Полы эрмитажа ремонт полов

Обновлено: 03.05.2024

Реставрация полов Эрмитажа

Знаменитые художественные наборные паркеты Государственного Эрмитажа, созданные по проектам видных архитекторов XIX века, имеют весьма солидный возраст. Время, большие эксплуатационные нагрузки, плохое состояние основы - чернового или "черного" пола - приводят к разрушению паркета. Не обеспечивают полную защиту и современные "водные" износостойкие лаковые покрытия, применяемые в залах специальной музейной службой. В связи с этим была принята программа "Полы Эрмитажа", в соответствии с которой реставрируются паркеты в залах музея. До 2000 г. все работы проводились мастерами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских Государственного Эрмитажа.

В 2000 г. Эрмитажем была впервые приглашена фирма "Петербургская реставрационная компания", которая отреставрировала паркет в Лоджиях Рафаэля (360 кв. м) с использованием целого парка шлифовальных машин и материалов, позволивших сделать поверхность паркета идеально ровной и гладкой. Отреставрированы также полы в залах голландской живописи (300 кв. м), Большом соборе Зимнего дворца (431 кв. м) и Эрмитажном театре (130 кв. м).

Еще одним новшеством явилась разработка формы технического паспорта на паркет каждого зала, где будут указаны все данные, необходимые для эксплуатации (площадь пола, материалы, описание рисунка паркета, сохранность, проведенные работы и т.д.). Введение паспортов поможет улучшить обслуживание паркетов Эрмитажа.

В 2001 г. было отреставрировано 2 826 кв. м художественных паркетов - почти в два раза больше, чем в 2000 г. К реставрации музейных полов было привлекалось одновременно несколько подрядчиков (Специальные научно-реставрационные производственные мастерские Государственного Эрмитажа, фирмы "Паркет-Холл", "Ресстрой"). Работы проводились в Арапском и Малахитовом залах, Министерском коридоре, в помещениях постоянной экспозиции Британского искусства Зимнего дворца, в Рыцарском зале, Испанском и Итальянских кабинетах Нового Эрмитажа, а также в помещениях других музейных зданий.

В зависимости от возраста паркета, рисунка набора и состояния "черного" пола при реставрации применялись различные технологии, использовались разнообразные породы древесины: черное, розовое и красное дерево, палисандр, амарант, клен, сандал, самшит и др. Особое внимание уделялось ремонту основания паркета - "черного" пола (щиты из сосновых досок, уложенные на лаги), так как во многом состояние эрмитажных паркетов определяется его исправностью. После реставрации паркет покрывался шестью слоями водного лака, не выделяющего вредных для людей и музейных экспонатов веществ.

В 2002 г. был воссоздан паркет зала кавалерийского караула (зала Греза), оформленного по проекту А.П. Брюллова после пожара 1837 г. в Зимнем дворце. По его рисункам были выполнены росписи потолка, резьба дверей и орнаментальный паркет.

Время и интенсивные нагрузки не пощадили паркет. Он был сильно изношен, имелись многочисленные трещины и утраты, основание ("черный" пол) в значительной степени разрушилось. Толщина плашек наборного паркета составляла всего 0,5-2 мм, в то время как толщина новой плашки составляла 9 мм. Учитывая все эти обстоятельства, было принято решение не реставрировать паркет, а воссоздать новый, уложив его на новое основание. Это решение было согласовано с Комитетом Государственной инспекции охраны памятников.

Воссоздание такой большой площади художественного паркета, как в зале Греза (103 кв. м), в Эрмитаже не проводилось в течение последних 120 лет. Музей объявил конкурс, в котором победил его давний партнер - московская фирма "Паркет-Холл-Центр-Л".

Перед началом работ были осуществлены перенос рисунка паркета на кальку и фотофиксация элементов всего пола. Для "черного" пола настелили на лаги специальные доски и сверху уложили в два слоя фанеру. Для воссоздания оригинального рисунка были использованы розовое дерево, венге, эбен, кемпас, орех, груша, лапачо, палисандр, клен. Паркетные планки приклеивались без крепежных элементов, работы велись в технике "маркетри", в результате чего толщина полезного слоя паркетной планки увеличилась до 15 мм. Затем паркет был покрыт лаком.

В 2003 г. работы по ремонту паркетов условно можно разделить на три большие группы: первая - воссоздание, вторая - реставрация, третья - обновление лакового слоя. Воссоздать паркет было решено в следующих залах: Аванзал (394 кв. м), Буфетная у Комендантской лестницы (40 кв. м; оба - ООО "Виктория"), площадка второго этажа Комендантской лестницы (77 кв. м). Реставрация паркета была проведена в Николаевском (1101 кв. м) и Концертном (390 кв. м - ООО "Дизайн-студия 'Абрис'") залах, а также в Западине Восточной галереи (186 кв. м, ООО "Виктория"). Работы третьей группы проводились в Лоджиях Рафаэля (360 кв. м, "Паркет-Холл-Центр-Л"), в которых два года назад был отреставрирован паркет, а сейчас требовалось только обновить лак с применением новой для Эрмитажа технологии. Суть ее сводится к замене верхнего загрязненного и поврежденного слоя лака без увеличения общей его толщины и изменения прозрачности лака.

В Николаевском и Концертном залах реставрация осложнялась масштабом работ и состоянием самого паркета. Полной замены потребовали 30% "черного" пола и паркета, для воссоздания которого использовались разнообразные породы ценного дерева (черное, лимонное, несколько разновидностей красного, самшит).

В Аванзале повреждения были настолько сильны (доски чернового пола и паркетные щиты частично разрушены, сами паркетные планки протерты до толщины бумаги, а в некоторых местах утрачены полностью, лаковое покрытие треснуло), что потребовалось воссоздание паркета с сохранением рисунка, цвета, пород дерева, а также замена основания пола.

В 2004 г. проводилась работа по реставрации полов Ротонды и Темного коридора Зимнего дворца. Эти паркеты, имеющие сложный криволинейный рисунок, выполненные из экзотических пород дерева и украшенные гравировкой, были особенно сложными для реставрации и потребовали выполнения большого объема ручной художественной резьбы. Работы проводились специалистами фирмы "Паркет-Холл-Центр-Л", которые за три месяца восстановили паркетный набор и гравировку в местах утрат, укрепили основание "черного" пола и покрыли паркет защитным лаком (на площади 648 кв.м). Технический надзор за реставрацией осуществляли сотрудники Отдела главного механика Государственного Эрмитажа (заведующий О.В. Толпыгин).

В апреле 2006 г. завершилась ре­ставрация паркетов залов искусства Франции XV-XVIII вв. В этих помещениях пол выполнен в середине XIX столетия на петербург­ской фабрике Е.А. Миллера по про­екту А.П. Брюллова. Трудность реставрации заключалась в том, что паркет сложного криволинейного рисунка из древесины ценных пород (палисандр, орех, сандал и др.) был изношен до толщины шпона, местами утрачен; имелись поздние вставки из древесины других пород; пол в значительной степени разрушился. В ходе реставрационных работ произвели замену непригодных к эксплуатации деталей паркета. Под­бор древесины осуществлялся согласно данным экспертизы или ар­хивной документации. После реставрации пол был покрыт специальным износостойким лаком по методике, утвержденной Комитетом по госу­дарственному контролю, использова­нию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Особую слож­ность представляла шлифовка наслоений старого лака. Требовалось высокое мастерство, чтобы на этой стадии не повредить тонкий паркет­ный набор.

Реставрация осуществлялась ООО "Паркет-Холл" на площади 780 кв. м под руководством Отдела главного механика (главный механик О.В. Толпыгин) Государственного Эрмита­жа по проекту, согласованному с КГИОПом.


Главный учредитель компании "Полы эрмитажа", которая занимается комплексным ремонтом под ключ в СПб.

Профессиональный ремонт пола любой сложности в старом фонде.

Получаем заявку от Вас

Перезваниваем Вам и уточняем все подробности

Выезжаем на Ваш объект и начинаем работу

Как будет выполняться работа?

Выполняем демонтаж пола

Убираем помещение и вывозим мусор

Устанавливаем лаги, на которые будет производиться монтаж пола и обрабатываем их огнезащитой

Производим монтаж фанеры

Пол готов к чистовым работам!

Клиенты говорят о нас






Очень доволен, просто чудесно сделана стяжка пола! Все чистенько, аккуратно, спасибо большое, найдите теперь мне мастера по штукатурке! Буду дальше с вами работать!






Мастер сделал идеальные полы из лиственницы, хотя это было очень сложно из-за некачественных досок, которые мы купили. Очень благодарны мастеру, что было сделано недорого и продуманно. Редко встречаются такие замечательные специалисты, как мастер Игорь, которым спокойно можно доверить сложные дела.






Требовалось сделать стяжку пола в спальне, 10 кв метров. Мастер давал полезные советы и учел все особенности работы. Сделал все очень качественно, оперативно, пол вышел ровный и без перепадов. Стоимость вполне адекватная. Обязательно буду рекомендовать знакомым и пользоваться услугами в дальнейшем.








И если уж говорить о художественном паркете, как о настоящем произведении искусства, придающем помещению шик и роскошь, так это непременно о паркете Государственного Эрмитажа - одном из самых выдающихся музеев не только России, но и мира. А ведь мало кто задумывался над тем, что знаменитые дворцовые паркеты музейного комплекса, созданные по проектам видных архитекторов XIX века, являются такими же экспонатами, как и произведения искусства, хранящиеся в нем самом.

Немного из истории Эрмитажа

Зимнему дворцу на главной площади Санкт-Петербурга уже почти 260 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. А вот 1764 год принято считать годом основания Эрмитажа.

Эрмитаж. | Фото: lovepik.com.

Изначально художественная галерея представляла собой флигель Зимнего Дворца, где была размещена частная коллекция картин Екатерины II. А позже, ко времени правления ее внука императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию», и к флигелю пристроили еще одну часть, которую и назвали Эрмитажем. Это было первое здание в России, специально возведенное для размещения музея. Постройка заняла 11 лет. Его архитектором был Лео фон Кленце — придворный мастер короля Людвига I Баварского. Таким образом, Романовы предоставили широкой публике возможность наслаждаться своим собранием шедевров мирового искусства.

 306 зал Эрмитажа/ Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. | Фото: peterburg.center.

На сегодняшний день Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс, основная экспозиционная часть которого занимает пять зданий, связанных между собой, расположенных вдоль набережной реки Невы — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж.

 Один из 365 залов Эрмитажа.| Фото: classpic.ru.

В них открыты для посещения 365 залов, где находится более трех миллионов экспонатов (для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч). Если осматривать все 365 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет. Стоит также отметить, что общая площадь помещений музейного комплекса составляет 233 345 метров квадратных, а экспозиционно-выставочная площадь — 100 000 метров квадратных. И стоит отметить, что практически вся эта площадь устлана паркетом, который имеет не только весьма солидный возраст, но и художественно-историческую ценность.

Дворцовый паркет Эрмитажа

Любопытно, что в России паркет появился приблизительно в 15 веке. Так как каменный пол не добавлял комфорта жилищам, во дворцах и помещичьих усадьбах стали применять древесину. Изначально активно использовали хвойные породы: сосну, ель, пихту. Позже в качестве пола стали использовать доски из благородного и долговечного дуба.

 Дворцовый паркет Эрмитажа.| Фото: master-parketov.ru.

Еще раз повторюсь, невзирая на то, что мы ходим по дворцовым паркетным полам Эрмитажа ногами, он является такими же экспонатом, как и шедевры искусства, хранящиеся в нем самом. Но больше всего удивляет то, что при всем при этом художественный дворцовый паркет уникален и неповторим в каждом из залов огромного музейного комплекса.

Эскизы для эксклюзивных напольных покрытий Эрмитажа создавались известнейшими архитекторами XIX века, а производились они на знаменитой фабрике Е.А.Миллера. Для изготовления дворцового паркета использовали древесину твердых и экзотических пород деревьев: дуба и палисандра, груши и яблони, ореха и красного дерева, сандала и махагона. По способу укладки мозаичный паркет, собирался бесшпунтованным способом в модули, четкую геометрию которых удерживала специфическая клейкая подкладочная основа. Затем готовые модули укладывали на мощные напольные балки.

Дворцовый паркет Эрмитажа. | Фото: master-parketov.ru.

Модули собирались из разных по форме элементов, контрастных по цвету и рисунков на самой древесине, выкладывались орнаменты и целые картины, образуя на полу цельное полотно с изображением. Оригинальный паркет основных залов, состоящий из нескольких ценных пород древесины различных оттенков, оформлялся тончайшими эксклюзивными узорами при помощи гравировки и служил главным украшением всего дворца. И сегодня мы предлагаем вам небольшой виртуальный экскурс по основным залам Государственного Эрмитажа, дабы увидеть диво-дивное, которое часто не замечаем под своими ногами.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа

Нужно отметить, что Большой тронный за свою историю претерпевал две крупные реставрации напольного покрытия и одну косметическую. Первый раз - по указу Николая I, который решил полностью изменить рисунок паркета. Во время этой реставрации также изменили расположение люстр на потолке и возвели колонны. С того времени кессонный орнамент потолков стал практически полностью повторять рисунок паркета. Для более четкой привязки все декоративные элементы потолочного орнамента покрыли золотой краской, которая подчеркивала рисунок паркета. Использование же красного дерева в элементах напольного покрытия, в свою очередь эффектно подчеркивал позолоту потолка и белоснежность мраморных колонн.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа. | Фото: silverparket.com.

Сам паркет Георгиевского зала был собран из 16 видов элитного дерева. Его орнамент включал в себя сплетение вензелей, повторяющие геометрическую округлость герба, изображенного на потолке в центре зала. Общая площадь покрытия разделена на модули бордюрами с рисунком в египетском стиле. Модули имеют вытянутый прямоугольный вид, а их размер уменьшается от центра зала к стенам.

Художественный паркет Георгиевского зала Эрмитажа. Фрагменты. | Фото: master-parketov.ru.

Повторной реставрации напольное покрытие подверглось после бомбежки Зимнего вначале 1941 года. Рисунок паркета Георгиевского зала реставраторами был восстановлен полностью еще до окончания войны, так как Большой тронный зал был олицетворением величия и значимости России со времен империи. Во время последней реставрации, проводимой в 2012 году, мастера смогли полностью воссоздать гравировку, созданную в еще в 1840-х годах.

Фрагменты дворцового паркета Георгиевского зала Эрмитажа. | Фото: master-parketov.ru.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

Петровский зал Эрмитажа, спроектированный и созданный французским архитектором О. Монферраном в 1833 году, по замыслу должен был отразить величие основателя Санкт-Петербурга и первого императора России. Паркет Петровского зала насчитывает 9 пород дерева для создания декоративного рисунка. За основу орнамента была выбрана большая розетка в центре зала с вплетением между её лепестками петровских вензелей в виде двойных символов «Р». По краям основного рисунка в несколько рядов расположены темные бордюры, первый бордюр отражает египетский орнамент, второй повторяет мелкие розетки, дополняющие основной рисунок цветка.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа. | Фото: silverparket.com.

К слову сказать, Петровский зал за всю историю Эрмитажа пострадал больше всего: во время пожара в 1837 году и бомбежки Зимнего дворца немцами во Вторую мировую. После пожара большую реставрационную часть работ провел российский архитектор В. П. Стасов, который по сохранившимся эскизам Монферрана смог полностью воссоздать первозданный рисунок наборного паркета.

Художественный паркет Малого тронного зала Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: silverparket.com.

2 января 1944 года одним из последних снарядов, выпущенных немцами по Зимнему дворцу, задело Малый тронный зал. От взрывной волны в нём рухнула огромнейшая бронзовая люстра, разрушившая повторно отреставрированное покрытие пола. Помимо этого, наборный паркет Эрмитажа очень сильно пострадал от наледи и воды, которая долгое время покрывала весь пол музея. Теперь уже советский архитектор А. В. Сивков возглавлял реставрационные работы всего Эрмитажа. И в Петровском зале покрытие по-прежнему было полностью воссоздано по первоначальному проекту.

Малахитовый зал Эрмитажа

 «Малахитовый Зал. Эрмитаж» | Фото: classpic.ru.

Особое значение во дворце всегда занимал Малахитовый зал, соединяющий приемные залы с личными покоями царской семьи. Здесь четко прослеживается смена стилистики в рисунке паркета. Крупная розетка в центре зала в виде 12-ти конечной звезды, с ответвлением угловых секторов, разделенных широкими бордюрами из темных пород дерева. Связывают весь рисунок шестиконечные звезды, располагающиеся в бордюре, окаймляющем розетку. В свою очередь, геометрически вытянутые вензеля узора на паркете, как бы отражены на потолке с золотым тиснением секторов.

Золотая гостиная Эрмитажа

Золотая гостиная Эрмитажа. | Фото: spbfotos.ru.

Изначально проект золотой гостиной имел куда более скромный вид. Лишь только в 1850 году было решено создать гостиную в роскошном золотом убранстве: двери, стены и паркет были позолочены. Палитра наборного паркета, которая и до этого включала только желтые и золотистые породы дерева после золочения заиграла еще большей роскошью и шиком.

Художественный паркет в золотой гостиной Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: silverparket.com.

Рисунок паркета создан из 10 сортов древесины, а черная гравировка, разделяющая массу элементов центрального украшения паркета крупной розетки, эффектно подчеркивает богатство оттенков дерева

Павильонный зал в Эрмитаже

Мозаичный пол в павильонном зале Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: delaremontnika.ru.

Павильонный зал, расположенный в северной части Малого Эрмитажа, и был создан в 1858 году архитектором Е. А. Штакеншнейдером. Уникальность паркета этого зала заключена в идентичности стилистики рисунка совмещенных комнат. Этот зал представлен в виде коридоров, соединяющихся в центральной части, где расположена мозаика с мелкими мозаичными узорами, напоминающая полы древнеримской бани. Этот рисунок выгодно отразил богатство материала и ювелирную работу российских мастеров.

Мозаичный пол в павильонном зале Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: delaremontnika.ru.

Мозаичная розетка в центре зала разделена на восемь секторов, обрамленных бордюрами с красной и зеленой гравировкой в египетском стиле. В центральной части розетки видим щит с изображением Медузы-Горгоны, а в секторах воссозданы события военных походов римлян и конных битв, а также мифологические сюжеты. Эта работа, расположенная в центре этого зала, уникальна и имеет особую историческую ценность.

Соборный зал Эрмитажа

 Художественный паркет Соборного зала Эрмитажа. | Фото: pravlife.org.

Соборный зал отделан по проекту архитектора В. П. Стасова. Цветовая гамма паркетного покрытия решена в тон тронному залу. Поавда, отличается монотонным рисунком – бесконечно повторяющиеся модули восьмигранников, в которых прочитывается крест. Нет ни бордюров, ни розеток – глазу не за что «зацепиться». Прихожане, стоящие на службе слышат лишь звуки молитвы, видят тонкую позолоту интерьера, иконы со святыми образами, а если глаза и опускаются в пол, то узорчатый образ креста возвращают их к происходящему.

К большому сожалению, в рамках краткого обзора невозможно показать все образцовые экспонаты дворцового паркета Эрмитажа, но хотелось все же пару слов сказать о старинной технике "графье", которую использовали при оформлении вензелей и узоров на паркете в исторического дворца. Её суть заключена в том, что в массиве дерева вырубались желоба на определённую глубину основного полотна, которые затем заполнялись цветной древесной пылью, расплавленным металлом, перламутром, янтарём, другими материалами. Такой пол менее износостойкий и стоит дороже, выполненных в других техниках, но ведь это того стоит.

 Художественный паркет Эрмитажа. Фрагмент.| Фото: master-parketov.ru.

За историю своего существования Эрмитаж претерпевал не только природные стихийные бедствия, разрухи от войны, но и грабежи. По этой теме читайте нашу публикацию: Как большевики распродавали Эрмитаж: Бриллиантовая комната, рака Невского и другие шедевры .

Художественный наборный дворцовый паркет Эрмитажа уникален в каждом зале. Говорят, что узоры не повторяются ни в одном из помещений. Эскизы напольных покрытий в Эрмитаже создавали известнейшие архитекторы 19-ого века, а производились они на знаменитой фабрике Е.А.Миллера. Для изготовления использовались лишь экзотические породы древесины: сандал, орех, палисандр, граб, эбен, махагон и другие. По способу укладки – это мозаичный паркет, собираемый бесшпунтованным способом в модули, четкую геометрию которых удерживает специфическая клейкая прослойка. Каждый зал имеет эксклюзивность узоров, но некоторые особенно.

Содержание

Чтобы понять какие орнаменты использовались при устройстве паркетных полов в разные времена, можно обратиться к истории паркетного пола Эрмитажа. За периоды реставрации паркетного покрытия залов Зимнего дворца изменениям подвергались не только орнамент и рисунок гравировки, но и используемые материалы и цветовая гамма.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

Петровский зал Эрмитажа был спроектирован и создан французским архитектором О. Монферраном в 1833 году. Замысел зала должен был отразить величие основателя Санкт-Петербурга первого императора России. При создании зала основным материалом строительство стало дерево, в том числе при создании напольного покрытия. Паркет Петровского зала насчитывает 9 пород дерева для создания рисунка. Узор паркета отражает величие и привязанность Петра I к России, в основу орнамента выбраны большая розетка в центре зала с вплетением между лепестками вензелей, отражающих сходство с потолочными петровскими вензелями в виде двойных символов «р».

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

По краям основного рисунка в несколько рядов расположены темные бордюры, первый бордюр отражает египетский орнамент, второй повторяет мелкие розетки, дополняющие основной рисунок цветка.

Петровский зал один из тех, который перенес больше всего: во время пожара в 1837 г. и бомбежки Зимнего дворца во времена Второй мировой войны. После пожара большую реставрационную работу провел российский архитектор В. П. Стасов, по сохранившимся эскизам Монферрана он смог полностью воссоздать рисунок наборного паркета. 2 января 1944 года последним снарядом, выпущенным немцами по Зимнему дворцу, задело малый тронным залом. От мощной волны в Петровском зале рухнула величественная бронзовая люстра, которая повторно разрушила паркет зала.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

Советский архитектор А. В. Сивков занимался реставрацией всего Эрмитажа после бомбардировки, помимо разрушения от снарядов, наборный паркет пострадал от наледи и воды, которая долгое время покрывало весь пол музея.

Сегодня наборный паркет в Петровском зале Эрмитажа полностью воссоздан по первоначальному проекту и реставрируется согласно сроку износа воскового покрытия дерева.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа

Георгиевский зал претерпевал две крупные реставрации с изменением расположения люстр на потолке, возведением колонн и изменением рисунка паркета. Первая крупная реставрация состоялась по указу Николая I, который захотел концептуально изменить рисунок паркета. Теперь кессонный орнамент потолков полностью повторял пол паркета зала по проекту ремонта паркетных полов Эрмитажа, кроме центральной части, где на потолке был расположен герб. Элементы орнамента на потолке покрывает золотая краска, которая подчеркивает рисунок паркета.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа
Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа
Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа

Уникальным покрытием зал делает использование красного дерева в элементах паркета, по указу императора этот сорт дорогой древесины должен был подчеркивать позолоту потолка и белоснежный мрамор убранства. Сам паркет собран из 16 видов элитного дерева, включая мягкие сорта, которые не свойственны напольным покрытиям.

Уникальный орнамент включает в себя сплетение вензелей, повторяющие геометрическую округлость герба на потолке в центре зала. Паркет разделен на модули бордюрами средней ширины с рисунком в египетском стиле. Модули имеют вытянутый прямоугольный вид, а их размер уменьшается от центра зала к стенам.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа
Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа

Повторная большая реставрация произошла после бомбежки Зимнего дворца в начале 1941 года, рисунок пола Георгиевского зала в Эрмитаже был воссоздан полностью. Реставрация именно этого зала началась задолго до окончания войны, так как Большой тронный зал олицетворял величие и значимость России со времен империи. Вопрос имел государственную важность. В современном Эрмитаже в Георгиевском (Большом тронном) зале уникальный орнамент потолков повторяет рисунок паркета по сей день. Последняя реставрация напольного покрытия проводилась в 2012 году, мастера смогли полностью воссоздать черную и редкую зеленую гравировку, созданную в еще в 1841 году.

Малахитовый зал Эрмитажа

Этот зал всегда имел особое значение, так как он соединял приемные залы с личными покоями царской семьи. Рисунок паркета зала отражает смену стилистики на более игривую, крупная розетка в центре зала с ответвлением угловых секторов, разделенных широкими бордюрами из темных пород дерева. Центр розетки украшен 12ти-конечной звездой, также шестиконечные звезды располагаются в бордюре, окаймляющем розетку. Угловатый рисунок пола отражен на потолке с золотым тиснением секторов. Внутри потолочных секторов расположены геометрически вытянутые вензеля, которые повторяются в секторах, отходящих от розетки рисунка паркета.

Малахитовый зал Эрмитажа
Малахитовый зал Эрмитажа
Малахитовый зал Эрмитажа

Золотая гостиная Эрмитажа

Изначальный проект золотой гостиной должен был иметь более скромный вид, в том числе золотое богатство паркетного рисунок было дополнено после создания конечного стиля А. И. Штакеншнейдером. Только в 1850 году было решено создать гостиную в роскошном золотом убранстве, после чего двери, стены и паркет были позолочены. Палитра наборного паркета, которая и до этого включала только желтые и золотистые породы дерева после золочения заиграла еще большим шиком.

Золотая гостиная Эрмитажа
Золотая гостиная Эрмитажа
Золотая гостиная Эрмитажа

Черная гравировка, разделяющая массу элементов центрального украшения паркета – крупной розетки – подчеркивает богатство оттенков дерева. Рисунок паркета создан из 10 сортов древесины, в том числе использовались элитные сорта.

Павильонный зал в Эрмитаже

Павильонный зал расположен в северной части Малого Эрмитажа и был создан в 1858 году из 5ти залов и комнат архитектором Е. А. Штакеншнейдер. Уникальность паркета этого зала заключается в сохранении стилистики рисунка совмещенных комнат, зал представлен в виде коридоров с мелким мозаичным рисунком паркета и древнеримским узором самого крупного зала в южной части павильона.

Павильонный зал в Эрмитаже
Павильонный зал в Эрмитаже

Повторение точной копии пола древнеримской бани, рисунок которого был найден во времена раскопок, отражает богатство материалов, использованных при создании мозаики, и мастерство российских архитекторов. Розетка разделена на восемь секторов, обрамленных бордюрами с красной и зеленой гравировкой в египетском стиле. В центральной части розетки и в конце каждого сектора воссозданы события военных походов римлян, на которых изображены схватки людей с копьями на конях. Паркетный узор, расположенный в центре этого зала, закрыт позолоченными бордюрами, что говорит о его оригинальности и исторической ценности.

Павильонный зал в Эрмитаже
Павильонный зал в Эрмитаже

Соборный зал Эрмитажа

Соборный зал отделан по проекту архитектора Стасова. Цветовая гамма решена в тон тронному залу, но рисунок монотонный – бесконечно повторяющиеся модули восьмигранников, в которых прочитывается крест. Нет бордюров, розеток – глазу не за что «зацепиться». Человек, стоящий на службе слышит лишь звуки молитвы, видит тонкую позолоту интерьера, иконы, а если глаза опускаются в пол, то узорчатый образ креста возвращают его к происходящему.

Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж - один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира, расположенный в центре Санкт-Петербурга. Эрмитаж «обладает коллекцией, насчитывающей около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал». История музея начинается с коллекции произведений искусства, приобретённых императрицей Екатериной II.

В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж. Современный Эрмитаж - сложный музейный комплекс. «В главный ансамбль Эрмитажа входят: Зимний дворец – бывшая парадная резиденция русских императоров, здания Малого, Старого и Нового Эрмитажей, Эрмитажный театр и Запасной дом. В музейный комплекс включены дворец Меншикова и восточное крыло здания Главного штаба, реставрационно-хранительский центр "Старая Деревня" и музей Императорского фарфорового завода».

Программа восстановления музея

Знаменитые художественные паркеты Государственного Эрмитажа, созданные по проектам видных архитекторов XIX века, имеют весьма солидный возраст. В 2000 году принята программа "Полы Эрмитажа", в соответствии с которой реставрируются паркеты в залах музея».

С 2003 года наша компания является корпоративным спонсором Государственного Эрмитажа. Мы входим в специальную международную программу "КЛУБ ДРУЗЕЙ ЭРМИТАЖА". В рамках сотрудничества с Государственным Эрмитажем компания проводит работы по реставрации и восстановлению исторически ценных, оригинальных паркетов.

Наши награды

Наши работы по восстановлению паркетов в Зимнем дворце, несколько раз одерживали победы в конкурсе «The Best Wood Floors of the Year» (Лучший деревянный пол года), организованным «National Wood Flooring Association», в номинации «Лучшая реставрация»:

  • 2016 год - 168 зал;
  • 2015 год - 171 зал;
  • 2013 год - Предсоборный зал.

Диплом NWFA 2016

Диплом NWFA 2015

Диплом NWFA 2013

Выполненные работы

  • 2010 год: Залы Зимнего дворца (512 кв.м, дворцовый художественный паркет, модульный паркет);
  • 2007 год: Залы Германии (300 кв.м, модульный паркет);
  • 2007 год: Соборный зал (450 кв.м, дворцовый художественный паркет);
  • 2006 год: Предсоборный зал (185 кв. м, дворцовый художественный паркет);
  • 2005 год: Залы № 258, 272, 281 (590 кв. м, модульный паркет);
  • 2003 год: Залы Франции (1000 кв. м, модульный паркет).

Залы Зимнего дворцы №168 - 173

Наша компания выполнила реставрацию паркетов, возраст которых составляет 160 лет (512 кв. м).

Паркетные полы в Эрмитаже

Паркетные полы в Эрмитаже

Паркетные полы в Эрмитаже

Оценка качества паркетного настила и степени его износа показала, что в связи с большой проходимостью залов и отсутствием защитного лакового слоя паркет практически полностью утратил свой эстетический вид и функциональность (рабочий слой предельно истончен, местами утрачен, имелись поздние вставки из древесины других пород).

Мы осуществили локальное укрепление лаг с частичной заменой, установку дополнительных опор. Полной замены потребовало 70% паркета. Для воссоздания паркетов породы древесины (эбен, махагон, граб) подбирались согласно данным экспертизы и архивной документации.

Зал 168

Паркет после реставрационных работ

Паркет перед реставрационными работами

Зал 169

Слева паркет до реставрационных работ, справа - после

Паркет в Эрмитаже до реставрационных работ

Паркет в Эрмитаже после реставрационных работ

Паркет после реставрационных работ

Паркет в Эрмитаже после реставрации

Паркет в Эрмитаже после реставрации

Зал 170

Слева паркет до реставрационных работ, справа - после

Паркет в Эрмитаже до реставрации

Паркет в Эрмитаже после реставрации

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Зал 171

Паркет после реставрационных работ

Паркет в Эрмитаже после реставрации, зал 171

Паркет в Эрмитаже после реставрации, зал 171

Паркет в Эрмитаже после реставрации, зал 171

Паркет в Эрмитаже после реставрации, зал 171

Паркет в Эрмитаже после реставрации

Паркет до реставрационных работ

Паркет в Эрмитаже до реставрации

Паркет в Эрмитаже до реставрации

Паркет в Эрмитаже до реставрации

Паркет в Эрмитаже до реставрации

Реставрационные работы в Эрмитаже

Реставрационные работы в Эрмитаже

Зал 172

Паркет после реставрационных работ

Паркет в Эрмитаже после реставрации

Паркет в Эрмитаже после реставрации

Паркет в Эрмитаже после реставрации

Паркет в Эрмитаже после реставрации

Паркет до реставрационных работ

Паркет в Эрмитаже до реставрации

Паркет в Эрмитаже до реставрации

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Залы Германии

Общая площадь восстановленного паркета составила 300 кв. м. Сложность заключалась в том, что толщина полов на момент начала работ не превышала 10 мм.

Паркетный пол в Эрмитаже

Паркетный пол в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Соборный зал

Паркет в Эрмитаже после реставрации

Паркет в Эрмитаже после реставрации

Работы велись в течение 4 месяцев (450 кв. м). Паркет в Соборном зале является одним из самых старинных паркетов: изношен до толщины 2-3 мм, местами утрачен; поздние вставки других пород; подоснова в значительной степени разрушена.

В ходе работ балки и щиты подосновы отреставрировали и укрепили. При замене непригодных к эксплуатации деталей паркета некоторые фрагменты пола приходилось восстанавливать практически с нуля. При воссоздании паркета использовались старинные заготовки из подвалов Государственного Эрмитажа. Паркет воссоздан на 95%.

Паркет в Эрмитаже до реставрации

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркетные работы в Эрмитаже

Паркет в Эрмитаже после реставрации

При проведении экспертизы состояния паркета специалисты нашей компании обнаружили несошлифованный под батареей фрагмент рисунка. Узор был полностью утрачен в результате предыдущих ремонтов. Дизайнеры восстановили рисунок узора. При выполнении паркетных работ рисунок был полностью восстановлен ручным способом в технике графье.

Восстановление полов в Эрмитаже

Восстановление полов в Эрмитаже

Предсоборный зал

Общая площадь восстановленного паркета составила 185 кв. м.

Паркетный пол в Эрмитаже после реставрации

Паркетный пол в Эрмитаже после реставрации

Художественный паркет в Эрмитаже

Художественный паркет в Эрмитаже

Художественный паркет в Эрмитаже

Паркет в Предсоборном зале ни разу не подвергался реставрации. Черновой пол и основания, лаги и щиты были сильно разрушены. Паркетный набор в Предсоборном зале был накрыт ковролином. Утрата паркетного набора, в частности криволинейных художественных элементов, составили более 35%.

Паркет в Эрмитаже до реставрации

Паркет в Эрмитаже до реставрации

Паркет в Эрмитаже до реставрации

Паркет в Эрмитаже до реставрации

При реставрации полов применялись старинные заготовки, которые сохранились в подвалах Государственного Эрмитажа (доски ценных пород в подвалах хранятся около 200 лет). В паркете Предсоборного зала применили 14 пород древесины.

Восстановлен ручным способом рисунок старинной гравировки (графье).

Реставрация паркета в Эрмитаже

Реставрация паркета в Эрмитаже

Реставрация паркета в Эрмитаже

Реставрация паркета в Эрмитаже

Реставрация паркета в Эрмитаже

Реставрация паркета в Эрмитаже

Восстановление паркета в Эрмитаже

Восстановленный паркет в Эрмитаже

Восстановление паркета в Эрмитаже

Залы №258, 272, 281

Общая площадь восстановленного паркета составила 590 кв.м. Работы велись в течение 1 недели.

В ходе работ осуществили смену лаг и балок, настил чистых дощатых полов по старинному образцу, реставрацию щитового паркета с крупным прямолинейным геометрическим рисунком с переклейкой на 70% с добавлением нового материала на 60%, воссоздание плинтусов, поручней сложного профиля.

Парктеный пол в Эрмитаже после реставрации

Паркетный пол в Эрмитаже после реставрации

Реставрация парктеного пола в Эрмитаже

Реставрация парктеного пола в Эрмитаже

Реставрация парктеного пола в Эрмитаже

Залы Франции

Общая площадь восстановленного паркета составила 1000 кв. м. Работы по укладке паркетов выполнены за 2 недели.

Читайте также: