Покрытие из бетонных плит

Обновлено: 26.04.2024


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С ПОКРЫТИЕМ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

- покрытием из бетонных плит

- 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

2.2. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, входят следующие технологические операции:

- подготовка корыта под тротуар;

- устройство песчаного подстилающего слоя;

- устройство щебеночного основания;

- устройство покрытия из бетонных плит.

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до К=0,95); специальное оборудование UNIMOBIL UM-SM для укладки плит.


Рис.1. Виброплита TSS-VP90T


Рис.2. Устройство для укладки UNIMOBIL UM-SM


Рис.3. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m


Рис.4. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.6. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Дорожные плиты: размеры, формы и способы укладки

Организация удобной дороги важна в строительстве любого масштаба. Для сооружения подъездных путей проще всего использовать железобетонные дорожные плиты, размеры которых можно выбрать по условиям использования. Разбираемся, как классифицируются ЖБИ, и как их укладывают в тех или иных случаях.

Изготовление, конструкция и параметры

Качественные бетонные изделия изготавливают в промышленных условиях с использованием следующей технологии:

На характеристики плит влияют свойства используемых бетонных смесей. Для повышения износостойкости и прочности применяют смеси с различной водонепроницаемостью и устойчивостью к морозу. Также используется арматура разного диаметра, с различными показателями сопротивления разрыву, разных марок стали. Для формирования ж/б изделий выбирают преимущественно рифленую арматуру.

Связывающим веществом служит бетон. Чем выше марка бетона, тем прочнее конструкции, тем лучше она будет сопротивляться нагрузкам. У некоторых видов плит поверхность имеет рифление, что позволяет держаться сверху асфальту или другому покрытию. Для удобства монтажа на торцевых сторонах некоторых плит предусмотрены петли, погруженные в специальные углубления.

Государственные стандарты предполагают базовую классификацию по параметрам следующим образом:

  • Изделия с габаритами 300х175 см (длина, ширина).
  • Изделия с габаритами 350х275 см
  • Для изделий длиной 600 см ширина бывает разной: 175, 187, 350, 375 см.

Возможны и промежуточные габариты. Готовая продукция обладает следующими параметрами:

  • Толщина дорожной плиты колеблется в рамках 140-180 мм.
  • Масса достигает 4-5 тонн, часть ее составляет арматура. Например, в плите марки ПДН-14 весом 4105 кг на бетонную часть приходится 4032 кг, на арматуру – примерно 73 кг. Для марки ПДН-18 весом 5284 кг соответственно, 5184 и примерно 100 кг.

Классификация

Рабочие характеристики плитного строймата описываются в ГОСТ 21924.0-84 (Плиты железобетонные для покрытий городских дорог). Продукцию удобно разделить на следующие категории:

  • ПДП (плита дорожная плоская). Универсальный, и потому востребованный продукт; рассчитанный на морозы до – 50°С. Подходят для сооружения временных и постоянных дорог, может использоваться повторно. Материал выдерживает среднюю нагрузку: 10-30 т (зависит от марки бетонной смеси).
  • ПДН (дорожная напряженная). Продукт обладает расширенными возможностями: не боится морозов до -55°C, благодаря усиленному армированию хорошо ведет себя на мягких почвах, справляется с увеличенными динамическими нагрузками. Подходит для использования в районах с суровыми зимами.


  • ПАГ (аэродромная гладкая). Самые прочные и массивные (от 5 т) изделия. Подразделяются на два вида: с помощью ПАГ-14 обустраивают дороги для тяжелого автотранспорта, номенклатура ПАГ-18 предназначена для взлетно-посадочных полос. Рифленая продукция выдерживает морозы не ниже -35°С и нагрузки до 75 т.

Маркировка включает буквенную и цифровую часть. Буквенная маркировка дорожных плит сообщает о форме и способе использования; градация выгляди следующим образом:

  • П (или 1П, 2П). Изделия стандартной формы.
  • ПБ или ПББ. Изделия с одним или двумя совмещенными бортами.
  • ПТ. Изделия трапецеидальные с небольшим рифлением.
  • ПШ. Шестиугольные варианты. Могут иметь разные пропорции и способы совмещения, о чем свидетельствуют аббревиатуры ПШП и ПШД.

На способ применения ЖБИ для дорожного покрытия (постоянным оно будет или временным) указывает первая цифра; единица означает постоянное покрытие, двойка – временное. В последнюю очередь указываются размеры дорожных плит ЖБИ. Для каждой продукции указываются свои параметры (в дециметрах, с округлением до целого).

О плюсах и минусах технологии

Использование ЖБИ в строительства дорог выгодно по следующим причинам:

  • Относительно небольшой бюджет, необходимый для укладки дорожных плит; приятное соотношение цена/качество.
  • Качество. Плитный материал изготавливается в заводских условиях, имеет строго регламентированные эксплуатационные характеристики.
  • Долговечный результат. Дорога или площадка из дорожных плит, построенная с соблюдением технологии, прослужит 30-40 лет.
  • Простая технология с высокой производительностью. Готовые ЖБИ укладываются с помощью автокрана или другого кранового оборудования. Скорость монтажа не влияет на качество покрытия.
  • Высокие эксплуатационные характеристики. Покрытие дороги получается прочным, износостойким, устойчивым к динамическим нагрузкам и погодным факторам. В российских условиях особенно важна стойкость дорожного полотна к широкому температурному диапазону (от -50 до +55°C).
  • Повторное использование. Временное дорожное полотно можно демонтировать и использовать вторично (если ЖБИ не выработали ресурс прочности).

Значимым недостатком считаются стыковочные швы между плитами. Если необходимо, чтобы поверхность была идеально ровной, сверху кладут слой асфальта, но это делает проект более дорогим. На дорогах небольшой протяженности швы заделывают строительным раствором.


Технология монтажа постоянной дороги

Строительство дороги из ЖБИ выглядит несложным, однако, и в нем имеются значимые для результата тонкости. В любом проекте работы заканчиваются укладкой дорожных плит, но технология несколько отличается в зависимости от вида сооружаемой дороги.

Особенность монтажа постоянной дороги состоит в том, что процедура подготовки грунтового основания занимает больше времени, чем монтаж самого полотна. Именно нижний слой ответственен за устойчивость дороги и ее будущую прочность. Поэтому, после разметки полотна, основание под дорожные плиты готовится следующим порядком:

  • Выравнивание. Плитам нужна ровная поверхность, поэтому формируют дорожную траншею, срезая по разметке 25-30 см грунта.
  • На дно помещают геотекстиль; он будет разделять слои и армировать всю конструкции. Дополнительно дно траншеи будет защищено от эрозии.
  • Создают дренажный слой: проводят отсыпку из щебня (гравия) и, выше, из песка. Подушку смачивают водой и трамбуют: в готовом виде ее толщина достигает 20-25 см.
  • Проводят финишное выравнивание основы, используя нивелир.

На подготовленную основу укладывают ЖБИ, маркировка которых начинается с двойки. Для работы характерны следующие особенности:

  • Правильность монтажа дорожных плит (ровность укладки) контролируют натянутым шнуром.
  • Для работы привлекается бригада; для перемещения плит используется подъемный кран. Квалификация крановщика поможет минимизировать повреждения плитного материала в ходе работ.
  • Кроме крановщика работают стропальщики, которые фиксируют плиты за монтажные петли. ЖБИ укладывают последовательно, согласно проекту, на подготовленную основу, и подгоняют вручную.
  • Важно неподвижно зафиксировать ЖБИ, Для этого их жестко сваривают через монтажные петли, используя металлические пруты. Оставшиеся пустоты заполняют бетоном.

Видео описание

Об укладке дорог из ЖБИ в следующем видео:


Технология укладки временного дорожного полотна (на песок)

Технология, предусматривающая создание гравийно-песчаной подушки, встречается и в частном строительстве. С ее помощью на приусадебной территории создают подъездные дорожки и стоянки для автомобиля. При обустройстве не отказываются от геотекстиля: он не дает сорным травам прорасти в межплиточных швах.

Нередко для обустройства садовых дорожек выбирают малогабаритные бетонные плиты, прямоугольного или шестиугольного формата. Вариант допустим для пешеходной дорожки (или площадки) с небольшой ожидаемой нагрузкой.

В этом случае укладка бетонных плит производится по упрощенной схеме, на песчаную подушку, желателен и слой геотекстиля. Чтобы зафиксировать края дорожки, используют бетонный бордюр.

Способ подходит, если дорога – временное решение, или ее загрузка будет невысокой или непериодической. Для временной дороги разрешается использовать материал б/у, делать упрощенную (песчаную) подушку и не соединять плиты друг с другом.

Упрощенный подход снижает стоимость работ в 2-3 раза, без большой разницы в качестве (уменьшается только срок предполагаемой эксплуатации).

Видео описание

О сравнении дорожных и аэродромных ЖБИ в следующем видео:


Коротко о главном

Дорожные бетонные плиты – удобный проверенный материал, если надо быстро изготовить качественную дорогу или площадку. Плитные изделия классифицируются согласно нормативным документам по предназначению, а также по габаритам и форме. Для изготовления ЖБИ применяют бетон разных марок, армирующим элементом служит стальная сетка из прутьев с рифленой поверхностью.

Технология строительства постоянной и временной дороги имеет отличия. Дорожки и площадки на загородном или дачном участке строят по упрощенному варианту, что обеспечивает достаточное качество и одновременно уменьшает бюджет.

Садовые дорожки из бетона: технология изготовления, варианты декорирования, фото

Бетон называют искусственным камнем за его высокие прочностные характеристики. Поэтому бетонные плиты для дорожек прослужат долго, но не только за счет высокой прочности изделий, но и за счет низкой истираемости и высокой морозоустойчивости. В этой статье рассмотрим несколько вопросов, касающихся изготовления бетонных плиток: пропорции раствора, о формах, технологии заливки. Прочитав статью, вы будет точно знать, что и в каком порядке, должны делать рабочие при заливке бетонных плит для дорожек.

Форма для плит

Форма, она же опалубка для садовых дорожек, это огромное разнообразие размеров и конфигураций. Нет никаких ограничений по выбору двух этих параметров, кроме здравого смысла. При этом выбранная вами конструкция может изготавливаться из пиломатериала в виде досок или реек, металла (стальная лента или уголок). Основное требование – форма должна быть разборной.

Количество элементов опалубки выбирается из расчета скорости заливки. Чем их больше, тем быстрее будет изготовлено требуемое количество бетонных плит.

Технология заливки

Для того чтобы правильно залить бетонные дорожки на даче или загородном участке, необходима ровная площадка, лучше бетонная или асфальтовая (без больших перепадов, выпуклостей, выемок и трещин). Если такой нет, то подойдет любая открытая площадка, на которую под формы укладывают листовое железо. Потому что основное требование к плиткам – ровные плоскости.

Замес бетонного раствора

Рецептура бетонной смеси для садовых дорожек классическая:

  • один объем цемента марки М400;
  • два объема песка;
  • четыре объема щебня или гравия мелкой фракции (до 5 мм) – используется не всегда.

Что касается количества воды, то в классической рецептуре она равна 0,5 от объема закладываемого цемента. Если для замеса используется бетономешалка, то все обозначенные доли выдерживаются строго. Если замес производится в корыте лопатами, то воды можно взять больше, для облегчения и повышения удобство перемешивания компонентов бетонного раствора.

Если используется бетономешалка, то в ее барабан сначала закладывают цемент и заливают воду. Главное – чтобы все частички цемента хорошо смочились. После чего порционно закладывают песок и щебень.

Если замес проводится в корыте, то все сухие ингредиенты хорошо перемешивают друг с другом. А затем в смесь заливают воду. И раствор тщательно мешают.


Заливка бетона в формы

Бетонная плитка для дорожек – это изделие, которое подлежит армированию. Армокаркас – это решетка, собранная из металлических стержней диаметром 4-5 мм. Обычно для этого используют стальную катанку. Элементы решетки скрепляют между собой электросваркой или вязальной проволокой. Можно в качестве армирующего каркаса использовать готовую стальную сетку с ячейками 20х20 или 25х25 мм.

Изготовление бетонных плиток начинается с заливки бетонного раствора в половину высоты опалубки. Заложенный раствор надо обязательно уплотнить. Идеально, если в процессе изготовления используется вибростол. Но если такового нет, то мастерком проштыковывают заложенную смесь, что бы удалить из нее воздух, который попадает в бетон во время его замеса. Воздушные поры и раковины снижают прочность бетонного изделия.

Затем сверху укладывают армирующий каркас. Его размеры чуть меньше внутреннего пространства опалубки. И сверху заливают бетонный раствор до краев формы. Залитую смесь проштыковывают, а затем поверхность выравнивают по краям, убирая излишки материала. Поверхность плитки мастерком разглаживают, добиваясь максимальной гладкости.

Если стоит задача декорирования готового изделия, то именно на этой стадии верхнюю поверхность плит отделывают. К примеру, укладывают сверху камешки, кусочки керамической плитки, другие материалы. Если нужно сделать плитки какого-нибудь цвета, то в сам бетонный раствор добавляют пигмент. Последний засыпают в барабан бетономешалки в процессе добавления наполнителей.

Разопалубка

Если на улице температура воздуха в пределах +25С, то снимают опалубку плиток садовых дорожек из бетона через 1-2 дня. Но сразу использовать плитки не рекомендуется. Лучше посушить их в течение недели, когда бетон созреет на 50%. Поэтому плитки собирают в одном месте укладывая их «напопа», то есть на ребро. В таком положении они хорошо обдуваются воздухом со всех сторон, происходит равномерное высыхание бетона во все тело изделия.

Видео описание

В видео показано, как проводится распалубка:


Укладка дорожки бетонными плитами

Технология укладки плиток из бетона зависит от грунта, который расположен на загородном участке.

  1. Если грунт песчаный, то плитки укладывают прямо на песок.
  2. Если глинистый, то проводят подготовку основания.

Подготовительные работы

На этом этапе размечают саму садовую дорожку – ее конфигурацию и ширину. Затем снимают верхний плодородный слой почвы, удаляют корни растений и саму растительность.

На глинистом грунте проводят засыпку: сначала щебень толщиною слоя в пределах 10 см, затем песка толщиною 5-8 см. Оба слоя хорошо утрамбовывают.

Монтаж бетонной плитки

Укладку плит производят от одной стороны разметки по ширине к другой. Конфигурация кладки может быть разной: в разбежку в пол плиты, порядно. Если плитки прямоугольной формы, то перпендикулярно друг другу. Здесь нет ограничений. Укладывают бетонные плитки для дорожек на даче с усилием (давлением). То есть кладут плиту, давят руками и пристукивают киянкой сверху.

Основная задача производителя работ – выложить элементы в одной горизонтальной плоскости, оставляя между ними зазор в пределах 1-2 см.

Поэтому очень важно в процессе укладки чтобы мастер не выпускал из рук уровень.

  1. Проверяется на горизонтальность первая уложенная плитка. Если какой-то край выпирает, то его постукиваю киянкой, утапливая. Если необходимо приподнять край, то под него подсыпают немного песка.
  2. Затем рядом укладывают второй элемент дорожки, который выставляют по горизонтали не только как отдельное изделие, но и в совокупности с уже уложенной плитой.
  3. Как будет выложен один поперечный ряд, его проверяют длинным правилом на предмет горизонтальности.


Собранная таким образом дорожка из бетона засыпается песком, который веником распределяют по всей поверхности, чтобы сыпучий материал заполнил собой зазоры между плитками. В идеале надо готовую дорожку хорошо полить водой, чтобы песок в зазорах уплотнился и просел. После чего еще раз проводят дополнительную засыпку и еще раз поливают водой.

Существует технология, в которой монтаж бетонных плиток для дорожек укладывают на цементно-песчаный раствор. Его рецептура: на один объем цемента четыре объема песка. Сегодня в магазинах можно купить готовую сухую смесь, в которой строго выдержаны пропорции компонентов. Ее просто разводят водой в соотношении, указанной на упаковке (бумажном мешке).

Применение данной технологии – это несколько требований:

  1. Дорожку из бетонных плит собирают с небольшим уклоном в одну из сторон. Все дело в том, что цементно-песчаный раствор создаст под плитками водонепроницаемый слой. А значит, на дорожке будет собираться вода. Чтобы этого не происходило, и нужен небольшой уклон плоскости.
  2. Зазоры между плитами засыпают или сухой цементно-песчаной смесью с последующим поливом водой, или готовым раствором, заполняя зазоры с помощью мастерка. Второй вариант требует аккуратности, чтобы раствор не запачкал поверхность дорожки.

И еще один момент. Сама дорожка формируется не только бетонными плитками. Чтобы обозначить ее границы используют бетонные или каменные бордюры. В первую очередь устанавливают их на цементный раствор, а затем проводят укладку плиток. Но если поверхность дорожки не будет выступать за пределы грунта, то бордюры не устанавливают. Сам грунт будет удерживать укладываемые изделия от их расползания в стороны.

Видео описание

Создавать бетонные плиты для садовой дорожки можно несколькими способами. О них в видео:

Декорирование садовых дорожек

Чтобы дорожки из бетонных плит не превратились в хоть и практичный, но скучный элемент ландшафта, существует несколько способов украсить сами плиты, или пространство между ними:

Бетонные плитки не обязательно должны быть серыми – если при изготовлении добавить к цементу красящий пигмент, то можно получить разноцветную дорожку.

Во время высыхания бетона, но пока он еще окончательно не отвердел, в поверхность плиток можно вдавить стеклянную, керамическую или мраморную крошку – получится красивая мозаика.

Еще, во время высыхания раствора, на поверхности плиток можно выдавить рельефный рисунок.

Если уложить плиты с небольшим зазором, то в промежутке между ними можно посеять траву.

Железнение – способ «отполировать» бетонные плитки. Для этого на еще сырые плиты насыпают слой цемента и втирают его в поверхность.


Заключение

Для садовых участков бетонные плиты, используемые для формирования дорожек, идеальный вариант. Это прочные изделия с повышенной износостойкостью, которые изготавливаются разными размерами и формой. При этом это один из самых дешевых и быстрых в возведении вариантов отделки садовых дорожек, который легко поддается ремонту. Если в процессе эксплуатации треснула одна плитка, то заменить ее новой – не проблема.

Технические рекомендации
по устройству тротуаров из бетонных плит

Дата введения 2005-03-09

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 27 декабря 2004 г.

ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН ВСН-15-95

Технические рекомендании разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ, выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой", опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО "СБМ Запчасть-Сервис", ЗАО "СДМ Гидропривод", а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.

Рекомендации направлены на повышение долговечности сборных покрытий тротуаров, площадок, садово-парковых и пешеходных дорожек, пешеходных улиц.

В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В.Городецкий, к.т.н. Р.И.Бега, В.Ф.Демин (ГУП "НИИМосстрой"), С.М.Аракельянц, к.т.н. И.И.Давитнидзе (ЗАО "СБМ Запчасть-Сервис"), В.Н.Аракельянц (ЗАО "СДМ Гидропривод").

Технические рекомендации согласованы с ОАО "Инждорстрой", ОАО "Гордорстрой".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г.Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины к толщине больше 4, при меньших значениях 4 - мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных, изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис.1.

Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 - плиты; 2 - рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 - основания из песчано-цементной смеси,
бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 - песчаный морозозащитный слой;
5 - мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 - полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита;
8 - базальтовая сетка.

2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

2.1. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытий с послойным уплотнением.

2.2. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м до 1,0 м, бульдозеры мощностью 80-250 л.с., мелкие и среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10, ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы, дорожки и др.

2.3. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м.

2.4. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производятся с соблюдением продольных и поперечных уклонов.

Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной (табл.1).

Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности

(Поправка*. ИУС N 4-2016).

* См. ярлык "Примечания".

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 2391-ст от 30 декабря 2013 г. введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 января 2015 г.

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2016 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает технические требования, методы контроля и правила приемки, транспортирования и хранения железобетонных ребристых и плоских плит из тяжелого или конструкционного легкого бетона.

1.2 Плиты применяют в покрытиях зданий предприятий всех отраслей промышленности и народного хозяйства, за исключением жилых и общественных зданий.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 6727-80 Проволока из низкоуглеродистой стали холоднотянутая для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 8829-94 Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытаний нагружением. Правила оценки прочности, жесткости и трещиностойкости

ГОСТ 10060.0-95 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования

ГОСТ 10060.1-95 Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости

ГОСТ 10060.2-95 Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании

ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные методы испытаний

ГОСТ 10884-94 Сталь арматурная термомеханически упрочненная для железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 10922-90 Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия

ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости

ГОСТ 12730.1-78 Бетоны. Методы определения плотности

ГОСТ 12730.5-84 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости

ГОСТ 13015-2012 Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 13840-68 Канаты стальные арматурные 1x7. Технические условия

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17623-87 Бетоны. Радиоизотопный метод определения средней плотности

ГОСТ 17624-87 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 17625-83 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 22362-77 Конструкции железобетонные. Методы измерения силы натяжения арматуры

ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры

ГОСТ 25820-2000 Бетоны легкие. Технические условия

ГОСТ 26134-84 Бетоны. Ультразвуковой метод определения морозостойкости

ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 32499-2013 Плиты перекрытий железобетонные многопустотные для зданий пролетом до 9 м стендового формования.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями, а также и ГОСТ 32499 и ГОСТ 21506:

3.1 плита: Горизонтальный плоскостной элемент сооружения, предназначенный для восприятия эксплуатационных нагрузок и передачи их на несущие элементы.

Примечание - Плиты применяются в строительстве зданий и сооружений различного назначения.

3.2 покрытие: Комплекс несущих и ограждающих элементов крыши, включающий плиты.

Примечание - Покрытия применяются главным образом для изоляции находящихся под ним помещений от внешних воздействий.

4 Технические требования

4.1 Общие требования

4.1.1 Применение плит в условиях постоянного воздействия температуры выше плюс 50 °С, а также в неотапливаемых зданиях и на открытом воздухе при расчетной температуре наружного воздуха ниже минус 40 °С допускается при соблюдении дополнительных условий, устанавливаемых действующими нормативными документами.

4.1.2 Применение плит в районах с сейсмичностью 7 и более баллов допускается при условии выполнения требований действующих нормативных документов.

4.1.3 Применение плит в условиях слабо- и среднеагрессивной степени воздействия газообразной среды на железобетонные конструкции допускается при условии выполнения требований действующих нормативных документов.

4.2 Основные параметры и размеры.

4.2.1 Плиты следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, проектной и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Допускается изготовлять плиты, отличающиеся типами и размерами от приведенных в настоящем стандарте, по утвержденным техническим условиям и соответствующим рабочим чертежам, при соблюдении остальных требований настоящего стандарта.

4.2.2 Железобетонные ребристые плиты координационными размерами 1,5x12, 3x12, 1,5x6 и 3х6 м изготовляют предварительно напряженными, а доборные ребристые и плоские - с ненапрягаемой арматурой.

4.2.3 Предварительно напряженные плиты подразделяют на следующие типы:

- ПГ - без проемов в полке плиты, с верхней плоской (горизонтальной или двускатной) поверхностью;

- ПВ - с проемами в полке плиты для пропуска вентиляционных шахт с дефлекторами или зонтами, а также воздуховодов крышных вентиляторов с верхней плоской (горизонтальной или двускатной) поверхностью;

- ПФ - с проемами в полке плиты для установки зенитных фонарей с верхней плоской (горизонтальной или двускатной) поверхностью;

- ПС - с проемами в полке плиты для установки светоаэрационных фонарей с верхней плоской (горизонтальной или двускатной) поверхностью;

- ПЛ - с проемами в полке плиты для устройства легкосбрасываемой кровли с верхней плоской (горизонтальной или двускатной) поверхностью.

4.2.4 Плиты с ненапрягаемой арматурой изготовляют без проемов в полке и подразделяют на следующие типы:

Читайте также: