Описание материалов пушкинского дома

Обновлено: 06.05.2024

Главная книга Андрея Битова — филологический роман, постмодернистский коллаж, но прежде всего — история о трагическом поколенческом разрыве и о том, что подлинная «высокая культура» невозможна после катастроф XX века.

комментарии: Александр Марков

О чём эта книга?

О невозможности прямого продолжения культурных традиций после катастрофического опыта ХХ века. Автор хотел определить жанр книги как «роман-наказание», имея в виду, что советские люди, к которым он относит и себя, наказаны за предательство культуры, невольное или вольное. В центре романа — конфликт деда и внука, Модеста Платоновича и Лёвы Одоевцевых. Прошедший лагеря дед понимает, что классической русской культуры больше нет. Внук, амбициозный филолог, наоборот, верит в русскую литературу как предмет заботы, внимания и интеллектуальных упражнений. Ключевая сцена книги — конфликт между двумя коллегами-филологами, Одоевцевым-внуком и Митишатьевым, циником и антисемитом. Пьяная дуэль, переходящая в погром института, оказывается гротескной и трагической кульминацией романа.

Когда она написана?

В 1960 году Битов (тогда ещё начинающий автор) написал: «Хорошо бы начать книгу, которую надо писать всю жизнь». Эта мысль была общей для его поколения: Фазиль Искандер также говорил, что писатель всю жизнь пишет одну огромную книгу, в кругу Василия Аксёнова требовали писать «нетленку» и не размениваться на мелочи. У этой идеи была и социально-политическая подоплёка: самую главную и искреннюю книгу придётся писать «в стол», не рассчитывая на публикацию. При этом Битов не был подпольным писателем: он регулярно публиковался, в 1963 году вышла его первая книга, сборник рассказов «Большой шар», что позволило ему оставить работу геолога и жить литературным трудом.

Работа над книгой начинается со сцены дуэли и дебоша в Пушкинском доме. Стимулом к развитию этого сюжета стал, по признанию автора, судебный процесс над Иосифом Бродским Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве 13 января 1964 года. В камере у него случился сердечный приступ. 18 февраля состоялось первое заседание суда по его делу, по результатам поэта направили на судебно-психиатрическую экспертизу. Второе заседание состоялось 13 марта: Бродский был приговорён к максимальному сроку по его статье — пятилетней ссылке «с обязательным привлечением к физическому труду». ⁠ в 1964 году, показавший трагическую уязвимость живой поэтической культуры в несвободной стране. Задуманный как рассказ под названием «Аут», текст постепенно разрастается, появляются новые главы, герои и сюжетные линии, вырабатывается уникальный стиль книги-игры. Роман закончен в 1971 году.

Суд над Бродским в Большом зале Клуба строителей на Фонтанке. 1964 год. Под впечатлением от него Битов написал сцену дуэли и дебоша в Пушкинском доме

Как она написана?

«Пушкинский дом» наследует классическому русскому роману — начиная даже с внешней организации: три раздела почти равного объёма напоминают о романах XIX века, предназначавшихся для журнальной публикации и потому разделённых на равные части. Герой как продолжатель древнего аристократического рода, сплетение семейной хроники и большой истории, круг чтения как характеристика героя, разговоры «русских мальчиков» (сослуживцев по Пушкинскому дому), неспособность героя любить беззаветно, наконец, наличие различных «версий» дальнейшего развития событий — всё это напоминает о «Евгении Онегине» Пушкина. Действительно, Битов и хотел создать «свободный роман» с открытым финалом, взяв за основу пушкинский роман в стихах.

Особенность романа Битова — постоянная игра стилистическими регистрами, авторские иронические ремарки в духе «почти невежливо» или «откровенно провокационно». Необычно строение романа: названия глав повторяют названия пушкинских и лермонтовских произведений, как «Выстрел» или «Маскарад», при этом перемежаясь отступлениями, вольными, как бы застольными разговорами автора о романе и о героях. Каждый из трёх разделов романа завершается «Приложением» — теоретическим эпилогом: например, о том, почему Лёва должен быть признан профессиональным филологом или в чём ценность любительской литературы как человеческого документа.

Быть непонятой или понятой не в том смысле, то есть именно быть не признанной — только и убережёт культуру от прямого разрушения и убийства

Андрей Битов

«Пушкинский дом» — первый русский «филологический роман» Разновидность романа, главной темой которого является литература, а главным героем — литературовед, писатель, филолог, интерпретирующий какой-либо литературный источник. Среди примеров «филологического романа» можно назвать «Пушкина» Юрия Тынянова, «Сумасшедший корабль» Ольги Форш, «Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза» Виктора Шкловского. ⁠ , в котором изучение событий из истории литературы приводит к сходным событиям в жизни героя. Филологический роман, в котором интерпретируются улики, часто становился и становится схемой детектива, Битов тоже поначалу хотел дать роману подзаголовок «две версии»: если у Пушкина в «Евгении Онегине» есть две версии судьбы Ленского, не будь он убит на дуэли, то Битов предлагает две версии гибели или выживания главного героя в финале. Кроме того, «Пушкинский дом» похож на романы о недоразумениях в среде филологов, которые умеют интерпретировать тексты, но неправильно понимают намерения друг друга в жизни. Примеры таких романов — «Козлиная песнь» Константина Вагинова или «Скандалист» Вениамина Каверина.

Очевидна и жанровая близость романа Битова к поэме в прозе и открытой в работах Михаила Бахтина мениппее Также — мениппова сатира. Один из жанров античной литературы, в котором проза смешивается с поэзией, серьёзное — с комическим, сатира — с философскими рассуждениями, в сюжете используются фантастические ситуации. По Бахтину, термин можно использовать применительно к литературе разных эпох и жанров. ⁠ , соединяющей проникновенный лиризм с грубым натурализмом. Битов одно время мыслил роман как «поэму о мелком хулиганстве», что сразу напоминает о поэме Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки», созданной в те же годы. В романе Битова скандал начинается там, где филология хочет заменить собой всё в мире: когда герой принимает за литературные сюжеты свои страсти и незрелые желания, подменяя логику культуры своими капризами, в чём его и упрекает дед. Это очень напоминает рассуждения Блока о «крушении гуманизма», о трагическом смешении литературных и жизненных сюжетов.


Ещё 9 книг, с которых начинается русский постмодерн

Что на неё повлияло?

В авторских комментариях к первому советскому книжному изданию 1989 года Битов утверждает, что на него повлияли три писателя: Достоевский, Пруст и Набоков. Вся филологическая линия не могла бы быть создана без знакомства с «Даром» Набокова. Система авторских примечаний и комментариев «академика Одоевцева», которые не поясняют текст, но вводят новые мотивные и сюжетные линии, отчасти воспроизводит набоковский «Бледный огонь» — произведение с очень схожим сквозным сюжетом: преступление, совершённое посредственностью против поэта, невозможно расследовать, так как мотивы и поэта, и посредственности уже не вполне понятны для современников. Соединение патетики и комизма, подробное воспроизведение внутренней речи героя, указание на нелепые обстоятельства интеллектуальных прозрений — всё это восходит к Джойсу. На всё поколение Битова повлияли Дос Пассос Джон Родериго Дос Пассос (1896–1970) — американский писатель португальского происхождения. В годы Первой мировой войны был санитаром. В 1928 году несколько месяцев провёл в СССР. Разочаровался в советском коммунизме после поездки в Испанию во время Гражданской войны. Самые известные его произведения — романы «Три солдата» (1921), «Манхэттен» (1925), трилогия «США» (1938). ⁠ и Хемингуэй с их техникой репортажа, которая шестидесятниками воспринималась как предельно правдивая. Есть в романе и влияние техники кинематографического монтажа, своеобразные крупные планы, соседствующие с пародийными ссылками на мировой кинематограф: «показ… фильма не то Хичкока, не то Феллини».

Название романа отсылает к поэтическому завещанию Александра Блока, стихотворению «Пушкинскому Дому» (1921), которое прямо цитируется в ключевой для идей романа главе «Сфинкс» (о Пушкине как о сфинксе, загадке для всей русской культуры, не позволяющей свести её к простому действию консервативных или либеральных идей). Его главная тема — невозможность старой культуры и неизбежная гибель повествователя: единственная надежда — на животворную силу пушкинского слова, преодолевающего разрыв поколений.

Владимир Набоков в Швейцарии. Около 1975 года. Битов признавался, что если бы прочёл роман Набокова «Дар» раньше, то роман «Пушкинский дом» вовсе не был бы написан

Horst Tappe/Hulton Archive/Getty Images


Как она была опубликована?

Осенью 1968 года Битов подаёт заявку на издание романа «Дом» в ленинградское отделение издательства «Советский писатель». Срок сдачи чистовой рукописи был определён до 1 сентября 1970 года, и писатель успел завершить её вовремя. Рукопись была возвращена на срочную доработку, но именно тогда Битов открыл для себя Набокова и, по собственным воспоминаниям, полгода ничего не писал. Битов признавался, что если бы прочёл Набокова раньше, то роман «Пушкинский дом» вовсе не был бы написан. Окончательная редакция была представлена в издательство только через год с лишним. Роман был вновь возвращён на доработку, и в это время Битов, прочитавший «Бледный огонь» Набокова, задумал прибавить к роману ещё комментарии от лица главного героя. При этом, в отличие от Набокова, Битов добавляет не патетические, а анекдотичные комментарии, раскрывающие литературный быт эпохи и статус писателя в советской культуре.

В СССР книга впервые вышла в журнале «Новый мир» в номерах 10–12 за 1987 год. До этого в 1986 году в издательстве «Советский писатель» вышли отдельной книгой «Статьи из романа» — литературоведческие статьи, как бы написанные Лёвой Одоевцевым. Впоследствии Битов подготовил книжное издание, дополнив публикацию последней частью — своеобразным большим эпилогом, комментариями «академика Одоевцева», имитирующими фактологические комментарии к классике. Здесь герой берёт реванш и как бы ставит автора на место. Финал романа оказывается уже полностью открытым и не зависящим от авторской воли.

Журнал «Новый мир», октябрьский номер за 1987 год, в котором началась первая в СССР публикация «Пушкинского дома»

Один из первых критических отзывов о романе оставил Юрий Карабчиевский Юрий Аркадьевич Карабчиевский (1938–1992) — поэт, прозаик, литературный критик. До 1989 года работал мастером по ремонту электронных приборов, параллельно печатался в эмигрантских изданиях на Западе. В 1979 году участвовал в составлении неподцензурного альманаха «Метрополь». Известность Карабчиевскому принесла книга «Воскресение Маяковского», вышедшая в Германии в 1985 году. С перестройкой Карабчиевского начали печатать и на родине. В 1990 году он эмигрировал в Израиль, через два года вернулся в Россию. Умер от передозировки снотворного. ⁠ , помогавший готовить рукопись к передаче на Запад и опубликовавший свой текст «Точка боли» (журнал «Грани» Литературный и общественно-политический журнал, выходивший с 1946 года (до 1991 года в Германии, после — в России). Основан Евгением Романовым, одним из руководителей Народно-трудового союза российских солидаристов, выпускался издательством НТС «Посев». В «Гранях» печатали Ахматову, Цветаеву, Бунина, Домбровского, Шаламова, Солженицына и многих других; здесь впервые было опубликовано «Собачье сердце» Булгакова. ⁠ , 1977, № 107) ещё до выхода книги в «Ардисе». Карабчиевский обратил внимание прежде всего на биографическую подоплеку романа: он задуман автором в 27 лет, в том же возрасте Лёва Одоевцев пишет о «Пророке» также 27-летнего Пушкина. Карабчиевский считает, что авторский взгляд Битова близок пушкинскому пониманию биографии и рока: героиню, Фаину, герой во многом сочиняет по образцу умной красавицы пушкинского типа, а Митишатьев как палач и пересмешник главного героя напоминает о пушкинском страхе перед судьбой, этой «обезьяной», согласно письму Пушкина Вяземскому.

Недавний эмигрант Анатолий Гладилин Анатолий Тихонович Гладилин (1935–2018) — писатель. Первая повесть Гладилина «Хроника времён Виктора Подгурского» была напечатана в «Юности», когда автору было всего 20 лет. Работал редактором в «Московском комсомольце», на Киностудии им. Горького. После открытого выступления против суда над Синявским и Даниэлем печатался в основном в эмигрантских изданиях. В 1976 году уехал из СССР, работал в Париже на радио «Свобода» и «Немецкой волне». ⁠ в своей статье 1979 года недоумевал, почему роман не был опубликован в СССР, хотя очевиден его общечеловеческий, а не политический пафос. В перестройку критик Алла Латынина объясняла невыход романа концом оттепели, а не гипотетической антисоветчиной: например, в «Новом мире» эпохи Твардовского роман мог бы быть напечатан. Алекс Гимейн в статье «Нулевой час» («Континент», 1979, № 20) понял роман как утверждение автономного автора-творца, способного создать полноценных героев и вовремя благородно самоустраниться. В этой трактовке роман как раз оказывается принципиально антисоветским, поскольку противоречит советской установке на зависимость героя от идеологии.

Как же люди всё-таки навсегда привержены к тому времени, когда их любили, а главное, когда они любили!

Андрей Битов

Интересно, что Гимейн, как и другой критик зарубежья — княжна Зинаида Шаховская Княжна Зинаида Алексеевна Шаховская (1906–2001) — писательница. Эмигрировала вместе с семьёй в 1920 году, жила в Константинополе, Париже, Брюсселе. Во время Второй мировой участвовала во французском и бельгийском Сопротивлении, была военной корреспонденткой. С 1968 по 1978 год работала главным редактором журнала «Русская мысль». Выпустила книги воспоминаний «Отражения» и «В поисках Набокова». ⁠ , — увидели в Лёве Одоевцеве аристократа, потомка прежде всего не филологической, но дворянской династии, патетически переживающего свой аристократизм (хотя Лёвин аристократизм прежде всего способ выживания, завоевания доверия, а не вызов советскому обществу). Гимейн и Шаховская равно увидели в романе историю антропологической катастрофы: трагические события ХХ века, даже если не задели отдельные культурные смыслы, обрушили сами конструкции, на которых держалась культура, заменив жизнь — выживанием.

Перестроечная критика атакует «Пушкинский дом» с моралистических позиций: споры шли вокруг трусости и самолюбования главного героя. По мнению Игоря Золотусского Игорь Петрович Золотусский (1930) — литературный критик, писатель. Работал в «Литературной газете» и «Литературном обозрении» (с 1993 года — член общественного совета). Был сопредседателем и первым секретарём Союза российских писателей. Видный исследователь творчества и жизни Николая Гоголя, автор его биографии в серии «ЖЗЛ». ⁠ , роман рассказывает о масштабах нравственного разложения советского общества, в котором даже интеллигенция не может контролировать свои слова и поступки, а по мнению Владимира Новикова Владимир Иванович Новиков (1948) — филолог, литературный критик, прозаик. Работал в «Литературном обозрении», был проректором Литинститута, профессор кафедры литературно-художественной критики журфака МГУ. Автор литературоведческой работы «Книга о пародии» (1989), филологического романа «Роман с языком» (2000), исследований бардовской песни «Авторская песня» (1997), книги о Высоцком (2002) и Блоке (2010) для серии «ЖЗЛ». ⁠ — о том, как тяжело обычному человеку выдержать давление эпохи и неопределённость своего социального положения. Для Латыниной и спорившей с ней Натальи Ивановой моральный образец в книге — дед, не сломленный лагерями, тогда как внук лишён его нравственных опор. Виктор Ерофеев попробовал прочесть роман как памятник шестидесятничеству, ностальгию по оттепельному опыту личной свободы и упрекнул автора в недостаточно радикальной критике культуры. Только Андрей Немзер написал о «Пушкинском доме» как о новом «свободном романе» по образцу «Евгения Онегина», где герой вместе с автором горюет об утрате пушкинского идеала эстетической и этической гармонии. В целом перестроечные критики стремились поставить роман в контекст актуальной литературно-общественной полемики; подробный анализ поэтики Битова выпал на долю уже постсоветских филологов.

Институт русской литературы (Ленинград).
Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. (Пушкинский дом). - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 7 т.; 26 см.

Загл. 3, 6-7 Описание изобразительных материалов Пушкинского дома
RuMoRGB
Гоголь, Николай Васильевич - Описание рукописей

Marc21

Описание

ЗаглавиеОписание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст]
Дата поступления в ЭК 06.10.2010
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственностиАкад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. (Пушкинский дом)
Выходные данныеМосква ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962
Физическое описание7 т.; 26 см
ПримечаниеЗагл. 3, 6-7 Описание изобразительных материалов Пушкинского дома
RuMoRGB
ТемаГоголь, Николай Васильевич - Описание рукописей
BBK-кодШ5(2=Р)1
ЯзыкРусский

Состав

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. (Пушкинский дом). - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 7 т.; 26 см.
1: Н. В. Гоголь [Текст] / [Сост. Е. А. Ковалевская, Е. В. Фрейдель, Е. М. Хмелевская, Б. В. Шапошников]. - 1951. - 135 с., 11 л. ил. : ил. ещё
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;
Хранение: MK МК Справ ВIV4 / 8° 560;
Хранение: MK МК С-IV / 4°-И;

Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. (Пушкинский дом). - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 7 т.; 26 см.
2: М. Ю. Лермонтов [Текст] / Сост. А. Ю. Вейс, Е. А. Ковалевская, Л. Б. Модзалевский и др. ; Ред. Б. В. Томашевский. - 1953. - 366 с., 40 л. ил. : ил. ещё
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;
Хранение: MK МК BIV4 / 8° 560;
Хранение: MK МК С-IV / 4°-И;

Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. (Пушкинский дом). - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 7 т.; 26 см.
3: Л. Н. Толстой [Текст] / [Сост. Г. С. Арбузов, М. И. Гонтаева, И. Е. Грудинина и др. ] ; [Ред. Б. В. Шапошников]. - 1954. - 392 с., 1 л. портр. : ил., портр. ещё
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;
Хранение: MK МК Справ BIV4 / 8° 560;
Хранение: MK МК С-IV / 4°-И;

Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. (Пушкинский дом). - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 7 т.; 26 см.
4: И. С. Тургенев [Текст] / [Сост. И. Е. Грудинина, Л. М. Добровольский, А. Н. Степанов и др.] ; [Ред. чл.-кор. АН СССР М. П. Алексеев]. - 1958. - 379 с. : портр. ещё
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;
Хранение: FB 801-07/201;
Хранение: MK МК Справ BIV4 / 8° 560;
Хранение: MK МК С-IV / 4°-И;

Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. (Пушкинский дом). - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 7 т.; 26 см.
5: И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский [Текст] / Сост.: А. Д. Алексеев, Л. М. Добровольский, Б. Н. Капелюш и др. ; Ред. Е. Н. Купреянова. - 1959. - 289 с., 2 л. портр. : ил., портр. ещё
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;
Хранение: MK МК Справ BIV4 / 8° 560;
Хранение: MK МК С-IV / 4°-И;

Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. (Пушкинский дом). - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 7 т.; 26 см.
6: А. Н. Островский [Текст] / Сост. Г. С. Арбузов и Г. В. Степанова ; Ред. Е. Н. Купреянова. - 1960. - 229 с., 1 л. портр. : ил., портр. ещё
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;
Хранение: MK МК Справ BIV4 / 8° 560;
Хранение: MK МК С-IV / 4°-И;

Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. (Пушкинский дом). - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 7 т.; 26 см.
7: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов [Текст] : Революционные демократы / Сост.: И. Е. Грудинина, Е. А. Ковалевская, А. Н. Степанов и А. П. Купреянова ; Ред. Е. Н. Купреянова. - 1962. - 199 с. : ил., портр. ещё
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;
Хранение: MK МК Справ BIV4 / 8° 560;
Хранение: MK МК С-IV / 4°-И;

Институт русской литературы (Ленинград).
Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. Пушкинский дом. - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 5 т.; 26 см.

Marc21

Описание

ЗаглавиеОписание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст]
Дата поступления в ЭК 29.11.2011
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственностиАкад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. Пушкинский дом
Выходные данныеМосква ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962
Физическое описание5 т.; 26 см
ЯзыкРусский

Состав

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. Пушкинский дом. - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 5 т.; 26 см.
2: М. Ю. Лермонтов [Текст] / Сост. А. Ю. Вейс, Е. А. Ковалевская, Л. Б. Модзалевский и др. ; Ред. Б. В. Томашевский. - 1953. - 366 с., 40 л. ил. : ил. ещё
Хранение: CSB 24В1/Лермонтов/М11;
Хранение: OR 002о/П-91;

Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. Пушкинский дом. - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 5 т.; 26 см.
7: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов [Текст] : Революционные демократы / Сост.: И. Е. Грудинина, Е. А. Ковалевская, А. Н. Степанов и А. П. Купреянова ; Ред. Е. Н. Купреянова. - 1962. - 199 с. : ил., портр. ещё
Хранение: CSB ЦСБ;

Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. Пушкинский дом. - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 5 т.; 26 см.
1: Н. В. Гоголь [Текст] / [Сост. Е. А. Ковалевская, Е. В. Фрейдель, Е. М. Хмелевская, Б. В. Шапошников]. - 1951. - 135 с., 11 л. ил. : ил. ещё
Хранение: CSB 24В1/Гоголь/И71;
Хранение: OR ОР;

Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. Пушкинский дом. - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 5 т.; 26 см.
3: Л. Н. Толстой [Текст] / [Сост. Г. С. Арбузов, М. И. Гонтаева, И. Е. Грудинина и др. ] ; [Ред. Б. В. Шапошников]. - 1954. - 392 с., 1 л. портр. : ил., портр. ещё
Хранение: CSB 24В1/Толстой Л/Т53;

Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. Пушкинский дом. - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 5 т.; 26 см.
4: И. С. Тургенев [Текст] / [Сост. И. Е. Грудинина, Л. М. Добровольский, А. Н. Степанов и др.] ; [Ред. чл.-кор. АН СССР М. П. Алексеев]. - 1958. - 379 с. : портр. ещё
Хранение: CSB 24В1/Тургенев/И71;
Хранение: OR 002о/П-91;

Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. Пушкинский дом. - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 5 т.; 26 см.
6: А. Н. Островский [Текст] / Сост. Г. С. Арбузов и Г. В. Степанова ; Ред. Е. Н. Купреянова. - 1960. - 229 с., 1 л. портр. : ил., портр. ещё
Хранение: CSB 24В1/Островский/И71;
Хранение: OR ОР;

Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. литературы. Пушкинский дом. - Москва ; Ленинград : Акад. наук СССР, 1951-1962. - 5 т.; 26 см.
5: И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский [Текст] / Сост.: А. Д. Алексеев, Л. М. Добровольский, Б. Н. Капелюш и др. ; Ред. Е. Н. Купреянова. - 1959. - 289 с., 2 л. портр. : ил., портр. ещё
Хранение: CSB 24В1/Гончаров/И71;
Хранение: OR 002о/П-91;

Институт русской литературы (Ленинград).
Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук, 1951-1962. - 26 см.

На обл. загл.: Описание материалов Пушкинского дома
Загл. 3, 6-7: Описание изобразительных материалов Пушкинского дома
Филологические науки. Художественная литература -- Россия -- Русская литература -- 19 - нач. 20 в. (до 1917 г.) -- Материалы для изучения истории литературы

Marc21

Описание

ЗаглавиеОписание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома
Дата поступления в ЭК 03.07.2006
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственностиАкад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом)
Выходные данныеМосква ; Ленинград : Изд-во Акад. наук, 1951-1962
Физическое описание26 см
ПримечаниеНа обл. загл.: Описание материалов Пушкинского дома
Загл. 3, 6-7: Описание изобразительных материалов Пушкинского дома
ТемаФилологические науки. Художественная литература -- Россия -- Русская литература -- 19 - нач. 20 в. (до 1917 г.) -- Материалы для изучения истории литературы
BBK-кодШ5(2=Р)5,1
ЯзыкРусский

Состав

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук, 1951-1962. - 26 см.
2: М. Ю. Лермонтов / [сост. А. Ю. Вейс и др. ; ред. Б. В. Томашевский]. - 1953. - 366 c., [41] л. ил., цв. ил., портр. ещё
Указ.
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.

Читать Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук, 1951-1962. - 26 см.
6: А. Н. Островский. - 1960. - 228, [1] c., [1] л. портр. : ил., портр. ещё
Указ.
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;
Хранение: OR 002о/П-91;

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.

Читать Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук, 1951-1962. - 26 см.
1: Н. В. Гоголь / [сост.: Е. А. Ковалевская и др. ; ред. Б. В. Томашевский]. - 1951. - 132, [2] c., [11] л. ил., портр., факс. ещё
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;
Хранение: OR 002о/П-91;

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.

Читать Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук, 1951-1962. - 26 см.
3: Л. Н. Толстой / [сост.: Г. С. Арбузов и др. ; ред. Б. В. Шапошников]. - 1954. - 390, [1] с., [1] л. портр. : ил., портр. ещё
Указ.
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;

Недоступно для просмотра Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук, 1951-1962. - 26 см.
4: И. С. Тургенев / [сост.: И. Е. Грудинина и др. ; ред. М. П. Алексеев]. - 1958. - 378, [1] с. : ил., портр. ещё
Указ.
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.

Читать Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук, 1951-1962. - 26 см.
7: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. [Революционные демократы] / [сост.: И. Е. Грудинина и др. ; ред. Е. Н. Купреянова]. - 1962. - 199 с. : ил., портр. ещё
Указ.
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;
Хранение: OR 002о/П-91;

Недоступно для просмотра Институт русской литературы (Ленинград).

Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома / Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук, 1951-1962. - 26 см.
5: И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский / [сост. А. Д. Алексеев и др. ; ред. Е. Н. Купреянова]. - 1959. - 289 c., [2] л. портр. : ил., портр. ещё
Указ.
Хранение: FB C 169/112;
Хранение: FB C 169/114;

Пушкинский Дом

Пушкинский Дом занимает историческое здание на набережной Васильевского острова, между Тучковым и Биржевым мостами. Здесь находится Институт русской литературы РАН и Литературный музей, где под одной крышей собраны экспонаты, повествующие о жизни и творчестве великих русских писателей.

Музей Пушкинского Дома появился одним из первых аналогичных учреждений в России. Он имеет особый статус и входит в структуру ИРЛИ РАН как полноценное подразделение института, открытое для широкой публики.

Историческое здание Пушкинского Дома

История Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге

Созданию Пушкинского Дома предшествовало проведение в 1899 г. торжественных мероприятий, приуроченных к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, и юбилейной выставки, где было представлено более 700 различных экспонатов из частных и коллективных собраний. В те дни великий князь Константин Константинович, исполнявший обязанности президента Петербургской АН в 1889—1915 гг., поднял вопрос об установке памятника великому поэту. Инициативу поддержали и создали специальную комиссию, которая в ходе многочисленных обсуждений решила основать целый литературный пантеон, посвященный представителям русской изящной словесности XIX века, и назвать его Домом имени Пушкина. Он был официально учрежден 15.12.1905 г.

Огромную работу по сбору основного фонда Пушкинского Дома провел литературовед-пушкинист Борис Львович Модзалевский. Он, также, подготовил каталог и составил «Положения» нового учреждения, где определялись направления по созданию коллекций и правила хранения экспонатов. Документ в 1907 г. был утвержден императором Николаем II.

За свою историю Пушкинский Дом менял несколько адресов, пока не оказался в 1927 г. в историческом здании на набережной Малой Невы. Оно было построено в 1829–32 гг. по проекту итальянского архитектора Джованни Лукини для «присутствия Морской таможни Санкт-Петербурга», о чем свидетельствует установленная на фасаде памятная доска. Объект имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Парадная лестница

Институт русской литературы (ИРЛИ РАН)

В 1930 г. Пушкинский Дом был насильственно реорганизован в Институт новой русской литературы и потерял свое историческое имя. Его удалось восстановить через 4 года.

Сегодня ИРЛИ РАН представляет собой научно-исследовательский центр, куда входят отделы: древнерусской, новой и новейшей русской литературы, пушкиноведения и русского фольклора, рукописный с древлехранилищем, библиографии и источниковедения. Кроме Литературного музея, здесь есть библиотека, крупнейший в стране этномузыковедческий фонограммархив, лаборатория цифровых исследований, издательские группы, центры информационного сопровождения, исследований детской литературы и др.

Библиотека

В одной из крупнейших специализированных библиотек филологического профиля представлены издания произведений русских писателей и поэтов XVIII—XX вв., в том числе прижизненные и переведенные на иностранные языки. Здесь находятся лучшие в России коллекции отечественных литературно-художественных журналов XIX—XX вв., труды классиков зарубежной литературы, справочники, энциклопедии, словари и пр. Фонд насчитывает более полумиллиона единиц хранения.

Электронная библиотека содержит серийные издания и собрания сочинений, Пушкинский кабинет с произведениями и рукописями поэта в цифровом формате, сборники, библиографии и др. литературные и документальные материалы. Ознакомиться с ними можно на официальном сайте ИРЛИ РАН.

Здание Института русской литературы РАН на панораме google.maps

Рукописный отдел

Датой создания отдела считается 1906 г., а его фундаментом — библиотека Пушкина из более чем 3,5 тыс. томов. В 1930-м Рукописный отдел лег в основу создания Института русской литературы, а сегодня в структуре Пушкинского Дома он занимает особое место. Здесь хранятся автографы Пушкина, рукописное наследие русских писателей и многое другое.

В Рукописный отдел входит уникальное Древлехранилище, где в старинных шкафах покоятся славянские манускрипты ХII-ХIX вв., древнерусские рукописи, созданные 300–800 лет назад. Первые экземпляры рукописных книг из печорских староверческих деревень привез в Пушкинский Дом ученый-археограф В. И. Малышев в 1949 г., а сегодня их насчитывается более 1 тыс.

Издательство

Пушкинский Дом ведет издательскую деятельность с 2007 г. На основе материалов из фондов ИРЛИ РАН и научных трудов сотрудников он выпускает сборники, временники, серийные ежегодники, периодические журналы и др.

Литературный музей

За счет государственной казны у наследников Пушкина в 1906 г. была приобретена личная библиотека Александра Сергеевича, а в 1909-м — выкуплено собрание русского коллекционера А. Ф. Онегина, основавшего в своей парижской квартире первый в мире музей, посвященный поэту. Согласно договору, все многочисленные экспонаты оставались в пожизненном пользовании Александра Федоровича, а ему до 1918 г. выплачивалась пенсия. Уникальное собрание было перевезено в Ленинград в 1928 г., через три года после смерти коллекционера. Также в 1909 г. с временной выставки ИАН в Пушкинский дом поступил ряд экспонатов, связанных с именем Тургенева.

Пушкинский Дом

После Октябрьской революции экспозиция пополнилась фондом Пушкинского музея Александровского лицея, а также фамильными реликвиями, хранившимися в семье троюродной сестры поэта — Анны Ганнибал. В начале 1930-х гг. из Лермонтовского, Некрасовского и Толстовского музеев были получены богатые по содержанию и объему коллекции. В 1937-м, к 100-летию смерти Пушкина, в Москве проводилась Всесоюзная Пушкинская выставка, куда из Ленинграда отравилась значительная часть материалов Пушкинского Дома. Возвращать назад их никто не собирался, так как появилось решение Совнаркома о создании в столице Государственного музея Пушкина, куда все учреждения и организации, хранившие наследие поэта, обязаны были передать имеющиеся у них материалы.

К счастью для Пушкинского Дома, это постановление так и не было реализовано. Сначала для нового музея не смогли подыскать достойное здание, а затем началась ВОВ. Институт получил возможность воссоединить в своих фондах пушкинские архивы и коллекции по распоряжению Президиума АН СССР в 1948 г., накануне 150-летнего юбилея поэта.

Постоянная экспозиция

Художественные экспонаты, документы, фотоснимки, оригинальные рисунки, личные вещи и бытовые предметы тематически размещены в пяти музейных залах. В них представлены коллекции, относящиеся к русской литературе XVIII—XX вв. и знаковым представителям русской словесности.

Литература 1-й половины XIX в. Коллекция затрагивает темы выдающихся писателей пушкинской эпохи и литературных объединений тех лет. Речь идет о жизни и творчестве самого Пушкина, а также Лермонтова, Жуковского, Державина и Гоголя.

Пушкинский Дом

Литература 2-й половины XIX в. Экспозиция рассказывает о Ф. М. Достоевском, И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом, И. А. Гончарове в формате знакомства с историей отечественных литературных веяний 1840–90 гг. Здесь демонстрируются подлинные, принадлежащие писателям предметы, их портреты, скульптуры и архивные фотографии.

Михаил Юрьевич Лермонтов. В зале представлена коллекция, связанная с великим русским писателем. Она знакомит с его детством, юностью и событиями, приведшими к пятигорской трагедии, повествует о ближайшем окружении, демонстрирует личные вещи и прижизненные портреты поэта. Здесь рассказывается о самом первом музее, посвященном Лермонтову. Он был основан в 1883 г. при Николаевском кавалерийском училище, откуда в 1917-м в Пушкинский Дом поступила основная экспозиция.

Пушкинский Дом

Лев Николаевич Толстой. Выставка охватывает историю появления в 1911 г. на Васильевском острове первого в России Толстовского музея. Он был расформирован в конце 1930 г., в результате чего значительная часть собрания оказалась в Пушкинском Доме. Коллекция знакомит участников с графическими и скульптурными портретами Толстого, в том числе прижизненными. В зале есть материалы, связанные с историей создания самых известных романов, портреты прототипов знаменитых героев, фотографии и личные вещи Толстого.

Литература Серебряного века. В этом зале можно узнать о судьбах литераторов и художников, творивших в начале XX ст., и оценить их духовные искания на фоне исторических событий. Эпоха отражена в портретах, плакатах, монографиях, фотографиях и писательских архивах. Здесь представлены личные вещи Горького, Блока, Гумилева и др.

Пушкинский Дом

Часы работы

Литературный музей ИРЛИ РАН открыт с понедельника по пятницу с 11:00 до 17:00. Касса закрывается за час до окончания работы. Доступ посетителей к фондохранилищу в целях научных исследований осуществляется в то же время.

Режим работы других отделов ИРЛИ РАН:

  • Библиотека, Читальный зал — пн., ср., чт. с 10:00 до 16:00;
  • Рукописный отдел — пн., ср., чт. с 10:00 до 17:00;
  • Фонограммархив — пн., ср., чт. с 12:00 до 17:00;
  • Древлехранилище — пн.-чт. с 12:00 до 18:00.

Билеты

Стоимость посещения музея для взрослых составляет 300 руб., для школьников, студентов и пенсионеров — 150 руб. Дети до 7 лет и льготники — бесплатно. Цена аудиогида (3 языка) — 300 руб.

Экскурсии

Пушкинский Дом предлагает принять участие в тематических экскурсиях. Обзорный маршрут знакомит с историей учреждения и русскими литераторами конца XVIII — начала XX вв. Он проходит по всей постоянной экспозиции. Следующие пять экскурсий охватывают только по одному залу и имеют соответствующие названия.

Пушкинский Дом

Для детей школьного возраста подготовлен маршрут «Море писателей». Он в захватывающем формате раскрывает связь «морского» Санкт-Петербурга с судьбами Ломоносова, Пушкина, Толстого, Гоголя, Чехова, Горького и других знаменитых русских писателей, изучаемых в рамках школьной программы.

Бронирование экскурсий по Литературному музею Пушкинского Дома производится по указанному выше телефону.

Стоимость экскурсий в группах до 20 человек:

  • для взрослых — по 400 руб.;
  • для школьников, студентов и лиц пенсионного возраста — по 200 руб.

Цена для группы до 5 человек составляет 2000 руб. вне зависимости от количества участников.

Мероприятия

В ИРЛИ РАН регулярно проводятся конференции, вебинары и семинары, конкурсы и временные выставки, концерты классической и народной музыки, литературные чтения.

Как добраться до Пушкинского Дома

  • автобусы — № 10, 191, Т2;
  • троллейбусы — № 7.

Станции метро «Спортивная» и «Адмиралтейская» находятся в 1,3–1,4 км от Пушкинского Дома.

Вызывать такси в Санкт-Петербурге удобно с помощью популярных мобильных приложений Maxim, Bolt, Gett, Яндекс Go и др. Для составления индивидуального маршрута можно воспользоваться опциями специального сайта.

Читайте также: