Под окнами лизиного дома цитаты

Обновлено: 18.05.2024

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» новая эстетическая реальность.
Основная проблематика и тематика,
новый тип героя, образ Лизы.
(8 класс)

Цели:
- знакомство с некоторыми фактами биографии
Н.М.Карамзина, оказавшими влияние на формирование
мировоззрения писателя; составление сравнительной
характеристики классицизма и сентиментализма, выявление
значимости значения творчества Н.М.Карамзина;
- выявление особенностей сентименталистской концепции
личности, ценной своими внесословными нравственными
достоинствами, чувствительной и сложной; характерных черт
сентиментализма в повести;
- развитие нравственно-эстетических представлений
учащихся в ходе выявления лексического значения слова
чувствительный.

4. Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826)

К чему ни обратись в нашей литературе –
всему начало положено Карамзиным: журналистике,
критике, повести-роману, повести исторической,
изучению истории.
В.Г.Белинский

5. Карамзин Николай Михайлович - знаменитый русский писатель, поэт, журналист, историк. Начав литературную деятельность в 1783 г. переводами с н

Карамзин Николай Михайлович знаменитый русский писатель,
поэт, журналист, историк.
Начав литературную деятельность
в 1783 г. переводами с немецкого,
в 1787-1789 гг. Карамзин принял
участие в периодическом издании
"Размышления о делах Божиих. ",
где публиковались переводные, в
основном немецкие,
произведения.

Классицизм
Сентиментализм
Причина
возникновения
Поиски идеала.
Обращение к образцам
и формам античности
как к идеалу
Стремление поставить в
центр внимания жизнь и
судьбу человека, мир его
чувств в противовес
буржуазным ценностям.
Важнейшие
категории
Принцип
рационализма. Культ
разума.
Категория естественного,
культ естественных чувств,
обращение к эмоциональному
началу
Центральные
Стремление запечатлеть
проблемы
существенные стороны
произведений
жизненного явления
писателейсентименталистов
Просветительская
направленность
произведений
Утверждение идей
просвещенного
абсолютизма,
патриотизма,
гражданственности
Проблемы добра и зла
Противопоставление деревни
городу, низших сословий –
высшим, «естественного
состояния» - цивилизации

Классицизм
Сентиментализм
Источник силы,
справедливости,
духовного здоровья
Обращение к
общественной
проблематике.
Служение обществу.
Природа
Идеальные герои и
отношения
Человек-гражданин,
государственный
деятель. Идеализация
героев. Деление героев
на положительных и
отрицательных.
Щедрые и сострадательные,
чувствительные люди, гуманные
отношения
Враждебные силы
Помещичий произвол, гонения
бездушных «законников»,
утративших природную
чувствительность, равнодушных,
легкомысленных, жестоких
Жанры
Строгая иерархия
жанров
Разрушение строгой жанровой
системы
Особенности
поэтики
Соблюдение единства
времени, места и
действия,
объективность
повествования
Наличие авторских
характеристик героев,
лирических рассуждений, малый
объём, компактный и
динамичный сюжет

Заполните вторую часть таблицы
Фрагменты
панорамы,
впечатления
повествователя
Пространство
описания
Природа
Имена собственные,
географические
названия
Примеры
Небо, солнце, лучи, гора, даль, край
горизонта, правая и левая стороны
Луга, поля, роща, лесочки, деревья,
зелень, пески, река, горы
Симонов монастырь, Данилов
монастырь, село Коломенское,
Воробьёвы горы, Москва, Российская
империя

Заполните вторую часть таблицы
Фрагменты
панорамы,
впечатления
повествователя
Люди
Примеры
Рыбаки, пастухи с их песнями
Струги, рыбачьи лодки, вёсла, руль
Предметы
Эпитеты,
характеризующие
чувства человека,
любующегося видом
окрестностей
Мрачный, древний, ужасный;
величественный, великолепный,
бесчисленный, обширный, высокий;
златой, златоглавый, жёлтый,
светлый; вечерний, летний

Подумай и ответь…
Почему Н.М.Карамзин выбрал окрестности Симонова
монастыря в качестве места действия?
«Вид Симонова монастыря». Художник И.А.Лавров

Подумай и ответь…
- Каковы особенности панорамы, открывшейся взору
читателя?
Карамзинское описание, предваряющее действие повести, сначала «величественный амфитеатр» города, окрестных
сёл и монастырей в косых лучах заходящего солнца, а затем
плавный переход от панорамы города и природы к панораме
истории.
- Какую роль играет образ осенних ветров, веющих в
стенах монастыря меж «мрачных готических башен» и
надгробных камней?
Образ ветра играет роль связующего звена между
космическими и культурно-историческими стихиями

Заполните вторую часть таблицы
Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах,
связанных с появлением Лизы
Первая
встреча с
Эрастом
«Прошло два года после смерти отца Лизина.
Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в
Москву с ландышами».
Под окнами
Лизиного
дома
«Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от
матери своей… побежала в погреб – принесла
чистую кринку, - схватила стакан, вымыла,
вытерла его белым полотенцем, налила воды»
Утро
приезда
Эраста на
первое
свидание
«Ещё до восхождения солнечного Лиза встала,
сошла на берег Москвы-реки, села на траве и,
подгорюнившись, смотрела на белые туманы,
которые волновались в воздухе и, подымаясь
вверх, оставляли блестящие капли на зелёном
покрове натуры»

Заполните вторую часть таблицы
Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах,
связанных с появлением Лизы
После
«Какое прекрасное утро! Как весело в поле!
объяснения Никогда жаворонки так хорошо не певали,
в любви
никогда солнце так светло не сияло!»
Свидания с «Там часто тихая луна, сквозь зелёные ветви,
Эрастом
посребряла лучами своими светлые Лизины
волосы, которыми играли зефиры и рука
милого друга…»
Образу Лизы неизменно сопутствует мотив белизны,
чистоты и свежести

Заполните вторую часть таблицы
Мотив денег в эпизодах, связанных с появлением
Эраста
Первая
встреча
Эраст
покупает
Лизину
работу
Перед
уходом в
армию
Герой в
армии
«А что тебе надобно?» - «Пять копеек». – «Это
слишком дёшево. Вот тебе рубль».
«Он покупал у неё Лизину работу и хотел
всегда платить в десять раз дороже
назначаемой ею цены, но старушка никогда не
брала лишнего»
«Он принудил её взять у него несколько денег,
сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие
продавала работу свою, которая, по уговору,
принадлежит мне»
«Нет, он в самом деле был в армии, но, вместо
того чтобы сражаться с неприятелем, играл в
карты и проиграл почти всё своё имение»

Подумай и ответь…
- Возможно ли примирение героев? Как выглядит хижина,
в которой когда-то жила Лиза? О чём свидетельствуют эти
детали?
- Каким предстаёт повествователь? Найдите в тексте
обращения рассказчика к героям, комментарии событий,
звучащие из его уст.
- Какие черты идеала человеческой личности писателейсентименталистов нашли отражение в трёх центральных
образах повести – автора-рассказчика, бедной Лизы и
Эраста?

Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину
жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно
стадиям развития любовного чувства. Найдите примеры
такого соответствия. О чём они свидетельствуют?
Заполните вторую часть таблицы цитатами
Образ природы в повести
Природа во
вступлении
Момент
объяснения
Лизы и
Эраста
Трагический
перелом в
судьбе
героини
«Великолепная картина, особливо когда светит
на неё солнце густой зелени древних вязов.
Страшно воют ветры…»
«Какое прекрасное утро! Как весело в поле!
Никогда жаворонки так хорошо не певали,
никогда солнце так светло не сияло, никогда
цветы так приятно не пахли!»
«Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных
облаков – казалось, что натура сетовала о
потерянной Лизиной невинности»

Под Окном Лизиного Дома Цитаты

Краткие сведения

Мои замечания об услышанном

2.Прочитайте статью учебника, посвящённую сентиментализму. Запишите в третью часть таблицы особенности сентиментализма. Назовите черты сходства и различия сентиментализма и классицизма.

Классицизм

Сентиментализм

Поиски идеала. Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

Одна из главных категорий

Принцип рационализма. Культ разума

Центральные проблемы произведений

Стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления

Отношение к идеям Просвещения

Утверждение идей просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности

Источник силы, справедливости, духовного здоровья

Обращение к общественной проблематике. Служение обществу

Идеальные герои и отношения

Человек-гражданин, государственный деятель. Идеализация героев. Деление героев на положительных и отрицательных

Строгая иерархия жанров

Особенности поэтики произведений

Соблюдение единства времени, места и действия, объективность повествования

3.Запишите ответ на вопрос: «Каково значение творчества Карамзина для русской литературы и истории?» ________________________________________________

Тема. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» – новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы

1.Прочитайте выразительно повесть от начала до слов «Ах! люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!».

Заполните вторую часть таблицы словами из текста, позволяющими представить художественное пространство, панораму города, природу, почувствовать настроение повествователя.

Фрагменты панорамы, впечатления повествователя

Примеры

Имена собственные, географические названия

Эпитеты, характеризующие чувства человека, любующегося видом окрестностей

2.Почему Н.М. Карамзин выбрал окрестности Симонова монастыря? Продолжите высказывание.

Писатель осознавал глубинную поэтическую связь образа героини с куда более сложным образом русской истории, а точнее, истории Москвы. _______________________________

3.Запишите имя художника, автора портрета «Бедная Лиза». _____________________

4.Запишите значение имени Лиза. _________________________________________

5.По деталям, имеющимся в повести, воссоздайте психологический портрет Лизы. Выпишите из текста цитаты, соответствующие указанным в первой части таблицы эпизодам.

Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах, связанных с появлением Лизы

Первая встреча с Эрастом

Под окнами Лизиного дома

Утро приезда Эраста на первое свидание

После объяснения в любви

Свидания с Эрастом

6.Каков смысл фразы: «И крестьянки любить умеют»?

7.Запишите лексическое значение слова.

8.Запишите цитаты, соответствующие указанным в первой части таблицы эпизодам.

Мотив денег в эпизодах, связанных с появлением Эраста

Эраст покупает Лизину работу

Перед уходом в армию

Эраст намерен жениться

9.Найдите в пейзажных зарисовках начала повести описания, синонимичные мотивам денег и чистоты. Объясните совпадения. ________________________________

10.Выпишите из текста фразы, сказанные повествователем в адрес Эраста. Можно ли однозначно судить о характере этого героя?

11.Найдите в повести обращения рассказчика к читателям. Каково отношение его к событиям? Каков его характер?

12.Какие черты идеала человеческой личности писателей-сентименталистов нашли отражение в трёх центральных образах повести – автора-рассказчика, бедной Лизы и Эраста?

Бедная Лиза __________________________________________________________

13.Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Найдите примеры такого соответствия. О чём они свидетельствуют? Заполните вторую часть таблицы цитатами.

Образы природы в повести

Природа во вступлении

Природа в момент объяснения Лизы и Эраста

Описание природы в момент трагического перелома в судьбе героини

14.Подберите соответствующие примеры, иллюстрирующие особенности языка повести.

Активное использование оценочных эпитетов

Эмоционально окрашенные междометия

15.Какие особенности сентиментализма нашли отражение в повести?

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Проанализируйте приведённую ниже пейзажную зарисовку. Выявите особенности «чувствительного пейзажа», определите его функции.

«Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятьях своих бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании».

2.Как в русской литературе XIX века называется небольшое стихотворение, изображающее вечно прекрасную природу, идеализированную жизнь на лоне природы?

3.Как в литературоведении называется совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени или индивидуальную манеру художника в отношении содержания и художественной формы, а также совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя или литературного произведения?

4.Выпишите из текста повести «Бедная Лиза» обобщённую мысль, выраженную в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме, в которой нашла отражение идея внесословной ценности человеческой личности. Укажите название литературоведческого термина.

Сиреневый Цвет Цитаты

Фиолетовый — самый глубокий
И таинственный в радуге цвет,
Словно путник идет одинокий
В плащ до пят мраком ночи одет.
На каком он оставил пороге
Прошлое и шагает куда,
Что он ищет в ночи на дороге?
Он не скажет тебе никогда…

Фиолетовый флажок
Филин мне найти помог.
Ну, а кто не верит мне
Пусть танцует на бревне.

Фиолетовой фиалке надоело жить а лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она.
На столе в красивой вазе около окна.

Фиолетовую краску
Создает цвет синий с красным.
Фиолетовых фиалок
Дарим мы букет в подарок.

Фиолетовыми тучами тяжелыми
Дождь пролился на луга и на поля.
Он прошел. И вдруг фиалками веселыми
Засветилась, как улыбками земля.
Это радуга прислала нам привет —
Свой седьмой, свой фиолетовый букет.

А вот с цветом фиолетом
Повстречаться можно летом.
Фиолетовы бананы?
Нет! На грядке баклажаны!
Солнцем будит ото сна
Цвет фиалковый весна.

Фиолетовой фиалке надоело жить а лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она.
На столе в красивой вазе около окна.

Цвет фиолетовый
Какой-то неприветливый,
Хотя он благородный
И этим летом модный,
Особенно на рынке.
Лежат как на картинке:
Виноград, инжир и сливы,
Баклажаны и оливы!
Вокруг жара и лето
А им все фиолето…

У фиолетового — хмурый вид,
Как будто он
На что-то сердит.

Но фиолетовый цвет —
Это сумерки
И рассвет.

Феи
В фиалковых шляпах.

Тени
На рассвете…

Фиолетовый ветер
Дует
на куст
сирени.

Мари О’Нейл
(Перевод с английского Липатова Елена)

Фиолетовое небо,
фиолетовые звезды,
фиолетовые волны,
фиолетовая даль.
Будто землю всю укрыла
фиолетовым платочком
и сидит, вздыхая, ночка.
— Скоро утро, вот печаль.

Мне к душе фиолетовый цвет,
пусть немного в том цвете тепла,
я увидел в нём тёплый рассвет,
солнце лета на зимнем стекла.

Засияй-же в моих стихах,
светом тёплая навсегда,
мной воссозданная в мечтах
фиолетовая звезда.

К счастью, скоры под той звездой,
в даль зовущие поезда,
но услышал я: «Нет такой,
фиолетовость — ерунда».

И свой мир мне немножко жаль,
но не стану в угоду петь.
Есть особенная печаль —
недопонятым умереть.

Я люблю фиолетовый цвет —
ощутимее степень тепла,
отступают с ним горести лет,
а ещё, грусть на сердце светла.

Так сияй же в моих стихах,
не фальшивая навсегда,
не погрязшая во грехах
фиолетовая звезда!

Фиолетовая туча —
Будет сильная гроза.
Как она темна, могуча,
Громом, молнией трескуча,
И от страха, и от страха,
От стихийного размаха
Закрываются глаза!

В то лето лесные фиалки
Росли очень плохо, а жалко…
Пожалело для цветов, в то лето,
Лето ультафиолета…

Нарисуем в летний день
Фиолетовым сирень,
И для маленькой фиалки
Этой краски нам не жалко.

Между иных впечатлений
Не затерялось одно:
В море цветущей сирени
Настежь открыто окно.
День удивительный, ясный…
Прячутся в тень от жары
И воробьи не напрасно,
И голоса детворы…

С фиолетовым сирень
Расцветает в тёплый день.
Фиолетовые ночи,
В них сияют звёзды-очи.
Фиолетовые тучи
И холмов далёких кручи.

Фиолетовые сливы
На деревьях так красивы!
На тарелке те же сливы
Выглядят еще красивей!

Лепесточек, лепесток —
Фиолетовый цветок.
Краски мне совсем не жалко —
Ярче будет пусть фиалка!

О как я прекрасна! Смотрите — прекрасна
Средь этой сирени, сиреневой сини,
И крохотна я средь неё и несчастна
Средь этой сирени, сиреневой сини.
Глаза мои синие всё ж не синее
Цветущей сирени, сиреневой сини.
Сиреневым ртом я смеяться не смею
Средь этой сирени, сиреневой сини.
И лик мой не белый, а синие тени
Дымятся на нём от сиреневой сини,
И вся я сжимаюсь, как кустик сирени
Средь этой сирени, сиреневой сини.
Сирень и сирень! Даже солнца здесь нету
Средь этой сирени, сиреневой сини.
Я кустик сирени средь тусклого света
Из синей сирени. Сиреневой сини.

Но не менее красивы
Фиолетовые сливы,
Баклажаны и жилетка
В фиолетовую клетку.

Целый день хохотала сирень
Фиолетово-розовым хохотом.
Солнце жалило высохший день.
Ты не шла (Может быть, этот вздох о том?)
Ты не шла. Хохотала сирень,
Удушая пылающим хохотом…
Вдалеке у слепых деревень
Пробежал паровоз тяжким грохотом.
Зло-презло хохотала сирень,
Убивая мечты острым хохотом.
Да. А ты все не шла — целый день.
А я ждал (Может быть, этот вздох о том. )
До луны хохотала сирень
Беспощадно осмысленным хохотом…
Ты не шла. В парке влажная тень.
Сердце ждет. Сердце бесится грохотом.
— Отхохочет ли эта сирень?
Иль увянет, сожженная хохотом.

Побывать хотелось мне
В Фиолетовой стране.
Но на вокзале мне в кассе сказали,
Что о такой никогда не слыхали;
И самолёты туда не летают,
Где же страна эта, кто о ней знает?
Кто мне подскажет, кто посоветует,
Как оказаться в стране Фиолетовой?
Грустно бреду по знакомой дороге,
Камушки мне попадают под ноги.
Вдруг… что за камень чудесного цвета,
Цвета волшебной страны Фиолетовой?
Я поднимаю, держу на ладошке —
Это не камень, а тонкое стёклышко!
Милый, родной фиолетовый цвет!
Кажется, я отыскал свой билет.
Я один глаз закрываю, и вот
Сказочный мир предо мною встаёт:
Вот по небу то там, то тут
Фиолетовые тучи плывут,
Но не капли роняют они,
А цветные, забавные сны.
Вот, смотрите-ка, из ворот
Фиолетовый вышел кот,
Фиолетовой лапой умылся
И опять в подворотне скрылся.
Вот бредут, на фиалки похожие,
Фиолетовые прохожие.
На скамейке болтают друг с дружкой
Фиолетовые старушки.
Пролетел, поднимая пыль,
Фиолетовый автомобиль…
В фиолетовый двор я вбежал,
Я открыл фиолетовую дверь,
Фиолетовой маме сказал:
— Знаешь, мам, я волшебник теперь.
Я придумал, как без денег, без билета
Оказаться мне в стране Фиолетовой.

Мой любимый цвет — ФИОЛЕТОВЫЙ!
Самая высокочастотная часть спектра!
Но его так мало в природе! Крокусы, фиалки,
И, конечно же, темная, насыщенная сирень,
Приводящая меня в дикий восторг!
Я не люблю вещей
И не окружаю себя фетишами,
У меня нет фиолетовых обоев,
Штор, покрывал, игрушек и так далее,
Есть какая-то одежда, сережки — и все!
Зато есть другое — мои сны и мечты…
Мне иногда снится
Фиолетовая планета…
Там много оттенков: сиреневые горы и реки,
Маренговое небо и несколько солнц
Разной величины и фиолетовых полутонов…
И как будто я — с нее родом,
И когда-то вернусь туда!
Некоторые говорят, что это — шизофрения,
Видеть цветные сны — ненормально,
А я согласна быть ненормальной!
Я ХОЧУ ВИДЕТЬ ЦВЕТНЫЕ СНЫ!
И возвращаться на мою фиолетовую планету!
Я точно знаю, что здесь, на Земле
Я — как будто в гостях,
Впрочем, это знает каждый
Мало-мальски верующий человек!
Мы все хотим в рай,
Но никто не знает, что это такое!
«В доме Отца Моего обителей много» —
Так сказал Христос!
Я верю, что моя обитель —
Фиолетовая планета!
На Земле, в России есть место,
Где все — фиолетовое,
Я там не была, только видела слайды,
Это чудо — плато Путорана
В самом сердце северной Эвенкии!
Место недоступное, хотя сейчас
Все доступно, только очень дорого!
Я уже не мечтаю побывать там…
Зачем? Это — лишь слабое отражение
Того места, куда я ДОЛЖНА попасть!
Я думаю, недолго ждать этого часа!
«Время лукаво!» — сказал Апостол Павел,
А с годами оно ускоряется…
Поэтому я не боюсь смерти,
Ведь это — просто возвращение домой!
Правда, в этом мире надо его заслужить,
Чтобы не попасть совсем в другое место…
Но моя планета цвета фиолета
Ждет меня! И я верю в это!

Радуги завершается круг,
Красивым фиолетовым цветом,
У радуги есть семь верных слуг,
Воспетых благородным поэтом

Фиолетовый — печали цвет,
Или знания, святости, веры,
Мы принимаем постА обет,
И постигаем духовные сферы,

Этот цвет — есть основа основ,
Для философов, певцов, поэтов,
Тайной манит нас запах костров,
И свет ветхих и новых заветов

Марии Магдалены обрАз,
Увидим в фиолетовой дымке,
Испытаем катарсис не раз,
И расцветем в блаженной улыбке

Ты Блаттион для византийцев,
А «Deep Purple» имя даровал,
Мелькают в отраженьях лица,
И виден нам Осириса оскал

Я вижу… радуга сияет,
Уже построились цвета все в ряд,
Стихи, наверное, растают,
И выстрелит салютами снаряд.

1 Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области

2 Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. (8 класс)

3 Цели: - знакомство с некоторыми фактами биографии Н.М.Карамзина, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; составление сравнительной характеристики классицизма и сентиментализма, выявление значимости значения творчества Н.М.Карамзина; - выявление особенностей сентименталистской концепции личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной; характерных черт сентиментализма в повести; - развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова чувствительный.

4 Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, изучению истории. В.Г.Белинский

5 Карамзин Николай Михайлович - знаменитый русский писатель, поэт, журналист, историк. Начав литературную деятельность в 1783 г. переводами с немецкого, в гг. Карамзин принял участие в периодическом издании "Размышления о делах Божиих. ", где публиковались переводные, в основном немецкие, произведения.

6 КлассицизмСентиментализм Причина возникновения Поиски идеала. Обращение к образцам и формам античности как к идеалу Стремление поставить в центр внимания жизнь и судьбу человека, мир его чувств в противовес буржуазным ценностям. Важнейшие категории Принцип рационализма. Культ разума. Категория естественного, культ естественных чувств, обращение к эмоциональному началу Центральные проблемы произведений писателей- сентименталистов Стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления Проблемы добра и зла Просветительская направленность произведений Утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности Противопоставление деревни городу, низших сословий – высшим, «естественного состояния» - цивилизации

7 КлассицизмСентиментализм Источник силы, справедливости, духовного здоровья Обращение к общественной проблематике. Служение обществу. Природа Идеальные герои и отношения Человек-гражданин, государственный деятель. Идеализация героев. Деление героев на положительных и отрицательных. Щедрые и сострадательные, чувствительные люди, гуманные отношения Враждебные силыПомещичий произвол, гонения бездушных «законников», утративших природную чувствительность, равнодушных, легкомысленных, жестоких ЖанрыСтрогая иерархия жанров Разрушение строгой жанровой системы Особенности поэтики Соблюдение единства времени, места и действия, объективность повествования Наличие авторских характеристик героев, лирических рассуждений, малый объём, компактный и динамичный сюжет

8 Заполните вторую часть таблицы Фрагменты панорамы, впечатления повествователя Примеры Пространство описания Природа Имена собственные, географические названия Небо, солнце, лучи, гора, даль, край горизонта, правая и левая стороны Луга, поля, роща, лесочки, деревья, зелень, пески, река, горы Симонов монастырь, Данилов монастырь, село Коломенское, Воробьёвы горы, Москва, Российская империя

9 Заполните вторую часть таблицы Фрагменты панорамы, впечатления повествователя Примеры Люди Предметы Эпитеты, характеризующие чувства человека, любующегося видом окрестностей Рыбаки, пастухи с их песнями Струги, рыбачьи лодки, вёсла, руль Мрачный, древний, ужасный; величественный, великолепный, бесчисленный, обширный, высокий; златой, златоглавый, жёлтый, светлый; вечерний, летний

10 Подумай и ответь… Почему Н.М.Карамзин выбрал окрестности Симонова монастыря в качестве места действия? «Вид Симонова монастыря». Художник И.А.Лавров

11 Подумай и ответь… - Каковы особенности панорамы, открывшейся взору читателя? - Какую роль играет образ осенних ветров, веющих в стенах монастыря меж «мрачных готических башен» и надгробных камней? Карамзинское описание, предваряющее действие повести, - сначала «величественный амфитеатр» города, окрестных сёл и монастырей в косых лучах заходящего солнца, а затем плавный переход от панорамы города и природы к панораме истории. Образ ветра играет роль связующего звена между космическими и культурно-историческими стихиями

12 «Бедная Лиза». Художник О.А.Кипренский

13 Заполните вторую часть таблицы Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах, связанных с появлением Лизы Первая встреча с Эрастом Под окнами Лизиного дома Утро приезда Эраста на первое свидание «Прошло два года после смерти отца Лизина. Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами». «Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей… побежала в погреб – принесла чистую кринку, - схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем, налила воды» «Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры»

14 Заполните вторую часть таблицы Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах, связанных с появлением Лизы После объяснения в любви Свидания с Эрастом «Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло!» «Там часто тихая луна, сквозь зелёные ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга…» Образу Лизы неизменно сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести

15 Заполните вторую часть таблицы Мотив денег в эпизодах, связанных с появлением Эраста Первая встреча Эраст покупает Лизину работу Перед уходом в армию Герой в армии «А что тебе надобно?» - «Пять копеек». – «Это слишком дёшево. Вот тебе рубль». «Он покупал у неё Лизину работу и хотел всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены, но старушка никогда не брала лишнего» «Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне» «Нет, он в самом деле был в армии, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти всё своё имение»

17 Подумай и ответь… - Возможно ли примирение героев? Как выглядит хижина, в которой когда-то жила Лиза? О чём свидетельствуют эти детали? - Каким предстаёт повествователь? Найдите в тексте обращения рассказчика к героям, комментарии событий, звучащие из его уст. - Какие черты идеала человеческой личности писателей- сентименталистов нашли отражение в трёх центральных образах повести – автора-рассказчика, бедной Лизы и Эраста?

18 Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Найдите примеры такого соответствия. О чём они свидетельствуют? Заполните вторую часть таблицы цитатами Образ природы в повести Природа во вступлении Момент объяснения Лизы и Эраста Трагический перелом в судьбе героини «Великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце густой зелени древних вязов. Страшно воют ветры…» «Какое прекрасное утро! Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» «Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности»

20 Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по произведению " Бедная Лиза" с тестом для учащихся по освоению материала по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. Урок литературы 8 класс»

Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. 8 класс 1 урок автор- составитель: Буяло Ю.ю. Учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №4 г. Хабаровск -2018

Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

8 класс 1 урок автор- составитель: Буяло Ю.ю.

Учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназия №4 г. Хабаровск -2018

Беседа по содержанию повести.

ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

  • КЛАССИЦИЗМ
  • - Культ разума, долга
  • - Общественная и гражданская тематика
  • - Соблюдение литературных норм и правил
  • СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
  • - Культ чувства
  • - Любовная тематика
  • - Нарушение литературных норм и правил классицизма

Работа в группе .

 вывод Демократичность (от «демос» – народ) сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма

Демократичность (от «демос» – народ) сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма

тест 1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века: 1) Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, конфликт между чувством и долгом. 2) Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, искание идеального образа «жизни вне цивилизации» а) сентиментализм б) классицизм 2. Каков жанр произведения Карамзина? а) рассказ б) повесть в) роман г) быль 3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина? А) Раифского б) Зилантова в) Симонова 4. Какого цвета глаза у героини Карамзина? а) голубые б) зеленые в) серые г) карие

1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

1) Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, конфликт между чувством и долгом.

2) Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, искание идеального образа «жизни вне цивилизации»

а) сентиментализм б) классицизм

2. Каков жанр произведения Карамзина?

а) рассказ б) повесть в) роман г) быль

3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из

А) Раифского б) Зилантова в) Симонова

4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?

а) голубые б) зеленые в) серые г) карие

тест 5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста? а) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве 6. От какого лица ведется повествование? а) от первого б) от второго в) от третьего 7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине? _____________________ 8. Чему научили отец и мать Лизу?_______________________________________________ 9. Найдите фразу , в которой заключена главная черта сентиментализма?_______________ 10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)_____________________________________________________________

5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

а) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

6. От какого лица ведется повествование?

а) от первого б) от второго в) от третьего

7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине? _____________________

Читайте также: