Подача бетона на высоту краном

Обновлено: 26.04.2024

При строительстве сооружений из заливного материала осуществляется подача бетона автобетононасосом. Специализированная техника применяется на всех этапах работы с раствором — от изготовления на предприятии до наполнения опалубки. Кому приходилось иметь дело со средством для создания монолитных конструкций, знают, что вручную работы выполнить очень сложно.


Виды подачи

При транспортировке бетонного раствора на расстояние или на высоту необходимо сохранить технические характеристики материала. На практике для подачи смеси пользуются 2 — мя способами перемещения:

  • Беспрерывная технология. Поднять бетон к непосредственному месту укладки можно, используя шланг, трубопровод или машину конвейерного типа. Способ применяется в случае, если материал готовится на месте монтажных работ или когда сооружаются масштабные объекты.
  • Циклическая транспортировка. Сложный способ, состоит из 2-х этапов. Первоначально груз доставляет специальная машина — миксер, самосвал, бетоновоз, емкости на плавсредствах или железнодорожные цистерны. Дальнейшая передача выполняется по шлангам насосом непосредственно прямо для заливки в опалубку.

При строительстве сооружений используется комбинированный метод доставки бетона от изготовителя к месту укладки.

Способы доставки

Насос для бетона

Насосы для бетона применяются только при температуре воздуха свыше 15 градусов, иначе материал потеряет свои свойства.

Для перекачки раствора по шлангам можно привлечь специальное устройство — бетононасос. Спецтехника может подавать бетон до труднодоступных мест на стройке как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Способ не всегда можно применить. Материал сохраняет свое качество при плюсовых температурах окружающей среды. При минусах вода, которая входит в состав смеси, просто замерзнет. Поэтому агрегат используют при температуре воздуха свыше 15 °C.

Такие машины бывают двух видов:

  • Стационарная станция. Устанавливается на строительной площадке. Оборудование громоздкое, имеет малую мощность и производительность, арендная плата за ее использование высокая. В современном строительстве время редко встречается при сооружении объектов.
  • Агрегат на базе автомобиля («Пумик»). Это современное средство доставки бетона к месту заливки, которое имеет комбинированное устройство — миксер+насос. Обладает такими характеристиками:
    • Повышенная маневренность. Насос можно применять в городской черте, при соседстве с постройками и линиями электропередачи.
    • Высокая скорость перекачивания раствора.
    • Способность подавать смесь на большие дистанции. Радиус охвата — 24 м, высота подачи — 28 м.
    • Большой объем емкости. Есть модели, что имеют танки вместимостью 6000—10000 л.

    Шланг для передачи раствора

    Для подачи раствора в труднодоступные места, как горизонтально, так и вертикально, используются шланги.

    Бетоноводные коммуникации часто используются при заливке бетона. Этот способ позволяет заполнить раствором места, к которым трудно доставить смесь другим способом. Кроме того, материал перемещается по вертикали на большие высоты, а по горизонтали — на любую дистанцию. Если в наличии на стройке имеется бетоносмексительный агрегат, то работы можно осуществлять беспрерывно. Процесс выполняется при наличии единственной линии трубопровода — это позволяет сэкономить финансы и рабочее время при сооружении передающей коммуникации.

    Конвейерная машина

    Применяется при сооружении объектов в промышленности или в жилищно-коммунальном хозяйстве, где необходимо провести монтаж небольшой точечной конструкции. Ленточные агрегаты оснащаются конвейерами с ребристой или гладкой поверхностью. Этот элемент имеет длину от 600 до 1500 см, а ширина ленты составляет 400—500 мм. Высота подачи бетона регулируется в пределах 150—400 см. Главное преимущество устройства — процесс подачи раствора может осуществляться непрерывно и равномерно с установленной толщиной подаваемого слоя. Потери материала при этом способе транспортировки сводятся к минимуму — конвейер самоочищается, остатки раствора попадают в емкость для хранения.

    При работе с большими площадями для передачи бетона, ленточное устройство перемещают вручную.

    Автотранспортная доставка


    При транспортировке бетономешалкой строительная смесь защищена от воздействий окружающей среды.

    Для подвоза бетона используются:

    • Самосвалы общего назначения. Специалисты не рекомендуют применять такую технику — при транспортировке потери объема груза составляют 1—2%. При этом бетон подвергается воздействию окружающей среды — холод, жара, ветер. От воздействия этих факторов изменяется внутренняя структура материала, он теряет качество. Возможно применение для перевозок на сверхмалые расстояния.
    • Бетоновозы. Специальный грузовой автомобиль, кузов которого оборудован защитой для обеспечения раствору нормальных условий транспортировки. В этом транспорте исключено разделения смеси на слои, ее выветривание и охлаждение.
    • Бетоносмесители. Идеальный вариант для перевозки строительного материала. Основные компоненты закладываются в емкость в сухом виде, для технологической жидкости предусмотрен танк. Смешивание начинается непосредственно перед прибытием к пункту разгрузки. Стоимость услуг арендованого транспорта высокая, целесообразность применения — для доставки на дистанции до 70 км.

    Строительный кран

    Применяется этот вид доставки смеси с помощью специальных емкостей. Перемещается груз в вертикальной и горизонтальных плоскостях краном. Доставка к месту укладки раствора осуществляется дозировано с дальнейшим перераспределением. Емкости для бетона бывают 2-х видов:

    • Бадья для подачи неповоротного типа. Движется в горизонтальном направлении.
    • Поворотная емкость с вибраторной установкой. Перемещает ее кран по вертикали на разные уровни сооружения, где выполняется выгрузка.

    Другие способы

    Для доставки и распределения бетона по объекту строительства используются следующие методы:

    • ручной способ;
    • горизонтальные спецподъемники;
    • строительные тележки;
    • мотороллерные блоки;
    • тачки-рикши.

    Что учитывать при выборе метода?

    Средство доставки бетонного раствора к месту строительства должно обеспечить сохранение качественных характеристик материала, недопускать его расслоения и ухода «молочка» из цемента. Время прибытия груза должно учитывать момент схватывания смеси в емкости. Транспортировка должна учитывать негативное влияние окружающей среды на смесь и защищать ее от воздействия УФ-излучения, высоких и низких температур, воздушных потоков.

    Без бетонного раствора не обходиться ни одна постройка. На масштабных стройках наиболее популярное оборудование — насос для подачи бетона. Такая механическая станция надежна и комфортна в обслуживании. Она имеет долгосрочный период эксплуатации и доступна в цене. Устройства для поступления смеси увеличивают качество работ и производительность труда.


    Перемещение бетона

    Самое сложное действие в строительстве — доставить бетон на его место эксплуатации. Здесь необходима осторожность, иначе можно испортить качество материала. Для решения таких проблем используются станции для подачи бетона — автобетоносмесители. Это бочка с лопастями внутри, которые движутся по часовой стрелке и бетонная смесь попадает внутрь, обратные движения выталкивают ее наружу. Такая конструкция крепится к основе автомобильного шасси. Используется в том случае, когда подъезд к месту стройки несложный.

    Преимущества смесителя заключаются в том, что однородность бетонного раствора остается неизменной, а технические характеристики не меняются даже при задержках.

    В труднодоступные места строительную смесь доставляют с помощью специальной техники.

    Но если подобраться к месту строительных работ сложно, в этом случае применяется трубопроводная техника — машина для подвода раствора к необходимому объекту. С ее помощью транспортировка жидкой бетонной смеси происходит горизонтально или вертикально, при этом нужен только один механизм. Также она дает доступ к труднодоступным зонам и участкам, расположенным на высоте.

    Станции для подачи бетона: виды устройств и применение

    Для доставки бетонного раствора профессионалы используют следующие устройства, облегчающие строительные работы:

    • Бетононасосы. Приспособления, которые предназначены доставлять материал в места, где происходит укладка.
    • Штукатурные станции. Принимают, перерабатывают, а потом производят подачу раствора.
    • Бадьи для смеси. Дают возможность поставки бетона сразу к месту проведения работ.
    • Торкрет установки. Осуществляют торкретирование сухих смесей и подачу тяжелого бетона под сильным давлением.
    • Пневмонагнетатели. Изготавливает материал и модернизирует его доставку.

    Станции применяются в сложных условиях, когда нет шансов просто подъехать к строительному объекту, а также на всех фазах строительства, которые требуют смешивание компонентов. Они предназначаются для следующих работ:

    • наружные и внутренние отделки;
    • шлифовка откосов помещения;
    • заливка полов;
    • перекачка бетона;
    • большие объемы строек и длительное время эксплуатации;
    • работы на большой высоте.

    Станции для подачи бетона имеют такие преимущества:

    • понижение трудовых затрат и потери стройматериала;
    • простота в использовании;
    • повышение скорости строительства;
    • долгий срок службы;
    • подача смеси в 2-х направлениях (горизонтально — 300 м, вертикально — 80 м);
    • высокая продуктивность;
    • работают от двигателя или электричества;
    • хороши в использовании при строительстве многоэтажных домов.

    Обзор станций

    Все станции снабжения бетона делятся по видам:

    • «ШС-4/6 СО50Д». Перемешивает раствор, фильтрует и отправляет на поверхность, используется при заливке полов.
    • «СШ-6 СО50АМ». Предназначена для сохранения, перевозки, подачи строительной смеси.
    • «М280». Мини-станция используется для штукатурки фасадов, потолков, черновой стяжки.
    • «Мобильная duo-mix 2000». Перемешивает даже самые тяжелые замесы, причем не только штукатурные, но и шпаклевочные.

    При выборе такого оборудования стоит обратить внимание на параметры подачи раствора, мощность производительности, тип и завод изготовителя.

    Устройства для подачи бетона сильно облегчают жизнь строителей. Благодаря им человеческая сила используется меньше, а работы двигаются быстрее. Оборудование недешевое, поэтому перед использованием необходимо ознакомиться с инструкцией, почитать научную литературу, прислушаться к советам профессионалов. Соблюдая эти правила, будет достигнут качественный результат в кратчайшие сроки.

    Подъем бетона на высоту потребуется при проведении любых видов работ с ним – заливки полов, опалубки, создания опор при высотном строительстве. Вариант с ручным трудом отпадает сразу. Важно сохранить свежесть бетона, а трудозатраты при таком методе нерентабельны. Остается один выход – использование автоматизированных способов.

    Подача бетона на высоту

    Подача бетона на высоту с использованием крана

    В работе применяют обычные строительные краны. К ним закрепляется бадья, наполненная строительным раствором. Крановщик переносит ее точно в указанное место, рабочие принимают и начинают работу.

    Среди плюсов подхода – высокая скорость. Краны работают быстрее, чем многие альтернативные методы. Недостаток – ограниченность объема подъемной емкости. Работать нужно быстро, чтобы характеристики раствора не ухудшились. Многое зависит от уровня подготовки и опыта крановщика.

    Перед выбором такого метода нужно внимательно рассчитать его рентабельность, есть вероятность, что решение не подойдет для строительства.

    Установка конвейера непрерывной подачи

    В этом случае конвейерная лента протягивается от места смешения раствора до пункта непосредственного использования. Затраты минимальные, установку можно быстро перебросить на другой участок.

    Среди преимуществ такого типа установки – удобство и быстрая доставка нужного количества бетона. Это хорошее решение, если бетон нужен точечно, для выполнения небольшого объема работ.

    Недостаток – ограниченная высота подъема, не более 4 метров.

    Подача бетона на высоту

    Использование автобетононасоса

    Оптимальным решением при строительстве становится ситуация, в которой машина подает бетон на высоту. Автобетононасос – это передвижной или стационарный агрегат, в котором происходит смешивание и нагнетание смеси до определенного давления.

    Возможна прокладка как горизонтальной, так и вертикальной трассы для подачи готовой смеси. Скорость и другие параметры работы зависят от основных характеристик:

    • Максимальная техническая производительность. Указывается в кубометрах в час – это тот объем, который установка может перекачать за 60 минут. На крупных стройплощадках может использоваться сразу несколько насосов.
    • Предельное давление на бетонную смесь. Показывает, на какую высоту техника сможет поднять бетон.
    • Вылет бетонораспределительной стрелы. Чем она длиннее, тем выше можно будет подать смесь при строительстве.

    Насосы могут использоваться с бетономешалкой, чтобы она постоянно подавала смесь или со стационарным комплексом по производству готового раствора для работы.

    При подаче рабочие должны следить за сохранением напора бетонной смеси, правильным закреплением трассы подачи, быстрым приемом после использования.


    Подача бетона на высоту при строительстве зданий и сооружений может выполняться при помощи различных типов спецтехники – автокранов, башенных кранов, ленточных конвейеров, бетононасосов. Для последующей укладки раствора применяют бетоноукладчики, пневмонагреватели, вибротрнаспорт и другое оборудование.

    В абсолютном большинстве случаев бетонирование монолитных конструкций осуществляется именно с привлечением автокранов и специальных емкостей для раствора. Использование башенных кранов и бетононасосов актуально для высотных сооружений и труднодоступных участков. Популярность самоходных кранов при подобных работах объясняется универсальностью данной техники, возможностью задействовать ее при строительстве монолитных конструкций любого объема и типа.

    Выбор типа автокрана и объема бадьи для раствора определяется требуемой производительностью работ, а также видом бетонируемой конструкции. Поскольку на разных этапах строительства может требоваться различная скорость укладки бетона, подрядчики чаще всего прибегают к услугам аренды автокранов и дополнительного оборудования. Это позволяет избежать расходов на приобретение, хранение и обслуживание сразу нескольких единиц спецтехники.

    Технология подачи бетона автокраном

    Бетонная смесь доставляется на строительную площадку автобетоносмесителями, выгружается в бадьи, затем подается автокраном на нужный участок. Для подачи бетона используются исключительно специально предназначенные для этого бадьи. Это емкости, состоящие из жесткого металлокаркаса и стальной обшивки, оснащенные секторным или челюстным затвором для регулировки подачи смеси.

    Главные требования к бадьям для подачи бетона:

    • герметичность для исключения потерь раствора;
    • удобство загрузки, выгрузки, внутренней очистки после использования;
    • небольшой вес;
    • минимальные размеры в вертикальном положении (при подъеме автокраном);
    • возможность регулировки выгрузки бетона;
    • надежность строповочных петель и всей конструкции в целом.

    Поворотные и неповоротные бадьи

    Автокран может подавать бетон как в поворотной, так в неповоротной бадье. Поворотная бадья загружается бетонной смесью непосредственно на объекте, для чего она устанавливается на подготовленной ровной площадке в горизонтальное положение. Загруженная бадья поднимается краном, принимает вертикальное положение, подается к бетонируемой конструкции. При возведении тонкостенных вертикальных конструкций чаще всего используются поворотные бадьи в боковой выгрузкой вместимостью до 1 куб. м.

    Неповоротные бадьи могут загружаться бетоном на заводе или на строительной площадке – из перегрузочных бункеров или автобетоносмесителей. Как правило, такие емкости имеют пирамидальную коническую форму.

    Скорость бетонирования при использовании автокранов

    Для обеспечения непрерывного процесса бетонирования в зоне работы автокрана на строительной площадке устанавливают сразу несколько бадей. Количество емкостей зависит от объема раствора в автобетоносмесителе. При этом учитывается, что поворотные бадьи заполняются раствором на 65-70% своего объема, неповоротные – на 80-85%.

    Скорость бетонирования напрямую зависит от производительности автокрана, количества и объема одновременно используемых емкостей. Как правило, при бетонировании прогонов, балок, тонкостенных вертикальных и других каркасных конструкций применяются бадьи объемом 0,5 куб. м. Емкости объемом 0,25-0,3 куб. м используются при бетонировании швов балок и стыков. Для строительства монолитных фундаментов применяют бадью максимального объема – от 1 до 3 куб. м.

    Главные преимущества применения автокранов при подъеме бетона

    • Возможность параллельно задействовать технику для других работ на строительной площадке – для погрузочно-разгрузочных работ, для монтажа закладных деталей и арматуры.
    • Доступная стоимость аренды автокранов и дополнительного оборудования.
    • Возможность свободно перемещать технику по строительной площадке и быстро приступать к бетонированию новых конструкций.

    Частые вопросы

    Есть ли ограничения для применения автокранов при бетонировании конструкций?

    Да, конечно. При планировании строительных работ необходимо принимать во внимание, что автокран не сможет подать бадью с бетоном в труднодоступные места. Для бетонирования труднодоступных монолитных конструкций рекомендуется применять бетононасосы.

    После подъема автокраном разгрузка бадьи может выполняться автоматически?

    Нет. Конструкция поворотных и неповоротных емкостей предусматривает исключительно ручную разгрузку. Это продиктовано необходимостью визуального контроля выгрузки и распределения бетона.

    Автокраны какой грузоподъемности могут использоваться для подъема бетона?

    Выбор грузоподъемности стрелы полностью зависит от объема и собственного веса бадьи. Однако это параметр всегда нужно выбирать «с запасом». Помимо грузоподъемности, при аренде автокрана необходимо учитывать длину вылета стрелы и высоту подъема.

    Какие сооружения могут бетонироваться с использованием автокранов?

    Автокраны и бадьи применяются при возведении многоэтажных зданий и различных монолитных конструкций. Также данная техника используется при строительстве углубленных сооружений – колодцев, тоннелей и прочих. Особенно актуально использование самоходных кранов при сооружении рассредоточенных по площадке объектов.

    В зависимости от вида конструкции, параметров бетонной смеси и объема работ, технических возможностей организации применяют следующие технологии.

    Подача транспортом непосредственно в конструкцию с уровня стоянки (рис. 4.27) или со специальных бетоновозных мостов или эстакад (рис. 4.28).

    Достоинства: простота (нет промежуточной перегрузки, не требуется кранов); бетонная смесь любой подвижности с заполнителем любой крупности.

    Недостатки: ограниченная область применения; для конструкций на грунте (полы промышленных зданий, дороги, площадки); для конструкций большого объема (когда оправданы затраты на эстакады).

    Рис. 4.27. Схемы подачи бетонной смеси из транспорта непосредственно в конструкции при бетонировании
    Рис. 4.27. Схемы подачи бетонной смеси из транспорта непосредственно в конструкции при бетонировании: а – полов, площадок, автодорог; б – ленточных фундаментов; в – буронабивных свай с подачей в одну точку; г – подача в несколько точек по высоте; г1 – подача в несколько точек в плане; д – подача на виброжелоба; е – подача с бетоновозной эстакады в массивные конструкции; 1 – автосамосвал; 2 – бетоновоз; 3 – миксер; 4 – подающая стрела; 5 – виброжелоб; 6 – эстакада; 7 – опалубка
    Рис. 4.28. Бетонирование массива с передвижного моста: 1 – мост; 2 – хоботы; 3 – бетонируемый массив; 4 – поднимаемая аппарель; 5 – рельсовый ход
    Рис. 4.28. Бетонирование массива с передвижного моста: 1 – мост; 2 – хоботы; 3 – бетонируемый массив; 4 – поднимаемая аппарель; 5 – рельсовый ход
    Рис. 4.29. Подача бетонной смеси бадьей с помощью кранов: а – башенным краном; б – стреловым краном
    Рис. 4.29. Подача бетонной смеси бадьей с помощью кранов: а – башенным краном; б – стреловым краном; 1 – бадья; 2 – затвор; 3 – опалубка; 4 – растяжки; 5 – кран; 6 – звеньевой хобот: 7 – самосвал

    Подача бетонолитной бадьей с помощью крана (рис. 4.29).

    Достоинства: смесь любых параметров; возможность дозирования подачи смеси; большое расстояние подачи: стреловыми кранами до 30 м (рис. 4.29, б), башенными кранами до 60 м (рис. 4.29, а); при любых объемах работ.

    Недостатки: дополнительная перегрузка и дополнительное время до укладки; наличие «мертвых» зон (нельзя подать в окно, под перекрытие, в туннель и т.п.).

    На объектах промышленных и гражданских сооружений в настоящее время основной способ подачи бетонной смеси на рабочее место (рис. 4.29).

    Подача ленточными конвейерами. Используются стационарные или мобильные системы на базе автомобиля или трактора, снабженные рабочими стрелами длиной 10 - 20 м, по которым движется транспортерная лента с бетонной смесью (рис. 4.30, 4.31).

    Достоинства: смесь любых параметров; не требуется кран; высокая производительность (подача непрерывная).

    Недостатки: угол подъема транспортерной стрелы не более 15°, иначе бетонная смесь «съезжает назад»; эффективна лишь при большом объеме работ.

    Применяется при бетонировании конструкций нулевого цикла: фундаментов, стен подвала, полов, перекрытий и т.п., а также надземной части не выше второго этажа (4.. .6 м).

    Рис. 4.30. Подача смеси по виброжелобам: 1 – приемный бункер; 2 – бетонолитный желоб; 3 – вибраторы; 4 – опоры; 5 – автосамосвал

    Рис. 4.31. Подача смеси ленточными конвейерами (бетоноукладчиками): 1 – базовая машина (кран); 2 – приемный бункер; 3 – автосамосвал; 4 – ленточный конвейер; 5 – опалубка

    Подача бетононасосами. Бетонная смесь подвижностью ОК 8–16 см подается по стальным трубам диаметром 100÷200 мм непосредственно в конструкцию. Расстояние подачи – до 150 м, высота – до 40 м.

    Комплекс включает: приемный бункер; бетононасос, подающий трубопровод; стрелу-манипулятор, на которой расположен рабочий трубопровод.

    В зависимости от параметров объекта (ширина, высота, степень стесненности и т. п.) используется одна из следующих технологических схем:

    - все оборудование смонтировано на базе автобетоносмесителя (миксера). Этот комплекс может работать в транспортном режиме, получая бетонную смесь на заводе, доставлять ее на объект и подавать к месту укладки. Возможна работа комплекса в стационарном режиме, т.е. готовить бетонную смесь на объекте и подавать ее в зону укладки (рис. 4.33);

    - все оборудование смонтировано на шасси автомобиля. Бетонная смесь доставляется другим транспортом (самосвал, миксер) и загружается в приемный бункер агрегата (рис. 4.32);

    - при возведении высоких сооружений используется раздельная стационарная техника: приемный бункер и бетононасос располагаются на земле; стрела-манипулятор устанавливается на рабочем горизонте и переставляется вверх по мере наращивания сооружения. Стрела имеет автономный привод. Бетонная смесь подается по вертикальной магистральной трубе, которая наращивается по мере возведения сооружения (рис. 4.34);

    - все оборудование смонтировано на конструкциях башенного крана (рис. 4.35).

    Достоинства: высокая производительность (непрерывность), не требуется кранов, отсутствие «мертвых зон» (подача в любую точку).

    Недостатки: ограничения по параметрам смеси: ОК – 8–16 см; крупность щебня менее 40 мм; большие затраты на промывку трубопроводов; четкая и непрерывная поставка бетонной смеси.

    Способ применяется при больших объемах работ, стесненности площадки.

    Рис. 4.32. Автобетононасос с распределительной стрелой: 1 – приемный бункер; 2 – бетононасос; 3 – стрела; 4 – бетоновод
    Рис. 4.32. Автобетононасос с распределительной стрелой: 1 – приемный бункер; 2 – бетононасос; 3 – стрела; 4 – бетоновод
    Рис. 4.33. Автобетононасос-автобетоносмеситель, смонтированные на общем шасси: 1 – бетоносмеситель (миксер); 2 – распределительная стрела; 3 – бетоновод; 4 – выпускной лоток; 5 – приемный бункер; 6 – бетононасос
    Рис. 4.33. Автобетононасос-автобетоносмеситель, смонтированные на общем шасси: 1 – бетоносмеситель (миксер); 2 – распределительная стрела; 3 – бетоновод; 4 – выпускной лоток; 5 – приемный бункер; 6 – бетононасос
    Рис. 4.34. Автономная распределительная стрела (манипулятор): 1,3 – опорная и поворотная рамы; 2 – выносные опоры; 4 – стрела; 5 – бетоновод; 6 – механизм поворота
    Рис. 4.34. Автономная распределительная стрела (манипулятор): 1,3 – опорная и поворотная рамы; 2 – выносные опоры; 4 – стрела; 5 – бетоновод; 6 – механизм поворота
    Рис. 4.35. Подача бетонной смеси бетононасосом с распределительной стрелой
    Рис. 4.35. Подача бетонной смеси бетононасосом с распределительной стрелой: а – на башенном кране; б – стационарной стрелой; б – на автобетононасосе; 1 – миксер; 2 – бетонасос; 3 – бетоновод подающий; 4 – бетоновод распределительный; 5 – рабочая стрела; 6 – гибкий хобот

    Источник: Технология строительных процессов. Снарский В.И.

    Читайте также: