Применение интерактивной доски возможно

Обновлено: 01.05.2024

Школьник и студент работают на интерактивной доске

28.05.2009

В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

Как работать с интерактивной доской

Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, просто попробовать поработать с ней. Вы увидите, как легко управлять компьютером прямо с доски. Все, что вы можете использовать на компьютере, есть и на интерактивной доске.

Чтобы максимально задействовать все возможности интерактивных досок на уроке, необходимо следующее:

Составляющие оборудования:

Интерактивная доска и программное обеспечение к ней, компьютер и проектор

Вы также должны позаботиться о дополнительном программном обеспечении и других мультимедийных ресурсах.

Также надо уделить внимание

  • Установке
  • Эксплуатации/гарантии
  • Безопасности
  • Подключению к школьной сети и Интернету

Важно помнить, что возможны дополнительные траты, которые необходимо предусмотреть при использовании интерактивной доски. Например, могут понадобиться запасные лампы для проектора. Они дорогие, но работают очень долго.

Учитель и ученики работают на интерактивной доске

Для чего нужна интерактивная доска?

Применение интерактивной доски в школе поможет изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

1. Презентации, демонстрации и создание моделей
Применение необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

2. Активное вовлечение учащихся
Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет работы с интерактивной доской.

3. Улучшение темпа и течения занятия
Применение интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.

Презентации, демонстрации и создание моделей

Интерактивная доска на уроке - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

Преподаватели могут применять доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

Активное участие

Исследования показали, что интерактивные доски в школе, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Правильная работа с интерактивной доской на уроке может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал.

Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Улучшение темпа и течения занятия

Работа с интерактивными досками на уроке в школе предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране с помощью инструмента Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Учитель показывает детям интерактивный урок

Преимущества работы с интерактивными досками

  • Совместима с программами для всех лет обучения
  • Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами
  • Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе
  • Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию

Преимущества для преподавателей

  • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсовПозволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала
  • Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их
  • Удобна при работе в большой аудитории
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост

Преимущества для учащихся

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
  • Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске
  • Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
  • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
  • Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями

Факторы эффективного использования

  • Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели могли набраться опыта
  • Использование доски не только преподавателями, но и учащимися
  • Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию
  • Временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия
  • Обмен идеями и ресурсами между преподавателями
  • Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской
  • Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы

Планирование занятия на интерактивной доске

Интерактивные доски в школе - не просто электронные "меловые" доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время.

Интерактивные доски предоставляют широкие возможности преподавания различных дисциплин. Многие преподаватели признаются, что стали планировать занятия на интерактивных досках вместе с коллегами со своей кафедры, что привело не только к экономии времени, но и улучшению общего качества материалов.

Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось.

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Важно понимать, что применение только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

  • Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
  • Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение.
  • Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование.
  • После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно применять во время проверки знаний учеников.

Использование инструментов программного обеспечения

Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске.

Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

  • Презентационное программное обеспечение
  • Текстовые редакторы
  • CD-ROMы
  • Интернет
  • Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)
  • Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения)
  • Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMа или Интернет-страницы также будет слышен, если у вас есть громкоговорители
  • Программное обеспечение для интерактивной доски
  • Программное обеспечение, относящееся к различным предметам

Возможно, занятия привлекут сразу несколько ресурсов, и преподаватель будет выбирать то, что ему нужно. Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых не всегда доступны на обычном уроке.

Простота применения этих устройств и разнообразие ресурсов увлекает учеников больше, чем традиционные занятия. Однако, преподавателям часто приходится тратить достаточно много времени на поиск необходимых материалов. В разделе Ссылки вы можете найти интересные идеи, которые помогут вам в работе с интерактивной доской.

Эти инструменты значительно улучшат преподавание с помощью интерактивной доски.
Например:
Использование drag & drop
Применение подписей и выделения
Drag & drop

Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете передвинуть любой объект на другое место с помощью опции "drag and drop" (тащить и отпустить). Это позволяет передвигать текст и рисунки в любое место на доске - просто нажмите на объект и тащите его; когда вы дошли до нужного места, отпустите нажатие. Точно так же, как вы передвигали бы монету по поверхности стола. Используя традиционные методы, такого же эффекта можно было бы добиться, написав слова на карточках или вырезав картинки и приклеив их к доске. Однако, такая работа на компьютере займет гораздо меньше времени и сэкономит место, где вы стали бы хранить карточки.

  • Соединение
  • Классификация
  • Группировка
  • Сортировка
  • Заполнение пропусков
  • Упорядочивание

Ученики могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты, попробовать снова. Дети считают, что это гораздо интереснее, чем делать работать в тетради, где постоянно возникают ошибки. Также можно провести дискуссию о том, что учащиеся видят на интерактивной доске. Правильно задавая вопросы, преподаватели помогут учащимся объяснить свои действия, продемонстрировать свое понимание проблемы и поделиться информацией со всем классом.

Задания, использующие drag & drop идеальны для начала урока: они привлекают внимание всего класса. Можно использовать эту опцию для проверки знаний учеников или как введение в новую тему.

Использование подписей и выделения
На занятии с интерактивной доской вы можете использовать все материалы, доступные на компьютере: таблицы, схемы, анимацию, аудио- и видео-записи. Разнообразие ресурсов предоставляет широкий выбор подходов к обучению.

Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Конечно, можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски в том, что:

  • Добавлять записи можно к страницам, которые были приготовлены до занятия.
  • После занятия записи на доске можно сохранить, не обязательно их стирать.
  • Можно использовать разные цвета, а также выделение, которое при традиционном методе преподавания доступно только на слайде оверхэд проектора.

Универсальность интерактивной доски обеспечит вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию в основном кинестетически.

Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиямх - любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.

Воспитатель работает с группой детского сада на интерактивной доске

Педагогика и интерактивные доски

Обучение с помощью интерактивных досок в школе мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.

Это первая часть обзора где мы разберем основные понятия и принципы работы интерактивных досок.
Интерактивные доски все больше находят применение в нашей жизни. Они стоят в офисах, по ним занимаются в школах, они становятся хорошим инструментом передачи и восприятия информации. Что же такое интерактивная доска, как она работает, какие они бывают и нужны ли они в российских школах вот на какие вопросы мне хотелось бы ответить в этом обзоре.




Недавно была опубликована новость о новой разработке LG где компания представила «школьную доску будущего», в комментариях появились разные высказывания, одни говорили что "… все самые именитые учёные в крупнейших университетах на западе создают блок-схемы и описывают уравнения мелом на обычной доске. " и появление таких новшеств ведет к отупению детей, другие же считали что вот оно новый толчок развития образования, теперь можно не на пальцах объяснять как там электроны движутся вокруг ядра, а наглядно показать на видео или 3D модели что лишний раз заинтересует детей и привлечет их внимание к ученому процессу. Что ж, будем разбираться.


И так что же такое интерактивная доска это ни что иное как просто огромная сенсорная панель на которую с помощью проектора проецируется изображение рабочего стола с подключенного компьютера.

image

Доски с таким видом установки называются “доски прямой проекции” за счет того что проектор устанавливается непосредственно перед панелью, или подвешивается под потолком. Такой вид досок самый простой и дешевый что не мало важно, однако он имеет существенный минус при её использовании приходиться стоять боком к доске что бы не загораживать проецируемое изображение что не всегда удобно


Этого недостатка лишена доска обратной проекции где проектор располагается позади сенсорного экрана, и докладчик, подходя к экрану, не перекрывает световой поток проектора, что очень удобно в работе. Кроме того, яркий свет проектора не попадает в глаза докладчику.


Стационарные доски встраивают в стены или в специальные конструкции, мобильный комплект не требует дополнительного строительства, в его конструкции предусмотрена система зеркал, позволяющая реализовать компактное передвижное устройство. Но и вес конструкции, конечно же, соответствующий ~200 кг, при весе обычной доски в районе 40 кг.

Следует сказать что интерактивные доски производятся с применением различных технологий определения положения маркера или пальца на поверхности. Сейчас существуют: Сенсорная резистивная, оптическая, инфракрасная, ультразвуковая, электромагнитная технологии.

• Сенсорная резистивная технология применяется в интерактивных досках, поверхность которых, состоит из двух слоев, между которыми расположены датчики. При нажатии любым предметом ( или пальцем ) на верхний слой рабочей поверхности доски датчики, определяют место касания и передают информацию в компьютер.

• Оптическая технология, применяемая в интерактивных досках, также позволяет работать с доской любым предметом. Инфракрасные датчики «видят» предмет, который подносится достаточно близко к поверхности доски, определяют его координаты и передают в компьютер.

• Инфракрасная и ультразвуковая технологии позволяют работать с доской только с помощью специального маркера. При касании поверхности маркер издает ультразвуковой и инфракрасный сигнал, который фиксируется датчиками в рамке доски.

• Электромагнитная технология также подразумевает использование с интерактивной доской специального маркера. Его положение определяется датчиками в поверхности доски. Эта же технология используется в беспроводных планшетах, а также в интерактивных панелях, заменяющих монитор компьютера.


те самые маркеры

и они же в действии

В все этих технологии можно разделить на 2 условные подгруппы доски которыми можно управлять рукой или же доски для которых нужен специальный ”маркер”
Каждая из них имеет свои преимущества основными для одной это быстрота и легкость управления без дополнительных приблуд, на другой же проще делать построения и все операции связанные с точностью определения прикосновения.

Так что при выборе ИД вам нужно определиться со следующими вопросами:
— Как часто и в каком качестве будет использоваться интерактивная доска?
Если на ИД будут часто писать, то имеет смысл купить ИД, на которой можно писать не только в режиме «белой» доски, но и обыкновенным маркером в выключенном состоянии. Если предполагается проведение презентаций с внесением письменных дополнений, или использование программ рисования, например, PAINT, то для этих целей лучше подойдет электромагнитная доска с твердым покрытием.

— Нужна ли вам передвижная или закрепленная доска?
Ваш выбор зависит от целей использования ИД

— Нуждаетесь ли вы в сопутствующих устройствах к ИД?
Таковыми являются, например, пульты дистанционного управления, которые используются при анкетировании, опросе или тестировании с использованием ИД. Такие пульты могут идти как в комплекте с доской, так и продаваться отдельно

— Какое программное обеспечение ИД вам необходимо?
Каждая ИД снабжена программным обеспечением, только некоторые включают лишь самые основные утилиты, а у некоторых есть дополнительное ПО, например, программное обеспечение мультимедиа – библиотеки, энциклопедии, обучалки, развивающие флеш игры и т.д.


Конечно, это далеко не все вопросы, которыми стоит руководствоваться при выборе интерактивной доски. Следует рассмотреть условия гарантии и ремонта в случае неисправности ИД, позаботиться о наличии русскоязычных инструкций, ознакомиться с функционалом интерактивной доски и простотой его освоения, ну и, конечно, не забывать о цене.

Самый главный совет: не спешите покупать первое попавшееся интерактивное оборудование только потому, что оно носит название «интерактивная доска». Лучше всего посоветоваться со специалистом, посетить интернет-форумы, где обсуждаются различные типы досок, ознакомиться с продукцией разных производителей.

Во второй части обзора есть идея дуэли SmartBoard vs ActivBoard они как раз из разных категорий SmartBoard Сенсорная (без манипуляторов) и ActivBoard Электромагнитная (маркер) так что предлагайте, по каким параметрам их можно испытать и методы этих испытаний ;-)





Эти «мелочи» позволяют значительно ускорить темп урока, делают работу на уроке более динамичной.
Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков от учащихся. Почти у каждого ученика класса есть сотовый телефон, у 90% учащихся есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому дети быстро усваивают приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
Преимущества использования интерактивного комплекса на уроке бесспорны.
Применяю работу с интерактивной доской на различных уроках, внеклассных мероприятиях, праздниках, родительских собраниях и т.д.

Примеры использования на уроках:
Русского языка: составление и заполнение таблиц, исправление ошибок в тексте, распределение слов по группам, вставка пропущенных букв и слов, разбор предложения, работа со схемами и т.д.
Соединение линиями соответствующих понятий -






На математике: работа с геометрическим материалом – измерение площади и периметра фигур, изготовление чертежей, измерение углов и др.; составление кратких записей, схем к задачам и их решение, заполнение таблиц, сравнение величин. Удобно применять на этапе устного счёта, например:
Нахождение значения числового выражения -






На уроках окружающего мира: работа с географическими объектами на карте (распределение полезных ископаемых, путешествия по различным территориям, выделение границ государств, сравнение географических объектов), просмотр видеофайлов, распределение животных и растений по классам, выстраивание объектов по каким-либо признакам (например, планет солнечной системы - по размеру), решение тестов при закреплении темы.



На ИЗО и технологии: просмотр видеороликов, составление технологических карт, редактирование рисунков и т.д.



Нравится создавать технологические карты прямо на глазах у учащихся или дополнять готовые, добавляя комментарии.




На уроках литературного чтения: выделение выразительных средств речи (эпитетов, метафор и др.) в тексте стихотворений, прослушивание аудиозаписей, работа с интернет ресурсами для поиска толкования слова, а также:
Установление соответствия между автором и названием его произведения:




Использую возможности интерактивной доски на таком этапе урока, как «физминутка». Это видеоролики, анимации, аудиозаписи, танцевальные песни, зрительная гимнастика и т.д. И всё это, не теряя контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.




Праздники – тоже не исключение. Музыка, видеоролики, анимация – всё это помогает при организации мероприятий для детей и родителей. Удобно останавливать музыку при проведении конкурсов.
Хочу отметить, что звук, который исходит от доски – его громкость и чистота – намного лучше, чем на обычных колонках.
Просмотр слайдфильма к дню матери:




На родительских собраниях показываю диаграммы, таблицы с результатами обучения учащихся, демонстрирую фотографии и видеофайлы о школьной жизни детей и их успехах, делаю записи на доске о предстоящих делах класса.
Безусловно, применение интерактивной доски требует от учителя определённой подготовки, знаний и времени. Но главное, что работа с этим «чудом» техники очень нравится детям. Они с нетерпением ждут от меня чего-то новенького и интересного. Для учителя это важно. Освоив нетрудные приёмы работы с интерактивной доской, я призываю всех своих коллег применять в нашей педагогической практике это новшество.
Желаю Вам творческих успехов! Спасибо за внимание!


Современная система обучения является информационной инфраструктурой, которая не может эффективно функционировать без человека. Опытные преподаватели, обладающие знаниями, обмениваются ими друг с другом и со своими учениками. Однако особое место в процессе обучения принадлежит различным технологиям (специализированному оборудованию, программному обеспечению, различным периферийным устройствам, Интернету и т. д.), которые не только облегчают участь преподавателя, но и выводят систему подготовки квалифицированных кадров на принципиально другой уровень. Именно благодаря использованию инновационных технологий у педагога формируется принципиально новая роль, а эффективность обучения не вызывает никаких сомнений.

Актуальность и необходимость использования интерактивных технологий

Интерактивные технологии сегодня в состоянии изменить характер образования и принцип подачи материала, их использование влияет на оснащение образовательных учреждений. Для доступного изложения новой информации посредством современного метода, преподавателю следует изначально тщательно изучить инновационные возможности. Использование интерактивных технологий способно внести в учебный процесс следующие положительные изменения:

- работа педагогов становится творческой и увлекательной;

- увеличивается эффективность обучения, как школьников, так и студентов;

- рост производительности труда;

- повышение оплаты труда преподавательского состава [1].

Понимая потребности современного подхода к обучению, педагоги постоянно повышают свой уровень квалификации, они стремятся овладеть компьютерными технологиями. Преподаватели посещают курсы, участвуют в конкурсах компьютерных уроков, собственноручно создают методические разработки и т. д. Данные успехи сказываются на совершенствовании взаимодействия пользователя с программной системой — интерактивного диалога. Овладение подобными навыками позволит заменить традиционные громоздкие пособия, без которых невозможно обойтись во время уроков, на мультимедийные.

Эволюция развития: от меловой до интерактивной доски

Привычные меловые доски появились в начале 19 века. Изначально у каждого ученика была индивидуальная доска небольшого размера, писали на ней грифелем, а стирать записи приходилось тряпкой. Немного позднее стали использовать мел, а для удобства объяснения материала в классы повесили одну большую доску. Недостатки их использования известны практически всем — после написания образуется меловая пыль, которая у некоторых людей вызывает аллергические реакции и абсолютно всем пачкает одежду.

В связи с этим к середине 20 века в западных странах получили распространение белые доски, на которых писали цветными маркерами. Систему интеллекта в развитие неотъемлемого атрибута школьных классов внесла японская корпорация, когда в 80-х годах прошлого столетия создала копирующую доску [2]. Для снабжения аудиторией информации, которая была написана преподавателем на доске, следовало просто нажать на кнопку — все данные оперативно распечатывались на одной странице. Первая в мире интерактивная доска была продемонстрирована компанией Smart Technologies в 1991 году, оценить все ее преимущества предоставлялось учителям в школах.

Интерактивная доска — острая необходимость или дань времени?

Повышение качества образования является одной из основных задач нашего государства. Современный рынок информационных технологий каждый год предлагает инновационные решения для достижения поставленной цели и одним из них является использование интерактивной доски. Инновационное устройство функционирует на основе 4 компонентов: компьютера, мультимедийного проектора, соответствующего программного обеспечения и непосредственно интерактивной доски. При необходимости к данной цепочке можно подключить встроенный принтер.

Принцип действия устройства достаточно прост:

- изображение с монитора компьютера передается посредством проектора на интерактивную доску;

- прикосновение к ее поверхности доски передаются обратно в компьютер по кабелям или с помощью беспроводного интерфейса связи;

- обработка специальным программным обеспечением.

Использование интерактивной доски расширяет возможности для преподавателей и студентов университета. Педагогам предоставляется возможность импровизировать во время уроков, поскольку позволяется рисовать и делать надписи прямо поверх открытых приложений. Для грамотного функционирования инновационного устройства следует обеспечить соответствующие условия. Перечислим основные факторы эффективного функционирования интерактивной доски:

- обеспечение беспрепятственного доступа к устройству, только так педагоги смогут набраться опыта;

- использование доски студентами;

- предоставление педагогу времени для подготовки к занятию (поиск материала, освоение интерфейса и т. д.);

- обмен идеями и найденного материала между педагогами;

- наиболее оптимальное расположение устройства в аудитории (отсутствие помех солнечного света и посторонних предметов);

- обеспечение бесперебойной работы (высокий уровень надежности, наличие технической поддержки и т. д.) [3].

Таким образом, традиционная доска с мелом постепенно уходит в небытие. Безусловно, она продолжает оставаться бюджетным и доступным вспомогательным средством изложения материала. Однако в современных и престижных ВУЗах она используется больше в качестве дополнительного элемента.

Определяемся с оптимальным выбором

Рано или поздно руководству ВУЗа предстоит сделать правильный выбор — использовать традиционные приемы для изложения материала или отдать предпочтение современным технологиям. Менталитет наших соотечественников предопределяет страх изменять привычный режим по причине краха новой, непроверенной идеи. Более того, оснащение кабинетов интерактивной доской требует капиталовложений, которых зачастую не хватает у образовательных учреждений. Преподавательский состав средних лет (не говоря уже о предпенсионном возрасте) довольно сложно обучить компьютерным технологиям, даже, несмотря на их ярое желание. Люди старой закалки привыкли работать по устоявшемуся режиму, который разрабатывался годами.

Вместе с этим дальновидный руководитель университета понимает важность повышения качества обучения, которое в свою очередь поспособствует престижности университета. Только так ВУЗ станет популярен у потенциальных абитуриентов, а это основная предпосылка к его динамическому развитию. Использование достижений рынка современных технологий — первый шаг на пути поставленной цели, интерактивная доска является вспомогательным средством.

Характерными особенностями современных устройств являются:

- совместимость с разнообразными программами в зависимости от предмета;

- усиление подачи материала, что помогает педагогам эффективно работать с сайтами и другими веб-ресурсами;

- предоставление расширенных возможностей для обсуждения в аудитории;

- возможность подачи наглядных видеоматериалов;

- динамическое использование ресурсов и развитие мотивации.

У студентов начинает активизироваться познавательная деятельность и развиваться коммуникативные навыки. Посредством доски можно организовать самостоятельную либо коллективную форму работы на лекции или практическом занятии. В результате учащиеся смогут аргументировать и объяснять свою точку зрения. Более того, педагогам предоставляется уникальная возможность создавать и проводить всевозможные опросы в режиме реального времени, а после обработки данных (5–7 минут) демонстрировать слушателям результаты тестирования. Использование интерактивной доски позволяет записывать уроки, создавать целую базу материала (тесты, курсовые работы, контрольные работы и т. д.). Таким образом, каждый желающий может выбрать наиболее предпочтительное время, изучить пропущенный материал и проверить собственные знания [1].

Важность грамотного использования интерактивных досок

Интерактивные доски будет неправильно причислить к простым электронным «меловым» доскам. Для использования максимальных возможностей устройства преподавателям рекомендуется грамотно спланировать занятие. Более того, созданные и тщательно проработанные уроки можно использовать неоднократно, что в свою очередь позволит существенно сэкономить время.

Преподавателям открываются широкие возможности для обучения студентов, независимо от дисциплины. Для этого достаточно лишь подобрать соответствующее программное обеспечение. С его непосредственной помощью можно структурировать занятия, сохранять созданные уроки, а при необходимости дополнять их записями. Бытует мнение, что от частого использования доски наносится вред глазам, начинает постепенно ухудшаться зрение. На основании многочисленных исследований специалистов было доказано, что первопричина подобной негативной тенденции кроется в проекторе. Если неотъемлемый элемент установлен неправильно, то его свет будет постоянно попадать в глаза учителю, что приводит в конечном итоге к травмам сетчатки [1].

Подавляющее большинство производителей предлагают готовые комплекты современной установки, которые подразумевают наиболее предпочтительное сочетание приборов. К сожалению, реальность такова, что многие ВУЗы с целью экономии денежных средств приобретают не подходящий проектор, который отличается дешевизной. Желательно делать выбор в пользу сверхкороткофокусного (сверхширокоугольного) проектора, он освещает всю поверхность доски с расстояния менее 1 метра. Такая особенность позволяет установить прибор прямо над интерактивной доской, а излучаемый свет не будет попадать в глаза лектору [3].

Разнообразие представленных материалов позволяет намного быстрее его освоить. По мнению опытных преподавателей, использование в процессе обучения доски заметно улучшает качество их уроков. Безусловно, нельзя наивно полагать о стремительном повышении успеваемости студентов, но как показывает практика, учащиеся проявляют большую заинтересованность к предоставленной информации, они активно вступаю в дискуссии, и высказывают собственное мнение.

Интерактивную доску совсем не обязательно постоянно использовать во время занятий, достаточно будет ее активировать в начале лекции или во время обсуждения актуального вопроса. Преимущества ее использования для преподавателей очевидны:

- возможность заранее подготовить учебный материал — это поспособствует хорошему темпу занятия и выделит время для обсуждения.

- воспроизведение аудио-, видео-файлов или целых Интернет-страниц;

- структурирование материала по страницам для изложения в логической последовательности;

- возможность подключения аудио- и видеооборудования — так студенты могут одновременно читать текст и слышать правильное произношение;- сохранение проработанного материала в сети учебного заведения и предоставление к нему общего доступа для студентов.

Эффективность использования современного устройства не вызывает никаких сомнений. Преподаватель и студенты освобождаются от рутинной работы, а сэкономленное время можно потратить на освоение интересного и полезного материала.

1. С. В. Калитин, Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах, Москва, Солон-Пресс, 2013, 192 стр., 9785913591142.

2. Горюнова М. А., Интерактивные доски и их использование в учебном процессе, Санкт-Петербург БХВ-Петербург, 2010, 336стр., 9785977505048.

3. Телегина И. В., Интерактивная доска на уроке физики: реализация дидактического потенциала: учебно-методическое пособие, Самара ПГСГА, 2010, 169 стр., 9785842807819.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, доска, преподаватель, время уроков, изложение материала, инновационное устройство, поверхность доски, поставленная цель, соответствующее программное обеспечение, эффективность обучения.

Похожие статьи

Использование интерактивного оборудования с детьми.

Опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные доски значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала.

Работа с интерактивной доской, как одна из нестандартных.

Интерактивный комплект — это система, состоящая из сенсорной доски, мультимедиа проектора и компьютера, которые соединены между собой. На компьютере устанавливается специальное программное обеспечение (для каждого вида досок — своё).

Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ

Технологические свойства интерактивной доски, а она включает в себя обычно 4 компонента: компьютер, мультимедийный проектор, соответствующее программное обеспечение и саму интерактивную доску, позволяют внести некоторые изменения в.

Использование интерактивного оборудования в учебном процессе

интерактивная доска, учебный процесс, доска, компьютер, занятие, интерактивное оборудование, обратная проекция, программное обеспечение, учебный материал, создание рисунков.

Использование виртуальной онлайн-доски на уроке математики

Книги, тетради, меловые доски не могут удержать внимание учащихся на уроке. Современные гаджеты и их программное обеспечение находят свое отражение и в построении информационной среды учащегося.

Использование информационных технологий на уроках математики

интерактивная доска, возможность, материал, координатная плоскость, учитель, задание, доска, построение, урок математики, учебный материал.

Использование мультимедийных средств обучения в практике.

аппаратное обеспечение (интерактивные доски, интерактивные классы и т.д.); программное обеспечение (специализированные программы для создания и воспроизведения контента)

Применение средств мультимедийных технологий как условие.

Использование интерактивных досок совместно с электронными пособиями способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный

Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса.

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении.

интерактивная доска, учебный материал, учебный процесс, возможность, студент, процесс обучения, информация, дистанционное обучение, время урока, визуальный материал.


В настоящее время современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. И один из элементов, который позволяет осуществлять эти цели — обращение к новым образовательным технологиям.

Одна из таких технологий — интерактивные средства обучения. Они широко используются при обучении школьников по целому ряду предметов и позволяют применять новые методы и приемы в изучении, а также сделать более доступной для понимания любую информацию. Интерактивные методы можно применять, как групповой способ обучения, для обучения с помощью игровых технологий, при фронтальном и дискуссионном обучении.

Интерактивная доска — это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске.

Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

– Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)

– Звуковые файлы (записи, сделанные учениками или другими преподавателями).

– Программное обеспечение для интерактивной доски

– Программное обеспечение к конкретному предмету

На таком уроке будут использованы сразу несколько ресурсов, и учитель будет выбирать то, что ему нужно. Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых не всегда доступны на обычном уроке.

Если вы работаете с интерактивной доской, вы можете взять маркер и сделать на ней дополнительные пометки, добавить комментарий, нарисовать рисунок, подчеркнуть или выделить нужную информацию. На уроке можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски состоит в том, что:

– добавлять записи и делать поправки можно к страницам, которые были приготовлены до занятия.

– после занятия записи на доске можно сохранить, не обязательно их стирать.

– для заметок можно использовать разные цвета, тем самым выделяя главное.

Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а после урока их можно сохранить. После урока, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или, при необходимости, распечатать его. Этот метод может быть удобен на биологии, так как много заданий включают сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, выполнение которых более эффективными будут на интерактивной доске.

При использовании интерактивной доски структура урока остается неизменной и неважно, используется она или нет. Но, в основном, интерактивная доска может помогать, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики сами формулируют выводы, сортируя полученную информацию.

Однако, нужно сказать и то, что использование интерактивной доски требует серьезной и длительной подготовки, а также навыков работы с компьютером и программным обеспечением, и безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но, на мой взгляд, потраченные усилия обязательно должны привести к положительным результатам. В результате, подача материала с использованием интерактивной доски позволит сделать урок ярче, информативнее и увлекательнее. Использование интерактивной доски позволит ускорить темп урока и работать со всем классом. Наглядность электронной интерактивной доски — это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.

Для того, чтобы пользоваться доской необходимы четыре основных компонента:

– программное обеспечение для конкретной доски;

Для уроков биологии к интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными, которые получены во время урока, можно продуктивно работать прямо здесь и сейчас. Для учителя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а использование on-line библиотек позволит найти конкретные материалы.

https://pp.userapi.com/c847124/v847124584/18c70b/iVET0FNvyp4.jpg

Рис. 1. Работа с интерактивной доской

В рамках урока биологии я использую доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия и постепенно, вовлекая учащихся, записывать новый материал прямо на доске.

Для проверки домашнего задания заготовленный материал позволяет:

– провести тест, с использованием иллюстраций или текстовый опрос и проверить его выполнение — самостоятельно или взаимопроверкой;

– выполнить задание на соотнесение понятий;

– установить соответствие между ключевыми моментами нескольких тем ранее изученного материала;

– выполнить учебное исследование;

– проверить решение генетических задач, а также задач на составление рациона питания;

– пользуясь схемами, решить несколько типов задач;

– провести устный диктант на основе изображений и символов;

– использовать для работы тетради с печатной основой.

Биологические процессы сложны для восприятия на слух (пластический, энергетический обмен, кровообращение и т. д.). Поэтому использование интерактивной доски способствует лучшему усвоению и пониманию сути, механизмов биологических процессов и явлений. Некоторые группы учащихся медленно усваивают абстрактные обобщения, без визуализации не способны формировать представления, не вникают в суть процессов и явлений. Для таких детей использование анимационных моделей из галереи изображений или коллекции интерактивных ресурсов поможет сформировать целостную картину биологического процесса и поможет в понимании его закономерностей.

Видеосюжет может быть предложен для анализа как в группах, так и индивидуально, по определённой схеме, или как основное смысловое ядро для мозгового штурма. Видеосюжет можно поставить на паузу и использовать в качестве конкретизирующих фрагментов для доводов, выдвигаемых учащимися. В дополнении здесь использовать функцию «лупа», которая позволяет заострить внимание на важных деталях.

Таким образом, использование интерактивной доски позволяет осуществлять преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку; создавать дидактические материалы вовремя и конспекты для самостоятельной работы учащихся; записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования; динамично и наглядно продемонстрировать сходства и различия свойств и качеств биологических объектов. Использование интерактивной доски создает новые возможности и для учителя, и для ученика: развитие воображение, творческие способности ребенка; легче организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения; появляется возможность работать эстетично и интересно.

Для учителя обучение детей биологии с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

– активизация познавательной деятельности учащихся.

– обеспечение положительной мотивации обучения;

– проведение уроков на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

– обеспечение высокой степени дифференциации обучения;

– повышение объем выполняемой работы на уроке в несколько раз;

– усовершенствуется система контроля знаний;

– рациональное использование времени учебного процесса, повышение эффективность урока;

– доступ к различным справочникам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, создание гиперссылок;

– во время урока можно импровизировать и корректировать ранее приготовленные материалы;

– после урока файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями, а затем их можно использовать во время проверки знаний учеников;

Для учеников можно выделить следующие положительные аспекты:

– интерактивные доски помогают сделать уроки интересными и развивают мотивацию;

– появляется больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

– помогают в восприятии и усвоении сложных вопросов в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

– помогают учащимся работать у доски с удовольствием, проявлять творчество, с уверенностью в себе.

Но учителю необходимо понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя во время урока не должны работать с ней постоянно или на каждом уроке. Но использование в учебном процессе делает урок увлекательным и динамичным.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, урок, программное обеспечение, время урока, доска, ваш компьютер, ресурс, учащийся, учебный процесс, учитель.

Похожие статьи

Использование интерактивных досок | Статья в журнале.

Интерактивная доска — острая необходимость или дань времени?

Использование интерактивной доски расширяет возможности для преподавателей и студентов университета.

- динамическое использование ресурсов и развитие мотивации.

Использование виртуальной онлайн-доски на уроке математики

интерактивная доска, учебный процесс , доска, компьютер, занятие , интерактивное оборудование, обратная проекция, программное обеспечение

Использование виртуальной онлайн - доски на уроке математики. RealtimeBoard — это интерактивная онлайн доска для.

Применение интерактивной доски на уроках физики

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс, студент, урок, доска, SMART, образовательный процесс

Книги, тетради, меловые доски не могут удержать внимание учащихся на уроке. Современные гаджеты и их программное обеспечение находят свое.

Использование информационных технологий на уроках математики

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с таким

Интерактивная доска — уникальный инновационный инструмент, использующийся для

Интерактивная доска на уроках математики совмещает в себе функции привычного.

Использование интерактивного оборудования в учебном процессе

Поэтому, прежде чем использовать интерактивную доску в учебном процессе, преподаватель должен изучить ее возможности. Интерактивная доска — одно из самых современных средств обучения, с которым сегодня активно знакомятся преподаватели самых.

Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ

Интерактивная доска запоминает, как и всякий компьютер, акты взаимодействия (сохраняет

Интерактивная доска и электронные образовательные ресурсы - источник информации и

На этом этапе формулируется тема урока. Учитель делает записи на доске, используя на.

Технология интерактивного обучения | Статья в журнале.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, интерактивное обучение, урок

интерактивная доска, учебный процесс, доска, компьютер, занятие, интерактивное оборудование, обратная проекция, программное обеспечение, учебный.

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с

Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся

интерактивная доска, учебный процесс, доска, компьютер, занятие, интерактивное.

интерактивная доска, преподаватель, учебный процесс.

Интерактивная доска — это комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, помогает эффективно осуществлять обратную связь, повышает эффективность обучения, вносит в учебный процесс новое восприятие.

Читайте также: