Принцип работы датчика уровня пола

Обновлено: 28.04.2024

Недавно мне в руки попало ещё одно устройство от производителя ЕвроАвтоматика ФиФ – Автомат контроля уровня жидкости PZ-818.

Его можно назвать и контроллером, поскольку он контролирует уровень жидкости, и может её откачивать и закачивать в ёмкость по надобности.

Не будем забегать вперёд – как обычно, сначала я рассмотрю устройство F&F PZ-818 теоретически, расскажу о его функционале и устройстве, а затем, во второй части статьи – покажу, как мы на предприятии применили его на практике.

Автомат контроля уровня жидкости PZ-818. Внешний вид

Чтобы читатель сразу понял, о чем идет речь, предлагаю обратиться к фото в начале статьи. Вот ещё фото, которые я сделал при распаковке данного девайса.

Комплектность – сам автомат контроля, три датчика (электрода) и руководство по эксплуатации:

Датчики конструктивно исполнены таким образом, чтобы успокаивать возможные колебания уровня жидкости:

Фактически, это не датчики (датчик имеет на выходе какую-то информацию), это электроды или щупы.

Зачем нужен контроль уровня?

Никакая теория не обходится без терминологии, поэтому начнем с названий и определений.

Названия у нашего прибора могут такие:

  • Автомат контроля уровня,
  • Реле контроля уровня,
  • Реле уровня жидкости,
  • Контроллер уровня воды
  • Регулятор уровня жидкости

Даже производитель путается (видимо, недоработка маркетологов) – на сайте написано одно название, в инструкции – другое, на упаковке – третье.

Но главное – не название, а те функции, которое наше устройство выполняет. Если коротко, у него две основные функции – контроль наполнения и контроль опорожнения емкости с жидкостью. Всё остальное – лишь варианты. Иначе говоря, реле уровня срабатывает либо при пересечении некоего верхнего уровня, либо нижнего.

Эти два режима могут называться по разному. Контроль наполнения могут называть контролем верхнего уровня, а контроль опорожнения – режимом откачивания или дренажа.

Как работает контроль уровня?

Как я уже говорил, при пересечении установленного уровня (верхнего либо нижнего, зависит от режима работы) включается реле внутри устройства. То есть, фактически устройство контроля уровня является дискретным датчиком, сигнализирующем о том, что жидкостью был пересечён определенный уровень.

Определение реального уровня жидкости основано на кондуктометрическом принципе работы (на измерении проводимости). То есть, фактически используются операционные усилители, на один вход который подается опорное напряжение, на второй – напряжение, зависящее от сопротивления датчиков. Эти напряжения непрерывно сравниваются, и операционный усилитель, включенный по схеме компаратора, формирует на своем выходе дискретный сигнал (включено / выключено). Это очень упрощенно, в реле уровня ФиФ PZ-818 используется микроконтроллер, поэтому там не всё так просто.

Реле включает, как правило, насос, который работает на подачу воды (заполнение) либо на откачку (дренаж). Обычно для включения насоса применяется контактор , устройство плавного пуска или более сложная схема на основе преобразователя частоты.

Само собой, имеются множество тонкостей работы и настроек, о которых я буду говорить по ходу повествования.

Параметры автомата контроля уровня Евроавтоматика F&F PZ-818

Рассмотрим технические характеристики реле уровня, приведенные в инструкции по эксплуатации.

Инструкция будет приведена в конце статьи.

  • Напряжение питания, В – 50 – 264 АС/DС. Довольно широкий диапазон напряжения, это может быть полезным при питании в промышленных цепях управления напряжением 110 В.
  • Макс. коммутируемый ток, А – 8 АС1. Это ток для идеальной (активной) нагрузки, типа ТЭНа. Если подключать контактор или более мощное реле, выходной ток должен быть в 3-5 раз меньше, для сохранения коммутационной износостойкости (иначе – для сохранения ресурса работы).
  • Контакт: Тип – 1Р (1 переключающий). Выходное реле, используемое внутри нашего прибора, имеет один переключающий контакт, выводы которого подключены на три выходные клеммы.
  • Количество контролируемых уровней – 2. Это означает, что переключение (смена состояния внутреннего реле) может происходить на двух уровнях, в зависимости от положения двух соответствующих датчиков.
  • Напряжение питания датчика, не более, В – 6. Это говорит о безопасности. Важно, что датчики гальванически полностью развязаны от питающей сети. И можно спокойно их касаться и настраивать, когда устройство подключено к сети.
  • Ток потребления датчика, не более, мА – 2. Понятно, что ток датчика маленький. Не понятно, зачем этот параметр здесь? Ведь не для выбора сечения провода?
  • Регулировка времени задержки вкл/откл, с – 0,5 -10. Это важный параметр, который влияет на время реакции автомата уровня, а значит на частоту запуска насоса. От него зависит такой важный параметр, как гистерезис. Например, при почти нулевом гистерезисе, высокой производительности насоса и скорости подачи воды насос может включаться/выключаться по нескольку раз в минуту. Это нехорошо и вредно и для гидравлической системы, и для насоса, и для питающей сети. Если же увеличить параметр времени задержки, гистерезис по уровню может достигать нескольких десятков сантиметров, что может быть вполне приемлемым для некоторых применений.
  • Чувствительность по нижнему и верхнему уровням, регулируемая, кОм – 5-150. А этот параметр влияет на широту спектра применений данного автомата контроля уровня. Недаром в инструкции сказано – «Автоматы не используются для контроля дистиллированной воды, бензина, масла, керосина, этиленгликоля, сжиженного газа». Дело в том, что сопротивление этих жидкостей очень высоко (некоторые с натяжкой можно назвать изоляторами). И чувствительности нашего PZ-818 не хватит, чтобы применить, например, на котельной, где используется химически очищенная вода. Её сопротивление может достигать 500 кОм. Практически сопротивление очень зависит от того, какая часть электрода (датчика) погружена в жидкость. Бесспорно, что датчики, опущенные в воду на 1 мм и на 10 см, будут давать значительно различающиеся показания сопротивления.
  • Диапазон рабочих температур, °С – – 25 – +50. При отрицательной температуре я бы не рекомендовал использовать никакое оборудование.
  • Степень защиты IР20. Открыто устанавливать наш регулятор уровня нельзя, нужна установка только в электрощит.
  • Коммутационная износостойкость – >105 циклов. Как я писал выше, этот параметр сильно зависит от тока через контакты реле. Однако, даже если ток будет в 10 раз меньше максимального, при неправильной настройке задержки данный ресурс может закончиться через год!
  • Потребляемая мощность, Вт – 1. Пренебрежимо мало, по сравнению с потреблением всей системы контроля уровня.
    Подключение – винтовые зажимы 2,5 мм2. Больше и не надо. Оптимально – от 0,75 до 1,5 мм2
  • Габариты (ШхВхГ), мм – 18 х 90 х 65. Тип корпуса – 1S. Реле контроля уровня PZ-818 занимает место одного однополюсного автомата, что очень удобно при монтаже.

Автомат контроля уровня – органы управления

Рассмотрим переднюю панель прибора.

Мы видим два индикатора и три регулятора:

  • Индикатор L (Level – Уровень) зеленого цвета включается тогда, когда уровень жидкости в норме. Для режима наполнения нормальный уровень – выше уровня датчика максимума, для режима дренажа – когда уровень ниже уровня датчика минимума.
  • Индикатор R (Нагрузка) красного цвета говорит о том, что реле находится в активной фазе, и насос в данный момент включен. Когда идет время задержки, индикатор мигает.
  • Регулятор времени задержки. Чем больше выставить задержку, тем реже будет включаться насос, и изменения уровня могут быть значительными. Чем меньше установить задержку – тем точнее будет поддерживаться уровень, но тогда и насосу придётся потрудиться.
  • Регуляторы чувствительности верхнего и нижнего уровня. Служат для подстройки чувствительности в зависимости от проводимости жидкости. Также иногда этими регуляторами можно в небольших пределах (не более длины датчика) изменить уровни срабатывания.

При большом расстоянии между датчиками (большая по диаметру ёмкость) и малой электропроводности жидкости раздельная регулировка чувствительности позволяет оптимально настроить работу реле PZ-818. В реле уровня с одним регулятором чувствительности при работе в таких условиях трудно добиться стабильной работы.

Зеленый и красный индикаторы горят во время работы поочередно (а иногда и одновременно), поэтому в индикаторе питания необходимости нет.

Временные диаграммы работы в режимах наполнения и откачивания

В зависимости от выбранного режима работы, возможны две диаграммы.

Диаграмма при работе на наполнение емкости:

Кривая на диаграмме – уровень жидкости, Мах и Min – уровни, на которых установлены датчики. На графике К показана работа выходного реле (фактически, работа насоса). Графики R и К почти совпадают, за исключением индикации времени задержки. График L показывает достижение и потеря нужного уровня, и если не учитывать индикацию задержки, является инверсией графика R.

В режиме откачивания график будет таким:

Присмотревшись к обоим графикам, можно заметить, что они во многом схожи. И если бы не времена задержки (а без них никак!), можно было бы использовать один режим для всех применений, просто перекидывая клемму реле с нормально открытой на нормально закрытую. В автомате контроля уровня переход с режима на режим реализован по другому, об этом чуть ниже.

По времени задержки Тз у меня сомнение – во всех случаях оно должно быть одинаковым, хотя на графиках это не так. Что ж, при установке и исследовании на практике данного регулятора уровня уточним этот момент.

Во второй части посмотрим, какие схемы подключения этого реле и что у него внутри.

Спасибо, что читаете меня! Мне тоже интересно то, о чем я пишу!

Чтобы не пропустить мои новые статьи, не забудьте подписаться и поставить лайк!

Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!

Датчик уровня пневмоподвески

Все больше легковых и грузовых автомобилей сегодня оснащается регулируемой пневматической подвеской. Важную роль в пневмоподвеске играют датчики уровня (дорожного просвета) — все об этих устройствах, их типах, конструкции и работе, а также о правильном выборе и замене читайте в представленной статье.

Что такое датчик уровня пневмоподвески?

Датчик уровня пневмоподвески (датчик уровня автомобиля, датчик уровня пола, датчик клиренса, датчик дорожного просвета) — один из датчиков системы автоматического управления пневматической подвески легковых и грузовых автомобилей; датчик для определения высоты различных точек автомобиля над поверхностью дорожного покрытия (дорожного просвета, клиренса).

Датчики уровня являются чувствительными элементами автоматической системы управления пневматической подвески транспортного средства. С помощью датчиков в режиме реального времени определяется дорожный просвет под отдельными точками днища автомобиля, полученные данные используются электронным блоком управления для решения нескольких задач:

  • Установка оптимального угла наклона фар головного света в зависимости от высоты автомобиля;
  • Автоматическая регулировка дорожного просвета в зависимости от скоростного режима, состояния дорожного покрытия и предустановок режима работы пневмоподвески;
  • Регулировка отдельных элементов пневматической подвески в зависимости от нагрузки на автомобиль (в зависимости от веса водителя и пассажиров, при наличии багажа);
  • Сохранение индивидуальных настроек пневмоподвески и других систем автомобиля при изменении режимов движения, дорожной ситуации и т.д.;
  • Контроль уровня автомобиля при ручном (принудительном) управлении пневматической подвеской.

Датчики уровня играют важную роль в работе пневматической подвески, обеспечивая комфорт и безопасность автомобиля на всех скоростных режимах и в различных ситуациях. Поэтому при поломке датчика его необходимо заменить, а чтобы сделать осознанный выбор новой детали, следует разобраться в типах, конструкции и особенностях работы этих устройств.

Датчик DAF MAN MERCEDES IVECO SCANIA уровня пневмоподвески (контакты внутри) COJALI

Датчик DAF F75,85,95,105CF RENAULT уровня пневмоподвески COJALI

Датчик IVECO DAF RENAULT уровня пневмоподвески (контакты снаружи,толстые,M27х1) WABCO

Датчик КАМАЗ-5490 MAN TGA,TGS MERSEDES Actros,Atego уровня пневмоподвески (ECAS) WABCO

Датчик DAF MAN L2000 MERCEDES IVECO уровня пневмоподвески WABCO

Датчик MERCEDES Actros уровня пневмоподвески (ECAS) COJALI

Датчик DAF F75,85,95,105CF RENAULT уровня пневмоподвески WABCO

Датчик MERCEDES Actros (02-) уровня пневмоподвески COJALI

Датчик КАМАЗ-5490 MAN TGA,TGS MERCEDES Actros,Atego уровня пневмоподвески (ECAS) TE PARTS

Датчик RENAULT Magnum уровня пневмоподвески (ECAS) COJALI

Типы, конструкция и принцип работы датчиков уровня пневмоподвески

Все современные датчики уровня имеют принципиально одинаковую конструкцию, отличаясь только типом чувствительного элемента и способом монтажа на автомобиль.

В датчике можно выделить три основных детали:

  • Корпус, который одновременно служит верхней опорой;
  • Чувствительный элемент, состоящий из неподвижного статора и подвижного ротора;
  • Приводной рычаг (или тяга), жестко соединенный с ротором датчика.

Основу датчика составляет чувствительный элемент, жестко установленный в корпусе, и отслеживающий угол поворота приводного рычага. Датчик располагается непосредственно на подвеске автомобиля, его корпус неподвижно монтируется на кузове или раме, а приводной рычаг шарнирно соединяется с поперечной тягой, балкой моста или иной деталью подвески, перемещающейся одновременно с колесом (колесами).

В датчиках уровня пневмоподвески наиболее широко используются чувствительные элементы следующих типов:

  • Магнитные на основе эффекта Холла;
  • Индуктивные;
  • Контактные.

Датчик уровня пневмоподвески на основе эффекта Холла


Датчик уровня пневмоподвески на основе эффекта Холла

Датчики Холла. В данном типе устройств используется эффект Холла, который в общем случае сводится к следующему: если прямоугольную металлическую пластину с подведенным к ее узким сторонам током поместить в магнитное поле, то на ее широких сторонах возникнет разность потенциалов. Современные датчики Холла выполнены в виде микросхемы, которая при изменении магнитного поля формирует аналоговый или цифровой сигнал определенной формы.

Конструктивно датчик уровня на основе эффекта Холла прост. Его корпус разделен на две части — неподвижную и подвижную. В неподвижной части расположен статор — обычно это плата с установленной микросхемой, которая для надежности может быть залита полимером. В подвижной части расположен ротор, соединенный с приводным рычагом. На торце ротора, расположенном непосредственно над микросхемой статора, закреплен постоянный магнит. При перемещении рычага магнит поворачивается на тот или иной угол, что приводит к изменению магнитного поля и, соответственно, изменению сигнала, формируемого датчиком Холла. Данный сигнал обрабатывается встроенным электронным блоком и в том или ином виде поступает на электронный блок управления пневмоподвеской.

Индуктивный датчик уровня пневмпоподвески


Индуктивный датчик уровня пневмпоподвески

Индуктивные датчики. В данном типе устройств используется обычный эффект электромагнитной индукции. Как и в предыдущем случае, датчик разделен на неподвижный статор и подвижный ротор. На статоре располагаются две катушки — приемная (сегодня чаще используется три приемных катушки, расположенных под некоторым углом друг относительно друга) и катушка возбуждения. Эти катушки выполнены непосредственно на печатной плате тонкими проводниками. На роторе располагается одна катушка сложной формы, также выполненная из тонких проводников на печатной плате.

Работает такой датчик следующим образом. На катушки возбуждения подается переменный ток, за счет электромагнитной индукции в приемных катушках и катушке ротора также возникают (индуцируются) токи. При этом ток, возникающий в катушке ротора, также создает вокруг нее электромагнитное поле, что приводит к возникновению тока в приемных катушках статора. Таким образом, в приемных катушках возникают переменные токи сразу от двух источников — катушки возбуждения и катушки ротора, и именно взаимодействие этих токов позволяет очень точно определять отклонение ротора относительно статора.

При определенном взаимном положении ротора и статора токи, индуцированные в приемных катушках катушками возбуждения и ротора, находятся в одной фазе, поэтому их амплитуда наибольшая — выходной сигнал имеет высокий уровень. При смещении ротора фазы токов смещаются, что приводит к изменению их амплитуды — уровень выходного сигнала снижается, и в какой-то момент достигает минимума. Встроенный в датчик электронный блок управления интерпретирует эти сигналы (с помощью заранее заложенных алгоритмов), определяя угол отклонения ротора относительно статора, и формирует сигнал, который поступает на электронный блок управления пневмоподвеской.

Контактные датчики. К данной группе относятся реостатные (потенциометрические) датчики угла, основанные на измерении сопротивления реостата с проволочной навивкой или угольной дорожкой. В таких датчиках присутствует неподвижный реостат и соединенный с приводным рычагом контакт, движущийся по обмоткам реостата или угольной дорожке. Сопротивление цепи датчика зависит от положения приводного рычага, это и используется для изменения угла поворота рычага или его линейного перемещения. В настоящее время такие датчики вследствие свой низкой надежности на автомобилях не используются, поэтому подробно рассматривать их здесь мы не будем.

Независимо от типа, датчики могут формировать аналоговый или цифровой сигнал, поступающий на блок управления пневмоподвеской. А многие современные датчики, используемые для установки на переднюю ось автомобиля, формируют сразу два сигнала — аналоговый для управления углом поворота фар, и цифровой или импульсный для управления подвеской.

Датчики уровня пневмоподвески могут устанавливаться на автомобиль по двум основным схемам:

  • Индивидуальные датчики для каждого колеса;
  • Индивидуальные датчики для колес передней оси и один датчик на заднюю ось (оси).

В первом случае датчики монтируются на каждом колесе, поэтому дорожный просвет измеряется в четырех (или в шести для трехосных автомобилей) точках, что обеспечивает наибольшую точность управления подвеской. Во втором случае датчик монтируются на подвеске обоих передних колес и в средней части балки либо стабилизатора заднего моста (мостов) — такая схема более проста, однако она менее точна. Первая схема наиболее широко используется на полноприводных транспортных средствах, вторая — на переднеприводных легковых автомобилях, хотя и здесь бывают исключения.

Установка датчика дорожного просвета на задней подвеске
Установка датчика дорожного просвета на передней подвеске
Установка датчика дорожного просвета на задней подвеске Установка датчика дорожного просвета на передней подвеске

Как правильно выбрать и заменить датчик уровня пневмоподвески

В общем случае выбор датчиков довольно прост, так как ограничен — каждый автопроизводитель использует определенные модели датчиков, невзаимозаменяемые с другими типами устройств. Так что выбирать необходимо датчик только той модели и каталожного номера, что и старый. Однако здесь важно не допустить ошибку — датчики правых и левых колес в большинстве случаев несовместимы и установить один вместо другого невозможно.

Если же речь идет не о подборе оригинальных запчастей, а о выборе датчиков пневмоподвески при самостоятельном ее изготовлении или для тюнинга, то здесь доступна масса вариантов. В этом случае необходимо учитывать тип электрического разъема датчика и способ его монтажа на автомобиль. При установке датчик не должен мешать нормальной работе подвески и не нарушать функционирование других систем автомобиля. Для правильной работы датчик дорожного просвета может потребовать калибровки и настройки в составе всей системы управления пневматической подвеской.

При верном подборе, установке и настройке датчиков вся пневматическая подвеска будет работать надежно и эффективно, обеспечивая комфортное и безопасное управление автомобилем.

Лобзик электрический: режущий универсал

24 Февраля Лобзик электрический: режущий универсал

Для пиления древесины, ДСП, металлов, пластиков, керамики и других материалов применяется универсальный режущий инструмент — электрический лобзик. О лобзиках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и правильной эксплуатации этого инструмента рассказано в данной статье.

Набор ключей шестигранных

10 Февраля Набор ключей шестигранных

Для работы с винтами и другими метизами, имеющими шестиугольный шлиц, используются специальные шестигранные ключи, которые часто предлагаются в наборах. О наборах шестигранных ключей, их типах, составе и характеристиках, а также о правильном подборе и применении этого инструмента — читайте в статье.

Паяльник

27 Января Паяльник

Изготовление и ремонт электронного оборудования, многие монтажно-слесарные и другие работы требуют применения специального инструмента — паяльника. Все, что вы хотели узнать о паяльниках, их существующих типах, устройстве и работе, а также о верном выборе и применении паяльников, рассказано в статье.

Напильник: слесарный универсал

20 Января Напильник: слесарный универсал

В слесарном деле, при выполнении ремонтных работ и в других случаях обработка изделий часто выполняется многолезвийными режущими инструментами — напильниками. О том, что такое напильник, какие типы этого инструмента существуют, как они устроены и как их правильно использовать — рассказано в статье.

Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж - по плечу

12 Ноября 2021 Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж - по плечу

Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.

Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия

5 Октября 2021 Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия

Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.

Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника

29 Июля 2021 Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

Сегодня для пневматическая подвеска не является диковинкой. Все больше и больше автомобилей оснащают регулируемой пневмоподвеской, которая обеспечивает безопасную и комфортную езду практически в любых условиях. Неизменным компонентом такой подвески является датчик уровня. Если быть точным, то несколько таких датчиков. Давайте разберемся с их устройством, особенностями работы, а также ответим на вопрос о том, как быть, если водитель установил на свой автомобиль регулируемую пневматическую подвеску и хочет подобрать для нее датчики.

Особенности пневмоподвесок

Бытует мнение, что пневматической подвеской комплектуется только автомобили премиум-сегмента. На самом деле такую подвеску можно поставить на любой автомобиль, если иметь нужные детали (крепежи, подушки, компрессор и баллоны) и привлечь к работе опытных мастеров. Хорошая подвеска зачастую стоит более двух тысяч долларов, но такая цена оправдана в силу нескольких вещей:

  • Подвеска не издает шума;
  • Плавность хода авто существенно повысится;
  • Улучшится управляемость.

И это лишь главные достоинства! Особенно интересно то, как улучшается управляемость автомобиля с регулируемой пневмоподвеской . Дело в том, что автоматизированная пневматическая подвеска подстраивается по ходу езды под параметры автомобиля и под особенности движения, в числе которых ускорение, скорость и даже наклон. За счет адаптивности удается улучшить и управляемость, и аэродинамик. Благодаря смешению центра тяжести ход автомобиля становится более плавным и резвее откликается на манипуляции с рулевым колесом.

Наиболее продвинутой на сегодняшний день пневматической подвеской считает четырехконтурная, т.е. имеющая независимую пневмоопору под каждое из колес. Такая система не может работать без специализированных датчиков, которые возьмут на себя функцию определения высоту разных точек автомобиля на дорожным покрытием. В случае неисправности хотя бы одного устройства вся регулировка подвески может оказаться неправильной.

Подбробнее об устройстве пневматической подвески

Основой современной пневмоподвески является упругий элемент, включающий в себя поршень, высокопрочный манжет и направляющие. Как правило, упругий элемент устанавливают отдельно от амортизатора, а иногда последний бывает встроенным. Под пневматической стойкой подразумевают тот элемент, который имеет встроенный амортизатор (здесь прослеживается аналогия со стойками MacPherson). Важной частью пневмоподвески является модуль подачи воздуха . Обычно этот модуль называют компрессором. Именно он питает воздухом упругий элемент. В зависимости от параметров работы компрессоры изменяется жесткость подвески. Компрессор состоит из таких элементов:

  1. Осушитель воздуха;
  2. Электрически двигатель;
  3. Непосредственно компрессор.

Регулировка уровня автомобильного кузова в регулируемой пневматической подвеске может осуществляться вручную или автоматически. Для ручной регулировки используются клавиши управления. За автоматическую регулировку отвечает блок управления, работающий в тандеме с датчиками. В перечень датчиков входят датчики температуры, давления и уровня кузова. Неисправность последних является одной из главных причин ненормальной работы пневмоподвески.

Особенности устройства датчика

Иначе называемый датчиками пола, уровня или дорожного просвета, он служат для определения высоты, над которой расположена определенная точка днища авто относительно земли. Проще говоря, такой датчик дает точные данные о дорожном просвете. Данные от нескольких датчиков отправляется электронному блоку. На основании этих данных блок может выполнить несколько задач:

  • Отрегулировать пневмоподвеску, внести изменения в ее настройки при определенных ситуациях на дороге;
  • Установить наиболее оптимальный угол наклона передних фар;
  • Отрегулировать пневмоподвеску, руководствуясь загруженностью автомобиля (весом пассажиров, водителя, багажа и прочего).

По своему принципу работы такие датчики чем-то напоминают датчики частоты вращения колес, но свои особенности они, конечно же, имеют. Первая особенность чисто конструктивная. Датчик в составе регулируемой пневмоподвески состоит из:

  • Корпуса, также исполняющего роль верхней опоры;
  • Чувствительного элемента (связка ротор + статор);
  • Рычага или тяги, которые соединяются с ротором устройства.

Разделение датчиков на типы производится исходя из особенностей его чувствительного элемента. Именно он отвечает за точность измерений, а также надежность и долговечность устройства. Здесь важно отметить, что в автомобилях с продвинутой пневмоподвеской датчика четыре. Устройства по-своему уникальны и в редких, из-за чего датчик с одного автомобиля может быть использовано в качестве запчасти для авто другой модели в исключительных случаях. Также нельзя забывать о том, что датчики для автомобилей с передним и задним приводом оснащаются тягами разной длины . Этому моменту мы еще уделим внимание, а пока разберемся с тем, как устроены чувствительные элементы.

Классификация датчиков пневмоподвески

Начнем с чувствительного элемента датчика дорожного просвета. Он находится внутри корпуса. Как правило, корпус пластиковый и очень даже хорошо переносит механические воздействия. Чувствительный элемент же, напротив, ни воздействия агрессивной химии, ни механических воздействий не терпит. В зависимости от конструкции и принципа работы чувствительного элемента датчики пневматической подвески делятся на:

  • Контактные;
  • Индуктивные;
  • Датчики Холла.

Довольно простыми являются контактные датчики. Иначе их называют потенциометрическими датчиками угла. В них постоянно измеряется сопротивление реостата, имеющего специальную угольную дорожку или же проволочную навивку. Именно по дороже или навивке двигается контакт, соединяющийся с рычагом. От положения рычага и зависят результаты измерений. Несмотря на простоту конструкции и высокую надежность, эксплуатационный ресурс таких датчиков нельзя назвать большими.

Более продвинутыми принято считать индуктивные датчики . Их «начинка» представлена приемной катушкой и катушкой возбуждения. Еще одна катушка находится на роторе. Суть в том, что как только в катушке возбуждения начинает действовать переменный ток, благодаря действию электромагнитной индукции в оставшихся двух катушках (роторной и приемной) также начинают действовать токи. Характер взаимодействия токов в катушках позволяет с высокой точностью определить, как относительно статора отклонился ротор датчика. Сигнал с датчиков анализируется блоком управления по специальным алгоритмам.

Датчики Холла получили свое названия неспроста, ведь они работают на основе одноименного эффекта. Датчики Холла отличаются простотой и надежностью. Корпус разделен на 2 части – неподвижную и подвижную. В первой находится статор (залитая полимером плата с миниатюрной схемой), а во второй – ротор, который соединяется с рычагом. Прямо над статором находится постоянный магнит, изменения угла которого за счет движения рычага провоцирует изменения магнитного поля. Как вы уже догадались, именно эти изменения и формируют постоянно меняющийся сигнал, принимаемый электронным блоком.

По каким схемам устанавливаются датчики

В зависимости от конструкции пневматической подвески транспортного средства датчики клиренса могут устанавливаться в разных количествах и даже в разных местах (это зависит от модели авто). Вот основные схемы установки датчиков уровня:

  1. Каждое колесо имеет свой индивидуальный датчик;
  2. Каждому колесу на передней оси соответствует по своему переднему датчику + отдельный датчик ставится на заднюю ось.

В первом случае точек измерения клиренса четыре, а иногда даже шесть, если автомобиль трехосный. На качество работы пневмоподвески настолько сложная система оказывает положительное влияение – чем больше данных поступает в электронный блок, тем проще ему отрегулировать подвеску. Вторая же схема не может гарантировать максимально точную работу подвески. Как показывает практика, она актуальна только для легковых авто с передним приводом, тем временем как первая схема реализуется при сборке автомобилей с полным приводом.

Основные неисправности

Не заметить неисправность датчиков, отвечающих за определение положения кузова автомобиля, довольно сложно. Скорее всего владелец транспортного средства уже знает, что ему нужно делать – ремонтировать датчики или покупать новые. На их неисправность укажет:

  • Неправильная работа пневмоподвески;
  • Неправильная работа корректоров фар.

Как раз по пневмоподвеске легко следить за тем, правильно ли работают датчики. Так, например, при помещении тяжелого груза в багажник автомобиль не выравнивается, подвеска начинает вести себя странно при вхождении в поворот и так далее. Что интереснее, чаще всего в негодность приходит задний датчик . Водителю стоит снять его, разобрать (или проплавить корпус раскаленным ножом) и взглянуть на «начинку». Зачастую на плате и пружинах видны следы ржавчины – верный признак того, что датчик сломан и его придется менять. «Реанимация» датчика не всегда дает надежный результат. Водитель может удалить ржавчину при помощи растворителя, восстановить целостность корпуса и проверить датчик на работоспособность. Избежать проблем, связанных с поломкой датчика практически невозможно. Хоть он «упакован» в прочный корпус, со временем его начинка подвергается действию коррозии. Причина: попадании внутрь датчика воды, пыли, соли и химических реагентов, которыми обрабатывают дороги в холодные периоды года.

Как выбрать новое устройство

На практике выбор нового датчика пневмоподвески не связан с большими сложностями. Дело в том, что каждый автопроизводитель использует конкретные модели датчиков, которые могут работать только с конкретной моделью пневматической подвески. Вы можете подобрать датчик по:

  • Коду устройства. Почерпнуть коды можно в специализированных каталогах, тематических форумах и соцсетях;
  • VIN-коду. Поиск запчастей по автомобильному идентификационному номеру запчасти дает точный результат и не занимает времени;
  • Данным автомобиля. Неплохой вариант, но он не всегда дает точный результат. Применяемость найденных датчиков еще придется уточнить. Основные критерии поиска: модель и марка авто, год выпуска, кузов, привод, опционально данные двигателя.

Если же речь идет об установке пневматической подвески в замену старой механической, то у автолюбителя есть несколько вариантов. Первый : брать все комплектующие подвески и датчики, следуя советам продавца. Второй : подобрать датчик по его данным, среди которых тип разъема, способ монтажа, конструкция, тип сигнала, место расположения. При установке неподходящего датчика электронный блок или не будет распознавать устройство, или не будет контролировать подвеску должным образом.

Экскурс по брендам

Если автолюбитель не смог отремонтировать датчик пневмоподвески, ему однозначно придется покупать новое изделие. Напомним, что старое ремонтируется самым примитивным образом: разбирается, зачищается изнутри, собирается и ставится на свое место. Также нужно проверить качество проводки, разъемов и тяг.

Как показывает практика, в случае проблем с разъемом и тягой придется или использовать детали другого датчика, или брать новое устройство. Рекомендуем отдавать предпочтение оригиналам, поскольку их качества всегда находится на высоком уровне. На вторичном рынке запчастей можно встретить немало аналогов, но далеко не все стоят своих (пусть даже скромных) денег. Достойные аналоги могут предложить:

  • SWAG (Германия);
  • Deppul (Китай);
  • Febi (Германия);
  • Ossca (Китай);
  • Wabco (Германия).

Также стоит обратить внимание на немецкие датчики от Vaico и Dello . Можно рассмотреть вариант покупки б/у датчика, но здесь есть риски. Недобросовестный продавец или авторазборщик может продать неработающее устройство, деньги за которое потом будет трудно вернуть. Также напомним читателям о том, что электронная «начинка» датчиков постепенно окисляется/ Определить степень окисления без разборки корпуса невозможно. Следовательно, об остаточном ресурсе ранее находившегося к эксплуатации датчика можно только догадываться.

Вывод

Верным признаком поломки датчика пневматической подвески является ненормальная работа подвески (она или задирается вверх, или перестает адаптироваться под изменяющиеся условия на дороге) и головного света. Оригинальные датчики немалых денег, если сравнивать их с аналогами со вторичного рынка запчастей. Здесь есть 4 варианта: купить б/у, потратиться на оригинал, взять аналог или отремонтировать старое изделие. Советуем начинать с последнего, а первый вариант рассматривать лишь тогда, когда альтернатив не остается. И помните: от правильного функционирования пневматической подвески зависит как комфорт, так и безопасность езды.

С другими новостями автомира можно ознакомиться здесь .

Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал .


Полуприцепы

Наличие исправной пневмоподвески на грузовом полуприцепе является залогом безопасности во время доставки груза. С её помощью можно значительно снизить жесткость упругих деталей.

Пневмоподвеска на полуприцепах

При помощи воздуха, который находится в пневмоподушках, можно отрегулировать высоту уровня пола на полуприцепе. Также подушки позволяют сделать езду комфортной и плавной.

Существует несколько разновидностей пневмоподвески.

В зависимости от конструкции полуприцепа, вид пневмоподвески может быть разнообразным:

Стоит отметить, что в случае самостоятель-ной работы с пневмоподвеской полуприцепа и при подключении одной из вышеперечис-ленных систем, необходимо учитывать тех-ническое состояние техники и стиль езды.

Принцип работы

Благодаря этой нехитрой конструкции, езда по неровным дорогам на загруженном авто становится гораздо комфортней.

При помощи современной автоматики регулируется высота, тем самым обеспечивая лучшую управляемость на проблемных участках дороги.

Главных режимов существует несколько:

  • максимальное повышение подушки для удобства передвижения по бездорожью;
  • занижение полуприцепа во время загрузки, выхода из автомобиля или посадки.

Важно! Во время езды на малом ходу, на всех современных полуприцепах подвес-ка блокируется на небольшой высоте. После того, как скорость превысит 10 км/ч, автоматическая система регулировки сработает в штатном режиме, в зависимости от типа дорожного полотна.

Для детальной информации по работе системы управления, необходимо более тщательно изучить ее фун

Электронная система управления

Система, которая отвечает за управление пневмоподвеской на грузовых полуприцепах, оснащена множеством полезных и вспомогательных функций, которые представлены ниже:

  • Регулировка комфортной езды, благодаря умеренной жесткости подушек.
  • Поддержка оптимальной для передвижения высоты, независимо от загруженности.
  • Регулировка давления в баллонах системы (при помощи тормозного регулятора).
  • Установка желаемой высоты в ручном режиме (при помощи пульта).
  • Память, в которой хранятся заданные установки уровней шасси, и управление ей.
  • Значительное повышение устойчивости тягача во время езды.
  • Стабильная и своевременная диагностика узлов пневмоподвески на работоспособность.

Детальная информация видна на видео:

Кран регулировки уровня пола

Из самого названия данного приспособления, можно понять, что основной его задачей, как и любого другого крана, выступает открытие, закрытие и удержание давления. Он позволяет отрегулировать подушки на любом полуприцепе, инди-видуально настраивается под каждый случай.

На сегодня существует множество различных кранов для регулировки уровня пола в полуприцепе с абсолютно разной конструкцией.

Несмотря на это, принцип работы у них один и тот же:

  1. Кран вмонтирован в систему, отвечающую за регулировку уровня пола. Его работа зависит от качества и типа дороги. Например, лесовозный полуприцеп требует повышенного клиренса.
  2. В зависимости от положения крана, система регулирует необходимый для нее объем воздуха.
  3. В том случае, если кран имеет определенное положение, то уровень может быть различным.
  4. Учитывая тот факт, что кран взаимодействует с рычажным управлением, он часто выходит со строя, начиная травить воздух. Это создает определенный дискомфорт.

Если посмотреть на различные схемы, то можно увидеть, что кран размещен между компрессором, который накачивает воздух, и подушками.

Данное местонахождение позволяет поддерживать желаемый уровень воздуха в определенной части системы.

В наше время встречаются различные по способу управления виды кранов.

Они могут быть следующими:

  • полностью электронными;
  • электропневматическими (например, кран уровня пола полуприцепа Крона, Стелбейр, Schmitz, Ламберет или Когель);
  • механическими (ручными).

Стоит более детально ознакомиться с каждым из них.

Ручной

Как работает кран управления пневмоподвеской полуприцепа? Кран для ручного управления пневмоподвеской полуприцепа достаточно прост в использовании. На его рукоятке находится промежуточное положение «Стоп», которое обеспечивает перекрытие всех выводов из пневмобаллонов. Выставлять его нужно вручную.

Обратите внимание! Данное устройство входит в стандартную комплектацию каждого полуприцепа «Тонар».

Кран имеет достаточно понятное строение, в котором находятся:

  • вход для ресивера;
  • соединение с уровнем пола;
  • вход, в который необходимо подключать пневмобаллоны;
  • автоматический выброс лишнего воздуха.

Электропневматический

В случае с электропневматическим краном, дела обстоят немного сложнее. Его размер такой же, как ручного, но устанавливают его только на современных грузовиках и полуприцепах Нефаз и Шмитц.

Данная регулировка крана уровня пола на полуприцепе включает в себя два электроклапана, отвечающих за высоту. Для наиболее точной регулировки, на раме размещен индуктивный датчик, который контролирует уровень максимального подъёма.

Важно! Несмотря на наличие электроклапанов, данным краном можно управлять и в ручном режиме.

Детальная информация видна на видео:

Неисправности крана уровня пола

Иногда случается так, что в системе пневмоподвески что-то работает некорректно. Но, прежде чем приступить к ремонту, необходимо произвести диагностику, которая точно определит неисправность.

В случае с неисправным краном уровня пола, могут быть следующие сбои в работе:

  • Одна из подушек не накачивается или не спускается.
  • Компрессор качает, но ничего не происходит.
  • Неравномерно распределен воздух в пневмосистеме.
  • Посторонние звуки и плохая отзывчивость.
  • Некорректная работа датчиков.

Проблемы с датчиками

Часто причиной некорректной работы в системе пневмоподвески выступает пусковая проблема с различными датчиками. Чтобы данная поломка не настигла вас в самый неподходящий момент, необходимо заранее держать их в чистоте, периодически проверять состояние и убедиться, что каждый из них рабочий.

Калибровка

Не всегда датчики выходят со строя безвозвратно. Иногда для того, чтобы вернуть им жизнь, достаточно произвести их чистку и настройку. Ведь, как и любое другое устройство, например, пневматический датчик, они имеют способность терять свои заводские настройки (например, в том случае, когда села АКБ).

Регулировка высоты уровня пола

Основная причина поломки различных деталей системы – длительное время эксплуатации.

Стоит отметить, что из-за узкого диапазона датчиков, для правильной и качественной калибровки, нужно иметь оборудование дилерского уровня, а также набор калибров.

Калибровка имеет 2 уровня: низкий и высокий. Во время проведения любого уровня калибрования, стоит начать с проверки предохранителей, электропроводки, массы и питания датчиков. Полуприцеп krone sd и ряд схожих моделей имеют автоматическую систему считывания. Если такой систему нет — все делается вручную.

После этого нужно учесть 2 фактора:

  • отсутствие обрывов сигнальной линии;
  • наличие на датчике коррозии, которую не всегда видно снаружи.

Если датчик вышел из строя, то после установки нового, необходимо очистить кеш памяти. Это позволит новой детали корректно работать после калибровки.

Как правильно выставить уровень пола

Уровень пола напрямую зависит от марки полуприцепа, его грузоподъемности, вида тягача и типа дорог, поэтому мы приводим основные сведения по выставлению уровня:

  1. На основании регулировочного крана найдите направляющую со шпилькой.
  2. К шпильке присоедините резиновый шланг с помощью хомута. Он соединит шпильку с направляющей крана.
  3. Отрегулируйте шпильку крана (выше или ниже по уровню), выставьте центральное положение.
  4. Зафиксируйте шпильку на мосту кузова полуприцепа.

Более детально о том, как настраивать уровень, можно узнать, просмотрев видео по настройке конкретной модели.

Обратите внимание! Полуприцеп, прицеп и тягач должны находиться на одном уровне. Это позволит избежать различного рода искажений рамы.

При регулировки крана уровня пола полуприцепа помимо вышеперечисленного, для успешной регулировки уровня пола необходимо регулярно проверять на работоспособность кран и вспомогающие датчики. Они позволят равномерно распределить давление на полуоси, тем самым уменьшив износ резины.


Всем привет.
Давно не писал, но это не значит что работа стояла.
Только потому, что у меня огромное желание делать все работы самому, а времени на это 1-2 дня в неделю, всё так медленно и продвигается. Зато я могу быть уверен что все будет в порядке.

Сегодня я расскажу как я решил сделать датчики уровня пола, или по многим каталогам это датчики дорожного просчета.

На всем известных нам форумах есть очень соблазнительные предложения, ориентировочно по 30-40$ за датчик. Я готов был уже купить себе комплект, но после изучения их живучести я понял, что они не вечны, и даже не долгосрочны. Главный фактор того, что я отказался от их покупки это то, что они продавались в Москве, и при поломке мне опять придется везти их из Москвы, в Украине такие датчики очень дорогие, от 100$ за один(но может и добротный)

Итак я принял решение сделать датчики самому, из Украинских запчастей и такой, который можно было бы починить или заменить деталь оперативно.

за основу взял ДПДЗ 3302 (крест)


Это бесконтактный датчик, который выдает то, что необходимо контроллеру.

0,3 — 4,8 Вольт угол 90 град

Встал вопрос о том, как сделать так, чтобы все напряжение, удары и колебания не доходили до корпуса датчика, а лишь вращательные движения.

Был сделан вот такой корпус из нержавейки со штоком.


В корпусе установлен двухрядный шариковый подшипник:


Т.е. при поломке датчика, необходимо буде всего лишь заменить ДПДЗ стоимостью 60грн.

Наконечники тяг к датчикам тоже очень долго выбирал. Можно было использовать тяги кранов уровня пола от грузовиков:



Но я остановился пока на наконечнике тросика газа:


Далее меня сильно мучел вопрос, куда же эти датчики крепить, и как сделать так, чтобы по меньше сверлить или варить к кузову. По заду я пришел к выводу, что кронштейны датчиков можно совместить с кронштейном подушки. Это для того, чтобы при продаже комплекта, установка подушек подразумевала бы под собой и одновременную установку датчиков без лишнего сверления и доработок.







Но это только зад… Что делать с передом, я не представлял. Я часами лежал под машиной и смотрел на пространство под аркой, ну нет там места для датчиков! Оставалось крепить только по другую сторону лонжеронов. А там полная асимметрия…

Со стороны пассажира лонжерон пустой, там ещё как ни как:




А вот с водительской, все намного сложнее:



По водительской стороне я ещё не закончил.
Очередные выходные покажут.

Ну вот, по датчикам вроде пока все. Параллельно идут работы по ШС опорам и стойкам:




Запчасти

Датчик положения дросельной заслонки ( ДПДЗ) . Применяемость :ВАЗ с инжекторным двигателем, «Daewoo Lanos», «

Читайте также: