Правильная установка потолочной акустики

Обновлено: 18.05.2024

Как правильно разместить встраиваемые в стену и потолочные динамики

Для домашнего театра или музыки

При решении этой проблемы нужно определиться: как вы планируете использовать динамики – для музыки или просмотра фильмов или универсально. Место, где вы собираетесь разместить встраиваемые колонки одна из самых важных вещей, которые следует учитывать при покупке потолочных или встраиваемых в стену динамиков. Ниже приведены правила, которые помогут вам сделать правильную установку акустических систем, что позволит обеспечить хорошее звучание и отлично совместить встраиваемую акустику с дизайном вашей комнаты.

Размещение динамиков для домашнего кинотеатра

Эти рекомендации помогут вам построить систему как можно ближе к идеалу. Вероятно, не каждый из наших советов по размещению можно будет применить в ваших условиях. Но соблюдение некоторых правил обеспечит отличное звучание вашей системы. В общем, старайтесь расположить колонки не менее чем в 60-70 см. от углов и других поверхностей, которые могут поглощать или отражать звук, например, от высокой или неуклюжей мебели.


Система из 5 динамиков и место для сидения. Для установки 5-ти динамиков, правый и левый динамики объемного звука должны быть справа и слева от вашего основного места для сидения.


Система из 6 динамиков и место для сидения. Для установки 6-ти динамиков, центральный задний динамик должен идти непосредственно позади главной позиции прослушивания, в соответствии с передним динамиком центрального канала. Он должен находиться примерно на той же высоте, что и динамики, которые окружают вас слева и справа.


Система из 7 динамиков и место для сидения. Для установки семи динамиков, два дополнительных задних динамика объемного звучания должны быть размещены позади главного места нахождения слушателей. При этом они должны быть на одинаковом расстоянии от основного места прослушивания, и в половине расстояния друг от друга. Они должны быть на той же высоте, что и динамики, которые окружают вас слева и справа.

Встраиваемая в стены акустика в системах 5.1 и 7.1:

В комнате для смешанного использования желательно, чтобы ваши передние и задние встроенные в стену динамики находились на уровне ушей слушателя.

  • Поместите передние левый и правый динамики так, чтобы они были на уровне или чуть выше уровня ваших ушей, когда вы сидите. Они должны находиться на равном расстоянии от основной точки прослушивания. Если колонки находятся в стене, которая находится на расстоянии в 10 футов (3 метра) от вашего стула, то расстояние между ними должно быть не более 1.5 метра. Это нужно, чтобы поддерживать хороший эффект стерео.
  • Установите громкоговоритель центрального канала, так чтобы он находился на уровне ушей, когда вы находитесь в сидячем положении. Если у вас настенный телевизор, поместите динамик центрального канала чуть ниже. Если ваш телевизор находится на подставке или столе, поместите динамик центрального канала прямо над ним.
  • Поместите динамики объемного звука выше своих ушей, когда вы находитесь в сидячем положении. Если задние динамики объемного звучания расположены на уровне ушей сидящего человека, они будут подавлять звук, исходящий из фронтальных колонок, в результате чего будут наблюдаться искажения объемного звучания. Тем не менее, если ваша система будет включать в себя объемный звук Dolby Atmos®, мы рекомендуем размещать все источники звука в стене или на стене а на уровне ушей сидящего человека, чтобы обеспечить оптимальные эффекты от возможностей Atmos. Для домашних кинотеатров, которые используют технологию обработки звука Dolby Atmos, рекомендует использовать четыре потолочные акустические системы, в которых одна пара, расположена напротив места прослушивания, и вторая - позади него. Они также предлагают использовать потолочные динамики с широким рисунком дисперсии или колонки с вспомогательными механизмами, которые позволяют слегка наклонять их в сторону места прослушивания.
  • Если ваша система может вместить только одну пару динамиков в районе потолка, то следует монтировать их немного впереди того места, где вы планируете слушать. Не следует беспокоиться в том случае, если расположение колонок не является совершенным. Система автоматической калибровки вашего совместимого с Atmos ресивера поможет набрать в звуке для достижения оптимальной производительности.

Разместите потолочные динамики для Dolby Atmos® и DTS:X™ немного перед диваном для получения наилучших иммерсивных звуковых эффектов.

Потолочные колонки в 5.1 и 7.1 системах:


5 динамиков и место нахождения слушателей. Для установки 5-ти динамиков, левая и правая колонки объемного звучания должны быть слева и справа от основного места для нахождения зрителей.


6 динамиков и место нахождения слушателей. Для установки 6-ти динамиков, центральный задний динамик должен находиться непосредственно позади главного места прослушивания, и находиться в соответствии с передним динамиком центрального канала. Он должен находиться примерно на такой же высоте, как левый и правый динамики объемного звучания.


7 динамиков и место нахождения слушателей. Для установки семи динамиков, задний левый и правый динамики объемного звучания должны быть размещены позади главной позиции для прослушивания, на одинаковом расстоянии от места расположения слушателей. Расстояние между ними должно составлять около половины расстояния между боковыми правым и левым динамиками объемного звучания.

Имейте в виду, что динамики, размещенные в стене, на стене и на потолке не всегда могут качественно воспроизвести низкие частоты. Если вы хотите, в своем домашнем кинотеатре получить хороший звук полного диапазона, то в этом случае вам потребуется сабвуфер.

Размещение встраиваемой акустики для прослушивания музыки

Вы должны уделить должное внимание размещению ваших акустических систем, если вы планируете провести много времени в этой комнате, слушать музыку, а не использовать музыку в качестве приятного фонового звука. Попробуйте разместить динамики, по крайней мере в 2 футах (60 см) от углов и других поверхностей, которые могут помешать распространению звука или отражать его.

Используйте две пары динамиков для сбалансированного звука в больших комнатах. Мы рекомендуем устанавливать встраиваемые и потолочные динамики на расстоянии не менее 45–60 см от соседней стены или потолка.

Размещение встраиваемой в стены акустики для прослушивания стерео

  • Для того, чтобы получить хороший стерео эффект, поместите левую и правую колонки на одинаковом расстоянии от вашего места прослушивания – на уровне ушей, когда вы находитесь в сидячем положении. Если колонки находятся в стене, которая находится в 3 метрах от стула, расположите их на их на расстоянии от 1.5 до 3 метров друг от друга.

Создаете комнату для прослушивания музыки? Для наилучшего звучания расположите динамики на уровне ушей и на таком же расстоянии друг от друга, как и от вас.

Размещение встраиваемой потолочной акустики для прослушивания стерео

  • Для хорошего стерео эффекта, поместите левый и правый динамики на равном расстоянии от вашей основной позиции прослушивания, и (если возможно) направьте ВЧ динамики в направлении своего рабочего места. Если колонки находятся в стене, которая находится в 3 метрах от стула, расположите их на расстоянии от 1.5 до 3 метров друг от друга. Измерьте расстояние от громкоговорителей до вашего кресла по ровной горизонтальной линии.
  • Помните, что колонки, которые монтируются в ниши стен и на потолках хорошо воспроизводят высокие и средние частоты, но не всегда достаточно хороши при воспроизведении низких. Поэтому, для полноценной системы потребуется сабвуфер.

Размещение встраиваемой акустики для фонового звучания

При передвижении по комнате вы можете обнаружить, что музыка в одной ее части будет слишком громкой, а в другой – слишком слабой. Особенно этот недостаток будет заметен при низком уровне громкости. При использовании трех или четырех колонок в комнате, либо с разумным использованием комбинации прямого и отраженного звука, вы можете создать ощутимый объемный эффект. Благодаря этому Вы услышите некоторую степень стереоэффекта независимо от того, где вы находитесь в комнате.

Общие рекомендации по расположению динамиков

  • Старайтесь держать динамики не менее чем в 60 см от углов и других поверхностей, которые могут помешать распространению звука или будут его отражать звук, к числу которых относятся предметы мебели и другие детали обстановки в комнате.
  • Для прямоугольной комнаты площадь, которой менее 100 квадратных метров, должно хватить двух динамиков. Поместите их недалеко от противоположных углов помещения.
  • Для L-образной комнаты или для прямоугольных помещений больше, чем 90 квадратных метров, можно использовать 3 или более динамиков. Разместите их в виде зигзага в пространстве комнаты для обеспечения хорошей дисперсии звука. Если вам нужно установить нечетное число колонок, стерео акустика может быть хорошим выбором. К такой колонке можно подключить сразу два аудио канала.
  • В узкой, длинной комнате необходимо разместить колонки на ее обоих концах. Стерео подача звука у колонок является хорошим решением для этого относительно неудобного пространства.
  • Когда ваш интерьер или бюджет не позволяет использовать более двух колонок в большой комнате, попробуйте поставить левый и правый стереодинамики рядом (но не менее чем в 60 см от углов). Также можно установить их на дальних концах комнаты, чтобы добиться лучшего рассеивания звука.

(A) Диагональное размещение дает хорошее покрытие в типичной прямоугольной комнате на 30 квадратных метров или меньше.
(B) Используйте три или более громкоговорителей в большой или L-образной комнате.
(C) В узком помещении, поместите акустические системы на одинаковом расстоянии от обоих концов комнаты. Это обеспечит отличный стерео эффект колонок.

Размещение встраиваемой акустики в студии

Размещение встраиваемой акустики на кухне

  • Монтаж в стену или на стену: Расположите колонки на высоте 1.8 метра от пола. В то время как настенные колонки являются отличным вариантом для многих комнат, они имеют тенденцию создавать больше "горячих точек" (области, где звук намного громче), чем потолочные динамики.
  • Монтаж на потолок: Просто следуйте общим указаниям выше, исходя из формы и размера вашей комнаты, и вы сможете добиться правильного размещения динамиков АС.

Пара удачно размещенных динамиков наполняет небольшие комнаты приятной фоновой музыкой.

Размещение встраиваемой акустики в ванной комнате

  • Если вы хотите установить акустические системы в вашей ванной комнате, то в этом случае потолочные колонки станут отличным способом добиться стерео эффекта в этом помещении. Такой динамик воспроизводит оба канала стерео музыки: с одним низкочастотным и двумя угловыми ВЧ динамиками; они прекрасно подходят для небольших помещений. В зависимости от размера и расположения вашей ванной комнаты, вы можете использовать больше чем один динамик. Например, если ваша ванная комната является относительно большой, можно разместить один динамик над раковиной и один над ванной, что позволит следить за утренними новостями, даже во время таких шумных процедур, как чистка зубов или прием душа.

Расположенный в центре стерео-динамик отлично подходит для небольшой ванной комнаты. Он воспроизводит оба канала источника музыки из одного места.

Одна стерео колонка может заменить собой пару встраиваемых динамиков, там где пространство для размещения ограничено.

Размещение встраиваемой акустики во второстепенных зонах

Установка динамиков может показаться излишней для прихожих, лестничных площадок, прачечных и других комнат бытового предназначения. Но если увеличить громкость динамиков в гостиной до такой степени, чтобы они были слышны в подъезде или прачечной, то в самой в гостиной уровень звука будет дискомфортно громким. Для решения этой проблемы может понадобиться установка динамиков для фонового прослушивания. Это позволяет, в ​​значительной степени, наслаждаться музыкой в любом месте вашего дома. При этом вам не придется повышать уровень звука на колонках до максимума. Пара стерео динамики часто являются наиболее эффективным способом воспроизведения фоновой музыки в небольших помещениях. В больших помещениях, вы, вероятно, хотите использовать более мощные динамики, которые охватывают звуком все пространство. Поскольку уровень звука в таких помещениях будет оставаться достаточно низким, вам не придется серьезно беспокоиться о влиянии отраженного звука. Ваша цель состоит в том, чтобы просто распространить звук по более широкой площади, насколько это возможно.

Необходима фоновая музыка в длинном узком коридоре? Установите стерео динамики на каждом конце для сбалансированного звука во всем пространстве.

Подводя итоги

Прежде чем начать, давайте еще раз всерьез подумаем точно ли в вашем ДК нужны потолочные Atmos-колонки? Установить акустику такого типа не так уж просто. Если вам не хватит осторожности и терпения, то все может закончиться испорченным потолком, кучей свисающих проводов и не очень довольной женой, которая отныне будет видеть вас как человека, разрушившего ее любимую комнату. И никакого Atmos-звука у вас тоже не будет.


Не забывайте, что существуют альтернативные решения: Dolby Atmos-саундбары, полочные колонки с Atmos-модулями, установить которые не сложнее, чем акустику 7.1-канальной системы. Имейте это в виду! Вот теперь мы со спокойной душой продолжим.

Планируем, планируем, планируем

Залогом любой успешной инсталляции является хорошо продуманный план. Возможно, непредвиденные обстоятельства заставят вас отойти от плана, но начинать всегда нужно именно с него. В нашем случаем план примерно таков:

Сколько высотных колонок вы хотите установить?

Некоторые Atmos-ресиверы поддерживают до четырех высотных каналов, но обойтись можно и двумя. Нужно решить будет ли акустика располагаться над зрительными местами (оптимальный вариант) или же колонки будут установлены в зоне экрана. Допустим, ваш ресивер поддерживает только две потолочные колонки, но в будущем вы купите систему, рассчитанную на четыре такие АС. Если есть желание, то можно установить сразу четыре колонки. На будущее. Однако решить этот вопрос нужно сразу.

Расположение колонок

Компания Dolby Labs предлагает несколько схем с различными вариантами размещения потолочных колонок. Эти схемы учитывают расположение посадочных мест и ранее установленные окружающие колонки вашей ДК-системы.


Скорее всего, в ходе монтажа вам придется немного изменить заранее намеченные точки для колонок — могут помешать потолочные балки [от переводчика: здесь и далее идет речь о стандартных потолках для американских домов, в условиях обычных российских квартир вам потребуется второй навесной потолок]. О таких вещах как светильники, электропроводка или вентиляция вы должны знать наверняка. Что-то из этого может стать преградой для установки потолочных колонок.

Каким образом будет проходить проводное подключение колонок к ресиверу? Если вам повезло работать с незаконченным потолком (или на мансарде), то все гораздо проще. Если же потолок кинозала полностью закончен, то придется решить несколько задач, и в этом вам помогут наши советы.

Это один из важнейших пунктов нашего плана. Если вы будете устанавливать колонки в готовый потолок [от переводчика: в квартире потолок может представлять собой бетонную плиту, поэтому сначала вам нужно сделать второй потолок], то придется резать гипсокартон, протаскивать провода специальной протяжной проволокой и использовать разные инструменты. Все должно быть под рукой. Высока вероятность, что вам понадобится сверлить балки. Если что-то пойдет не так, то потом придется грунтовать гипсокартон и красить его. Все должно быть наготове.

Для подобных работ специалист необязателен, но нужно рассчитывать свои силы: если у вас не хватает терпения, и работать руками вы толком не умеете, то сейчас самое время еще раз обо всем подумать.

  • Детектор неоднородностей
  • Карандаш
  • Рулетка
  • Пила
  • Отвертка или шуруповерт
  • Протяжная проволока
  • Набор стержней для протяжки кабеля

Выбираем акустику

До начала работ нужно подготовить абсолютно все, включая колонки. Лучше всего подобрать потолочные колонки, которые по характеристикам подойдут к остальной акустике вашей системы, но это некритично. Также не волнуйтесь о низких частотах — за басы отвечает сабвуфер. Обратить внимание нужно на дисперсию звука. Она должна быть широкой. Потолочные колонки нужны для создания эффекта купола у вас над головой. Точно направленная акустика справится с такой задачей хуже.

Сумма, которую вы потратите на потолочную акустику зависит от вашего бюджета и от используемого в ДК оборудования. Если ваш ресивер и усилитель стоят недорого, то нет особого смысла тратиться на дорогие потолочные колонки. Также не стоит обманывать себя и покупать дешевую акустику к хайэндному ресиверу.

Глубина встройки

Диаметр ваших новых потолочных колонок, скорее всего, составит примерно 15-30 см. Это не станет проблемой, если учесть, что потолочные балки, как правило, расположены на расстоянии 35 см друг от друга. Глубина колонки — вот, что может стать проблемой. В старых домах использовался толстый потолочный брус, но в новых строениях балки делаются из низкопрофильного бруса. Таким образом, глубины для встройки АС может не хватить. Разберитесь с этим вопросом заранее. Большинство потолочных колонок обладает глубиной встройки 7-10 см, но есть модели, требующие до 20-23 см.

Если над потолком находится чердачное помещение, то беспокоиться не о чем. В противном случаем вам придется замерить доступную глубину. Проделав небольшое отверстие в потолке, просуньте туда проволоку (можно использовать разогнутую вешалку для одежды) до упора и сделайте на ней отметку снаружи. Затем достаньте проволоку и замерьте расстояние от отметки до конца проволоки.

Ищем точки встройки

Определение конечной точки встройки акустики будет зависеть от рекомендаций Dolby и особенностей вашего потолка. Как уже было сказано, балки могут помешать. Поэтому сперва придется найти их. В этом деле поможет детектор неоднородностей, но имейте в виду, что потолки отличаются от стен: между потолочным брусом и гипсокартоном часто бывает зазор.

Здесь мы можем столкнуться с двумя моментами. Во-первых, детектор может не обнаружить деревянную балку из-за имеющегося зазора. Во-вторых, металлические подвесы, которые держат потолок, слишком тонки для детектора — их он тоже может пропустить.



Чтобы откалибровать детектор, нужно включить его, приложить к стене и подержать на месте несколько секунд


К счастью, есть простой и надежный лайфхак: воспользуйтесь набором редкоземельных магнитов. Возьмите один магнит, приложите его к потолку и движениями по спирали «просканируйте» зону предполагаемой встройки АС. Магнитит нужно перемешать медленно. Когда он примагнитится к подвесу или саморезу (по сути, разницы нет), оставьте его на месте и возьмите следующий магнит. Проделайте ту же процедуру с несколькими магнитами, чтобы найти следующий подвес. В итоге у вас должна получиться линия из магнитов, по которой будет понятно расположение балки.

Чтобы найти следующую балку, нужно отступить в сторону примерно 40 см. Теперь задача упрощается — искать новые подвесы нужно параллельно уже найденным на предыдущей балке (по крайней мере, так должно быть, если вам повезет).



Дыру диаметром до 10 см можно заделать специализированной шпаклевкой для гипсокартона


Итак, вы нашли все балки в зоне установки колонок. Теперь пора окончательно наметить точки для встраивания колонок. Как правило, потолочные АС идут в комплекте с шаблонами для выреза отверстий. Если такого шаблона нет в комплекте, то зайдите на сайт производителя и скачайте его оттуда. Шаблон нужно распечатать на принтере, но не ошибитесь с масштабом.

С помощью двухсторонней липкой ленты приклейте шаблоны к потолку. Обязательно делайте замеры по два раза: вырезы должны быть расположены симметрично в соответствии с рекомендациями Dolby. От балок нужно отступать минимум 2,5 см. Край шаблона не должен примыкать к балке, так как каждая колонка оснащена фиксаторами, которым тоже понадобится место.

Выбираем кабель для колонок

Кабель для потолочных колонок отличается от обычного акустического кабеля толстой противопожарной изоляцией. В процессе протяжки провода могу быть повреждены: подвес или острый край бруса может разрезать изоляционный слой обычного акустического кабеля, что приведет к замыканию или даже пожару.

Стандартный акустический кабель — это кабель с двумя медными проводами калибра 16 AWG или 14 AWG. Чем меньше цифра, тем толще кабель. По идее, более толстый кабель лучше справится с передачей сигнала без потерь, но это чаще применимо к масштабным инсталляциям с большими расстояниями и высокомощным оборудованием.

Кабеля 16 AWG будет вполне достаточно для небольших потолочных колонок. Вряд ли почувствуете разницу с кабелем большего калибра. С другой стороны, если речь идет о большом ДК с премиальным ресивером и колонками уровня High End, то есть смысл использовать кабель 14 AWG.

Сколько понадобится кабеля?

У профессиональных инсталляторов таких вопросов не возникает — они пользуются кабелями в бухтах. Если есть возможность, то сделайте также. Если хочется сэкономить, то нужно тщательно все промерить, чтобы потом не пришлось наращивать провода (так делать настоятельно не рекомендуется). Если вы уверены, что сможете проложить кабель от ресивера до колонок напрямую, то просто замерьте дистанцию обычной рулеткой, которая будет выполнять роль проводов. Если же на пути кабеля встречаются какие-либо перегородки, то добавьте дополнительно 3 метра. Возможно, весь кабель не пригодится, но лучше взять с запасом. Кстати, эти советы с замерами актуальны только в том случае, если ваш потолок еще не закрыт гипсокартоном. В противном случае, нужно сделать приблизительные замеры, учитывая все возможные преграды на пути кабеля (закрытые стены и потолок не позволят заранее высчитать нужную длину, поэтому берите с запасом).

Проделываем отверстия

Когда все шаблоны будут на своих местах, обведите их карандашом и отклейте. При помощи ножа для гипсокартона нужно сделать разрез от центра окружности к краю. Затем двигайтесь по периметру, стараясь вести лезвие точно по линии карандаша. Как только четверть круга будет пройдена, можно убрать кусок гипсокартона и просунуть руку или проволоку в отверстие, чтобы убедиться в отсутствии препятствий по всему периметру. Если все хорошо, то продолжаем резать. Если на пути попался металлический подвес, то часть подвеса можно убрать с помощью ножовки по металлу. Если попался брус, то лучше сделать новое отверстие. Смысл в том, что восстановить гипсокартон гораздо проще, чем убрать балку (и это небезопасно).



Шаблон для выреза отверстий должен быть в комплекте со встраиваемой акустикой


Когда отверстие будет готово, возьмите колонку (без гриля) и попробуйте установить ее. Колонка должна встать на место легко (минимальное сопротивление допускается), а по краям не должно быть зазоров. Если колонка не проходит в отверстие, то следует снять еще немного материала по периметру, равномерно подрезав дыру по краям. Если все делать правильно, то АС обязательно встанет на место.

Протягиваем кабель

Прежде чем приступить к протяжке кабеля, стоит пометить каждый провод, чтобы было понятно какой куда идет (например, «Потолочный правый канал» или «Правый Atmos»). Лучше промаркировать сам кабель, обойдясь без наклеек, которые могут потеряться.


Вы должны понимать, что каждый случай индивидуален, поэтому четкой пошаговой инструкции по протяжке кабеля мы дать не можем. Все зависит от помещения. В сети есть много полезных ресурсов с информацией на эту тему. Поищите статьи, посвященные установке внутристенных колонок, прокладке кабеля, работе с противопожарными перегородками и плитами перекрытий. Также можно поискать обучающие ролики. Чтобы вам было проще, ниже мы обсудим два очень полезных инструмента: протяжную проволоку и гибкие стержни.

Протяжная проволока

Протяжная проволока представляет собой подобие строительной рулетки с катушкой пружинной стали. Этот инструмент идеально подходит для протяжки кабеля в трубопроводах, стенах и любых других закрытых местах, где практически нет препятствий. Пружинная сталь достаточно жестка для того, чтобы проталкивать ее силой, но в то же время она обладает хорошей гибкостью. Протяжная проволока подойдет для прокладки проводов на большие расстояние, но на пути должно быть чисто.



Протяжная проволока с автоматической системой намотки

Вот хороший пример использования этого инструмента. Если вы протягиваете кабель за стеной, то протяжную проволоку нужно протолкнуть от плинтуса до верхнего стыка. Когда проволока вылезет сверху, нужно надежно примотать к ней кабель изолентой. Сначала намотайте изоленту на саму проволоку, потом вокруг кабеля. Получится закрытый «чехол» для кабеля, который не позволит проводу зацепиться за гипсокартон или еще что-то. Лента должна быть намотана максимально плотно.

Как закончите с намоткой, плавно опустите проволоку вниз, чтобы ее кончик вместе с проводом спрятался обратно в стену. Теперь можно приступать к протяжке. Не торопитесь и следите за тем, чтобы кабель и проволока двигались вниз легко и без зацепов. Будет лучше, если вы попросите кого-то помочь вам. Как только вы почувствуете, что проволока застряла, прекратите тянуть и попробуйте протолкнуть проволоку обратно вверх, одновременно прокручивая ее. Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз, но в итоге проволока продолжит свой путь также, как она делала это, когда шла снизу вверх в начале.

Стержни для протяжки кабеля

Гибкие стержни для протяжки, по сути, представляют собой аналог протяжной проволоки. Эти стержни также обладают повышенной прочностью и гибкостью. В продаже имеются разные наборы стержней, соединяемых в одну большую цепь. Часто в комплекте со стержнями идут резьбовые наконечники в виде крючков, колец и зажимов. Стержень отличается от протяжной проволоки тем, что он не ложится на поверхность, а всегда проходит над ней: гибкий стержень с легкостью пройдет над потолком, не задевая проводку, освещение и другие объекты, встроенные в гипсокартон. Для полностью закрытого потолка лучше подойдет именно гибкий стержень.



Набор для протяжки кабеля

Как и в случае с протяжной проволокой, гибкий стержень можно проталкивать или, наоборот, вытягивать назад. Какой из методов вам лучше подходит нужно решать в зависимости от ситуации. Небольшой совет. Если вы проталкиваете закрепленный на стержне кабель и упираетесь во что-то, то придется тянуть обратно. Кабель может соскочить со стержня и закрепить его уже, конечно, не получится. Чтобы избежать этого, нужно тянуть стержень и одновременно вращать его вокруг своей оси. Это поможет намотать кабель на стержень для надежности.

Устанавливаем акустику

Предположим, что вы справились с прокладкой кабелей. Теперь нужно зачистить кончики медных проводов приблизительно на 2 см. Оголенные жилы нужно плотно скрутить (каждый провод отдельно) и подсоединить к соответствующим терминалам на колонке.





Аккуратно вставьте АС в отверстие, убрав излишки провода с внутренней панели колонки, чтобы не было вибраций. С помощью отвертки проверните винты до щелчка, который говорит о том, что крепежная лапка встала на свое место. Затем закрутите все винты (их должно быть четыре) до упора. В самом конце проверьте надежность с помощью аккуратных нажатий на каждый из винтов. Не стоит закручивать слишком сильно — так можно сорвать резьбу. Осталось установить гриль и готово! Запомните, черный провод всегда подсоединяется к отрицательной клемме.

Настраиваем систему

Не забудьте настроить ваш ресивер после установки новых высотных Atmos-каналов. Найдите в меню раздел с настройками колонок и следуйте подсказкам на экране. Возможно вам придется заново запустить автоматическую калибровку, если в комплекте с ресивером шел микрофон. Также в меню может быть пункт с настройкой частоты разделения диапазона частот для каждого канала. Здесь необходимо задать настройки в соответствии с рекомендациями производителя акустики.

Слушаем и наслаждаемся

Наконец, пришло время заняться самым интересным — выбором Atmos-контента. Мы рекомендуем задействовать в вашей системе хороший UHD Blu-ray-плеер и прикупить несколько фильмов на дисках. Все! Расслабьтесь и приятного просмотра.


Вообще-то основной идеей данного ликбеза должен был стать грамотный выбор акустики. Но приступив к работе, я понял, что начинать логично с самой первой проблемы — звуковых свойств комнаты, где эта акустика будет стоять. В итоге получилось, что до процесса выбора колонок на этот раз я так и не добрался, зато написал несколько полезных советов о том, куда и как поставить уже купленную систему, чтобы раскрыть ее лучшие свойства. Сразу скажу, материал рассчитан на новичков-меломанов, только делающих первые шаги в поисках лучшего звука.

Судите сами: интересные продвинутые источники, усилители и АС появляются практически непрерывно, поэтому всегда есть соблазн попробовать что-то новое. Ну а если выбор компонента вдруг оказался не слишком удачным, поиск кандидата на замену из тягостной неизбежности практически всегда превращается в дополнительное приключение. С другой стороны, шанс выбрать новое помещение для музыкальной системы или домашнего кинотеатра большинству из нас представляется очень редко, некоторым — вообще никогда.

По этой причине лихорадка перманентного апгрейда на комнату прослушивания, как правило, не распространяется. Но ведь именно она – самый главный компонент звуковой инсталляции, от которого самым драматическим образом зависит характер и качество звучания аппаратуры независимо от её класса. Ну а раз так, вариант остается только один: оставить на время покупательский азарт и заняться приведением имеющейся недвижимости в акустический порядок.

Профилактика лучше, но лечение чаще

Работники Hi-Fi-салонов не дадут соврать, фраза «У вас играло, а у меня дома не играет» — лучшая иллюстрация к проблеме интерьерной акустики. То есть у самой акустики проблем нет, а появляются они у тех, кто пытается игнорировать ее существование.

Допустим, обрела молодая семья собственную квартиру. Первым делом составляется план обустройства и ремонта. «Холодильник поставим здесь, стиральную машину в ванной, а диван — в гостиной». Телевизор вешаем напротив дивана, если, конечно, кому-нибудь не придет катастрофическая идея загнать его в угол. Затем, кстати, вполне может выясниться, что экран оказался напротив смотрящего на юг окна — лично видел такое не один раз.


Ради бескомпромиссной борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации некоторые обладатели домашних студий пускаются на самые радикальные меры, вроде постройки стен из акустических ловушек

О колонках чаще всего вспоминают в последнюю очередь, и дай бог, если это происходит хотя бы до установки пресловутого дивана. Почему — понятно: даже если будущие обитатели квартиры действительно любят послушать музыку, забот и расходов во время масштабного ремонта выше крыши, тут бы унитаз не забыть заказать…

Итог предсказуем. Колонки оказываются загнанными в углы комнаты, а сабвуфер затравленно выглядывает откуда-нибудь из-за занавески. В результате звук, скорее всего, окажется достойным первой машины молодого поклонника хип-хопа, испытывающего острый дефицит финансовых средств и музыкального вкуса.

А вот чисто случайно расставить акустику так, чтобы ваша тёща — потомственный музыковед, придя в гости, погрузилась в глубокую эйфорию, не получится никогда. Дело в том, что правила оптимального расположения источников звука практически всегда идут вразрез с устоявшимися нормами (чтобы не сказать штампами) интерьерного дизайна.


О том, что акустика комнаты влияет на многое, говорит, например, профиль работы британской фирмы Oscar Acoustics. Они делают специальное оформление в переговорных комнатах офисов, которое улучшает разборчивость речи всех участников встречи

Важно понимать, что любая комната всегда работает как резонатор, формируя характер звучания не в меньшей степени, чем, скажем, скрипичная дека. Однако в отличие от корпуса скрипки, форма комнаты в подавляющем большинстве случаев благозвучию не способствует.

Например, прямоугольная топология с параллельными поверхностями большой площади неизбежно приводит к возникновению нежелательных отражений и стоячих волн, превращающих более-менее плоскую (в лучшем случае) АЧХ колонок в кривую, больше всего напоминающую сейсмограмму землетрясения. Причем в разных точках пространства форма этой кривой может меняться самым причудливым образом.

Четыре плохих комнаты

Перечислим основные факторы негативного влияния комнаты на звук:

1. Недостаточное, или, наоборот, слишком большое время реверберации. Этот параметр характеризует «звонкость» помещения, то есть длительность затухания звука, и выражается временем, необходимым для его ослабления в тысячу раз (на 60 дБ). Слишком гулкая комната так же малопригодна для нормального восприятия музыки, как и абсолютно глухая, лишающая слушателей малейшего ощущения пространственного объема.

2. Стоячие звуковые волны. Возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых сопоставимы с размерами помещения. На слух воспринимаются как резкие подъемы и провалы басов в строго определенных точках пространства.


Да-да, так оно и происходит не только с разговорами позади вас, но и с отражениями звука от акустики, стоящей перед вами

3. Ранние отражения. Высокочастотные (в меньшей степени — среднечастотные) колебания, отраженные от поверхностей, расположенных неподалеку от АС (в основном голых боковых стен, пола и потолка). Они попадают к нам в уши почти одновременно с прямым сигналом, нарушая правильное восприятие локализации источников звука в стереопанораме. Более того, несовпадение фаз прямой и отражённой волн (к тому же гуляющее по частоте) приводит к резкому ухудшению равномерности частотной характеристики.

4. Порхающее эхо. Череда быстрых повторений звука на определенных частотах, возникающих при расположении колонок между двумя параллельными, хорошо отражающими поверхностями.

Спасение звука подручными средствами

Существует масса способов обуздания звуковой анархии, самые радикальные из которых предполагают построение точной акустической модели комнаты посредством ее лазерного сканирования. Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту. Причем именно инсталлятору, а ни в коем случае не интерьерному дизайнеру. Потому что последний (если он, конечно, по совместительству не аудиофил), не знает, что большие площади гипсокартона поглощают басы с удивительным аппетитом, а средние и высокие отражают с характерными призвуками. Или что незашторенная стеклянная стена — воплощённый кошмар любого меломана с ушами.


Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это к вопросу о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему

Однако если этот поезд уже ушел, оставив как данность комнату со сложившимися отделкой и интерьером, можно попробовать улучшить её акустические свойства и собственными силами. Кстати, шансы заметно облагородить звучание системы в этом случае довольно высоки. Полностью избавиться от всех проблем, конечно, не получится, но зато и денег в сравнении с «инсталляторским» вариантом удастся сэкономить изрядно.

Начнем с осмысленной расстановки колонок. Первым делом отодвиньте их от задней стены, особенно если порты фазоинверторов направлены как раз на неё. Это позволит сделать басы менее гулкими и более разборчивыми, улучшить глубину музыкальной сцены. На сколько двигать? Универсального ответа нет, так что первым делом прочтите мануал к колонкам, а затем слушайте и экспериментируйте. Самому слушателю, кстати, по той же причине не стоит упираться затылком в стену. Хорошо помогают мягкие подушки на спинке дивана, а в идеале — тканый гобелен или тяжелая портьера за спиной.

Близость боковых стен способствует возникновению ранних отражений и стоячих волн, так что от них акустику так же стараемся держать подальше. В борьбе с последними, кстати, очень полезно получить детальную информацию о модах – то есть частотах, на которых возникают резонансные явления, заодно выяснив и их примерное расположение в комнате. Для этого потребуется лишь рулетка и онлайновый акустический калькулятор, например, вот этот.


Акустически калькулятор

Еще один способ определения оптимального положения колонок — метод четных и нечетных сечений. Например, длина комнаты делится на четный коэффициент, а ширина — на нечетный. Поделив, допустим, ширину на два, а длину на три, получим своего рода разметку, на пересечениях линий которой и рекомендуется устанавливать АС.

Правда, если меломан живет не один, в этот момент крайне вероятно возникновение конфликтной ситуации с домочадцами, не считающими хорошей идеей установку двух полутораметровых деревянных столпов прямо посреди комнаты. Что ж, видимо придется идти на компромиссы, главное, чтобы они опять-таки были осмысленными с точки зрения акустики. И имейте в виду, что с уменьшением расстояния между колонками верхняя составляющая басового спектра, как правило, начинает звучать ярче, а самые глубокие низы — наоборот. Кроме того, всегда старайтесь минимизировать длину проводов, соединяющих колонки с оконечным усилителем. Скорее всего, для этого придется удлинить межблочники, но овчинка стоит выделки.

После того как АС обрели стабильное положение в пространстве, сориентируйте их акустические оси прямо на место прослушивания. Любые отклонения от «прямого выстрела» чреваты искажением АЧХ, особенно на высоких частотах, ведь разработчики стремятся получить наилучшее звучание именно для такого положения излучателей. Правда, некоторые производители (например, Dali для колонок с ленточными твитерами широкой направленности) рекомендуют не разворачивать их на слушателя, но данное исключение лишь подтверждает общее правило. В варианте с полочниками из этих же соображений ВЧ-излучатели колонок должны находиться на уровне уха сидящего человека.


Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом - главная акустическая проблема большинства помещений. Большие акустические ловушки помогут даже в самых тяжелых случаях, главное суметь вписать их в интерьер

Если же речь идет о конфигурации 2.1 (многоканальные системы для домашнего кино мы рассмотрим в отдельном материале), самое время заняться сабвуфером. С понижением частоты звука направленность его распространения снижается, но это совершенно не означает, что саб можно задвинуть куда угодно — лишь бы не мешал и проводов хватило.

Индивидуальный для каждой комнаты набор мод и потенциальных источников резонансов (застекленный шкаф с посудой) делает поиск оптимального расположения сабвуфера делом увлекательным, творческим и далеко не простым. Не поленитесь поэкспериментировать с его положением — и вы удивитесь, насколько по-разному могут звучать «ненаправленные» низкие частоты.

Чтобы не таскать в процессе экспериментов тяжеленный ящик, некоторые поступают наоборот: усаживают саб в кресло, а сами в поисках правильного баса (не более громкого, но более разборчивого и равномерного) ползают по комнате на четвереньках, а потом в лучшее на слух место и ставится саб. Отправная точка в поисках нам уже известна: ближе к стенам и углам — больше баса, и, чаще всего, неуправляемого гула. Кстати, в процессе перемещений не забудьте о регулировках частоты среза и поворота фазы, тоже помогает.

О пользе зеркал и вреде отражений

Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.

Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.

Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.


Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей

В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.

Чаще всего аудиосистемы мультирум делаются на встраиваемых в потолок колонках, потому что это эстетично. Встраиваемые динамики на ровном потолке смотрятся отлично.

Установка встраиваемых в потолок колонок

Исключения составляют случаи, когда делается звукоизоляция потолка, не позволяющая установить никакие врезные элементы, либо потолок вообще не зашивается (стиль «лофт»).

Встраиваемые динамики имеют разную глубину установки, один из минимальных вариантов — Sonance серии UTL (ultra-thin line) с глубиной установки всего 36мм. Так что даже со звукоизоляцией потолка можно чистовой потолок ещё чуть ниже опустить и поставить встраиваемые колонки и светильники. Но надо понимать, что меньшая глубина колонок — всегда компромисс с качеством звука. Если есть возможность поставить колонки с глубиной 80мм, то звучать они будут однозначно лучше, чем колонки с глубиной 32мм. А 120мм дадут лучшие басы, чем 80мм.

Есть, кстати, встраиваемые в потолок сабвуферы, при желании вместо 4-х динамиков большого размера в потолок можно поставить 4 небольших динамика (сателлита) и сабвуфер. Например, Sonance BPS6 Subwoofer и 4 динамика Sonance VP38R.

Установка встраиваемых в потолок колонок

Размеры этого «пылесоса» 200х303х400мм, но для тех, кто любит музыку, богатую басами, и не хочет ничего ставить на пол, вариант неплохой. Если, конечно, глубина потолка позволяет.

Если встроить колонки совсем никак не получается, то есть множество красивых подвесных вариантов, но они, конечно, будут съедать немного пространства. Например, одни из моих любимых — Polk Audio OWM.

Установка встраиваемых в потолок колонок

Для динамиков, подключаемых к телевизору для просмотра кино и телепередач встроенные в потолок динамики в качестве фронтальных не подойдут! Динамики должны быть примерно на одной высоте с телевизором, звук должен идти со стороны телевизора, а не с потолка. Встроенные динамики подойдут в качестве боковых и тыловых, не фронтальных. Я писал об этом подробнее в статье Расстановка колонок для фонового звука или просмотра ТВ.

Кстати, почти все встраиваемые динамики одного цвета — белого под покраску. Решётка, закрывающая колонку (называется гриль) легко снимается (у Sonance она на магнитах) и красится из баллончика в любой цвет. Выпускать грили всех оттенков палитры RAL было бы накладно.

Это всё только введение. Я хочу немного рассказать о том, как правильно встраивать динамики в потолок, чтобы не случилось проблем, а звук получился наилучшим.

Акустический кабель с запасом

Я понимаю, что акустический кабель не очень дешевый. Для потолочных динамиков фонового звука в общем случае (динамики не hi-end, длина кабелей не больше 30 метров) я обычно рекомендую кабель 2х1.5мм, например, Tasker, стоимость порядка 115-150 рублей за метр. Но очень важно, чтобы в месте установки потолочного динамика запас кабеля составлял не меньше 1500мм от чистового потолка. Это нужно, во-первых, для возможности сдвинуть колонку в сторону при изменении планировки помещения или расположения светильников, во-вторых, для возможности эту колонку нормально подключить. Даже чтобы подключить светильник, желательно держать его на уровне лица, а не совсем вплотную к потолку. А колонка тяжелее, её держать при подключении на вытянутых вверх руках совсем неудобно.

В месте подключения к усилителю также нужен запас по длине, чтобы кабели не были внатяг и не потребовалось их наращивать.

Оставлять в качестве запаса по длине бухту в несколько метров тоже не стоит, лишнее удлинение кабеля нежелательно. Так что, если оставляли большой запас на случай перемещения колонки, при установке лучше запас обрезать до комфортной длины. Особенно у усилителя, где сбухтованный кабель будет ловить наводки от техники и соседних силовых кабелей.

При прокладке акустических кабелей, как и всех слаботочных, соблюдаем требования к монтажу — расстояние не менее 100мм от силовых кабелей, при опуске с потолка до розетки допустимо не менее 50мм. Пересечение с силовыми под прямым углом допускается.

У ресивера стоит подключать акустические кабели не через акустическую розетку, а выводить через элемент «кабельный вывод» и подключать сразу в усилитель.

Установка встраиваемых в потолок колонок

Лишние соединения кабелей нам не нужны, если только это не розетка, в которую включается источник звука только по необходимости. Если по акустическому кабелю пойдёт звук не на пассивную колонку, а на усилитель от источника звука, то в месте подключения источника можно поставить RCA розетку. Например, если планируется подключать по необходимости проигрыватель винила или какой-то инструмент. Для розетки кабель выводится с запасом примерно 300мм, при установке розетки немного подкорачивается, сколько подрозетник позволяет

Установка встраиваемых в потолок колонок

Акустические короба

Для получения наилучшего звука из встраиваемой в потолок колонки можно поставить акустический короб.

Установка встраиваемых в потолок колонок

Короб улучшает жёсткость крепления колонки в потолке, подавляет звуки, уходящие за потолок, улучшает чистоту звука и басы. Выполняется из МДФ. Надо понимать, что он несколько увеличивает требуемую для колонки глубину. У Sonance короба, выпускаемые для динамиков глубиной 80мм, имеют глубину 89мм, а для динамиков глубиной 120мм имеют глубину 133мм. Тем не менее, при наличии за потолком 120мм пространства лучше взять более глубокий динамик, чем менее глубокий динамик + короб.

Если потолки очень глубокие (больше 130-140мм), то короб крайне желателен, иначе звук будет сильно улетать вверх. Если нет, то и без короба будет очень хороший звук. Для колонок 6″ короб не обязателен, для 8″ желателен.

Короба можно купить фирменные готовые (у Sonance есть, например), а можно изготовить самостоятельно из фанеры. Толщина фанеры 12мм, иногда для уменьшения глубины делают 10мм или 8мм.

Установка встраиваемых в потолок колонок

При работе динамика его мембрана вибрирует. По третьему закону Ньютона сам корпус динамика также пытается вибрировать с силой, определяемой тем, насколько мембрана легче динамика. Так что важно обеспечить жёсткость установки динамика, чтоб он был жёстко прикреплён к потолку и не вызывал вибрацию всего потолка. Короб это как раз обеспечивает. А без короба важно, чтобы конструкция потолка была жёсткой, что соответствует правилам монтажа подвесного потолка — достаточное количество направляющих и шпилек к черновому потолку. Делать на потолке двойной гипрок ради динамика нет необходимости. В общем, важно, чтобы динамик не болтался ни на миллиметр при работе.

Монтаж подвесного потолка согласовывается с планом динамиков!

На каждом третьем объекте встречается, что при установке динамиков на отверстие динамика приходится направляющая потолка. Притом, что диаметр динамиков известен, размерные привязки известны.

Установка встраиваемых в потолок колонок

Люди, которые монтирую потолок, не всегда даже в курсе того, что в потолке будут колонки. Или не хотят об этом думать. Зашивают и акустические кабели, и датчики дыма, и датчики движения. Поэтому крайне важно при установке потолка давать план динамиков в руки потолочникам и три раза переспросить, поняли ли они, что от них требуется. Если для установки динамика приходится резать направляющую потолка, то всё, что я изложил в предыдущем пункте про жёсткость конструкции потолка, несколько теряет смысл. Либо надо смещать динамик, тогда потеряется симметрия. С точки зрения качества звука смещение динамика на 10-20 сантиметров ничем не грозит, эстетически может быть хуже.

При выборе мест для направляющих надо учитывать внешние размеры динамиков, чтобы динамики не попадали на направляющие. И желательно предусмотреть дополнительные шпильки радом с динамиками от гипрока к черновому потолку.

Кстати, выполнять в потолке отверстия для установки динамиков желательно только при наличии самих динамиков. В проекте написано, какого размера будет сам динамик, и какого размера отверстие для него (отверстие немного меньше динамика), но пока динамики не куплены, отверстие лучше не выпиливать. Динамики же могут быть закуплены не те, что были по проекту. Так что при монтаже потолка можно сделать какое-то отверстие (например, 60мм) в потолке и вывести из него кабель, а точнее сделают после покупки динамиков. Ну или купить динамики заранее, сразу их установить в потолок (там ничего сложного, справятся и установщики потолка) и заклеить плёнкой от пыли.


Большинство встраиваемых потолочных колонок не требуют от установщика специальных навыков. Процедура установки таких колонок проста и понята. В данной инструкции мы опишем процесс установки встраиваемых колонок в потолок.

Для инсталляции колонок, вам потребуются следующие инструменты:

1. Ножовка по гипсокартону, либо другая подходящая по своим свойствам пила, важно, чтобы полотно пилы было не слишком длинным а зубья не очень большими.
2. Отвертка, или шуруповерт.
3. Нож для зачистки кабеля либо специальный инструмент для оголения проводов.
4. Карандаш.
5. Рулетка, или лазерный уровень и дальномер.
6. Стремянка.

Разметка и вырез отверстия

Итак, прежде всего необходимо точно разметить места для установки встраиваемых колонок, как правило колонки устанавливаются симметрично, поэтому желательно правильно разметить точки для выреза под потолочные колонки.
После того, как вы отметили места для выреза колонок, вам понадобится шаблон для выреза отверстия под установку акустики. Этот шаблон вы найдете в коробке ваших колонок, шаблоны бывают двух видов: круглый под размер отверстия, или квадратный с вырезанным отверстием, тот и другой имеют свои преимущества - круглый, имеющий отверстие в центре, помогает точно установить шаблон в намеченной карандашом точке установки, однако при нанесении контура, карандаш может соскользнуть в сторону и вы рискуете оставить нежелательный след на поверхности потолка, поэтому нанесение контура в этом случае, следует производить не торопясь и очень осторожно. Некоторые шаблоны такого типа оснащены клейкой лентой на тыльной стороне, при помощи которой можно временно зафиксировать шаблон на потолке, что существенно облегчает процесс нанесения контура. Второй тип шаблонов (с вырезом), позволяет аккуратно нанести контур под вырез, однако точно сориентировать его по точке установке колонок довольно сложно, в этом случае понадобится линейка и вторая точка соответствующая радиусу отверстия.

После того, как вы нанесли на потолок отверстия под вырез, можно приступать к выпиливанию отверстия. При помощи ножковки нужно пробить отверстие в намеченном контуре и начать выпиливать по контуру. Если полотно ножовки очень мягкое и пробить лист гипсокартона им невозможно, просверлите несколько отверстий по контору и через них вставьте полотно пилы.
Когда отверстия готовы, достаньте провода и подключите колонки. Важный момент: в процессе укладки проводов, до того как потолок зашит гипсокартонном, желательно оставить кабель как можно большей длинны, чтобы при подключении, он свисал от уровня потолка хотя бы на 1-1,5 метра. Это сильно облегчит вам процесс подключения. При подсоединении проводов соблюдайте полярность - красный провод в красную клемму колонок, а черный в черную соответственно.


Установка

Установите подключенную колонку в отверстие и при помощи отвертки затените шурупы фиксаторов (как правило три, или четыре шурупа с лицевой стороны акустики). Поскольку шурупы довольно приличной длины и вкручены они в пластик, закручивать придётся долго и тяжело, поэтому мы рекомендуем использовать шуруповерт, который сильно облегчит и упростит этот процесс. Важно: установите регулятор момента затяжки на шуруповерте в минимальное, или близкое к минимальному значению.
Далее, просто установите на колонку защитную решетку (гриль), большая часть современных колонок оснащена решетками на магнитах, поэтому просто поднесите решетку к колонке и она сама встанет на место.

Читайте также: