Процесс удаления поддерживающих лесов и опалубки арок и сводов

Обновлено: 14.05.2024

В комплексном технологическом процессе по возведению монолитных конструкций распалубливание (съем опалубки) является одной из важных и трудоемких операций.

Распалубливание конструкций следует производить аккуратно, с тем чтобы обеспечить сохранность опалубки для повторного применения, а также избежать повреждений бетона. Распалубливание начинают после того, как бетон наберет необходимую прочность.

Снимать боковые элементы опалубки, не несущие нагрузок, можно по достижении бетоном прочности, обеспечивающей сохранность углов, кромок и поверхностей. Боковые щиты фундаментов, колонн, стен, балок и ригелей снимают через 48. 72 ч. Эти сроки устанавливают на месте в зависимости от вида цемента и температурно-влажностного режима твердения бетона.

Несущие элементы опалубки снимают по достижении бетоном прочности, обеспечивающей сохранность конструкции. Эта прочность при фактической нагрузке менее 70% от нормативной составляет: для плит пролетом до 3 м и несущих конструкций пролетом до 6 м - 70%, для конструкций с пролетами более 6 м и конструкций с напрягаемой арматурой - 80% от проектной. Если фактическая нагрузка более 70% нормативной, то несущую опалубку снимают после того, как бетон таких конструкций наберет проектную прочность.

Удалению несущей опалубки должно предшествовать плавное и равномерное опускание поддерживающих лесов - раскружаливание. Для этого опускают опорные домкраты или ослабляют парные клинья. Запрещается рубить или спиливать нагруженные стойки. Опоры, поддерживающие опалубку балок, прогонов и ригелей, опускают одновременно по всему пролету.

Опорные стойки, поддерживающие опалубку междуэтажных перекрытий, находящихся непосредственно под бетонируемыми, удалять не разрешается. Стойки опалубки нижележащего перекрытия можно удалять лишь частично. Под всеми балками и прогонами этого перекрытия пролетом 4 м и более рекомендуется оставлять так называемые стойки безопасности на расстоянии одной от другой не более чем на 3 м. Опорные стойки остальных нижележащихперекрытий разрешается удалять полностью лишь тогда, когда прочность бетона в них достигла проектной.

Несущую опалубку удаляют в 2. 3 приема и более в зависимости от пролета и массы конструкции.

Особенно осторожно нужно распалубливать своды и арки. Перед раскружаливанием арок и сводов с затяжками обязательно затягивают натяжные муфты. Раскружаливать арки и своды начинают от замка и ведут к опорным пятам.

При съеме опалубки с фундаментов и стен сначала обрезают стяжные болты или проволочные скрутки. Далее снимают схватки и ребра, после чего отрывают от бетона отдельные щиты. При распалубливании колонн удаляют нижние рамки и обрамляющие бруски у прогонов, снимают хомуты и щиты.

Распалубливать плиты перекрытий начинают с удаления подкружальных досок и кружал. Два-три снятых кружала укладывают на леса под плитой для предотвращения падения опалубочных щитов перекрытия.

Крупнощитовую опалубку массивов, стен и фундаментов снимают кранами с помощью специальных рычажных приспособлений. Для съема опалубочных панелей при их двухъярусном расположении угол штанги через ролик упирают в стальную пластину верхней панели. При этом конец короткого плеча рычага, давит на прогон нижней панели и отрывает ее от бетона. Оторванную панель переставляют краном в новое положение.

Для съема одноярусных панелей ролик рычажного приспособления упирают в стальную пластину, врезанную в палубу панели. Обойма упирается в прогон. При повороте рычага в положение опалубочная панель отрывается от бетона.

Перед повторным использованием элементы опалубки очищают от бетона и ремонтируют.

Распалубливание конструкций, хотя и требует меньших затрат рабочего времени, чем изготовление или установка опалубки, все же является одним из основных видов опалубочных работ.

От качества распалубливания во многом зависит пригодность опалубочных материалов для дальнейшего использования. При небрежном распалубливании повреждается гладкая поверхность обшивки, ломаются доски обшивки, а иногда и каркас, гнутся крепления. В результате для вторичного использования опалубку требуется ремонтировать или даже полностью заменять. Поэтому распалубливание следует выполнять аккуратно.

Распалубливание начинают после достижения бетоном требуемой прочности. Так как скорость твердения бетона в основном зависит от температуры наружного воздуха и, кроме того, для разных бетонных конструкций требуется различная прочность, время, через которое производят распалубливание, устанавливают с учетом указанных факторов.

Удаление боковых элементов опалубки, не несущих нагрузки от веса конструкции, допускается только после достижения бетоном прочности, обеспечивающей сохранность поверхности и кромок углов при снятии опалубки, если в проекте сооружения нет иных указаний. Обычно боковые поверхности распалубливают в летнее время через 2—3 суток после бетонирования, а нередко и раньше. Сокращение выдержки бетона в опалубке ускоряет бетонные работы, позволяет быстрее оборачивать опалубку и тем самым эффективнее ее использовать.

Несущую опалубку железобетонных конструкций снимают только после достижения бетоном прочности, обеспечивающей целостность конструкции после распалубливания.

Требуемая прочность бетона при распалубливании в зависимости от величины фактической нагрузки на распалубливаемую конструкцию приведена в таблице:

Требуемая прочность бетона при распалубливании

Строительные конструкции Требуемая прочность бетона (в % от проектной) при фактической нагрузке в % от нормативной
свыше 70 70 и менее
Конструкции с напрягаемой арматурой 100 80
Конструкции, находящиеся в вечномерзлом грунте, и колонны 100 80
Несущие конструкции (балки, ригели, плиты) пролетом 6 м и более 100 80
Несущие конструкции пролетом до 6 м 100 70
Плиты пролетом до 3 м 100 70

Распалубливание железобетонных конструкций и частичное их загружение могут быть допущены при меньшей прочности бетона, чем указано в таблице, но при прочности не ниже 50% проектной и не ниже 100 кг/см 2 при применении арматуры классов А-I и А-II и 150 кг/см 2 — при применении арматуры класса А-III.

Стойки и леса, поддерживающие опалубку несущих конструкций, можно удалять при достижении бетоном колонн указанной прочности (см. таблицу выше). Леса и стойки удаляют лишь после снятия боковой опалубки и осмотра распалубленных конструкций и колонн, поддерживающих эти конструкции. Загружать распалубленную конструкцию полной расчетной нагрузкой допускается только после приобретения бетоном проектной прочности.

Удалять опалубку, которая воспринимает вес бетона конструкций, армированных несущими сварными каркасами, допускается только после достижения бетоном этих конструкций 25% проектной прочности. Массивные конструкции распалубливают в сроки, которые назначаются с учетом необходимого теплового режима твердения массива, предусмотренного проектом сооружения.

Особенная осторожность требуется при распалубливании арок и сводов, тонкостенных конструкций (например, сводов-оболочек), а также балочных конструкций пролетом более 8 м. Внезапное приложение нагрузки от собственного веса (после удаления опалубки и лесов) оказывает на конструкцию действие, аналогичное удару, что может повлечь за собой ее разрушение. Поэтому удалению опалубки вышеупомянутых конструкций должно предшествовать плавное и равномерное опускание поддерживающих лесов. Этот процесс, называемый раскружаливанием, осуществляют, ослабляя клинья, опуская домкратные винты, выпуская песок из цилиндров.

Раскружаливание производят в два, три и более приемов в зависимости от длины пролета и веса конструкции.

Опоры, поддерживающие опалубку балочных конструкций, опускают одновременно по всему пролету пропорционально прогибам конструкции от ее собственного веса.

Перед раскружаливанием сводов с затяжками, снабженными муфтами или другими натяжными приспособлениями, вначале натягивают затяжки.

Раскружаливание арок и обыкновенных сводов начинают от замка и ведут симметрично в обе стороны по направлению к пятам.

Раскружаливание перекрытий круглых резервуаров, а также воронок бункеров производят, опуская опоры, расположенные в центре конструкции, и ведут концентрическими рядами по направлению к периметру конструкции. При этом опоры, расположенные по каждому концентрическому ряду, опускают одновременно.

При удалении поэтажных стоек, поддерживающих опалубку забетонированных перекрытий многоэтажных зданий, руководствуются следующими правилами:

  • удалять стойки опалубки перекрытия, находящегося непосредственно под бетонируемым перекрытием, не допускается;
  • стойки опалубки следующего нижележащего перекрытия можно удалять лишь частично, при этом под всеми балками и прогонами пролетом 4 м и более оставляют «стойки безопасности», расположенные одна от другой на расстоянии не более 5 м;
  • стойки опалубки остальных нижележащих перекрытий можно удалять полностью, если прочность бетона этих перекрытий достигла проектной.

При распалубливании применяют набор инструментов, состоящий из кусачек, гаечных ключей и комплекта ломиков трех типов длиной 1; 0,6 и 0,3-0,35 м. Ломики имеют раздвоенные лапки, служащие гвоздодерами. Большой ломик применяют для выполнения операций, требующих больших усилий (например, отъем прижимных и подкружальных досок); средний — для выбивания клиньев, отъемки щитов, кружал; маленький — для образования щелей между элементами опалубки, в которые потом заводятся ломики больших размеров. На звено из двух рабочих нужен комплект из двух больших ломиков, двух средних и одного маленького.

Ломики для распалубливания
Ломики для распалубливания

Опалубочные панели снимают при помощи коленчатых распалубочных рычагов. Рычаг для снятия панелей, расположенных в два яруса, состоит из металлической штанги 1, изогнутой под прямым углом, с двумя роликами 8. Ролики перемещаются по упорной пластинке 4, закрепленной на панели 6 верхнего яруса. Короткое плечо рычага соединяется с обоймой 2, надетой на прогон панели 3 нижнего яруса, а длинное плечо имеет петлю 7 для крюка подъемного крана.

Коленчатые рычаги для снятия опалубочных панелей, расположенных в два (а) и один (б) яруса
Рычаги для снятия опалубочных панелей
1 — металлическая штанга, 2 — обойма, 3 — панель нижнего яруса, 4 — упорная пластинка, 5 — обшивка щита, 6 — панель верхнего яруса, 7 — петля, 8 — ролики, 9 — штырь (I — положение рычага до отрыва панели, II — то же, после отрыва)

При подъеме (положение II) угол штанги 1, снабженный роликами 8, упирается в металлическую пластинку 4 верхней панели 6. При этом конец короткого колена давит на прогон нижней панели 3 и отрывает панель от бетона, после чего опалубочную панель ,5, подвешенную на штанге 1, поднимают в новое положение.

Рычаг для снятия одноярусных панелей имеет ролики 8, укрепленные в конце короткого плеча штанги 1, а обойма 2, прикрепленная к горизонтальному прогону панели, соединяется со штангой 1 у места ее перегиба. Металлическая пластинка 4 врезана со стороны бетона в обшивку щита. При подъеме и повороте рычага (положение II) пластинка прижимается к бетону, а панель отрывается от него. Такой способ снятия панелей обеспечивает конструкциям сохранность при распалубливании.

Отрыв опалубочных панелей вручную требует больших затрат труда и вызывает простои механизмов. Отделение панелей от бетона при помощи трактора приводит, как правило, к их поломке.

В зависимости от назначения различают опалубку перекрытий, стен, лифтовых шахт, колонн, фундаментов, ростверков и т. д.

Очень важным условием при монтаже опалубки является точность сборки. Из-за малейшей неточности в готовой опалубочной конструкции могут возникнуть щели и неровности на бетонном монолите в будущем.

Одним из видов опалубочных работ является монтаж опалубки перекрытий, при сборке которых применяются телескопические стойки. Такая стойка работает по принципу выдвижения внутренней трубы с отверстиями, с помощью которой достигается заданная высота стойки. А с помощью перемещения наружной резьбовой муфты необходимая высота выставляется с высокой точностью.

По материалу

Деревянные опалубки получили большее распространение по причине быстроты и легкости монтажа, а также из-за своей дешевизны. Алюминиевые и стальные опалубки по стоимости сильно превышают деревянные и используются при строительстве крупных и ответственных сооружений.

Сегодня для изготовления поверхности щитов стеновой опалубки применяют фанеру, которая изготавливается из материалов с применением современных технологий деревообработки.

Также для изготовления опалубки применяют оцинкованную или гальванизированную сталь с порошковым покрытием, которое защищает сталь от коррозии и обеспечивает быструю очистку опалубки в процессе эксплуатации. Из положительных свойств стали можно выделить тот факт, что она, в отличие от дерева, обладает высокой несущей способностью и хорошей сопротивляемостью деформациям.

Алюминиевая опалубка намного легче стальной, и тем самым дешевле при транспортировке и монтаже. Однако, по прочности и пределу текучести алюминий сильно уступает стали, в связи с чем количество оборотов алюминиевых щитов в разы меньше стальных. Также алюминиевая опалубка быстро теряют исходную геометрию, и практически не подлежит ремонту, что делает её использование достаточно проблемным для строителей.

Полистирол является исходным сырьем для производства несъёмной опалубки. Пенополистирол водо- и морозостоек, отличается стабильностью технических характеристик во времени и при эксплуатации в регионах с суровым и влажным климатом, и, кроме того, он обладает высокой механической прочностью.

По конструкции

Существует три основные опалубочные системы для возведения стен:

  • Рамная система, которая включает в себя каркасные щиты, подпорные элементы, болтовые соединения и детали крепежа. Каркасные щиты состоят из несущей металлической рамы, ребер жесткости и опалубочной плиты. Рама из замкнутого полого профиля с фасонным гофром предохраняет торцы плиты от повреждений и позволяет соединить элементы в любом месте. Металлический каркас не только обеспечивает необходимую жесткость конструкции, но и значительно облегчает и ускоряет монтаж модульных элементов.
  • Балочная система включает в себя соответственно балки, опалубочные плиты, элементы крепления, подпорные элементы, ригель, подмостки для бетонирования и леса. Балки, выполненные из древесины двутаврового сечения, являются основой системы, и длина балок нормирована. Для обеспечения долговечности на них крепятся стальные или пластмассовые наконечники, предотвращающие откалывание пояса балки.

Балки устанавливаются с определенным шагом и крепятся к опалубочным плитам и между собой с помощью стальных элементов.

  • В туннельной опалубке основным элементом конструкции является полусекция, которая состоит из одной горизонтальной и одной вертикальной панели. Туннельная опалубка предназначена для одновременного опалубливания стен и перекрытий типовых секций. Её монтаж осуществляется при помощи крана. Подобного типа опалубка применяется для серийного производства одинаковых секций.

Опалубка может быть съемной и несъемной. Несъемную опалубку выполняют в том случае, когда не требуется удаление материала с поверхности фундамента. В качестве примера можно привести щиты из фиброволоконнойили полистирольной плиты, часто применяемые для возведения плитного фундамента – они одновременно служат утеплителем.

В частном строительстве обычно используется ленточный фундамент, для его возведения используют съемную опалубку из готовых металлических щитов, фанеры или досок.

Требования к ней весьма высоки:

  • Опалубка должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать давление бетона на стенки;
  • Размеры опалубки должны быть строго выдержаны;
  • В ней не должно быть щелей, через которые может вытечь раствор;
  • Крепление элементов производят так, чтобы опалубку можно было разобрать при застывшем фундаменте.

Покупные металлические щиты имеют высокую прочность и гладкую поверхность, они легко крепятся с помощью болтового соединения и быстро снимаются с готового фундамента, оставляя гладкую и ровную поверхность. При этом у них есть один недостаток – цена. Для фирм-застройщиков, возводящих десятки домов за сезон, затраты на приобретение щитов оправданы, но при возведении фундамента своими руками целесообразнее собрать дощатую или фанерную опалубку.

Устройство дощатой опалубки

Опалубка из досок или фанеры, сделанная своими руками, представляет собой щиты на каркасе из брусков, которые скрепляют между собой в единую конструкцию. Щиты укрепляют с помощью стяжек, укосов и хомутов. Щиты устанавливают в подготовленную траншею так, чтобы все крепежные элементы оказались снаружи, а изнутри получилась ровная и максимально ровная поверхность необходимой формы.

Для разборной опалубки подходит обрезная доска, можно второго сорта, или березовая фанера. Толщина материала – от 10 мм. Каркас щитов собирают из бруска 40х60 мм. Укосы, хомуты и стяжки можно выполнять из любых подручных материалов, обычно для этой цели используют остатки досок или бруска. Главное – обеспечить достаточную прочность и качественно закрепить их.

Внутренняя поверхность опалубки из неструганной доски будет недостаточно гладкой, но если вы планируете утепление фундамента или его внешнюю отделку, это обстоятельство пойдет скорее на пользу – штукатурный раствор и клей значительно лучше ложатся на слегка шероховатую поверхность.

Технология выполнения опалубки из досок или фанеры

  • Готовят материал для щитов. Бруски нарезают на одинаковые отрезки, на полметра длиннее высоты фундамента. Одну сторону брусков затачивают – с их помощью щиты забивают в грунт. Доски или фанеру также нарезают по размеру щитов. Доски тщательно подгоняют, чтобы не оставлять щелей. Толщину материала выбирают в зависимости от размера фундамента и, соответственно, толщи бетона, которая будет давить на опалубку. В большинстве случаев достаточно досок толщиной 24-36 мм.
  • Выкладывают на ровной поверхности бруски на расстоянии одного метра, выравнивают их по верхнему краю, сверху кладут доски или фанеру и закрепляют гвоздями или саморезами. Шляпка крепежных элементов должна располагаться именно с внутренней стороны щита, иначе выступающее острие гвоздя или самореза серьезно затруднит съем опалубки.
  • При выполнении фундамента с расширением в нижней части щиты упирают в опорную доску, при этом нет необходимости втыкать их в грунт, и брусок обрезают по ширине щита.
  • Размечают участок, натягивая капроновую бечевку между вбитыми в грунт брусками. По разметке копают траншею необходимой глубины, выполняют песчано-гравийную подсыпку.
  • Устанавливают опорную доску при необходимости, а после нее – щиты, закрепляя их к доске или вбивая заостренной частью в землю. При этом используют отвес и уровень, добиваясь максимально ровного положения щитов.
  • Между собой щиты скрепляют с помощьюотрезков доски, прибивая их с внешней стороны к брускам щитов. Стороны опалубки скрепляют хомутами – П-образными конструкциями из бруска или досок, не позволяющими сторонам опалубки расходиться при заливке бетона.Углы дополнительно скрепляют досками, закрепляя их на саморезы.
  • Если щиты недостаточно устойчивы, их также закрепляют распорками из отрезков бруска изнутри и укосами снаружи. Укосы – это брусок, срезанный под углом в 45 градусов и установленный враспор между грунтов и щитом.
  • Дно и стенки опалубки из досок выстилают плотной полиэтиленовой пленкой, чтобы избежать просачивания раствора и преждевременного испарения цементного молочка.
  • Устанавливают арматуру из прутка и заливают бетон. Выравнивают поверхность, накрывают пленкой и выдерживают до схватывания бетона.
  • Снимать опалубку можно тогда, когда между досками и бетонным фундаментом появится небольшой зазор. При снятии щитов необходимо слегка простукивать их с внешней стороны резиновым молотком, это позволит снять опалубку с наименьшими усилиями. Сначала убирают стяжки, укосы, хомуты. После этого поочередно убирают щиты.
  • Если использовалась пленка, ее можно не убирать с поверхности фундамента до его полного высыхания – это предотвратит преждевременное пересыхание верхнего слоя и позволит бетону набрать максимальную прочность.

Совет

Щиты для опалубки из фанеры и досок можно использовать многократно, при этом для облегчения их снятия лучше каждый раз выстилать опалубку пленкой. Опалубка может быть также комбинированной – такой тип опалубки часто применяют в сыпучих грунтах при выполнении свайно-ленточного или заглубленного фундамента. В этом случае подземную часть выполняют несъемной из асбестоцементных труб или полистирольных листов, а надземную – съемной, из досок или фанеры.

После снятия опалубки с железобетонных конструкций нередко обнаруживаются дефекты бетонирования. Они возникают вследствие применения некачественных материалов, изношенной опалубки, нарушения технологии производства бетонных работ или недостатков конструктивных решений. Так, применение опалубки, которая в процессе многократной оборачиваемости постепенно изнашивалась и своевременно не ремонтировалась, приводит к тому, что в процессе бетонирования через ее щели и неплотности при интенсивной вибрации вытекает цементное молоко, в результате чего конструкции могут иметь гравелистую поверхность и раковины.

Сразу после распалубливания производитель работ и работник строительной лаборатории должны тщательно осмотреть состояние открытых поверхностей бетонных и железобетонных конструкций, проверить конструкции на наличие скрытых дефектов путем простукивания обычным молотком, а в сомнительных местах – с помощью ультразвукового или другого дефектоскопа. Выявленные дефекты устраняют.

Дефекты в бетоне конструкций могут быть разделены на две основные группы.

К первой группе относятся: гравелистая поверхность бетона в отдельных местах, неглубокие раковины, незначительные неровности и наплывы. Исправление этих дефектов не требует разработки специальных мероприятий, не связано оно и со значительными затратами труда и материальных средств.

Ко второй группе относятся: глубокие и сквозные раковины, пустоты, трещины, отклонения конструкций от проектных размеров и др. Эти дефекты исправляют только после тщательного осмотра конструкции и, как правило, после согласования методов устранения дефектов с проектной организацией.

Гравелистую поверхность бетона очищают металлическими щетками, промывают струей воды, а затем оштукатуривают цементно-песчаным раствором состава 1:2 (по объему) на портландцементе марки 400–500. Неглубокие раковины расчищают от неплотного бетона зубилом и металлической щеткой, промывают водой и заделывают жестким раствором. Наплывы на бетонной поверхности удаляют вслед за разбором опалубки, когда бетон еще не набрал проектной прочности, для чего применяют кельмы, молотки-кирочки, зубила и отбойные молотки.

К наиболее распространенным дефектам железобетонных конструкций относятся раковины , которые образуются в результате сбрасывания бетона в опалубку с большой высоты, из-за недостаточного уплотнения, применения жесткой бетонной смеси, в результате длительного транспортирования, во время которого бетонная смесь расслоилась и начала схватываться. Чаще всего раковины появляются в местах наибольшей насыщенности арматурой, труднодоступных и неудобных для укладки и уплотнения бетона.

При назначении метода устранения раковин необходимо учитывать их число и размеры. В сильно загруженных колоннах раковины последовательно расчищают, удаляя уплотненный бетон с каждой стороны колонны, затем их промывают водой и подготовленные полоски бетонируют.

Для заделки раковин применяют раствор или бетон с крупностью зерен заполнителя до 20 мм. В качестве вяжущего используют портландцемент марок 400-500. Раствор или бетон готовят небольшими порциями вблизи места производства ремонтных работ. Чтобы обеспечить сцепление нового бетона со старым и с арматурой и получить повышенную прочность на ослабленном участке в раннем возрасте, рекомендуется применять бетон, марка которого на одну ступень выше марки бетона ремонтируемой конструкции.

Если при проверке обнаружены сквозные раковины , расчистка которых вызовет значительное снижение несущей способности нагруженных колонн, устраивают железобетонные обоймы или накладки с последующим нагнетанием в пустоты цементно-песчаного раствора через установленные заранее трубки. На месте каждого дефекта рекомендуется устанавливать не менее двух трубок с последующим нагнетанием в пустоты цементно-песчаного раствора.

Довольно распространенным и опасным для несущей способности железобетонных конструкций видом дефектов являются пустоты . Они часто встречаются и появляются, как правило, вследствие непрохождения бетона на данном участке. Пустоты иногда достигают таких размеров, что полностью оголяется арматура, образуются сквозные разрывы в конструкциях и нарушается их монолитность.

Устранение такого рода дефектов сводится к следующему.

Поверхность стыков очищают от рыхлого старого бетона, после чего стыки тщательно промывают водой. У мест бетонирования устраивают навесную опалубку с карманами, несколько возвышающимися над верхним стыком. Заделывают пустоты бетоном на мелком щебне. Производитель работ вместе с лаборантом проверяют правильность приготовления бетонной смеси и тщательность ее уплотнения штыкованием или вибрированием. Для ускорения твердения бетона в местах заделок рекомендуется применять паро- и электропрогрев. Зимой для обогрева полостей в конструкциях перед укладкой бетона и для последующего его твердения могут быть использованы лампы инфракрасного излучения.

Если обнаружены трещины , являющиеся результатами усадки, температурных напряжений или различных деформаций, создают комиссию с участием представителя проектной организации. В случае необходимости к участию в работе комиссии приглашают работников центральных лабораторий и научно-исследовательских институтов. В процессе обследования комиссия должна выявить причины появления трещин, обозначить их на конструкции, измерить величину раскрытия трещин и установить наблюдение за их состоянием.

Величину раскрытия трещин измеряют лупой с делениями на стекле, устанавливаемой вплотную к плоскости конструкции. Такая лупа дает увеличение в 10 раз при цене одного деления и погрешности отсчета 0,1 мм. Место установки окуляра лупы (прилегающего к плоскости конструкции) обводят цветным карандашом и нумеруют, чтобы в дальнейшем трещину измерять в одном и том же месте. При следующем измерении лупу ставят в створ ранее сделанных отметок.

Простейший метод контроля раскрытия трещин – установка на расчищенную поверхность с обеих сторон трещины гипсовых маяков. Стабилизировавшиеся трещины в зависимости от величины их раскрытия заделывают с поверхности цементным раствором набрызгом или под давлением. Если же в процессе проверки установлено, что раскрытие трещин продолжается, что может явиться причиной деформации несущих и ограждающих конструкций зданий, проектная организация должна срочно разработать проект усиления конструкций, а строительная организация – выполнить эти работы. Все выполненные работы по исправлению дефектов в бетонных и железобетонных конструкциях оформляются специальным актом.

Разборку опалубки выполняют ква­лифицированные рабочие. Боковые элементы опалубки, не несущие нагрузки от веса конструкций, снимают пос­ле достижения бетоном прочности, обеспечивающей це­лостность поверхности и кромок углов сооружения при распалубливании, если в проекте сооружения нет иных указаний по этому вопросу. Опалубка, воспринимающая вертикальные нагрузки, может быть удалена после того, как бетон приобретет прочность, достаточную для вос­приятия этих нагрузок. Прочность бетона, необходимую для распалубливания, устанавливают в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Опреде­ляют ее в лаборатории испытанием пробных образцов.

При удалении опалубки боковых поверхностей надо соблюдать определенную последовательность операций, обеспечивающую сохранность элементов.

При удалении опалубки и лесов конструкция всту­пает в работу и сама воспринимает собственный вес и нагрузки, приходящиеся на нее в момент распалубливания. Особенную осторожность требует распалубливание арок и сводов, тонкостенных конструкций больших про­летов (4 м и более). Внезапное приложение нагрузки от собственного веса (после удаления опалубки и лесов) оказывает на конструкцию действие, аналогичное удару, что может повлечь за собой ее разрушение. Поэтому удалению опалубки, особенно указанных выше кон­струкций, должно предшествовать плавное равномерное опускание поддерживающих ее лесов. Этот процесс, на­зываемый раскружаливанием, осуществляют при помо­щи парных клиньев, домкратов, песочных цилиндров и других приспособлений. Распалубку конструкций осу­ществляют в два, три и более приемов в зависимости от пролета и веса конструкций при соблюдении определен­ной последовательности.

Опускание всех опор балочных конструкций выпол­няют одновременно.

Раскружаливание арок и обыкновенных сводов начи­нают от замка и ведут симметрично в обе стороны по направлению к пятам; при этом средняя часть арки или свода, вступая в работу, передает нагрузку на нижеле­жащие части, еще поддерживаемые лесами. Обратный порядок раскружаливания арок и сводов может вызвать образование трещин, так как боковые части конструк­ций, оседая под действием собственного веса, могут ото­рваться от средней части, оседанию которой еще препят­ствуют поддерживающие ее леса.

Раскружаливание куполов (например, перекрытий круглых резервуаров) осуществляют опусканием опор, расположенных по концентрическим кругам, начиная от центра по направлению к периметру купола. При этом опускание опор, расположенных по каждбму из концент­рических кругов, выполняют одновременно. Порядок раскружаливания тонкостенных сводов больших проле­тов назначают по согласованию с проектной организа­цией.

Демонтаж инвентарной металлической и комбиниро­ванной опалубки. Общие правила. Демонтаж опа­лубки, устанавливаемой отдельными щитами или пане­лями, начинают с удаления наружных креплений-подко­сов, распорок и т. п. Затем освобождают внутренние крепления: снимают зажимы с концов проволочных стя­жек, извлекают из бетона стяжные болты, связывающие противостоящие стенки опалубки, и т. д. После этого освобождают натяжные крюки, связывающие панели со схватками, снимают схватки, а затем отдельные щиты.

При снятии краном укрупненных опалубочных пане­лей сначала проверяют надежность соединения щитов со схватками и между собой, затем зачаливают панель и лишь после этого освобождают ее от всех креплений.

Если снять панель не удается (например, вследствие защемления в бетоне отдельных щитов), ее разбирают на отдельные части.

Ступенчатые фундаменты. Опалубку ступен­чатого фундамента разбирают в следующем порядке.

Демонтируют кондукторы анкерных болтов или из­влекают гнездообразователи. Выбирают клинья, соеди­няющие схватки между собой. Снимают пружинные ско­бы, соединяющие короба нижнего и верхнего ярусов опалубки подколонника. Затем снимают навесные ра­бочие площадки и стремянки. Снимают клиновые зажи­мы крепления стяжек. Разбирают короб верхнего яруса опалубки подколонника на отдельные панели; когда это затруднено из-за защемления в бетоне отдельных щитов или концов стяжек, опалубку разбирают по элементам.

Верхние щиты и доборы снимают по направлению от внешних углов к внутренним. После разборки верхних Порядок раскружаливания тонкостенных сводов больших проле­тов назначают по согласованию с проектной организа­цией.

Демонтаж инвентарной металлической и комбиниро­ванной опалубки. Общие правила. Демонтаж опа­лубки, устанавливаемой отдельными щитами или пане­лями, начинают с удаления наружных креплений-подко­сов, распорок и т. п. Затем освобождают внутренние крепления: снимают зажимы с концов проволочных стя­жек, извлекают из бетона стяжные болты, связывающие противостоящие стенки опалубки, и т. д. После этого освобождают натяжные крюки, связывающие панели со схватками, снимают схватки, а затем отдельные щиты.

При снятии краном укрупненных опалубочных пане­лей сначала проверяют надежность соединения щитов со схватками и между собой, затем зачаливают панель и лишь после этого освобождают ее от всех креплений.

Если снять панель не удается (например, вследствие защемления в бетоне отдельных щитов), ее разбирают на отдельные части.

Ступенчатые фундаменты. Опалубку ступен­чатого фундамента разбирают в следующем порядке.

Демонтируют кондукторы анкерных болтов или из­влекают гнездообразователи. Выбирают клинья, соеди­няющие схватки между собой. Снимают пружинные ско­бы, соединяющие короба нижнего и верхнего ярусов опалубки подколонника. Затем снимают навесные ра­бочие площадки и стремянки. Снимают клиновые зажи­мы крепления стяжек. Разбирают короб верхнего яруса опалубки подколонника на отдельные панели; когда это затруднено из-за защемления в бетоне отдельных щитов или концов стяжек, опалубку разбирают по элементам.

Верхние щиты и доборы снимают по направлению от внешних углов к внутренним. После разборки верхних ные ригели, как описано выше, и щиты опалубки плиты. Разборку опалубки балок начинают с демонтажа боко­ вых щитов, после чего постепено снимают стойки, а за тем щиты днища коробов (балок).

Все инвентарные элементы креплений и детали опа­лубки немедленно после снятия должны быть собраны, уложены в ящики и сданы на хранение или переданы на другой участок для дальнейшего использования.

Бункеры и резервуары. Демонтаж опалубки начинают с разборки верхней плиты наклонных стенок и боковых стенок балок с внутренней стороны.

Опалубку плиты разбирают следующим образом: опускают на 100. 200 мм наружные опоры по одной из стенок, затем на 50 . 70 мм опускают опоры внутреннего ряда и, начиная сверху, снимают щиты. Согласно прави­лам техники безопасности, демонтнрованные элементы (щиты, крепления, схватки) запрещено оставлять внутри бункера; их убирают через течку вниз. При этом при­ем элементов ведут один-двое рабочих, находящиеся в этом месте постоянно и поддерживающие связь с ра­бочими, находящимися внутри бункера. Перенос и скла­дирование опалубки выполняют двое-трое рабочих 1- и 2-го разрядов.

Разборку опалубки течки выполняют так же, как и монолитных железобетонных балок. После демонтажа всех щитов, прогонов, струбцин производится разборка опор. Опоры не рекомендуется разбирать полностью до тех пор, пока не будут сняты щиты нижней плиты сте­нок бункера. Работы начинают с демонтажа опор обвя­зочных балок и ведут к центру. При этом необходимо следить, чтобы при разборке поддерживающих стоек они были раскреплены связями в пространственный устойчивый блок.

Демонтаж щитовой деревянной опалубки. Перед разборкой опалубки стен, колонн и других вертикальных конструкций необходимо тщательно очистить их осно­вание от остатков затвердевшей бетонной смеси.

При распалубливании стен в первую очередь уда­ляют крепления — проволочные стяжки, болты, подкоси и т. п. Проволочные стяжки перерезают кусачками или освобождают их снятием зажимов. При болтовых стяж­ках сначала отвинчивают гайку, а затем легкими удара­ми гаечного ключа или молотка выбивают болты. Чтобы не повредить нарезку, конец болта, но которому ударяют, прикрывают обрезком доски. Выемка болтов облегчается, если их через 1. 1,5 ч после окончания бетонирования повернуть на несколько градусов, чтобы нарушить сцепление с бетоном. После снятий стяжек удаляют схватки, затем ребра и щиты. Разборку сле­дует выполнять отдельными участками: при горизон­тальных щитах — на длину одного щита, при вертикаль-ных — на длину схватки.

При разборке опалубки колонн первоначально сни­мают нижнюю рамку, затем — бруски, окаймляющие вырезы для балок и прогонов. После этого снимают два верхних хомута и заводят конец ломика в щель между накрывным и закладным щитом, отделяя накрыв- ной щит от бетона; при этом из закладного щита не­сколько вытягивают монтажные гвозди, скрепляющие короб. Затем ударом ломика осаживают щит обратно, в результате чего шляпки гвоздей выходят из доски и гвозди легко могут быть выдернуты. Точно так же осво­бождают и противоположный накрывной щит. Повторяя эту операцию с каждой последующей парой хомутов, постепенно освобождают накрывные щиты сверху дони­зу, после чего снимают закладные щиты короба.

Для снятия опалубки плит перекрытий предваритель­но устраивают легкие временные подмости на расстоя­нии 1,6 м от низа плиты. Сначала снимают подкружаль- ные доски, затем кружала.

Разборку начинают со снятия боковых элементов опалубки, не несущих нагрузки от веса конструкций, при условии, что бетон достиг прочности, обеспечиваю­щей целостность поверхности и кромок углов сооруже­ния при распалубливании (если в проекте сооружения нет иных указаний по этому вопросу). При удалении опалубки боковых поверхностей надо соблюдать после­довательность съема элементов опалубки, обеспечиваю­щую их сохранность.

Опалубка, воспринимающая вертикальные нагрузки, может быть удалена после того, как бетон приобретет прочность, достаточную для восприятия этих нагрузок. Прочность бетона, необходимую для распалубливания, устанавливают в соответствии с требованиями строитель­ных норм и правил и определяют в лаборатории испы­танием пробных образцов.

Крайние (с каждого конца плиты) кружала уклады­вают на прижимные доски или прогоны, поддерживаю­щие опалубку перекрытия, чтобы предотвратить паде­ние щитов. Перед снятием последних необходимо вос­становить на них стершуюся маркировку. Для распалубливания боковых поверхностей балок сначала снимают бруски, обрамляющие вырезы в щитах опалубки прого­нов. Вместе с брусками отходят и рейки, закрывающие торцы досок, освобождая концы щитов балок. Если рейки не отходят, то их надо расколоть и удалить. За- тем двое рабочих, работая ломиками, одновременно с двух концов по направлению к середине балки сни­мают прижимные доски, а потом боковые щиты. Опа­лубку прогона снимают такими же приемами после распалубливания всех балок.

Днища коробов балок и прогонов удаляют, как пра­вило, позже расналубливания их боковых поверхностей, так как для этого требуется большая прочность бетона. Вначале осаживают клинья под стойками, после чего удаляют расшивины и окончательно выбивают клинья; при этом между днищем и оголовниками стоек должен образоваться зазор, наличие которого показывает, что конструкция вступила в работу и держится самостоя­тельно, не опираясь на стойки. Убедившись в этом, уда­ляют стойки; днище опускают на оголовнике последней стойки. Если оно не отходит от бетона, то его отрывают крючком из арматурного стержня.

Читайте также: