Пол клее красный жилет картина

Обновлено: 04.05.2024

Пауль Клее (нем. Paul Klee, 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, Швейцария - 29 июня 1940, Локарно, Щвейцария ) – немецкий художник, теоретик авангардного искусства, участник художественного объединения «Синий всадник», преподаватель знаменитой школы Баухауз.

Особенности творчества художника Пауля Клее: будучи участником крупных художественных течений, Пауль Клее всегда остается уникальным художником, чьи живописные поиски невозможно вписать в рамки одного направления. Эксперименты с различными техниками, изобретение собственного пуантилизма (картины, состоящие из разноцветных квадратов), мечта вырастить картину как растение, стремление передать максимальное движение минимумом изобразительных средств. Клее практически не писал абсолютно абстрактных картин. Его художественный поиск – взгляд на нечто осязаемое и определенное изнутри и сразу со всех сторон, поиск исчерпывающей сути.

Пауль Клее - беспрецедентно положительный герой в истории изобразительного искусства. Он прожил всю жизнь с одной женщиной, по вечерам музицировал дуэтом (один - на скрипке, другой – на фортепиано) с Кандинским, для сына Феликса стал прекрасным отцом и первооткрывателем волшебных миров. Во время Первой мировой войны он не стрелял, а в тылу наносил камуфляжный рисунок на самолеты. Он был вдохновляющим преподавателем, которого студенты слушали, затаив дыхание. В Баухаузе его называли Буддой. Он был светел, спокоен, немногословен и никогда и ни на кого не бывал отчаянно зол.

Пауль Клее - первый художник, который назвал рисунки детей и сумасшедших настоящим творчеством (лет за 10 до того, как об этом начали писать первые книги). Теоретик искусства, который умел быть крайне несерьезным, когда говорил о главном. Пауль Клее – интеллектуал и визионер. Без противоречий. Он был уверен, что материальный и видимый мир – лишь один из миров, доступных человеку. А потом Клее умирал от страшно материальной болезни, склеродермии, приносящей боль с каждым движением – этот мир словно хотел навсегда стать единственным в его жизни, заставить Клее бросить здесь якорь и не искать больше других миров. Он почти не вставал с постели, но за этот последний, самый тяжелый, год своей жизни написал рекордное количество работ – 1200! К черту якоря! Так говорила еще его бабушка.

Ну, она не говорила «к черту», и о якорях тоже не наверняка, она просто отбила маленького Пауля у других взрослых и настояла, чтоб ему разрешили писать и рисовать левой рукой. Это она первой подсунула внуку цветные мелки и позволяла изображать все что вздумается, обеими руками сразу. Этот трюк профессора Клее с двумя руками через много лет не раз заставит студентов Баухауза открыть рты в изумлении. Свои детские рисунки Клее позже бережно наклеит на картон, назовет и включит в каталог работ, который он вел на протяжении всей жизни.

Дальше Паулю приходилось отбиваться от мира самому. И хотя уже в 11 лет он получил специальное предложение играть на скрипке в Бернской музыкальной академии, к 19 годам все же смог убедить родителей-музыкантов, что ему не место в оркестре, его дело – живопись. После обучения в Мюнхенской академии художеств и традиционной для всех молодых художников поездки в Италию, он вернется в Берн. Много рисует и читает теоретических работ, продолжая зарабатывать на жизнь проверенным делом - работой в муниципальном оркестре.

Скрипку Клее никогда не забрасывал – очень любил поиграть перед тем, как взяться за кисть. Настраивался. И есть что-то закономерное и очевидное в том, что женой художника стала пианистка. Лили Штумпф была виртуозным музыкантом, отличным педагогом и удивительной женой. Это она уже после свадьбы с Паулем Клее в 1906 году будет зарабатывать деньги, и даже после рождения сына Феликса в 1907 – все равно она. Даже сейчас, во время почти победившего феминизма, такое распределение сил в семье нельзя назвать привычным, а в начале ХХ века это был настоящий переворот, дававший почву для язвительной психоаналитики последователям Фрейда. Зато Феликс был одним из счастливейших мальчишек во всей Вселенной. Пока мама работала, папа кормил его, ходил в магазин и делал для него театр. 50 кукол, которых создал Пауль Клее для домашнего театра своего сына, с гипсовыми и металлическими лицами, в фантастических нарядах, смешных и страшных, сейчас включают в экспозиции самых масштабных выставок художника. А Феликс Клее, когда вырос, вспоминал: «Мой кукольный театр превратил меня в волшебника, имевшего успех у всех, у молодых и старых» - и стал театральным режиссером.

Оказавшись в Германии, Клее попал наконец-то в нужное художественное окружение: «Синий всадник», Василий Кандинский, Франц Марк, Робер Делоне, работу которого «О свете» Клее переведет на немецкий. Заниматься домашними делами ему скоро станет совсем некогда.

Пауль Клее первым придумал автоматическое письмо, за что сюрреалисты запишут его потом в свои предшественники, он изобрел уникальные техники вроде процарапывания рисунка на затемненном стекле, за что его скоро позовут учить студентов в авангардистском Баухаузе. Процесс создания для него был всегда важнее готового результата, становление – важнее чем признание. Клее рождается как художник медленно и с наслаждением.

Именно таким должен был быть учитель Баухауза, самой революционной и авангардной школы для художников во всей Европе, которая целью художника видела не украшение мира, а его изменение. Он будет 10 лет вести здесь мастерские витража, текстильного и переплетного дела, создаст несколько теоретических работ, которые выйдут в серии «Книги Баухауза» и вырастит несколько поколений художников-ремесленников, у которых от Клее будет одно важное умение: не повторять слепо своего учителя, а иметь мужество быть свободными.

В начале 30-х Пауль Клее уйдет из Баухауза, не дожидаясь его скорого закрытия. Чтобы совсем ненадолго стать профессором Дюссельдорфской академии, встретить в своей мастерской людей с оружием, которые придут проводить обыск и в итоге изгонят опасного художника из академии, из города и из страны. В Швейцарии, куда уедет Клее, художественной жизни практически не было, его коллеги в основном эмигрировали в Америку, некоторые – в Советский Союз. У Клее не будет больше собственной мастерской, но она ему никогда по большому счету и не была нужна.

Он мечтал когда-нибудь вырастить произведение искусства как растение. Он умел разговаривать со змеями, и они его слушались. Он мог, гуляя по парку, чувствовать себя частью вселенной, как лист или кошка. Он оставался человеком без земного гражданства, кораблем без якоря и получил гражданство Швейцарии только через неделю после смерти. Но тогда Клее уже был далеко от Швейцарии.

"Angelus Novus" Пауля Клее, всесокрушающий вихрь истории и меланхолический марксизм Беньямина.

Вальтер Беньямин, немецкий культуролог начала XX века, в тезисах «О понятии истории» пишет о рисунке Паула Клее «Angelus Novus»:

«На нем изображен ангел, который выглядит так, как если бы он вот-вот собирался удалиться от чего-то, на что он смотрит, не отводя своих глаз. Глаза его широко раскрыты, и рот его раскрыт, а крылья распахнуты во всю ширь. Вот: ангел истории так и должен выглядеть».

Рай– место во времени, начало истории, без которого ее существование обречено на катастрофу («Будь жизнь моя одна страница, Я б счастья не достиг»). Рай – это Прошлое, единственный результат которого – Развалины и Руины. «. шквальный ветер, несущийся из рая, наполняет его (Ангела) крылья с такой силой, что он уже не может их сложить. Ветер неудержимо несет его в будущее, к которому он обращен спиной, в то время как гора обломков перед ним поднимается к небу. То, что мы называем прогрессом, и есть этот шквал».
Вальтер Беньямин. "Тезисы к философии истории".

"Беньямин узрел в образе Клее аллегорию всей эпохи Модерн. Мощный шквал уничтожения, вихрь которого уносит пораженного ангела все дальше в сторону неопределенного будущего. Новый Ангел - это дух европейского модернизма. В противоположность Марксу, Беньямин не тешил себя надеждой на светлое будущее, которое с необходимостью несет с собой этот ветер перемен. Наоборот, он постигал будущее как пустоту, являющуюся на опустошенных пастбищах прошлого. В то время как Маркс выражал глубокую гегелевскую уверенность в том, что прошлое спонтанно уступает место лучшему будущему, меланхолическая рефлексия Беньямина выражала сожаление об утраченном и предательски отброшенном прошлом. Согласно Марксу, прошлое естественным образом порождает в своем лоне будущее. По Беньямину же, будущее возникает в следствии предательства прошлого. То, что Маркса веселит и раскрепощает, то Беньямина угнетает."

Агата Белик-Робсон. "В поисках правила: человек эстетический и его опыт Модернизма".

Ангел Истории состоит из частей, в его фигуре – распад и собирание заново, чтобы продолжать бесконечное движение вперед, при этом падая и разрушаясь. Это очень точно сумел выразить Клее в своей технике рисования: «Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало».

Пауль Клее (1879-1940 гг.) родился в Берне (Швейцария). В семье преподавателя музыки. Он был музыкально одарён. Играл на скрипке.

В молодости иногда играл в оркестре, чтобы немного заработать. Но решил в музыке карьеру не делать. Считая, что на этом поприще уже Моцарт и Бах достигли вершины. А вот в живописи ещё есть, куда двигаться.

Вот такое взрослое решение ещё совсем юного человека. Как вы понимаете, родители прочили ему музыкальную карьеру. Но Клее настоял на своём. В 23 года он уехал учиться в Германию, Мюнхен.

Ранние работы Клее

Сначала он сосредоточился на технике офорта. Мрачных, гротескных. В духе Капричос Гойи .

Чего только стоит один из известных его офортов. С таким громоздким, но оригинальным названием “Встреча двух людей, каждый из которых убеждён в более высоком положении другого”.

Благодаря увлечению офортами он изобрёл свою собственную технику – гравюру иглой по стеклу. “Портрет эмоциональной дамы” как раз создан в этой технике.

Как Клее стал тем Клее, которого мы знаем

Клее не остановился на полученном в Мюнхене образовании. Он упорно занимался и самообразованием. Так как считал, что “художник должен быть и поэтом, и философом, и натуралистом”.

Такими универсалами были художники Эпохи Возрождения . Которые помимо живописи, ещё и на музыкальных инструментах играли, и трактаты писали.

Таковым стал и Клее. Он был и музыкантом, и художником, и писателем. Его дневник, который он вёл всю жизнь, сделал его самым изучаемым художником 20 века. Он же признан самым образованным из своих коллег.

В 27 лет он женится на немецкой пианистке и переезжает вновь в Мюнхен. Его жена будет его единственной женщиной на всю жизнь. При этом их семья была необычна. Она работала, а он сидел дома. Занимался живописью, но его работы ещё не покупали.

Даже когда родился их сын Феликс, жена продолжала работать. Слава настигнет его лишь к 40 годам. До тех пор – материально он зависим от жены. Но это не мешало им быть счастливыми в браке.

В 32 года Клее знакомится с передовыми художниками: Кандинским, Мондрианом. Он находит среди них понимание. Ведь он так же, как и они хочет перенести на бумагу или холст внутреннюю сущность мира. Закрыв глаза на внешнюю оболочку.

Поездка в Тунис окончательно сформировала Клее, как выдающегося колориста. Отныне цвет для него – главное. Сам Клее говорил: «Писать – значит лишь одно: помещать нужный цвет в нужное место».

С этих пор он стал тем Паулем Клее, которого мы знаем. Тем, кто был убежден: смысл искусства не показывать видимое, а делать невидимое видимым.

Когда вы смотрете в окно, вы видите видимое. Но если вы смените фокус и посмотрите на стекло, только что видимое станет туманным, почти неразличимым. И возможно вне фокуса вы “увидите” нечто другое.

Вот эти миры “вне фокуса” и стремился показать нам Клее. Но с условием, что мы будем включать свою фантазию. Чтобы разглядеть что-то предназначенное лично нам.

Разнообразный Клее

Клее был очень многогранен. Иногда он создавал новый мир, который живет по своим законам. Это было полное отсутствие изобразительности.

Когда смотришь на картину “Шаг”, кажется, что Клее абстракционист.

Но нет. Иногда предметы и объекты реального мира появлялись в его работах. Но лишь, чтобы быть частью другого мира.

За счёт таких картин сюрреалисты назвали Клее одним из своих основоположников.

Но у Клее есть и другие работы. За которые уже примитивисты приняли его за своего.

На самом деле Клее не принадлежал ни одному направлению модернизма. Часто его работы сложно подогнать под конкретное направление.

В беспредметное он уходит редко. Чаще на его картинах мы видим узнаваемые образы. Просто из натуры он убирает все лишнее. “Экономит”, сокращает. Оставляет только главное.

А ещё добавляет музыку. Каждый его цвет – это нота. Полотно – мелодия.

Как сказал поэт Рильке, если бы он не знал, что Клее играет на скрипке, он об этом бы догадался. Настолько живопись художника музыкальна.

Клее ягненок

Пауль Клее. Ягнёнок. 1920 г. 31х41 см. Масло, чернила, картон. Штеделевский художественный музей, Франкфурт-на-Майне, Германия. Staedelmuseum.de

1920 год. Признание

В 20-х годах к Клее приходит слава. Тогда же его приглашают преподавать в Баухаус*. Здесь он воодушевлено внушает ученикам, что лишь духовное и интуитивное важно в искусстве.

Здесь же он преподаёт искусство работы со стеклом. В том числе по созданию витражей. Часть его картин на самом деле похожи на витражи.

Его коллеги вспоминали, что мастерская Клее напоминала лабораторию алхимика. В ней стояло несколько мольбертов. Художник мог часами сидеть в углу с трубкой и медитировать. Потом резко встать и нанести пару выверенных линий или мазков.

Все его работы были заранее продуманы. А исполнение отличалось тщательностью, почти ювелирностью.

Клее был восхищён работоспособностью Ван Гога , который писал по одной картине в 1-2 дня. И также стремился работать, ни дня без линии. В результате он оставил огромное наследие. Более 10000 работ.

Изгнание

1933 год. К власти приходят нацисты. Они вынуждают многих авангардистов покинуть Германию. Единственно верным признается псевдоклассическое искусство. Что-то типа того.

Вернер Пайнер

Картина Вернера Пайнера 1935 года. Germanartgallery.de

Как вы понимаете, создателю “Нового Ангела” и “Статично-динамичной градации” мало что хорошего предвещало будущее в стране с такими идеалами.

Он уехал в Берн. В город, где он родился. Подал документы на гражданство. Получил отказ.

Со второй попытки гражданство ему дали. Правда получил его слишком поздно. Через несколько дней после смерти.

Да, швейцарцы и тогда долго давали гражданство. Когда в 2005 году в Берне построили Центр Пауля Клее, мэр города сказал, что это единственная возможность публично принести извинения великому мастеру.

Ссылка на бесплатный курс

Умер Клее в 61 год. Последний год жизни умирал от мучительной болезни. Когда каждое движение – это сильнейшая боль. Провёл этот год в постели. И за это время создал 1200 работ. Ни дня без линии. Вот одна из последних его картин.

Пауль Клее в России

Я нашла только одну работу Клее, хранящуюся в России. В Пушкинском музее . Это рисунок-эскиз к куколке.

Клее сам смастерил десятки кукол для домашнего театра своего сына Феликса. Когда он вырос, то вспоминал детство, как время, наполненное волшебством. А стал он … театральным режиссёром.

*Баухаус – легендарная школа строительства и дизайна. Облик архитектуры современных городов сформирован выпускниками этой школы.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Все интересное в искусстве и не только.

Магия «линии, идущей на прогулку»

Краткая история мастера Баухауза и отца абстракции Пауля Клее

1538662_597571673678739_1266619903743567398_n.jpg

Пауль Клее (1879-1940) увенчан многими почетными титулами: его называют отцом абстрактного искусства, мастером Баухауза, прародителем сюрреализма и дада - очень весомый в искусстве человек, которого невозможно игнорировать.

Действительно, картины швейцарско-немецкого художника связаны с многочисленными новаторскими движениями 20-го века.
Работа Клее не сводятся к одной категории, благодаря системе пульсирующих форм, мистических иероглифов и потусторонних существ, которые он разработал для заполнения своих композиций.
Эти символы первые попытки в XX веке внедрить духовное содержание и подсознание в абстрактное искусство.

В свою очередь, они вдохновили как сюрреализм, так и абстрактный экспрессионизм, и Клее цитировали как лоджестара (путеводную звезду).

16807537_1645936832368038_1220129368695574336_n.jpg

Почему его работа имеет значение?

В начале 1900-х годов Клее радикально нарушил тысячелетнюю традицию в искусстве: быть верным представлениям сред из реального мира. Он выбросил узнаваемый контент, он верил в то, что искусство должно выражать метафизическое царство.

Началась Первая мировая война и пришло известие о гибели его сверстников Августа Макке и Марка. Травмы война наносила все больше и жутче, и абстрактные художники, убегали в свой абстрактный мир, далекий от материального.

Картины, которые он и его коллеги-художники писали, изобилуют линиями и цветами, в экстазисе они сливались воедино, и когда конкретные элементы действительно возникали, они были фантастическими.

Church.jpg

Клее работал в сложных техниках и использовал широкий набор материалов: писал картины пастелью, акварелью, маслом, темперой, чернилами, а также делал офорты (гравюры на металле, выполненные способом травления). Часто использовал много разных материалов в одной работе.

16806865_1645936749034713_8764328638615525459_n.jpg


Первая выставка картин Пауля Клее открылась в 1910 году в Берне и имела у публики успех. В 1911 году Клее вошел в объединение экспрессионистов “Синий всадник” [Der Blaue Reiter], основанное в Мюнхене в том же 1911 Василием Кандинским и Францем Марком, которое выпускало одноименный альманах.

К 1917 году работы Клее уже неплохо продавались, а критики называли его лучшим из современных немецких художников.

16806695_1645935692368152_1901755473157819332_n.jpg


Его творчество привлекло внимание Уолтера Гропиуса, основателя школы Баухауза в Веймаре, объединившего искусство и ремесло, функцию и форму. Гропиус пригласил Клее преподавать в 1920 году; Кандинский последовал в 1922 году.

Там они работали вместе с разнообразной группой художников. Уроки Клее и Кандинского помогли формализовать принципы абстрактного искусства и современного дизайна. Например, описание рисунка Клее как «линии, идущей на прогулку», олицетворяет его подход к искусству, который анимировал элементы искусства с движением, спонтанностью и даже элементом магии.

16649065_1645936689034719_8049374255911831069_n.jpg

С 1921 по 1931 годы Клее преподавал в веймарской Баухауз (Высшей школе строительства и художественного конструирования), с 1931 по 1933 годы - в Дюссельдорфской академии художеств.

16640918_1645935759034812_6526286717858739164_n.jpg

В 1933 году, когда рейхсканцлером Германии стал Адольф Гитлер, о Пауле Клее появилась статья в нацистской газете: о том, что, хоть Пауль Клее и утверждает, что является чистокровным арабом, всё же, он - типичный галицийский еврей.

В квартире Клее гестапо учинило обыск, из Дюссельдорфской академии художеств его уволили.

12238372_1503037069991349_2355968946134271570_o.jpg

В конце 1933 года семья Клее иммигрировала в Швейцарию. Пауль Клее, родившийся в Швейцарии, до самой смерти не смог получить швейцарское гражданство, однако, получил его после смерти: прошение Клее о предоставлении гражданства было удовлетворено через 6 дней после смерти художника 29 июня 1940 года.

11266391_597571650345408_3124614012664324842_n.jpg

Гитлеровцы не оставили Клее в покое и после его иммиграции в Швейцарию: в июле 1937 года в Мюнхене открылась пропагандистская нацистская выставка под названием «Дегенеративное искусство», на которой были представлены около 700 работ разных авторов, в том числе, 17 картин Пауля Клее.

Однако, у публики выставка вызвала большой интерес, до апреля 1941 года её посетило 3 миллиона человек, что по тем временам было рекордом.

Немецко- швейцарский художник, один из основоположников европейского авангарда и один из моих любимых художников.
Хочу показать его картины и немного рассказать о его жизни.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 1

П. Клее удивительно чувствовал цвет и умел с ним обращаться.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 2

Клее эксперементировал с материалами и работал в разных направлениях: экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, кубизм, футуризм. Но писал картины совершенно по-своему, не следуя строго принципам того или иного направления.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 3

Он старался смотреть на мир глазами ребенка и каждый раз, приступая к работе, пытался держать карандаш или кисть как будто впервые.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 4

Пауль родился в семье музыкантов, в детстве играл на скрипке и был очень одаренным музыкантом, что в 11-летнем возрасте его пригласили участвовать в концерте Музыкальной ассоциации Берна, но повзрослев он выбрал изобразительное искусство.
Получил степень бакалавра в Мюнхенской академии художеств.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 5

В 1906 году года Клее женился на Лили Штумпф, выдающейся пианистке, с которой он прожил всю жизнь.
Клее в большей степени занимался воспитанием сына, которого очень любил и хозяйством. В то время это было нонсенсом.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 6

Клее преподавал в веймарской Баухауз и несколько лет в Дюссельдорфской академии художеств. Это время пришлось на расцвет Третьего рейха и Клее лишают должности педагога, он вынужден бежать в Швейцарию. Его картины подвергаются критике, 102 полотна были изъяты из музеев и конфискованы. Для художни это было бльшим ударом.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 7

Клее был членом художественного объединения «Синий всадник», куда входил В. Кандинский.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 8

Ad Parnassum, 1932

Клее вел дневники, его теоретические работы составили три книги и представляют собой большую ценность. Много занимался исследованием цвета и формы.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 9

Дальше некоторые высказывания художника.

Цвет владеет мной. Мне не нужно гнаться за ним. Он будет обладать мной всегда, я это знаю. Вот в чём смысл счастливого мига: цвет и я — одно. Я художник.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 10

Раньше мы изображали видимые вещи, то, что мы любили или хотели бы видеть. Сегодня мы раскрываем реальность, которая стоит за видимым, выражая тем самым убеждение, что зримый мир — всего лишь частный случай по отношению к Вселенной и что существует еще много других скрытых реалий.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 11

Акцент лишь на красоте напоминает мне математическую систему, описывающую только положительные числа.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 12

Искусство не воспроизводит то, что мы видим, оно, скорее, заставляет нас видеть.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 13

Когда смотрите на какое-нибудь значительное произведение искусства, помните, что нечто более значительное, возможно, было принесено в жертву.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 14

Картина города с красным и зелеными акцентами.

Художник должен рисовать не то, что он видит, а то, что будет видно.

Искусство должно быть как праздник: нечто, дающее человеку возможность увидеть вещи по-другому и изменить свою точку зрения.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 15

Писать – значит лишь одно: помещать нужный цвет в нужное место.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 16

Клее призывал почаще заглядывать в детскую в поисках художественных откровений. Серьезные критики упрекали его в инфантильности.

Мир и картины Пауля Клее, фото № 17

Я не могу быть понят в этом мире. Место моё - столь же среди умерших, сколь среди ещё не родившихся".

Читайте также: