Пирог пола в гараже по грунту

Обновлено: 05.05.2024


Этап 1. Определение «нулевого» уровня

Вначале определите «ноль» (уровень заливки раствора), который должен равняться низу дверного проема, и отметьте его по периметру. Для этого проставьте отметки в метре от нижней части проема (как показано на схеме) и перенесите их на стены всей комнаты (очевидно, что для этого лучше воспользоваться лазерным уровнем). Далее от этих отметок отмерьте обратно 1 метр вниз и нарисуйте вторую черту – она и будет «нулем», по который будет произведена заливка пола. С целью упростить процедуру забейте по углам гвозди и протяните шнур.

Этап 2. Подготовка основания

После определения «нулевого» уровня вынесите строительный мусор и удалите плодородный слой грунта. Пол в нашем случае будет многослойным «пирогом» приблизительно в 35 см толщиной. Следовательно, удаляйте почву до тех пор, пока глубина от «нулевого уровня» не сравнится с толщиной будущего «пирога».
Далее утрамбуйте поверхность. Желательно использовать для этого виброплиту, хотя в ее отсутствие можете взять обычное метровое бревно, прибить снизу доску, а сверху – две ручки, и с помощью такого инструмента уплотнить почву. В результате должно получиться ровное и, что самое главное, плотное основание. От ходьбы по такому основанию не должны оставаться следы.

Обратите внимание! Если случится, что уровень грунта находится ниже, чем в 35 см, то просто снимите немного плодородного слоя, утрамбуйте и засыпьте песком до нужной отметки. Затем уплотните сам песок.

Для повышения гидроизоляционных свойств основания засыпьте «родную» почву сначала слоем глины, затем песка, полейте водой и тщательно уплотните.

Этап 3. Дальнейшая засыпка

Закончив с основным слоем, начинайте засыпку гравия. Засыпьте материал слоем в 10 см, полейте и утрамбуйте. Для облегчения контроля толщины в основание забейте ряд колышков требуемой толщины и выставьте их по единому уровню. По окончании утрамбовки вытяните их.

Далее засыпьте 10-сантиметровую песчаную подушку, используя те самые колышки. Полейте песок водой и уплотните. Добавим, что здесь можете использовать любой песок, даже с разного рода примесями.

Песок укройте аналогичным слоем щебня (фракции последнего должны составлять примерно 5 см). Уплотните щебень, посыпьте сверху тонким слоем песка, выровняйте и утрамбуйте. Если заметили, что на поверхности остались торчащие края щебня, то уберите их или уложите по-другому. Помните, что в результате должна получиться ровная плоскость без каких-либо углов.

Обратите внимание! Проверяйте каждый засыпанный слой монтажным уровнем.

Этап 4. Изоляция

Для гидроизоляции можете воспользоваться изоляционной мембраной или обычной полиэтиленовой пленкой, толщина которой будет равна 200 микронам. Укройте материалом всю площадь помещения с нахлестом в несколько сантиметров, края выведите на стены немного выше «нулевого» уровня. Все стыки заклейте скотчем.
Материалов для термоизоляции существует достаточно много, можете выбрать любой. Так, для бетонного пола может подойти:

керамзит;
изолон;
пенопласт;
влагоустойчивая фанера;
минвата, базальтовая вата;
перлит;
пенополистирол (как обычный, так и экструдированный).

Этап 5. Армирование

Не укладывайте арматуру непосредственно на «пирог» основания. Используйте небольшие колышки («стульчики») – уложите их рядами, подставив под каждый пластинку, вырезанную из асбеста, чтобы поднять на высоту хотя бы в 20 мм. В таком случае арматура окажется внутри бетонной стяжки и образует с ней одно целое.

Обратите внимание! При использовании пластиковой сетки, натяните ее на колышки, забитые в грунт, с аналогичной целью.

Этап 6. Опалубка и направляющие

Для того чтобы выдержать «ноль» и облегчить при этом процедуру заливки, установите направляющие. Вначале разделите комнату на одинаковые отрезки шириной не более 2 м, после чего разделите их направляющими. Для изготовления последних можете использовать как брусья или доски, так и железные трубы. Следите, чтобы высота направляющих равнялась «нулевому» уровню. Зафиксируйте их густым цементным раствором.

Затем приступите к установке опалубки между направляющими, образуя специальные «карты» (одинаковые прямоугольники, размеры которых подберите таким образом, чтобы каждый из них заливался за один заход). Использование «карт» существенно упростит работу, особенно на большой площади, и поможет выдержать «ноль». Для изготовления «карт» используйте свежие доски (не сухие) либо влагоустойчивую фанеру.

Обратите внимание! Выровняйте направляющие с опалубкой под «нулевой» уровень, в противном случае пол может получиться неровным. Используйте для этого строительный уровень. Также обработайте эти элементы специальным маслом (таким, например, как «Агат-С5»), чтобы можно было легко извлечь их из бетона.

Этап 7. Приготовление раствора и заливка

Выполните заливку раствора максимум за два захода, хотя желательно сделать это за один. С этой целью можете заказать «заводской» бетон (его доставят сразу в большом количестве) или заняться приготовлением самостоятельно (обойдется дешевле). Если прибегните ко второму варианту, то вам потребуется:

лопата;
бетономешалка (ее можете взять в аренду);
«четырехсотый» или «пятисотый» цемент;
щебень;
песок;
один помощник.


Добрый день!
Со времени постройки гаража прошёл почти год. Решил дать ему осесть, набраться сил и терпения, и дождаться меня весной. В это лето планирую сделать черновую стяжку пола и гидроизолировать крышу (пока на ней рубероид в один слой, что облегчит работу). С устройством крыши проблем не возникает. Посмотрел, как сделано у соседей, буду повторять их опыт. Люди не жалуются. Вот с чем не могу до конца разобраться, так это с устройством черновой стяжки пола. Пока интересует именно черновая, т.к., в дальнейшем, вторым пирогом буду делать тёплый жидкостный пол и гараж будет «термосом» с правильной вентиляцией. Край у нас суровый, Среднее Приобье, город Сургут. Прошедшая зима была лютой, — больше двух месяцев морозы держались -40 и ниже.
Грунт под гаражом — мелкий песок, до грунтовых вод примерно 1,5 — 2 метра. Гаражный кооператив стоит уже более 15 лет и потихоньку развивается и застраивается новыми блоками гаражей.
Теперь по существу. Гараж 4х6, потолок 3 метра.
Поделитесь опытом устройства стяжек пола. Нужно ли подмешивать глину в песок перед увлажнением для трамбовки? Нужно ли отсыпать гравием? Нужен ли геотекстиль? Нужна ли под черновую стяжку теплоизоляция (экструдированный пенополистирол и т.п.)? На каком этапе устройства стяжки класть плёнку? Какую? На каком этапе устанавливать арматуру (сетку одинарную или сетку двойную на опорных штырьках)? И т.д. и т.п.
Предвижу комментарии типа: "Чувак, ты туда собрался ставить танк?", отвечаю сразу, — Почему нет? Времена нынче неспокойные :)

Метки: начало

Комментарии 68


Опилки это самый лучший вариант, одной поливки хватает на долгое время, главное хорошо пролить один раз.



«Замыкая круг», подведу итог (для тех, кто имеет желание и время=деньги делать по «правильной» технологии, потому как, надо делать хорошо, а плохо само получится). Коллективный Разум, включая ваши ответы, видеоблоги и беседу с инженером-строителем вывел Три Главных составляющих устройства и изготовления бетонной стяжки по грунту: Первое — Подготовка основания. Второе — Правильный пирог и хорошие материалы. Третье — Голова и Руки (чтобы не из задницы, а, хотя бы, чуть повыше). Итак,
1). Подготовка основания (грунта). Определиться с толщиной будущей стяжки. Так как пол в гараже штука нагруженная, толщина черновой стяжки (бетона) должна быть не менее 12-15 см (финишное покрытие — это потом). Очень важно (это из беседы с инженером-строителем) залить черновую стяжку так, чтобы в итоге она была вровень с верхней кромкой фундамента. В первую очередь, меня интересовала подготовка песчаного грунта (песчаник у нас мелкий, почти пылеватый). Всё просто, — умеренная проливка водой (из лейки!) и ТРАМБОВКА, ТРАМБОВКА и ещё раз ТРАМБОВКА. Механическая, ручная, но очень качественная! Да, сверху можно (по желанию) подсыпать гравий, но следующим слоем будет плёнка. Надо взять такую, чтобы не порвалась на острых краях гравия. Правильное основание — это 90% качественной стяжки. Как сказал инженер, материалы могут быть дорогие и не очень, но хорошо подготовленное основание простит бóльшую часть возможных косяков при устройстве пирога стяжки.
2). На подготовленное основание укладывается пароизоляция — плёнка. Укладывается с нахлёстом в 10-15 см и с припуском на стены. Нахлёсты проклеить скотчем. Укладка демпферной ленты. В одних источниках на фундамент, а потом плёнка, в других — плёнка, потом лента. Думаю, не принципиально. В моём случае, вместо демпферной ленты будет использован пеноплекс, так как планируется тёплый пол. Дальше. На плёнку укладываются листы пенополистирола 80-100 мм. Для надёжности склеиваются между собой по швам клеем или скотчем. Строители советуют стелить ещё одну плёнку поверх пенополистирола, чтобы уберечь его от щёлочи в бетоне. Обязательность этой операции я нигде не нашёл, но, для перестраховки, стелить буду. Следующее — установка арматуры. Инженер сказал, — никаких кладочных сеток. Только арматура (пол в гараже нагруженный). Правильный размер прутка 12 мм. Режешь болгаркой и вяжешь с шагом 15-20 сантиметров. Скучно, но необходимо. Арматура должна быть расположена внутри (желательно по центру) бетонной стяжки. Не лежать на основании, а должна быть установлена на проставки-подставки. Материал для проставок любой за исключением дерева. Заранее надо приготовить укрывную плёнку, покрывающую с избытком всю площадь свежезалитой стяжки. Далее установка маяков и … Вот оно — заливка бетона!
В первые трое суток бетон накрывают плёнкой и держат накрытым до полного исчезновения испарины (знатоки говорят, в течение 10-14 дней). Потом стяжку желательно засыпать опилками и периодически поливать их из лейки ещё пару недель, до набора бетоном 100% прочности. Всё это для предупреждения преждевременных потерь влаги и образования трещин.
Не пишу про выбор материала. Это всё зависит от поставленных задач и кошелька. Размер кошелька будет определять качество. Ценник на хорошие материалы … не смотря на всё многообразие лексики Великого и могучего, не могу подобрать уместный эпитет, на языке одни матерные слова. Вот, как-то так. Инженер сказал, — Стройка — это просто, пока не начнёшь строить. Иду строить. Осенью постараюсь показать, что получилось. Всем спасибо!


Арматура в середине стяжки не работает.
2-3 см от нижнего края, тогда она будет воспринимать нагрузки сверху.

3 способа сделать полы по грунту и не беспокоиться об их надёжности

Полы по грунту выстилаются поверх черновых слоёв, проложенных прямо на почву. Этот способ применим для хозяйственных помещений, частных домов старого типа, не имеющих подвального этажа.

Существует несколько способов создания пола по грунту, отличающихся между собой применимыми материалами, методом их укладки. Разберёмся, в чем состоит разница между ними, в каких случаях применим тот либо иной способ, и покажем, как создать правильный пирог пола.

Особенности строительства

Обычно технология позволяет обустроить полы по грунту в ленточном фундаменте. Метод не применим для сложных типов опорных конструкций, которые сочетают два, либо несколько видов фундамента, например, свайно – ленточные.

Есть несколько видов черновых полов. Среди них, бетонная стяжка. Опираться: конструкция может:

  • на несущие стены;
  • подушку из грунтовой засыпки.

В качестве основы можно использовать дощатый настил на деревянных брусьях (лагах). Для каждого вида конструкции сооружают пирог пола определённого состава. Бетон нельзя заливать прямо на землю либо глину.

Необходимо подготовить промежуточный слой основы, обеспечивающей:

  • жёсткость;
  • теплоизоляцию;
  • гидроизоляцию;
  • стабильность;
  • способность выдерживать нагрузки.

Совет! Проще и быстрее устроить деревянный настил. Для обустройства такой основы не нужно проводить серьёзные подготовительные работы.

Решение об укладке полов по грунту принимается на основе результатов исследования почвы. Важно знать, есть ли под зданием близко залегающая к поверхности вода.

Положительные и негативные стороны

У полов по грунту есть несколько плюсов:

  • простота монтажа;
  • экономичность;
  • устойчивость;
  • способность выдерживать значительный вес;
  • минимальная нагрузка на стены либо полное отсутствие таковой;
  • износостойкость;
  • ремонтопригодность;
  • пригодность к покрытию любым видом отделочных материалов;
  • возможность монтажа системы «тёплый пол».

К недостаткам конструкции относят:

  • необходимость прокладки слоя утепляющих материалов;
  • невозможность монтажа по слою сыпучих материалов толщиной свыше 60 см.

Важно! Полы по грунту нельзя укладывать в районах подтопления, разлива рек и на болотистой почве с непостоянным уровнем и близким залеганием грунтовых вод. Конструкцию полов нужно создавать согласно технологии.

Последовательность создания

Черновой дощатый пол укладывают просто. Поверх грунта делают песчаную подушку, которую устилают геотекстилем. Изолирующий материал перекрывают утеплителем.

Бетонный пол по грунту в частном доме создать сложнее. Заливку делают поверх нескольких слоёв из строительных материалов:

  • песок;
  • гравий;
  • металлическая сетка (можно заменить стеклопластиком);
  • десятисантиметровая бетонная стяжка;
  • гидроизолирующий материал;
  • утеплитель (керамзит, пенопласт, пеноплекс);
  • дополнительная защита от влаги;
  • верхняя бетонная стяжка.

Последний слой желательно армировать, чтобы избежать растрескивания при высыхании. Если домовладелец решил оборудовать жилище системой «тёплый пол» , конструкцию придётся собрать и настроить до заливки бетонной стяжкой. Так строятся полы по грунту, правильный пирог обеспечивает качественную тепло и гидроизоляцию, устойчивость, износостойкость конструкции.

Бетонная стяжка

Перед проведением работ необходимо собрать информацию:

  • о составе почвы;
  • об уровне залегания грунтовых вод.

На болотистых почвах вокруг здания создают дренажную систему, обеспечивающую отвод почвенной влаги в сезон дождей, активного таяния снега.

Подготовительные слои засыпки наносят поочерёдно, после того, как предыдущий строительный материал будет тщательно утрамбован.

Толстые слои песка, гравия сложно сделать достаточно плотными. Через время засыпка даст усадку, которая будет тем больше, чем толще подготовительные слои. Поэтому черновую стяжку лучше заливать прямо на ткань геотекстиля. Такая технология обеспечивает качественную кристаллизацию материала.

Когда заливку бетона производят поверх слоя гравия либо песка, жидкость уходит из смеси. Процесс затвердения нарушается, прочность стяжки понижается.

Важно! Каждый предыдущий слой тщательно утрамбовывается, а при заливке стяжки выдерживают срок, необходимый для затвердения, просушки материала. Сделать за один – два дня качественный бетонный пол по грунту не получится.

Нарушение технологии изготовления становится причиной:

  • деформации, разрушения нижних слоёв;
  • потери прочности конструкции;
  • образования бугров, впадин;
  • растрескивания стяжки.

До начала работ производится ввод труб горячей, холодной воды, канализации. После заливки бетона для того, чтобы ввести системы коммуникаций в дом, придётся нарушать герметичность конструкции, разбивать часть пирога пола.

Монтаж полов по грунту ведётся несколькими способами, которые отличаются технологией процесса и применимыми материалами. У каждого метода есть плюсы и недостатки. Выбор технологии зависит от фундамента, грунта, вкусов и предпочтения домовладельца.

Заливки бетонной стяжки требует от мастеров знаний и умений. Во время работ используются «мокрые» растворы. На процесс затвердения бетона требуется время. Каждый новый слой строительных материалов накладывается поверх полностью готового предыдущего. Плохо просушенная черновая стяжка может лопнуть, если не дать ей бетону приобрести достаточную прочность.

Видео описание

Как правильно создать пирог пола под заливку бетонной стяжки можно посмотреть в видео:


Производить работы нужно при определённых условиях:

  1. Заливку делают при температуре выше +5 градусов.
  2. Строительная площадка или помещение должно иметь крышу либо навес, защищающий от прямых солнечных лучей.

Последовательность работ:

  • Шаг 1. Первой насыпается песчаная подушка толщиной от 20 до 60 см. Слой выравнивают, утрамбовывают до максимально возможной плотности. Набивается, утаптывается засыпка при помощи тяжёлых катков.
  • Шаг 2. Поверх песка насыпает щебёнка. В идеале толщина слоя должна быть около 20 см. Трамбуя щебёнку, повышают плотность песчаной подушки.
  • Шаг 3. Засыпку накрывают геотекстилем. Полосы ткани укладывают внахлёст на 15–20 см. Со стороны ленты фундамента делают напуск на стены. По всему периметру монтируется демпфирующая лента. Она обеспечивает развязку между полом и лентой фундамента.
  • Шаг 4. Металлическая армирующая сетка размещается поверх материи и заливается бетонной смесью. Черновая стяжка должна основательно застыть. Нельзя продолжать работы до того, как материал не приобретёт достаточную прочность.
  • Шаг 5. Для гидроизоляции применяют двойной рубероид. Материал настилают на черновую стяжку, затем обрабатывают битумной мастикой.

Если создаётся тёплый пол по грунту, то до заливки чистовой стяжки производят монтаж системы, прокладывают трубы. Бетон заливается после того, как будут проведены все пуско-наладочные работы.


Работы производят с апреля по октябрь. На общее количество времени необходимого для ремонта, заливки пола влияют погодные условия. В тёплый сезон стяжка застывает, приобретает необходимую прочность быстрее.

Важно! После выкладки всех слоёв, пирог тёплого пола должен иметь толщину удобную для установки дверных коробов и других архитектурных элементов помещения.

Сухая стяжка

Технология изготовления сухой стяжки проще. Этот метод даёт возможность получить результат быстрее, чем при заливке мокрых смесей. В качестве подложки под чистовой уровень используют керамзит.

Устройство пола по грунту начинается с засыпки песчаной подушки и заливки черновой стяжки. После того, как бетонный слой застынет и приобретёт необходимую прочность, приступают к следующим этапам работ:

  1. Гидроизоляционную плёнку укладывают стандартным методом. Полосы материи укладывают рядами внахлёст. Одно полотно заходит на другое на 10-13 см. Боковые срезы плёнки закрывают клеящим строительным скотчем. Края полотен по всему периметру поднимают на стену. Высота подъёма соответствует толщине сухой стяжки.
  2. Чтобы создать ровную горизонтальную плоскость пола, используют штукатурные профили. Маяки устанавливают по периметру помещения. Их высоту определяют с помощью строительного уровня.
  3. Создают подушку из керамзита. Сыпучий материал утрамбовывают, выравнивают по маякам.
  4. Слой керамзита накрывают доступным строительным материалом (шпунтованным гипсокартоном, фанерой).
  5. Плиты накрывают чистовым отделочным материалом.

Видео описание

Вы увидите в этом видео, как получить ровные полы за один день:


Настил из досок

Самый бюджетный пол по грунту на ленточном фундаменте сооружается из досок. Деревянные конструкции имеют большое количество плюсов. Их можно строить в домах из дерева, камня, кирпича и бетонных блоков.

Преимущества деревянных конструкций:

  • обходятся дешевле бетонной стяжки;
  • балки из древесины можно установить самостоятельно;
  • для строительства опорной конструкции и дощатого пола не нужны сложные специфические материалы, инструменты:
  • конструкции из древесины оказывают меньше давления на фундамент дома, чем бетонная стяжка.

Негативные стороны чернового настила из досок:

  • Древесина быстрее выходит из строя, чем бетон. Она сгнивает под воздействием влаги, грибка.
  • Доски быстро загораются.
  • Дерево неустойчиво к воздействию влаги.

Видео описание

Последовательность монтажа чернового пола из досок в видео:

Дощатый пол монтируют на опорную систему из продольных балок и поперечных брусьев. Внутри помещения вдоль стен из кирпичей выкладывают столбики. Все свободное пространство между опор засыпают керамзитом. Для вентиляции между засыпкой и дощатым полом оставляют 10-15 см.

На столбики устанавливают систему лаг. Высота опор выравнивается по уровню. Поверх брусков настилают дощатый черновой пол. Доски устилают:

  • гидроизоляционной плёнкой;
  • утепляющей подложкой;
  • отделочным материалом (ламинированным покрытием, линолеумом, ковролином).

Существует несколько вариантов создания пирога пола по деревянным балкам первого этажа. В старину лаги сооружали из толстых прямых брёвен.

Строительный материал обрабатывали смолой. Такая пропитка обеспечивала защиту от почвенной влаги, насекомых, гнилостных бактерий.

Этот вариант конструкции состоит:

  • из глиняной подушки;
  • гидроизолирующей ткани, плёнки;
  • кирпичных опорных столбов;
  • брусьев и балок, соединённых между собой уголками либо любыми другими видами крепежа;
  • утепляющего материала.


Коротко о главном

Укладка пола по грунту производится на одном типе фундамента, например, ленточном.

Устройство пола по грунту основано на бетонной, сухой стяжке или деревянном настиле.

Бетонная заливка даёт в результате качественную долговечную конструкцию. Перед ее монтажом нужно провести водопровод и канализацию.

Сухая стяжка и деревянный настил создаются проще. В качестве наполнителя в слоях пирога пола выступает керамзит и утеплители. Обязательно используется гидроизоляция для защиты от влаги.

Как залить пол в гараже бетоном своими руками: поэтапная инструкция

О том, как залить пол в гараже бетоном своими руками, должен знать каждый автовладелец, имеющий собственное пристанище для машины. Потому что бетонный пол по своим качественным показателям и стоимости изготовления является оптимальным вариантом покрытия для такого сложного в эксплуатации помещения. Его главные достоинства – это прочность и долговечность. Но они проявляются только при условии грамотного проведения работ по заливке бетона с соблюдением технологических требований.

Подготовка основания

Перед тем как сделать бетонный пол в гараже, необходимо немало потрудиться и подготовить существующее основание к заливке. Если оно будет неустойчивым, бетонная плита долго не прослужит. Негативное влияние на неё могут оказать и высоко стоящие грунтовые воды, и расположение участка с гаражом в низине, подтопляемой талыми и дождевыми водами. В этих ситуациях сначала придется подумать о дренажной системе.

Совет! Гараж на таких участках вообще не рекомендуют строить или покупать. Высокая влажность вредна не только для его конструкции, она пагубно влияет на само транспортное средство.

Чтобы максимально оградить бетонное покрытие от воздействия воды и обеспечить его прочность, выполняют следующие подготовительные работы:

  • отбивают по стенам плоскость будущего пола с помощью любого уровня – водяного, лазерного. Она не должна быть горизонтальной, как в доме или квартире. Необходимо предусмотреть уклон в 1,5-2 градуса в сторону ворот либо решетки дренажной канализации. Например, если длина гаража 6 метров, то уровень пола у дальней стены должен быть на 9-12 см выше, чем у въезда в него;
  • разбивают и удаляют старое покрытие, если оно было, либо очищают всю площадь от рыхлого грунта до плотных слоев. Расстояние от получившейся нулевой отметки до отмеченного уровня должно быть около 30 см;
  • это пространство по всему периметру заполняют полосками пенопласта или пенополистирола толщиной 2-3 см. Это обязательное условие, так как правильно залить бетонный пол в гараже – значит, обеспечить монолитной плите некоторую подвижность при температурном расширении, чтобы она не ломалась, упираясь в стены. Упругий пенопласт позволит ей делать это;
  • подготовленную поверхность засыпают слоем щебня или гравия толщиной примерно 15 см. Чтобы он получился равномерным, в грунт можно предварительно забить деревянные колышки, оставив над поверхностью нужную длину. По ним будет удобно разравнивать насыпной материал. Его обязательно нужно утрамбовать, используя тяжелый ручной каток, а ещё лучше – виброплиту;
  • щебеночную подушку засыпают песком. Толщина его слоя после уплотнения должна быть не менее 3-5 см, чтобы все острые грани подсыпки были утоплены. Песок желательно брать овражный, с примесью глины, а перед трамбовкой смочить водой – это позволит получить более плотный и связанный слой;


  • перед тем как залить пол в гараже бетоном, необходимо выполнить гидроизоляционный слой. Для этого на подсохшее песчаное основание расстилают непроницаемый материал: толстую полиэтиленовую пленку в 2 слоя, рубероид или специальную мембрану. Важно, чтобы он был целым, без прорывов. Края укладывают с нахлестом друг на друга не менее 10 см и хорошо проклеивают, а по периметру пленка должна подниматься на стены выше отмеченного на них уровня.

На этом подготовительные мероприятия можно считать законченными.

Бетонирование

Чтобы покрытие прослужило долго, нужно знать, какой бетон использовать для заливки пола в гараже, как правильно его замешивать и заливать. Соблюдение технологии позволит сделать пол, который:

  • не будет покрываться трещинами, истираться и пылить;
  • не деформируется под весом машины с образованием колеи;
  • не будет реагировать на температурные перепады и разрушаться от воздействия воды и горюче-смазочных материалов.

Выбор марки бетона и приготовление раствора

Показателем прочности бетона и его сопротивляемости нагрузкам является марка. Она зависит от пропорционального соотношения в растворе всех компонентов и марки используемого цемента. Чем выше марка, тем прочнее получится покрытие. Но избыточная прочность тоже ни к чему, к тому же и стоить такой материал будет дороже.

Разберемся, какой марки бетон нужен для пола в гараже.

  • Сразу отметим, что часто рекомендуемый бетон М150 не обладает требуемыми характеристиками для создания покрытия с перечисленными выше свойствами.
  • Гораздо лучше распространенная марка М200, но она больше подходит для статических нагрузок, тогда как пол в гараже постоянно испытывает динамические. Особенно в центральной части, где паркуется автомобиль. Такой бетон впитывает в себя воду. А так как его морозостойкость ограничена 100 циклами замораживания и оттаивания, то долго он не простоит: в межсезонье и зимой покрытие будет часто намокать от стекающей с колес воды.
  • Оптимальной маркой бетона для создания пола в гараже будет М300 или М350. Такой состав обладает хорошей водонепроницаемостью, устойчивостью к динамическим нагрузкам, при этом выдерживает до 300 циклов замораживания и практически не пылит даже без дополнительной обработки поверхности.

Чтобы приготовить бетон М300, потребуется цемент марок 400 или 500, а также щебень и песок. На одну часть цемента М400 нужно 3,7 части щебня с фракцией до 2 см и 1,9 части сухого песка. Если взять цемент более высокой марки, содержание песка в растворе можно увеличить до 2,2 частей. Также в состав бетона желательно вводить небольшое количество пластификаторов и добавок, повышающих морозостойкость.

Совет! Вместо песка и щебня удобнее использовать ПГС – песчано-гравийную смесь с высоким содержанием гравия.

Видео описание

Как правильно замешивать бетонный раствор, показано в видеоролике:


Более удобной альтернативой самодельному бетону могут стать готовые растворы, доставляемые на место строительства бетономешалками, а также сухие пескобетонные смеси. Они составлены в нужной пропорции и уже содержат в себе необходимые добавки. В состав многих из них входят и пластификаторы, и даже повышающие прочность покрытия фиброволокна.

Выпускается такой продукт в фасованном виде с определенным весом (25, 30, 40 или 50 кг), что очень удобно при определении необходимого количества воды. В пескобетон при замешивании можно добавлять и щебень по инструкции на упаковке.

Но перед тем как залить пол в гараже, стоит посчитать, в какую сумму обойдется покупка готовых смесей. Это будет значительно дороже, чем бетон из отдельных ингредиентов. Поэтому их обычно приобретают только для заливки финишного слоя, так как пескобетон более пластичен и легко выравнивается.

Среди пользующихся спросом марок пескобетона, отличающегося высоким качеством, особо можно выделить такие, как AXTON, UNIX, Малахит, Эталон, Титан.

Армирование

В активно эксплуатируемом гараже бетонный пол для увеличения его прочности желательно армировать. Для этого применяют сварную металлическую или стеклопластиковую сетку с крупными ячейками размером 10-15 см и толщиной 3-4 мм. Армирование обязательно, если толщина стяжки не превышает 60-70 мм.

Сетку укладывают так, чтобы между нею и слоем гидроизоляции оставался небольшой зазор, для чего под неё подкладывают обломки кирпича, камни или специальные подставки. Арматура должна оказаться примерно в середине толщи бетона. Как и в случае с гидроизоляцией, сетку расстилают параллельными рядами с нахлестом, чтобы между соседними картами не оставалось промежутков.

Если гараж отапливается зимой или используется как мастерская с длительным пребыванием в ней хозяина, имеет смысл утеплить полы, уложив на гидроизоляцию слой пенополистирола.


Заливка бетона

Решить такую задачу, как правильно залить пол в гараже бетоном своими руками, чтобы на нем не было неровностей и впадин, можно с помощью маяков. Их устанавливают параллельно стенам с таким расстоянием между соседними направляющими, чтобы на них можно было положить имеющееся правило. Обычно оно не превышает 1,3-1,5 м.

Для фиксации маяков между ячейками арматурной сетки выкладывают кучками густой цементный раствор, на них укладывают направляющие и придавливают до нужного уровня. Можно использовать как специально предназначенные для этой цели изделия, так и металлические трубы небольшого диаметра или ровные деревянные рейки.

Совет! Чтобы маяки было легче вынуть из бетона, их перед заливкой можно смазать отработанным машинным маслом.

После завершения этой работы замешивают бетон и сразу приступают к заливке, так как схватывается он довольно быстро.

  • Приготовленную порцию выливают между соседними маяками у дальней стены и с помощью металлического правила или ровной длинной доски, установленной на них, вытягивают на себя, совершая движения из стороны в сторону с небольшой амплитудой.
  • Выступающие из раствора камни утапливают или откидывают.
  • В процессе вытягивания контролируют постоянное соприкосновение правила с поверхностью. Если под ним обнаруживается пустота, во впадину добавляют раствор.
  • Пока бетон не затвердел, из него вынимают маяки, а углубления от них заливают свежим раствором и разравнивают шпателем.
  • После застывания покрытия можно обрезать выступающую по периметру гидроизоляцию.

Видео описание

Очень подробно о том, как правильно залить пол в гараже, рассказывает это видео:


Так как залить пол в гараже своими руками нужно в один день, без длительных перерывов, чтобы плита получилась монолитной и прочной, то работу не стоит делать в одиночку. Потребуется хотя бы один помощник, который будет перемешивать раствор. Ещё лучше – поручить её профессиональной бригаде.

Финишное покрытие

Каким бы прочным не казался бетонный пол, его поверхность не помешает дополнительно укрепить и защитить от агрессивного воздействия химических веществ, которых в гараже немало. Это и бензин, и масло, и прочие автомобильные жидкости, оставляющие на пористой поверхности несмываемые пятна.

В качестве финишного защитного и декоративного слоя можно использовать:

  • специальные пропитки для бетона на эпоксидной, акриловой или полиуретановой основе;
  • краски с аналогичным составом или резиновые краски;
  • наливные полы;
  • различные облицовочные покрытия.

Любое из перечисленных покрытий можно наносить только после окончательного твердения бетона.


Заключение

Бетонная стяжка безвредна, экологически безопасна, обладает высокой прочностью и долгим сроком эксплуатации. Именно по этим причинам её чаще всего и выбирают владельцы гаражей. Но, так как залить бетонный пол в гараже – работа сложная, трудоемкая, многоэтапная и весьма продолжительная по времени, она может оказаться затруднительной для самостоятельного выполнения. А недостаток опыта привести к разочарованию результатом. Возможно, лучшим решением станет наем профессиональной бригады.

Этапы формирования бетонного пола в гараже: технологии и материалы + фото и видео

Гаражному полу предъявляются высокие требования прочности и надежности. Поэтому его сооружают в виде бетонной конструкции. Сегодня расскажем о том, как правильно залить бетонный пол в гараже. Разберем рецептуру бетонного раствора, как подсчитать его количество, и рассмотрим создание бетонного пола со смотровой ямой.

Требования к гаражному полу

Начнем с того, что заливку пола в гараже бетоном можно проводить или на стадии сооружения фундамента, или уже при собранной коробке строения. Первый вариант предпочтительнее, потому что пространство ничем не ограничено, что дает возможность удобнее проводить некоторые операции.

Теперь о требованиях:

  • Важная составляющая технологии сооружения бетонного пола – прочность и надежность не только самого тела напольного основания, но и подосновы, а также внешнего покрытия. Все в купе будет противостоять образованию трещин с последующим рассыпанием. Поэтому важно учесть нагрузки, которым пол будет подвергаться. То есть придется в первую очередь учитывать массу автомобиля, для которого гараж строится.
  • Моющие средства, ГСМ, растворители – вещества, негативно действующие на напольное основание в гараже. Это агрессивные материалы, которые приводят в негодность не только бетонные конструкции. Поэтому одно из важных требований к бетонной стяжке в гараже – стойкое внешнее покрытие, которое будет легко переносить химическое воздействие выше обозначенных материалов.
  • Напольная конструкция из бетона должна легко переносить воздействие влаги и перепады температур.
  • В процессе сооружения обязательно оставляется уклон плоскости, чтобы вода стекала в определенном направлении, не образовывая внутри гаража лужи.
  • Гладкость поверхности – не самое строгое требование. Но гладкий пол легче поддается уборке.
  • Огнестойкость пола – немаловажный фактор.
  • Долгосрочная эксплуатация. Сегодня уже бетонные полы, как таковые, даже с цементацией, не оставляют. Их стараются покрыть сверху прочным напольным материалом. Благо сегодня строительный рынок таковые предлагает в большом ассортименте. Это дополнительно и декоративная облицовка, плюс защита пола от негативного воздействия бензина и технических масел.

Правда, облицовка – это дополнительные денежные вложения, и подчас немалые. И если кто-то ограничен в средствах, тот должен понимать, что бетонную стяжку в чистом виде оставлять в гараже нельзя. Она под действием значительных нагрузок быстро выйдет из строя. Рекомендуется использовать для упрочнения гидроизоляцию глубокого проникновения и некоторые операции, с помощью которых увеличивается прочность бетонной конструкции.

Технология заливки бетонного пола

Заливка пола в гараже начинается с определения марки бетона и требуемого его количества. Оптимальный вариант – марка М300. Проще заказать раствор на заводе, заплатив за него определенную сумму. Если смесь будет готовиться на месте, то соотношение таких материалов, как цемент, песок и щебень, составляет 1:1,9:3,7. Чаще мастера пользуются соотношением 1:2:4, используя для измерения ведро. Добавим, что для приготовления раствора марки М300 используется цемент М400. Как раз под него эта рецептура и применяется.

Теперь к вопросу, сколько бетона потребуется для заливки стяжки. Это зависит от величины площади заливаемого основания и толщины самого пола. К примеру, если размеры строения 3х6 м, то площадь равна 18 м². Что касается толщины, то минимальный показатель – 10-12 см. Чем больше масса автомобиля, тем больше должна быть толщина пола в гараже из бетона. К примеру, 20 см или 0,2 м.

Перемножаем между собой полученные величины: 18х0,2=3,6 м³. Это и есть объем требуемого бетонного раствора. Заказывать на заводе придется 4 м³, часть которого можно использовать, к примеру, для отмостки или для въезда.

Формирование основания (подушки)

Без подушки бетонный пол растрескается быстро, потому что уложенные под раствор слои сыпучих материалов равномерно распределяют нагрузки на грунт. А так как поверхность последнего неровная, то в местах перепада образуются напряжения, ведущие к излому бетонной конструкции:

  1. В первую очередь выкапывают котлован глубиною 30-40 см.
  2. Дно выравнивают по максимуму.
  3. Засыпают и выравнивают слой щебня или гравия толщиною 15-20 см.
  4. Засыпают, выравнивают и утрамбовывают (можно с водой) слой песка толщиною 5-10 см.

Чтобы точно знать уровень закладки слоев, на фундаменте наносят риски, отмечая требуемую высоту. Ориентируясь по ним, и производят засыпку каждого материала.


Заливка бетонного пола

Теперь необходимо определиться, будет ли в гараже пол утепленным или нет. Если «ДА», то поверх подушки засыпают слой керамзита толщиною 10 см. Поэтому еще на стадии выкапывания котлована это надо учесть.

Следующая операция – укладка армирующего каркаса. Его изготавливают из стальной арматуры диаметром 6-8 мм в виде решетки с ячейками 20х20 см. Прутки арматуры между собой соединяют вязальной проволокой. Можно использовать готовые сетки, которые продаются в строительных магазинах отдельными элементами, называемые картами. Последние между собой связывают проволокой.

Армирующий каркас закладывают в тело бетонного пола. Поэтому решетку укладывают не на подушку или керамзит, а на подставки, которые его приподнимают над поверхностью. Оптимально – если армокаркас будет находиться посередине толщины бетонной стяжки. В качестве подставок используют кирпичи, камень, куски бетонных блоков, металлические профили и прочие прочные элементы.

Теперь надо позаботиться об уклоне пола, который составляет 1,5-2%. Для этого вдоль гаража на армокаркас укладывают специальные алюминиевые маяки. Если таковых нет – подойдут деревянные рейки, металлические трубы или уголок. Укладку производят во всю длину помещения с шагом установки 1,0-1,5 м. Угол наклона определяют угломером. Наклон должен быть в сторону ворот. Крепят маяки к полу бетонным раствором, который распределяется по длине маяков небольшими кучками.

Все готово, теперь формируется стяжка пола в гараже. Начинают с дальней от въезда стены, равномерно распределяя смесь по площади. Выравнивание производят длинным правилом, который укладывают на маяки и тянут бетон на себя.

Видео описание

Как сделать бетонный пол в гараже, показано в видео:

  1. Через несколько часов пол заливают жидким бетонным раствором толщиною 2-3 см. Таким образом, производят максимальное выравнивание напольного основания.
  2. Через сутки пол затирают специальной машинкой.
  3. Через 28 дней можно приступать к напольному покрытию – обычно используют полимерные покрытия или краску.


Сооружение смотровой ямы

Ее формируют до начала всех вышеописанных операций. То есть выкапывают под яму котлован, пока еще грунт ничем не засыпан. Что касается размеров, то обычно руководствуются следующими правилами:

  • ширина определяется расстоянием между колесами автомобиля, но с учетом, что расстояние от краев ямы до стен гаража не должно быть меньше 1 м;
  • длина выбирается с учетом длины авто, плюс удобством прохождения в яму;
  • глубина зависит от двух факторов: роста человека, владеющего гаражом, и уровнем грунтовых вод.

Обратите внимание, если уровень грунтовых вод меньше 2,5 м, то от смотровой ямы лучше отказаться. Она все время будет заполняться водой.

Как формируется яма:

  1. Производят разметку с учетом, что стенки ямы будут выкладываться из штучных стройматериалов. К примеру, если ширина планируется в пределах 80-85 см, то разметка наносится шириною 120-130 см.
  2. Выкапывают котлован, стенки и дно которого хорошо выравнивают.
  3. Выкапывают канаву в сторону одной из стен. В нее будут закладывать пластиковые трубы для сооружения вентиляции. Последняя может проходить через фундамент или стену. С этим надо сразу определиться.
  4. Дно засыпают щебнем и песком. То есть формируется подушка. Сначала засыпают песок толщиною 10 см, затем щебень – 10 см. Каждый слой утрамбовывают.
  5. Котлован полностью закрывают гидроизоляционной пленкой или рубероидом. Главная задача производителя работ – сделать ванну из гидроизоляции без щелей.
  6. Проводят монтаж труб для вентиляции. Нижний край опускают ближе к дну.


Теперь, что касается формирования смотровой ямы. Используют разные технологии. К примеру, монолитную конструкцию, заливаемую бетонным раствором. Это сложно, долго и дорого. Проще использовать бетонные блоки или кирпич. Ими просто выкладывают стены ямы и поднимают кладку до уровня заливки стяжки. Впоследствии кладку изнутри можно оштукатурить. А можно оставить в нетронутом виде.

И последний этап формирования смотровой ямы – заливка дна бетоном. Раствор заливают толщиною 5-7 см с выравниванием по горизонту. Хотя строгих требований горизонтальности пола ямы нет.

Видео описание

Наглядно про монтаж бетонного пола в гараже с ямой, показано в следующем видеоролике:

Полезные советы

Стяжка в гараже заливается по стандартной технологии, в которой есть некоторые нюансы.

  1. Перед заливкой бетона по стенам фундамента прокладывают демпферную ленту. Она дает возможность напольному основанию расширяться при нагрузках и температурных изменениях, не растрескиваясь.
  2. Если сооружают утепленный пол в гараже, то засыпанный керамзит лучше закрыть гидроизоляционной пленкой, края которой выводят по стенкам фундамента выше стяжки на 10 см.
  3. Если площадь пола в гараже большая, то заливку проводят участками.


Упрочнение бетонного пола в гараже

Так как гаражный пол подвергается серьезным нагрузкам, то не стоит избегать его упрочнения. Основная задача этого процесса – связать между собой частички бетона, чтобы он не крошился и не пылился. Рассмотрим несколько технологий.

Химическая

Для этого используют специальные химические составы, называемые силерами. При их нанесение на бетонный пол происходит химическая реакция взаимодействия компонентов силера с компонентами бетона (карбонатными и известковыми). На полу образуется гелеобразное вещество, которое глубоко (до 10 мм) проникает в тело бетона. Здесь оно затвердевает, связывая между собой частички смеси.

  1. Силеры просто выливают на пол и распределяют равномерно раклей или валиком.
  2. Добавляют немного воды.
  3. Через полчаса начинается образование геля.
  4. Через пару часов остатки состава удаляют водой с помощью ракли.

С помощью топпингов

Топпинг – это порошок на основе цемента, химических присадок и мелкозернистого наполнителя (кварцевый песок, корунд, металлическая пыль). Эта технология достаточно сложна. Здесь требуется наличие затирочной машины, а также знание некоторых нюансов заливки пола. К примеру, в бетонный раствор для пола в гараже нельзя добавлять пластификаторы. Сам процесс упрочнения проводят через 3-6 часов после заливки стяжки.

Именно в этом время и проводят первую засыпку порошка, который начинает впитывать влагу из пола. Тут же проходят затирочной машинкой. Затем засыпают еще один слой порошка и проводят затирку. Если есть необходимость, процесс проводят и в третий раз.

На 1 м² уходит 5-8 кг порошка. Упрочненный топпингом пол обязательно покрывают защитным составом: лаком, краской и прочим.

Окрашивание

Сегодня производители лакокрасочной продукции предлагают огромный ассортимент красок для бетона. Для гаража лучше выбрать полиуретановые составы или на основе эпоксидных смол. Они выдерживают значительные нагрузки.

Способ применения красок прост. Их наносят только на бетонную поверхность пола, которая дважды обрабатывается гидроизоляционным составом глубокого проникновения. Наносят краску валиком.


Заключение по теме

Формирование пола из бетона в гараже – процесс не самый простой. Основное требование к производству работ – строго следовать технологии, не забывая об упрочнение поверхности. Отступать от технологических этапов и пренебрегать нюансами и полезными советами нельзя. Это приведет к снижению прочности бетонного основания.

Читайте также: