Педагогическая идея джона локка чистой доски означала

Обновлено: 13.05.2024

Джон Локк (1632—1704) — известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики.

Он жил в эпоху английской революции, означавшей переход от доиндустриального к индустриальному типу производства, время глубинных перемен в жизни европейских народов, характеризующееся появлением новых условий для развития личности.

Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом и воспитателем внука А. Шефтсбери — известного либерального политического деятеля. Основной педагогический труд — «Мысли о воспитании».

Чувства и опыт. Локк рассматривает одну из важнейших проблем философии — сенсуализм, имеющую прямое отношение к педагогике. В своем труде «Опыт о человеческом разуме» он выступает против концепции врожденности идей, которую провозглашали и пропагандировали церковь и философы-метафизики, концепции, имевшей большую поддержку в обществе. Локк, утверждая, что в душе человека нет врожденных идей, доказывает, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаимодействию с предметами и людьми :— средой.

Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств; это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение. Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира. Знания вырастают из осмысления опыта, опыт является источником познания.

Эти утверждения Локка выражают новый в его эпоху взгляд на человека и его воспитание.

Если идеи врожденны, то ими предопределяется вся будущая жизнь ребенка и воспитание ничего не в состоянии изменить. Отрицая врожденность идей (у новорожденных, например, пишет Локк, нет ни. малейших признаков каких-либо идей), он отводит в развитии человека решающую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно, воск, из чего можно вылепить все. «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми», — пишет Локк.

Но здесь нужно отметить и еще одну особенность его рассуждений: он никогда не считал воспитание способным изменить мир, как, например, французские просветители XVIII в. Существующий строй он считал вполне рациональным и нужно лишь укрепить его, дав разумное воспитание добродетельному буржуа.

Мораль. Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов, человек не родится ни нравственным, ни безнравственным. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни таким образом, не существует и врожденной порочности человека — излюбленного утверждения, насаждаемого церковью в эпоху Средневековья. Так как правила морали начинают внушать ребенку с самых ранних лет, создается впечатление, что они врожденны. Взрослые, воспитываясь с детства в почтении к определенным принципам, считают, что они были наделены ими от рождения, являются вечными и неизменными. По мнению Локка, нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания и основным их критерием является полезность. Главным принципом нравственности является добродетель. Поэтому нравственный человек добродетелен, а добродетельный человек счастлив.

В «Опыте о человеческом разуме» Локк так определяет добро и зло. «Добром» мы называем то, что может принести удовольствие или продлить его, уменьшить страдания, а «злом» — то, что приводит к страданию, уменьшает удовольствие, лишает какого-то блага. «Счастье или несчастье человека является делом его собственных рук» и происходит от того, чего он предпочитает придерживаться в жизни — добра или зла.

Наследственность и среда. Отрицая врожденность идей, Локк в то же время признавал некоторое влияние на человека врожденных способностей: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь, -но только упражнения этих сил могут сообщить нам умение и вести нас к совершенству».




Мы не можем рассчитывать на то, чтобы полностью искоренить врожденные особенности ребенка, «сделать веселого человека задумчивым», «меланхолика веселым человеком». «Бог наложил определенную печать на душу» каждого ребенка, которая может быть слегка исправлена.

Среда также влияет на развитие человека, но она неизменна, к тому же выход из определенной среды в другую нежелателен. Люди из народа, например, не могут себя, хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер. Люди приспособлены к определенным условиям жизни, и менять эти условия — дело ненужное и даже вредное, утверждает Локк.

Таким образом, не отрицая совсем некоторого влияния наследственности и среды, Локк считает решающим в становлении ребенка воспитание, оно преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Первые два фактора признаются им пассивными, а воспитание, по его мнению, активно.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание способно сформировать особую «породу» людей — джентльменов. Основная цель воспитания — счастье человека, основывающееся на добродетели, «добродетель в прямом смысле является высокой и трудно достижимой целью воспитания». Она возникает не только под воздействием наставлений и бесед воспитателя, «весь труд и все искусство воспитания должны быть направлены к тому, чтобы вооружить душу добродетелью», до тех пор, пока молодой человек «органически не полюбит ее», тогда он будет видеть в ней свою славу и получать от нее удовольствие. Воспитание добродетели дает возможность достичь личного счастья и не препятствовать в этом другим. В душе ребенка следует закрепить понятие о Боге, делающем добро всем, кто Его любит и почитает.

Так Локк связывал цели воспитания с сугубо земными делами, а не небесными, определяя счастье человека целью его жизни. Если счастье есть цель жизни человека, то оно должно быть и целью воспитания.

Препятствием для достижения этой цели являются: телесное чувство неприятного; неверные, ложные суждения.

Поэтому первой задачей педагога становится достижение крепкого физического здоровья воспитанника, умеющего разумно рассуждать и делать необходимые для жизни выводы.

Физическое воспитание имеет большое значение, оно обеспечивает здоровье, которое необходимо для ведения дел и достижения благополучия. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Тот, у которого нездоровое и слабое тело, никогда не может быть счастлив.

Заботиться о здоровье нужно с раннего возраста ребенка; закаливать его, приучать не бояться холода, для этого обмывать его ноги ежедневно холодной, даже ледяной водой, не бояться, что обувь промокнет от луж; пища должна быть самой простой, следует избегать пряностей; постель ребенка должна быть жесткой и т.п. Физическое здоровье поддерживается упражнениями в соблюдении режима жизни, благодаря спортивным занятиям и прогулкам. Хорошо поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости.

Важнейшими задачами воспитания признается выработка характера, воли, нравственности, умственное развитие. Родителям дается совет: «Ищите человека, который знал бы, как можно благоразумно сформировать характер мальчика; отдавайте его в такие руки, которые смогут. охранять его невинность, любовно поддерживать и развивать в нем хорошие начала». В воспитании характера особенно важны: упражнения, опыт, пример воспитателей и родителей.

Не стоит удовлетворять все желания ребенка, но нельзя и отказывать ему в естественных «законных» требованиях. Направлять поведение ребенка помогут в первое время «страх и уважение», а в более поздние годы воспитатель сможет влиять на поступки воспитанника благодаря любви и дружбе с ним.

Рассуждения и поучения приносят мало пользы в воспитании; более действенными средствами являются упражнения, пример, окружение ребенка. «Детей нельзя воспитывать правилами», приучение их делать что-то осуществляется практически, как только представится случай, «если возможно, сами создайте случай». Воспитателю необходимо помнить о том, что грубость и насилие следует исключить из обращения с ребенком. Кроткое, как бы случайное внушение, ласковый тон и добрые слова, не приказ, а напоминание помогут добиться результатов в воспитательной деятельности. Телесные наказания нежелательны, так как «рабская дисциплина создает и рабский характер»; они возможны лишь в исключительных случаях.

Джентльмен, о воспитании которого пишет Локк, должен иметь твердую волю и сильный характер, но они должны быть подчинены разуму. «Высшая инстанция, к которой человек прибегает, определяя свое поведение, есть его разум. Поэтому в высшей степени важно тщательно заботиться о разуме, заботиться о том, чтобы правильно вести его в поисках знания» и суждений.

Именно цель воспитания определяет роль и место умственного образования. Ведь что, по мнению Локка, мешает личному счастью человека? Ложное суждение. Локк резко критикует те знания, которые получили юноши в школьном и домашнем обучении, — схоластические, оторванные от жизни. Нужны такие знания, которые помогут воспитаннику успешно вести свои дела, устраивать личное счастье.

Какие научные знания следует сообщать детям? Задача воспитания состоит не в том, чтобы дать основательное знание в любой науке, а в том, . «чтобы дать такое развитие и предрасположение уму, которое в наибольшей мере сделало бы их способными к любой науке, когда они самостоятельно ею займутся». Следовательно, тем самым подготовить воспитанника к самостоятельному добыванию знаний.

Чтение, письмо, рисование, родной и французский языки, география, математика, астрономия, хронология, этика, история, законоведение составляют круг дисциплин, необходимых джентльмену.

Словесной форме обучения, по мнению Локка, следует предпочесть обучение с опорой на чувственный опыт, ведь чувственные представления составляют основу для возникновения сложных понятий. Для получения верных суждений требуются нормально развитые чувства, что возможно при физическом здоровье. Здоровое тело — залог полноценного умственного развития.

В методе обучения следует соблюдать определенные правила:

1. Ни один предмет, который дети должны изучить, не следует навязывать им, как нечто обязательное, не нужно превращать его в бремя. Все, что навязывается, становится тут же скучным для детей, даже если раньше это казалось им приятным. Детям хочется показать, что они свободны, «что их хорошие поступки исходят от них самих, что они самостоятельны и независимы». Если же они сами не проявляют такой готовности, следует их вначале расположить к труду и возбудить охоту к предстоящим занятиям, тогда «ребенок усвоит в три раза больше» того, что он делает неохотно или по принуждению. «Добейтесь того, чтобы не воспитателю приходилось звать учиться, а чтобы 'они сами просили его поучить их», тогда они станут чувствовать себя свободными в выборе и будут увлечены учебой так же, как игрой.

2. Нужно приучить детей господствовать над собою, чтобы-они были способны в случае необходимости легко и с удовольствием переключаться на занятия новым предметом, даже если сильна увлеченность прежним. Ребенку нужно научиться «стряхивать с себя вялость и энергично приниматься за то, что указывает разум», перейти от интересного к менее привлекательному. Нельзя давать ребенку привыкать к лени из-за нерасположения к какому-то предмету.

Важная сторона воспитания — овладение ребенком ремеслами, трудовая его закалка. Живопись, токарное, плотничное, столярное дело, садоводство и другие полезные ремесла заслуживают усвоения и совершенствования в них. Ручной труд, ремесло укрепляют здоровье, развивают ловкость и сноровку, а также служат развлечением после занятий умственным трудом. Люди, ведущие сидячую или кабинетную жизнь, должны иметь какое-нибудь упражнение, которое могло бы одновременно развлекать их душу и давать занятие телу, рекомендует Ло'кк. Отдых заключается не в безделье, а в перемене занятий. Копание земли, посадка деревьев и другие подобные и полезные занятия могут быть не меньшим развлечением, «чем любой праздный модный спорт».

При выборе ремесла или другого ручного труда для воспитанника следует избегать принуждения, «ибо приказание и насилие часто вызывают отвращение». Нелюбимое дело ребенок захочет бросить, а если и будет заниматься им, оно принесет мало пользы.

Локк считает необходимым изучение бухгалтерии: хотя знание бухгалтерии не поможет джентльмену нажить состояния, она нужна, чтобы сохранить ему состояние. Умение вести счета потребуется человеку в течение всей жизни.

Таким образом, Локк развил новые педагогические идеи, которые могут быть кратко представлены следующим образом:

— ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;

— все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

— воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

— основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся на добродетель;

— здоровье ребенка — первая задача воспитания;

— пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

— следует отказаться от принуждения в воспитании;

— польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм и рационализм. Педагогические идеи Локка были изучены, критически осмыслены и развиты в работах французских просвети-телей XVIII в.

Наряду с разработкой, становлением и развитием, ставшей постепенно традиционной для массовой школы, классно-урочной системы обучения, в Новое время появляются теории, в которых отстаиваются идеи индивидуального подхода в воспитании и обосновываются необходимые для их реализации педагогические условия. Свое оригинальное воплощение они нашли в трудах Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Вырастить из ребёнка джентльмена можно только в условиях домашнего воспитания, в благородной и обеспеченной семье при помощи добродетельного и образованного наставника, лучше всего выходца из разорившегося дворянского рода. Школа, куда ходят разные, в том числе воспитанные улицей дети, а преподают, порой, случайные люди решить такую задачу неспособна.

Дж. Локк, отказавшись от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, высоко оценивал роль воспитания. В своем главном педагогическом труде «Мысли о воспитании» он писал, что «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными и бесполезными - благодаря воспитанию. Именно оно создает большие различия между людьми». Цели и характер воспитания Локк определял исходя из идеала «настоящего джентльмена», умеющего устраивать свои дела. Большое значение он придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения и главную задачу видел в том, чтобы научить человека управлять собой, своими собственными страстями. По мнению Локка, примеры, среда, обстановка воздействуют на человека сильнее, чем наставления. Поэтому воспитанника надо возможно раньше знакомить с «хорошим обществом», «с лицами и положениями», чтобы выработать в нем сдержанность джентльмена. Локк считал, что добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительней, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами.

Руководящим принципом воспитания Локк полагал принцип полезности и в обучении видел лишь средство для осуществления будущей практической деятельности. Поэтому он утверждал, что к обучению следует приступать только после того, как сформирован характер ребенка и привиты ему основы нравственности и морали. Большое внимание Локк уделял физическому развитию детей, заботе об укреплении их здоровья. При выборе предметов для изучения английский мыслитель и педагог руководствовался принципом утилитаризма, отказываясь от традиционных «семи свободных искусств». Классическому образованию он противопоставил реальное образование, вооружающее учащегося полезными знаниями, предусматривающее обучение бухгалтерии, законоведению, географии, языкам и т. п. Деловому человеку необходимо ориентироваться в различных областях знания, пригодится ему и знание ремесел.

Обучение, согласно Локку, не должно превращаться в скучную обязанность, оно должно опираться на интерес и любознательность детей. Поощрение детской любознательности способствует развитию самостоятельного, логического мышления.

Предпосылкой становления личностных качеств, воли и характера каждого индивида является физическое воспитание. Оно же есть основа одной из главных составляющих счастья — здоровья. «В здоровом теле здоровый дух» — вот то состояние без которого человек не может ощущать себя полностью счастливым и к которому его нужно вести в процессе воспитания с самого раннего возраста. Первое разумное педагогическое воздействие на ребёнка должно быть связано с заботой о его нормальном физическом развитии. Дж. Локк в этом плане советует соблюдать режим дня, закалять организм, выполняя водные процедуры и гуляя босиком по траве, есть простую здоровую пищу, спать на жёсткой кровати, а не на перине, носить удобную просторную одежду, заниматься физическим трудом на свежем воздухе и т. п.

Основа нравственного воспитания джентльмена состоит в выработке правильного представления о добродетели. Как и древнегреческий философ Сократ, Дж. Локк большое значение в данном вопросе отводит разуму как высшей инстанции, к которой обращается человек прежде, чем совершить тот или иной поступок. Стремясь к личному счастью и благополучию, каждый индивид, по его мнению, должен уметь в определённых ситуациях отказаться от своих желаний и страстей и, следуя разуму, действовать наперекор им во имя общего блага.

Как известно, критериями нравственности для европейцев начиная со Средневековья выступают ценности христианской морали. Следуя своим воззрениям о природе человека, Дж. Локк отрицал врождённую идею Бога, но при этом считал необходимым запечатлеть в душе ребёнка образ Всевышнего как можно раньше и использовать его в познании и обретении истинной добродетели. Для этого нужно проводить соответствующие беседы, периодически посещать церковь, читать доступную детскому пониманию религиозную литературу.

Основой нравственного поведения джентльмена выступают нравственные привычки, являющиеся неотъемлемыми характерными чертами личности, такими как мужество, честь, умение не терять самообладание в различных жизненных ситуациях, благожелательность, знание и владение хорошими манерами и т. п. Необходимые привычки должны прививаться и закрепляться при помощи упражнений, одновременно искореняя такие присущие людям негативные качества, как лень, ложь, трусость, капризность и др. Важную роль здесь играет и нравственный пример окружающих, в первую очередь наставника и родителей.

Что касается методов стимулирования в деле воспитания, то Дж. Локк выступал как против чрезмерных наград, так и против побоев. Он считал, что если за каждый хороший поступок ребёнок так или иначе поощряется, то для него в конце концов главным становится не стремление к добрым делам, а стремление к вознаграждению. Если же ради достижения дисциплины применяются телесные наказания, то с их помощью можно добиться лишь рабского послушания и, как следствие, сформировать в растущем человеке рабский характер, которого не должно быть у настоящего джентльмена. Однако, в русле воспитательных традиций того времени, порка всё-таки допускалась, но лишь как исключительное средство воздействия на нерадивых и непослушных детей.

В процессе умственного воспитания Дж. Локк выступает за индивидуальный подход с учётом психологических особенностей, наклонностей и способностей каждого ребёнка и советует опираться на присущую растущему человеку любознательность и стремление к деятельности. Исходя из утилитарного понимания обучения, он отстаивает необходимость получения будущим джентльменом светских, практико-ориентированных знаний и навыков, которые потом пригодится ему в реальной жизни. Высоконравственные, самостоятельные в суждениях и умелые в ведении дел люди, по мнению Локка, гораздо более полезны обществу, чем учёные-теоретики, лишённые названных качеств. В круг изучаемых дисциплин рекомендовалось включить латинский и французский языки, арифметику, геометрию, географию, астрономию, хронологию, историю, натурфилософию, законоведение, а также танцы, верховую езду и фехтование. Кроме этого, в качестве подготовки к самостоятельному ведению хозяйственно-экономических дел, воспитаннику предлагалось освоить несколько ремесел, научиться стенографии и овладеть основами бухгалтерского учёта.

Как уже отмечалось, система воспитания джентльмена предназначалась лишь для состоятельной верхушки общества. Что касается неимущих слоёв населения, то для детей из таких семей Дж. Локк в своей «Записке о рабочих школах» (1696) предлагал открыть сеть приютов, где бы те обучались какому- либо практическому ремеслу, обретали привычку трудиться и соблюдать религиозные заповеди.

15. Английский педагог и мыслитель эпохи просвещения, автор высказывания о воспитании аристократа: “Ноги необходимо обмывать холодной водой, а обувь делать настолько тонкой, чтобы она промокала и пропускала воду, когда ему случится вступать в нее”

16. Английский педагог и мыслитель эпохи просвещения, автор высказывания о воспитании аристократа: “Постель ребенка должна быть жесткой, и стеганое одеяло лучше перины; жесткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело, и часто является причиной слабости и ранней могилы”

17. Система воспитания, разработанная Дж. Локком, предназначена для детей

18. Система воспитания, разработанная Джоном Локком адресована будущим

19. Содержание обучения джентельмена по Дж. Локку должно быть прежде всего

20. Джентельмен, по Дж. Локку воспитывается и обучается в

-: школе повышенного типа

21. Согласно Дж. Локку, воспитание джентельмена – это воспитание, прежде всего

22. По Дж. Локку, дело воспитания джентельмена поручается

+: специально подготовленному воспитателю

23. Великий мыслитель эпохи Просвещения, автор высказывания: “Первое, о чем следует заботиться, - это чтобы дети ни зимой, ни летом не одевались и не прикрывались слишком тепло” -: Ф. Бэкон

24. Согласно Дж. Локку, джентельмену необходимо давать знания, которые, прежде всего

-: способствуют широте кругозора

+: пригодятся в жизни

-: гуманитарны по характеру

-: из области общественных наук

-: из области философии

-: об устройстве мира

25. Джон Локк настаивает на необходимости обучения джентельмена ремеслу потому что

+: хорошее знание ремесла делает человека независимым

+: труд предупреждает праздность

+: знание ремесла дает возможность зарабатывать на жизнь

-: знание ремесла способствует стиранию граней между сословиями

+: ремесло укрепляет здоровье

-: ремесло воспитывает послушание

26. Содержание образования джентельмена по Дж.Локку составляют

+: правила хорошего тона

27. Главная задача обучения по Дж. Локку

-: получение обширных знаний

-: получение профессиональных знаний

-: формирование религиозного мировоззрения

28. Великий мыслитель эпохи Просвещения – автор высказывания: “Страх и почтительность должны дать вам первую власть над их душами, а любовь и дружба должны закрепить ее”

29. Формирование привычек занимает центральное место среди методов нравственного воспитания в педагогической теории

30 Мыслитель 18 века, автор высказывания: “Добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительней, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами”

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Поиск по сайту

Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) получил блестящее образование, закончив ведущие учебные заведения Англии - Вестминстерскую школу и Оксфордский университет. Получил степень бакалавра (1656), затем магистра (1658). Ваксфорде Локк сблизился с энтузиастами новонаучного направления, которое противостояло схоластической учености, господствовавшей в английских университетах, увлекся медициной и проводил естественнонаучные эксперименты.

В 1667 г. Локк стал домашним врачом и воспитателем. В сфере интересов Локка, включавшей естествознание, медицину, политику, экономику, педагогику, проблемы, связанные с отношением государства к церкви, в частности проблема веротерпимости и свободы совести, постепенно выделилась главная задача - обоснование новой философской концепции происхождения и сущности знаний. В 1671 г. он принял решение осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает ум в своем движении к знанию. Это был замысел труда «Опыт о человеческом разуме» (1690), над которым Локк работал на протяжении 16 лет. В этом философском труде была разработана эмпирическая теория познания, исходным пунктом которой стал принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания.

Решительно выступив против врожденных качеств, дающих человеку привилегированное положение, он считал, что ребенок родится с душой чистой, как доска. Теорией «tabula rasa» он пытался доказать, что решающее значение в развитии человека имеет воспитание. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или нет - благодаря своему воспитанию», утверждал Локк. Но, полагал он, для каждой социальной категории должна быть создана своя система воспитания. Так, для народа он предлагал открывать «рабочие школы», где их учат только религии, ремеслу и в которых дети своим трудом окупают стоимость своего содержания. Что касается детей аристократии, то для них Дж. Локк разработал концепцию «воспитания джентльмена», воспитания новой породы людей, наилучшим образом приближенных к обществу. Педагогическая система Локка изложена в трактате «Мысли о воспитании»(1693).

Цель воспитания - всестороннее развитие ребенка, подготовка джентльмена к жизни.

Джентльмен - человек дворянского происхождения, получивший образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей, с деликатными манерами и умением «вести свои дела толково и с предвидением», уверенный в себе, сочетающий широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

Процесс воспитания джентльмена также имеет поэтапный характер и главными его составляющими являются:

- физическое воспитание, выработка характера, развитие воли;

- нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;

- развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

В качестве главных воспитательных средств использовались пример. труд, среда и окружение растущего человека. Раскрывая различные ступени и направления в системе воспитания джентльмена, Локк освещает вопросы развития ребенка в дошкольном возрасте.

Трактат «Мысли о воспитании» открывается разделом о физическом развитии и воспитании ребенка, и лишь после этого рассматриваются содержание и методы умственного и нравственного воспитания. В заключительном разделе этого труда автор вновь возвращается к положениям о единстве всех сфер жизнедеятельности человека, Локк полагал, что физический труд - различные виды ремесленных и сельскохозяйственных работ - снимает усталость от учебных занятий, восстанавливает энергию, стимулирует познавательные силы, укрепляет здоровье, дает жизненную закалку.

Соответственно, пер во степенное значение в воспитании джентльмена имеет физическое воспитание - «здоровый дух в здоровом теле». Необходимо, считал Локк, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены, Локк подробно обосновал значение строгого режима в жизни ребенка, давал советы, как нужно его одевать, кормить, протестовал против изнеживания детей. Правильное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом», - писал Локк.

Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен, считал он, - это ТОТ, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим. Поведение джентльмена должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным, уметь подчинять себя велениям
рассудка.

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование - важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Первоначально власть воспитателю над ребенком дадут «страх и уважение», а затем, в более зрелые годы, эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Особенно важно воспитание у детей устойчивых положительных привычек. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием; необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое внушение. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Нужно закрепить сначала одну, а затем уже перейти к воспитанию другой привычки.

Для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает, чтобы заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности, надо выявлять у детей различные качества, «сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы», - писал Дж. Локк.

Он считал необходимым бороться с детскими капризами и ленью, не выполнять настойчивые желания ребенка, если они сопровождаются плачем. Надо быть внимательным к малышу, понять, чем вызван каприз, установить, чем обусловлена его леность. Чтобы привлечь ребенка к занятиям, воспитатель должен найти, что именно может заинтересовать его.

В процессе воспитания, согласно Локку, следует избегать как физических наказаний, так и поощрений. В первом случае существует опасность воспитания рабского послушания, во втором поощряется стремление воспитанника к наградам, а не к тому, за что они даются. Вместе с тем в отдельных случаях допускается применение физических наказаний с целью преодоления упрямства воспитанника.

Как человек своего времени Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное - не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к Богу как высшему существу.

Умственное воспитание джентльмена, по мнению Локка, следует подчинить выработке необходимых деловому человеку качеств. «Добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами», - говорил он.

Отдавая дань традициям светского воспитания - обучению танцам, фехтованию, верховой езде и др. - Локк настаивал на практической направленности обучения, необходимого «для деловых занятий в реальном мире». Джентльмена надо обучить чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, географии, арифметике, геометрии, астрономии, этике, дать основные сведения по истории и законоведению, обучить бухгалтерии. Для совершенствования разума Локк считал необходимым самостоятельно изучать литературу.

Рекомендованный им круг чтения содержится в его работе «Мысли о том, что читать и изучать джентльмену» (1703), которая является как бы библиографическим дополнением к «Мыслям о воспитании». Сюда он включил книги по истории, географии, логике, морали и философии, искусству управления (политике), искусству правильного письма и речи и т.д. Самостоятельное чтение, по очень точному определению Локка, составляет «последний шаг в совершенствовании разума».

Программа Дж. Локка решительно порывала со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести ребенку определенную пользу, подготовить его к жизни. Локк рекомендовал также занять воспитанника каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, парфюмерным делом, лакированием, гравированием.

Необходимость трудового воспитания он мотивировал главным образом тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку, предпринимателю, к тому же труд предотвращает возможность вредной праздности.

Чтобы привлечь ребенка к занятиям, следует широко использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям, но надо также приучить его заниматься и неинтересным.

Воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособленным к «добродетельной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране. Образование выступает, таким образом, и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности. Воспитанный таким образом джентльмен, по мнению Локка, будет тем новым человеком, которому суждено укрепить могущество своей страны.

Педагогические идеи Локка были развиты и обогащены передовыми мыслителями XVIII в. Его трактат «Мысли о воспитании» был переведен на многие языки.

Дж. Локк (1632-1704) является первым ученым педагогом нового времени. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» он доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. Локк считал, что знания и идеи происходят прежде всего из чувственного опыта. Представления входят в сознание человека через ощущения, органы чувств.

Это, по мнению Локка, важнейшее средство познания мира. Но, по его мнению, кроме внешнего опыта существует внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. Исходя из этих положений, он указывает на особое значение разума, который оценивает и определяет то, что доставляет человеку счастье и пользу. Отсюда вытекает важность воспитания разума.

Свои педагогические взгляды Джон Локк изложил в книге «Мысли о воспитании», задачей которого он считал воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, где по мнению Локка, собрана «пестрая толпа дурно воспитанных, порочных мальчиков всякого состояния».

Особое внимание он придавал физическому воспитанию. «Здоровье необходимо нам, - писал Дж. Локк, - для наших дел и нашего благополучия. Поэтому, с раннего детства необходимо закаливать тело ребенка, добиваться выносливости, умения преодолевать усталость, невзгоды, перемены». Он рекомендует легко одевать и обувать детей, кормить простой пищей и заниматься с ними физическими упражнениями, которые способствуют выработке мужества и настойчивости.

Настоящий джентльмен - человек, умеющий достичь собственного счастья, но в то же время не препятствующий в этом другим джентльменам. Люди должны быть мудрыми и, добиваясь своей цели, учитывать реальные возможности. Поэтому человеку необходимо умение руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Выработка характера, воли, нравственной дисциплины - важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать капризам ребенка, но нельзя и не удовлетворять его законных желаний. Достигается это в раннем детстве через страх и уважение к воспитателю, в более зрелые - власть воспитателя поддерживается любовью и дружбой.

Главные воспитательные средства - пример, среда, окружение ребенка, а не рассуждения. Особенно важно с раннего детства сформировать у ребенка устойчивые положительные привычки. Нельзя добиться положительных результатов грубостью и насилием. Только ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания, могут принести результат. При этом не следует одновременно формировать несколько привычек.

Эффективность воспитательному процессу придаст изучение индивидуальных особенностей ребенка, которое ведется посредством наблюдения различных его качеств и поведения.

«Рабская дисциплина создает и рабский характер» - писал Локк, выступая противником телесных наказаний. Но, в то же время, считал возможным их применение в случаях упорства и открытого неповиновения.

Так же своеобразно он относился и к религиозному воспитанию, считая, что главное - не приучение детей к обрядам, а воспитание любви и почтения к Богу, как к высшему существу.

Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому и латинскому языкам, географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, истории, законоведению, бухгалтерии, верховой езде и танцам. Воспитанник должен овладеть каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством. Возможно обучение парфюмерному делу, гравированию и навыкам лакирования.

Необходимость трудового воспитания объяснялась тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знания ремесел может принести пользу в предпринимательской деятельности.

Читайте также: