Психологический профессиональный фундамент взаимоотношений психолога консультанта и клиента

Обновлено: 24.04.2024

Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.

Творогова Татьяна Сергеевна

Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

Читайте в статье:

На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?

Начало консультации

Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.

Знакомство

Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. Первое, что вам нужно сделать — представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет.

Алгоритм первой консультации психолога

Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.

Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:

  • С чего бы вы хотели начать?
  • Что вас беспокоит?
  • Что привело вас ко мне?
  • О чем вы хотите поговорить?

Можно спросить об ожиданиях клиента, например:

«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»

Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:

«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»

Получите алгоритм первой сессии на электронную почту

Чтобы был под рукой в нужный момент

Выяснение запроса

Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:

«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»

В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.

Там, где это уместно, произносите фразы:

  • Да.
  • Понимаю.
  • Я вас слушаю.
  • Спасибо, что поделились этим.

Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:

«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»

Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.

Фразы типа «То есть вы хотите сказать . », «Хочу уточнить . », «Правильно ли я понял. » пригодятся в работе с разными людьми — не только с теми, кто отвлекается от сути. Они помогают раскрыть проблему на более глубоком уровне и прийти к взаимопониманию.

Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.

Середина консультации

Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.

Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.

Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.

Алгоритм первой консультации психолога

И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.

  • Как давно длится эта ситуация / проблема.
  • Что клиент предпринимал для ее разрешения.
  • Были ли подобные ситуации в прошлом.
  • Есть ли опыт положительного решения в этой ситуации.
  • Есть ли у клиента тот, кто его поддерживает.

Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:

«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»

Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.

Без чего психологу нельзя начинать работу с клиентом? Без терапевтического контракта!

Получите шаблон и используйте в работе

Правила общения с клиентом

О чем нужно помнить в процессе общения:

  • Обязательно выясните, был ли у клиента опыт обращения к психологу.
  • Избегайте профессиональных клише. Например, если клиент говорит, что у него депрессия, то уточните: «Кто-то из психологов сказал вам об этом?», «Вы сказали, что были в депрессии. Расскажите, пожалуйста, что конкретно вы чувствовали в этом состоянии».
  • «Переводите» сленг, жаргон и фразы, которые могут быть по-разному поняты вами и клиентом. Используйте для этого уточнение и переформулирование.
  • Выражая свои гипотезы, используйте такие формулировки, которые прольют свет на истоки проблем.
  • Если находите в словах клиента противоречие, то помогите и ему увидеть их — переформулируйте, сопоставьте, уточните утверждения. Ваша задача — подвести клиента к тому, что он сам скажет о противоречии, а не прямо говорить ему об этом.
  • Конвертируйте эмоции клиента. Это можно оформить как обратную связь: «Я вижу, что вам тяжело говорить об этом». Или как поддержку: «Мне жаль, что так получилось. Я понимаю, что вы злитесь, что вам больно и обидно вспоминать это, но не могли бы вы рассказать подробнее».

Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».

Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.

Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.

Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.

Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.

Шахбази Татьяна Азеровна Завершение консультации

До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:

«Итак, мы выяснили. », «Подытожим все сказанное»

«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»

Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.

Вам важно получить и дать обратную связь:

  • Спросите клиента: «Как вы себя чувствуете? Насколько наше общение соответствовало вашим ожиданиям, в чем именно консультация совпала с вашими представлениям?». Так вы поймете ожидания клиента и отработаете возможные разочарования — это важно для будущей работы.
  • Дайте рекомендации для самостоятельной работы над проблемой. Поделитесь полезной информацией, например, порекомендуйте книгу для психотерапевтической самопомощи. Дайте домашнее задание, например, предложите вести дневник эмоций. Необязательно делать именно это и все сразу — дайте ту обратную связь, которая нужна именно этому клиенту.
  • Спросите клиента, есть ли у него какие-то вопросы. Может быть, он хочет что-то уточнить, прояснить.
  • Поблагодарите за проделанную работу.

Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.

Творогова Татьяна Сергеевна Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.

Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.

Статья создана при участии выпускников и экспертов

Шахбази Татьяна Азеровна

Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.

Творогова Татьяна Сергеевна

Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.

На протяжении всего обсуждения разных типов практической психологической работы с конфликтами мы исходили из идеи инициирования, организации психоло­гом диалога человека с самим собой или другими как способа, помогающего осознать свои проблемы и научиться их преодолевать. Понятие диалога в данном случае, под­черкнем еще раз, означает, что человек ведет «честный» разговор с самим собой, не подавляя противоборствующие стороны своего «Я» и не игнорируя внутренние про­тиворечия; то же относится и к его — реальному или воображаемому — диалогу с другими. Более того, используемые терапевтами специальные процедуры организа­ции этого диалога «задают» равенство сторон. Однако этот идущий в самом клиенте диалог, в свою очередь, «встроен» в другой процесс — в процесс взаимодействия кли­ента с терапевтом, и этот процесс, отвечая формальному пониманию диалога как кон­такта и беседы двоих, совсем не обязательно является подлинным диалогом двух рав­ноправных людей. Вспомним, каким был контакт терапевта и пациента в психоанали­зе — исторически первой психотерапии как способа «лечения души». Фактически это было — в нашем современном понимании — скорее избегание контакта. Впро­чем, психоаналитическая процедура с ее специфическим представлением о контакте

между пациентом и терапевтом уже давно подвергалась критике. Так, Морено, обра­щаясь к психоаналитикам, писал, что процедура их работы «допускает анализ, но исключает действие. Пациент пассивно располагался на кушетке, аналитик садился позади него, чтобы его не видеть и избежать интеракции. Ситуация была гермети­чески закрытой. Вполне логично, что вашей проблемой стало изгнание жизни из врачебною кабинета и "бой с тенью" вместо терапевтического процесса» (Moreno, 1964, цит. по: Лейтц, 1994, с. 26-27).

Особенно принципиальные изменения отношения консультанта и клиента претерпевают в гуманистической психологии, где «терапевтический союз не является отно­шениями врача и пациента (как в динамической психотерапии) или учителя и студен­та (как в поведенческой психотерапии), а представляет отношения одного человеческого существа к другому. Роджерс (1955) писал: "Я вступаю во взаимоотношения не как ученый, не как врач, который может точно определить диагноз и лечение, но какличность, вступающая в личные отношения"» (Психотерапевтическая энциклопе­дия, 1998, с. 124).

В целом, возможные позиции терапевта различаются прежде всего по параметру директивности/недирективности его поведения во взаимодействии с клиентом. Директивное поведение терапевта связывается с такими позициями, как руководи­тель, учитель, опекун и т. д., для обозначения недирективного поведения использу­ются понятия партнера, консультанта, эксперта, помощника. Фактически «данный аспект взаимоотношений "психотерапевт-пациент" отражает распределение в этой диаде (аналогично в групповой психотерапии) власти, а значит, и ответственности за ход и результаты лечения» (там же, 1998, с. 144).

Выбор той или иной позиции осуществляется терапевтом, исходя из его представле­ний о том, какая из них окажется более эффективной с точки зрения реализации психо­терапевтического процесса и достижения его результата. Директивные формы поведе­ния (проявляющиеся в активной, доминирующей позиции терапевта, направлении им процесса психотерапии, инструктировании пациента, использовании элементов вну­шения и т. д.). типичные для начальных этапов становления психотерапевтической практики, несут на себе отпечаток медицинской традиции взаимодействия врача и боль­ного, Недирективные формы поведения терапевта, напротив, исходят из представле­ния о низкой эффективности или даже возможном негативном эффекте его директив­ной позиции. Обычные аргументы, приводимые в подтверждение подобной точки зре­ния, связаны с отрицательным влиянием директивности терапевта на процесс измене­ний в пациенте (или группе пациентов), так как его «руководящая» позиция ограничивает




самостоятельность клиентов и снимает с них, по крайней мере частично, ответствен­ность за происходящее. Предпочтение недирективных форм поведения в современной практике психологической работы сложилось во многом под влиянием гуманистичес­кой традиции К. Роджерса с его триадой качеств психотерапевта: эмпатия, принятие, аутентичность. В отношениях психотерапевта и пациента отражаются и принятые в об­ществе модели взаимоотношений, и представления самой науки. В сущности, контакт между ними всегда описывается в терминах руководства или партнерства и соотноше­ния соответствующих стратегий в общем взаимодействии психотерапевта и клиента.

Вряд ли, однако, целесообразно говорить о преимуществе (с точки зрения потен­циальной эффективности) той или иной формы поведения терапевта вообще, понят­но, что необходим учет и других факторов, часто в конечном счете играющих решаю­щую роль (например, таких как особенности клиента). При пассивности и низкой мотивации пациента терапевт может использовать более директивные формы работы, постепенно все более опираясь на активность самого клиента. Опытный терапевт мо­жет владеть разными стилями взаимодействия, что позволяет ему гибко варьировать элементы своего ролевого поведения в зависимости от поведения клиента и протека­ния терапевтического процесса.

Особенно важным, на наш взгляд, аспектом обсуждаемой проблемы становится вопрос о границах возможного воздействия терапевта на клиента, в частности его влияния на принимаемые клиентом решения. Дело в том, что «биполярность» самого явления конфликта, вызываемая им внутренняя «борьба» в душе человека и тем более противостояние с другими располагают к поиску «истины», «правильного» ответа на возникающие вопросы. И за этим ответом человек часто приходит к психологу, иногда действительно полагая, что профессионал знает и понимает больше, чем он, а потому и сможет найти правильное решение, а иногда явно или неявно рассчитывая на то, что психолог просто возьмет на себя ответственность за него. Это делает особенно важной именно в практике работы с конфликтами проблему границ возможного воз­действия психолога на позицию клиента, его видение ситуации, принимаемые реше­ния и т. д.

Меняется время, и меняются наши представления о свободе человеческой лично­сти, ее правах и мере воздействия на нее. В своих воспоминаниях Юнг описывает следующий эпизод из своей практики. К нему был направлен пациент, которому был поставлен диагноз «алкоголическая неврастения» с крайне неблагоприятным прогно­зом. Этот человек происходил из богатой и почтенной семьи, занимал ведущий пост в семейной компании, имел жену, с внешней точки зрения его ситуация выглядела вполне благоприятно. Однако он много пил, и Юнг пришел к выводу, что у пациента невроз. Причиной его невроза, по мнению Юнга, был «материнский комплекс». Паци­ент находился в угнетающей его зависимости от матери, от давления которой он не мог избавиться, так как был ей обязан работой и не мог решиться пойти против нее и лишиться из-за этого привычного комфорта и стабильности. Предпринятое лечение оказалось успешным, пациент чувствовал себя вполне здоровым, однако Юнг предуп­редил его, что возвращение в прежнюю ситуацию может привести к возобновлению его проблем. Так и произошло. Теперь к Юнгу обратилась мать его пациента, контакт с которой лишь дополнительно убедил терапевта в трудности взаимодействия с ней. Как поступил Юнг? «Я решился на насильственный шаг. Я сказал матери, что алкого­лизм делает ее сына неспособным занимать тот пост, который он занимает. Я пореко-

Приведенный пример, при всех оговорках, сделанных Юнгом, примечателен своей несоразмерностью нашим сегодняшним представлениям о мере допустимого воздей­ствия психолога на ситуацию клиента. Как уже отмечалось, предполагается, что по крайней мере отдельные виды консультирования допускают возможность если не со­ветов, то предложения и обсуждения альтернатив, рекомендации клиентам и т. д. Мэй говорит о возможности «изложить клиенту все возможные варианты избавления его от проблемы».

Отечественные специалисты также признают, что психологическая помощь мо­жет быть реализована и в виде необходимой психологической информации, они об­суждают принципиальную возможность «давания советов»; с другой стороны, по­стулируют недопустимость «решения проблемы» за самого клиента. Эти противо­речия и дискуссии, конечно, в какой-то мере являются следствием недостаточнос­ти опыта практической психологической работы, малого «стажа» практической психологической помощи в нашей стране, но и не только этого. Кочюнас под рубри­кой «Советы начинающему консультанту» указывает: «Старайтесь не давать советы». По его мнению, советы не просто неэффективны, но часто и вредны. Среди основных причин, по которым следует воздерживаться от советов, Кочюнас указывает на то, что советы нарушают автономию личности, мы не вправе решать за других. Давая советы, консультант берет на себя ответственность за их последствия. В результате процедуры «советования» усиливается зависимость клиента от консультанта. Боль­шинство проблем клиентов не имеют однозначного решения, а множество противоре­чивых советов только усиливают затруднения клиента (Кочюнас, 1999, с. 135-137).

Традиционно к этому добавляют ссылки на позитивные эффекты самостоятельного принятия решений клиентом — принятие им на себя ответственности за свою жизнь и свои решения, усиление уверенности в себе, личностный рост и увеличение собствен­ного потенциала и т. д. Все сказанное, безусловно, относится и к ситуациям консульти­рования в случае конфликтов. Поскольку в этих случаях речь зачастую идет о весьма конкретных обстоятельствах повседневной жизни людей, вопрос о принимаемых ре­шениях довольно проблематичен. Действительно, какое решение хочет принять чело­век и почему он идет с этим к психологу? Если отвечать одним словом— то человек хочет принять правильное решение, а совета он просит потому, что боится сделать ошиб­ку. Какое решение является правильным? Наиболее распространенное представление о критериях оценки «правильности» решений — это их оценка с точки зрения реальных или предполагаемых последствий. В большинстве жизненных ситуаций нам не дано знать все возможные последствия ни решений клиентов, ни даже своих собственных. Правильные решения в жизненных ситуациях — это нередко простоте решения, кото­рые люди считают правильными. Поэтому, строго говоря, речь часто идет не о том, что­бы помочь человеку принять правильное решение, а о том, чтобы помочь ему принять то решение, которое он считал бы правильным. И в этом случае — как мы хорошо знаем из теоретических представлений социальной психологии — можно вспомнить, что лю­дям свойственно оправдывать и защищать принятые ими решения. Следовательно, если бы мы принимали решения за людей, мы лишали бы их потребности в обосновании сво-

их поступков, лишали бы их уверенности в собственной правоте. Таким образом, если мы хотим придать человеку этой уверенности, равно как и готовности защищать свои решения, чувствовать за них ответственность и стремиться к их реализации, мы должны сделать все, чтобы он мог считать принятое решение не навязанным извне, но своим. Для практической психологии аксиоматично звучат слова Эриксона о том, что «каждый пациент знает решение своей проблемы даже в том случае, когда ему кажется, что он не знает» (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 223).

В настоящем учебном пособии, здесь и далее, мы тщательно, конкретно-фактологически, «технически» (как техники и приемы) опишем и изучимосновную стадию (фазу) психологического консультирования, – работу непосредственно с клиентами, – в общих рамках всего консультативного процесса и в рамках конкретной (отдельной) психотерапевтической консультативной встречи (сессии).

В науке и в практике существуют разные технологические подходы к выделению и профессиональному осуществлению этапов процесса (хода) проведения психологического консультирования, выраженного в форме самостоятельной консультационной сессии (отдельной беседы, встречи).

Здесь мы рассмотрим основополагающие психологические консультативные универсальные технологии и техники.

Проанализируем психотерапевтическое (психоконсультационное, психологическое) интервью в качестве универсального способа проведения психологической консультации.

Технология психотерапевтического (психоконсультационного, психологического) консультативного интервью базируется на следующих принципах организации диалогас клиентом (по Ю.Е. Алёшиной):[55]

- А) ограничение речи консультанта в диалоге (психолог значительно больше слушает, нежели чем говорит);

- Б) приближение разговорной речи консультанта к «языку» клиента;

- В) краткость и профессиональная точность высказываний консультанта;

- Г) анализ консультантом эмоциональных переживаний клиента (как «про себя», так и совместно с клиентом).

Г.С. Абрамовасчитает, что основным методом (способом осуществления) индивидуального психологического консультирования является психотерапевтическое (психоконсультационное, психологическое) консультативное интервью,и выделяет следующие показатели (критерии) его позитивной результативности:[56]

1.Разнообразные варианты решения: у клиента появились новые направления личностного развития, а у психолога-консультанта сформировалось профессиональное понимание т.н. «клиентских вопросов» (различных проблем клиента).

2.Целенаправленное воздействие на клиента: психолог положительно результативно влияет на клиента, профессионально инициирует позитивные изменения его личности.

3.Творческое принятие решений клиентом: у клиента возникли альтернативы поведения, новые способы деятельности, новые формы реакций и т.п.

4.Индивидуальная и культурная эмпатия: психолог проникся сочувствием к мыслям, чувствам, переживаниям, ценностным ориентациям клиента, «вчувствовался» в его внутренний мир (СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 5).

5.Навыки наблюдения за клиентом, – психолог понимает вербальный и невербальный язык клиента (СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 7).

6.Взаимодействие среда–личность: психолог помог клиенту осознать и перестроить отношения в социально-психологической системе личность-среда.

7.Интеграция мотивов клиента: психолог логично, системно и эффективно использовал образные методы консультативной беседы, помог клиенту осознать его доминирующую мотивацию (иерархию мотивов клиента), – а в результате всего этого клиент обоснованно заявил: «Я стал другим».

Методика четырёхфазной консультативной психологической беседы.

Ю.Е. Алёшинапредлагает применять, нередко использующуюся на практике психологами-консультантами как специалистами в области психологической помощи, методику четырёхфазной консультативной психологической беседы:[57]

Первая фаза: знакомство (приветствие) и начало беседы. Психолог-консультант организует физическое и психологическое пространство беседы, устанавливает с клиентом коммуникативный контакт (т.н. «психоконсультационный» контакт, – психологическое основание т.н. раппорта[58]). Психолог-консультант осуществляет знакомство с клиентом и самопредставление (профессиональную самопрезентацию). Консультант раскрывает клиенту свои профессиональные возможности, предоставляет ему гарантию анонимности и конфиденциальности (подчёркивает то, что «информация не выйдет из этой комнаты»), приглашает клиента к доверительному разговору, к содержательной беседе. Психолог-консультант так же, корректно и профессионально аккуратно и осмысленно преодолевает психологическое сопротивление клиента консультированию (при необходимости), – в том случае, если разговор «идёт только на какие-то общие темы» или «совсем не идёт».




Вторая фаза:расспрос клиента о его психологических проблемах, выявление того, как понимает сам клиент трудности его жизненной ситуации, формулирование и проверка консультативных гипотез. Психолог поддерживает психоконсультационный контакт с клиентом, стимулирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, способствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает сказанное клиентом. Далее, в ходе данной фазы консультативной беседы, психолог-консультант уточняет и проверяет возникающие у него консультационные гипотезы посредством конкретных по содержанию вопросов, через фактический анализ конкретных ситуаций, описываемых клиентом. В том случае, если во всех (почти во всех) обсуждаемых жизненных ситуациях клиента, прослеживается практически один и тот же паттерн (схема) поведения и переживаний клиента, то соответствующую консультативную гипотезу консультанта (о причинах психологических проблем клиента) можно считать подтвердившейся.

Третья фаза: психологическое коррекционное воздействие. Психолог оказывает клиенту психологическую коррекционную помощь, которая не носит характера директивных советов и настоятельных рекомендаций. Психологическая коррекция должна быть связана целевым образом с инсайтом и с катарсисом, представляющими собою эмоциональное и когнитивное прозрение и «очищение» клиента. Психологическая коррекция направлена на мотивирование клиента к самостоятельному развитию. Данный процесс связан с приобретением клиентом нового(ых) личностного(ых) смысла(ов) и, как следствие, с изменением (развитием) личностных психологических структур клиента. Тогда, когда ведущая рабочая гипотеза консультанта о психологической проблематике клиента и предлагаемая им интерпретация психотерапевтической ситуации клиентом личностно приняты (поняты), надо предложить клиенту как можно больше адекватных вариантов поведения (действий) по выходу из проблемной ситуации и в дальнейшем помочь клиенту (путём профессиональной психотерапевтической поддержки) практически реализовать эти варианты.

Четвёртая фаза:завершение консультативной беседы. Психолог-консультант производит подведение содержательных итогов консультативной беседы. Основные выводы по итогам беседы прямо «проговариваются» с клиентом. В ходе данной фазы выясняются дальнейшие взаимодействия психолога-консультанта и клиента (время и место последующих встреч и т.д.), совершается ритуальный акт прощания с клиентом, осуществляется акт эмоциональной подпитки (поддержки) клиента.

Методика восьмифазного психологического (психотерапевтического) консультативного интервью.

Известна так же (очень широко применяется) методика восьмифазного психологического (психотерапевтического) интервью,которая содержательно состоит из следующих ступеней психоконсультационного процесса, – в рамках отдельно взятой консультативной встречи психолога-консультанта с клиентом:

1.Психологическая самонастройка психолога-консультанта на профессиональную деятельность (на непосредственное консультирование клиента).

2.Взаимные приветствия (на каждой встрече) и представления (на первой встрече) друг другу психолога и клиента.

3.Заключение консультационного договора-контракта с клиентом (в случае первичной, максимум – второй консультативной встречи).

4.«Исповедь» (глубоко личностный рассказ, «эмоциональное выговаривание») клиента, осуществляющаяся при профессиональной психологической поддержке психолога-консультанта.

5.Расспрос психологом-консультантом клиента с целью получения дополнительной, профессионально значимой психотерапевтической информации (т.н. «сократовский метод», в данном контексте, – попросту «задавание» консультантом клиенту уточняющих вопросов по высказываемой клиентом проблематике).

6.Совместное осмысление и интерпретация консультантом и клиентом психологических и социальных проблем клиента (причин психологических и социально-психологических проблем).

7.Формирование психологом-консультантом новой модели (новых форм) поведения и деятельности клиента и оптимизация его личностных (когнитивных, эмоциональных, мотивационных, волевых) механизмов регуляции своего поведения и деятельности.

8.Оценка эффективности проведённой консультации с помощью метода обсуждения проведённой встречи.

Психологические унификационные (унификативные, универсальные) техники, применяемые психологом-консультантом на этапе «исповеди»[59] и на этапе анализа проблем клиента.[60]

Психологические техники(профессиональные приемы),используемые психологом-консультантомна этапе «исповеди» клиента(во время субъективного изложения клиентом его жалобы).

1.Вербальная (словесная) поддержка того, что говорит и делает клиент во время (в данный конкретный момент времени) своей «исповеди», – поощрение рассказа клиента соответствующими по смыслу и значению высказываниями, подкрепляющими «эмоциональное выговаривание» клиента.

2.«Отзеркаливание» («зеркало») – это незаметное и ненарочитое для клиента, физическое («как в очень «сдержанном», но в очень точном зеркале») повторение его жестов, мимики, поз тела, – с целью пробуждения в клиенте т.н. «инстинктивного доверия» (мы доверяем больше тем людям, которые ведут себя аналогично нашему поведению, «держаться» так же, как и мы и т.п.).

3.«Парафраз» – это содержательное повторение (не буквальное!) в виде вопросов и утверждений того, что сказал клиент. Перефразированное повторение (парафраз) обычно начинается со слов: «Итак,…», «Вы сказали…», «Правильно ли я Вас понял, – Вы сказали, что …», «Значит, Вы утверждаете (полагаете, считаете, думаете, чувствуете), что …», и т.п. Далее происходит краткое повторение консультантом того, что именно (какие социальные или психологические факты!) в своём рассказе (или в отдельном утверждении) изложил клиент. Этот очень краткий повтор осуществляется с целью подчёркивания содержательных параметров (значимых информационных фактов) рассказа клиента.

4.Обобщение – представляет собой «вольную», но достаточно точную передачу (воспроизведение, повторение, «подытоживание») высказанных переживаний и мыслей (сути повествования) клиента в абстрактной и творческой (но не фантазийной!) форме. Обобщение производится для того, чтобы обобщить для клиента его психологическую проблематику, чтобы «подвести черту» (сделать предварительный вывод). Например, для того, чтобы произвести промежуточные итоги под обсуждением какого-либо свойства (качества) личности клиента (состоящего из нескольких однонаправленных фактов его поведения).

5.Эмоциональная поддержка клиента – это, в данном контексте, внешнее выражение (вербальное и невербальное) психологом-консультантом своего одобрения того, что говорит и того, как выражает себя на консультации клиент. В том числе – явная демонстрация положительных эмоций и прямое (буквальное) словесное и пантомимическое поощрение клиента в ходе изложения им его жалобы (с целью дальнейшего инициирования т.н. самоповествования клиента).

6.Вопросы, стимулирующие мышление и память клиента: Что? Как? Когда? Каким образом? Зачем? Почему? С какой целью? По какой причине? Для чего? и пр., и т.п.

7.Овладение (интериоризация, усвоение, присвоение, т.н. «взятие на вооружение») лексикой клиента и ее «дозированное» использование в беседе с клиентом особенностей его языка, его речи (стиля, фольклора, речевых выражений). Это так же помогает консультанту завоевать доверие клиента («Мы буквально говорим на одном языке»).

Пятиэтапная базовая методика психологического консультирования (как в отдельной консультации, так и, особенно, в контексте общей процессуальной канвы консультационной работы).

Очень многие психологи-консультанты на практике придерживаются следующей целостной основной методики психологического консультирования (как процесса), состоящей из пяти последовательно взаимосвязанных между собою этапов:

I этап.Установление и закрепление доверительных взаимоотношений с клиентом (поддержание психологом-консультантом доверительных отношений с клиентом должно осуществляться на протяжении всего процесса психологического консультирования);

II этап.«Исповедь» клиента психологу-консультанту (субъективное, эмоциональное, словесное изложение клиентом его жалоб, его психологических и социально-психологических проблем);

III этап.Анализ (осмысление, обдумывание) и интерпретация (раскрытие, объяснение) психологической и социально-психологической проблематики клиента;

IV этап.Всесторонняя профессиональная проработка психологом-консультантом значимых проблем клиента, поиск и осуществление консультантом вместе с клиентом оптимальных психологических решений внутриличностных проблем клиента и нахождение психологических ресурсов клиента (с целью разрешения социально-психологических сложностей клиента и для выхода из его трудной жизненной ситуации);

V этап.Прогноз развития личности клиента, психологические рекомендации клиенту и завершение консультативного процесса (т.н. «прощание с клиентом»).

Проанализируем каждый из перечисленных выше этаповконсультирования (проведения процесса психологической работы с клиентами) во всех основных подробностях. Изучим специфику непосредственной психоконсультационной работы с клиентами, исходя из схематично приведённой выше пятиэтапной методики осуществления психоконсультационной профессиональной деятельности, – по всем пяти выделенным нами основным этапам общего консультативного процесса в целом, и в функциональных рамках каждой конкретной консультативной беседы, – в частности.

ТЕМА № 5. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТОМ

Автор-составитель, и рецензент данного учебного курса подчёркивают, что все нижеследующие аспекты, в данной теме и во всех последующих темах этого раздела, во всех своих конкретных содержательных деталях понимаются, исследуются и интерпретируются на практике как в контексте всего процесса консультирования в целом, так и в контексте основных структурных форм каждой конкретной, отдельно «взятой», отчасти самостоятельной психологической консультации («сессии», встречи, беседы).

I этап психологического консультирования. Установление и поддержание доверительных отношений с клиентом.

Данный этап, – это психологический фундамент, на котором основаны все дальнейшие взаимоотношения и взаимодействия психолога и клиента. Этот этап начинается с приветствия консультантом клиента.

Встречая (приветствуя) СВОЕГО клиента, психологу-консультанту необходимо обязательно помнить и применять следующие основные правила:

1. В консультационном помещении (кабинете) не должно быть слышно внешнего шума, чисто убрано, не должно быть множества посторонних предметов (что рассеивает внимание клиента), иначе общее беспокойство и ситуативная тревожность клиента могут возрасти;

2. Психолог-консультант должен выглядеть презентабельно, аккуратно! Волосы (стрижка, причёска), лицо, руки должны быть ухожены. Обувь должна быть новая и удобная. Одежда должна быть неброская, но со вкусом подобранная, не слишком праздничная, но и не будничная, т.е. такая, в какой психолог будет чувствовать себя комфортно. Наиболее желателен аккуратный деловой стиль одежды, но совсем не обязательно, при этом, выглядеть официально. Например, мужчина-консультант вовсе не обязательно должен быть в пиджаке и при галстуке, а может быть в рубашке и свитере. Кроме того, женщинам-консультантам настоятельно не рекомендуется иметь очень броский и слишком яркий макияж и настоятельно не рекомендуется одеваться так, чтобы этот наряд можно было счесть вызывающим с позиции общественных приличий.

3. Психолог выбирает место своего физического расположения в помещении таким образом, чтобы в момент встречи оказаться лицом к лицу с клиентом;

4. Если психолог был в положении сидя, то при появлении клиента ему необходимо встать, иначе у клиента сложится впечатление, что ему не выказывают уважение;

5. Нужно предоставить возможность клиенту первому занять место (присесть), для чего клиенту необходимо предложить это сделать, указав ему плавным и открытым движением – «приглашающим» жестом руки, на «клиентское» кресло;

6. Пока клиент не займет своё место в «клиентском» кресле и не устроится в нём удобно, а также в самые первые минуты консультации, начинать специальный профессиональный разговор (осуществлять терапевтическую беседу) никоим образом не рекомендуется, так как клиент может быть ещё не готов к серьёзному разговору (пока он не полностью настроен на глубокую беседу).

После того, как клиент удобно расположился, психолог просит его представиться (категорически рекомендуется обращение к клиенту «на Вы»), или, если это не первая встреча, спрашивает о его самочувствии, а затем представляется сам (также, настоятельно рекомендуется представляться «по имени-отчеству»), или, если это не первая встреча, говорит о том, что он рад снова видеть клиента (и т.п.). Итак, если консультативная встреча первая, то происходит т.н. ритуал знакомства с клиентом, а если консультативная встреча не первая, то происходит т.н. ритуал приветствия клиента.

Все эти т.н. предваряющие действия помогают снять психологическое напряжение клиента, дают ему возможность успокоиться и собраться с мыслями (сам консультант УЖЕ должен быть предварительно настроен на работу с данным конкретным клиентом как личностью, – во всех случаях НЕ первой встречи).

На всём начальном этапе установления и поддержания доверительных отношений с клиентом, а так же на каждой аналогичной фазе отдельной консультационной встречи, – психолог-консультант успокаивает и поддерживает клиента, эмоционально принимает и «приподнимает» его как личность, создаёт для него ситуацию (условия) психологической безопасности, осуществляет психологическую поддержку клиента, вселяет в клиента уверенность в его и в своих силах и вызывает у клиента доверие к себе как к профессионалу.

Ещё раз подчёркиваем то, что на данном этапе (в течение этой фазы) психологом-консультантом должен наиболее активно использоваться психоконсультационные приёмы«отзеркаливание» и «парафраз».Названные психоконсультативные приёмы заключаются в повторении консультантом (не буквальном и не нарочитом, а тонком и незаметном) жестов, мимики клиента, а также в подражании тембру и тону его голоса и особенностям речи, специфике когнитивного речевого стиля клиента. Всё это помогает клиенту почувствовать себя в ситуации психологической безопасности и создаёт оптимальные условия для дальнейшего продуктивного общения клиента и консультанта.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Эссе «Представление о роли консультанта в процессе психологического консультирования»

Каждый человек в течение своей жизни испытывает при контактах с окружающим миром психологические проблемы, которые являются отражением его внутреннего мира, убеждений, системой личных ценностей. Начинаются такие проблемы зачастую в детстве, а затем усугубляются во взрослом возрасте. Выражение «все болезни от нервов» имеет научное подтверждение. И роль психики в возникновении болезней по данным ВОЗ - 40 %.

Еще древнегреческий философ Платон писал: «…тело нельзя лечить без души…Ибо от души идет всё: как доброе, так и злое, как на тело, так и на всего человека… А душа должна лечиться особыми целебными разговорами…..». Я полностью согласна с его мнением. Проблемы, связанные с психологическими аспектами жизни для человека являются тяжелым грузом, препятствующим полноценному существованию. Нерешенные сложности и препятствия ухудшают здоровье и взаимоотношения. Но даже человек с высоким IQ и самоорганизацией часто не знает, как избавиться от такого рода проблем. Это связано с тем, что, будучи непосредственным участником процесса и испытывая негативные эмоции самому себе в таких проблемах помочь трудно. Поэтому квалифицированная психологическая помощь будет полезной. Но насколько эффективной окажется эта помощь, будет зависеть от профессионального уровня психолога и какими личностными качествами он обладает, а так же частично от личности клиента обращающегося с запросом. Потому что психологическое консультирование – процесс двусторонний, в котором сталкиваются две личности – личность консультанта и личность клиента, и которые взаимно влияют друг на друга. Но будет ли это взаимовлияние конструктивным или деструктивным (для них обоих), во многом зависит именно от личности психолога.

Перечислю качества личности, взятые из статьи Е.П.Ильина «Личность консультанта в психологическом консультировании», которые способствуют профессиональной успешности и пригодности консультанта

1. Любознательность и пытливость . Люди с такими качествами способны проявлять естественный интерес к другим;

1. Способность выслушивать. Умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора важно для консультанта;

2. Легкость в поддержании разговора . Способность получать удовольствие от словесного обмена;

3. Эмпатия и понимание. Умение ставить себя на место другого человека, даже противоположного пола или принадлежащего к другой культуре, необходимо специалисту по консультированию;

4. Эмоциональность . В процессе психологической помощи эмоциональные люди свободнее проявляют разнообразные чувства — от гнева до радости;

5. Интроспекция . Способность видеть (или чувствовать) свое внутреннее состояние нужна любому консультанту;

6. Готовность к самопожертвованию . Чтобы в нужное время выслушать другого человека и заняться его проблемами, очень часто приходится откладывать собственные дела;

7. Толерантность к близким отношениям . Для консультанта важна спо­собность поддерживать эмоциональную близость;

8. Комфорт в отношениях с властью . Способность признавать чужую власть, сохраняя определенную степень независимости, тоже поможет на этом профессиональном пути;

9. Чувство юмора . Умение воспринимать неоднозначные стороны жизненных событий и увидеть в них смешное также необходимо.

В дополнение к уже упомянутым качествам успешных консультантов стоит назвать еще несколько:

1. Интеллектуальная компетентность — желание и умение учиться, а также сообразительность и творческое мышление;

2. Энергичность — способность проявлять свою активность на протяжении сессии и быть в состоянии поддерживать ее при виде большого числа клиентов, ожидающих своей очереди;

3. Гибкость — умение приспосабливать свои действия к новым обстоятельствам, отвечая запросам своих клиентов;

4. Способность оказывать содействие — поддержка людей в принятии ими решений, в обретении надежды и уверенности;

5. Наличие доброй воли — желание конструктивно работать в интересах клиентов, тактично сохраняя их независимость;

6. Уверенность в себе — знание себя, в том числе установок, ценностей и чувств, и способность распознавать, какие факторы и каким образом воздействуют на них.

Способ, при помощи которого психолог вычленяет и интерпретирует ключевые проблемы своего клиента, обычно отражает его теоретический фундамент и его взгляды на природу человека.
При изучении разных теорий большой интерес у меня вызвали теории З.Фрейда,А.Адлера и К.Юнга, но больше нравиться гуманистическое направление в теории личности А. Маслоу. В основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм.

Но если рассматривать деятельность психолога консультанта, то я считаю, что теории консультирования не должны рассматриваться в рамках подхода "какая теория вернее, правильнее и лучше". Наличие альтернатив предоставляет дополнительные возможности в углублении представлений о клиенте и особенностях его психологической реальности. Если психолог ограничивает себя рамками одного теоретического подхода, то эта приверженность возможна лишь в том случае, если психолог достаточно компетентен в той или иной теории и подходит к клиентам дифференцированно. Разные определения одной и той же проблемы отражают различные теоретические подходы и ведут к различным терапевтическим действиям, так как из теории вытекает не только набор концепций, объясняющих человеческое поведение, но также довольно четкий арсенал методик и техник психологической помощи. Но узость мышления, ригидность делает невозможной психологическую помощь клиентам, которые "не укладываются" в рамки той или иной теории. В таких ситуациях психолог, может пытаться «подогнать» проблему клиента до той степени, которая позволит определить ее в терминах используемого психологом теоретического подхода и она будет является не "клиент-центрированным", а "теория-центрированным". Поэтому для психолога, по моему мнению, важно быть гибким в выборе методик и теории и оставаться открытым для новых идей. Важной задачей саморазвития психолога-консультанта будет заключается в том, чтобы выбрать из каждой теории идеи, которые, по его мнению, наиболее точны, и построить свою собственную теорию. Но для этого надо постоянно учиться, набираться опыта, и всегда помнить, что нет предела совершенству. И как говорил Конфуций: « Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это самый легкий и путь опыта – это путь самый горький». А «Успех- как говорил Уинстон Черчиль- это умение двигаться от одной неудачи к другой не теряя энтузиазма!»

Как я уже говорила выше, психологическое консультирование – это процесс двусторонний, в котором сталкиваются две личности – личность консультанта и личность клиента , поэтому нельзя не коснуться их ответственности в этой деятельности. В процессе консультирования ответственность консультанта состоит в том, чтобы создать помогающую (то есть способствующую более глубокому самопониманию) позитивную (проникнутую надеждой на возможность достижения целей саморазвития) интерпретацию истории жизни клиента с учетом всей противоречивой информации о нем. Ответственность клиента заключается в том, чтобы снабдить консультанта точной информацией. Очень емко об ответственности консультанта высказалась В. К. Лосева. Человек может отказаться от выявленного в ходе обсуждения с консультантом решения своей проблемы. И выбрать жить дальше с проблемой, которая, по его мнению, отнимет у него меньше сил, чем ее решение, либо будет искать другое решение. В любом случае консультант должен уважать его выбор, понимая границы своей ответственности.
Цель консультанта— толковать проблему человека и выводить из этих толкований новые действенные следствия. В консультировании не ставится задача глубинного изменения личности. Консультант претендует только на осознание и выявление достаточно типичных препятствий, нагроможденных вокруг и внутри человека, которые он считает частью себя, а изменится ли он и куда он двинется дальше — это дело его выбора.

Психологу иногда приходится слышать такие вопросы и претензии от клиента. Чтобы избежать упреков и выстроить конструктивные взаимоотношения, психологи в начале работы заключают терапевтический контракт, или контракт на психологическое консультирование.

Это не юридический документ, а рабочее соглашение. В нем психолог и клиент проговаривают цели терапии и средства их достижения. Контракт помогает договориться об организационных моментах, условиях работы и об обоюдных обязательствах.

Это страховка психолога от того, что клиент будет пропускать сессии, нарушать границы, оставаться пассивным в процессе. Клиенту контракт позволит определиться с запросом и целями, разделить ответственность за результат терапии.

Составляем терапевтический контракт пошагово

Как заключается терапевтический контракт

Возможен вариант устного заключения контракта на первой ознакомительной консультации — в этом случае нужно обсудить и проговорить все пункты контракта.

Что должно быть в контракте

В контракте учитываются терапевтические (или консультационные) и организационные условия. Детали зависят от формата взаимодействия (очно или дистанционно), и от запроса клиента.

Терапевтические условия

Рассмотрим все значимые моменты, которые нужно отразить в терапевтическом контракте.

Цель и методы работы

Помогите выбрать и сформулировать определенный запрос, с которым будете работать в первое время. Расскажите, как будет проходить терапия, какие методики вы используете, что нужно будет делать клиенту во время сессий и в качестве домашних заданий.

Определите вместе, какого результата ожидает клиент.

Ответственность

Обсудите, что терапия — двусторонний процесс и будет эффективна только при включенности обеих сторон. Договоритесь о честности в выполнении упражнений и ответах на вопросы.

Особенность терапевтических отношений

Отношения с терапевтом могут сигнализировать о сценариях, проявляющихся в отношениях с другими людьми.

Скажите клиенту, что он может испытывать разные чувства и переживания по отношению к вам. И если он будет делиться ими, это может помочь интерпретировать чувства и осознать привычные шаблоны поведения.

Отношения и границы

Вы договариваетесь, что не общаетесь вне сессий, звонки только в экстренной ситуации. Определите, какие ситуации могут считаться экстренными: опасность для жизни, угроза, и т. д. Общение вне консультаций должно касаться только организационных моментов.

Договоритесь об отсутствии физического контакта и о том, что вы не проводите консультации, если клиент находится в измененном состоянии (например, при употреблении алкоголя или сильных успокоительных).

Обсудите право клиента сказать «нет», если не готов разбирать конкретную ситуацию.

Конфиденциальность

Проговорите, что гарантируете конфиденциальность любой информации о клиенте.

Составляем терапевтический контракт пошагово

Организационные условия

В терапевтическом контракте психологу нужно учесть все условия для комфортной и продуктивной работы.

Длительность и регулярность терапии

Длительность терапии будет зависеть от ситуации клиента. Выслушав его запрос, вы можете предложить контракт на определенное количество встреч или период (например, полгода или год). В среднем решение локальной проблемы занимает 10—20 консультаций.

Нужно проговорить, как часто будут проходить консультации и сколько будет длиться одна встреча. Оптимальная частота для терапевтического эффекта — один раз в неделю. При длительной терапии клиент может определять частоту самостоятельно.

Оплата (размер, способ, условия)

Обсудите стоимость и форму оплаты сразу, чтобы избежать консультаций «в долг» или просьб о скидке. Оплата может быть за серию встреч, по факту каждой консультации или с предоплатой за следующую сессию в конце текущей. Обычно стоимость терапии сохраняется для старых клиентов, но если вы планируете повышать цены для всех, сообщите о возможных сроках и сумме повышения.

Место проведения

Договоритесь о месте проведения встреч. В случае онлайн-консультаций проговорите, что для лучшего эффекта рекомендуется включать камеру, быть в тихом и безлюдном месте, отключать все уведомления на телефоне или компьютере.

Опоздания и отмены

Обсудите, что будет в случае опоздания клиента, чтобы он не ожидал продления сессии на время задержки. Если клиент отменит встречу менее чем за сутки, терапевт удерживает ее стоимость в размере 50—100%. Аналогично если за тот же срок отмена происходит по вашей инициативе, следующая консультация проходит для клиента бесплатно или со скидкой.

Мы разработали шаблон терапевтического контракта

Получите шаблон бесплатно и просто впишите в него свои данные

Такое содержание контракта позволит обеим сторонам открыто обсудить свои ожидания. Это поможет заложить фундамент доверительных, равных и ответственных отношений, а также защитить терапевта от потери дохода и от обвинений в невыполненных обязательствах.

Читайте также: