Организация очистки крыш от снега ржд

Обновлено: 05.05.2024

Очистка крыш зимой – это важное мероприятие, которым никак нельзя пренебрегать. Ведь снежные шапки и наледь представляют серьезную угрозу.

В частности:

  • Стропильная система (особенно в старых и ветхих зданиях) может не выдержать веса снежных сугробов на крыше и проломиться
  • Лавинный сход снежной массы способен повредить кровельное покрытие и водостоки
  • Тяжелые сосульки при падении могут причинить серьезный вред здоровью прохожих и чужому имуществу

И если первые два пункта беспокоят в первую очередь жильцов частных и многоквартирных домов, которые рискуют в прямом смысле остаться без крыши над головой, то третий актуален всегда и везде. Просто представьте, что вы можете выйти в магазин за хлебом и угодить в больницу из-за случайной сосульки. Никому не хочется оказаться в такой ситуации.

В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Кто по закону отвечает за уборку снега и наледи с крыш зданий в городе или селе
  • Кто может осуществлять высотные работы по очистке снега
  • В какие сроки должны чиститься крыши

Давайте остановимся на каждом из них подробнее.

Кто отвечает за уборку снега с крыш и козырьков зданий

В теории ответ на этот вопрос предельно прост. Уборку снега на любой территории организует либо ее собственник, либо стороннее лицо, на которое эта обязанность возложена договором (например, арендатор, УК или должностное лицо).

Зоны ответственности за содержание крыш разделены следующим образом:

Однако в каждом из этих случаев могут быть свои сложности и нюансы. Например, очень спорная ситуация сложилась с балконами. Кто-то говорит, что козырьки над ними должны чистить собственники, а кто-то – что УК. Или директора школ и заведующие детсадами порой пытаются привлекать к уборке родителей – законно ли это?

Все эти тонкости мы подробно рассматриваем в отдельных статьях:

Также стоит отметить, что лицо, ответственное за организацию уборки, вовсе не обязано лично ею заниматься. В случае с крышами это может быть и вовсе незаконно. Почему – ответим в следующем разделе статьи.

Кто может заниматься очисткой снега с крыши

Такая деятельность принципиально отличается от уборки снега на земле. По закону она относится к работам на высоте. Они считаются особо опасными и нормируются целым рядом правил охраны труда. А значит, и привлекать к ним можно далеко не всех.

Осуществлять уборку снега с крыши может:

  • Собственник своими силами
    К этому варианту часто прибегают владельцы частных одно- и двухэтажных домов, бань, сараев, гаражей. В этом случае проще и дешевле самому почистить кровлю, чем нанимать кого-то на стороне. Если вы решили сбросить снег с крыши своими руками, рекомендуем ознакомиться со статьей Как почистить снег с крыши частного дома. В ней приведены простые и безопасные методы выполнения такой работы.
  • Бригада дворников
    Это могут быть работники УК, обслуживающей здание, или штатные сотрудники организации. Они должны иметь специальный наряд-допуск к работам на высоте, полученный после прохождения инструктажа и медицинского освидетельствования. Также работодатель обязан предоставить им спецодежду и страховочный инвентарь в исправном состоянии.
  • Подрядная организация
    Собственник частного дома или администратор заведения может нанять для расчистки крыши стороннюю организацию – например, промышленных альпинистов. Чтобы обезопасить себя от возможных проблем, до начала работ убедитесь, что у каждого из работников есть удостоверение о допуске к работам на высоте и страховка, а одежда и инвентарь отвечают нормативным требованиям. Их мы рассмотрим ниже.

Кстати, образцы документов, которые необходимы рабочим для уборки снега с крыш, вы найдете в нашей завтрашней статье.

Как видите, в этом случае требования гораздо жестче, чем при обычной уборке снега на земле. Если вы самостоятельно залезете на крышу своего дома или гаража, не имея специального допуска, то никто вас за это не накажет. А вот если руководитель какой-нибудь организации поручит уборку неподготовленному работнику, то может получить за это серьезный штраф. А то и оказаться за решеткой, если эта халатность приведет к человеческим жертвам.

Таким образом, привлекать к расчистке крыш нельзя:

  • Работников организации, если это не относится к их прямым обязанностям
  • Дворников и уборщиков, не имеющих допуска к высотным работам
  • Родителей школьников и детсадовцев
  • Школьников в качестве трудовой практики
  • Знакомых, готовых скинуть снег по дружбе или за небольшую плату

Если в организации или учреждении такое практикуется, пострадавшие имеют полное право пожаловаться на работодателя в трудовую инспекцию или другой надзорный орган (например, департамент образования, если речь идет о школе или детсаде).

Итак, мы разобрались с тем, кто должен организовывать уборку снега с крыш и кто может непосредственно заниматься этими работами. Сразу возникает следующий вопрос – в какие сроки они должны укладываться? Об этом мы поговорим далее.

Нормативные сроки уборки снега с крыш

Сразу скажем, что здесь нет такого четкого ответа, как в случае с уборкой снега на дорогах. Оно и неудивительно, ведь очистка крыш – это сложный и опасный вид работ. Далеко не всегда ее можно оперативно организовать. В следующем разделе мы поговорим о том, по каким причинам она может вполне законно откладываться.

Тем не менее, определенные требования в этой области существуют. Они описаны в актуальных Правилах технической эксплуатации жилфонда . Технически это постановление касается только жилых домов, но на практике его положения распространяют и на другие типы зданий.

Вот что говорится в «Правилах» об очистке крыш в зимний период:

  • Работы по содержанию зданий обязательно включают в себя удаление с крыши снега и наледи, очистку водостоков
  • Слой снега на крыше с наружным водоотводом не должен превышать 30 см, а во время оттепели – еще меньше
  • Наледь и сосульки удаляются «по мере необходимости»
  • Не допускается наличие снежных навесов на крышах и козырьках

Кроме того, в каждом муниципалитете есть свои Правила благоустройства. Они могут вводить дополнительные требования или конкретизировать уже существующие. Ознакомиться с ними вы можете на сайте администрации своего населенного пункта.

Вы можете заметить, что многие формулировки в Правилах – достаточно расплывчатые. Во-первых, непонятно, как при осмотре с земли можно измерить толщину снежного слоя с точностью до сантиметра. Понятно, что специально лезть на крышу с линейкой ради этого никто будет (включая инспекторов, которые выписывают протоколы за плохую уборку снега).

Во-вторых, нигде в постановлении не уточняется, как определяется «необходимость» убирать сосульки. Хотя, если ознакомиться с судебной практикой по таким делам, становится ясно, что надзорные органы «разрешают» сосульки длиной до 10 см.

Так что вопрос нормативных сроков достаточно сложный и во многом субъективный. По сути, он упирается в соображения безопасности. Если снег и сосульки могут потенциально кому-то навредить, то их нужно как можно быстрее убрать.

осуществлять работы по ремонту электроаппаратуры под напряжением.

Для выполнения таких работ дизель должен быть остановлен, фидерные рубильники выключены. На

рубильнике или автоматическом выключателе, отключающем генератор от сети, должна быть вывешена

табличка: "Не включать, работают люди."

Персоналу снегоуборочного поезда для удаления накопившихся в выхлопном тракте двигателя

(выхлопных трубах и глушителях) остатков топлива, масла, которые могут загореться и послужить причиной

регулярно, не реже чем через 200 часов работы дизеля, снимать с машины выхлопные трубы, глушители и

прожигать накопившиеся в них отложения;

очищать механическим путем сильфонные компенсаторы, установленные на выхлопных трубах

(выполнение данной работы должно быть записано в бортовом журнале).

Снегоуборочный поезд должен быть укомплектован исправными и проверенными средствами

пожаротушения. Обслуживающий персонал перед началом работы снегоуборочного поезда, имеющего

дистанционное управление дизель-генератором, должен проверить работу системы пожарной сигнализации, а

также проверить вручную срабатывание стоп-устройств на впускном коллекторе дизеля.

Рабочие органы снегоуборочного поезда в рабочее и транспортное положение приводятся по указанию

При проходе поезда по соседнему пути крылья, щетки и льдоскалыватели снегоуборочного поезда

приводятся в транспортное положение по команде руководителя работ.

Очистка пути от снега на станции перевалкой снега

стругом в сторону крайнего пути и далее под откос

Перевалка снега стругом под откос производится в обе стороны от середины парка.

Если нет возможности сбрасывать снег под откос, то его следует собирать в валы на выделенных путях и

междупутьях с немедленной уборкой снегоуборочным поездом для того, чтобы при возобновлении метели

образовавшиеся валы не способствовали задержанию снега.

При этом образовавшиеся валы снега на междупутьях путей осмотра и ремонта вагонов в поездах

подлежат уборке в первую очередь.

Для перевалки снега стругом требуется последовательно освобождать на 20 - 30 минут, с закрытием для

движения поездов, два соседних пути (первый путь занимается стругом, а второй перекрывается его крылом).

После каждого рабочего прохода крыло и нож струга приводятся в транспортное положение для переезда

Очистка крыш

Зимой снег, накопившийся на крыше после очередного снегопада, может быстро превратиться в ледовую массу и самопроизвольно упасть с крыши, подвергнув опасности проходящих мимо людей, грозя серьезными повреждениями припаркованным рядом со зданием транспортным средствам и элементам инфраструктуры здания или сооружения. Своевременная очистка крыш должна предупредить эти негативные последствия природных явлений, типичных для наших широт. Но существуют ли какие-то регламенты, нормативы по очистке кровель от снега и наледи?

Очистка крыш … от льда и водостоков. Жесткий Питер, видео

Накопление сугробов на крыше может привести к следующим, не особо приятным, последствиям:

  • стропильная система крыши будет подвергаться серьезной опасности. Конструкция крыши рассчитана на строго определенные нагрузки, при превышении которых стропильная система крыши может деформироваться, а то и полностью выйти из строя;

Очистка крыш

  • жесткие куски снежно-ледяной массы, скользя по поверхности крыши, повреждают защитный слой, что приводит к более быстрому выходу из строя кровельного материала; кроме того, скопившийся снег, в результате суточных перепадов температур (днем оттепель – ночью заморозок,) превращаются в лед, который, впоследствии, рабочим приходится сбивать, зачастую, с помощью ломов, что также не способствует сохранности кровельного материала;

Очистка крыш, лом

  • повреждается водосточная система здания. Во время оттепели вода скапливается в желобах и трубах, ночное понижение температуры превращает воду в лед и может разорвать элементы водосточной системы. Помимо того, не стоит сбрасывать со счетов и человеческий фактор;

Видеоматериал из Санкт-Петербурга: рабочие чистят крышу дома от льда. Вполне обычная ситуация для зимы, однако в этот раз что-то пошло не так, вниз полетели не только сосульки, но и водосточные трубы.

  • но самое важное и опасное последствие нарушения нормативов очистки кровли от снега и наледи может наступить при стихийном их сходе. Лавина снега или сосульки могут повредить имущество, находящееся в непосредственной близости от дома. А самое опасное – это то, что упавшая с карниза сосулька или комок снега может навредить здоровью человека.

Телеканал Катунь 24. Барнаул, 19 февраля этого года — снег с крыши чуть не упал на девушку с ребенком

Существующие нормы и правила

Во многих городах Российской Федерации разработаны свои нормативы очистки кровли от снега и наледи, зависящие от погодных условий в данном конкретном регионе. Чаще всего указывается, что величина снежного покрова на кыше не должна превышать 10 сантиметров. То же самое касается и величины сосулек на карнизе.

При уборке снега и наледи необходимо соблюдать технику безопасности. Работа на крыше, особенно с большим уклоном ската, на металлической кровле опасна и требует особых мер предосторожности. В первую очередь для выполнения таких работ приглашают специальную бригаду, имеющую опыт работы на высоте.

Группа компаний БТА рекомендует – не ждите зимних снегопадов, заранее заключайте договора на комплексное обслуживание зданий и сооружений, в состав которых входит очистка крыш зданий и сооружений!

Также, при проведении работ по уборке кровли, пристальное внимание уделяется и территории, прилегающей к дому. Зачастую, очистка крыш проводится механическим способом: снег и лед сбрасываются с крыш вниз, на землю, при помощи лопат и других приспособлений. В связи с этим вокруг дома необходимо расставить предупреждающие знаки, огородить территорию в зоне очистки, «опасную зону», на 5-10 метров. В обязательном порядке, около здания, на территории, прилегающей к зоне очистки, находится ответственный, контролирующий действия рабочих на крыше и следящий за тем, чтобы никто из прохожих не попал в «опасную зону».

В большинстве нормативов по очистки кровли от снега и наледи указываются следующие требования:

  1. На кровле должно оставаться около 5-ти сантиметров, что необходимо для того, чтобы кровельный материал не повреждался снегоуборочным инструментом.
  2. Уборка проводится с использованием деревянных или пластиковых приспособлений.
  3. Уборку снега проводят так, чтобы не поломать карнизы, балконы или вывески, расположенные на фасаде и иных частях здания

Приложение №2 к постановлению Правительства Москвы N 892-ПП

Очистка кровель жилых и общественных зданий от снега и наледи в столице регулируется Приложением №2 к постановлению Правительства Москвы N 892-ПП «О готовности города Москвы к работе в зимний период», утвержденым и введеным в действие 15 ноября 2005 года, с учетом изменений на 26 августа 2015 года.

1. Общие положения

1.1. Настоящий норматив имеет целью принятие мер, обеспечивающих качественное содержание кровель в зимний период.

1.2. Требования настоящего норматива обязательны для исполнения собственниками, иными законными владельцами /управляющими жилых домов; обслуживающими ремонтными организациями/.

1.3. За неисполнение требований настоящего норматива исполнители несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

2. Основные требования

2.1. Очистка кровель от снега и наледи относится к разряду особо опасных работ, выполняемых на высоте, требует соблюдения правил техники безопасности и оформляется письменным нарядом на особо опасные работы с указанием мероприятий по технике безопасности, фамилий исполнителей и их распиской в наряде.

2.2. К работе по очистке кровель от снега и наледи допускаются рабочие, достигшие 18 лет, прошедшие ежегодное медицинское обследование и допущенные к работе на высоте после обязательного обучения безопасным методам работы и имеющие удостоверения на право производства этого вида работ.

Повторная проверка знаний рабочими безопасных методов производства работ должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.

2.3. Регулярная очистка кровель производится рабочими подрядной организации, эксплуатирующей здания, для чего создаются специальные бригады рабочих в составе не менее 3 человек в каждой бригаде.

2.4. К работам по очистке кровель допускаются рабочие после их инструктажа под непосредственным руководством мастера или прораба, которые несут персональную ответственность за безопасные методы производства работ.

2.5. При обильных снегопадах допускается выделять для очистки кровель от снега и наледи разнорабочих, дворников, рабочих по дому (при их согласии), обученных и прошедших производственный инструктаж по правилам техники безопасности и имеющих медицинский допуск к работе на высоте.

В случае привлечения к работам по очистке кровель рабочих другой специальности ответственность за соблюдение ими правил техники безопасности возлагается на руководителя, организующего работы на данном участке.

2.6. Контроль за содержанием и очисткой кровель осуществляет руководитель (главный инженер) подрядной организации.

3. Условия производства работ

3.1. Крыши с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега и наледи, не допуская их накопления более 10 см. При перепадах температур наружного воздуха с переходом на положительные на металлических и мягких скатных кровлях (за исключением кровельного покрытия) должны быть полностью очищены кровельное покрытие, желоба, свесы и установленные на водоприемных воронках крышки-лотки (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 14 апреля 2009 года N 304-ПП.

3.2. Не рекомендуется производить очистку от снега железобетонных крыш с внутренним водоотводом, так как эти крыши имеют достаточный запас прочности. Очистку таких крыш от снега и наледи следует производить лишь в случае протечек на отдельных участках. На домах с железобетонными скатными крышами с металлическими свесами при оттепелях, обильных снегопадах, если наблюдается обледенение свесов, очистку от наледи производить немедленно.

3.3. Независимо от уклона крыш очистка их от снега и наледи выполняется при обязательном применении рабочими испытанных предохранительных поясов и прочной страховочной веревки.

3.4. Персонал, работающий на крыше, должен иметь нескользящую (резиновую,валяную) обувь.

3.5. Очистку кровель разрешается выполнять только деревянными или пластмассовыми лопатами.

Сколы льда с кровель категорически запрещаются.

3.6. При сбрасывании снега с крыши до начала работ должны быть приняты меры предосторожности, обеспечивающие безопасность прохожих: тротуары и в необходимых случаях проезжая часть улицы освобождается от транспорта и ограждается на ширину возможного падения снега; на время работы выставляются дежурные, на данном участке все дверные проемы, выходящие в зону сброса снега, закрываются с целью исключения попадания людей в опасные зоны. Расстановка дежурных производится руководителем (мастером или прорабом), который организует работу по очистке кровель.

3.7. При оттепелях, обильных снегопадах в первую очередь опасные зоны ограждаются. Очистка кровель от снега и наледи зданий с металлическими и скатными кровлями, а также выступающих элементов фасада, выходящих на основные магистрали, пешеходные зоны, зоны входов в подъезды, детские и игровые площадки, производится в течение двух световых дней.

Очистка кровель, выходящих на газоны и другие места территорий, где снижается вероятность травмирования прохожих, производится в течение 3 световых дней.

3.8. Указанные меры предосторожности (п.3.6) должны выполняться при очистке козырьков подъездов и балконов.

3.9. Запрещается очистка кровель от снега и наледи при неблагоприятных погодных условиях (сильном ветре).

4. Подготовка к работе

До начала производства работ по очистке кровель от снега и наледи руководитель подрядной организации (мастер или прораб) обязан:

4.1. Проверить готовность бригады к производству работ:

— физическое состояние рабочих;

— состояние обуви и ее соответствие предъявляемым требованиям;

— наличие индивидуальных защитных и страховочных средств;

— наличие необходимого инструмента и его исправность.

4.2. Проверить техническое состояние:

— надежность закрепления страховочных веревок;

— лестниц или стремянок около слуховых окон;

— водосточных труб, воронок и крепление их;

— выступающих частей на фасаде зданий.

4.3. Проверить наличие ограждения опасной зоны и расставить дежурных для обеспечения безопасности прохожих.

Место сброса снега, льда и мусора ограждается канатом на высоте 0,75-1,0 м по типовым стойкам с расстоянием между ними 6-8 м, проход пешеходов по улице временно закрывается.

Дежурные стоят с внешней стороны ограждения на расстоянии не более 1 м от него.

4.4. Провести дополнительный инструктаж по безопасным методам производства работ с учетом специфических условий на данном участке.

4.5. Оформить письменный наряд-допуск на производство особо опасных работ.

5. Производство работ

5.1. Очистка кровель от снега и наледи производится в основном в дневное время. В случае необходимости проведения этих работ в темное время суток место работы должно быть хорошо освещено.

5.2. Очищать кровлю от снега следует со всех ее скатов, начиная от карнизов к коньку равномерно, не допуская перегрузки от снега отдельных участков. Для предохранения кровельного покрытия от повреждений снег убирается с крыш не полностью, а оставляется слой толщиной не менее 5 см.

По этим соображениям с кровли не снимается и тонкий слой льда, за исключением свесов, где полная очистка необходима для предупреждения образования наледей и сосулек.

5.3. При сбрасывании снега с крыши следует обеспечить сохранность выступающих элементов зданий, установленных по проекту световых реклам, вывесок-растяжек, электрических и телефонных проводов, а также зеленых насаждений и элементов благоустройства.

5.4. Запрещается сбрасывать снег, лед и мусор в воронки и водосточные трубы.

5.5. Воронки наружных водосточных труб следует закрывать на зиму специальными крышками — лотками из листовой стали для предотвращения скопления снега в воронках, обеспечения стока талых вод при оттепелях, минуя водосточные трубы, и снижения их обледенения. При наступлении устойчивой положительной температуры наружного воздуха крышки — лотки необходимо с воронок снять.

5.6. Работающим на крыше категорически запрещается касаться телевизионных антенн, радиостоек, световых реклам и других установок, которые могут вызвать поражение электротоком.

5.7. После очистки кровли от снега и наледи следует проверить ее состояние и при выявлении нарушений принять меры по их устранению.

5.8. Настоящий норматив по очистке кровель жилых зданий от снега и наледи в части мероприятий по технике безопасности распространяется и на летнюю очистку кровель от мусора.

Постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2016 г. N 952-ПП «Об утверждении Порядка организации проведения работ по очистке крыш от снега и (или) удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках нежилых зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов в городе Москве за счет средств бюджета города Москвы и перечисления средств собственниками (правообладателями) нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них) и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, за проведение указанных работ»

Постановление вступило в силу с 1 января 2017 г.

Согласно этому Постановлению собственники и правообладатели нежилых зданий, строений, сооружений (помещений в них) и лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, должны организовывать очистку крыш от снега и удаление наростов льда, снежных свесов на карнизах и других выступающих частях зданий. Удаление наростов льда и снежных свесов производится немедленно по мере их образования с предварительной установкой ограждения опасных участков. Очистка от снега крыш с металлическими и скатными кровлями, карнизов и других выступающих частей и элементов, выходящих на улично-дорожную сеть, тротуары, пешеходные зоны, зоны входов в подъезды, детские площадки и другие места, предназначенные для прохода людей, производится в течение двух суток с момента окончания снегопада или немедленно при накоплении снега свыше 5 см; выходящих на иные территории — в течение трех суток с момента окончания снегопада или немедленно при накоплении снега свыше 5 см (ранее действовала норма, позволяющая допускать накопление снега на крышах до 30 см).

Если указанные работы не осуществляются в установленные сроки, ГБУ Жилищник района осуществляет их проведение за счет средств городского бюджета. Выявлением невыполнения работ по очистке крыш занимаются Государственная жилищная инспекция г. Москвы и Объединение административно-технических инспекций.

Работы, выполненные ГБУ Жилищник района, оплачиваются собственниками или лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами не позднее трех месяцев со дня получения уведомления о завершении работ по очистке и копии акта выполненных работ. Средства перечисляются на лицевой счет префектуры, указанный в уведомлении. Если в течение трех месяцев средства не перечислены, префектура взыскивает их в судебном порядке.

Полезная информация

С каждым снегопадом и морозами увеличивается количество снега на крышах, что создает излишнее давление на основные конструкции кровли. Это, в свою очередь, может привести к их поломке и стать угрозой для проходящих мимо прохожих в случае непредвиденного схода снега. Для того чтобы избежать этих последствий, необходима регулярная очистка крыш от снега и ледяной корки. В этой статье вы узнаете:

  • Когда необходима очистка крыш от снега.
  • Какие методы очистки крыш существуют.
  • Кто должен заниматься очисткой крыш от снега.
  • Почему заниматься этим самостоятельно – опасно.
  • Какая техника безопасности должна соблюдаться при очистке крыш.
  • Сколько стоит очистка крыш от снега.

Когда необходима очистка крыш от снега

Образование снежных шапок на крышах, наледи и сосулек на водостоках не происходит мгновенно. Это постепенный, но естественный процесс, связанный с изменениями температуры и степени влажности воздуха, количеством осадков, выпадающих в течение зимнего периода. Немалую роль играет степень уклона крыши, а также сложность ее геометрической формы. Во время зимы на крышах, в желобах водостоков, а также в местах переходов многоскатных крыш накапливается огромное количество снега и образовываются наледи. Это непременно оказывает огромное давление на стропильную систему крыши и материал покрытия.

Если оценивать количество снега весом, то на 100 кв. м., при толщине снежного покрова в 1 метр, его соберется около 5 тонн. Если же он не тает в силу природных условий, то со временем имеет свойство уплотняться. При намокании его вес еще увеличивается.

Стропильная система рассчитана на подобные нагрузки, а вот кровельное покрытие – не всегда. Это приводит к образованию трещин, протеканию, замерзанию, расширению и, как следствие, выходу из строя покрытия крыши. И естественным итогом будет дорогостоящий ремонт. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя обнаружить и заделать трещины в кровле. Для этого нужно понимать, что:

пространство между крышей и жилым помещением – чердак, это принудительно отапливаемое помещение из-за располагаемых там труб системы отопления дома. За счет горячей воды, текущей по трубам, кровельное покрытие подогревается снизу, и образуется ледяная корка под толщей снега, лежащего на крыше.

Кроме этого, вода из-под снега не стекает по дождевым желобам из-за низкой температуры. Она замерзает, образуя громадные сосульки, которые при падении могут нанести вред не только имуществу, но и здоровью людей; снегодержатели, которые в последнее время стали неотъемлемой частью крыш, не всегда в полной мере выполняют свою функцию.

Их предназначение только обезопасить от лавинообразного схода снега, но они бесполезны без регулярной очистки крыш; при наличии многоуровневой кровли опасности повреждения подвержены нижние уровни крыши. Это возможно из-за обледенения и схода большого количества снега. Материал кровли может быть значительно поврежден сходящим ледяным покровом при падении.

Цикличность изменения температуры приводит к повреждению покрытия кровли. Замерзшая в водостоках и желобах вода склонна к расширению и сжатию при изменениях температуры воздуха, что чревато неминуемым ремонтом различных частей водостока. Как следствие этих повреждений может быть испорчен фасад здания из-за воды, текущей по стенам.

Страдают не только стены, но также фундамент и цоколь здания. Единственный способ избежать подобных последствий – вовремя очищать крышу от снега, а материал кровли от обледенения. Это является профилактическим мероприятием как для крыши, так и для здания в целом. Необходимо не забывать при этом и о жизнях людей, ходящих по тротуару вдоль здания. Уборка снега – важное мероприятие, которое может сохранить жизнь людей.

Наледь на кровельной поверхности образуется вследствие повышения температуры на улице и теплопотерь, которые идут через крышу. Это явление особенно разрушительно для плоских крыш. Кровля на плоской поверхности при таянии снега или льда намокает, теряя свои первоначальные защитные свойства. Это неминуемо ведет к протечке воды на потолки нижних помещений.

Во избежание этих последствий чердачное помещение должно быть утеплено и снабжено необходимой и достаточной вентиляцией. Эффективным, но дорогостоящим средством защиты от этого вида явлений являются системы антиобледенения и снеготаяния. Специальный нагревательный кабель укладывается в системы водостока в местах обледенения и оснащается датчиками влажности и температуры.

Данные системы начинают работу при повышении температуры воздуха и отключаются при ее значительном понижении. Снегозадержатели – еще один из способов предотвратить схождение снега с крыш. Стоит помнить, что массив снега, падая с крыши, часто увлекает за собой и сосульки, что может нанести существенный вред не только имуществу в виде стоящих под домом машин, но и самим жильцам или случайным прохожим. Очистка крыш от снега и льда, безусловно, является важным мероприятием зимнего времени года.

Каким образом возможна очистка крыши от снега и льда

Снежные наносы, обледенение и образование сосулек – это естественные процессы в зимнее время года. Эти явления могут иметь негативные последствия как для самой крыши, так и для владельцев здания. Затраты на своевременную уборку и уход за кровельным покрытием на порядок ниже самого скромного ремонта крыши в случае ее повреждения.

Существует несколько способов борьбы с подобными зимними «неудобствами»:

Механический

Очистка крыши от снега собственными силами с помощью инвентаря, предназначенного для этих целей. Чаще всего для уборки снега применяют деревянную лопату или скребок. Оба инструмента оказывают мягкое воздействие на кровельное покрытие и не приводят к его повреждению. Скатные крыши убирают от снега на 2 м от края кровли.

Это необходимо делать регулярно, после каждого обильного выпадения снега. Один раз в месяц производится полная уборка крыши. Частые снегопады приводят к быстрому сползанию снега к краю крыши и увеличению количества ледяной массы на ней. При обильном выпадении снежных масс уборку кровельной поверхности проводят не реже 2–4 раз в месяц. Частота уборки зависит от толщины образовавшегося слоя снега.

Плоские крыши рекомендуется убирать после каждого выпадения снега. Под толщей снега образуется ледяная корка, которая со временем формирует внушительную наледь, удалить которую можно только с помощью острого и тяжелого инструмента. Чаще всего для этого используется лом. Подобный инструмент для очистки снега с крыши может привести к порче кровельного покрытия.

Таяние снега при изменении температуры приведет к образованию воды, которая неизбежно начнет заполнять образовавшиеся отверстия в кровле. Поэтому крышу необходимо очищать максимально осторожно и аккуратно. Механический способ уборки наиболее подходит для крыши частного дома. Инвентарем является деревянная лопата с широкой плоскостью.

При использовании механической уборки на крышах больших зданий часто прибегают к услугам промышленных альпинистов. Техника уборки с привлечением этих специалистов следующая. В первую очередь обозначаются точки крепления тросов для страховки. Чаще всего используют крепления стационарного страховочного троса, которые располагают вдоль всей кровли.

Изредка используют расположенные на крыше воздуховоды. Инвентарь, используемый при уборке, подбирается специалистами индивидуально, в зависимости от типа и характеристик кровли. Например, крыши из металлочерепицы убираются с помощью специально предназначенного для этого инвентаря. Например, толкатель – устройство для очистки крыши от снега, которое повторяет изгибы материала покрытия кровли.

Профилактический

Применение профилактического способа может существенно минимизировать или исключить повреждение кровельного покрытия. Этот способ включает в себя: правильный выбор наклона крыши, использование систем антиобледенения и снеготаяния, установка снегозаграждений, своевременная очистка водостоков и желобов.

Для предотвращения образования ледяных наростов на краях крыш активно используется система «крыша без сосулек». Забитые льдом и мусором системы водостока способствуют обильному образованию наледи на крыше. Но даже в случаях правильной организации водоотвода не всегда можно добиться желаемого результата и предотвратить образование сосулек.

Даже в самое холодное время суток крыша испытывает приток теплого воздуха с внутренней стороны строений. Это вызвано теплопотерями изнутри здания и приводит к таянию снега или льда, находящегося в соприкосновении с кровельным материалом.

Назначение системы антиобледенения – воспрепятствование образованию наледи и сосулек на крыше. Греющий кабель является основным элементом системы. Электрокабель размещается по краю кровельной поверхности, в водостоках – в местах частого или вероятного образования льда.

Химический

Метод заключается в использовании гидрофобных веществ в специальных составах для уборки наледи с крыш. Воздействие химических средств способствует беспрепятственному соскальзыванию ледяных образований с поверхности крыши.

Простейшим составом является соль, смешанная с песком. Из-за ее дешевизны она является легко применимым и доступным средством. Температура замерзания жидкости с растворенной в ней солью гораздо ниже, чем у обычной воды. Это делает ее популярным средством борьбы с обледенением.

Явные преимущества применения соли для очистки: доступная цена; экономный расход; пониженная температура замерзания жидкости; неограниченный срок годности и хранения; быстродействие состава при использовании; пожаробезопасность при хранении и эксплуатации.

Очистка крыш от снега и сосулек – обязанность УК

Как и в частном доме, уборка крыш в многоквартирных домах является необходимостью. В каждом домовом хозяйстве должна быть инструкция по очистке крыши от снега. Если владельцы домов не уделяют достаточного внимания правильной уборке кровельных поверхностей своих домов, то выпавшие осадки в виде снега и льда, попадая в трещины и замерзая, разрушают их.

Постановлением №491 Правительства РФ крыши МКД отнесены к общедомовому имуществу. На управляющую компанию возлагается ответственность за уборку, ремонт и надлежащее состояние общедомового имущества согласно Жилищному кодексу РФ (ст. 162). Различными регулирующими документами определяются требования по очистке крыш от снега во избежание повреждений крыши и кровельных конструкций.

В Постановлении Правительства РФ №290 приводится минимальный перечень работ и услуг, необходимых для правильного содержания крыш МКД. Постановлением Госстроя №170 определена периодичность уборки кровли от мусора и грязи – 2 раза в год – осенью и весной. Зимой по мере необходимости убираются снег и наледи.

Все работы проводятся либо управляющей компанией (УК), либо компанией-подрядчиком – специалистами в этой сфере услуг. Первоочередное внимание должно уделяться уборке кровли в местах массового скопления или движения людей: над подъездами, входами в магазины, другими конструкциями на первых этажах зданий и вдоль них.

Еще больше полезной информации на информационном портале « ЖКХ. ру »

Помните такую известную русскую народную пословицу? Зима — это пожалуй самое нелёгкое и довольно хлопотное время года на железной дороге, особенно в период затяжных обильных снегопадов и лютых метелей, сильно затрудняющих работу всего железнодорожного хозяйства. Очистка от снега железнодорожного полотна, пассажирских платформ станций и остановочных пунктов является обязательным требованием безопасности.

Вокзал на станции Пено зимним январским вечером. Уютно брезжит тёплый свет в левом крыле здания из окошек помещения дежурного по станции. Фото: Алексей Алексеев

Вокзал на станции Пено зимним январским вечером. Уютно брезжит тёплый свет в левом крыле здания из окошек помещения дежурного по станции. Фото: Алексей Алексеев

Внезапно налетавшая сильная метель со снегопадом, заметает пути на Бологое-Полоцкой дороге, видимость при такой погоде не более 200 метров. Участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Станция Пено. Фото: Алексей Алексее

Внезапно налетавшая сильная метель со снегопадом, заметает пути на Бологое-Полоцкой дороге, видимость при такой погоде не более 200 метров. Участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Станция Пено. Фото: Алексей Алексее

Во время снежных заносов на станциях и в локомотивных депо собирался «на снегоборьбе» и в будни и в выходные дни весь железнодорожный люд. Причём нередко рядом с простонародьем махали лопатой руководители весьма приличного звания (до недавнего времени, пока ещё существовало МПС, именно так всё и было).

Сегодня функция по очистке пассажирских платформ от снега нередко бывает передана сторонним подрядчикам на аутсорсинг. Путейцы целыми сутками порой не сходят с путей: нельзя допустить, чтобы поезда встали! Пассажиры и грузоотправители не могут долго ждать. Тем не менее до сих пор проблема готовности к уборке снега полностью не решена, и по первому снегопаду в начале зимы то «стрелки не идут» , то «путя занесло» , то вагоны к рельсам примерзли (запросто!), то ещё какие-то причины…

Привычные всем оранжевые жилетки путейцев в новое время заменили люди "со стороны" в салатовых жилетках, напрямую никак не связанные с железной дорогой, работающие по договору подряда. Станция Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Привычные всем оранжевые жилетки путейцев в новое время заменили люди "со стороны" в салатовых жилетках, напрямую никак не связанные с железной дорогой, работающие по договору подряда. Станция Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Борьба со снежными заносами — это забота путейцев. В старину путь обставляли на зиму снегоудержательными щитами. Это переносной высокий забор, состоявший из отдельных секций, который путейцы устанавливали вдоль перегона в таких местах, где в снегопады и метели сильно перемётывает, заносит.

Порой сдвигали эти щиты ближе или дальше от полотна по нескольку раз за зиму — по шею в снегу! Однако щиты могут лишь уменьшить, но не устранить заносы, и путь всё равно приходится очищать от снега.

В 1960-х годах от таких щитов отказались и повсюду где это возможно (кроме северных широт и степи) заменили посадками деревьев — лесозащитной полосой , по которой всегда легко можно издали узнать железную дорогу в степи или на любом открытом месте.

Лесозащитная полоса из высаженных когда-то вдоль пути елей, по которой легко ещё издалека можно узнать, что там проходит железная дорога. Фото: Алексей Алексеев

Лесозащитная полоса из высаженных когда-то вдоль пути елей, по которой легко ещё издалека можно узнать, что там проходит железная дорога. Фото: Алексей Алексеев

Эта полоса, как гласил ещё дореволюционный путеводитель:

«Не только охраняет путь от заносов, но и создает у пассажиров хорошее настроение из-за приятного вида деревьев за окном».

Увы, в последнее время началось повсеместное и варварское уничтожение этой полосы (буквально парадоксальное по своей бессмысленности!) якобы в целях облегчения доступа связистов к придорожной телеграфной сети (там где она ещё осталась) и недопущения завалов пути и линий электропередач упавшими деревьями. Вдоль путей (особенно на малодеятельных участках) теперь часто наблюдается невообразимый лесоповал — опаснейшие в пожарном отношении груды сваленных высохших кустов и деревьев, которые никто не вывозит.

Достаточно всего одной спички, чтобы в сухую погоду всё это сваленное в кучу вдоль пути нагромождение из вырубленного кустарника и деревьев в одночасье полыхнуло сильным огнём. Дрова, в конце концов, никому не нужны, что ли?! Ясно, что ситуация с заметанием путей снегом при таком «хозяйствовании» значительно ухудшится.

Подготовку к зиме путейцы начинают ещё задолго до её наступления. На всем протяжении дистанции пути, перед любыми негабаритными местами (пассажирскими платформами, светофорами, мостами, планками УКСПС и др.) т.е. там, где снегоочиститель на ходу на скорости может влететь и удариться о выступающую поверхность ножом или крыльями и слететь с рельсов (увы, такое не раз бывало) необходимо расставить"зимние" путевые сигнальные знаки для работы на участке со снегоочистителем.

Сигнальный знак «Опустить нож, открыть крылья», выставленный заранее путейцами перед началом зимы. ОП Чёрный Дор, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Сигнальный знак «Опустить нож, открыть крылья», выставленный заранее путейцами перед началом зимы. ОП Чёрный Дор, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Очень необычные, самобытные и по своему содержанию выразительные, предназначенные для передачи указаний руководителю работ по снегоочистки.

Зимние сигнальные знаки на занесенном снегом перегоне Андреаполь-Торопец, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Зимние сигнальные знаки на занесенном снегом перегоне Андреаполь-Торопец, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Звучат эти знаки весьма красиво и обстоятельно, буквально пробуждая на трудовую решительность:

«Поднять нож, закрыть крылья» — до места препятствия;

«Опустить нож, открыть крылья» — сразу после проследования места препятствия.

Технология очистки железнодорожных станционных путей от снега и путей на перегоне сильно отличается, поэтому далее разделю свой рассказ на две соответствующие части.

Путевые машины для очистки снега на перегонах

Техника для очистки путей от снега как правило не самоходная. Бывает удивительно наблюдать, как старенький двухосный снегоочиститель ЦУМЗ (теперь таких уже практически нигде не увидешь), напоминающий трамвай времён Зощенко, толкаемый могучим тепловозом, который дымит позади за снегоочистителем, словно крейсер, отважно ударяет со всего размаху плоским ножом в громадную сугробину и сметает её прочь с пути, словно богатырь, — и ведь не сваливается при таком ударе с рельсов!

Двухосный снегоочиститель ЦУМЗ возле ПЧ на станции Осташков, 1980-е годы, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото из архива автора

Двухосный снегоочиститель ЦУМЗ возле ПЧ на станции Осташков, 1980-е годы, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото из архива автора

И какой густой белоснежный взрыв при этом происходит! Особенно красиво это зрелище наблюдать в ясную морозную погоду, когда частицы снега искрят на солнце всеми цветами радуги. Снегоочиститель на ходу с глухим грохотом врывается в снеговую толщу и мгновенно создает вокруг себя млечный фонтан, который в ясную погоду к тому же сверкает мириадами искр, зрелище бывает просто феерическое.

Двухосный снегоочиститель ЦУМЗ в тупике на станции Андреаполь, начало нулевых прошлого века, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото из портала "Галерея паровоза ИС"

Двухосный снегоочиститель ЦУМЗ в тупике на станции Андреаполь, начало нулевых прошлого века, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото из портала "Галерея паровоза ИС"

Снеговой струг несётся по перегону с распахнутыми крыльями и, по словам Андрея Платонова, «пушит» снег в сторону с пути. Таран, действительно напоминающий средневековое таранное орудие, на полном ходу, как ледокол, рассекает своим лезвием толщи снега пополам и расшвыривает льдины и комья в стороны от пути.

Сегодня их место заняли более современные путевые машины СДПМ, прозванный железнодорожниками "кирпич", хотя и им уже немало лет. Представляет собой специальный цельнометаллический четырехосный вагон, оборудованный по торцам плужными отвалами, толкаемый сзади тепловозом или электровозом.

Плужные отвалы установлены постоянно под углом 50 ° к оси пути для отбрасывания снега в правую сторону по ходу снегоочистителя. Плужные отвалы состоят из «лобового щита» с механизмом подъёма и боковых крыльев и с механизмами открытия. Левое боковое крыло каждого отвала (если смотреть из кузова снегоочистителя) называют «угловым» крылом, правое — «боковым».

На раме вверху и внизу расположены грузовые ящики с балластом. Это необходимо для повышения устойчивости снегоочистителя. Рама опирается на две двухосные тележки точно точно такие же как у грузовых вагонов.

А едет со снегоочистителем, у которого внутри, (как описано в «Сокровенном человеке»: "Жарко горит печурка и накурено в три слоя") , целая команда путейцев, потому что помимо управления сим агрегатом нужно ещё много дометать мётлами, догребать лопатами, долбить ломами — у путейцев труд всегда останется в той или иной степени ручным.

Внутри СПДМ похож на неплохо обустроенное служебное жильё. Как уже упоминалось посреди в нём установлена металлическая печь, имеется ящик для угля, два лежака вдоль бортов, умывальник, шкаф для аптечки первой медицинской помощи.

Крылья и нож машины СДПМ работают от пневматики, воздух в которую подаётся в неё от локомотива, также как и электроэнергия для питания прожектора, буферных огней и радиостанции.

Заход тепловоза серии ДМ62 мощностью 2000 л.с. под машину СДПМ. Воздушные магистрали между тепловозом и машиной ещё не соединены, но на снимке виднен кабель, ведущий в кабину тепловоза для обеспечения эл. энергией путевой машины. Фото: Алексей Алексеев

Заход тепловоза серии ДМ62 мощностью 2000 л.с. под машину СДПМ. Воздушные магистрали между тепловозом и машиной ещё не соединены, но на снимке виднен кабель, ведущий в кабину тепловоза для обеспечения эл. энергией путевой машины. Фото: Алексей Алексеев

Поэтому для работы с машиной СДМП нужен мощный локомотив (желательно двухсекционный с двумя компрессорами), к примеру тепловоз серии 2М62 ну или хотя бы М62, для эффективного снабжения сжатым воздухом и разгона сквозь снежные толщи. Маневровый тепловоз для этих задач подходит не очень, поскольку утечки воздуха из машины СДПМ бывают значительные, да и толщина снежного покрова бывает такая, что имеющихся 1200 л.с. "маневрухи" может и не хватать для разгона машины.

Снегоочистительная машина СДПМ с маневровым тепловозом серии ТЭМ18ДМ на станции Соблаго, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Снегоочистительная машина СДПМ с маневровым тепловозом серии ТЭМ18ДМ на станции Соблаго, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Скорость с работой на перегоне как правило 40 км/ч, следование в транспортном состоянии 80 км/ч. Руководителю работ машины СДПМ на перегоне внимательно нужно следить за выше упомянутыми "зимними" сигнальными знаками. Нередко бывает молодежь ради забавы их повыдергивает перед каким-нибудь препятствием да и выбросит тут же под откос. Хорошо если путейская бригада опытная и уже не раз работала на данном участке, а если же нет, да ещё метель, снегопад, ночь на дворе, то и до большой беды тут недалеко.

Машины для очистки снега со станционных путей

Снегоуборочная машина СМ-2 с мощным в 4000 л.с. двухсекционным тепловозом 2М62 работает по станции Пено, ОКТ жд. Фото: Денис Доронин

Снегоуборочная машина СМ-2 с мощным в 4000 л.с. двухсекционным тепловозом 2М62 работает по станции Пено, ОКТ жд. Фото: Денис Доронин

Раньше были машины Гавриченко, позднее появились теперешние снегоуборочные машины СМ-2 (в просторечии на сленге железнодорожников "снегурки" ) предназначены для очистки путей на станциях. Работают обстоятельно, никуда не спеша (скорость всего 3-5 км/ч). Эти машины тоже не самоходные и работают в паре как правило с двухсекционным тепловозом, снабжающих СМку сжатым воздухом и толкая её по станции.

Снегоуборочная машина СМ-2 в сильный снегопад выполняет работу по очистке 3-го пути на станции Осташков, январь 2019г., участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Снегоуборочная машина СМ-2 в сильный снегопад выполняет работу по очистке 3-го пути на станции Осташков, январь 2019г., участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Сгребают снег щётками с верхушки рельсов, а затем по транспортёру перемещают его назад в специальные секции.

Когда полностью до отказа битком заполнят снегом все вагоны в поезде (как правило в составе 3 вагона), уезжают в специально отведённое место в границах станции, отмеченное знаком "место для выгрузки снега" .

И там также не спеша сваливают снег под откос, где он долго ещё потом громоздится угрюмыми тёмными горами и не тает почти до майской жары.

Отапливается машина СМ точно также как и СДМП металлической печью "буржуйкой".

Вдоль стен два лежака. Во время работы вахтовым методом путейская бригада зачастую живёт здесь же в своей машине. Фото: Алексей Алексеев

Вдоль стен два лежака. Во время работы вахтовым методом путейская бригада зачастую живёт здесь же в своей машине. Фото: Алексей Алексеев

Ещё для работы по уборке от снега станционных путей есть машины ПОМ — пневмочистительная машина, в просторечии названая "ветерок" .

Эдакий огромный электровентилятор на рельсах с двухсекционным тепловозом, буквально сдувающий мощным воздушным потоком весь снег с пути. Правда как я сам не раз наблюдал у этой машины есть несколько больших недостатков. Первый, расчищая один путь, она непременно задувает снегом соседний. Ну и в оттепель мокрый слежавшийся снег ей сдуть уже не по зубам.

Тепловоз серии 2М62 специально подготовленный для работы с машиной ПОМ. Слева и справа от таблички с индексом серии и номером тепловоза видны две розетки для соединения "жоксов", с целью подключения питания вентилятора машины ПОМ. Фото: Алексей Алексеев

Тепловоз серии 2М62 специально подготовленный для работы с машиной ПОМ. Слева и справа от таблички с индексом серии и номером тепловоза видны две розетки для соединения "жоксов", с целью подключения питания вентилятора машины ПОМ. Фото: Алексей Алексеев

В последнее время на малодеятельных линиях можно заметить специальную самоходную технику на жд ходу ( КЖТ ), имеющую в своём арсенале всевозможное навесное оборудование, в том числе и щётки для очистки путей от снега.

Машина КЖТ выполняет работы по очистке 3-го пути от снега на станции Андреаполь, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Машина КЖТ выполняет работы по очистке 3-го пути от снега на станции Андреаполь, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

По своему опыту могу сказать, что чистят станционные пути они не хуже громоздких машин СМ. Им не нужно периодически ездить на выгрузку снега, а управляет такой машиной всего один человек, тогда как для работы СМ требуется целая бригада и тепловоз. Это тот редкий пример, когда "оптимизация" в РЖД приносит свои положительные плоды не только по сокращению затрат, но и улучшению производительности труда.

При подготовки публикации были использованы отрывки из книги А.Б. Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог".

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram

Читайте также: