Потребности как фундамент активности

Обновлено: 14.05.2024

Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности. Потребности побуждают человека действовать в определенном направлении и определенным образом, становятся мощным регулятором его жизни и деятельности, фактором его развития и саморазвития.

Из этого следует то, что формирование, развитие и становление личности – это в определенном смысле слова процесс формирования и развития потребностей человека, прежде всего социальных: процесс развития потребностно-мотивационной сферы личности. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни.

Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.

Это своего рода состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Именно потребности вызывают у человека стремление принимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.

В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования. Кроме того, сама обстановка может актуализировать различные потребности в человеческой жизнедеятельности.

Потребности не существуют в виде физиологических или психических устойчивых образований. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.

Потребности имеют ряд особенностей:

Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно

или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение.

Более или менее ясное осознание потребности, сопровождаемое харак-

терными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, неудовольствие, страдание от неудовлетворения потребности и т.д.).

Наличие эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск

и нахождение возможных путей удовлетворения потребностей.

Ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний или прев-

ращение их в противоположные при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения).

Повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее ос-

нове, вновь дает о себе знать.

Существуют различные классификаций потребностей.

Потребности различают по происхождению и по предмету.

По своему происхождению выделяют потребности естественные (простые) и культурные (сложные).

Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. Регулирующая функция естественных потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.

Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

По предмету выделяют материальные и духовные потребности. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.

Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом.

Потребности человека могут иметь общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.

У человека могут проявляться ведущие (основные) потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию (приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности) и второстепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека.

Есть и другие основания для классификаций потребностей человека. Так, например, потребности могут быть социально полезными и вредными, асоциальными; реальными, соответствующими возможностям данного человека и уровню развития социальной и природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенными фантазиями личности.

Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объективной реальности, то можно выделить следующие потребности: профессиональные, политические, правовые, нравственные и др.

По времени существования потребности могут быть устойчивыми (периодически актуализирующиеся, длительные) и неустойчивыми (кратковременные, ситуативные).

Потребности, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, называют доминантными потребностями, а недоминантными те, которые косвенно влияют на особенности реализации первых. Следует признать, что в принципе каждая потребность в той или иной ситуации, при определенных обстоятельствах может стать доминантной.

В психологии принято выделять три типа доминантных потребностей человека: ситуативные (кратковременные) потребности; жизненные, определяющие стратегию жизни, линию поведения человека (потребности длительного существования), и потребности деятельности (промежуточные между двумя первыми), которые представляют собой потребности текущих дел.

Различают потребности теоретические (в познании) и практические (в предметно-практической деятельности).

Потребности человека во многом обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей. Объект, ставший для человека потребностью, преобразуется в ее цель, побуждая и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько различных потребностей человека. Те или иные стороны объекта, которые служат удовлетворению конкретных потребностей человека, принято называть предметами потребностей.

По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как личности развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что, в свою очередь, ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления.

Воспитание и актуализация у человека потребности в труде также являются непременными условиями развития личности. Отсутствие у человека этой потребности (труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации. Изучая потребностно-мотивационную сферу личности, следует учитывать, что основные ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.

Наиболее популярной как в западной, так и в отечественной психологии является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Согласно этой концепции, все потребности человека являются врожденными и в мотивационной сфере образуют иерархическую систему приоритетов.

Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но, будучи сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самосовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности – ее направленность. В порядке очередности потребности располагаются в следующей последовательности.

Потребности – фундамент активности личности


Виды активности можно различать не только по тому, исчерпываются они внутренним переживанием или содержат также какие-то действия. Психологи выделяют, кроме того, произвольную и непроизвольную активность.

Произвольная активность характерна тем, что проявляется ровно настолько, насколько необходимо для достижения определенного результата. Человек представляет себе цели, которые преследует, и контролирует весь ход развертывающихся процессов. Произвольная активность всегда протекает на фоне более или менее отчетливых ожиданий предполагаемого результата деятельности или возможных последствий результата.

Непроизвольной можно назвать такую активность, которая связана с переживаниями типа сна или грезы. Человек предается пассивным размышлениям, как зритель во время спектакля. К непроизвольному поведению относятся также чисто рефлекторные ответы, например мигательный рефлекс и ориентировочная реакция, условные сигнальные реакции. Кроме того, следует включить сюда единицы поведения, неожиданно, наподобие инородного тела, вклинивающиеся в упорядоченную последовательность действий и иногда даже разрушающие ее. Их можно назвать ошибочными действиями, так как они происходят непредвиденно и на первый взгляд необъяснимо. Однако нельзя сказать, что подобная активность беспричинна, нецелесообразна и совсем не поддается объяснению. При более глубоком рассмотрении причину можно выделить всегда. Например, ребенок, сидя за столом, нечаянно разлил молоко. Мать видит причину в том, что он неловкий и много вертится. Но подлинная причина связана с тем, что мальчик просто не любит молоко.

В поведении человека существуют две взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, каким оно будет от начала и до конца. Психические процессы, явления и состояния: ощущение, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает регуляцию поведения.

Что же касается стимуляции, или побуждения, то последнее связано с потребностями, мотивами, мотивацией, интересом, целью, намерениями, стремлениями, т. е. со всеми внутренними и внешними факторами, которые заставляют человека вести себя определенным образом.

Из всех возможных проявлений человека главным является проявление потребности. Потребностью называют такое состояние организма, при котором он нуждается в определенных условиях, недостающих ему для нормального существования и развития. Так, человек постоянно нуждается в пище, питье, окружающих людях и различных предметах. Поэтому потребность, как состояние личности, всегда связана с наличием чувства неудовлетворенности, вызванного отсутствием того, что в данный момент требуется организму.

Проблема человеческих потребностей не является только психологической. Она изучается и другими общественными науками – экономикой, социологией, историей и др. Однако там она рассматривается прежде всего как проблема потребностей общества. В той или иной связи потребности являются также предметом внимания общей биологии, экологии, генетики и физиологии (в том числе физиологии человека) – здесь речь идет о потребностях биологических. Собственно психологический аспект данной проблемы – это изучение в первую очередь потребностей индивида как члена общества, потребностей малых групп, а также исследование законов их развития и механизмов формирования на их основе мотивов деятельности и общения личности.

Потребности имеются у всех живых существ. Этим живая природа отличается от неживой. Другое отличие – избирательность реагирования живого именно на то, что составляет содержание потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент не хватает. Потребности служат главным источником активности человека. Они стимулируют его поведение, направляют на поиск необходимого. Потребность приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока нужда не будет полностью удовлетворена. Человек обладает высшими формами отражения окружающего мира. Поэтому объекты, которые побуждают его к деятельности, могут быть отражены в разных формах: в форме образа или представления, мысли и понятия, идеи или нравственного идеала.

Еще одна отличительная особенность потребностей – их ненасыщаемость. Даже если потребность удовлетворена полностью, через какое-то время она возникает вновь и опять требует удовлетворения.


История развития человека связана с историей развития его потребностей. Потребности индивида заставляют его действовать. Однако в процессе труда создаются новые предметы и явления, которые порождают новые потребности. Например, сто лет назад ни у кого не возникало и мысли посмотреть телевизор, так как в те времена телевидения не было. Сейчас многие могут позволить себе снять собственный фильм личной кинокамерой. Таким образом, на наши потребности оказывает воздействие весь ход истории, определяя их изменение.

Потребности можно распределить на две группы: материальные, насущные (потребность в пище, жилье, одежде) и духовные (потребность в общении, музыке, книге). По мнению известного психолога А.Маслоу, потребности человека образуют пирамиду. В основании пирамиды лежат биологические потребности (в воде, пище и др.); над ними находится потребность в безопасности (в порядке, защищенности, устойчивости); выше размещаются аффилиативные потребности – потребности в принадлежности и любви (в принадлежности к группе, в признании и принятии); еще выше – потребность в уважении, престиже (в компетентности, уважении, авторитете); следующий ряд образуют познавательные потребности (стремление знать, исследовать); далее расположены эстетические потребности (в гармонии, симметрии, красоте, порядке) и, наконец, – потребность в самовыражении, в самоактуализации (в реализации своих целей, способностей). Между потребностями существует иерархическая зависимость. Вышележащие потребности начинают управлять поведением человека только после того, как будут реализованы потребности более низкого уровня.


Иерархия потребностей по А.Маслоу


Согласно другой теории, автором которой является Мак-Клелланд, людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей. Чаще всего люди с этой потребностью откровенны и энергичны, не боятся конфликтов и стремятся отстаивать первоначальные позиции. Это хорошие ораторы. У такого человека отсутствует склонность к авантюризму и тирании, главное для него – проявить свое влияние на других.

Потребность успеха удовлетворяется доведением работы до удачного завершения. Люди с этой потребностью рискуют умеренно, любят ситуации, которые позволяют им брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Они хотят, чтобы достигнутые результаты поощрялись вполне конкретно.

Люди, для которых характерна потребность в причастности, заинтересованы в компании знакомых, в оказании помощи другим и налаживании дружеских отношений. Такого человека привлекает работа, которая содержит широкие возможности для социального общения.

Все названные выше потребности в той или иной, хотя бы в зачаточной, форме можно обнаружить в каждой личности. Однако они имеют разный уровень, или порядок.

К первому, базовому, порядку относятся потребности в материальных условиях и средствах жизни, а также в общении, познании, деятельности и отдыхе. Существование первичных потребностей диктуется объективными законами жизни индивида в обществе и его развития как личности.

Каждая из базовых потребностей имеет следующую градацию:

потребность в активности – от потребности в «разрядке энергии» до потребности в труде;

потребность в общении – от неопределенной надобности в другом человеке до высших форм привязанности к конкретной личности (группе людей);

потребность в познании – от элементарного любопытства до страстного поиска истины;

потребность в отдыхе – от надобности в релаксации и сне до временной изоляции от привычных форм общественной жизни.

На основе базовых потребностей формируются производные ( второго порядка ). К последним относятся потребность в уважении и любви, эстетическая потребность, потребность в обучении и самореализации.

Некоторые потребности связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Они называются негативными. Бывает, что в мироощущении даже самых активных людей появляется желание избежать чего-то. Вспомним: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Сегодня это ощущается многими. Это проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иногда одни и те же предметы могут и привлекать и отталкивать, поскольку малые количества их недостаточны, а большие избыточны. Еще Аристотель писал, что добродетель есть сердцевина между двумя порочными крайностями.

Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей. Ценность личности зависит в первую очередь от того, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.

Потребности – фундамент активности личности


Виды активности можно различать не только по тому, исчерпываются они внутренним переживанием или содержат также какие-то действия. Психологи выделяют, кроме того, произвольную и непроизвольную активность.

Произвольная активность характерна тем, что проявляется ровно настолько, насколько необходимо для достижения определенного результата. Человек представляет себе цели, которые преследует, и контролирует весь ход развертывающихся процессов. Произвольная активность всегда протекает на фоне более или менее отчетливых ожиданий предполагаемого результата деятельности или возможных последствий результата.

Непроизвольной можно назвать такую активность, которая связана с переживаниями типа сна или грезы. Человек предается пассивным размышлениям, как зритель во время спектакля. К непроизвольному поведению относятся также чисто рефлекторные ответы, например мигательный рефлекс и ориентировочная реакция, условные сигнальные реакции. Кроме того, следует включить сюда единицы поведения, неожиданно, наподобие инородного тела, вклинивающиеся в упорядоченную последовательность действий и иногда даже разрушающие ее. Их можно назвать ошибочными действиями, так как они происходят непредвиденно и на первый взгляд необъяснимо. Однако нельзя сказать, что подобная активность беспричинна, нецелесообразна и совсем не поддается объяснению. При более глубоком рассмотрении причину можно выделить всегда. Например, ребенок, сидя за столом, нечаянно разлил молоко. Мать видит причину в том, что он неловкий и много вертится. Но подлинная причина связана с тем, что мальчик просто не любит молоко.

В поведении человека существуют две взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, каким оно будет от начала и до конца. Психические процессы, явления и состояния: ощущение, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает регуляцию поведения.

Что же касается стимуляции, или побуждения, то последнее связано с потребностями, мотивами, мотивацией, интересом, целью, намерениями, стремлениями, т. е. со всеми внутренними и внешними факторами, которые заставляют человека вести себя определенным образом.

Из всех возможных проявлений человека главным является проявление потребности. Потребностью называют такое состояние организма, при котором он нуждается в определенных условиях, недостающих ему для нормального существования и развития. Так, человек постоянно нуждается в пище, питье, окружающих людях и различных предметах. Поэтому потребность, как состояние личности, всегда связана с наличием чувства неудовлетворенности, вызванного отсутствием того, что в данный момент требуется организму.

Проблема человеческих потребностей не является только психологической. Она изучается и другими общественными науками – экономикой, социологией, историей и др. Однако там она рассматривается прежде всего как проблема потребностей общества. В той или иной связи потребности являются также предметом внимания общей биологии, экологии, генетики и физиологии (в том числе физиологии человека) – здесь речь идет о потребностях биологических. Собственно психологический аспект данной проблемы – это изучение в первую очередь потребностей индивида как члена общества, потребностей малых групп, а также исследование законов их развития и механизмов формирования на их основе мотивов деятельности и общения личности.

Потребности имеются у всех живых существ. Этим живая природа отличается от неживой. Другое отличие – избирательность реагирования живого именно на то, что составляет содержание потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент не хватает. Потребности служат главным источником активности человека. Они стимулируют его поведение, направляют на поиск необходимого. Потребность приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока нужда не будет полностью удовлетворена. Человек обладает высшими формами отражения окружающего мира. Поэтому объекты, которые побуждают его к деятельности, могут быть отражены в разных формах: в форме образа или представления, мысли и понятия, идеи или нравственного идеала.

Еще одна отличительная особенность потребностей – их ненасыщаемость. Даже если потребность удовлетворена полностью, через какое-то время она возникает вновь и опять требует удовлетворения.


История развития человека связана с историей развития его потребностей. Потребности индивида заставляют его действовать. Однако в процессе труда создаются новые предметы и явления, которые порождают новые потребности. Например, сто лет назад ни у кого не возникало и мысли посмотреть телевизор, так как в те времена телевидения не было. Сейчас многие могут позволить себе снять собственный фильм личной кинокамерой. Таким образом, на наши потребности оказывает воздействие весь ход истории, определяя их изменение.

Потребности можно распределить на две группы: материальные, насущные (потребность в пище, жилье, одежде) и духовные (потребность в общении, музыке, книге). По мнению известного психолога А.Маслоу, потребности человека образуют пирамиду. В основании пирамиды лежат биологические потребности (в воде, пище и др.); над ними находится потребность в безопасности (в порядке, защищенности, устойчивости); выше размещаются аффилиативные потребности – потребности в принадлежности и любви (в принадлежности к группе, в признании и принятии); еще выше – потребность в уважении, престиже (в компетентности, уважении, авторитете); следующий ряд образуют познавательные потребности (стремление знать, исследовать); далее расположены эстетические потребности (в гармонии, симметрии, красоте, порядке) и, наконец, – потребность в самовыражении, в самоактуализации (в реализации своих целей, способностей). Между потребностями существует иерархическая зависимость. Вышележащие потребности начинают управлять поведением человека только после того, как будут реализованы потребности более низкого уровня.


Иерархия потребностей по А.Маслоу


Согласно другой теории, автором которой является Мак-Клелланд, людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей. Чаще всего люди с этой потребностью откровенны и энергичны, не боятся конфликтов и стремятся отстаивать первоначальные позиции. Это хорошие ораторы. У такого человека отсутствует склонность к авантюризму и тирании, главное для него – проявить свое влияние на других.

Потребность успеха удовлетворяется доведением работы до удачного завершения. Люди с этой потребностью рискуют умеренно, любят ситуации, которые позволяют им брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Они хотят, чтобы достигнутые результаты поощрялись вполне конкретно.

Люди, для которых характерна потребность в причастности, заинтересованы в компании знакомых, в оказании помощи другим и налаживании дружеских отношений. Такого человека привлекает работа, которая содержит широкие возможности для социального общения.

Все названные выше потребности в той или иной, хотя бы в зачаточной, форме можно обнаружить в каждой личности. Однако они имеют разный уровень, или порядок.

К первому, базовому, порядку относятся потребности в материальных условиях и средствах жизни, а также в общении, познании, деятельности и отдыхе. Существование первичных потребностей диктуется объективными законами жизни индивида в обществе и его развития как личности.

Каждая из базовых потребностей имеет следующую градацию:

потребность в активности – от потребности в «разрядке энергии» до потребности в труде;

потребность в общении – от неопределенной надобности в другом человеке до высших форм привязанности к конкретной личности (группе людей);

потребность в познании – от элементарного любопытства до страстного поиска истины;

потребность в отдыхе – от надобности в релаксации и сне до временной изоляции от привычных форм общественной жизни.

На основе базовых потребностей формируются производные ( второго порядка ). К последним относятся потребность в уважении и любви, эстетическая потребность, потребность в обучении и самореализации.

Некоторые потребности связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Они называются негативными. Бывает, что в мироощущении даже самых активных людей появляется желание избежать чего-то. Вспомним: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Сегодня это ощущается многими. Это проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иногда одни и те же предметы могут и привлекать и отталкивать, поскольку малые количества их недостаточны, а большие избыточны. Еще Аристотель писал, что добродетель есть сердцевина между двумя порочными крайностями.

Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей. Ценность личности зависит в первую очередь от того, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.


В 1943 году психолог Абрахам Маслоу опубликовал свою знаменитую работу, в которой выделил пять категорий потребностей, мотивирующих человека: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении и потребность в самоактуализации.

Сегодня эта теория известна под названием «Иерархия потребностей» и, как правило, изображается в виде пирамиды. Основная идея заключается в том, что человек начинает испытывать потребности более высокого уровня только после удовлетворения потребностей нижних уровней.


Эта теория применима не только к мотивации, но и к пользовательскому опыту. Несмотря на то что пирамида потребностей создавалась для использования в психологическом анализе, ее можно модифицировать для изучения поведения пользователей в современном цифровом пространстве.

Мы стараемся разрабатывать документацию MongoDB так, чтобы пользователи максимально эффективно достигали своих учебных целей. Опираясь на теорию пирамиды потребностей, мы создали основу для наших проектов, в которой были учтены основные принципы Маслоу. Мы называем эту концепцию иерархией потребностей при разработке документации.


Уровень 1: существование и базовые потребности


Существование — это первый уровень нашей иерархии потребностей при разработке документации. Это самый примитивный уровень: если контент не существует, его невозможно использовать. Для того чтобы контент мог эффективно существовать, платформа должна:

позволять авторам писать и публиковать документацию;

иметь интуитивно понятный интерфейс, обеспечивающий пользователям беспрепятственный доступ к контенту.

Для решения этих задач разработчики платформы документации создали набор инструментов, которые позволяют авторам писать, просматривать, рецензировать и публиковать контент в корпусе документов, доступном всем пользователям.


Это простые инструменты, которые не требуют долгого освоения. Авторы могут полностью сосредоточиться на содержательной части своего контента. Инструменты автоматически конвертируют контент в данные такого формата, который позволяет легко структурировать, многократно использовать, стандартизировать и тестировать контент. Со старыми инструментами процесс проектирования и разработки не всегда шел так, как хотелось, а гибкий интерфейс новой платформы позволяет быстро создавать контент по итеративному принципу и делает работу пользователей с материалами сайта более удобной.

Таким образом, наш подход упрощает процесс создания, публикации и использования контента.

Уровень 2: потребность в качестве


Качество — это второй уровень нашей иерархии потребностей при разработке документации. Если качество контента невысокое, пользы от него будет мало.

Мы провели исследование среди пользователей и выяснили, что для создания качественного контента нужно придерживаться следующих критериев:

сосредоточиться на пользовательской задаче или сценарии использования;

создавать доступные, полезные и информативные материалы;

формировать у пользователей чувство доверия и приятное впечатление от работы с материалами.

С учетом этих критериев мы немного изменили некоторые ключевые элементы пользовательского интерфейса. На платформе документации обновлена домашняя страница, а также мы добавили лендинг-страницы, посвященные документации по конкретным продуктам. Пользователи часто начинают просмотр сайта с этих страниц, поэтому мы сосредоточились на том, чтобы создать положительное первое впечатление и обеспечить пользователю возможность легко войти в курс дел.

Домашняя страница платформы документации

Список актуальных задач

Список представлен в виде карточек, среди которых пользователь может сразу выбрать нужную и приступить к изучению документации. Для соответствия модели мышления пользователя на каждой карточке задача выделяется на фоне остального текста.


Краткое вступление

Мы провели исследование среди пользователей и выяснили, что многим из них не совсем понятна разница между MongoDB и традиционными реляционными базами данных.


Поэтому в этом разделе мы приводим краткое описание нашего предложения и рекомендуем дополнительные источники информации.

Ссылки на другие обучающие ресурсы

Здесь мы продолжаем направлять пользователя на пути к получению знаний. В самом начале обучения пользователь познакомится с общей информацией о нашем решении, после чего сможет перейти к изучению основ. А внизу страницы мы даем ссылки на другие обучающие ресурсы, где можно почерпнуть новую информацию и познакомиться с нашими образовательными платформами.


Лендинги документов

Согласованность с целями пользователя

На этом этапе пользователи начинают знакомство с конкретным продуктом. На этих страницах пользователь узнает обо всех возможностях продукта и научится его использовать.

Формирование приятного впечатления и уверенности

Формирование приятного впечатления и уверенности

Пользователи, работавшие с лендингами на этапе их тестирования, отметили, что этот раздел создает приятное впечатление от использования и позволяет им чувствовать себя уверенно. Предложенные сценарии использования оказались актуальными, задачи легко решались всего за несколько шагов, а работать с материалами было удобно.

Уровень 3: потребность в поисковой доступности


Поисковая доступность — это третий уровень нашей иерархии потребностей при разработке документации. На этом этапе базовые потребности наконец-то удовлетворены, и мы переходим к работе с психологическими потребностями.

Для поиска необходимой информации человек всегда может воспользоваться внешними ресурсами, например Google. Это, конечно, не самое лучшее решение, но оно позволяет удовлетворить базовые потребности.

В этом году одной из главных наших задач было повышение поисковой доступности и улучшение навигации по сайту.

Мы выявили две основные категории пользователей с разными подходами к навигации: это продвинутые пользователи и новички. Опытные пользователи, как правило, уже знают, что им нужно найти, и рассчитывают на эффективность поисковой системы. Новички же, наоборот, больше исследуют сайт и учатся, чем ищут конкретную информацию.


Как обеспечить поисковую доступность

Мы опросили множество пользователей, прочитали много литературы и пообщались с экспертами, чтобы узнать, какой должна быть идеальная навигация. Вот что нам удалось узнать.

Задачи — в центре внимания

На каждом этапе исследования, включая сортировку карточек и древовидное тестирование, мы получали одинаковые результаты: особенности навигации зависят от опыта и знаний пользователя.

Поэтому при обновлении системы навигации по сайту мы учитывали в первую очередь задачи, которые приходится решать пользователям. Благодаря тому что теперь навигационная модель сайта отражает модель мышления пользователя, ориентироваться в материалах стало проще.

Эффективность и точность — важны

Пользователи отметили, что эффективность и точность являются самыми важными факторами при поиске контента. Многие из них, особенно разработчики, измеряют эффективность количеством щелчков мыши.

Чтобы максимально повысить эффективность поискового движка, мы стали выдавать пользователям контекстные подсказки. В результате пользователи получили возможность определять наиболее релевантные результаты и применять дополнительные фильтры для повышения точности поиска.

Этот фактор стал решающим при проектировании нового движка для поиска документации и помог выявить важные функции для дальнейшей оптимизации.

Новая панель навигации



Новые функции поиска


Другие улучшения

Результаты аналитики после релиза этих проектов порадовали нашу команду, и это вдохновило нас продолжать работу над поисковой доступностью и качеством. Например, информация о поисковых запросах пользователей помогает нам приоритизировать задачи по оптимизации.

Аналитика позволила нам выяснить некоторые любопытные подробности о поисковых предпочтениях пользователей: кто-то использует полноэкранный режим, а кому-то больше нравится модальное окно поиска. В этом вопросе мнения пользователей разделились почти поровну, и нам было сложно решить, в каком направлении продолжать работу.

Поэтому мы решили оставить обе возможности — на это требовался всего один дополнительный рабочий день. Теперь эти два режима используются в равной степени.


Здорово! Считаем, что реализовав подходы к поиску информации, которые удобны пользователям, нам удалось обеспечить им психологический комфорт.

Уровень 4: потребности, связанные с опытом использования


Опыт — это четвертый уровень иерархии потребностей, который вносит в нашу теорию завершающие штрихи. Здесь мы видим пользователей, которым платформа нравится, и тех, на кого она не произвела впечатления, тех, кому работать на ней удобно, и тех, кому не очень.

Мы внесли в платформу внутренние улучшения, которые повышают эффективность и производительность авторов и помогают им создавать более качественную документацию. Исследования показывают, что, если сотруднику нравятся рабочие инструменты, он будет работать лучше.


Уровень 5: потребность внести свой вклад


Вклад — это последний уровень нашей иерархии потребностей при разработке документации. Получив качественный контент, который легко найти и с которым удобно работать, пользователи начинают стремиться внести свой вклад в общее дело и желают чувствовать себя частью команды.

Согласно нашему исследованию, «потребность внести свой вклад» включает:

чувство причастности к работе над документацией;

возможность сообщить о возникших проблемах;

принадлежность к сообществу.

Создание платформы на принципах open source

Пользователи, которые часто работают с документацией, могут направлять пул-реквесты на GitHub. Мы предлагаем им реализовать свой потенциал и помочь нам в развитии платформы — это позволит им удовлетворить потребность в самовыражении (ровно в том смысле, как это понятие определено у Маслоу).

Примечание: этот график включает также коммиты, отправленные нашими сотрудниками.

Примечание: этот график включает также коммиты, отправленные нашими сотрудниками.

Улучшение виджета обратной связи

Получив отзывы пользователей, мы запланировали следующие улучшения.

Соотнесение с контентом

Прежний виджет обратной связи визуально перекрывал контент на сайте документации. Его нельзя было убрать или скрыть.

Новый виджет менее заметен и позволяет читателю сосредоточиться на изучении материалов.

Качество получаемой обратной связи

Пользы от прежнего виджета было мало, поскольку он не предоставлял достаточно контекста, опираясь на который авторы могли бы повысить качество своего контента.

В новом виджете появились категории, с помощью которых пользователь может классифицировать свой отзыв.

Полезные подсказки

Пользователи часто принимали виджет за средство связи со службой поддержки. Поэтому у нас появлялось огромное количество обращений, по которым мы не могли предпринять никаких действий.

Новый виджет перенаправляет пользователя на ресурс, который лучше всего отвечает его потребностям, — в Сообщество или Службу поддержки.

Это также позволяет пользователям вступить в Сообщество MongoDB и найти там единомышленников.

Результаты и извлеченные уроки

Результаты и извлеченные уроки

В результате мы получаем через виджет отзывы, которые содержат только практически полезную информацию о взаимодействии с сайтом. Продуманная рейтинговая система и классификация отзывов помогли повысить качество обратной связи. Снизился общий объем отзывов — а значит, и объем работы.

Планы на будущее

Мы сосредоточились на основных аспектах взаимодействия пользователей с сайтом, чтобы реализовать комплексный подход к работе с документацией. В центре нашей стратегии развития и подхода к проектированию продукта всегда находится пользователь. Для нас это очень важно! Кроме того, наши последние проекты — это надежный фундамент для дальнейших разработок.

Перевод подготовлен в рамках запуска курса "NoSQL".

Всех желающих приглашаем на открытый вебинар "MongoDB Map-Reduce Framework". План первого дня: CRUD-операции; фильтрация по полям; sort, skip, limit; запросы по поддокументам. План второго дня: концепция map-reduce; концепция pipeline; структура и синтаксис агрегации; стадия $match; стадия $group; стадия $lookup.

- Узнать подробнее о курсе "NoSQL"

- Смотреть открытый вебинар "MongoDB Map-Reduce Framework"

Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности.

Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.

Потребности имеют ряд особенностей (рис. 24) 25 .


Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение



Более или менее ясное осознание потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, неудовольствие, страдание от неудовлетворения потребности и т.д.)


Наличие эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск и нахождение возможных путей удовлетворения потребностей



Ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний или превращение их в противоположные при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения)


Повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее основе, вновь дает о себе знать


Рис. 24. Особенности потребностей

Существует различные классификаций потребностей. Потребности различают по происхождению и попредмету (рис. 25).







Рис. 25. Виды потребностей

Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.

В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.).

Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Потребности человека имеют общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.

Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Удовлетворить потребность можно только в активности, в духовной или физической деятельности. Промежуточным средством удовлетворения потребности, побуждающим человека к конкретной деятельности, выступает мотив.

Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.

Мотивация– это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

Мотив характеризуется силой и устойчивостью (рис. 26); выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции (рис. 27) 26 .

Основные характеристики мотива



Выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относится сила мотивационного возбуждения, а ко вторым – знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества



Оценивается по наличию мотива во всех видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени



Рис. 26. Характеристики мотива



Характеризует энергетику мотива, т.е. вызывает и обусловливает активность человека, егоповедение и деятельность




Отражает направленность энергетики мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения



Определяет характер поведения и деятельности. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов



Рис. 27. Функции мотива

Выделяют различные виды мотивов (рис. 28).


















Рис. 28. Классификация мотивов

Биологические мотивы– это влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности.

Социальные мотивы– это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют значительную роль в жизни человека.

Мотив достижения проявляется как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности.

Мотив избеганиявыражается в стремлении личности выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие ей успех, либо очень трудные (в этом случае неудача воспринимается не как личный неуспех, а как следствие привходящих и не зависящих от личности обстоятельств).

Мотив аффилиации(стремление к общению) проявляется как стремление личности наладить добрые, эмоциональные отношения с людьми.

Мотив отверганиявыражается в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми.

Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, влиять, направлять, диктовать условия, определять нормы и правила поведения и т.д.

Предметные мотивыявляются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности, обеспечивают надситуационную устойчивость и своеобразие поведения личности. В этом качестве они становятся атрибутами личности, т.е. ее сущностными особенностями.

Функциональные мотивысвязаны с конкретными видами деятельности человека, например с учебной, профессиональной, общественно-политической и т.д.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или неосознаваемыми.

Если мотивы человека осознанные,он отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К осознанным мотивам можно отнести убеждения, идеалы, интересы.

При неосознанных мотивах человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К неосознанным мотивам относятся установки, влечения.

Поведение человека полимотивировано. Это значит, что в каждой конкретной ситуации актуализируется и действует не один, а несколько мотивов. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность, неповторимость ее поведения и деятельности (рис. 29) 27 .

Читайте также: