объекту и т. о. уменьшать это субъективное ощущение счастья или несчастья.

Исследование феномена «обусловленного вызывания эмоций» Цайонкса и Фордайса показало, что «эмоциональное обусловливание» обеспечивает специфическую устойчивость субъективных представлений. Ученые считают счастливыми тех людей, чья жизненная ситуация подкрепляет существующий позитивный эмоциональный опыт.

Также Фордайс установил, что осознанные попытки уменьшить негативные мысли могут увеличивать ощущение счастья.

Глава 2. От чего зависит счастье человека

В юности счастье заключается в том, чтобы стать знаменитым, совершить какое-то открытие, добиться признания, завоевать внимание и восхищение друзей, быть лучше всех, чувствовать взаимную любовь, быть богатым, ни в чем в себе не отказывать, быть свободным и т.д. Но в погоне за этими благами человек будет постоянно отдалять от себя счастье. Иногда, уже будучи зрелой, сформировавшейся личностью человек понимает бессмысленность такого счастья. Поэтому он должен довольствоваться тем, что имеет и быть счастливым сейчас, а не потом.

В. А. Сухомлинский утверждал , что правильность выбора жизненного пути каждым воспитанником зависит в конце концов от того, в чем в годы отрочества и ранней юности человек познал счастье.

В юношеском возрасте счастье – не просто гармония между внешним и внутренним , между средой и индивидом, свойственная и другим возрастам, а гармония идеального внутреннего, связанного со стремлением к высокому, романтичному , общественно полезному - с внешним , дающим возможность реализовать эти стремления.

Зависимость жизни человека от внешних условий совершенно очевидна. Но кроме этого в совокупность обстоятельств, определяющих качество жизни человека, входит его сознательная воля. На одни и те же испытания судьбы каждый человек реагирует по-своему. Одни делают шаг назад при малейшем дуновении ветерка, другие оказываются на высоте даже в сильную бурю.

Несмотря на распространенное мнение о зависимости счастья от внешних факторов, это не совсем так. Счастье приходит к тем людям, кто живет в согласии со своей совестью и делает все, чтобы улучшить жизнь близких ему людей. Душа такого человека спокойна, а совесть чиста. Он не обманывает ни себя, ни других. И тоолько такой человек может быть по-настоящему счастлив.

Счастье каждый человек должен вырастить из приятного слова, из улыбки родного челоека, красивого пейзажа, удивительного пения птиц… Счастье - уметь видеть, слышать, говорить и думать, ходить и прыгать. Счастье – это благодарность за все, что есть.

Глава 3. Практическая часть

Нами было проведено анкетирование среди учазихся 10-11 классов. В опросе приняли участие мальчики и девочки. Возраст: 16-17 лет. Всего в опросе приняло участие 92 учащихся гимназии №13. Из них 59% девочек и 41% мальчиков. Для изучения нами были использованы следующие работы:

1. Обновленный оксфордсикй опросник счастья ( см. в приложении)

2. Анкета счастья ( см. в приложении)

Если же мы спрашивали «Чего для счастья тебе не хватает?», то девушки отвечали: близких и хороших людей, чаще видеть некоторых людей, побольше ума, мира и покоя. Мальчикам же не хватало жизненной цели, дузей, отца, иногда говорили, что все есть и они счастливы.

Когда мы спрашивали «Как часто вы чувствуете себя счстливым?» , 37% ощущали себя счастливыми всегда, 62% - иногда, 11% - редко.

А на вопрос « Счастье человека в его руках? » учащиеся отвечали «Да» -70%, «Нет» - 11%, «Другое» ( От Всевышнего, от внешних обстоятельств, - 18%.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что рассуждение о счастье в юношеском возрасте еще поверхностно и глубокого понимания еще нет, т.к. , отвечая на вопрос « Что такое счастье?» , большинство говорят: когда твои близкие и родные рядом, когда они здоровы и т.д. . Но когда задаешь вопрос « Как часто ты ощущаешь себя счастливым?» около 70% отвечают « иногда». Человек не осознает, как много он имеет уже с рождения и поэтому не ощущает себя счастливым, т.е. все хорошее, что у него есть становится нормальным и обыденным и он это просто перестает замечать.

После анкетирования у 22% был высокий показатель, у 23% - низкий показатель, у 55% - средний показатель.

Каждый человек хочет найти секретную тропу, ведущую к счастью. Но именно это желание найти лишает нас всякой возможности обрести счастье. Если мы чего-то ищем и недовольны тем, что имеем, значит, мы уже обречены на провал. Счастье повсюду и в то же время его нет нигде. Счастье, конечно, не может быть в определенном месте или предмете, но стоит посмотреть вокруг и мы его тут же увидим, в любой момент времени, в любом месте.

Счастье всегда с нами. Его не надо искать. Несчастными нас делает не отсутвие чего-то, а наша привычка сравнивать то, что мы имеем с тем, что имеют другие. Наша зависть бьет тревогу каждый раз, когда находит какое-то несоответствие нашего понятия счастья с тем, с чем мы сравниваем свою жизнь. Оно не дает нам ощущать счастье, котрое уже у нас есть.

Нет другого времени для того, чтобы быть счастливым кроме… сейчас! Если счастье – это путь, то на пути всегда встречаются попутчики. Одни помогают, подставляют плечо, а другие мешают и строят препятствия. И все равно мне кажется, что все они помогают в достижении великой цели – счастья.

Достигнув желаемого, всегда ли мы помним о тех, кто нам помогал, рисковал? Люди, которые что-то значат для тебя в жизни, не в рейтинге лучших, не имеют больше всех денег, не выигрывали величайших призов… Это те, кто заботится о тебе, дорожат тобой, любят тебя и не смотря ни на что остаются рядом.

Анализ проведенного опроса показал,что независимо от пола и возраста каждый человек хочет быть счастливым. А многие счастливы в настоящее время, ведь рядом с ними верные друзья и товварищи, близкие и родные им люди.

Итак, чтобы достичь счастья человеку нужно научиться замечать его во всем, начиная с себя.

СЧАСТЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЧАСТЬЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / HAPPINESS / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL ASPECTS HAPPINESS / SUBJECTIVE WELL-BEING / LIFE SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баймуханова Балжан Кадыргалиевна

В статье рассматриваются психологические аспекты счастья , которые включают в себя понятия: психологическое здоровье , положительные качества и духовное удовлетворение. Анализируются исследования различных авторов понятия « счастья » и его психологических особенностей, определения показателей счастливой жизни, которые характеризуют психическое здоровье. Отмечается представление о счастье как сложная когнитивная конструкция, которая относится к категории имплицитных (внутренних) и социальных (культурно-обусловленных) представлений, определяющих отношение человека к счастью , способность к его восприятию, осознанию и переживанию.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баймуханова Балжан Кадыргалиевна

Теоретический анализ подходов к исследованию проблемы позитивного функционирования личности: счастье, психологическое благополучие, субъективное благополучие

Текст научной работы на тему «Понятие "счастье" и его психологические особенности»

ПОНЯТИЕ «СЧАСТЬЕ» И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Баймуханова Б.К.

Баймуханова Балжан Кадыргалиевна — старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, г. Уральск, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются психологические аспекты счастья, которые включают в себя понятия: психологическое здоровье, положительные качества и духовное удовлетворение. Анализируются исследования различных авторов понятия «счастья» и его психологических особенностей, определения показателей счастливой жизни, которые характеризуют психическое здоровье. Отмечается представление о счастье как сложная когнитивная конструкция, которая относится к категории имплицитных (внутренних) и социальных (культурно-обусловленных) представлений, определяющих отношение человека к счастью, способность к его восприятию, осознанию и переживанию.

Ключевые слова: счастье, психологическое здоровье, психологические аспекты счастье, субъективное благополучие,удовлетворенность жизнью.

THE CONCEPT OF "HAPPINESS" AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS Baimukhanova B.K.

Baimukhanova Balzhan Kadyrgalievna - Senior Lecturer, PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY DEPARTMENT, WEST KAZAKHSTAN INNOVATION AND TECHNOLOGY UNIVERSITY, URALSK, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article deals with the psychological aspects of happiness, which include the concepts of psychological health, positive qualities and spiritual satisfaction. Studies of various authors of the concept of "happiness" and its psychological characteristics, the definition of indicators of a happy life that characterize mental health. It is noted that the concept of happiness as a complex cognitive structure, which belongs to the category of implicit (internal) and social (cultural-conditioned) concepts that determine the attitude of a person to happiness, the ability to perceive, realize and experience it.

Keywords: happiness, psychological health, psychological aspects happiness, subjective well-being, life satisfaction.

Сегоднешняя культура демонстрирует активнейший интерес к проблеме счастья, дифицит которого ощущается в современном обществе. Причины ментального нездоровья и депресссии многие видят в рыночных социальных институтах.

Многообразные исследования феномена счастья, предпринятые в последнее время фелософами, социологами, психологами, свидетельствуют об актуальности темы и о наличии в ней нерешенных теоретических проблем.

Счастье — это феномен, связанный с миром ценностных отношений и приоритетов, верований и представлений о высшем и желанном [1]. В психологической литературе нет четкого определения понятия счастья. Разные определения счастья имеют только то общее, что обозначают что-то положительное, ценное.

Счастье - это многоуровневое комплексное психическое образование, которое, с одной стороны опосредовано и взаимообусловлено внутренними физиологическими (нейрофизиологическими) процессами, с другой стороны - внешними социальноэкономическими, культурными, историческими и т.п. условиями, а с третьей стороны, определяется личностным содержанием.

Во второй половине XX века появляются работы гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Э. Эриксон, К. Роджерс, В. Франкл и др.), связанные с проблематикой счастья. В 1973 г. впервые в предметном указателе основных справочных изданий

по психологическим публикациям появилась категория счастья, а в 1974 г. - категория субъективного благополучия. Траектория развития психологических подходов к счастью сходна с траекторией развития философских воззрений на счастье в предыдущие тысячелетия. В них также можно выделить объективистские подходы в терминах личностных переменных, отражающих уровень психологического и социального благополучия, связывающие счастье со степенью реализации человеческого потенциала (К. Рифф, К. Кейес), субъективистские подходы, отождествляющие счастье с субъективным ощущением (Э. Динер, Д. Майерс, М. Селигман).

Счастье, по мнению М. Селигмана, состоит не только в том, чтобы множить приятные сиюминутные субъективные ощущения. Для истинного счастья необходима подлинная жизнь. Она подразумевает положительные качества и духовное удовлетворение. Духовное удовлетворение - это жизнь, насыщенная положительными эмоциями. Духовное удовлетворение связано с полной поглощенностью любимым делом, самозабвением и полным отсутствием всяких эмоций, кроме ретроспективных.

По мнению М. Шеколы, счастье - это коллекция счастливых моментов. При этом субъективное ощущение счастья может быть как личностной характеристикой, так и просто состоянием.

М. Аргайл [2] понимает счастье как состояние переживания удовлетворенности жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций.

С точки зрения А.А. Кроника, отношения человека к возможным способам обретения счастья формируют так называемые эвдемонистические установки: гедонистические, аскетические, деятельные, созерцательные. Здесь счастье понимается как форма переживания полноты бытия, связанного с самоосуществлением. Психологические способы обретения счастья автор понимает как способы саморегуляции человеком своей мотивации к миру и выделяет две формы такой саморегуляции: усиление человеком значимости мира и усиление своих возможностей.

М. Чиксентмихайи отмечает, что «счастье - это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от нашей их интерпретации.

Как утверждает И.А. Джидарьян [3], «процесс поиска и обретения счастья является актуальным для каждого нового поколения, этноса, социальной среды и каждой личности. Каждое новое поколение людей заново ставит и решает для себя проблему счастья, соглашаясь или не соглашаясь и даже отвергая многое из того, что утверждали и говорили их предшественники.

Абрахам М., американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от простейших в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализирующийся человек спокоен, уверен в себе, талантлив, снисходителен, не склонен к депрессиям и истерикам, при этом имеет здоровую самооценку и гармоничный внешний вид.

В.Розанов обращается к историческому возникновению идеи счастья. Человек всегда следует своему влечению к счастью (часто даже сам этого не замечая). А в требовании, чтобы каждый руководился только своим счастьем, заключено отрицание необходимого значения для людей этих идей, которые «лишь в меру своего соотношения с его счастьем должны быть предметом его стремлений и антипатий».

По А.Н. Леонтьеву [4], для достижения счастья человек должен просто ставить перед собой какую-либо цель и стремиться к ней, то Ф. Хоппе полагал, что счастье, удовлетворенность приносит достижение человеком не всякой цели, а лишь достаточно трудной и в то же время посильной.

Как отмечает М. Аргайл, это объясняется эмоционально-психологической окрашенностью мировоззрения молодежи, ее оптимизмом, направленностью в будущее [2, с. 207]. Исходя из теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы, выделены ряд теоретических моделей счастья:

Согласно концептуальной модели, представление о счастье - это сложная когнитивная конструкция, которая относится к категории имплицитных (внутренних) и социальных (культурно-обусловленных) представлений, определяющих отношение человека к счастью, способность к его восприятию, осознанию и переживанию.

Единственное, чем различаются ощущения счастья у людей - это продолжительностью и напряженностью. И счастью, более продолжительному и количественно большему должно

отдаваться предпочтение. Если возможно сделать счастливым нескольких человек, а не одного, то желательно это осуществить.

Счастье - это состояние, к которому каждый должен готовиться, растить его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни. Только так каждый из нас может приблизиться к тому, чтобы быть счастливым». Также необходимо учитывать, что представления о счастье имеют культурно-историческую обусловленность.

Список литературы / References

1. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981. 368 с.

2. АргайлМ. Психология счастья. М.: Питер, 2003. 207 с.

3. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001. 242 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // А.Н.Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

Масягутова Лилия Фанилъевна — магистрант, кафедра психологического сопровождения и клинической психологии, факультет психологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в современном обществе, в условиях больших стрессогенных факторов и плохой экологии, проблема идиопатического бесплодия (бесплодия неясной этиологии) является крайне актуальной. Идиопатическое бесплодие, или бесплодие неясного генеза, диагностируется только тогда, когда супружеская пара прошла полное обследование, но причины проблемы так и не удалось выявить. В данной статье рассматриваются психологические причины данного рода бесплодия и возможные пути решения этой проблемы, так как статистика говорит об увеличении числа людей с диагнозом «идиопатическое бесплодие».

Ключевые слова: бесплодие, бесплодие неясной этиологии, психологическое бесплодие.

PSYCHOLOGICAL VIEW ON THE CAUSES OF IDIOPATHIC

INFERTILITY Masyagutova L.F.

Masyagutova Lilia Fanilievna - Master Student, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT AND CLINICAL PSYCHOLOGY, FACULTY OF PSYCHOLOGY, BASHKIR STATE UNIVERSITY, UFA

Abstract: in modern society, in conditions of large stress factors and poor ecology, the problem of idiopathic infertility (infertility of unknown etiology) is extremely important. Idiopathic infertility, or infertility of unclear genesis, is diagnosed only when the couple has undergone a full examination, but the causes of the problem have not been identified. This article discusses the psychological causes of this kind of infertility and possible solutions to this problem, as the statistics indicate an increase in the number of people with such a diagnosis.

Keywords: infertility, infertility of unknown etiology, psychological infertility.

В соответствии с данными ВОЗ, проблема бесплодия на сегодняшний день в условиях депопуляции является одной из наиболее актуальных медико-социальных и психологических демографических проблем. Она обусловлена, прежде всего, как социальным и психическим неблагополучием, так и физическим нездоровьем и психологическим напряжением в семье.

Представления о счастье – самый древний элемент мировоззрения человека. Начиная с Платона и до наших дней, категория счастья была и есть в центре горячих дебатов в этике и политике. Каждый человек имеет своё представление о счастье: для одних это материальное благополучие, для других наличие смыла в жизни, для третьих – это сочетания множества различных факторов: положительных эмоций, межличностного общения, здоровья и др. Вся жизнь человека – это естественное стремление к счастью. И хотя счастье многими понимается как смысл человеческой жизни, то, к чему человек стремится всю свою жизнь, тем не менее, единства в понимании счастья нет до сих пор. Что же такое счастье? Если мы довольно четко можем определить, что есть несчастье, то дать определение счастью гораздо сложней. Не вызывает сомнений тот факт, что каждый человек понимает счастье по-своему и по-своему стремится достичь его.

Работа содержит 1 файл

СЧАСТЬЕ))) РЕФЕРАТ.docx

Философское понимание счастья

Человек создан для счастья, как птица – для полета.

Представления о счастье – самый древний элемент мировоззрения человека. Начиная с Платона и до наших дней, категория счастья была и есть в центре горячих дебатов в этике и политике. Каждый человек имеет своё представление о счастье: для одних это материальное благополучие, для других наличие смыла в жизни, для третьих – это сочетания множества различных факторов: положительных эмоций, межличностного общения, здоровья и др. Вся жизнь человека – это естественное стремление к счастью. И хотя счастье многими понимается как смысл человеческой жизни, то, к чему человек стремится всю свою жизнь, тем не менее, единства в понимании счастья нет до сих пор. Что же такое счастье? Если мы довольно четко можем определить, что есть несчастье, то дать определение счастью гораздо сложней. Не вызывает сомнений тот факт, что каждый человек понимает счастье по-своему и по-своему стремится достичь его.

Обычно счастьем называют высшее состояние радости, чувство упоения от обретённости предмета сильного желания, восторженной (глубокой) удовлетворённости от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-разному. Представления человека о счастье входят в смысложизненную систему его ценностей и выражают его сущностное отношение к миру. Счастье, благо – одни из основных человеческих ценностей, изучением которых занимается специальный раздел философии – аксиология, учение о ценностях. Некоторые ученые выделяют также целую науку «фелицитологию» – философию счастья. Определение в словаре: сча́стье — психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения.

Вплоть до сих пор феномен счастья изучается философией, этикой и психологией. Счастье — плодотворный поиск самого себя, самореализация. Часто отождествляемое со счастьем желание любви есть не что иное, как поиски человека, который помог бы нам открыть лучшее в нас. В этом смысле несчастной любви не бывает. Любовь в понимании Платона — восхождение от физиологического влечения (чувственной красоты) к красоте души и духа – энтелехии. Любовь — стремление к идеалу.

В философском аспекте: счастье — поиск истины, реализация своих творческих потенций. В осознании вопросов счастья проявляется вся личность человека в целом: эмоциональная, волевая, интеллектуальная сфера.

Как можно определить понятие «счастья» с точки зрения философских взглядов? Понимание «счастья» чаще всего зависит от решения вопроса о природе человека, смысле, назначении человека, от эпохи и культуры. В исследовании человеческого счастья применяются три подхода: так называемые «психология счастья», «аксиология счастья» и «социология счастья». Первый из упомянутых подходов рассматривает счастье как переживание, характеристику личности как «счастливого человека». Кстати говоря, и по сей день в западной философии принято считать счастье проблемой научной психологии. В аксиологическом плане счастье – это «ценность, мера добра в жизни человека, идеал совершенства личности и бытия вообще. Социология счастья рассматривает счастье как общественное благо, а также определение и значение этой философской категории с социальной точки зрения. Так называемые «фелицитарные» идеи существовали во все эпохи, их можно найти в философских воззрениях почти всех мыслителей с древности и до наших дней, от Платона, Аристотеля, Эпикура до современных нам философов.

Исторические предпосылки счастья:

Рассмотрим проблемы счастья в философской системе представителей средневековой арабомусульманской философии, или так называемого Восточного Ренессанса, на примере философской концепции счастья величайшего арабомусульманского мыслителя Абу-Насра Мухаммада аль - Фараби (870 – 950 гг.).

Восточным Возрождением или Восточным Ренессансом условно называется период с 10 по 13 вв. в арабо-тюрко-персидском регионе, где получило бурное развитие культурное, философское и научное течение, представленное трудами таких мыслителей и ученых как аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, аль-Хорезми, аль-Фергани, Ибн Туфейль, Бируни, Ибн Баджа, поэтов Низами, Навои, Рудаки, Фирдоуси и др.

Советский исследователь Ш.И. Нуцубидзе в одной из своих работ предложил концепцию существования Восточного (или Мусульманского) Ренессанса, который начался раньше западного и имел свои особенности. Впервые вопрос о сходстве этой эпохи с Ренессансом был поставлен в 30-е годы XX столетия. Его логически связывают с так называемой проблемой «мирового Возрождения», о правомерности, постановки которой в исторической и востоковедческой литературе были высказаны противоречивые мнения. Одни авторы считают, что Возрождение – это конкретная историческая эпоха, возникшая в Европе в период ранних капиталистических отношений, а другие (в том числе и Ш.И. Нуцубидзе), что Возрождение – это не локальное, а историческое явление.

Чтобы подчеркнуть историческую обусловленность того, что арабомусульманская философия явилась новой, более высокой ступенью в развитии гуманистических идей в раннесредневековой общественной мысли народов Ближнего и Среднего Востока, необходимо, на наш взгляд, хотя бы в общих чертах осветить ту ситуацию, в которой возникла сама философская мысль. В VIII-XIII веках владения Арабского халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. В период с 750 по 1258 гг. государством правила династия Аббасидов. Халифат был огромной “мировой державой”, объединившей силой оружия ряд стран Азии, Африки и Европы. В ходе их завоеваний ислам превратился в мировую религию. Экономико-культурный расцвет в Арабском халифате выразился в подъеме ремесла, в процветании внешней и внутренней торговли, в интенсивном для того времени развитии городской жизни. В IX-X веках старые города такие как Бухара, Самарканд, Рей, Алеппо, Дамаск, Мерв, Шаш стали превращаться в экономико-культурные и военно-административные центры. Кроме того, началось интенсивное строительство новых городов: Каира, Васита, Басры, Куфры, Багдада, Самарры, что закономерно вызвало огромный рост городского населения. Развитию культуры Арабского халифата, выросшей на богатейшей почве древнейших культур – иранской, среднеазиатской, индийской, греко-византийской, – немало способствовали обширные торговые связи с Китаем, Индией, Римом, Древнерусским государством и др. В VII веке уже появились переводы на арабский язык. В VIII-X веках огромное значение для развивающейся науки в странах Ближнего и Среднего Востока приобрела переводческая и вместе с тем комментаторская работа. В эту эпоху экономического и культурного расцвета в интеллектуальной среде Арабского халифата появляется новый тип образованного человека, который уже не довольствуется лишь изучением «исламских наук», объектом его пытливого ума становится сам человек в различных аспектах своего бытия.

Арабомусульманская философия является новым, самостоятельным этапом в познании и освоении человеком действительности. В XIII веке арабомусульманская философия, так и не слившись с религией, прекратила свое существование. По мнению исследователей так называемого Восточного Ренессанса, счастье стало одной из главных категорий средневековой арабомусульманской философии, а причиной этому явилось влияние античной философии.

Понятие счастья в философских воззрениях Аль-Фараби

Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммад Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки, которого называли «Второй Учитель» («Первым Учителем» арабы титуловали Аристотеля), родился в городе Фараб (позже он был переименован в Отрар), развалины которого находятся недалеко от современного города Арысь на территории Казахстана. Быт и культура племен, населявших в то время юг Казахстана и Среднюю Азию, характеризовались высоким для своего периода развитием ремесла, торговли, науки и искусства.

Город Фараб был довольно крупным центром, его экономическое, торговое и культурное значение определялось тем, что он располагался на границе между Арабским халифатом и владениями кочевых тюркских племен. Будучи выходцем из тюркского племени кипчак, аль-Фараби рос в обстановке идейного конфликта между традиционными языческими верованиями тюркских племен и религией завоевателей – монотеистической исламской религией, ставшей официальной идеологией всего Арабского халифата. Это обстоятельство повлияло на формирование его мировоззрения. Наиболее распространенным верованием среди тюркских племен того времени было манихейство, унаследовавшее от более древней, зороастрийской религии дуалистическую концепцию мира. Согласно ей, все сущее – это проявление извечной борьбы двух противоречивых, но равноправных начал: Добра и Зла, Света и Тьмы.

Тема борьбы Добра со Злом в ракурсе человеческого общества и отдельного члена этого общества стала ключевой в социально-политических и этических взглядах аль-Фараби. Конфликт вселенского, космического порядка приобретает в его философии реальный, земной смысл. Именно отсюда берет свое начало концепция аль-Фараби о высшем, всеобщем благе или счастье, достижение которого составляет конечную цель человеческого общества и любых государственных объединений. И путь к этому счастью лежит через науку, просвещение и воспитание. Аль-Фараби, как истинный философ, поднимается над обыденным понимаем счастья, которое обычно включает: «почести, достаток, наслаждение богатством и тому подобное». Истинное счастье, по Фараби, достигается посредством овладения всеми знаниями о существующих предметах, изучения их сущности, причин их возникновения и уничтожения, что в конечном счете ведет к познанию природы и первопричины всего сущего. «Счастье же – это абсолютное благо. Все, что необходимо для достижения и получения счастья, равным образом является благом, но не ради себя, а потому, что это необходимо для достижения счастья. Все то, что в какой бы то ни было мере препятствует счастью, является абсолютным злом. Добро полезно для достижения счастья». Истинное счастье наступает тогда, когда устранено всякое зло, и человеческая душа и разум в своем познании достигают наивысшего уровня – слияния с вечным мировым разумом. Человек гибнет, но достигнутое им при жизни счастье, будучи явлением духовным и возвышенным, не погибает, а остается после него.

Человеческие души, достигшие счастья, соединяются друг с другом, и тем самым возрастает общечеловеческое счастье, добродетельные качества, которые служат последующим поколениям. Каждое поколение оставляет после себя нечто ценное и возвышенное, что сливается в общее счастье, обогащая и пополняя его, облегчая жизнь потомкам.

Счастье, по аль-Фараби, – это достижение совершенного знания и высоких нравственных норм, которые и после смерти отдельного человека или исчезновения данного поколения могут служить человечеству. Эти блага духовной культуры, переходя от поколения к поколению, постепенно накапливаются, и лучшие интеллектуальные и нравственные достижения, выработанные каждым поколением, развиваются и совершенствуются их потомками. И все хорошее, светлое, доброе – есть своеобразный вклад в дальнейшее развитие и усовершенствование общечеловеческой духовной культуры. Всякий человек может достичь счастья только сам при помощи свершения добрых дел, и лучшие деяния его будут бессмертны. Таковы ключевые моменты учения аль-Фараби о деятельном разуме и общем счастье. Эти взгляды философа нельзя отождествлять с исламским учением о потусторонней райской жизни. Аль-Фараби считает возможным достижение счастья человеком только в этой, земной жизни, и именно против этого его утверждения резко выступал аль-Газали, описывая прелести райского блаженства. В комментарии к «Этике» Аристотеля аль-Фараби писал, что высшее благо находится лишь в нашем мире, и только безумные считают, что оно находится вне земного мира. Разум для аль-Фараби – высшее и особое благо человека. Он считал, что разум развивается с помощью теоретической философии, охватывающей естествознание, математику и метафизику. «Поскольку мы достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья». В связи с этим стоит подробней остановится на одном из его важнейших трудов – «Трактате о взглядах жителей Добродетельного города», в котором аль-Фараби делил города (и, соответственно, человеческие сообщества) на добродетельные и недобродетельные. Типы недобродетельных городов определяются по видам ложных благ, к которым стремятся их жители: стяжательству, власти, почестям, развлечениям. Только жители Добродетельного города (аль-Мадина аль-Фадиля) стремятся к истинному счастью. В Добродетельном городе высшее сословие составляют «люди практической мудрости», т.е. философы, поскольку благодаря своей мудрости они являются самыми счастливыми людьми и вследствие этого им известны все средства, с помощью которых можно достичь счастья. Философы могут указать остальным людям путь к счастью, следовательно, они необходимы обществу как руководители города. В основе развития общества лежат системы ценностей, и аль-Фараби на основе этого дает следующую классификацию человеческих сообществ:

Читайте также: