От чего зависит допускаемая нагрузка на пол платформы от отдельных опор груза или подкладок

Обновлено: 02.05.2024

Грузом с плоской опорой является грузовая единица, имеющая плоскую опорную поверхность, опор­ную раму, балки или салазки, ложементы, отдельные опоры, исключающие возможность их перекатывания.

Несколько грузов могут быть закреплены на одной плоской опо­ре, а единичный груз (например, цилиндрической формы) — на спе­циальных опорах с плоским основанием — ложементах.

Способы и прочность крепления грузов на основаниях (поддонах), транспортных платформах, ложементах должны отвечать величинам допускаемых нагрузок, установленных в главе 1 ТУ.

Ящик может опираться на пол вагона всей плоскостью днища, продольными или поперечными салазками со скосами или с подкладной доской, а также отдельными опорами.

Конструкция ящика должна соответствовать нормам прочности при перевозке по железной дороге (ГОСТ 26838 «Ящики, обрешетки деревянные. Нормы механической прочности»).

Груз должен быть надежно закреплен от смещений внутри ящика.

Такие грузы могут быть размещены в вагоны при соблюдении следующих требований:

- масса одной грузовой единицы должна быть не более 25 т, а в слу­чаях погрузки или выгрузки в местах общего пользования железнодо­рожных станций — не более максимальной грузоподъемности имею­щегося в них перегрузочного оборудования;

- величина коэффициента запаса устойчивости груза от опрокиды­вания вдоль и поперек вагона должна быть не менее 1,25;

- суммарная масса такого груза на платформе должна быть не бо­лее 50 т, а в полувагоне — 60 т;

- при размещении на платформе груз не должен препятствовать закрыванию боковых и торцовых бортов;

- высота общего центра тяжести вагона с грузом должна быть не более 2300 мм от уровня головок рельсов;

- наветренная поверхность вагона с грузом должна быть не более 50м 2 .

Деревянные ящики допускается размещать в вагонах в два-три

яруса. При этом более легкие ящики размещают в верхних ярусах.

ширина размещенных в верхнем ярусе ящиков должна быть не больше ширины ящиков нижерасположенного яруса. Высота части ящика, выступающей над бортом полувагона, должна быть не более по­ловины высоты ящика.

После размещения и закрепления груза на платформе ее борта должны быть закрыты и заперты на клиновые запоры.

При размещении груза в полувагоне его торцовые двери должны быть закрыты и заперты.

Если нагрузка от опор пре­вышает допустимые значения, то каждая грузовая единица дол­жна устанавливаться на две по­перечные подкладки, изготов­ленные из досок сечением не менее 50х 150 мм и длиной, рав­ной ширине платформы. Допус­кается применение подкладок, составленных по высоте из двух досок толщиной не менее 35 мм, соединенных между собой и с полом платформы не менее чем четырьмя гвоздями.

Грузы с плоской опорой от поступательных перемещений в продольном направлении закрепляют упорными брусками, распор­ными и упорными рамами, устанавливаемыми вплотную к основа­нию, а так­же растяжками и обвязками.

Допускается крепление грузов на дере­вянных салазках посредством установки упорных брусков под скошенную часть са­лазок, расположенных по продольной оси вагона.

Упорный брусок должен быть затесан под углом скоса салазок и обеспечивать кон­такт с салазками на высоту не менее 50 мм. При угле скоса салазок менее 45° груз до­полнительно фиксируют по месту обвязкой из проволоки диаметром 6 мм в две нити. Если салазки грузов расположены поперек вагона или груз имеет отдельные опо­ры, то упорные бруски должны устанавливаться вплотную к днищу ящика или к частям груза с плоской повер­хностью, обеспечивая высо­ту поверхности контакта не менее 50. Допускается на платформе составлять упорные бруски по высоте из двух брусков. Верх­ние бруски прикрепляют к нижним тем же количеством гвоздей, что и нижние бруски к полу платформы.

При невозможности за­крепить бруски к полу плат­формы с деревометаллическим настилом, а также в полувагонах рас­порные и упорные деревянные рамы собирают с помощью строи­тельных скоб из прутка диметром 8—10 мм или накладных досок толщиной не менее 25 мм .

Для обеспечения необходимой площади контакта упорных и распорных брусков с грузом бруски затесывают по месту. Допускается на­ращивание брусков по высоте установкой подкладок или установка промежуточных упорных брусков. Промежуточный упорный брусок при­крепляют к основному бруску не менее чем четырьмя гвоздями.

Крепление грузов брусками с упором в ложемент допускается только в направлении продольной оси ложемента. Такое крепление допускается только в поперечном направ­лении.

Для крепления грузов от продольных смещений в вагоне до­пускается использовать наклонные обвязки, которые концами закрепляются за увязочные устройства вагона, а средней частью охва­тывают торцовую часть груза.

При использовании для крепления груза такой обвязки в каркас ящика забивают строительные скобы из прутка диаметром 8—10 мм. Скобу снизу подкрепляют вертикально установленным бруском сечением не менее 50x100 мм. Брусок устанавливают в рас­пор между скобой и полом вагона и прибивают к ящи­ку четырьмя гвоздями диамет­ром 4x100 мм.

Между грузами в продоль­ном направлении должны быть установлены распорные рамы. Каждый элемент рас­порной рамы прибивают к полу платформы не менее чем тремя гвоздями диаметром 5 мм каждый. В полувагоне эле­менты распорной рамы соединяют строительными скобами из прутка диаметром 8—10 мм или накладными досками сечением не менее 22x100 мм.

Длина распорных брусков в распорных рамах от продольных сме­щений в полувагонах должна быть не более 1700 мм.

От поперечных смещений в вагоне груз должен быть за­креплен распорными брусками. Бруски устанавливают в распор между боковыми бортами вагона и грузом.

Грузы, имеющие коэф­фициент запаса устойчиво­сти от опрокидывания 1,1— 1,25, закрепляют обвязками из проволоки. При этом каж­дый груз (группу грузов) массой до 5 т закрепляют двумя поперечными обвяз­ками из проволоки диамет­ром 6 мм в две нити, мас­сой 5—8 т — в четыре нити, массой 8—10 т — в шесть нитей каждая.

При установке грузов или упорных брусков вплотную к торцовому борту платформы в торцовые стоечные скобы должны быть установлены короткие деревянные стойки.

Для обеспечения необходимой площади контакта упорных и распорных брусков с грузом бруски затесывают по месту. Допускается наращивание брусков по высоте установкой подкладок или установка промежуточных упорных брусков. Промежуточный упорный брусок прикрепляют к основному бруску не менее чем четырьмя гвоздями.

Крепление грузов брусками с упором в ложемент допускается только в направлении продольной оси ложемента. Такое крепление допускается только в поперечном направлении.

Для крепления грузов от продольных смещений в вагоне допускается использовать наклонные обвязки, которые концами закрепляются за увязочные устройства вагона, а средней частью охватывают торцовую часть. При использовании для крепления груза такой обвязки в каркас ящика забивают строительные скобы из прутка диаметром 8—10 мм. Скобу снизу подкрепляют вертикально установленным бруском сечением не менее 50x100 мм. Брусок устанавливают в распор между скобой и полом вагона и прибивают к ящику четырьмя гвоздями диаметром 4x100 мм.

Необходимое количество элементов крепления грузов (упор­ных и распорных брусков, проволочных растяжек и обвязок, гвоз­дей) определяют с учетом несущей способности отдельного элемен­та крепления.

Под несущей способностью элемента крепления понимается масса грузов, удерживаемых от смещения этим элементом крепле­ния.

Суммарная несущая способность всех элементов крепления, за­крепляющих группу грузов в вагоне, должна быть больше или равна общей массе груза в группе.

Грузы с плоской опорой, близкие по значениям габарит­ных размеров и массы, могут устанавливаться в вагоне в 2—3 яруса. Такие грузы размещают одной или двумя группами с передачей нагрузки на торцовый порожек через упорный брусок или распор­ную раму. В верхнем ярусе такие грузы размещают в один или два ряда по ширине вагона.

Каждый штабель груза крепят обвязками. Каждый отдельно сто­ящий груз верхнего яруса должен крепиться двумя обвязками.

Допускается разновысокая уплотненная погрузка из крупных, средних и грузов с передачей продольных нагрузок на торцовый по­рожек вагона. При этом у торцовых дверей размещают более высокие и тяже­лые грузы. У торцового порожка укладывают упорные бруски на всю ширину вагона.

В остальной части вагона грузы размещают с заполнением всей ширины кузова вагона, чередуя более высокие грузы со штабелями из грузов меньших размеров, укладывая их в перевязку.

1. Длину и ширину опорной плоскости груза принимают вдоль соответственно продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона; опорная плоскость груза очерчивается линиями, относительно которых груз может опрокидываться вдоль и поперек вагона.

2. Центр массы груза должен располагаться посередине высоты груза, длины и ширины его опорной поверхности.

4. Деревянные ящики допускается размещать в вагонах в два-три яруса. При этом более легкие ящики размещают в верхних ярусах. Ширина размещенных в верхнем ярусе ящиков должна быть не больше ширины ящиков нижерасположенного яруса. Высота части ящика, выступающей над бортом полувагона, должна быть не более половины высоты ящика.

5. После размещения и закрепления груза на платформе ее борта должны быть закрыты и заперты на клиновые запоры.

6. При размещении грузов на платформах нагрузка от каждой опоры груза или подкладки на пол платформы должна быть не более величин, приведенных в таблице 2. Зоны передачи нагрузок на пол платформы, указанные в таблице, приведены на рисунке 3.

** В указанных диапазонах допускаемые нагрузки от одной металлической опоры шириной не менее 25 мм должны быть уменьшены вдвое.

Если нагрузка от опор превышает допустимые значения, то каждая грузовая единица должна устанавливаться на две поперечные подкладки, изготовленные из досок сечением не менее 50 х 150 мм и длиной, равной ширине платформы. Допускается применение подкладок, составленных по высоте из двух досок толщиной не менее 35 мм, соединенных между собой и с полом платформы не менее чем четырьмя гвоздями.

7. На платформах с дерево-металлическим настилом пола в случае возвышения металлического листа над уровнем деревянного настила пола более 5 мм груз устанавливают на подкладки, изготовленные из досок толщиной не менее 25 мм (рисунок 4а). Каждую подкладку крепят к полу платформы не менее чем 4 гвоздями диаметром 4,5 мм.

В случае, если возвышение металлического листа над плоскостью деревянного настила пола платформы не превышает 5 мм, допускается деревянные ящики и грузы на основаниях или ложементах из дерева при расположении устанавливать без подкладок (рисунок 4б).

8. Грузы с плоской опорой от поступательных перемещений в продольном направлении закрепляют упорными брусками, распорными и упорными рамами, устанавливаемыми вплотную к основанию груза (рисунок 5 настоящей главы), а также растяжками и обвязками.

Допускается крепление грузов на деревянных салазках посредством установки упорных брусков под скошенную часть салазок, расположенных по продольной оси вагона (рис. 6 настоящей главы).

Упорный брусок должен быть затесан под углом скоса салазок и обеспечивать контакт с салазками на высоту не менее 50 мм. При угле скоса салазок менее 45 град., груз дополнительно фиксируют по месту обвязкой из проволоки диаметром 6 мм в 2 нити.

Если салазки грузов расположены поперек вагона или груз имеет отдельные опоры, то упорные бруски должны устанавливаться вплотную к днищу ящика или к частям груза с плоской поверхностью, обеспечивая высоту поверхности контакта не менее 50 мм (рисунок 7 настоящей главы).

Допускается на платформе составлять упорные бруски по высоте из двух брусков. Верхние бруски прикрепляют к нижним тем же количеством гвоздей, что и нижние бруски к полу платформы (см. рисунок 7б настоящей главы).

При невозможности закрепить бруски к полу платформы с дерево-металлическим настилом, а также в полувагонах, распорные и упорные деревянные рамы собирают с помощью строительных скоб из прутка диметром 8,10 мм или накладных досок толщиной не менее 25 мм (рисунок 8 настоящей главы).

9. При восприятии распорными брусками продольных нагрузок на через упорные, работающие на смятие поперек волокон (рисунок 9), количество упорных или распорных брусков должно быть не менее, указанного в таблице 3 настоящей главы.

2. Принципы размещения и крепления грузов

2.1. На платформах и в полувагонах груз размещают отдельными местами (одно или несколько мест), одной или несколькими группами (рисунки 13 и 14). Под группой понимается несколько мест груза, установленных вплотную друг к другу. В группе может быть несколько мест по ширине или (и) по длине вагона. Ящики в группе могут размещаться в несколько ярусов по высоте.

Рисунок 13 - Принципиальные схемы

размещения и крепления груза на платформе:

а, в, г - отдельными местами; б - группами мест

1 - распорная рама; 2 - упорный брусок; 3 - растяжка;

4 - распорный брусок; 5 - обвязка; 6 - стойка;

7 - наклонная обвязка

Рисунок 14 - Принципиальные схемы

размещения и крепления груза в полувагоне:

а, б, г, д - отдельными местами; в - группами мест

1 - растяжка; 2 - обвязка; 3 - распорный брусок;

4 - соединительная планка; 5 - упорный брусок;

6 - распорная рама; 7 - подкладка;

8 - наклонная обвязка

2.2. При погрузке одинаковых по размерам и массе мест груза их размещают симметрично относительно продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона.

2.3. При размещении различных по размерам и (или) массе мест груза следует соблюдать положения главы 1 настоящих ТУ в отношении допускаемого смещения общего центра тяжести груза в вагоне. Расчет смещения общего центра тяжести груза приводят на эскизе размещения и крепления груза.

2.4. При размещении грузов в полувагонах с торцевыми дверями с передачей нагрузки от груза на торцевой порожек вплотную к нему устанавливают "на ребро" упорный брусок сечением не менее 60 x 100 мм и длиной, равной ширине вагона (рисунок 14б, в, д). Допускается упорный брусок выполнять составным по толщине из двух досок толщиной не менее 30 мм, скрепленных между собой не менее чем 4 гвоздями длиной не менее 70 мм.

2.5. Для крепления грузов в вагонах в продольном направлении используют упорные и распорные бруски, распорные рамы, проволочные растяжки, обвязки, наклонные обвязки, применяемые отдельно или совместно (рисунки 13 и 14). Сочетание средств крепления и их количество определяют в зависимости от массы места груза (группы грузов), несущей способности средств крепления, а также элементов вагона, используемых для крепления, возможности установки того или иного средства крепления при конкретной схеме размещения.

2.5.1. В настоящей главе под несущей способностью средства крепления (элемента вагона) понимается величина, равная массе (части массы) груза в тоннах, которая может быть закреплена от смещения этим средством крепления (элементом вагона).

Например, значение несущей способности торцевого борта платформы, подкрепленного стойками, равное 7,1 т при общей массе груза в вагоне в интервале "свыше 10 до 30 т вкл." (таблица 3) означает, что этот борт без применения других средств крепления способен закрепить от смещения в продольном направлении груз массой (часть массы груза) не более 7,1 т. Если масса груза, для крепления которого используется торцевой борт, составляет, например, 15 тонн, то для крепления этого груза необходимо дополнительно применить средства крепления (бруски, растяжки, обвязки, наклонные обвязки), несущая способность которых составит не менее 15,0 - 7,1 = 7,9 т.

2.5.2. Суммарная несущая способность всех средств крепления, примененных для закрепления места груза (группы мест груза) с учетом задействованных бортов платформ, должна быть не менее массы закрепляемого места груза (группы мест груза).

2.5.3. Несущая способность торцевых бортов платформы, подкрепленных деревянными стойками, в зависимости от общей массы груза в вагоне приведена в таблице 3.

Пакеты, загружаемые в нижний и верхний ярусы последними, устанавливают длинной стороной по продольной оси полувагона, такие пакеты являются «замковыми». Их погрузка осуществляется с помощью гибких строп из тканевой капроновой ленты по ОСТ 17-667-77 или ТУ РСФСР 44-2703-7, которые остаются на пакете до момента выгрузки. Груз из полувагона выгружают в обратном порядке, начиная с «замкового» пакета. Возврат строп грузополучателями в адрес грузоотправителей осуществляется мелкими отправками.

РАЗМЕЩЕНИЕ И КРЕПЛЕНИЕ ГРУЗОВ В ЯЩИЧНОЙ УПАКОВКЕ И НЕУПАКОВАННЫХ С ПЛОСКИМИ ОПОРАМИ

§ 1. Настоящими Техническими условиями устанавливаются способы размещения и крепления на платформах и в полувагонах грузов в ящичной упаковке и неупакованных с плоскими опорами (исключающими возможность качения) весом отдельных мест до 20 т.

Центр тяжести каждой единицы груза должен находиться: по высоте - не выше середины высоты груза (с учетом высоты салазок или подкладок), по ширине - над серединой расстояния между наружными кромками опор (допускается отклонение от середины до 5 % ширины груза), по длине - на расстоянии от наружных кромок опор данной единицы груза, равном (или большем) 1,2 высоты центра тяжести. При этом общий центр тяжести вагона с грузом должен находиться на расстоянии не более 2300 мм от уровня верха головки рельсов, наветренная поверхность четырехосного вагона с грузом не должна превышать 50 м2.

При предъявлении к перевозке груза, установленного на салазки, последние должны быть прочно соединены с грузом. В целях облегчения застройки таких грузов концы салазок должны иметь скос под углом 30 - 40°, как показано на рис. 5.1. Концы салазок не должны выступать за очертание груза.

Грузы, не установленные на салазки, должны иметь приспособления для застропки. Грузы в ящичной упаковке и не упакованные располагают, как правило, длинной стороной вдоль платформы или полувагона.

§ 2. Погрузка на платформы грузов в ящичной упаковке производится в один - два яруса по высоте с размещением по ширине платформы в один 1 и более рядов в зависимости от веса и размеров отдельных единиц груза. Нагрузка от каждой опоры груза на пол платформы не должна превышать величин, приведенных в табл. 5.1.

Если нагрузка от опор груза превышает указанные размеры, то каждая единица груза должна устанавливаться на две поперечные подкладки сечением не менее 50×150 мм и длиной, равной ширине платформы. Допускается устанавливать такой груз без подкладок, если его центр тяжести расположен над продольной осью платформы и вес груза передается на хребтовую или хребтовую и одну или две боковые балки платформы.

Расстояние от продольной оси платформы грузоподъемностью 63 - 66 т до центра опоры, мм*

Размер опоры груза в направлении длины платформы, мм**

Допускаемая нагрузка от одной опоры на пол платформы, т

Расстояние от продольной оси платформы грузоподъемностью 63 - 66 т до центра опоры, мм*

Размер опоры груза в направлении длины платформы, мм**

Допускаемая нагрузка от одной опоры на пол платформы, т

* В указанных диапазонах допускаемые нагрузки от одной металлической опоры шириной не менее 25 мм должны быть уменьшены вдвое.

** Минимальный размер опоры груза поперек платформы должен быть равен 50 мм.

1 - торцовые стойки; 2 - упорные бруски; 3 - поперечные распорные бруски; 4 - продольные распорные бруски

1 - торцовые стойки; 2 - упорные бруски

1 - торцовые стойки; 2 - упорные бруски; 3 - продольные распорные бруски; 4 - поперечные обвязки; 5 - поперечные распорные бруски

§ 3. Для предотвращения продольных перемещений грузов на платформе применяются упорные и распорные бруски, укладываемые вплотную к грузу и торцовым бортам (рис. 5.2 - 5.4). Упорные и распорные бруски должны иметь ширину не менее 100 мм и высоту не менее 50 мм. Допускается применение упорных брусков, изготовленных из прямоугольного бруса путем распиловки его по диагонали (рис. 5.5). При этом брусок должен быть уложен на пол платформы распиленной (диагональной) стороной. Если ящики установлены в два или более продольных рядов уступом, то упорными и распорными брусками закрепляют ящики каждого продольного ряда (рис. 5.6).

Упорные и распорные бруски прибивают к полу платформы гвоздями диаметром не менее 5 мм и не более 8 мм и длиной, превышающей высоту бруска на 50 мм. При этом длина распорных брусков не должна превышать 2,5 м. Необходимое число гвоздей диаметром 5 мм для прикрепления каждого продольного распорного бруска определяют в зависимости от веса одного места или группы мест (табл. 5.2).

Число гвоздей на один поперечный упорный брусок приведено в табл. 5.3.

При расположении на платформе грузов различного веса с зазорами между ними потребное число гвоздей для закрепления распорных брусков между соседними грузовыми местами определяют исходя из веса более тяжелой единицы груза.

1 - поперечные распорные бруски; 2 - упорные бруски; 3 - продольные распорные бруски; 4 - торцовые стойки

Ящики от продольного перемещения взамен упорных и распорных брусков могут закрепляться поперечными проволочными увязками (рис. 5.7 и 5.8).

Ящики общим весом до 40 т устанавливают вплотную друг к другу одной группой симметрично поперечной и продольной осям платформы.

К крайним ящикам прикрепляют скобами по одной поперечной проволочной увязке, концы которой закрепляют за стоечные скобы платформы (см. рис. 5.7).

При погрузке ящиков общим весом более 40 т последние размещают двумя группами вплотную к упорным брускам, уложенным у торцовых бортов платформы (см. рис. 5.8). Каждую группу ящиков в середине платформы закрепляют одной поперечной проволочной увязкой. Потребное число нитей в поперечной проволочной увязке (диаметр проволоки 6 мм) для крепления груза от продольного перемещения определяют по табл. 5.4.

§ 4. Для предотвращения поперечных перемещений ящиков на платформах применяют поперечные распорные бруски, прикрепляемые к полу платформы гвоздями (см. рис. 5.2 и 5.4). С обеих сторон каждой единицы груза должно быть установлено не менее двух распорных брусков.

Размеры крепления зависят от веса груза. Данные о числе распорных брусков, располагаемых с каждой стороны груза, приведены в табл. 5.5, где указано также число гвоздей диаметром 6 мм и длиной, превышающей высоту брусков на 50 мм, которыми должен быть закреплен каждый брусок при передаче усилий на различные элементы вагона.

Разрешается взамен поперечных распорных брусков применять продольные упорные бруски, устанавливаемые боковой стороной вплотную к грузу. При этом каждый продольный брусок должен быть закреплен таким же числом гвоздей, как и заменяемые им распорные бруски. Распорные бруски должны изготовляться из обрезных (прямоугольного сечения) или необрезных досок и иметь минимальную высоту 50 мм и ширину не менее 100 мм.

Для удержания от опрокидывания ящики закрепляют поперечными проволочными обвязками (см. рис. 5.4). При этом каждый ящик весом до 5 т закрепляют двумя поперечными обвязками из проволоки диаметром 6 мм в две нити, весом от 5 до 8 т - в четыре нити, от 8 до 10 т - в шесть нитей каждая. Поперечные обвязки не требуются при погрузке ящиков, размеры которых соответствуют данным табл. 5.6.

§ 5. Для крепления груза от сдвига и опрокидывания взамен упорных и распорных брусков или увязок и обвязок могут применяться проволочные растяжки, располагаемые так, чтобы одновременно угол между растяжкой и полом и угол между проекцией растяжки на пол платформы и продольной осью платформы не превышал 45°. В этом случае каждую единицу груза закрепляют четырьмя растяжками за специальные приспособления на ящиках (скобы, крючки и др.). Число нитей в растяжке определяют в зависимости от веса закрепляемого груза (табл. 5.7).

lмв - расстояние между наружными плоскостями внутренних торцовых дверей сцепленных полувагонов (равное для четырехосных полувагонов 1750 мм).

§ 35. Поперечная устойчивость вагонов проверяется в случаях, когда центр тяжести вагона с грузом (ЦТо) находится на расстоянии от УГР более 2300 мм или наветренная поверхность четырехосного вагона с грузом превышает 50 м2, а на сцеп с опорой длинномерного груза на два вагона - 80 м2.

Высота общего центра тяжести вагона с грузом (ЦТо) (рис. 1.11)

где - вес единицы груза, кг; Qт - тара вагона, кг; - высота центра тяжести единицы груза (ЦТгр) над уровнем верха головки рельсов, мм; - высота центра тяжести (ЦТв) порожнего вагона, мм (табл. 1.26).

Поперечная устойчивость груженого вагона или сцепа обеспечивается, если удовлетворяется неравенство

(Рц + Рв)/Рст  0,5, (34)

где Рст - статическая нагрузка от колеса на рельс, т:

пк - число колес грузонесущих вагонов; пв - число грузонесущих вагонов; b - поперечное смещение общего центра тяжести груза (ЦТгр) от вертикальной плоскости, в которой лежит продольная ось вагона, м; bо - дополнительное поперечное смещение общего центра тяжести длинномерного груза (ЦТ) на сцепе при прохождении кривых, м:

знак (+) принимается при смещении опор наружу сцепа от середины грузонесущих вагонов; знак (-) - внутрь; lс - расстояние между серединами грузонесущих вагонов сцепа, м; lo - расстояние от опоры до середины грузонесущего вагона, м; Rp - расчетный радиус кривой, принимаемый при максимальной скорости движения поездов 90 км/ч - 840 м, при 100 км/ч - 1000 м; 2S = 1,580 м - расстояние между кругами катания колесной пары; fок - увеличение ширины опорного контура вагонов сцепа при прохождении кривых расчетного радиуса:

lнш - расстояние между осями шкворней наружных тележек сцепа вагонов, м; lвш - расстояние между осями шкворней внутренних тележек грузонесущих вагонов сцепа, м.

Высота ЦТ порожнего вагона над уровнем головки рельса, м

Статическая нагрузка Рст при несимметричном размещении груза в вагоне определяется для менее нагруженной тележки вагона по формулам:

при смещении груза вдоль вагона

при одновременном смещении груза вдоль и поперек вагона

где - число колес тележки вагона; - общий вес груза в вагоне, т; lсм - продольное смещение, мм, общего центра тяжести грузов (ЦТ) от вертикальной плоскости, в которой находится поперечная ось вагона.

Дополнительная вертикальная нагрузка на колесо от действия центробежных сил Рц и ветровой нагрузки Рв:

где W - равнодействующая ветровой нагрузки, действующей на части груза, выступающие за пределы кузова вагона, тс; h - высота приложения равнодействующей сил ветра над уровнем головки рельса, м; р - коэффициент, учитывающий ветровую нагрузку на кузов и тележки грузонесущих вагонов и поперечное смещение общего центра тяжести грунт (ЦТ) за счет деформации рессор; q - коэффициент, учитывающий увеличение ширины опорного контура вагонов сцепа и смещение ЦТ длинномерного груза при прохождении кривых участков пути.

Значения р и q приведены в табл. 1.26.

Штучные и тяжеловесные с плоскими опорами

Поступательные перемещения вдоль и поперек

Торцовые и боковые стойки, бруски, растяжки и обвязки

Опрокидывание вдоль и поперек вагона

Растяжки и обвязки, подкосы, каркасы, пирамиды

Поступательные перемещения вдоль и поперек вагона

Торцовые и боковые стойки, растяжки и обвязки

Перекатывание вдоль и поперек вагона

Бруски, обвязки, растяжки

Поступательные перемещения вдоль и поперек вагона

Однородные, уложенные штабелями

Продольные перемещения вдоль вагона и поперечный развал штабеля

Боковые стойки, обвязки, щиты, прижимы

Продольные и поперечные перемещения, опрокидывание поперек вагона

Обвязки, растяжки, прижимы, подкосы, упоры

§ 36. Крепление груза устанавливается в зависимости от его конфигурации на основании данных, приведенных в табл. 1.27.

§ 37. Груз от поступательных перемещений закрепляют растяжками, упорными и распорными брусками, обвязками и другими приспособлениями.

Продольное Fпр и поперечное Fп усилия, которые должны восприниматься креплением, определяются по формулам:

где п - коэффициент, значения которого принимаются равными 1,0 при разработке способов размещения и крепления грузов, включаемых в сетевые или местные технические условия, и 1,25 для способов перевозки грузов, утверждаемых отделениями дорог.

Эти усилия могут восприниматься как одним видом крепления, так и сочетанием нескольких видов:

где - доли продольного или поперечного усилия, воспринимаемые соответственно растяжками, брусками, обвязками и др.

§ 38. При разработке способов крепления грузов целесообразно обеспечивать их продольную устойчивость одним видом крепления.

Усилие в растяжках при расчете крепления грузов на одиночных вагонах и сцепах с учетом увеличения сил трения от вертикальных составляющих усилия в креплении определяется по формулам (рис. 1.12):

для первого сочетания сил

для второго сочетания сил

где , - усилия в растяжке; , - количество растяжек, работающих одновременно в одном направлении; a - угол наклона растяжки к полу вагона; пр, bп - углы между проекцией растяжки на горизонтальную плоскость и продольной и поперечной осями вагона.

Количество нитей проволоки в растяжке или ее сечении определяется по большему усилию или . В случаях применения растяжек, предназначенных для работы только в одном направлении (продольном или поперечном), расчет растяжек производится от действия сил только первого или только второго сочетания.

§ 39. Бруски к вагону могут крепиться гвоздями, болтами и др. Число гвоздей для крепления бруска определяется по формулам:

где , - число упорных или распорных брусков, одновременно работающих в одном направлении; Rгв - допускаемая нагрузка на один гвоздь (принимается по табл. 1.31).

§ 40. Усилие в обвязке для крепления груза, размещаемого на одиночных вагонах или сцепах, от продольного или поперечного смещения

где nоб - число обвязок.

§ 41. Кроме поступательных перемещений, грузы в процессе перевозки могут подвергаться опрокидыванию. Коэффициент запаса устойчивости груза от опрокидывания определяется по формулам:

вдоль вагона (рис. 1.13)

поперек вагона (рис. 1.14)

где , - кратчайшее расстояние от проекции центра тяжести груза (ЦТгр) на горизонтальную плоскость до ребра опрокидывания соответственно вдоль и поперек вагона, мм; hцт - высота центра тяжести груза (ЦТгр) над полом вагона или плоскостью подкладок, мм; , - высота соответственно продольного и поперечного упора от пола вагона или плоскости подкладок, мм; - высота центра проекции боковой поверхности груза от пола вагона или плоскости подкладок.

Грузы (панели, фермы и др.), которые при размещении в вагонах без дополнительных приспособлений подвержены опрокидыванию и при этом повреждают вагоны, следует перевозить на открытом подвижном составе с использованием специальных металлических кассет, каркасов и пирамид, параметры и конструкция которых должны быть обоснованы расчетами. Без этих устройств указанные грузы могут перевозиться только после соединения в монолитный блок, который не подвержен опрокидыванию. Для скрепления грузов в блок следует использовать уголки, швеллеры и другие профили сталей, болтовые и сварные соединения.

Если коэффициент запаса устойчивости груза от опрокидывания в одном из направлений (продольном или поперечном) находится в пределах 0,8 - 1,0, то от поступательных перемещений груз рекомендуется удерживать одним типом крепления, например брусками, а от опрокидывания - другим креплением, в качестве которого могут применяться растяжки. При перевозке грузов, подверженных опрокидыванию поперек вагона, следует стремиться к установке растяжек таким образом, чтобы проекция растяжки на пол вагона была перпендикулярна к его продольной оси, а место закрепления растяжек на грузе находилось в верхней части груза.

Усилие в растяжках определяется с учетом действия только поперечной горизонтальной инерционной силы и ветровой нагрузки.

Если коэффициент запаса устойчивости груза от опрокидывания вдоль или поперек вагона равен 1,01 - 1,25, то груз может закрепляться растяжками, одновременно воспринимающими продольные и поперечные нагрузки. Число нитей проволоки в растяжке или ее сечение должно определяться по наибольшему суммарному усилию, возникающему в растяжке от поступательных перемещений и опрокидываний вдоль или поперек вагона.

В этом случае усилие в растяжке от поступательных перемещений подсчитывается по формулам (45) и (46), а от опрокидывания - по формулам (52) и (53).

Перевозка грузов, подверженных опрокидыванию одновременно вдоль и поперек вагона, должна осуществляться только с использованием специальных устройств (каркасов, пирамид, рам и др.), полностью предотвращающих их опрокидывание.

Усилие в креплении грузов, подверженных опрокидыванию (растяжках), определяется по формулам:

в продольном направлении

в поперечном направлении

где g - угол между проекцией растяжки на продольную вертикальную плоскость и растяжкой;  - угол между проекцией растяжки на поперечную вертикальную плоскость и растяжкой; lпер, bпер - проекции кратчайшего расстояния от ребра опрокидывания до растяжки соответственно на продольную и поперечную вертикальные плоскости; , - число растяжек; п - коэффициент, значения которого принимаются равными: 1,0, если запас устойчивости груза от опрокидывания 1,0 и более; 1,25, если запас устойчивости груза от опрокидывания менее 1,0.

§ 42. Грузы цилиндрической формы и на колесном ходу закрепляются от перекатывания упорными брусками совместно с обвязками или растяжками (рис. 1.15 и 1.16). В этом случае число гвоздей для крепления одного упорного бруска определяется по формулам:

Усилие в обвязке

где - число обвязок; D - диаметр груза.

§ 43. Площадь сечения растяжек (обвязок)

где R - усилие в растяжке (обвязке), кгс; [s] - допускаемые напряжения (принимаются в зависимости от марки стали по табл. 1.29).

§ 44. Расчет подкладок и досок пола вагона на допускаемые напряжения изгиба, сжатия (смятия) производится по формулам:

где - нагрузка на подкладку от веса груза и вертикальной составляющей усилия в креплении, кгс; - вертикальная инерционная сила, действующая на подкладку, кгс; So - проекция площади опирания груза на одну подкладку на горизонтальную плоскость, см2; М - изгибающий момент, кгс · м; W = bh2/6 - момент сопротивления изгибу бруска прямоугольного сечения, см3; b - ширина бруска, см; h - высота бруска, см.

Для настила пола платформы применяются сосновые или еловые доски первого сорта толщиной 48 - 55 мм, шириной 150 мм.

§ 45. При перевозке длинномерных грузов высота подкладок или турникетных опор определяется по формулам:

Читайте также: