Подготовка доски для золочения на мордан

Обновлено: 03.05.2024

По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера применяли золото как особый вид декора. Достигался эффект украшения путем наложения на поверхности предметов из дерева, металла, гипса, камня, кожи тончайшего слоя драгоценного металла – сусального золота.

Со временем способы золочения совершенствовались, а сам метод украшения сусальным золотом применялся все шире, достигнув своего расцвета в XVIII в.

Одно из наиболее ранних письменных свидетельств об использовании сусального золота содержит Луккский манускрипт VIII века. В этом сборнике рецептов подробно описан рецепт приготовления полимента – основы под позолоту. Этот материал готовили из «тонкого» гипса и армянского болюса с добавлением к ним небольшого количества меда для пергамента и нанесении на него листочков золота. Армянский болюс — натуральный земляной пигмент со значительной примесью глины и известняка - широко известен со времен средневековья, когда его начали применять для приготовления полимента.

Подобные учения можно встретить во многих трактатах и манускриптах. Наиболее подробный свод правил содержит трактат Ченнино Ченнини. Техник живописи эпохи Возрождения посвящает несколько глав процессу золочения сусальным золотом по жесткой основе — грунту под позолоту, составленному из армянского болюса, стираемого со взбитым белком, разведенным водой. Этот состав наносили кистью на гипсовый грунт до трех-четырех раз с небольшими перерывами. Расскызывает мастер и о самом золочении, рекомендуя покрывать сглаженную, а лучше отполированную зубом болюсную подготовку сбитым с водой яичным белком, и на нее тогда класть листочки сусального золота.

С ходом времени техника золочения совершенствовалась. Учитывая все каноны позолотных работ, техника золочения подразделяется на два основных способа: золочение на полимент и золочение на мордан.

По-видимому, золочение на полимент было наиболее распространенным способом золочения, поскольку его рецепты, начиная с XVII века, дошли до нашего времени в большом количестве. Этот способ золочения поверхностей необычайно трудоемок на всех этапах позолотных работ. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставраци мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи.

Полиментное или, как его еще называют, клеевое золочение осуществляется по дереву, гипсу, мастике, папье-маше. Процесс золочения состоит из следующих этапов. Поверхность под золочение максимально подготавливают: убирают неровности и всякие дефекты, а также удаляют пыль. Затем с помощью специальных кистей поверхность несколько раз обрабатывается столярным клеем. Только в случае качественно выполненной проклейки на ней будет прочно держаться левкас. Левкашение – следующая операция, которая осуществляется кистями разного формата на проклееный предмет. Левкас наносят вначале «внатыч» - быстрыми вертикальными ударами, а затем «впригладку» - ровными движениями. Операцию левкашения повторяют несколько раз, просушивая каждый слой. Далее предмет шлифуется пемзой и хвощом, а затем – в несколько операций покрывается полиментом с помощью мягкой беличьей кисти.

Процесс золочения осуществляется таким образом: золотые листы из книжки переносятся на золотарный нож, а затем – на золотарную подушку, где режутся на нужные части. Затем беличьей кистью поверхность обрабатывают водкой, и после этого с помощью лапки выкладывают золото. Завершается процесс золочения полировкой, которая производится агатовым зубком.

Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Золочение на мордан или масляное золочение называется так потому, что в процессе всех подготовительных операций применяются материалы на растительных маслах, и сам золотой слой накладыватся на специальный лак-мордан, также изготовленный на масляной основе. Этот способ золочения проще и доступнее золочения на полименте. К тому же, морданное золочение имеет значительное преимущество: вызолоченная этим методом поверхность более устойчива к воздействию влаги и других атмосферных явлений. Масляное золочение осуществляется по металлу, дереву, гипсу, мастике, камню.

Золочение на мордан также состоит из подготовительного этапа и непосредственно нанесения золотого слоя. Очищенную поверхность грунтуют краской из свинцового сурика – материала, приготовленного на натуральной олифе. Благодаря этому покрытию поверхность и приобретает хорошую антикоррозийную защиту. Затем приступают к шпаклеванию в несколько операций, давая высохнуть каждому слою. После этого поверхность шлифуют. Хорошо отшлифованный предмет кроют масляным лаком. По загрунтованной и отшлифованной поверхности некоторые мастера кладут тонкий слой масляного или спиртового лака и после полного просыхания этой лаковой прокладки накладывают лак-мордан. После приступают к золочению поверхности. Существует два способа нанесения золота: 1) при больших плоскостях золото накладывают прямо «с книжки» и 2) сначала «выдувают» на специальную подушку, а потом золотарным ножом режут на отдельные части. Затем при помощи лапки из беличьего хвоста переносят на поверхность, предназначенную для золочения. Второй способ применяется при золочении мелких деталей и поверхностей со сложным рельефом.

Сегодня золочение на мордан – наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Пота́ль это имитация сусального золота. Не имеет в составе благородных металлов.

Технология нанесения потали отличается от технологии нанесения сусального золота тем, что виды потали, в составе которых присутствует медь, требуют покрытия лаком для защиты от окисления. Традиционным покрытием потали является шеллак, который может быть использован и как самостоятельное покрытие, и как первый (адгезионный) слой с последующим покрытием более прочными лаками.

Техника нанесения потали отличается от техники нанесения сусального золота в силу того, что листы потали значительно толще и состоят из менее пластичного металла, нежели сусальное золото. Этим объясняются сложности во фликовке (устранение дефектов золочения) при позолоте поталью. Однако более высокая толщина позволяет легче начать работу c cусальным листом позолотчикам с ограниченным опытом.

Эта техника требует некоторых навыков, однако освоить ее вполне реально. А когда вы попробуете, то сможете почувствовать себя настоящим мастером, который способен преобразить и сделать роскошным свой интерьер.

Золочение выполняют специальным набором инструментов. Аксессуары для позолотчиков продуманы до мельчайших деталей и необычайно изысканы на вид. Хрупкие зубки из агата всевозможных форм, которые используются для полировки золотой поверхности. Подушечка, на которой режут золотые листики, сделана из тонкой замши и защищена экраном из пергамента для того, чтобы исключить малейшее колебание воздуха, способное сместить тончайший лист золота.

Набор позолотчика. Набор позолотчика состоит из золотарной подушки, ножа, лампензеля, перчаток, мордана и, конечно, книжки сусального золота.

Набор позолотчика. Набор позолотчика состоит из золотарной подушки, ножа, лампензеля, перчаток, мордана и, конечно, книжки сусального золота.

Если делать как вы написали, то и результат будет "как-то так"). Золото, после того как положили на мордан, полируют. Если его не полировать - будет матовым. Если полировать - можно выбрать любой переход от матового до зеркального блеска.

По полировке есть 2 варианта. Можно кистью, можно зубом.
Кистью полируют после того, как мордан окончательно высохнет (пройдет то количество часов, которое у него рабочее на этикетке). И после этого золото полируется кистью. Тогда оно становится полуглянцевым.
Зубом полировка делается тоже после полного высыхания мордана, но уже через тонкую бумагу (можно через газетную, можно через подложку для золота, что в книжке). Но полировку зубом надо делать очень аккуратно, чтобы золото не содрать.

Блеск золота может зависеть и от производителя. Например, итальянское battiloro дает зеркальный вид и при золочении на мордан. Но. Он уходит в матовость при покрытии золота лаком или олифой. Подобный эффект и у немецкого wilhelm weber. Возможно, что и у любого гальванического золота похожие вещи.

Анастасия!
При золочении на мардан, золото ничем не полируется! Суть этого метода в том, чтобы положить свободное золото на идеальную поверхность, а золото само примет фактуру поверхности. Если поверхность будет абсолютный глянец, то и золото будет иметь зеркальный вид. Идеальный глянец даёт лак. Сколько слоев, это неважно, чем больше, тем ровнее будет поверхность, но необходимо, чтобы он совершенно высох, прям в стекло, иначе растворитель из мардана подъест глянец и золото утонет. Если у вас хорошо подготовлена поверхность, а золочение всё равно получается матовым, значит остается мардан. Вам нужно добиться такой толщины слоя мардана, что бы он только клеил золото и не утапливал его в себе. Это уже дело опыта. Разбавьте 12ти или 6ти часовой мардан живичным скипидаром 1:1, нанесите кистью или тампоном, без разницы и дайте ему подсохнуть полчаса-час. Затем хорошо смочите кусок чистой марли только живичным скипидаром, (никаким другим) расправьте его, встряхните, чтобы скипидар испарился с поверхности нитей а внутри остался и растирайте этот подсохший мардан по поверхности переворачивая тряпку. Скипидар из ткани будет подъедать подсохший мардан, а ткань вбирать в себя его излишки. Растирайте пока поверхность не станет на вид такой же глянцевой как до нанесения мардана. На первый взгляд, вам может показаться, что вы стёрли весь мардан, но это не так, он там есть))) Проверить легко - киньте кусочек золота. Если приклеется значит всё в порядке, заодно увидите и степень глянца. По неопытности можно действительно стереть весь мардан и тогда золото не приклеется, или недотереть тогда оно утонет.
Тренеруйтесь)))

Поверхность, золоченная этим способом имеет вид полированного металлического золота. Основное преимущество масляного золочения - исключительная стойкость к влаге, благодаря чему этот способ активно используется при наружных позолотных работах, например, для золочения куполов

Какой мордан (микстьен) выбрать?

Существует 3 вида средств для позолоты на масляной основе:

  • средство для позолоты LEFRANC 12 часов
  • средство для позолоты LEFRANC 3 часа
  • средство для позолоты ROLCO (США) 1-1,5 часа

Указанное время - это то время, которое должно пройти между нанесением средства и нанесением золота. Это время может варьироваться в зависимости от климатических условий. Например, при сухом климате можно накладывать золото на 1 или 2 часа раньше срока, указанного на средстве.

Наложение золотого листа также может быть произведено на час позже срока, указанного на средстве для позолоты.

Средство для позолоты LEFRANC 12 часов подходит в основном для больших поверхностей, для внешних работ, в сухих климатических условиях и в местах, где концентрация пыли не очень высока.

Результат, полученный при применении средства для позолоты 12 часов, будет лучше результата при применении средства для позолоты 3 часа (блеск и глубина). Устойчивость средства для позолоты 12 часов будет также выше.

Средства для позолоты ROLCO 1-1,5 часа и LEFRANC 3 часа используется в основном для меньших поверхностей, для внутренних работ и когда обстоятельства не позволяют использовать средство для позолоты 12 часов (влажный климат и значительная концентрация пыли).

Никогда не полируйте агатом золотой лист, наложенный с помощью средства для позолоты. Лаковое покрытие остается эластичным, и камень может порвать золотой лист.

Материалы и инструменты:

  • Сусальное золото в листах или поталь
  • Нож позолотчика
  • Подушка позолотчика
  • Лампензель (Лапка) – плоская беличья кисть
  • Кисть для нанесения мордана
  • Ватный тампон для полировки и разглаживания золота
  • Левкас
  • Шеллак
  • Краска
  • Покрывной лак (при необходимости)

Техника золочения:

Перед нанесением золота необходимо хорошо подготовить поверхность. Хорошая подготовка - залог отличного и качественного золочения.

ПОДГОТОВКА:

Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

1. Левкас. На впитывающие поверхности рекомендуется при подготовке поверхности использовать левкас.

Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота) т.к. золочение поталью не очень дорогостоящие работы и использовать трудоемкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.

2. Краска. На тщательно подготовленный Левкас наносится слой краски, например, акриловой. После высыхания краска шлифуется.

3. Шеллак. На краску наносится несколько слоев спиртового раствора шеллака («политура»), примерно в соотношении к десяти частям спирта три части шеллака. Спирт должен быть не менее 96%, иначе раствор будет мутным и при нанесении на поверхность будет сильно матировать поверхность. Каждый слой также шлифуется микронной наждачной бумагой.

4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом.

При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно просохшем "жирном" клее золото размывается - "тонет", или поверхность его становится матовой, но не равномерно матовой, а пятнами. В случае если золото "купается" т.е. "плавает" необходимо подождать с накладкой золота, т.к. клей еще не достиг рабочего отлипа. Если клей пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить и после окончательного высыхания мордана вновь покрыть золотимую поверхность клеем.

Не впитывающие поверхности (металл): можно сразу наносить жидкость.

Золочение «на полимент» — один из древнейших методов нанесения чистого сусального золота, сусального серебра и, реже, потали. Многовековая традиция, передаваемая от мастера к мастеру, привела к тому, что оно по сей день практически идентично тому, как оно было создано при истоках искусства золочения.

Эта техника используется, прежде всего, при восстановлении позолоты, когда необходимо интегрировать отсутствующие или поврежденные части мебели, рамы. Она также подходит для создания точных копий старинных предметов и получения очень блестящих поверхностей или с заметным чередованием блестящих и непрозрачных участков.

Это более сложная и трудоёмкая техника золочения, в отличие от золочения на мордан или водную эмульсию.

Золочение на полиметн используется для:

  • золочения деревянных рам
  • золочения икон и иконостасов
  • реставрации позолоты на мебели, рамах.

Грунтовка или подготовительный этап.

Инструменты и материалы:

  • кроличий клей
  • мягкая кисть.
  • болонский мел

Первый этап заключается в подготовке клея, необходимого для последующей обработки мелового грунта.

Кроличий клей смешивают с водой в пропорции 1: 8 и дают ему отстояться около 12 часов. Затем состав подогревают в водяной бане около 8 часов. Через 2-3 часа после этого полученный клей нагревают вместе с болонским мелом в пропорции 1:3, чтобы получился состав полужидкой консистенции, и, не дав ему остыть, наносят на деревянную основу.

Необходимо нанести 6-7 слоев, непременно обрабатывая каждый слой наждачной бумагой. В заключение меловой грунт обрабатывают скребком для позолоты, чтобы сделать поверхность ровной и однородной.

Нанесение болюса

Инструменты и материалы:

  • клей приготовленный на первом этапе
  • болюс

Подготовленный на предыдущем этапе клей смешивают с болюсом в пропорции 1:3, чтобы получился состав полужидкой консистенции, но не очень водянистый. Затем, используя беличью или какую-либо другую подходящую кисть, состав наносят на меловой грунт в один или несколько слоев, так, чтобы не просвечивал белый фон.

Необходимое количество слоев зависит от густоты состава: чем она выше, тем меньше слоев потребуется. Слой болюса не должен быть слишком толстым, так как это может привести к отслаиванию листа после золочения.

Золочение

Инструменты и материалы:

  • сусальное золото
  • подушка позолотчика
  • нож позолотчика
  • лампензель
  • ватный тампон

В золочении на полимент используется только «свободное золото». Листы предварительно выкладывают из книжки на подушечку, используя нож позолотчика. Самое главное – никогда не дотрагиваться до листов руками, во избежание их повреждения.

В зависимости от формы и площади декорируемой поверхности, может потребоваться разрезать листы на более мелкие части. В этом случае лист надрезают при помощи ножа позолотчика, убедившись, что он хорошо разглажен на подушке. Одновременно в водяной бане разогревают водный раствор рыбьего клея в пропорции 1:10, который затем наносится на болюс, после чего на него можно накладывать золотой лист.

Во избежание растворения болюса, ни в коем случае не следует наносить слишком много клея. Пока состав не остыл, необходимо наложить золотой лист на болюс, перенося его с подушечки при помощи лампемзеля надлежащих размеров. Во время золочения листы придавливают ватным тампоном для усиления их контакта с болюсом.

Необходимо помнить, что золото ни в коем случае нельзя трогать руками вплоть до полного высыхания основы. Только после полной просушки можно приступать к необходимым исправлениям или добавлению недостающих деталей.

Полировка

Инструменты и материалы:

  • Агатовый зубок
  • Шерстяная ткань для «разогревания» камня

Этот процесс производится при помощи агатового зубка, по форме совпадающего с обрабатываемой поверхностью, путем многократных проходов с постепенным усилением нажима. Таким образом, золотой лист приклеивается к основе из мела и болюса, и поверхность становится блестящей и безукоризненно гладкой.

Закрепление

Инструменты и материалы:

  • Очищенный шеллак или синтетическая лак.
  • Кисть

Позолоченную поверхность можно защитить при помощи синтетического защитного состава или очищенного шеллака, нанеся один или несколько слоев кистью соответствующего типа. Не следует наносить избыточное количество состава во избежание потери блеска, полученного в результате полировки.

В 1934 г. я принимал участие в золочении шпиля Инженерного замка, построенного архитекторами Баженовым и Бренной. Инженерный замок — прекрасное творение русского зодчества, занимающее особое место в ансамбле Марсова поля и Летнего сада. Своеобразная композиция и оригинальность всех конструктивных деталей делают Инженерный замок одним из замечательных архитектурных памятников Ленинграда.

В начале тридцатых годов Советское правительство приняло специальное постановление о восстановлении наиболее ценных архитектурных памятников. Были ассигнованы десятки миллионов рублей на реставрационные работы. Особое внимание было уделено восстановлению архитектурных памятников Ленинграда.

Для золочения шпиля Инженерного замка (табл. 7) была создана специальная бригада позолотчиков во главе со старейшим мастером, членом КПСС с 1917 г. Петром Ивановичем Смирновым. В бригаду, кроме меня, входили мастера Александр Ульянович Ширяев, Александр Дмитриевич Рябинин, Петр Федорович Большаков.

Нам было дано почетное задание — вызолотить шпиль к XVII годовщине Октября; к черновым операциям приступили в июле. Стояли ясные солнечные дни. Погода благоприятствовала. Каждый член бригады получил свой участок, свою часть шпиля, и работа закипела.

Надо отметить, что шпиль был золочен последний раз еще в конце прошлого столетия огневым, ртутным золочением — наиболее прочным и эффективным способом, о котором я рассказывал в предыдущих главах. Золотой покров в целом неплохо сохранился, но во многих местах облез, стерся, потемнел. Нужно было в первую очередь смыть старое огневое золото, к чему мы и приступили.

Произошел следующий случай. Когда бригада смывала старую позолоту, на объект явился специалист по смывочным операциям в прошлом позолотчик-соровщик Чубаров и заявил, что мы затеяли пустое дело, что, мол, старая, огневая позолота простоит дольше новой, морданной, и попросил производителя работ дать ему возможность доказать это на практике. Производитель работ выделил в распоряжение Чубарова окантовые листы на четырех факелах, раскинутых вокруг шпиля.

Чубаров начал промывать огневое золото, и листы, действительно, засияли. А когда их поставили на место, через некоторое время они стали темнеть. В чем же дело? Как позже выяснилось, Чубаров промывал огневую позолоту каустической содой и промывал водой, но недостаточно. Сода осталась, и листы почернели.

Этот пример весьма поучителен. Он еще раз убеждает в том, как важно в позолотном деле строго соблюдать все правила и законы технологии, и одновременно является предостережением для молодых позолотчиков — не употреблять при промывке старого золота каустическую соду.

Вернемся к золочению шпиля. Наша бригада удаляла старую огневую позолоту вручную при помощи наждачной шкурки и холодной воды. Это трудоемкий и кропотливый прием, но он дает хорошие результаты.

После того как с поверхности было тщательно смыто все старое золото, с меди удалили окись, окрасили поверхность свинцовым суриком для предохранения от атмосферных влияний. Сурик развели на натуральной олифе до консистенции сметаны (брали небольшую дозу олифы). Его наносили щетинными кистями ровными плавными движениями.

Таблица 7. Процесс морданного золочения по меди

Наименование операций Инструмент Материал Смывание старого золота Шкурка, стальные щетки Вода Покрытие поверхности свинцовым суриком (2 раза) Щетинная кисть Свинцовый сурик, натуральная олифа Шлифовка, промывка и сушка Сухая щетинная кисть, пемза, ветошь Вода Покрытие поверхности свинцовым кроном на натуральной олифе Щетинная кисть Свинцовый крон, натуральная олифа, оранжевый крон Шлифовка, промывка и сушка Кисть, пемза, ветошь Вода Покрытие поверхности копаловым лаком Кисть Копаловый лак Шлифовка пемзой с мылом Пемза, суконная тряпка Вода, мыло Вторичное покрытие копаловым лаком (2 раза) Щетинная кисть Копаловый лак Покрытие поверхности лаком мордан Щетинная кисть, вата Лак мордан Процесс золочения Золотарный нож, золотарная подушка, беличья лапка Золото Протирка ватой Вата

При благоприятной погоде поверхность должна высохнуть примерно через неделю — полторы. Но, как назло, погода резко изменилась. Начались дожди. Это могло надолго приостановить нашу работу. Было решено остальные операции перенести в закрытое помещение.

Весь шпиль был разобран на отдельные листы. Они сушились в специальной комнате вдвое быстрее, чем на воздухе. После того как медные листы высохли, их вторично покрыли свинцовым суриком. В закрытом помещении, так же как и при работе на воздухе, необходимо соблюдать идеальную чистоту.

Затем нулевой шкуркой и сухой щетинной кистью удалили попавшую на поверхность пыль, обмыли водой и начисто протирали сырой замшей или ветошью.

Краску — свинцовый крон — составили на натуральной олифе, добавили в нее немного оранжевого крона (под цвет золота) и покрыли ею листы. Поверхность высушили, обмели пыль, протерли мокрой замшей.

Затем поверхность покрыли копаловым лаком для придания глянца (блеска).

Следующая операция — шлифовка пемзой с мылом. Кусочек суконной тряпочки слегка смачивается, мылится и опускается в порошок пемзы. Протирали мы осторожно, чтобы не снять лаковый слой, затем обмывали поверхность водой и насухо протерли замшей.

Поверхность приняла гладкий матовый вид. Затем ее вторично покрыли чистым копаловым лаком. Эту операцию надо выполнять особенно аккуратно. Чем чище и ровнее разольется лак по поверхности, тем лучше и прочнее ляжет золотая пленка, золото приобретет особый блеск. Копаловым лаком крыли два раза.

Затем поверхность вновь шлифовали пемзой с мылом, протирали суконкой и получали матовую поверхность. По ней золотить нельзя — получится матовое золочение. Для придания блеска, глянца полировали ее трепелом,

Поверхность вновь промыли губкой и протерли замшей. После высыхания приступили к покрытию лаком мордан. Крыли листы небольшими площадями, снимали мордан сухой ваткой сразу. На второй день приступили к золочению. Перед этим проверили, подсох ли мордан. При хорошо подсохшем лаке золотая пленка прочно приклеивалась и после протирания не сходила, при невысохшем — золото размазывалось, «тонуло». Процесс золочения осуществлялся обычными приемами «с книжки». Разрывы и трещины в золоте фликовались; негладкие плоскости (углы, стыки) золотили «с лапки». Брали беличьей лапкой лист золота и покрывали необходимые места. Если требовалось по ходу дела, лист разрезался на мелкие части — строфьи — и в таком виде укладывался на поверхность.

Затем вызолоченная поверхность протиралась ватой до глянца (блеска), становясь блестящей, однотонной. Во время протирки отходы золота сметались в бумажные пакеты.

Таким способом были вызолочены все листы шпиля Инженерного замка. Их аккуратно обернули в мягкие одеяла, (чтобы не повредить молодое неокрепшее золото), блоками подняли наверх.

Затем слесари приступили к сборке вызолоченных листов. Вскоре вновь взметнулся ввысь золоченый шпиль Инженерного замка. Кстати следует отметить, что прошло более 20 лет, а позолота и по сей день сохранила свой первоначальный вид.

Как я уже говорил, часть операций производилась на открытом воздухе, а затем работы были перенесены в помещение. Золочение на открытом воздухе несколько отличается от работы в закрытом помещении.

В настоящее время золочение поверхности, подвергнутой воздействию атмосферных явлений, производится только на масляной основе со свинцовыми заполнителями (свинцовый сурик, свинцовый крон), как наиболее атмосфероустойчивыми антикоррозийными составами.

Позолота осуществляется в специально устроенных шатрах для защиты золотимой поверхности от пыли, грязи, ветра и сквозняков. Шатер, как правило, сооружается из фанеры, прибитой по деревянным брускам каркаса, укрепленного к стойкам лесов. Если леса металлические, то бруски каркаса прикрепляются специальными хомутами.

В фанерной обшивке шатра для освещения прорезаются окна по каждому ярусу лесов. Вместо стекла лучше всего вставлять пластиглас, как более безопасный материал. Крышу желательно делать из брезента, который прикрепляется к стропилам из деревянных брусков или металлических труб. Все щели должны быть заделаны во избежание сквозняков. В закрытых помещениях технология позолотных работ та же, но применяются другие материалы, главным образом, клеевые и спиртовые.

3. Полиментное золочение по дереву (Государственный Эрмитаж)

3. Полиментное золочение по дереву (Государственный Эрмитаж) Как я уже указывал, этот вид золочения требует большой затраты труда и может выполняться только мастерами высокой квалификации. Должен с огорчением отметить, что молодые позолотчики, выпущенные недавно

1. Матовое золочение

1. Матовое золочение Это особый вид золочения, когда золоту придается нежный матовый оттенок. Вся черновая и подготовительная работа однотипна с золочением на полименте.Если производится реставрация, то старое золото снимается, а левкас счищается инструментом.

7. Золочение «через огонь»

7. Золочение «через огонь» Раньше применялся, еще один способ золочения — «через огонь», или, как его еще называют, ртутное золочение. Этот способ применялся главным образом при наружных позолотных работах (купола, балконные решетки, фонтаны, мостовые решетки и т. д.). В

3. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (золочение по бронзе)

3. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (золочение по бронзе) На площади в 207 га раскинулись павильоны и сооружения Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Весной 1954 г. бригаде позолотчиков ленинградских научно-реставрационных производственных мастерских было

4. Реставрация памятников Кремля. Золочение купола колокольни Ивана Великого

4. Реставрация памятников Кремля. Золочение купола колокольни Ивана Великого Летом 1955 г. я участвовал в реставрации одного из замечательных памятников древнерусской архитектуры — колокольни Ивана Великого. Она построена в XVI в. и служила когда-то сторожевой башней.

5. Решетка Летнего сада (золочение по алюминию)

5. Решетка Летнего сада (золочение по алюминию) Среди многочисленных позолотных работ, выполненных мной в Ленинграде, большой интерес, как мне кажется, представляет золочение всемирно известной решетки Летнего сада.Решетка золотилась последний раз 50 лет назад. Золото во

Б. МОРДАННОЕ ЗОЛОЧЕНИЕ ПО ГИПСУ И ПАПЬЕ-МАШЕ

Б. МОРДАННОЕ ЗОЛОЧЕНИЕ ПО ГИПСУ И ПАПЬЕ-МАШЕ 1. Золочение по папье-маше (Ленинградский Академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова) В 1939 г. в Академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова в Ленинграде развернулись реставрационные работы. Здесь же трудилась и

1. Золочение по папье-маше (Ленинградский Академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова)

1. Золочение по папье-маше (Ленинградский Академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова) В 1939 г. в Академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова в Ленинграде развернулись реставрационные работы. Здесь же трудилась и бригада позолотчиков, возглавляемая опытным

2. Морданное золочение по гипсу (Государственный Эрмитаж)

2. Морданное золочение по гипсу (Государственный Эрмитаж) В 1947–1948 гг. проводились позолотные работы в здании Государственного Эрмитажа. Я участвовал в морданном золочении лепных гипсовых деталей в Петровском тронном зале. В бригаду входили молодые позолотчики: братья

Читайте также: