План кирпичного дома 19 века

Обновлено: 05.05.2024

Особенности проектирования

Исторически дома в купеческом стиле представляли собой квадратное или прямоугольное здание высотой 1-2 этажа, но современные проекты позволяют возводить более высокие здания. Другими характерными особенностями купеческих частных особняков выступают:

Комбинирование используемых при строительстве материалов. Нижний этаж обычно возводился из кирпича, а верхний – из древесины.

Применение простой (по сравнению с многоуровневой крышей русской усадьбы) двух- или четырехскатной кровли.

Использование в интерьерах натуральных материалов.

Наличие на верхнем этаже светелки. Она представляла собой хорошо освещенное помещение, чем-то напоминающее современную мансарду.

Подшив карнизных свесов. Обязательный элемент, отделка которого выполняется тщательно и из качественных материалов.

Использование на фасаде разнообразных декоративных элементов (резные наличники и ставни, ограждения лестниц, крыльца или балкона и т.д.), хотя их число намного меньше, чем при строительстве усадьбы. Это показывает основное отличие между ними – русский купеческий стиль показывает достаток владельца здания, будучи не таким броским и выпячивающим его, как в случае русской усадьбы.

Умение удержаться в рамках стиля – главная и очень характерная черта лучших представителей отечественного купечества, обладавших огромным состоянием, но не кичившихся собственным богатством.

Примеры проектов домов в купеческом стиле

Яркий пример современного здания рассматриваемого стиля – проект №10-40. Цокольный этаж выполнен из классического кирпича, а выше размещен трехэтажный сруб с обязательной светелкой не только на 3-м, но и на 2-м этаже. Высоко расположенное крыльцо с богато декорированными стойками и перилами дополняется балконом на втором этаже, выполненном в том же стиле.

Здание обладает большим количеством карнизных свесов, благодаря фонарям в светелках и козырьку над крыльцом. Все они отделаны тщательно и качественно, что придает постройке стильный и дорогой облик.

Еще один пример подобного коттеджа – проект №11-72. Оно не является комбинированным, так как стены выполнены из древесины. Однако, благодаря отделке цокольного этажа декоративным камнем, постройка полностью соответствует купеческому стилю. Другие характерные черты:

  • простая двухскатная кровля с подшитым карнизом;
  • высоко расположенное крыльцо;
  • балкон, выполненный с ним в едином стиле;
  • обязательная светелка на втором этаже.

Наиболее простой вариант купеческого особняка представляет проект №10-46. Он состоит из двух срубов, поставленных рядом. Цоколь отделан искусственным камнем, карнизы подшиты, а помещения второго этажа освещены, благодаря наличию трех больших окон. Все это – черты, присущие купеческим частным постройкам.

Без всякого сомнения, для сельских домов было разработано множество проектов домов, некоторые очень неплохо будут смотреться и сегодня очень неплохо. Эти дома были спроектированы для различных уровней благосостояния и условий проживания.

Несмотря на кажущуюся простоту эти дома были хорошо продуманы и проекты сделаны с учетом всех новшеств и максимально удобные для проживания.

В книге все расписано очень подробно, даны размеры и высота помещений, есть объяснения почему нужно строить так, а не иначе.

Сегодня вновь возвратились к тем же самым размерам и планировке жилых домов, так как в них продуманно расположены комнаты и вся планировка сделана с максимальным комфортом.

Конечно современные архитекторы, в своем большинстве, не читали и не видели этих проектов, но жизнь диктует свое и получилось, что современные дома по внутреннему расположению очень похожи на старинные проекты. Очень конечно бы хотелось, что бы и внешне они имели свою индивидуальность, как это получалось у архитекторов того времени, но к сожалению эпоха массовой застройки "отрыгается" и сегодня В этом можно убедиться посмотрев современные фасады.

Можно оспаривать и говорить, что времени прошло много и все изменилось, но если вы сравните современные наиболее комфортные дома со старинными проектами, то практически сразу убедитесь в том, что они очень похожи по внутреннему устройству.

Можно долго описывать и рассказывать об устройстве различных построек, а можно поступить намного проще, дать ссылку на эту книгу.

На сайте http://vpered.konsultant13.ru/ есть эта книга, а также много других о строительстве в старину. Их можно скачать и прочитать, основные критерии изложенные в них актуальны и сегодня. Они есть и на главной странице и на других также. Данная книга на странице "Книги по строительству и ремонту"

Сегодня не все могут понять старинные меры длины и перевести их в современные, применяемые сегодня. Поэтому привожу небольшую таблицу.

Мне понятен скептицизм людей, которые отмахиваются от таких проектов, только потому, что им уже много лет и они (по мнению этих "экспертов) давно морально устарели. Изначально мне тоже так показалось, но когда стал разбираться подробнее, то оказалось, что в этих проектах нет ничего лишнего и разработаны они со всеми нормами и правилами проживания. За прошедшие годы практически ничего не поменялось, только нормы по площади почему-то сократились, хотя люди дышать меньше не стали.


Традиционный архитектурный стиль – классицизм, широко распространен в градостроительстве. Делится на несколько периодов, и с момента возникновения в XVII веке интерес к нему не угасает. Сегодня проекты домов в классическом стиле одни из самых востребованных. Что же особенного в этих зданиях?

Классика в архитектуре

Классицизм сменил одержимый декором рококо и внес монументальность и строгость форм в архитектурные сооружения. Базой этого стиля стал античный ордер, с его лаконичностью и симметрией, колонами, пилястрами, орнаментами и статуями. Внешний декор служит для отображения назначения построек:

  • муниципальные строения (суды, библиотеки) декорируются статуями-символами направления деятельности;
  • загородные дома в стиле барокко и классицизм декором подчеркивают статус и род занятий владельцев: скульптурами, живописью и другими элементами.

Характерными чертами классицизма являются:

  • осевая симметрия постройки;
  • геометризм;
  • сдержанный декор: колоны, пилястры, аттики, фризы и т.д.;
  • прямоугольные или арочные проемы;
  • регулярная планировка;
  • светлая или контрастная цветовая гамма.

Классицизм универсален и может применяться в усадебном зодчестве и для проектирования красивых особняков. Здания в этом архитектурном стиле органично выглядят за городом и в городских пейзажах с малоэтажной застройкой. Такие дома всегда становятся центром архитектурного ансамбля. Стоит взглянуть на дизайн-проект особняка 19 века в классическом стиле.

Примеры проектов домов в классическом стиле

Проекты классических двухэтажных домов монументальны и просторны, могут включать скромный декор в виде эркера, колон и пилястр. Отделочные материалы, используемые для таких фасадов:

Эти постройки отличаются хорошим освещением. Оконные проемы имеют традиционную форму: прямоугольников и арок. Фасад может декорироваться лепниной и строгими колоннами.

Проекты одноэтажных домов и усадеб в классическом стиле содержат акцент на остеклении фасадов – большие арочные или классические окна заполняют весь коттедж светом, делая его просторнее. Для фасадной отделки применяется камень или кирпич. По такому проекту можно построить гостевой коттедж, вписывающийся в общий ансамбль. Существует отдельная группа проектов, включающих оригинальный дизайн домов в классическом стиле с колоннами. Эти варианты фасадов выглядят представительно.

В нашем онлайн-каталоге представлены лучшие классические проекты особняков и элитных коттеджей. Здесь есть кирпичные двухэтажные постройки без фасадной штукатурки и оштукатуренные варианты. Сдержанные кирпичные фасады, утопающие в садовой зелени, предпочитала английская знать и творческая интеллигенция. Заказать готовые проекты классических коттеджей можно онлайн, выбрав понравившийся вариант из каталога.


В нашем каталоге проекты домов в стиле Русская усадьба занимают почетное место. Это объясняется растущим интересом к бревенчатому домостроению, и логично приводит к возрождению полузабытых элементов древнерусского зодчества. Наши предки умели создавать сказочные шедевры из дерева.

При абсолютной внешней несхожести каждого дома в каталоге, их все же можно разделить на две большие группы. В одну попадают проекты классических русских усадебных домов, во вторую — этнические стилизации типа «сказочный теремок».

Проект усадьбы в русском стиле

В это понятие обычно включают традиционный, чаще одноэтажный, жилой дом, а точнее, комплекс деревянных построек вместе с баней, флигелем, забором и воротами, образующие целое «подворье». В современных проектах используется несколько приемов традиционной русской архитектуры.

  • Срубы могут быть набраны из бревен разного диаметра, уложенных «комель к макушке».
  • Многоярусные крыши разной формы — «сундучные», остроугольные, 4-х скатные.
  • Фронтоны набираются, из таких же бревен, что и стены — возникает ощущение, что они стоят «сами по себе», без всякой поддержки («самцы»).
  • Характерны своеобразные «эркеры» — половинка шестигранного «барабана», выступающая за пределы стены.
  • Деревянная резьба — визитная карточка дома. Крыльцо, наличники, свисающие края крыши обильно украшаются фигурными элементами.
  • Открытые галереи «гульбища», небольшие уютные балконы — поддерживаются на резных деревянных колоннах.

Характерная особенность русских домов — индивидуальность. Каждый из них неповторим, выражает вкус и достаток хозяев дома. В современной интерпретации может быть построен и коттедж из кирпича в русском стиле, или с комбинированными каменными стенами. Сочетание разных по фактуре материалов придает постройке новый облик, при этом сохраняется все обаяние деревянного сруба.

Традиционный дом в стиле Русский терем

Первая волна интереса к средневековому русскому зодчеству поднялась в 19 веке, на ее гребне возник «псевдорусский стиль». Из проектов домов русских архитекторов того периода сохранились работы Ивана Ропета, построившего немало «теремов» с многоярусными башенками и резными узорами. Среди приемов 18 века выделяются два, способные придать деревянному дому особенно «сказочный вид».

  • Русское шале — постройка с расширяющимся кверху срубом за счет плавного увеличения выпуска венцов («повал»). Они образовывали карниз, на который укладывалась крыша, свесы которой могли быть существенно увеличены. Сейчас это редкий прием, современные дома такого типа — скорее стилизация на тему шале.
  • Сруб «в огло» — соединение бревен в углах сруба с остатком (вспомним домик «бабы-яги»). Проект терема в старорусском стиле в нашем каталоге — включает такие редкие элементы: фигурные колонны с резьбой, шестигранный застекленный «фонарь».

Все разработанные нами проекты домов в стиле Русская усадьба сопровождаются полным пакетом архитектурных и конструктивных решений. Приложенная спецификация материалов облегчает работу строителей, и обеспечивает соответствие возводимой постройки техническому плану.


В 1796 г. Павел I упразднил Комиссию строения, но симптомы ограничения ее деятельности сказались уже несколько ранее. С изданием в 1785 г. положения о городах и усилением в них роли местных административных учреждений руководство застройкой городов постепенно переходит к губернским архитектурно-строительным организациям. Все большее значение приобретают губернские архитекторы и строительные отделения учрежденной в 1782 г. Управы Благочиния.

В начале XIX в. произошли изменения и в застройке городов по образцовым проектам. Появляется ряд альбомов с чертежами новых образцовых проектов. В 1803 г. были выпущены образцовые проекты казенных зданий, а с 1809 по 1812 г. вышло несколько альбомов, включавших более 300 различных проектов образцовых фасадов жилых домов и даже планировки целых кварталов.

Расширяется и возможность вариантности в применении образцовых проектов. Если во второй половине XVIII в. каждый тип здания закреплялся за определенными районами или кварталами города, причем отступления от этого правила допускались только по специальному разрешению, то в начале XIX в. такое ограничение не соблюдалось.

Новые образцовые проекты в противоположность проектам второй половины XVIII в. предназначались для самых различных по социальной принадлежности и имущественному цензу застройщиков и отличались по этажности, внешнему оформлению и расположению на улицах и на площадях.

Существенным моментом, вызванным развитием капиталистических отношений, было включение в альбомы образцовых фасадов 1812 г. трех- и четырехэтажных домов «для отдачи внаймы по квартирам», т. е. доходных домов, первые этажи которых обычно отводились под лавки.

Наряду с «образцовыми фасадами жилых домов 1809—1812 гг.», составленных Руска, Гесте, Стасовым, строительство по которым считалось обязательным во всех городах России, велось и строительство по образцовым проектам, разработанным дополнительно, по специальному заказу. Так, например, в 1811 г. арх. К. И. Росси выполнил проекты жилых и общественных зданий для Твери.

В альбомах образцовых проектов начала XIX в. типизации подвергались лишь фасады. Это объясняется несложностью конструкций жилых домов, а также тем, что общие правила строительства в полной мере излагались в специально издававшихся руководствах.

Уже в конце XVIII в. появляется несколько руководств по архитектуре, из которых наиболее распространенным стало «Краткое руководство к гражданской архитектуре», изданное в 1789 г. и переизданное в 1804 г. Руководства давали возможность застройщикам грамотно составлять планы зданий и правильно выбирать строительные материалы и конструкции.

В начале XIX в. продолжали застраиваться центры многих губернских и уездных городов России, в большинстве своем — по планам второй половины XVIII в. К новым работам относятся проекты, связанные с освоением юга России и Черноморского побережья, и, кроме того, проекты планировки Уфы, Саратова, Тюмени, Макарьева на Унже и других городов.

Интенсивно застраивались старые города — Калуга, Кострома, Ярославль, Рязань и многие другие. В Калуге, например, крепостной архитектор Каширин построил больницу; крепостной архитектор Гусев — здание дворянского собрания. Было сооружено также много жилых домов, из которых выделяется дом Кологривовых. Вместе с надворными служебными и хозяйственными постройками, воротами и ограждающими решетками он образует целостный комплекс городской усадьбы.

В Костроме в этот период возвели присутственные места, дом генерал-губернатора, торговые ряды и другие общественные и жилые здания.

В Нижнем Новгороде осуществлено крупное строительство гостиного двора и ярмарки, территория которой, окруженная с трех сторон каналом, служила противопожарной защитной зоной и использовалась для осушения участка. От площади с главным ярмарочным зданием в глубь территории шли торговые корпуса, а между ними — проезды к реке. Бульвар в центре ярмарки создавал архитектурную ось всей планировки.

Для русского градостроительства второй половины XVIII — начала XIX в. характерно создание законченного типа города, в планировке и застройке которого в полной мере сказались принципы русского классицизма.

Читайте также: