Правила написания мемориальных досок

Обновлено: 29.04.2024

Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!

Сегодня совершим очередную увлекательную прогулку по златоглавой. Объектом нашего внимания на сей раз станут весьма интересные детали городской среды, мимо которых мы тем не менее зачастую проходим, даже не останавливаясь. Это мемориальные доски на фасадов домов, посвященные тем или иным историческим личностям или событиям. Рискну предположить, что точное их количество по всей Москве неизвестно никому. Тысячи? Десятки тысяч? Не исключено, ведь на некоторых многоквартирных домах в центре города, где жили видные политики, военные или артисты, установлено с десяток, а то и больше памятных досок.

Сегодняшний пост я не готовил специально: просто гулял по городу, обращая внимание в том числе и на фасады зданий, либо приезжал куда-то с целью увидеть и сфотографировать, например, какое-то сооружение, а заодно фотографировал и мемориальную доску, установленную где-то поблизости. И так постепенно материала набралось на целую статью. На объективность я не претендую, наверняка что-то упустил, о чем-то не знаю, так что буду рад вашим дополнениям и фотографиям в комментариях. А пока представляю вашему вниманию список из 10 мемориальных досок Москвы, показавшихся мне наиболее любопытными и отличающимися от остальных.

Василий Кандинский

Начнем сегодняшний список с весьма интересной и нетипичной мемориальной доски, установленной на доме, где сто с лишним лет тому назад жил и работал «великий русский художник, основоположник абстрактного искусства» Василий Кандинский. Доска любопытна тем, что на ней отсутствует портрет самого Кандинского, а вместо него здесь абстрактные фигуры, которые можно увидеть на многих полотнах художника из серий «Композиции» и «Маленькие миры». Насколько я могу судить, изображение на доске является тоже своего рода абстрактной, обобщенной отсылкой к работам живописца, при этом в точности не повторяя какую-то конкретную из них.

P.S. Позволю себе привести здесь одно небольшое лирическое отступление о творчестве живописцев, творивших в, скажем так, «непривычных» стилях, вроде авангардизма, экспрессионизма или сюрреализма. Практически все они, будь то Кандинский, Поллок, Пикассо или Дали, начинали с «самых обычных» картин, пейзажей и портретов, и постепенно приходили к тем жанрам, благодаря которым и вошли в число наиболее прославленных живописцев своего времени. Подобную эволюцию интересно наблюдать, рассматривая произведения того или иного художника, выстроенные в хронологическом порядке. Но возвращаемся к нашим доскам.

Песня «Подмосковные вечера»

Очень необычная памятная табличка установлена на доме 15/25 в переулке Сивцев Вражек: посвящена она не конкретному человеку, в данном случае это поэт-песенник Михаил Матусовский, а одному из его известнейших произведений, песне «Подмосковные вечера». Вот только есть во всем этом одна несостыковка − по воспоминаниям самого Михаила Львовича, песня была создана им совместно с композитором Василием Соловьевым-Седовым на даче последнего в поселке Комарово Ленинградской области. Более того, даже в первоначальном названии песни вечера были не подмосковными, а ленинградскими. Смене названия поспособствовал тот факт, что приурочить песню планировали к выходу фильма «В дни спартакиады», а прозвучать она должна была на фоне кадров Подмосковья, где спортсмены отдыхают на спортбазе, набираясь сил перед ответственными стартами.

Саму песню, кстати, худсовет принял не сразу, потом для нее долго искали исполнителя, но поставив однажды на радио, вдруг столкнулись со шквалом писем с просьбами поставить ее вновь. Песня почти мгновенно стала одним из главных «хитов» послевоенного времени, а судьба ее оказалась неразрывно связана с радио. Первые такты мелодии «Подмосковные вечера» уже много лет используются в качестве позывных Радио «Маяк» даже и внесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые долгозвучащие позывные.

Миронова и Менакер

Крайне интересная мемориальная табличка установлена на доме №7 в Малом Власьевском переулке, в двух шагах от Старого Арбата. Доска посвящена творческому дуэту «Миронова и Менакер», участниками которого соответственно были советские артисты Александр Менакер и Мария Миронова, чья популярность пришлась на середину XX века. Здесь же расположена и музей-квартира актерской семьи, посвященная не только самим участникам дуэта, но и их единственному общему сыну, артисту Андрею Миронову. Творческий союз Менакера и Мироновой просуществовал более 30 лет и является наиболее показательным и успешным примером «театра двух актеров». Одной из совместных сцен и посвящена памятная доска на доме, где жили супруги.

Андрей Сахаров

Следующая памятная доска максимально скромна, если не сказать, аскетична. Наверное, таким был и сам академик Сахаров, советский физик-теоретик, один из создателей первой советской водородной бомбы. Памятная доска, представляющая собой профиль ученого и короткую подпись «Здесь жил Сахаров», была установлена еще в 1991 году на фасаде жилого дома на Земляном Валу (те, кто хорошо представляет пересечение Садового кольца и Яузы, наверняка вспомнят массивную сталинку желтоватого цвета с аркой высотой в семь этажей).
В самом доме открыты архив и мемориальная квартира Андрея Дмитриевича, где сохранились личные вещи, обстановка и атмосфера советской квартиры, дошедшей до нас без реконструкции и переделок с 1989 года.

Валентин Филатов

Еще одна весьма любопытная памятная табличка установлена на доме в самом начале Кутузовского проспекта и посвящена советскому артисту цирка и дрессировщику Валентину Филатову. Интересно, что появилась данная мемориальная доска лишь в 2020 году, то есть спустя более чем 40 лет после смерти артиста. Открытие было приурочено к 100-летию со дня рождения Филатова. Мемориальная доска повторяет сюжет одного из известнейших номеров артиста, изображая запряженную в сани тройку медведей с четвертым медведем, стоящим на облучке рядом с самим Филатовым. Представление под названием «Медвежий цирк», в рамках которого медведи, например, катались на велосипедах и мотоциклах, было визитной карточкой Филатова и принесло ему мировую известность в 50-х годах прошлого века.

Юрий Лужков

Следующая памятная доска, на которой хотелось бы остановиться, посвящена бывшему мэру Москвы и даже, как утверждает надпись, «выдающемуся государственному деятелю» Юрию Лужкову. Фигура столичного экс-градоначальника, что и говорить, крайне неоднозначна. Не так давно мы обсуждали спорное архитектурное наследие эпохи Юрия Михалыча , до сих пор служащее напоминанием о 18 годах правления Лужкова российской столицей. Не хотелось бы углубляться в политические дискуссии, да и каким бы политиком не был Лужков, полагаю, что столь скромного напоминания о своей деятельности он все же заслужил. Не пятиметровый памятник на центральной площади в конце концов установили.

Лужков изображен на памятной доске в своей фирменной кепке. На фоне − карта Москвы, строго говоря, не самая точная, поскольку одного из главных дорожных проектов экс-мэра, Третьего транспортного кольца, на ней не видно. А в правом нижнем углу можно заметить еще одну любопытную деталь − пчелу, как напоминание о любимом хобби Лужкова, пчеловодстве. В общем нельзя не отметить, что к созданию данной доски подошли творчески.

Сергей Капица

Обычно на памятных досках на фасадах жилых домов указывают годы, в которые человек, чьей памяти посвящена доска, проживал в данном доме. И период этот, по моим наблюдениям, зачастую составляет 10-15 лет. В этом смысле даже удивительно, что советский и российский ученый-физик, ведущий телепрограммы «Очевидное − невероятное», прожил более 60 лет в доме №13 по Ленинскому проспекту, о чем и сообщает появившаяся здесь в 2018 году мемориальная доска. Ее уникальная особенность заключается в том, что доска установлена на углу дома, и если на одной ее части изображен портрет еще молодого ученого, то на другой − портрет Сергея Петровича в годах, уже прославленного обладателя многочисленных званий и престижных премий за вклад в развитие науки.

Николай Вавилов

Следующая памятная доска, установленная на фасаде главного здания сельскохозяйственной академии имени Тимирязева и посвящена ученому-генетику, ботанику и селекционеру Николаю Вавилову. Будущий прославленный ученый поступил в академию в 1906 году, а после окончания проработал здесь еще несколько лет, создав ряд трудов в области агрономии. Одним из ключевых научных интересов Николая Ивановича стало изучение иммунитета различных сельскохозяйственных растений, в первую очередь хлебных злаков, с целью чего им было исследовано более 650 сортов пшеницы. С колосьями пшеницы в руках Вавилов изображен и на самой памятной доске.

P.S. Главное здание Тимирязевки я упоминал в статье о посещении всех парковых усадеб Москвы за один день, но очевидно, в ближайшее время предстоит написать дополнение. Ведь если раньше можно было увидеть только внешний фасад усадьбы, выходящий на Тимирязевскую улицу, то не так давно для посетителей открылась и внутренняя парковая территория усадьбы. Ура, больше не нужно строить планы о зимнем форсировании Большого Садового пруда по льду. Если еще не были, обязательно побывайте, ну или дождитесь одной из ближайших статей в этом блоге:)

Михаил Посохин

Еще одна любопытная мемориальная доска установлена на фасаде сталинской высотки на Кудринской площади и посвящена ее архитектору Михаилу Посохину, который и сам несколько лет жил в этом доме. Среди главных реализованных проектов Посохина множество знаковых для Москвы сооружений, включая Кремлевский дворец съездов, Экспоцентр, Спорткомплекс «Олимпийский», образцово-перспективный жилой район в Северном Чертанове и, конечно же, комплекс зданий на Новом Арбате (Проспекте Калинина). Реализация последнего, кстати, вызывает массу вопросов, поскольку потребовала сноса многочисленных исторических сооружений. Но это тема для отдельной дискуссии. А сама мемориальная доска, установленная к 100-летию архитектора, на мой взгляд, исключительно хороша: Михаил Васильевич изображен склонившимся над генеральным планом Москвы, на котором можно различить несколько архитектурных проектов его авторства.

Барельеф «Вся наша надежда. »

Ну, а завершающим пунктом в сегодняшнем списке служит пусть и не памятная доска, а барельеф, но исключительно примечательный, расположенный на историческом здании в стиле модерн, типографии Рябушинского «Утро России», построенной в 1908 году архитектором Шехтелем. При этом «идейно выдержанный» барельеф на фасаде появился лишь спустя десятилетие после постройки здания, в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды. Он изображает заводские трубы и рабочего, толкающего колесо.

Приведенная фраза является частью цитаты публициста Дмитрия Писарева из статьи «Посмотрим!», а полностью она выглядит так: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком. Это значит, что вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят и из которых действительно сформировались первые и постоянно формируются новые представители базаровского типа» .

P.S. И в качестве бонуса

В завершение сегодняшнего списка хотел бы показать вам еще одну любопытную городскую деталь Москвы, пусть не памятную доску и даже не барельеф, но от этого не менее любопытную. Это табличка с довольно нетипичной надписью «Берегись трамвая», размещенная на воротах Московского трамвайно-ремонтного завода, построенного аж в 1909 году на Волочаевской улице. Полагаю правда, что вывеска не историческая, судя по ее материалу, хотя могу и ошибаться. В то же время несколько исторических табличек со словами «Берегись автомобиля» в Москве еще сохранились. А чтобы найти их, нужно стараться побольше гулять, обращая внимание на те детали, мимо которых мы обычно проходим мимо. Чего я вам искренне и желаю! Успейте ухватить последние дни золотой осени!)

И на этом о московских памятных досках на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Буду рад, если вы подпишитесь , и постараюсь и впредь не подкачать!)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2009 г. N 1287-ПП "Об утверждении Положения о порядке установки в городе Москве мемориальных досок"

Постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2009 г. N 1287-ПП "Об утверждении Положения о порядке установки в городе Москве мемориальных досок"

В целях совершенствования единого порядка рассмотрения ходатайств и решения вопросов установки и обслуживания мемориальных досок с учетом имеющегося положительного опыта Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке установки в городе Москве мемориальных досок (приложение).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 5 января 1999 г. N 1 "Об утверждении Временного положения о порядке установки в Москве мемориальных досок и других памятных знаков".

3. Департаменту культуры города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы в течение 6 месяцев со дня выхода настоящего постановления провести инвентаризацию имеющихся в городе мемориальных досок.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 1 декабря 2009 г. N 1287-ПП

Положение
о порядке установки в городе Москве мемориальных досок

I. Общие положения

1.1. Мемориальные доски являются архитектурно-скульптурными произведениями малой формы, предназначенными для установки на фасадах зданий с целью адресного увековечения памяти выдающихся исторических событий и личностей.

Суть события или заслуги личности отражаются в художественно выполненном на мемориальной доске лаконичном тексте надписи. В композицию мемориальной доски может включаться скульптурное портретное изображение и элементы тематического декора.

Мемориальные доски изготавливаются в долговечных материалах (естественный камень, металл) по согласованным в установленном порядке художественно-архитектурным проектам.

1.2. Настоящее Положение определяет:

- критерии, являющиеся основаниями для принятия решений об увековечении памяти выдающихся событий в истории Москвы, а также личностей, достижения и вклад которых в сфере их деятельности принесли значительную пользу городу и Отечеству;

- порядок рассмотрения ходатайств и принятия решений по вопросам установки мемориальных досок;

- правила установки и сохранения мемориальных досок.

II. Критерии, являющиеся основаниями для принятия решений об увековечении памяти установкой мемориальных досок

2.1. Критериями являются:

- значимость события в истории Москвы;

- наличие официально признанных достижений личности в государственной, общественной, политической, военной, производственной и хозяйственной деятельности, в науке, технике, литературе, искусстве, культуре и спорте;

- подтверждение историко-архивными и наградными документами заслуг личности перед городом и Отечеством в определенной сфере деятельности;

- долговременное постоянное проживание и работа увековечиваемой личности в городе Москве.

III. Порядок рассмотрения и реализации ходатайств

3.1. Вопросы увековечения памяти установкой мемориальных досок рассматривает Комиссия по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры (далее - Комиссия).

3.2. Количественный и персональный состав Комиссии утверждается Департаментом культуры города Москвы.

3.3. В состав Комиссии входят представители структур Правительства Москвы: Департамента культуры города Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, Комитета общественных связей города Москвы, Комитета по культурному наследию города Москвы, а также Министерства культуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Российской академии наук, Российской академии художеств, московских творческих союзов художников, Союза архитекторов Москвы, Государственного учреждения культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы".

Комиссию возглавляет руководитель Департамента культуры города Москвы.

Комиссия может приглашать на заседания представителей и специалистов из других ведомств и общественных организаций.

Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в квартал.

3.4. Комиссия рассматривает ходатайства, поступающие только от государственных организаций, общественных объединений и юридических лиц.

Ходатайства родственников и других физических лиц Комиссией не рассматриваются.

3.5. Перечень документов, представляемых в Комиссию:

- историческая или историко-биографическая справка;

- копии архивных, наградных документов, подтверждающих достоверность события или заслуги увековечиваемого лица;

- предложение по виду мемориальной доски (текстовая или с барельефом) и тексту надписи;

- выписка из домовой книги с указанием периода проживания увековечиваемого лица;

- письменное обязательство ходатайствующей организации о финансировании работ по художественно-архитектурному проектированию, изготовлению, установке и техническому обеспечению торжественного открытия мемориальной доски с указанием банковских реквизитов.

3.6. Установка мемориальной доски должна быть согласована с префектурой соответствующего административного округа города Москвы и собственником здания. Префектура может отказать в согласовании установки мемориальной доски в случае запланированного сноса или капитального ремонта здания, на котором организацией-инициатором предполагается установить мемориальную доску. В случае возникновения других причин отказа в согласовании префектура направляет свое мотивированное мнение Комиссии и инициаторам.

3.7. В результате рассмотрения ходатайств Комиссия принимает одно из следующих решений:

- поддержать ходатайство и обратиться в Правительство Москвы с предложением поручить Департаменту культуры города Москвы осуществление контроля и оказание консультативно-методической помощи по организации художественно-архитектурного проектирования, изготовления в долговечных материалах, установки и технического обеспечения торжественного открытия мемориальной доски за счет средств ходатайствующей организации;

- перенести рассмотрение ходатайства на срок, определяемый Комиссией, в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и документов или по другим причинам, установленным Комиссией;

- рекомендовать ходатайствующей организации увековечить память события или личности в других формах, в том числе установкой скульптурного портрета, бюста, тематической композиции в интерьере здания или на закрытой территории;

- мотивированно отклонить ходатайство.

3.8. Решение принимается простым большинством голосов членов Комиссии открытым голосованием.

3.9. После рассмотрения Комиссией ходатайств и принятия решений протокол заседания Комиссии утверждается первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Комплекса социальной сферы города Москвы. Решения считаются принятыми и принимаются к исполнению только после его утверждения первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Комплекса социальной сферы города Москвы.

После утверждения протокола заседания Комиссии Департамент культуры города Москвы направляет ходатайствующим организациям письменные уведомления о решениях Комиссии.

3.10. Департамент культуры города Москвы осуществляет контроль за исполнением решений Комиссии и с этой целью организует:

- консультативно-методическую помощь в художественно-архитектурном проектировании мемориальных досок;

- рассмотрение художественно-архитектурных проектов на Художественно-экспертном совете по скульптуре, монументальному и декоративному искусству при Департаменте культуры города Москвы;

- согласование проектов и мест установки мемориальных досок с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, а в случае установки мемориальных досок на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия и с Комитетом по культурному наследию города Москвы;

- координацию вопросов изготовления в долговечных материалах и установки мемориальных досок;

- подготовку и проведение совместно с заинтересованными организациями церемоний торжественных открытий или оказывает ходатайствующим организациям помощь в их проведении.

IV. Правила установки мемориальных досок

4.1. Мемориальные доски устанавливаются не ранее, чем через 10 лет после свершившегося исторического события или кончины увековечиваемого лица. В случае ходатайств об установке мемориальных досок на зданиях организаций по решению Комиссии - не ранее, чем через 2 года после свершившегося исторического события или кончины увековечиваемого лица.

На лиц, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы, полных кавалеров ордена "За заслуги перед Отечеством", полных кавалеров ордена Трудовой Славы, а также лиц, удостоенных звания "Почетный гражданин города Москвы" и лауреатов премии Правительства Москвы "Легенда века" ограничения по срокам установки не распространяются.

4.2. В память о выдающейся личности или событии в пределах Москвы может быть установлена только одна мемориальная доска - по бывшему месту работы или жительства увековечиваемого лица, историческому месту события.

4.3. Если память личности уже увековечена в других формах (присвоение имени увековечиваемого лица учреждению, наименование в его честь улицы, сквера, станции метрополитена, установка памятника, бюста), мемориальные доски не устанавливаются, за исключением случаев, когда решение об установке мемориальной доски принимается Мэром Москвы с учетом особой важности исторического события или особых заслуг увековечиваемой личности перед Москвой или Российской Федерацией.

4.4. На зданиях зрелищно-массового назначения (театров, кинотеатров, концертных залов, музеев, художественных галерей) мемориальные доски не устанавливаются.

4.5. Проектирование, сооружение, установка и техническое обеспечение торжественного открытия мемориальных досок осуществляется за счет собственных и (или) привлеченных средств, предоставляемых ходатайствующими организациями.

4.6. Мемориальные доски могут устанавливаться за счет бюджетных средств города Москвы по поручению Мэра Москвы на основании правового акта Правительства Москвы с определением источника финансирования.

4.7. Мемориальные доски, установленные организациями или частными лицами самостоятельно без решения Комиссии, подлежат демонтажу в порядке, установленном статьей 8 Закона города Москвы от 13 ноября 1998 г. N 30 "О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения".

V. Порядок сохранности и содержания мемориальных досок

5.1. После установки мемориальная доска является неотъемлемым художественно-архитектурным элементом здания и передается ходатайствующей организацией по акту приема-передачи организации, определяемой префектурой административного округа города Москвы.

5.2. Организации, на балансе которых находятся мемориальные доски, обеспечивают их сохранность и содержание в надлежащем эстетическом виде за счет собственных средств.

5.3. В случае необходимости демонтажа мемориальных досок организация-балансодержатель письменно уведомляет об этом Департамент культуры города Москвы, после чего:

- при сносе дома осуществляет демонтаж мемориальных досок за счет собственных средств и передает по акту в установленном порядке на хранение в Государственное учреждение культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы";

- при ремонте и реконструкции здания осуществляет демонтаж, обеспечивает сохранность мемориальных досок и по окончании работ восстановление на прежнее место согласно художественно-архитектурному проекту, утвержденному Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, за счет собственных средств.

5.4. Контроль за сохранностью мемориальных досок осуществляют органы и организации, обеспечивающие контроль за сохранностью жилого фонда и правопорядок на данной территории в установленном законом порядке.

5.5. В случае утраты надлежащего вида мемориальной доски префектуры административных округов города Москвы информируют Департамент культуры города Москвы и организацию-балансодержателя о необходимости проведения реставрации мемориальной доски за счет организации-балансодержателя.

VI. Учет мемориальных досок

6.1. Учет мемориальных досок возлагается на Государственное учреждение культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы".

6.2. Государственное учреждение культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы":

- проводит инвентаризацию мемориальных досок не менее одного раза в 5 лет;

- составляет единый реестр мемориальных досок.

Постановление Правительства Москвы от 1 декабря 2009 г. N 1287-ПП "Об утверждении Положения о порядке установки в городе Москве мемориальных досок"

Текст постановления официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Зачем мы вешаем на здания мемориальные доски? Чтобы помнить! Помнить что? Свои ошибки? Покажу 10 наиболее распространённых ошибок и субъективные точки зрения на мемориальных досках, посвящённых Великой Отечественной войне. Уточню - почти за каждой доской стоит нормативный акт местного самоуправления. Т.е., есть, кто отвечает и с кого спросить.

Ошибка 1-я: память о памяти, или доска ни о чём

Постоянно видишь доски, на которых ничего нет. Никакой информации - только о самой мемориальной доске. Ну, и что Вы узнали из этой доски? № госпиталя? Точные даты его пребывания? Количество прошедших через него бойцов? Имена медиков? Кстати, вообще не принято писать на мемориальной доске "мемориальная доска"!

Думаете, это - редкость? Обогатились, прочитав текст? Что за здание? Какой госпиталь? Кто им руководил?

Думаете, только госпиталям не повезло? Нет, загадочным девушкам-минёрам тоже! Что же эта за разновидность девушек такая - девушка-минёр? Чем отличается от обычных девушек? Кто они, сколько их, как их часть называлась? Да, неважно!

Ошибка 2-я: неточности в досках ведут к ошибкам

Впрочем, важно: неточности в датах и названиях на досках ведут к конкретным ошибкам. Казалось бы, что тут неверного? Вроде, всё правильно! Однако, стандартная надпись дат Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здесь искажает ситуацию: эвакогоспиталь №1882 работал в 1941-1944 г., и отсутствие этой информации на доске при присутствии дат войны привело к возникновению ошибки.

Ещё пример подобной ошибки: эвакогоспиталь №3629 размещался в Кемерово в 1941-1944 г.

Ошибка 3-я: недостаток информации и догадки приводят к ошибкам

Это - одна из самых распространённых ошибок: почти та же проблема, что и раньше, но, здесь отсутствие конкретной информации из-за наших знаний ухудшает ситуацию: мы читаем: в годы Великой Отечественной войны, зная, что это - 1941-1945 гг., а, на самом деле эвакогоспиталь №2930 в Орехово-Зуево работал в 1942-1943 гг. Трудно было это написать?

Ещё один пример этой же ошибки. левитан далеко не всю войну провёл в Свердловске (хотя, прочтение доски подталкивает нас к этой мысли). Более того, Куйбышев (совр. Самара) оспаривает это право, и ни у одного города нет документов, доказывающих факт присутствия Левитана и сроки этого присутствия.

Ошибка 4-я: перебор информации на досках тоже может вести к ошибкам

Когда на доске слишком много информации, также возникают ошибки. Здорово ведь! В годы Великой Отечественной войны в 1941-1947 гг.! Получается, в Вологде война шла на 2 года дольше, чем у остальных! Любители точности, будьте точнее!

Ошибка 5-я: мемориальная доска - ещё и объект искусства, а не страница сочинения

Эта ошибка усиливает предыдущую, когда из текста мемориальной доски пытаются сделать небольшой роман.

Ошибка 6-я: изображения на досках

Очень часто ради красоты и изящества на досках размещают вместо нормального оружия и техники чёрт-те что.

Знаете, как называется ситуация с пистолетом-пулемётом Шпагина (ППШ) на мемориальной доске - перекос магазина, причём, нечинимый. Что это означает для бойца? Что у тебя в руках - бесполезное оружие!

Вот как выглядел настоящий ППШ с нормально установленным магазином. Я даже не говорю о других деталях оружия - отсутствии прицельных мушек, винтовочном прикладе и общей диспропорции.

Ошибка 7-я: преувеличения и предвзятости

На этой доске - сразу 2 проблемы: абсолютно лишние "Мемориальная доска установлена" (см. 1-я ошибка). В чём же 7-я ошибка? Предположим (кощунственно, конечно. ведь все знают!), что читающий текст не знает, что 17 июля 1941 г. Николай Сиротинин в одиночку 2 часа противостоял танковой дивизии Гудериана в деревне Сокольничи Кричевского района Могилёвской области. Старший сержант артиллерии, командир орудия 55 стрелкового полка 6 стрелковой дивизии уничтожил в этом бою 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров противника. И геройски погиб. Но, авторы доски вместо рассказа б этом туманно намекают читающим: ЗНАТЬ НАДО! В чём тогда смысл мемориальной доски? И, что означают их слова о легендарном герое? Вообще-то, Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — жанр несказочного прозаического фольклора. Т.е. герой доски - из фольклора? Он нереален? Осторожнее надо с такими терминами!

Ещё один, очень частый пример: кто сделал Ватутина выдающимся полководцем? Авторы доски? А, остальные были какими? Жуков, например? Или покопаемся в операциях Ватутина? Все были успешными? Под Ленинградом, например?

Одна из самых распространённых ошибок - использование неверных клише, штампов, стереотипов - как хотите, их называйте. Ну, не была германия фашистской, ну, никак! Италия - да, а Германию - гитлеровская, нацистская, но, никак не фашистская!

Из той же "оперы", но, ещё оригинальнее: как объяснить человеку, что у бомбардировщика нет идеологических (в данном случае - "фашистских") предпочтений, и что он может быть в данном случае только немецким?

Ошибка 9-я: Незнание фалеристики

Очень часто Герои Советского Союза становятся "жертвами" этой ошибки. По закону, Герой Советского Союза одновременно с Золотой Звездой Героя получал и орден Ленина, без которого не имел права носить Золотую Звезду. Но, на множестве мемориальных досок Звезда одинока.

Ошибка 10-я: грамотность русского языка

Читаем: "В этом здании 1941-1945 гг. " - банально пропущен предлог "в".

Подведём итоги: Крайне неприятно, когда в таком благородном деле, как установка мемориальных досок допускается столько ляпов и ошибок, создаются мифы и развиваются стереотипы. Да, и так получается, что именно с эвакогоспиталями больше всего ошибок.

Бонус для дочитавших: самое пакостное - когда на мемориальных досках неуважительно пишут ВОВ вместо Великой Отечественной войны. Не верите? Посмотрите на фото! Места не хватило? А, уж насчёт даты парада Победы - без комментариев!

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.

 Фото: Денис Тарасов для ОК

Фото: Денис Тарасов для ОК Почему грамматические и синтаксические ошибки на памятниках в культурной столице - обычное дело?

На въезде в Петербург с юга, через Пулковский проспект, гостей и жителей города приветствует знак «Санкт-Петербург», на всякий случай напоминающий, что «ЛЕНИНГРАД - ГОРОД ГЕРОЙ». Восторг сменяется недоумением: а столица точно культурная? Чуть дальше - монумент героическим защитникам Ленинграда с надписью «ПОДВИГУ ТВОЕМУ ЛЕНИНГРАД». Где же потерянные орфографические и пунктуационные знаки? OK-inform разбирался: ошибки - это безграмотность скульпторов или альтернативные правила русского языка для монументального искусства?

Светлана Друговейко-Должанская, преподаватель кафедры русского языка филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, научный руководитель интернет-портала «Культура письменной речи», подтверждает:

- Действительно, надписи на этих памятниках выполнены с ошибками. В первом случае - «Город герой Ленинград» - не хватает дефиса. Город-герой - сложное имя существительное, части которого пишутся через дефис (первая часть слова - это определяемое, вторая часть слова - однословное приложение). Во втором случае - «Подвигу твоему Ленинград» - упущена запятая перед обращением «Ленинград».

Светлана Викторовна отрицает наличие альтернативных правил русского языка для памятников и предполагает, что ошибки - технического характера.

Однако Борис Илларионов, первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга, утверждает, что технические ошибки ни при чем.

- По традиции при проектировании и изготовлении памятников, памятных знаков и мемориальных досок архитекторы не отображают в тексте знаков препинания, - ответил он на запрос OK-inform по данной теме. - Появление этой традиции неслучайно. Каждый памятник или мемориальная доска имеет свое художественное решение. Дополнительные акценты в виде знаков препинания (тире, запятых) будут нарушать целостность восприятия памятного знака. Паузы, предусмотренные в русском языке, передаются посредством переноса слов на другую строчку и изменения шрифта.

На традиции настаивает и Владимир Попов, почетный президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга. В пример он приводит надписи А. В. Луначарского на Марсовом поле:

ВЛАСТИ И ЗНАНЬЯ

ВЫ ВОЙНУ ПОВЕЛИ

И С ЧЕСТИЮ ПАЛИ

ЗА ТО ЧТОБ БОГАТСТВО

ВЛАСТЬ И ПОЗНАНЬЕ

- Конечно, нет специального свода правил - манера написания со строчной буквы в начале строки, а также заглавными буквами, без дефисов, тире и запятых объясняется исторической традицией, - резюмирует Владимир Васильевич. - Посмотрите на античные памятники: надписи на них тоже сделаны с грамматическими ошибками. Так что мы не игнорируем правила, а руководствуемся историей искусства.

Архитекторы играют с правилами русского языка, а обычные граждане, между тем, не всегда понимают, что это - во имя эстетики. Мы опросили 75 человек, замечают ли они ошибки на памятниках и как к этому относятся. Ответы распределились следующим образом:

  • Ошибки замечаю и считаю, что это ужасно, – 56%.
  • Ошибки замечаю – но ничего страшного не вижу – 34%.
  • Ошибок не замечаю, ибо сам безграмотен – 10%.

В ходе опроса респонденты часто сетовали на общий уровень грамотности, упоминая возмутившую жителей города ошибку на экране во время праздника «Алые паруса».


Дарья Осинская, специалист по связям с общественностью ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, тоже обращает внимание на повсеместное неуважение к русскому языку, однако считает, что отсутствие знаков препинания на памятниках и памятных досках - надуманная проблема.

- Возможно, мнение представителя Комитета по культуре верное, раз такая практика - не ставить запятые и тире - сложилась давно, - говорит она. - При этом речь не идет о безграмотности. Для того чтобы поднять проблему игнорирования норм русского языка, стоит просто оглянуться вокруг. Например, на одном из продуктовых магазинов на Невском проспекте, лице культурной столицы, на витрине есть надпись «Консервация». Консервация - это что такое в данном случае, применительно к магазину? Согласно словарям, консервация - это комплекс мер, обеспечивающий сохранность внешнего облика произведения искусства. Только если расценивать редиски и сосиски как арт-объекты, можно оставить эту «консервацию» на окне магазина. И таких примеров - тысячи. Пальма первенства - у рекламы: у печатной плохо со знаками препинания, а у аудиовизуальной - со склонением названий и копированием совсем не русских конструкций типа «мои волосы», «мои ногти». И это в рекламе, над которой работают креативные группы, казалось бы, грамотных людей! Там, где реклама - дело рук одного креативщика из ближнего зарубежья, всё гораздо хуже, зайдите на рынок - вы увидите и «клубник», и «фасол», и «памидор». Вот это безграмотность, о которой стоит бить тревогу.

Проходя по улицам малых и больших городов, можно заметить на домах своеобразные памятники искусства, представляющие собой дощечки с надписями и изображениями. Прочитав текст на них, можно узнать много нового об истории города и жизни выдающихся людей. Такие доски принято называть мемориальными. Что они собой представляет и зачем нужны?

Что представляет собой мемориальная доска?

мемориальная доска

Мемориальная плита является архитектурно-скульптурным произведением, увековечивающим память об исторических событиях и выдающихся личностях. Предназначается она для установки на фасадах зданий и изготавливается из долговечных материалов (металл, камень, сплав бронзы или чугуна). Художественное отражение события выполняется в виде текстовой локоничной надписи. Композиция мемориальной доски также может быть дополнена скульптурным портретным изображением или другими элементами декора.

История появления мемориальных досок

«Прародителями» мемориальных досок были надписи-граффити на стенах пещер, надгробных плитах или камнях. Некоторые из них сохранились до сих пор и отражают становление мировоззрения общества. Первые же памятные мемориальные доски на домах появились в XVIII веке, после победы в войне 1812 года. Сначала они служили для обозначения уровня воды при наводнениях. Позже на стенах Казанского собора увековечили имя А. П. Воронихина, а в конце мая 1880 года на улице Мойка,12 была установлена доска в память о Пушкине. Только в июне 1890 года на собрании Городской думы было принято решение о начале установки и других памятных досок. Так началось их повсеместное распространение.

мемориальные доски на домах

Критерии для установки мемориальной доски

Каждая мемориальная доска устанавливается не просто так, где заблагорассудится. Для начала специальная комиссия определяет значимость события, в честь которого происходит открытие памятника. Если она освещает заслуги какой-либо личности, то все достижения должны быть официально признаны и подтверждены архивными и/или наградными документами.

Установка мемориальной доски происходит не ранее чем через десятилетие после кончины удостоенной личности или свершившегося события. Ограничения по срокам установки снимаются, если увековечиваются лица, награжденные званиями Герой Социалистического Труда, Герой Советского Союза, Почетный гражданин города и т. д. Иногда по решению комиссии сроки могут быть уменьшены. Однако минимальный срок все равно составляет два года.

установка мемориальной доски

Обычно в границах одного города устанавливается одна мемориальная доска, отражающая память о личности. Это могут быть место работы, место жительства или другие знаковые места, которые связаны с жизнью и деятельностью человека. Бывают случаи, когда память о человеке уже увековечена в названии улицы или сквера, поставлен памятник или бюст, тогда доска не должна устанавливаться. Опять же по решению комиссии оговариваются исключения с учетом важности заслуг и событий.

Следует знать, что мемориальная доска не может находиться на зданиях зрелищно-массового назначения (музей, театр, галерея, концертный зал, Дом Культуры). Контроль за сохранностью досок и уход за ними осуществляет территориальная служба ЖКХ и инспектора по охране правопорядка. Ведется строгий подсчет памятных досок, даже тех, что утеряны со временем или требуют реставрации.

О чем может говорить надпись на мемориальной доске?

Памятные доски могут выделять некоторые места в определенном городе или свидетельствовать о событиях, происходивших в прошлом. Они бывают не только увековечивающие какие-либо факты или достижения людей. Есть особые виды мемориальных досок, на которых нанесены обобщенные высказывания, например, «В этом доме жил ветеран ВОВ. Честь и слава ему!»

Еще бывают доски, установленные по «частному случаю». Обычно они возникают по инициативе местных властей и зачастую не несут вообще смысловой нагрузки, например: «Здесь в 1904 году проезжал Николай II».

открытие мемориальной доски

Особой традицией считается открытие мемориальной доски с изображением родового герба или герба города. Такие памятные реликвии начали создаваться в эпоху Средневековья, когда люди почитали рыцарские и дворянские династии. В современном обществе такая мемориальная доска является редкостью.

Торжественное открытие памятных досок

Каждая мемориальная доска считается монументальным памятником живописи, поэтому процесс ее открытия, как правило, является торжественным и символичным. Обычно на такие мероприятия принято приглашать не только членов чиновничьего аппарата, но и деятелей искусства и лиц, связанных с событием, которое увековечивается. Присутствующие люди отдают своеобразную дань памяти, приобщаются к истории и передают свои традиции будущему поколению. Моменты открытия памятника зачастую освещаются прессой.

Читайте также: