Доска крыло для серфинга

Обновлено: 28.03.2024

Пришло время попробовать что-то новое? Хочется сменить привычный кайт или сап на что-то другое, не менее захватывающее? Wingfoil – прекрасный выбор, вне зависимости от того новичок вы или профессионал в одном из других водных видов спорта. В нашем фирменном магазине можно подобрать отличный фоил борд, купить необходимые для фоил серфинга аксессуары и ознакомиться с ведущими производителями досок для foil wing.

Преимущества винг фойла

Одно из главных преимуществ вингфойлинга среди других видов спорта, производных от серфинга и парусного спорта – нет необходимости куда-то ехать. Ведь даже при довольно слабом ветре будет достаточно небольшого винга размером 4 метра – это, пожалуй, ключевой момент, учитывая обычные ветровые условия для водных развлечений в России. При выходе доски из воды снижается ее сопротивление, что так же влияет на скорость, создавая эффект парения над водой при минимальном ветре. Помимо этого, выйти на глиссирование на фойл доске возможно не только за счет ветра, но и за счет «пампинга», раскачивая фойл борд ногами.

Кроме того, все аксессуары для вингфойлинга легко умещаются в багажник автомобиля, занимая минимум пространства.

Особенно компактным этот вид спорта стал с 2020 года, когда производители модернизировали фойловые доски, начав изготавливать их по принципу надувных досок для сап. Фойл доска теперь не занимает много места, что значительно упрощает транспортировку!

Как устроен вингфойл

При выборе крыла и доски для фойла необходимо учитывать уровень катания райдера, ветровые и волновые условия и многие другие факторы. Вингфойл состоит всего из нескольких частей: wing (крыло) и доска с фюзеляжем, на которой стоит райдер. При этом они не имеют никакого крепления между собой, кроме страховочных лишей, прикрепленных к райдеру.

«Фюзеляж» включает в себя подводную мачту со стабилизатором, подводное крыло и планку, которая соединяет обе эти детали. Фюзеляжи подразделяются на несколько разновидностей в зависимости от волновых условий и ветра.

Крыло устроено так, чтобы менять свою форму во время катания при сильном ветре для сбрасывания излишней тяги. При этом жесткость сохраняется за счет накачанных среднего и переднего баллонов, создавая необходимое натяжение.

Доски для Wingfoil довольно объемные, чтобы можно было стартовать из воды, не используя крыло. Однако, при выборе подходящего фойл борда, важно помнить, что чем объемней доска, тем сложнее на ней маневрировать и отрываться от воды. Здесь необходимо ориентироваться на привычный фрирайд борд для виндсерфинга, объема плавучести которого должно быть достаточно, чтобы удержать Ваш вес на плаву.


С середины 60-х боевые и прогулочные лодки на подводных крыльях начинают штамповать серийно и подводные крылья стали прикручивать к разному гражданскому водному транспорту и инвентарю: яхты, катера, парусники, катамараны, педальные лодки и доски, водные лыжи и водные велосипеды.

В начале 1960-х годов первое подводное крыло для водных лыж было разработано авиационным инженером Уолтером Вудвордом и Лукасом Эммануэлем.

Вудворд запатентовал водные лыжи на подводных крыльях. Оно состояло из двух водных лыж с двукрылой конструкцией. Это и есть начало развития! Первым человеком, испытавшим это необычное изобретение, был Фрейзер Синклер.

Гидрофоил, прототип

В1972 году Майк Мерфи и Бад холст разработали доску для катания сидя - kneeboard, но доска не обладала необходимой амортизацией, причиняла ушибы, вывихи. Майк решил поставить на нее крыло, что должно было создать амортизацию, увеличить плавность и скорость движения, взяв за основу фоил Эммануэля: прикрепили его к ниборду, заменили двухосевую конструкцию на одноосевую. Фоил стал максимально похож на то, что используем мы сейчас.

За ниборд с крылом изобретателям предложили выгодный контракт с жесткими условиями, по которым Бобу и Майку было запрещено кататься на книборде с подводным крылом 5 лет.

Изобретатели не остановились на достигнутом и стали расти дальше. Они изобрели "стул" для водных лыж, на котором человек сидел, прикрепленный стропами, таким образом нагрузка на лодыжки и колени стала меньше, кататься стало комфортнее, чем на книборде, где ноги, постоянно согнутые в коленях, подвергались сильному давлению.

Первый стул на подводных крыльях был запущен в производство Бобом в 1984 году и этот момент стал еще одним поворотным пунктом на пути к современным подводным крыльям.

Минус был один: райдера щедро обдавала мощной струей воды, причиняя боль и неудобство. Майку пришла в голову идея сдвинуть лыжи вместе, образовав моно лыжу с подводным крылом на одной оси (мачта).

Эволюция фоила


Тесты показали необходимость в ремне безопасности, удерживающего райдера на стуле даже в очень нестабильных условиях. В этот момент было создано воздушное кресло (Air chair) и запущено его производство. Первое кресло было продано в январе 1990 года. Кресло было запатентовано, а изобретатели основали корпорацию под названием RBM (Роберт, Брэд и Майк).

Боб дорабатывал продукт, Майк катался и презентовал изобретение. Их фоил был сделан из литого алюминия и покрыт порошковым покрытием.

Доски в тот момент делали из стекловолокна с пенопластовой сердцевиной. Парни постоянно модифицировали доски - подпиливали края, а фоил стали полировать, чтобы улучшить производительность. Была значительно увеличена площадь крыльев, чтобы обеспечить большую подъемную силу. Для улучшения подъемной силы были добавлены прокладки. Многие из этих усовершенствований включены в современные проекты фоила.

По просьбе Майка Мерфи, инженерами Бобби Тейлором и Джоном Уилборном был разработан амортизатор для сидения. Это нововведение свело к минимуму воздействие на спину при посадке и бодидраге.

После нескольких лет совместной работы Майк Мерфи, Брэд Барнетт и Боб Вулли решили, что больше не могут работать вместе. Боб продолжал управлять Air chair, Майк Мерфи основал Sky Ski.

В конце концов подводное крыло с Kneeboard попробовал культовый сёрфер Лэрд Гамильтон. Одержимый всем новым, серфер в расцвете сил, он пробовал все что попадало под руку и этот "стул" попался ему в тот самый нужный момент!

— "Мы серферы, мы катаемся стоя!" — сказал он после испытания и самостоятельно модернизировал ниборд: убрал стул, прикрутил подводное крыло к доске для вейка со сноубордическими ботинками. И с этого момента фоил серфинг начал стремительно развиваться.

Foilboarding


Молодой и дерзкий дьяволенок Лэирд Гамильтон неистово тренировался. Считал, что лучшая тренировка — это участие. Но не в соревнованиях, в которых он никогда не участвовал, а в практике.

Постоянно в поиске волн и адреналина, он со своим другом переплыл на падлборде Ла-манш и Корсиканский залив — 9 часов гребли лёжа!

Один из первых, кто стал использовать гидроцикл (в то время - моторную надувную лодку) для восхождения на большие волны (tow-in surfing) для последующего серфинга.

Кстати, за 5 лет до Лэрда в 1987 году, известный серфер Мартин Поттер заехал на второй риф "Пайплайн", используя лодку с мотором, но на тот момент этот новый способ никого не впечатлил.

Foil Surfing

Лэрда считают ключевой фигурой по многим аспектам серфинга, в том числе он стал использовать фоил в серфинге и популяризировал его на Мауи.

Лэирд Гамильтон на фоиле

Основной отправной точкой стал случай, когда Лэирд чуть не погиб на огромных волнах в Пиахи. Был сильный чоп и он не смог съехать с волны из-за большой тряски на серфе и его закрутило в безжалостной стиральной машине обрушающихся волн. Он вспомнил про подводное крыло, которое должно было помочь при таких жестких условиях, снизив до минимума площадь соприкосновения с поверхностью воды и противодействия скольжению.

Laird Hamilton foiling on a big wave

Многолетние эксперименты с фюзеляжем и его установкой на доске оказались не очень удачными - при эксплуатации образовывался люфт, что приводило к нестабильному положению серфера.

Лэрд надумал улучшить крыло, чтобы оно парило над водой со 100% стабильностью райдера и эффективным скольжением.

В 2015 исследования привели Лэрда к ребятам из престижной парусной регаты "Кубок Америки", которые гоняются на катамаранах с подводными крыльями.

Вместе они смогли сделать качественную мачту из нержавеющей стали для фоилборда. Сейчас чемпионы мира используют для гонок элит класса качественные фоилы из углеволокна (карбон).

Oracle team USA и Laird Hamilton

Лэрд — сумасбродный новатор, именно он изобрел первый нескользящий коврик в виде липучки, приклеенной на доску и на подошву ботинок. Такое сцепление обеспечило ему возможность нереальных и невиданных до того времени трюков на доске с минимальными травмами и максимальной свободой движения, которых не было в ботинках с креплениями.

Его друзья-виндсерферы изобрели первые петли для трюков. Объединив свои знания, опыт и идеи, ребята основали команду "Strapped Crew" и стали настоящей семьей, некоторое время скрывая от всего мира серфинг на великанах (Riding Giants) .

2017 год — год тотальной популярности фоила

Мало кто знает, но еще в 2009 году австралийский изобретатель Бретт Кертис построил и прокатился на первом гидрофойле.

Он опубликовал фотографии своего друга Алекса Будлевски на серфинговых форумах "Swaylocks" и "RealSurf", катающегося на фоилах аж в 2013 году, за 3 года до того, как Кай Ленни прославил серфинг на подводных крыльях по всему миру. Но, как и во многих случаях, этот момент остался в тени.

Кай Ленни грациозно скользит над водой при сказочных райских декорациях на родине виндсерфинга, Мауи. Он одним из первых райдеров, испытавших подводное крыло с парусом (виндсерфинг), кайтом и даже бодибордом.

Зейн Швейцер шлифует изящными линиями прибрежные волны, выдавая нереальные трюки с фойлом.

Кажется, что они не прилагают никаких усилий, так все плавно и слаженно. Но это видимость, которая достигается путем упорных тренировок и образом жизни спортсменов.

Фоилинг фристаил

Физическая подготовка

Обязательно ли нужно быть вотермэном с Гавайев, чтобы освоить фоил? Все топовые спортсмены живут серфингом с малых лет. Что остается нам, жителям России?

Быть в хорошей форме. Всегда.

Подъем на фоиле требует усилий и спринтерской подготовки, даже если вы разгоняете его катером.

Чем меньше волны или иная тяга, тем сложнее фоил поднять из воды. Неимоверные усилия нужно прилагать, чтобы пампить и держать доску над водой. Тренируйте свои колени, советуем вам вспомнить упражнение "коленце".

Держите себя в форме всегда, чтобы быть готовым к новому сезону и ощущениям! Возможности открываются чаще, чем вы думаете и будет обидно упустить их из-за плохой физической формы.

SUP FOILING

Есть несколько способов создания подъемной тяги для подводного крыла:

— пампинг (раскачивание доски своим телом)
— весло (раскачивание телом с помощью весла)
— фал (за катером)
— чистая энергия волны
— винг (крыло)
—Электромотор (е-фоил)

САП фоилинг это скольжение на доске с веслом и подводным крылом. В данном случае весло, как и при SUP серфинге, помогает разгоняться и поднять фоил из воды.

Какие условия подходят для SUP фоилинга?

С веслом или без зависит напрямую от условий и доски, которую вы выберете.
САП борд и высоту мачты выбирают так же в зависимости от условий и вашего уровня катания.
Учитывая особенность САП, лучший вариант для САП фоилинга — волны по пояс.

Чем меньше волны, тем больше нужно усилий. Вот тут-то вам и понадобится весло.

Волны по пояс.

Конструкция позволяет САП серферу скользить вместе с небольшой движущейся волной, используя кинетическую энергию волны и подъемную силу весла.

Даунвинд.

Ветровая волна и весло обеспечат отличные условия для даунвинда с большей скоростью! Весло обеспечивает мгновенный отклик доски и быстрое скольжение и маневрирование.

С развитием конструкции подводных крыльев энергия, необходимая для удержания на доске с фоилом, была снижена до уровня, достижимого только человеческой силой.

Кай Ленни впервые применил технику, которая теперь называется "пампинг", при которой серфер раскачивает доску весом своего тела и таким образом доска на подводном крыле поднимается из воды.

Ручное крыло подходит для разной силы ветра. Мы рекомендуем силу ветра не более 10 м\с. Чем сильнее ветер, тем меньшей площадью нужно крыло.

В 2017 году небольшая компания "Lift Foils" из Пуэрто-Рико представила миру первую электрическую доску для серфинга на подводных крыльях. Удовольствие дорогое.

В России мы представляем компанию Takuma, а в нашем прокате вы можете попробовать это чудо. Для электрофойла подходит любой с минимальной глубиной 1.5 метра водоем, так что вы можете скользить на нем в ожидании прогноза даже по каналам города, что мы, собственно, и сделали.



Наши FOIL райдеры

Из наших друзей катают на фоиле:

Евгений Резонтов
Ярослав Клоков
Стас Орлов
Михаил Соловейкин
Мария Степанец
Настя Цейслер
Анна Хворикова (в составе сборной IQFOIL)

Правила эксплуатации и безопасность

Фоил борд

— Прежде чем опустить доску фоилом вниз, зайдите по пояс в воду. Высота крыла 1-1.5 метра.
— Будьте готовы к сложностям в прибое. Все будет намного проще, как только вы приноровитесь и выберете удобный для вас способ держать доску с крылом в таких условиях. Сейчас многие производители делают удобную ручку на днище фоилборда, что значительно облегчает транспортировку.
— Главная предосторожность при прохождении прибоя с сап без крыла и с крылом - не вести его перед собой. Только сбоку от себя.
— Размер волны для тяги нужен минимальный, меньше, чем необходимо для традиционной доски для сап серфинга. Следует учесть рельеф дна, прежде чем выходить на воду с фоилом.
— Катайтесь там, где меньше людей.
— Чем больше вы опираетесь на заднюю ногу, тем больше крыло будет наклоняться вверх, создавая большую подъемную силу, и при переносе веса на переднюю ногу, крыло будет погружаться под воду.
— Как только встанете, надавите на переднюю ногу (как на сноуборде для ускорения). Чем круче становится волна, тем больше нужно наклоняться вперед.
— Поначалу вам будет проще, если вы будете приседать на доске. При этом грудь нужно держать вертикально, а плечи широко открытыми, чтобы сохранить правильный баланс и не упасть. Держите свою пятую точку над доской, не выносите ее за пределы доски.
— Старт и скольжение на фоиле возможно не только на пике, а практически в любой части волны, где есть энергия. Это существенно увеличивает возможности и варианты для скольжения.
— На доске с фоилом легко пронырнуть через волну (дакдайв). Доски короткие, а крыло тянет доску вниз и режет под водой проходящий поток.
— Избегайте мелководий и рифов. Можно не только убить оборудование, но и повредить себя.
— Используйте шлем, гидрокостюм и лиш.
— Количество времени, которое вы остаетесь на фоилборде, очень сильно зависит от размещения ног и распределения веса!
— Обязательно возьмите обучающий урок с инструктором.
— Начинать лучше с объемных досок с округлыми рейлами. Более короткие доски легко поднимаются, но требуют большей скорости гребли или более крутой волны, чтобы поднять фоил и супер скил и баланса райдера.
— Катайтесь на фойле если волна меньше чем по пояс. Самые комфортные условия для него, а если волны больше, серфите на САПе с веслом!

Транспортировка

Фоил — это не только дорогая, но и большая, довольно хрупкая вещь при точечном ударе (углеволокно)!

Далеко не самый простой аксессуар для транспортировки на пляж и обратно!
Проще и безопаснее разобрать фоил на части.

Вы потратите немного больше времени, чтобы собрать его обратно, но для транспортировки это наилучший эргономичный вариант.
Если у вас нет машины или вы живете недалеко от водоема, купите тележку для перевозки. Все зависит от того, сколько в итоге весит весь ваш фоил-комплект и куда и с помощью чего вы будете транспортировать свое оборудование.

Как транспортировать фоил


“В первый раз, когда доска поднялась из воды на крыло, меня окружила полная тишина. Я понял, что это что-то особенное. Что-то, чего я никогда не чувствовал раньше. Ощущение полета над водой - это то, чего не может достичь ни одна доска без фоила."

Гидрофойл это ни что иное как подводное крыло. Концепция гидрофойла не нова, более ста лет назад подводные крылья пробовали устанавливать на катера и яхты. Результаты таких экспериментов оказались весьма впечатляющими, удалось достичь небывалых по тем временам скоростей и высокой устойчивости судов. С тех пор гидрофойлы пробуют крепить ко всему что движется по воде, в том числе на доски для сёрфинга, а в наши дни и на сёрфы с электромотором.

hydrofoil board

Конструктивно, классический гидрофойл очень прост, он состоит из длинного киля и прикреплённых к нему плавников, один несущий, другой стабилизирующий. Материалы используют самые разные, от фанеры до углепластика. Но электро-фойл не так прост. Давайте попробуем разобраться, как всё устроено, оправдан ли большой интерес к таким доскам и что сегодня представлено на рынке.

Отличие от классического фойл-сёрфа лишь в наличии электромотора и блока батарей, в остальном принцип тот же. Электро-сёрф с подводным крылом приводится в движение мотором пропеллерного типа. На мото-доски без гидрофойла чаще устанавливают водомёты. Тяга водомётного типа позволяет достигать большей скорости. Для электро-сёрфа с гидрофойлом нормальной считается скорость 20-40 км/ч., а доски на водомётной тяге легко разгоняются до 50-60 км/ч.

electro surf board hydrofoil

Однако не спешите делать выводы. Электро-фойл прекрасно показывает себя на небольших скоростях и даже 40 км/ч не покажется мало, не забывайте, что райдер во время катания находится в метре над поверхностью воды. Подводное крыло обеспечивает большую стабильность, но от падений никто не застрахован, а теперь представьте каково это упасть с метровой высоты в воду на скорости 40 или более км/ч.

Электро-сёрф с подводным крылом больше подходит для прогулок с ветерком, но не для гонок. Относительно не высокую скорость компенсируют другие качества гидрофойла, например, стабильность. На доске с крылом, райдер одинаково комфортно чувствует себя и на больших волнах, и при полном штиле и даже сильном течении реки. Обычная мото-доска передаёт все вибрации от водной поверхности, тем самым требуя от пользователя определённой сноровки и постоянного внимания. Электро-фойл позволяет расслабится и наслаждаться прогулкой, паря над водой.

hydrofoil ride

Кататься можно практически где угодно, главное быть уверенным, что есть достаточный запас глубины. Заход в воду с гидрофойлом отличается от начала катания на обычной электро-доске. Райдеру нужно пройти на достаточную глубину, придерживая одной рукой доску, а другой крыло. Соответственно завершая катание, придётся слезать с доски заранее. В остальном, сёрфинг на гидрофойле — это такой же захватывающий опыт, как и катание на обычном электро-сёрфе.

В интернете можно встретить десятки проектов так или иначе связанных с гидрофойлами. Большая часть которых, это экспериментальные проекты энтузиастов, так сказать, сделай сам. Это обусловлено большим интересом к подобным электро-сёрфам и новизне этого спорта.

Fliteboard rider

Наибольший интерес вызывают коммерческие проекты, в которых принимают участие не только опытные сёрферы но и инженеры, а также используются лучшие материалы и оборудование. На сегодняшний день, существует две компании, которые готовы предложить электро-сёрфы с подводным крылом, достойные внимания широкой аудитории. Речь пойдёт о продуктах компаний Lift и Flite

Электро-сёрфы Flite

Австралийская компания Flite делает ставку на кастомизацию, видимо, чтобы привлечь как можно больше сёрферов. Как известно от доски во многом зависит стиль и удобство катания, поэтому Flite в 2018 году представили сразу три электро-сёрфа с гидрофойлом, под маркой Fliteboard. Прежде всего отличия заметны по размеру и форме самой доски.

Controllers surfboard

Стандартная версия электро-сёрфа Fliteboard подходит для новичков и опытных райдеров. Доска достаточно широкая, чтобы без труда встать на ноги даже на небольшой скорости. Её размеры: 172см в длину и 72см ширину.

Версия Fliteboard Pro самая компактная и самая манёвренная из трёх. Эта модель электро-сёрфа создана для опытных райдеров, т.к. держать равновесие, тем сложней, чем меньше доска. Её размеры 152см в длину и 62см ширину.

Fliteboard Air имеет надувной корпус и этим существенно отличается от остальных моделей Fliteboard. Этот электросерф отлично подходит для семейного отдыха и обучения. Возможность выпустить воздух, делает эту модель самой компактной при транспортировки. Её размеры 198см в длину и 76см ширину.

Hydrofoil riders

Все три модели оснащают одинаковыми электрическими бесщёточными двигателями. Такой двигатель позволяет разогнаться до 40 км/ч. При покупки можно выбрать одну из двух батарей, FLITE CELL SPORT или FLITE CELL EXPLORE. Они отличаются ёмкостью, мощностью и весом.

30 Ампер часов и 1.65 киловатт часов при весе аккумулятора 8.75 кг. Заряда батареи хватит приблизительно на 40 минут катания. Время зарядки 2 часа.

42 ампер часов и 2.2 киловатт часов при весе аккумулятора 11.5 кг. Заряда батареи хватит приблизительно на 60 минут катания. Время зарядки 3.5 часа.

fliteboard cell battary

Также производитель предлагает на выбор два гидрофойла. Крыло влияет на стиль катания, скорость и манёвренность электро-сёрфа.

Крыло CRUISER WING наиболее эффективно на малых и средних скоростях. Крыло помогает уверенно контролировать доску на поворотах райдерам с весом более 75кг. Кроме того, с этим крылом легче вставать на доску на старте и держатся на больших волнах.

Крыло FLYER WING создано для максимальных скоростей. Для быстрых и крутых манёвров. При этом крыло менее устойчиво и рекомендуется для райдеров весом менее 75кг. За счёт меньшего сопротивления экономит заряд батареи.

Fliteboard wings

Электро-сёрфы Lift

lift efoil

Компания Lift разрабатывает и производит свои сёрфы в Пуэрто Рико. Lift была основана более 10 лет назад, и производила сёрфы с гидрофойлом, но без мотора. Свой первый eFoil они представили в 2017 году. В отличии от Flite, команда Lift предлагает две модель электро-сёрфа eFoil: E1 и E1 Sport.

  • Габариты доски E1 — 167 x 71 cм., где-то между версиями Fliteboard Pro и стандартной. Вес 26 кг.
  • Габариты доски E1 Sport — 153 x 64 см. Вес 26 кг.

В остальном модели очень похожи, различия в деталях дизайна, а технические характеристиках одинаковы. Максимальная скорость обеих моделей – 40 км/ч., а продолжительность работы аккумулятора 60 минут. В отличии от Flite, компания не предоставляет возможность выбирать компоненты.

E-foil lift

Вы когда-нибудь видели, как сёрфер не просто едет по волне, а словно летит над ней на доске, совершенно не касаясь поверхности? Если нет, то сначала посмотрите, а потом читайте дальше:

Впечатляет, правда? Что же это за приспособление такое, которое позволяет лететь надо волной? А это сёрфборд с подводным крылом или Гидрофоил.

Как работает гидрофоил

Гидрофоил – это сёрфборд, у которого вместо финов прикреплена массивная конструкция, так называемое подводное крыло. Оно работает по тому же принципу, что и крыло самолёта, потому так и называется. Благодаря специальной форме горизонтальной части крыла, вода обтекает его сверху быстрее, чем снизу, из-за чего создаётся разность давлений – снизу больше, сверху меньше. О великая физика, не зря тебя учат в школе: крыло начинает выталкиваться водой вверх, причём чем выше его горизонтальная скорость относительно воды, тем больше разница давлений и, соответственно, подъёмная сила. В общем все как у самолёта. Выталкивающая сила настолько велика, что легко поднимает над водой не только саму доску, но и стоящего на ней сёрфера.

изображение доска для серфинга гидрофоил

Фото подводного крыла гидрофоил

Как катаются на гидрофойл доске

Как выглядит процесс катания вы уже поняли из видео – одним словом великолепно. Но давайте немного углубимся в детали. То, что обычный, классический сёрфер скользит по поверхности воды вовсе не означает, что движется только поверхность. Волна имеет толщину и вся находящаяся в ней масса воды перемещается в пространстве. Аналогично тому, как поверхность воды толкает лежащий на ней сёрфборд, её внутренняя часть толкает погружённое в волну подводное крыло, оно разгоняется, выталкивая сёрфера вверх. Ну а дальше происходит всё то же самое.

Изображение серфинга на гидровоил серфборде

Фото сёрфера, «летящего» надо фолной на доске гидрофоил

Другой вопрос, как на этой доске волны ловить? Оказывается, так же, как на обычной – лёжа на животе и разгребаясь руками. Пришлось, кстати, пересмотреть очень много видео, чтобы это выяснить, почему то большинство клипов про гидрофоил начинается с момента, когда сёрфер уже стоит на доске. Впрочем, ребят, катающихся на доске с подводным крылом наравне с рядовыми сёрферами не так уж и много, вероятно, потому, что самые незабываемые ощущения на этой доске ловишь на другом поле – на больших волнах!

изображение бигвейв серфинг гидрофоил

Фото серфера на идрофоил доске на большой волне

Где катаются на гидрофоил

Фото серфинга на гидрофоил: больше волна — больше скорость — больше уовольствия

Ещё на гидрофойл доске катаются на волнах за катером, они тоже неплохо толкают крыло, хотя и послабее обычной океанической волны. Ради тренировки, сёрферы катаются на гидрофоиле и по плоской воде. Но поскольку силу трения никто не отменял, а без волн вода сама по себе подводное крыло не толкает, по плоской воде его приходится постоянно разгонять. Например тем же джетом, или же кайтом. По крайней мере так было до недавнего времени. В 2017 году компания Liftfoils из Пуэрто-Рико разработала электронный гидрофоил с собственным двигателем, на котором можно «летать» самостоятельно, без волн и без лебёдки. На такой доске моно часами развлекаться хоть в озере, хоть в реке, подойдёт любой водоём.

изображение кайтсерфинг на гидрофоил

Фото сёрфера на гидрофоил, который разгоняется кайтом

Пока что встретить сёрфера на доске с подводным крылом – большая редкость. Мало того, что это сложная в управлении, так ещё и очень недешёвая штука, даже без мотора. И, кстати, гидрофоил в разы опаснее обычного серфа: железная «палка» на которую крепится, собственно, подводное крыло, тоже изготовлена определённой гидродинамичной формы, с одного края у неё жёсткое тонкое ребро, которое может стать причиной очень серьёзной травмы. Так что с гидрофоилом лучше не падать рядом. А в остальном – ну кто из вас не хотел бы «полетать» над волнами? Желаем, чтобы однажды это желание сбылось и принесло массу радости! А пока – тренируемся в обычном сёрфинге, ведь чтобы покататься на гидрофоиле, надо в принципе уметь кататься!

В малом судостроении последнее десятилетие можно назвать временем подводных крыльев. На них встали яхты, катамараны, серфы, вейкборды и кайтсерфы. Хит нынешнего водного сезона – электрические гидрофойлы. И если в области больших кораблей на подводных крыльях наша страна была признанным лидером, то на малом флоте успехов пока не заметно.

Самое модное водное развлечение: электрический гидрофойл

В классических учебниках по конструированию гоночных яхт математически идеальный парусник состоит из паруса и шверта: корпус отсутствует, так как он только мешает движению. В некотором смысле к идеалу немного приблизился виндсерфинг, оставив от корпуса только небольшую палубу для ног (неслучайно долгое время рекорд скорости под парусом принадлежал именно виндсерфингу). В 1960-е годы появилась другая свежая идея – выносить корпус над водой, используя водные крылья. На крылья ставили все – начиная от ракетных катеров и пассажирских судов и заканчивая водными лыжами и собственно досками для серфинга. Пару лет причудливые устройства украшали обложки журналов, а потом исчезли так же стремительно, как и появились. Причина оказалась банальной: конструкции из нержавеющей стали были тяжелыми и плохо управлялись. Прижились подводные крылья только на каботажных пассажирских судах.

Гаражная революция

Один из основателей уже легендарной гавайской компании GoFoil инженер Майк Гиблин говорил: «Каждые пять лет подводные крылья, кажется, всплывают на поверхность, а затем погружаются обратно в глубину. Их пристраивали к стульям, лыжным ботинкам, к ним прикручивали велосипедные приводы и реактивные двигатели. Пока не прикрепили к доске, формы которой просты и чисты. Подводное крыло, доска и бесконечная поездка». Именно Майку многие приписывают форму современного подводного крыла для досок – гидрофойла: прочную и тонкую, как лезвие, мачту-киль и корпус с двумя плавниками, напоминающий маленький самолет. Как только на доске GoFoil с гидрофойлом прокатилась живая гавайская легенда Кай Ленни, все поняли, насколько это круто. И сразу все бренды начали делать свои аналоги крыльев. Да что там бренды! Ходит шутка, что в каждом десятом гараже на Гавайях и калифорнийском побережье серферы непрерывно выпиливают и выклеивают гидрофойлы. Революцию совершили новые легкие и прочные материалы: алюминиевые сплавы, углепластиковые композиты, хотя вовсю применяется и старая добрая фанера, усиленная углетканью.

Все электрические гидрофойлы управляются простым герметичным пультом, который передает команды на доску по Bluetooth.

Главная фишка крыла – когда серфер поднимается из воды, исчезает сопротивление доски. Когда взлетаешь на гидрофойле, ничто не тормозит и очень просто поддерживать скорость. Нет вибраций от волн, нет и шума. Просто, как ножом, режешь волны. Поддерживать необходимую скорость можно парусом, кайтом или волной. Но для этого нужен ветер или хорошая волна, а это встречается не везде и довольно ограниченное время. Поэтому очевидная идея – приделать к доске мотор.

Доска с мотором

Первую серфовую доску с мотором от мотопилы – JetBoard – сконструировал инженер Boeing в середине 1960-х годов, ее можно увидеть в Калифорнийском музее серфинга (есть и такой). Маломощного мотора не хватало для полноценного глиссирования – скорее, он служил помощником при гребле руками для захода на волну. Тема то пропадала, то вновь возвращалась. Сегодня одним из ведущих производителей серфов с двигателем внутреннего сгорания считается чешская компания JetSurf, выпускающая доски по цене примерно 15 тыс. долл. По сути это суперкомпактный водный мотоцикл с довольно мощным двухтактным бензиновым двигателем.

Читайте также: