Остоженка дом со львом на крыше

Обновлено: 04.05.2024

Льва Николаевича Кекушева можно с уверенностью назвать основателем уникальной архитектурной "школы" московского модерна. Будучи пионером этого стиля, архитектор коренным образом повлиял на его формирование, а созданные им постройки радуют москвичей и гостей столицы и в наши дни!

В этой статье я в краткой форме расскажу вам о биографии зодчего, после чего перейду к описанию самых выдающихся его творений. Сразу скажу - сегодня их будет много, так что и объём статьи довольно большой - прошу отнестись к этому с пониманием: в более короткой форме рассказать о деятельности столь выдающегося архитектора было бы просто невозможно!

Биография

Родился Лев Николаевич Кекушев в Вильнюсе в 1862 году. Среднее образование он получил там же, однако профессиональное обучение он прошёл уже в Санкт-Петербурге, в Институте гражданских инженеров. Самыми первыми проектами архитектора были утилитарные сооружения на территории скотобоен на Московском проспекте (близ Обводного канала).

Как известно, в Петербурге архитекторов было великое множество, и начинающему зодчему было очень сложно получить заказ для самостоятельной деятельности. Так что Кекушев принял решение перебраться в более перспективную в этом плане Москву, что он и сделал в 1890 году. С этого судьбоносного переезда и началась творческая карьера архитектора.

О деталях биографии, связанных с творчеством зодчего, я подробнее расскажу на примере его построек, так что дам краткую характеристику жизни Кекушева в Москве. А сказать тут можно одно - за время своей деятельности Кекушев стал одним из самых почитаемых архитекторов в городе. Заказы ему давали самые знатные купцы и богачи того времени - для них он строил особняки в своём неповторимом стиле.

Особняк Кекушевой на улице Остоженка - одно из самых ярких и выдающихся творений Кекушева, созданное в период бурного процветания московского модерна - в 1903 году

Особняк Кекушевой на улице Остоженка - одно из самых ярких и выдающихся творений Кекушева, созданное в период бурного процветания московского модерна - в 1903 году

Последняя постройка архитектора датирована 1913 годом - после этого Кекушев буквально пропал из истории, о нём больше не было ни одного упоминания ни в газетах, ни в мемуарах. Долгое время судьба архитектора была тайной, покрытой мраком, однако уже в постсоветское время была обнаружена автобиография дочери Льва Николаевича, в которой говорилось о том, что её отец провёл последние годы своей жизни в психиатрической клинике: с 1913 по 1917 год.

Сложно сказать, как обстояли дела на самом деле. Неизвестно, в связи с чем и с каким диагнозом Кекушева поместили в лечебницу и, боюсь, что мы никогда этого и не узнаем. Не знаем мы и о месте погребения зодчего. Доподлинно известно только одно - с 1913 года архитектор прекратил всяческую творческую деятельность, и в "миру", на публике, он тоже больше не появлялся.

Вот такое печальное завершение жизни у столь талантливого и важного для культуры России архитектора.

Особенности архитектурного стиля

Архитектурный стиль Кекушева можно назвать уникальным - все постройки Льва Николаевича легко узнаваемы и сильно отличаются от работ его коллег-современников. Несомненно, при формировании своего стиля Кекушев вдохновлялся работами европейских архитекторов, но это точно нельзя называть копированием или полным заимствованием. Он привнес в московский модерн то, чего не было у его западных коллег.

Забавно, что одной из отличительных черт, которыми Кекушев наделял свои постройки, являются образы львов. Это могли быть как скульптуры, так и маски на фасадах зданий. Как вы, наверное, уже догадались, данный зверь был выбран архитектором не случайно, ведь его самого звали Лев . Довольно необычный и забавный подход к оформлению деталей своего архитектурного "почерка"!

Самый яркий пример льва в качестве декоративного украшения - это скульптура, венчающая всё тот же особняк на Остоженке

Самый яркий пример льва в качестве декоративного украшения - это скульптура, венчающая всё тот же особняк на Остоженке

Пожалуй, самой узнаваемой чертой архитектуры Кекушева являются закруглённые арочные формы - они присутствуют буквально в каждой постройке архитектора. Обычно форму арки Лев Николаевич придавал оконным и дверным проёмам. Кроме того, зачастую Кекушев располагал двери и окна домов в углублениях на фасаде, что придавало постройкам внешнюю "монолитность".

Изучив некоторые особенности стиля Кекушева, предлагаю перейти к тем постройкам, которые я выделил в его творчестве. Заранее отмечу, что в этой статье я рассматриваю только те здания, которые сохранились до наших дней. Все фотографии в статье сделаны лично мной.

Особняк Листа

Особняк Листа является не только первой самостоятельной постройкой Кекушева, но и первым в Москве (и одним из первых в России) архитектурным объектом, выполненным в стиле модерн. Другими словами, строительство особняка Листа положило начало повсеместному распространению модерна в нашей стране.

Строить особняк в совершенно новом для России стиле - решение достаточно смелое, и во многом оно было связано с тем, что Кекушев возводил его для самого себя (на свои средства), а значит при проектировании постройки он имел полную творческую свободу и не был ограничен пожеланиями заказчика. Впрочем, судя по тому, что уже через год особняк был куплен немецким предпринимателем Отто Листом, риск Кекушева был оправдан, а архитектура модерна пришлась по вкусу москвичам.

Особняк Листа обладает невероятно интересной архитектурой, его можно рассматривать очень долго - обилие деталей на фасаде поражает! Помимо типичных для Кекушева черт, о которых я уже говорил ранее, хочется отметить мозаичные панно, на которых изображены растения и обитатели речного дна (характерные для модерна картины дикой природы).

Отдельного внимания заслуживает и сама отделка здания: в ней Кекушев создаёт контраст между кирпичной кладкой на самом фасаде (кладка, к слову, выполнена в очень приятной для глаза цветовой гамме) и тарусским мрамором, которым отделаны наличники и парадный вход. Лично мне импонирует также небольшая угловая лоджия с миниатюрной колонной-подпоркой - эта деталь придаёт зданию атмосферу уюта, а также делает его узнаваемым среди других построек Кекушева!

В общем, не дом, а настоящее произведение искусства, и фотографией его красоту в полной мере, увы, не передать. Так что приходите посмотреть на особняк Листа вживую, не пожалеете!

В первой же своей постройке в стиле модерн Кекушев использует характерную для него "деталь-роспись" : изображения льва на фасаде

В первой же своей постройке в стиле модерн Кекушев использует характерную для него "деталь-роспись" : изображения льва на фасаде

Стоит отметить, что небольшой по размерам, особняк оказал огромное влияние на формирование творческого стиля Льва Кекушева, а также на развитие русской архитектуры в целом. Кроме того, особняк пришёлся по нраву многим богатым и именитым жильцам (это не удивительно, ведь качественная и интересная архитектура всегда притягивала к себе богатых владельцев, обладающих хорошим чувством вкуса). Но на подробное описание жизни жильцов особняка Листа одной статьи точно не хватит, так что предлагаю перейти к следующей постройке Кекушева.

Особняк Коробкова

Дата постройки: 1899
Адрес: Пятницкая улица, 33-35

Очень интересная постройка Кекушева, в которой мотивы арок в оформлении оконных проёмов достигают своего апогея. Протяжённое вдоль Пятницкой улицы здание выделяется из окружающих домов не только красивым декором, но и гармоничным ритмом, созданным с помощью непрерывного ряда окон второго этажа.

Башня особняка Коробкова играет особую роль: она нарушает идеальную симметрию здания, тем самым притягивая к себе внимание зрителя

Башня особняка Коробкова играет особую роль: она нарушает идеальную симметрию здания, тем самым притягивая к себе внимание зрителя

Отмечу также, что в этом доме Кекушев активно использует некоторые барочные детали. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на оформление башенки в левой части особняка - крупное арочное окно богато украшено различными деталями: здесь вам и роскошная лепнина, и кариатиды (скульптуры, играющие роль опоры карниза). Да и завершение этой башенки тоже радует глаз: серебряная черепица в виде чешуи увенчана красивой решёткой со львами (тема львов соблюдена и в этом здании)!

Не так давно мы с вами говорили о " Домике Мастера" - героя романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". После статьи сразу же возникает логичный вопрос: а где же был "Дом Маргариты" ?

Можно ли его увидеть? Можно. По мнению ряда специалистов "Дом Маргариты" - это особняк Анны Кекушевой на Остоженке (недалеко от метро Кропоткинская), жены знаменитого архитектора, гения модерна Льва Кекушева.

Одна из их дочерей - Екатерина Львовна - родилась в родительском особняке на Остоженке, а позже вышла замуж за друга Булгакова, художника Сергея Топленинова. Она является одним из прототипов булгаковской Маргариты.

Давайте посмотрим кекушевский особняк немного подробнее. Он того стоит, ведь является одной из самых красивых построек Москвы, одним из лучших образцов московского модерна.

Лев Кекушев возвёл его по собственным чертежам для своей семьи на месте старых обветшавших строений. В 1900 году он выкупил этот участок земли. По тогдашней традиции собственность записали на имя его жены.

Идея особняка появилась чуть раньше, по заказу известного мецената Саввы Мамонтова. Однако последний обанкротился, и проект не был реализован.

Увы, счастливой семейной жизни Кекушевых в этом доме не было. Поначалу архитектор влез в долги и только что возведённый особняк в 1903 году выставили на продажу.

Тогда Лев Кекушев смог рассчитаться с кредиторами, но спустя ещё 3 года ему пришлось расстаться с женой и уехать из этого дома. Особняк продали и позже он числился в документах как "дом Смитского".

После революции в здании располагались различные дипломатические конторы, а позже его занял военный атташе Египта.

Визитная карточка построек Кекушева - это лев. Его можно встретить на различных зданиях этого архитектора. Здесь он массивный: длиной 4 метра, а в высоту - чуть более трёх. Настоящий царь зверей!

Однако всем царям в нашей стране после революции пришлось туго: льва в 1920-х с фасада убрали, как и исказили в дальнейшем некоторые кекушевские детали.

Лишь при реставрации 2014-18 годов бронзовый лев вернулся на своё законное место и особняк заиграл в совершенно новом, более ярком, свете.

Вообще с реставрацией особняку повезло, она оказалась удачной. Её проект позже даже был признан лучшим на конкурсе "Московская реставрация - 2018".

Детали особняка можно рассматривать очень долго. Башенка, лев и орлы отлично помогают представить какой-нибудь средневековый замок и мысленно переносят из Москвы куда-нибудь в горы, где он располагается.

Обожаю подобные постройки - они помогают мыслить, фантазировать, мечтать, придумывать. Словом - развиваться! Как будто хорошую книгу читаешь или смотришь познавательный фильм.

Поскольку здание занято дипломатическими ведомствами, попасть внутрь довольно трудно. Рассказывают, иногда это можно сделать в рамках "Дней исторического и культурного наследия", когда свои двери раскрывают многие московские постройки, в другое время напрочь закрытые от посторонних. Однако список таких построек из года в год меняется и есть ли среди них особняк Кекушевых, нужно каждый раз уточнять.

Но, согласитесь, что и внешнего лицезрения уже достаточно для того, чтобы для души и поднятия настроения прикоснуться к творению мастера архитектуры, задуматься о прекрасном или о Маргарите да и просто оказаться рядом с настоящим украшением Москвы.

Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!

Дом Мастера в Мансуровском переулке 9


Всего 21 фото

Мансуровский переулок

Рассказ этот будет о "Доме Мастера", о доме, в котором работал Михаил Булгаков над романом «Мастер и Маргарита», где он часто бывал у своих близких друзей. В этом смысле и дом, и его адрес вполне конкретны – это Мансуровский переулок, 9. Внутри этого дома реально нам побывать не удастся, но почувствовать, что именно здесь происходили самые светлые, счастливые и самые темные, отчаянные события в жизни Мастера и Маргариты, вполне можно. На удивление, дом не снесли и он странным образом «не сгорел», поскольку земля в этих местах буквально «на вес золота»…

Мансуровский переулок находится между Остоженкой и Пречистенкой, ближе к Садовому.
Частично переулок застроен монстрами из стекла и бетона , уничтожившими здесь многие добрые и тихие здания Старой Москвы.
02.

Дом Мастера в Мансуровском переулке, 9

. Но ряд исторических мест в Мансуровском, к счастью, уцелело…
03.

Дом Мастера в Мансуровском переулке, 9

Мы передвигаемся по Мансуровскому переулку от Пречистенки к Остоженке. "Дом Мастера" уже виден - он на дальнем плане, слева на фото ниже, а на главном - Дом архитектора Кузнецова (желтого цвета) по адресу Мансуровский переулок, 11, земельный участок которого смежен с участком Дома Мастера. Это единственный дом Москвы, остающийся в потомственном фамильном владении с царскогого времени. Александр Васильевич Кузнецов приобрел его у купчихи Воскобойниковой в 1915 году и полностью перестроил. В этом доме бывало множество известных людей, в том числе и друг архитектора Кузнецова - Федор Шехтель.
04.

Дом Мастера в Мансуровском переулке 9

К еще бо́льшому счастью уцелел и старый деревянный дом на Мансуровском, 9 – "Дом Мастера". И, хотя существуют альтернативные варианты расположения Дома Мастера, в частности – в Плотниковом, 10/28 и Чистом, 4, переулках, - этот адрес является самым верным с точки зрения указаний самого Булгакова и подробностей из его романа. Но, немного истории.
05.

…Вскоре после войны 1812 года Сергей Васильевич Мельников, титулярный советник, выгодно, и к обоюдному согласию, продал часть своего владения, что на Масальском (тогда он так звался), мещанке Прасковье Федоровне Емельяновой. Новая владелица участка лишь 29 марта 1834 года подала прошение о застройке участка купленной земли. В 1834-м вдоль красной линии переулка для Прасковьи Федоровны был выстроен добротный деревянный жилой дом на белокаменном подвале. Центральная часть по фасаду на три оконных оси была выделена креповкой. Интерьер был спланирован по принципу кругового обхода. Парадные помещения - с лепным декором потолков и изразцовыми печами. В подвале выложен камин с чугунным прибором. В глубине же двора, справа и слева от дома, были построены деревянные сараи.

От Емельяновой усадьба перешла к поручику Ивану Петровичу Полетаеву, а затем к купцу первой гильдии Сергею Владимировичу Топленинову и, по наследству, к его сыновьям Владимиру и Сергею. Кстати, Сергей Топленинов был женат на дочери архитектора Льва Кекушева, Марии, которая, несмотря на протесты родных, ушла из роскошного особняка на Остоженке, 21, к любимому. Только через несколько лет, когда накал страстей «в благородном семействе» поугас, Мария и Сергей поженились и переехали на Остоженку.

Мансуровский 9 - из собрания Э.В. Готье Дюфайе

Владимир, старший, был актером, долгое время выступал на разных сценах, в конце жизни работал в Театре транспорта и даже дружил с самим Луначарским, который поспособствовал тому, чтобы братьям вернули этот реквизированный в 1918 году дом. Сергей был художником-декоратором, макетчиком-исполнителем Малого театра, МХАТа (других театров). В унаследованном доме старший брат жил с семьей наверху, а младший - в нижнем полуподвальном этаже, что, похоже, обоих устраивало.
06.

Фото из собрания Э.В. Готье Дюфайе 2552/83. Дом Мастера виден частично слева.

Часть дома братья сдавали драматургу Сергею Александровичу Ермолинскому и его жене Марии Артемьевне Чемишкиан.

«Прелесть нашего жилья состояла в том, что все друзья жили в том же районе. Стоило перебежать улицу, пройти по параллельному переулку – и вот мы у Ляминых. Еще ближе – в Мансуровском переулке – Сережа Топленинов, обаятельный и компанейский человек, на все руки мастер, гитарист и знаток старинных романсов. В Померанцевом переулке – Морицы; в нашем Малом Левшинском – Владимир Николаевич Долгоруков (Владимиров), наш придворный поэт Вэ Дэ…». Из воспоминаний Любови Евгеньевны Белозерской, второй жены Михаила Булгакова.
07.

Мансуровский 9

Дом Мастера в Мансуровском переулке 9

Михаил Афанасьевич появился в этом доме в 1926 году. К кому он чаще ходил в гости, к Ермолинскому или к младшему Топленинову, не столь неважно. Но, доподлинно известно, что, когда ему было особенно трудно, он бывал здесь практически ежедневно. В это же время развивались его отношения с Еленой Сергеевной Шиловской. Как рассказывала Евгения Владимировна Власова, жена Владимира Топленинова, Булгаков часто ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (в правой части дома, если смотреть на фасад со стороны переулка). Тут же, сидя в этом полуподвальчике, Булгаков работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И судя по всему, Мастера он «прописал» именно здесь.
08.

Вот как вспоминает об этом времени Сергей Ермолинский: «В сухой зимний денек, особенно когда солнечно было, Михаил Афанасьевич появлялся у меня. Я жил недалеко, в Мансуровском переулке в небольшом деревянном доме. Перейдя Остоженку. можно было переулком спуститься к Москве-реке. Поэтому лыжи стояли у меня, и наша прогулка начиналась прямо из моего дома. Он оставлял свою зеленовато-серую доху до пят и из такого же американского медведя большую, налезавшую на уши ушанку, натягивал неизменный вязаный колпак, и мы, закрепивши лыжи уже во дворике дома, отправлялись в поход…».

Сам же Мастер рассказывает Бездомному об этом убежище: «…Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени…».

Комната Мастера

09.

«… - Я открыл оконца и сидел во второй, совсем малюсенькой комнате, - гость стал отмеривать руками, - так. Вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате — громадная комната, четырнадцать метров, - книги, книги и печка. Ах, какая у меня была обстановка. ».

270213_original.jpg

Это заглубленные полуподвальные окна жилища Мастера в Мансуровском переулке. И именно с правой стороны, что считается верным.
Фото не мое. Я не смог в одиночку просто физически увидеть своей фотокамерой этот маленький дворик Мастера (снимая через забор), как это каким-то образом сделала alienordis)
10.

Дом Мастера в Мансуровском переулке 9

В общем, заглянуть, вот так, с камерой во двор Булгаковского дома, как снято фото выше, человеку с нормальным ростом просто нереально - забор оказался очень высоким. Подтверждаю это, - мне очень хотелось снять этот дворик, поэтому я специально еще раз пришел к Дому Мастера только за этим. Оказалось, что помощь второго человека явно требовалась) Забор такой высоты, очевидно, как раз установлен для того, чтобы таких фото не могли сделать и не мешать хозяевам дома. Таким образом моего фото общего вида сада Мастера и окон его жилища мне не удалось сделать (через забор). Однако удалось снять эти самые Окна Мастера через щель в воротах) Ну, хоть так.
11.

12.

Дом Мастера в Мансуровском переулке, 9

Опять же, по воспоминаниям, в так называемом кафе "Нато Вачнадзе", устроенном в саду, Михаил Афанасьевич читал главы из нового романа. И тогда же на вопрос Марии Артемьевны ответил, что подвал именно этого дома он описал в «Мастере и Маргарите».
Именно здесь длились недолгие мгновения счастья Мастера и Маргариты.
13.

14.

Мастер и Маргарита

Здесь читала она с Мастером главы романа о Понтии Пилате.
15.

Мастер сжигает роман о Пилате

И, здесь же, после убийственной литературной критики, заболевающий Мастер в отчаянии сжег свой роман.
Кстати, Булгаков тоже самое сделал однажды и со своей рукописью "Мастера и Маргариты.
16.

История Мастера

Человеческая трагедия разыгрывалась в этих стенах и Доме Скорби, когда Мастер расказывал поэту Бездомному, свою Грустную Историю.
17.

. В 1980-х «дом Мастера» в Мансуровском реставрировался, жившим в то время в нем, художником В.А. Курским (1917-1985), и комната, в которой работал Михаил Афанасьевич, была сохранена именно как его писательский уголок. Сейчас в доме живут потомки Курского. Поставлен новый забор, плотно закрыты ставни, и лишь в заборную щель можно рассмотреть прежний двор и те самые неприметные, полуподвальные окна, за которыми рождался знаменитый роман…
18.

19.

20.

Мансуровский переулок

Вид на Мансуровский переулок и "Дом Мастера" со стороны Остоженки.
21.

Дом Мастера в Мансуровском переулке вызывает трогательные и искренне чувственные ощущения. Именно здесь ты особенно осознаешь, что История Старой Москвы перед тобой. Что здесь и происходили все эти чудеса, разливалось счастье, приходила беда, являлись потусторонние строгие и ироничные силы; что всё это сделало наш мир более светлым, более честным и более возвышенным, где всегда есть место Любви и исполнению Предназначения!

Москва, которой нет. Мансуровский переулок, д.9. Дом Топлениновых.
Кадры из фильма "Мастер и Маргарита". Телесериал Владимира Бортко. Премьера 19 декабря 2005 года.

Так выглядит Дом под рюмкой в наши дни/Фото:peshegrad.ru


Этот необычный старинный дом в Москве с первого взгляда приковывает внимание, выделяясь из череды зданий на исторической московской улице Остоженка. Главным образом – потому что увенчан башенкой, явно напоминающей перевернутую рюмку. Что это за здание и почему оно имеет столь необычный вид?

В дореволюционные годы все знали его как доходный дом купца Якова Михайловича Филатова. Здание состоит из двух частей. Та его часть, которая и вызвала так много пересудов, построена в 1907-1909 годах по проекту архитектора В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова. Кстати, это был не единственный доходный дом богатого купца. Но именно его здание на Остоженке имеет такой странный облик и именно его окрестили в народе «Домом под рюмкой». Так почему же? Точная информация об образе жизни купца не сохранилась, поэтому до наших дней дошли сразу несколько версий.

Версия первая

Согласно этой легенде, заказчиком строительства дома был никто иной как отец молодого купца. Мол, его сын имел пристрастие к винопитию и, чтобы пристыдить и вразумить отпрыска, Филатов-старший показал ему свой новый дом и пообещал: «Если бросишь пить, подарю его тебе». Видя такую перспективу, сын решил отказаться от пагубной привычки.

Версия вторая

Купец Яков Филатов был весьма успешен в делах и богат. Отсюда и предположение, что обеспеченная жизнь стала причиной его вольного поведения: как многие купцы того времени, молодой мужчина любил гулять на широкую ногу в питейных заведениях, благодаря чему едва не разорился. Впрочем, он, дескать, вовремя одумался, бросил пить и даже приумножил свое состояние, в знак чего и построил этот доходный дом, увенчанный опрокинутой чаркой. Этой символической «рюмочкой», согласно данной гипотезе, купец отметил свое возвращение к трезвой и благоразумной жизни.

Любовь купцов к широким застольям отразил Б.Кустодиев в картине «Свадебный пир»

Версия третья

Если верить этой городской легенде, заказчиком дома был не отец купца, а его мать. Мол, женщина очень переживала по поводу пристрастия сына к алкоголю и решила посоветоваться со священником, как ей быть. Тот и рекомендовал построить для сына этот доходный дом с дешевыми квартирами. Как ни странно, совет помог, и сын бросил пить. Новый дом женщина приказала увенчать перевернутой рюмкой – в назидание потомкам.

Версия четвертая

Несмотря слухи по поводу пьянства купца Филатова, у «алкогольной» версии достаточно много противников. Они резонно замечают, что почетный гражданин, преуспевающий купец третьей гильдии Яков Михайлович Филатов был старообрядцем. Более того – членом-учредителем и попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. В связи с этим разговоры об алкогольной зависимости столь ярого приверженца веры выглядят неправдоподобно. Как мог быть пьяницей человек, который пользовался столь большим уважением у старообрядцев?

Согласно данной гипотезе, известный архитектор доходных домов В.Е. Дубовской в каждое свое детище любил привносить что-то новое, и столь характерный элемент здания на Остоженке – вовсе не перевернутая рюмка, а просто плод художественной фантазии архитектора, любившего экспериментировать с формами. Тем более что делать на углах зданий башенки в то время в Москве было модным.

Яков Филатов/Архивное фото: Церковь. М., N16, 18 апреля 1910 г.

Морские чудища

Впрочем, несправедливо было бы считать, что данное здание уникально и знаменито лишь благодаря перевернутой рюмке. Вся его архитектура весьма интересна и, между прочим, не имеет аналогов в Москве. Доходный дом чем-то напоминает замок. У дворового фасада очень необычна пластика объемов и выступов стен, а главные фасады завораживают загадочным лепным декором. В таинственных фигурах угадываются ракушки, морские водоросли, головы рыб, моллюски и сказочные подводные чудища. Кстати, именно из-за обилия изображений морских обитателей на фасаде здания выдвигается и пятая версия : мол, все строение, по замыслу архитектора, представляет собой морское царство, а перевернутая чаша, символично венчающая доходный дом, как бы низвергает сверху потоки воды.

Загадочные фигуры на фасаде/Фото:peshegrad.ru

Уникальный памятник архитектуры или нелепое здание?

Современные искусствоведы считают, что в доме на Остоженке отразились самые яркие тенденции архитектуры Москвы Серебряного века.

Кстати, в дореволюционной Москве столь смелое решение архитектора оценили не все. Вот что писала в начале прошлого века газета «Московский еженедельник»: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки. »

Фото:peshegrad.ru

Что же касается дальнейшей судьбы доходного дома, то после революции в нем обустроили коммунальные квартиры для горожан, а в конце прошлого века коммуналки постепенно стали преобразовываться в многокомнатные квартиры новых владельцев. До наших дней здание сохранило статус жилого дома.

Кстати, в начале XXI века знаменитую «рюмку» отреставрировали. Увы, после обновления она стала более современной и несколько утратила свой первоначальный вид, столь привычный москвичам-старожилам. Теперь память о ней хранят лишь ретро-фотографии.

Фото:spastvu.com

В центре Москвы сохранилось еще несколько домов с причудливым декором. Например, потрясающе красивое здание на Чистых прудах, которое в народе называют "Дом со зверями".


Москва – просто кладезь неординарных зданий, ведь здесь «столько всего намешано». Увы, туристы, приезжающие в Первопрестольную, привыкли посещать одни и те же достопримечательности. А ведь в Москве можно найти необычайно интересные дома, над которыми трудились великие архитекторы! И далеко не все они широко известны. Предлагаем познакомиться с некоторыми такими шедеврами и просто с необычными зданиями, которые непременно стоит увидеть.

Плоский дом на Таганке

На самом деле этот дом, расположенный в самом начале Таганской улицы, не плоский. Добиться такого визуального эффекта удалось благодаря необычному архитектурному проекту (у здания скошенный угол), причем, плоским дом кажется только, если смотреть на него под определенным углом.

Плоский дом на Таганке: оптическая иллюзия. /Фото:twimg.com

До революции здание использовалось как доходный дом. Построен он был для купца Зуева, автором считается архитектор В.М. Пиотрович, сын знаменитого зодчего Мечеслава Пиотровича. В советские годы в сюда заселили обычных москвичей, как и во многие бывшие доходные дома. Несколько лет назад в здании провели реставрацию.

Чайный дом на Мясницкой

Здание знаменитого чаеторговца Сергея Перлова, основавшего до революции компанию «Перлов и сыновья», обильно украшено декоративными элементами и стилизовано под китайскую пагоду. Предполагалось, что дом произведет впечатление на важного гостя из Китая, но так вышло, что иностранцу так и не довелось посетить его. Зато теперь это один из самых ярких архитектурных шедевров. Работы выполнил выдающийся архитектор Карл Гиппиус – мастер модерна и эклектики.

Чайный дом на Мясницкой./Фото:porusski.me

Кстати, в этом здании до сих пор можно купить чай изысканных сортов и даже чайные сервизы.

Дом-терем на Якиманке

Особняк был построен по заказу купца Николая Игумнова. Автор проекта – ярославский архитектор Николай Поздеев. Обильно украшенный дом похож на древнерусские палаты и невероятно красив, а вот в дореволюционной Москве его посчитали вульгарным.

Дом Игумнова. /Фото:yasna.center

Согласно старой городской легенде, в этом доме Игумнов в пылу ревности отправил на тот свет свою любовницу и ее тело замуровал в одной из стен.

Дом Кекушева на Остоженке

Этот готический особняк великий архитектор Лев Кекушев изначально построил для себя. Асимметричный дом чем-то похож на средневековый замок. Считается, что в этом проекте мастер модерна реализовал все свои идеи и показал весь свой талант.

Дом Кекушева. /moskva.kotoroy.net

По одной из версий этот особняк стал прообразом дома Булгаковской Маргариты. А еще интересна история с медным львом, возвышающемся на крыше здания: в начале прошлого века он исчез, и воссоздали его уже в наше время – по единственной сохранившейся фотографии.

Дом-парус на Ходынском поле

Дом-парус, который также прозвали Домом-улиткой и Домом-ухом, при современной застройке Ходынки стал главным архитектурным акцентом. В основе проекта – две дуги с разными радиусами. Дом поделен на несколько секций, в самой высокой его части 24 этажа. Первые этажи занимают организации, а на остальных расположены квартиры.

Дом-парус на Ходынском поле. / /Фото:mycdn.me

Красная «заплатка» в здании – вовсе не «украшение». Изначально здесь планировалось сделать пустое пространство, через которое открывался бы живописный вид на Музей авиации, но такое решение инвесторы посчитали нерациональным.

«Спрятанный» дом на Тверской

Саввинское подворье на Тверской наверняка мало кто видел. Все дело в том, что дом расположен не на первой линии, а «спрятан» – причем, в буквальном смысле слова. Изначально здание стояло на Тверской на первой линии, однако в советские годы в рамках Генплана реконструкции Москвы на его месте решили возвести сталинку. К счастью, сносить дом не стали: его просто аккуратно передвинули на полсотни метров в глубь улицы.

Здание «спрятано», и увидеть с улицы можно его только сквозь арку. /Фото:Galik_123.livejournal.com

Шедевр архитектуры возведен под руководством известного градостроителя Ивана Кузнецова в стиле псевдорусского зодчества, но здесь также можно увидеть признаки модерна и барокко. Фасад украшен глазурью, мозаикой и лепниной.

Деревянный дом в Малом Власьевском

Этот небольшой дом с мезонином и оригинальным гипсовым декором – в числе «последних из могикан», ведь старинных деревянных построек в столице остается все меньше.

Дом с мезонином и гипсовым декором. /Фото:sergeybond.livejournal.com

Здание построили в начале XIX века, после войны с Наполеоном. Спроектировали его в стиле московского ампира. Возможными авторами проекта могли быть Вильям Гесте и Луиджи Руска, поскольку именно они застраивали Москву домами такого стиля после пожара в Москве. Кстати, в таких домах, как этот, в те времена жили представители среднего класса.

Ажурный дом на Ленинградке

Здание построено в советские годы, причем, это один из самых первых блочных домов, возведенных в Москве. Авторы дома с замысловатыми «ажурными» фасадами – архитекторы А. Буров и Б. Блохин.

Ажурный дом. /Фото:archsovet.msk.ru

Кстати, «кружевные» у этого жилого здания не только стены: оконные проемы покрыты коваными ограждениями.

Дом-сказка в Соймоновском проезде

Доходный дом Перцовой (знаменитый купец оформил здание на свою супругу) расположен на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Он похож на терем и поэтому его называют «Дом-сказка». Построен он по эскизу художника Сергея Малютина на основе уже стоявшего здесь здания, к которому добавили верхний этаж и сделали пристройки.

Дом-сказка. / Фото:kelohouse.ru

В здании сочетаются модерн и русское зодчество. Авторы сказочно-былинной майолики – студенты-строгановцы. На стенах запечатлены славянские языческие персонажи – например, бог Ярило, Вещая Птица, божества Перун и Велес в образе Быка и Медведя.

Дом-улей в Кривоарбатском переулке

Здание цилиндрической формы (на самом деле это даже два цилиндра, «врезанных» друг в друга) с окнами, напоминающими соты, популярный в советские годы архитектор Константин Мельников построил в для себя. Здесь он жил и работал.

Дом-улей. /probauhaus.ru

Несмотря внешнюю лаконичность, это здание многие архитекторы считают шедевром. Да и выглядит Дом-улей даже по нашим временам очень нестандартно – словно Мельников слетал на машине времени в будущее и подсмотрел там эту идею.

Особняк Морозова на Воздвиженке

Дом построил архитектор Виктор Мазырин для купца Арсения Морозова, которого современники называли прожигателем жизни и который доводился двоюродным племянником легендарному Савве Морозову.

Дом на Воздвиженке. /Фото:mtdata.ru

Арсений любил все оригинальное, так что Мазырин ему вполне угодил, построив этот мавританско-испанский дом с признаками и модерна, и эклектики. Известно, что мать бесшабашного миллионера, «железная леди» Варвара Морозова, увидев, что за дом выстроил сын, воскликнула: «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает весь город».

Дом-яйцо на улице Машкова

Этот кирпичный шарообразный дом на фигурных ножках – жилой. А построен он в начале XXI века по проекту архитекторов Сергея Ткаченко, Олега Дубровского и при участии галериста Марата Гельмана. Изначально проект хотели реализовать в Израиле, выстроив в таком виде роддом. Однако зарубежные коллеги от этой идеи все-таки отказались, и в итоге дом построили в Москве – в меньшем, чем планировалось, масштабе.

Дом-яйцо. /Фото:stroi.mos.ru

Дом в форме шара (или даже яйца) пристроен к обычному восьмиэтажному зданию.

Дом со зверями на Чистых прудах

Фасад здания украшают сказочные звери, птицы и растения – поэтому его и прозвали «Дом со зверями». Автор эскизов терракотовых барельефов – художник Сергей Вашков, ученик Васнецова и поклонник творчества Врубеля. Проектировали дом архитектор Л. Кравецкий и инженер-строитель П. Микини.

Дом со зверями. /Фото:kelohouse.ru

Изначально здание строилось как доходный дом при храме Троицы на Грязях (работы проводились на деньги церкви), где одну часть квартир планировалось отдать прихожанам, нуждающимся в жилье, а другую – сдавать внаем. Однако через несколько лет после строительства случилась революция и здание национализировали.

Дом Рябушинского на Малой Никитской

Этот знаменитой особняк купца Рябушинского спроектировал великий архитектор Фёдор Шехтель. Здание также называют «Дом Максима Горького». Почему? Подробности читайте в материале про Фантастический дом купца Рябушинского .

Читайте также: