Опалубка для гипсовых форм

Обновлено: 03.05.2024

Силикон стал главным материалом 21 века. Он присутствует в нашей жизни гораздо больше, чем нам кажется. Силикон используют в пром. производстве, космическом и автомобилестроении, ремонте и строительстве (герметизация), медицине (контактные линзы), косметологии (средства по уходу, инъекции), кулинарии (прихватки, формы) и электронике.

Свойства силикона

Группа синтетических силиконовых полимеров обладает множеством полезных для человека качеств. Главное из которых – инертность. Силикон сам не оказывают никакого действия, он лишь образует тонкую воздухопроницаемую пленку.

Силикон :
- Эластичен;
- Устойчив к деформации;
- Имеет легкий вес;
- Прочный;
- Не прилипает (отсутствие адгезии);
- Имеет минимальную усадку;
- Не передает тепло и электричество;
- Химически инертный;
- Простотой в уходе;
- Не способствует размножению бактерий;
- Имеет длительный срок службы.

Эти свойства силикона делают его универсальным материалом для широкого диапазона работ.

2. Силиконовые формы: варианты применения

В последние 10 лет вырос интерес к силикону как материалу для формования полиэфирных и эпоксидных смол, литья парафина, олова, полиуретанов, штукатурки, бетона, воска, парафина, гипса, жидких пластиков и мыла, полимерной и самоотвердевающей глины.

Из силикона можно создать различные формы – молдинги:

- для выпечки (только из пищевого силикона);
- для льда (только из пищевого силикона);


- для скульптур, статуэток;

- для строительных форм (фасадная плитка, формы под искусственный камень);


- для декора мебели и предметов интерьера;


- для различных поделок из жидкого пластика, эпоксидной смолы и т.д.


3. В чем преимущество создания силиконовых форм своими руками?

1. Оригинальность
Повышение спроса привело к появлению большого количества готовых форм из силикона: в хозяйственных магазинах можно встретить формы для льда, мороженного, кексов и т.д. В строительных магазинах появились формы под лепнину, кирпич, камень.

Зачем тогда делать формы самостоятельно?
Создание собственной силиконовой формы актуально, когда среди готовых форм нет необходимого вам типа, рисунка, объема. В других случаях лучше взять готовую форму, поскольку цена готовой силиконовой формы и цена формы, которую вы сделаете самостоятельно, будет примерно одинакова.

2. Экономия
Рассмотрим вариант применения силиконовых форм для отливки форм под плитку, иск. камень, кирпич – для отделки помещений. Используя силиконовые формы, вам не нужно будет покупать дорогостоящие готовые изделия. Достаточно приобрести материалы (цемент или гипс) для отливки собственных форм.

3. Как сделать самостоятельно форму из силиконового герметика

Сегодня мы расскажем вам, как самостоятельно сделать форму из не пищевого силиконового герметика.

1. Приготовьте необходимые материалы : силиконовый герметик , канцелярский нож, герметичный контейнер или матрицу для заливки, масло/мыльную воду/крем для рук и оригинальный предмет, с которого будет сделана форма.

2. Этапы работ

- Подготовительный. Подготовьте поверхность оригинала: очистите ее от загрязнений, если поверхность пористая, то обработайте лаком или шпатлевкой. Проверьте, насколько герметичен контейнер. Контейнер можно сделать из жесткого материала, ДСП, деревянных дощечек или стеклопластика.

- Заливка. В зависимости от того, какую форму вы хотите получить, вы можете сделать 3D слепок, сделать тонкий силиконовый рельеф или односторонний отпечаток оригинала.

Для односторонней формы поместите оригинал в контейнер, обработайте его маслом или кремом. залейте силиконовым герметиком . Рекомендуется в случае применения большого объема герметика наносить силикон послойно, делая паузу 15 минут между слоями. Особое внимание уделите верхнему слою, чтобы он получился ровный.

- Готово. Подождите, пока силикон высохнет. Время указано в инструкции вашего герметика. Разберите контейнер и выньте заготовку. Форма готова.

Разница изготовления объемной формы состоит в том, что в самом начале вы должны поместить на дно контейнера скульптурный пластилин, поместить наполовину в пластилин оригинал, а вторую половину – залить силиконом и выждать, пока он застынет. После - снимите фигуру с силиконом из формы, уберите пластилин и положите силиконовым слоем вниз. Нанесите крем или масло на половину, где раньше был пластилин. Залейте вторую половину оригинала силиконом. После застывания – разрежьте форму вдоль с помощью канцелярского ножа и выньте заготовку.

Теперь Вы можете заливать форму гипсом, парафином, воском, бетоном, гипсом или другим материалом и создавать различные фигуры. Формы из силикона отличаются хорошей эксплуатацией и неприхотливы в уходе.

Этот мастер-класс для тех, кто хочет снять форму с модели, но не знает, как.

Для работы вам понадобится:

  • мастер модель, с которой будет сниматься форма;
  • пластилин скульптурный или глина для лепки (я использую глину);
  • инструменты для моделирования, можно один;
  • гипс или алебастр около 2-х кг.;
  • стакан или посуда для смешивания гипса с водой;
  • палка или шпатель для размешивания гипса;
  • бортики для создания ящика (у меня из плитки);
  • скалка или валик для разравнивания поверхности из глины;
  • нож канцелярский со сменными лезвиями;
  • ложка для засыпания гипса;
  • мыльный раствор;
  • кисть мягкая среднего размера для мыла;
  • вода;
  • линейка-угол.

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 1

Начнем с разметки размера формы. Я на кафельной плитке нарисовала ровный прямоугольник гелевой ручкой, можно маркером, с углами по 90 градусов. Сверху на плитку положила плотную полиэтиленовую пленку, чтобы контур не стерся. По контуру заполнила глиной. Для выравнивания поверхности использовала скалку. Углы выравнивала с помощью угольника. Высота глины должна быть по высоте модели до метки которая будет погружаться в глину, можно больше. Вот, что у меня получилось на этом этапе.

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 2

Далее важно выравнивать стороны глиненного куска под углам 90 градусов. Это нужно для того, чтобы бортики встали ровно под углом 90 градусов. Прикладывая модель на поверхность из глины, обводим по контуру модели на поверхности глины. Убираем модель и удаляем лишнюю глину в центре по разметке.

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 3

С помощью угла выравниваем углы, стави бортики.

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 4

Замуровываем на модель по разметке на модели.

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 5

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 6

Стави бортики под углом 90 градусов. Все щели с низу и с боко замазываем глиной. Перед заливкой гипса ВАЖНО! намазать всю поверхность смазкой (использую мыльный раствор — лучший разделитель). Заливаем гипсом выше 2-х см высшей точки модели.

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 7

После затвердевания первой части около часа, убираем бортики, обрабатываем первую часть с помощью ножа, выравниваем поверхность. Инструментом для моделирования прорезаем замки в форме.

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 8

Теперь можно начать делать вторую часть. Делаем бортик из глины. Можно использовать только три бортика из керамики. Ставим бортики с трех сторон. Облепляе глиной все щели. Обязательно нужно слепить литник, куда будет заливаться раствор для отливки.

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 9

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 10

Смазываем разделителем и заливаем гипс. У моей модели в шее вставлен шарик из гипса с отверстием для отливки. В нем заранее сделаны замки, чтобы он не смещался в форме. Шарик сделан по форме подходящего шара.

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 11

После затвердевания также все убираем бортики и глину. Орабатываем вторую часть также, как первую.

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 12

Таким же методом делаем третью, последнюю часть.

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 13

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 14

Все части обрабатыват ножом, срезая грани. Вот, в принципе, и все.

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 15

Изготовление гипсовой формы для литья, фото № 16

Если вам понравился мастер-класс или вы интересуетесь моим творчеством добавляйтесь в ленте новостей.

Я детально опишу процесс изготовления так называемой черновой формы на примере условной кукольной головы. Перечень необходимых инструментов и материалов для изготовления гипсовой формы для литья из шликерных масс описан здесь>> .

Итак, начинаем. Я вылепил из глины некую голову, из которой необходимо получить рабочую форму для литья.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 1

Для изготовления рабочей формы нам нужна модель из гипса, а мы имеем лишь глиняный этюд. Чтобы получить гипсовый отливок и довести его до состояния пригодного для изготовления рабочей формы, служит форма черновая.

Почему нельзя сразу изготовить рабочую форму, используя глиняную или пластилиновую модель?

Просто потому, что ни глину, ни пластилин невозможно обработать настолько идеально, как гипсовую поверхность. Всегда будут оставаться вмятины, неровности, царапины. На глине или пластилине очень трудно добиться гладкой отшлифованной поверхности. А модель должна быть идеальной, без дефектов, иначе каждый дефект будет отпечатан на форме и растиражирован в отливках. И на каждом отливке придется этот дефект устранять в ручную, что займет куда больше времени, чем один раз сделать качественную модель.

Вторая причина заключается в том, чтобы получить модель в твердом, долговечном материале, чтобы в случае износа или повреждения формы можно было ее восстановить, а глина и пластилин такими материалами не являются. Поэтому нам нужна временная «черновая» форма, как промежуточный элемент для изготовления мастер-модели.

Перед тем как начать процесс формовки, следует внимательно рассмотреть модель, чтобы определить, как наиболее рационально разделить форму на части. В отличие от формы рабочей, форма черновая может иметь минимум частей, даже если образует небольшие замки. При необходимости ее потом можно расколоть.

Оценив визуально модель, я решил ограничиться изготовлением двухкусковой формы, несмотря на незначительные замки (заклины), которые образуются в последствии.

После визуальной оценки нам нужно четко определить самую выступающую линию нашей модели, по которой пройдет деление формы. На глаз ее точно определить довольно трудно, но есть очень простой и точный способ, четко показывающий место деления. Для этого устанавливаем модель на листе стекла и закрепляем ее кусками глины, как показано на фото ниже.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 2

После того как модель жестко установлена, берем угольник или широкую линейку и натираем ее торец химическим карандашом.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 3

Желательно использовать угольник деревянный, он лучше натирается. У меня не оказалось деревянного, я взял пластмассовую линейку. Потерев ее торец, прикладываем перпендикулярно к базовой поверхности натертым краем и проводим по установленной модели.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 4

Линейка оставит след на поверхности модели в самом выступающем месте.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 5

И так по всей окружности головы. Получаем точную линию деления.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 6

Далее нужно определиться с общими габаритами формы. Черновая форма может быть довольно тонкой, так как не предназначена для литья из шликера. Поэтому толщину стенок постараемся сделать минимальной. А учитывая тот факт, что впоследствии форму придется колоть, то лишние сантиметры толщины только усложнят процесс.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 7

Прикинув габариты, начинаем процесс формирования опалубки. По выступающей линии облепливаем глиной. Именно глиной, а не пластилином, как порой я встречал в сети. Почему глиной, я рассказывал в предыдущей статье.

Постепенно формируем основание опалубки по всей окружности.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 8

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 9

Со стороны шеи у нас будет литник, потому там оставляем без облепки. После того как основание готово, нужно установить стенки опалубки. В ровных местах используем отрезки стекла, а в закругленной части кусок пластика от бутылки.

Все стенки основательно фиксируем глиной.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 10

Когда опалубка установлена, можно приступать к заливке гипса. Для черновой формы используем гипс строительный Г-5. Наливаем в гипсовку 1/3 объема воды и начинаем небольшими порциями насыпать гипс. Пока над поверхностью воды не образуется бугорок, который будет медленно погружаться в воду.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 11

Гипс тщательно размешиваем до образования равномерной однородной массы без комков. После размешивания гипсу следует отстоятся около минуты, чтобы на поверхность всплыли пузыри. Верхний слой с пузырями аккуратно сливаем в отходы . После этого гипс готов к использованию.

Начинаем постепенно наливать гипс на модель. Черновая форма не должна быть толстой, поэтому не выливаем сразу весь объем гипса, а наращиваем форму понемногу, небольшими порциями.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 12

Оптимальная толщина черновой формы должна быть 1-3 см.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 13

Как только гипс начал затвердевать и уже достаточно схватился, чтобы без опалубки удерживать форму, стенки опалубки следует снять, и обработать по мягкому гипсу поверхность формы. Черновая форма может быть внешне неидеальной, достаточно лишь слегка выровнять бугры для удобства работы.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 14

Как только гипс потеплел, это значит, что процесс отвердения гипса находится в активной фазе, можно удалять нижнюю (глиняную) часть опалубки.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 15

И сразу зачищаем стыковочную поверхность формы.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 16

Два замка на форме у нас получились сами по себе, за счет изгиба формы, а третий фиксирующий вырежем дополнительно.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 17

Сметаем весь мусор кистью.

Для изготовления второй половинки формы необходимо вначале приготовить мыльную смазку. Берем любое мыло (только не жидкое) или обмылок и мелко нарезаем в посудину, заливаем горячей водой, и ставим в емкость с кипятком. Размешиваем до полного растворения мыла.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 18

Когда мыло растворилось, добавляем немного постного масла и взбиваем до состояния пены.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 19

Теперь можно сделать вторую половинку. Снова устанавливаем модель на глиняную платформу готовой половиной вниз и облепливаем со всех сторон, чтоб избежать подтекания гипса под форму. Перед тем как установить боковые стенки, обильно обмазываем стыковочную поверхность формы мыльной смазкой. Пока будем устанавливать стенки и закреплять их, смазка будет втягиваться гипсом.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 20

Излишки смазки удаляем кистью.

Заливаем вторую половинку точно так же, как первую.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 21

Гипс начал застывать, снимаем опалубку и обрабатываем поверхность формы.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 22

Это удобно делать куском ножовочного полотна, зубастой стороной.

Вот и все. Можно открывать.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 23

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 24

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 25

Извлекаем глиняную модель.

Как видно на фото, в некоторых местах частички глины оторвались от модели и пристали к гипсу. Это не страшно, глина легко удаляется с гипса. Для черновой формы качество получилось вполне нормальное. К рабочей форме требования будут совсем иные.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 26

Вот так должна выглядеть отретушированная черновая форма.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 27

И на этом можно было бы завершить. Но у нас имеются замки (заклины) в области носа на лицевой половине формы и чуть пониже ушей в районе челюстного сустава на тыльной половине. Если бы мы делали отливок из шликера, то эти незначительные заклины не причинили бы нам трудностей при выемке с формы. Но так как модель мы будем отливать из гипса, а гипс, как известно, расширяется при затвердевании, то извлечь отливок нам будет крайне трудно. Он крепко заклинит в форме, и достать не повредив его, вряд ли удастся. Поэтому нашу форму потребуется расколоть еще на 2 части.

Для этого намечаем линии раскола. Они у нас пройдут по средине каждой части.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 28

И делаем по этих линиях пропилы ножовкой по металлу, приблизительно на ¾ толщины формы.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 29

Теперь половинки нужно расколоть. Это можно сделать, вставив в пропил широкую стамеску и легонько наносить удары по стамеске, переставляя ее вдоль пропила. Я просто вставил в пропил металлическую линейку и наклонил ее в сторону, разломав таким образом форму.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 30

В результате, в место двух половинок, у нас теперь есть четыре.

Гипсомодельное ремесло процесс изготовления черновой формы, фото № 31

Теперь форму следует высушить, отполировать и полакировать. Далее последует этап отливки модели из гипса и изготовление рабочей формы, что во многом отличается от изготовления черновой, имеет свои сложности и нюансы. Эти части процесса рассмотрим в следующих уроках.

Если у вас возникли вопросы, смело задавайте их в комментариях. По мере возможности буду стараться отвечать.

Начну с того, что существуют простые формы, состоящие из одной части, и сложные (делятся на несколько частей). Простые гипсовые формы изготавливаются для формования плоских изделий (тарелки, плитка, плакетки и т.д.), а сложные для производства объёмных изделий (чашки, чайники, шкатулки и т.д.).

Какой бы вид гипсовых форм я не делал, первым шагом будет создание модели будущего изделия. Модели я леплю из пластилина или пластичной глины. Когда модель готова, я приступаю непосредственно к созданию гипсовой формы.

Если я снимаю форму с тарелки, то закрепляю её на подставке, перевернув её нижней частью кверху. Для этого я беру кусок сырой глины и кладу на подставку, после чего сверху кладу саму модель и прижимаю. Так она не будет ездить в разные стороны, когда я буду заливать жидкий раствор гипса.

Если создаю сложную форму, то сначала раскатываю пласт пластичной глины толщиной чуть больше высоты модели. Затем в месте, где будет устанавливаться модель, вынимаю лишнюю глину. После чего укладываю модель и убираю зазоры между ней и глиной, чтобы не затёк гипс.

Далее, независимо от вида формы, делаю опалубку на расстоянии 2-3 см от самой модели. Именно она будет границей будущей формы. Для создания опалубки я использую обрезки пластиковых панелей, оставшихся после ремонта. Так же можно использовать различные дощечки или обрезки линолеума, закрепив края скрепками.

Для того, чтобы гипс не протёк через опалубку, заделываю щели и стыки глиной. Для верности можно обмотать опалубку скотчем. Затем смазываю модель жирным кремом. Это позволит легко вынуть её из готовой формы.

Далее замешиваю раствор гипса. При создании гипсовых форм для шликерного литья соотношение гипса и воды должно быть 1 к 1. Тогда получаются формы с высокой пористостью, и они лучше будут впитывать влагу, изделие будет быстрее набираться. Добавляю воду в гипс и перемешиваю, чтобы не было комков. Когда по густоте раствор будет примерно как сметана, заливаю его в опалубку. Затем жду, когда гипс схватится.

Но создание сложной ещё не заканчивается. Готова только одна часть. Разбираю опалубку и снимаю пласт глины (саму модель вынимать из формы нельзя). Затем первую формы выравниваю, делаю небольшие углубления (будущие замочки для скрепления нескольких частей формы) и кисточкой сметаю пыль и осколки гипса. После чего приступаю к изготовлению следующей части. Для этого по периметру формы снова делаю опалубку и замазываю глиной. Смазываю кремом и модель, и гипсовую форму. Промазываю тщательно, чтобы потом разъединить две части формы. После чего заливаю гипсом.

Когда он застынет, снимаю опалубку и разнимаю форму. Для этого использую нож или стамеску. Далее вынимаю модель из формы.

На этом гипсовая форма, состоящая из 2 частей готова, и я отправляю её на сушку.

К сожалению фотографий, на которых изображено пошаговое изготовление гипсовой формы у меня сейчас нет, но в ближайшее время планирую снять видео на эту тему.

Силиконовые формы для искусственного камня: технология изготовления и особенности применения – практические наработки пользователей FORUMHOUSE.

Отделка стен искусственным камнем – это модно, престижно и эстетично. С этим утверждением не поспоришь. Слишком хорош этот материал, чтобы отказаться от его использования, но слишком дорог, чтобы без раздумий остановить на нем свой выбор.


Изготовить партию материала для домашнего декоративного панно можно и своими руками. К счастью, наши пользователи совершенно бесплатно готовы делиться своими наработками в этой области. Существует несколько технологических решений, которые с одинаковым успехом можно применять в домашних условиях. И сегодня мы рассмотрим одно из них: то, которое основано на использовании самодельных силиконовых форм.

Из статьи вы узнаете:

  • Какие материалы нужны для изготовления силиконовых форм под декоративный искусственный камень.
  • Все о самостоятельном изготовлении силиконовых форм.
  • Все о технологии заливки и о составе смесей для изготовления искусственного камня.

Почему именно силикон

На самом деле формы (матрицы), предназначенные для изготовления искусственного камня в домашних условиях, делают из различных материалов, натуральных и синтетических (дерево, резина, силикон, полиуретан и т. д.). Каждый материал обладает своими преимуществами и недостатками:

  • резиновые формы – изделия долговечные и удобные в обращении, но в домашних условиях их делать очень трудно;
  • полиуретановые формы – эластичны (что является их неоспоримым преимуществом), но сложны в изготовлении;
  • силиконовые формы – достаточно прочны, эластичны и просты в изготовлении.


Формы я, в основном, делал из герметика (силикона). Из него лучше: такая форма лучше передает рельеф, из нее проще вынимать готовую отливку. Если лить камень из гипса, такая формочка выдерживает до 200 отливок.


Образцы для изготовления форм

Первое, что понадобится для изготовления силиконовых форм – образцы камней, которые планируется производить в домашних условиях. Рекомендуется использовать сразу несколько однотипных образцов (мастер-форм), которые отличаются рельефом и фактурой.


Это значительно разнообразит богатство форм и текстур. Количество исходных образцов зависит от ваших пожеланий и от площади опалубки, которая будет использована для изготовления формы. Одна форма может быть рассчитана и на одну, и на десять различных ячеек – все зависит от ваших потребностей и размаха. Начинать свои «эксперименты» можно с изготовления формы для заливки одного камня. Для производства однотипных камней лучше изготовить несколько одинаковых форм.


На 1 вид камня лучше сделать 3-4 формы. Так быстрее камни лить, и формы прослужат дольше.

Исходные образцы приобретаются на строительном рынке, они широко представлены и в Москве, и в других городах и регионах .

Мастер-формы для изготовления матрицы должны иметь максимально качественную поверхность. Поверхность образцов не должна пестрить всевозможными раковинами, открытыми порами бетона и прочими дефектами.


Конструкция опалубки для формы

Подготовив в качестве образцов несколько подходящих камней, можно приступать к созданию опалубки. Учитывая, что химические соединения, входящие в состав формовочного силикона (а именно из него лучше всего отливать матрицу для искусственного камня) являются довольно сильными реагентами, очень важно правильно выбрать материал для изготовления опалубки. Для реализации наших целей идеально подойдет листовой материал, обладающий ровной и химически нейтральной поверхностью: фанера, пластик и т. д.


Силикон является химически активным материалом. Он легко разъедает некоторые поверхности и быстро к ним прилипает. Для опалубки лучше использовать панели ПВХ или какой-нибудь пластик. Можно – оргстекло. Лично я кромку опалубки делал из ведер для майонеза.

Для изготовления опалубки нам понадобится химически нейтральное основание и четыре ровные стенки (из деревянных реек).

Высоту реек следует подбирать таким образом, чтобы слой залитого силикона получился выше верхней точки мастер-формы, как минимум, на 1–2 см.


Чем толще дно силиконовой формы, тем дольше она прослужит. Но изготовление слишком толстых форм приводит к перерасходу силикона. Поэтому, определяясь с этим параметром, каждый ищет для себя «золотую середину».

Сборка опалубки

Перед сборкой опалубки, заготовленные мастер-формы следует приклеить к поверхности основания. Расстояние между соседними образцами, а также между образцами и стенками опалубки должно быть не менее 1 см.

В идеале пресс-формы следует приклеивать к основанию матрицы горячим клеем (с помощью специального пистолета).


При отсутствии такого оборудования можно использовать обычный силиконовый герметик. Герметик наносится на нижнюю сторону мастер-формы по всему ее периметру, после чего исходный образец приклеивается к поверхности основания.

Очень важно наносить герметик (клей) вдоль всего периметра. Это поможет избежать образования щелей между мастер-формами и основанием. Если щели останутся, то силикон легко их заполнит. В результате готовую силиконовую форму невозможно будет извлечь из опалубки.


Излишки клея, которые выдавятся за внешний контур мастер-формы, следует удалить обычным макетником.


Еще раз убедившись, что между камнями и основанием не осталось щелей, можно устанавливать стенки опалубки. Опалубка крепится к основанию саморезами (отверстия под саморезы лучше просверлить заранее). Между стенками опалубки и основанием, а также на торцы стенок целесообразно приклеить ленту-герметик.


Это надежно защитит опалубку от протечек силикона.

Нанесение разделителя

Разделитель – это состав, который наносится на внутреннюю поверхность опалубки, а также на используемые образцы. Разделитель не дает силикону приклеиться к поверхности, благодаря чему готовую форму после застывания можно будет легко извлечь из опалубки.

В качестве разделителя принято использовать мыльный раствор. Хозяйственное или туалетное мыло разводится в емкости до получения густой пены (консистенция – примерно как у пены для бритья), после чего малярной кистью тщательно наносится на поверхность камней и опалубки.

Мыльная пена показала себя вполне эффективным разделителем. Но любому хорошему средству всегда найдется достойная альтернатива. Если вас не смущают дополнительные затраты, то на строительном рынке можно приобрести антиадгезионную аэрозольную смазку. А вот какое средство рекомендует использовать один из наших пользователей.


Масла впитываются и испаряются, поэтому силикон может прилипнуть. Вывод: разделять нужно солидолом. Прежде чем прийти к своим результатам, много перечитал в Интернете и испробовал кучу вариантов на практике.

Заливка силикона

После того как опалубка просохнет, можно приступать к заливке силикона. Для работы рекомендуется использовать двухкомпонентный жидкий силикон, который предназначен специально для изготовления декоративных форм.

Силикон (компаунд + отвердитель) разводится в соответствии с рекомендациями производителя и тонкой струей заливается в опалубку.


Выждав время, необходимое для застывания силикона (время указывает производитель раствора), можно извлекать форму из опалубки. Если разделитель был нанесен непрерывным слоем, то силиконовая форма легко отойдет от поверхности опалубки и образцов декоративного камня.

Силиконовые формы долговечны: готовая матрица выдерживает от 200 заливок гипса и от 50-ти заливок бетонных смесей.

Изготовление камня

В большинстве случаев для изготовления искусственного камня применяют цементный или гипсовый раствор. Для отделки фасада лучше всего подойдет камень на основе песка и цемента (такой материал лучше защищен от губительного воздействия атмосферных факторов). Гипсовый камень чаще всего применяется, если необходимо украсить интерьер. Именно этими принципами следует руководствоваться тем, у кого еще недостаточного опыта в изготовлении искусственного камня.


По поводу гипса: многие не рекомендуют использовать гипсовый камень для фасадных работ. Но не рекомендуют, в основном, те, кто занимается производством камня: бетон продавать выгоднее, дороже и проще; и для гипса нужна качественная защита. Гипсовую плитку необходимо укреплять различными присадками, поэтому мало кто решается на эксперименты. Хотя есть люди, у которых гипсовые скульптуры и лепнина стоят по 10 лет на улице, и ничего с материалом не происходит.

Технология заливки

При заливке искусственного камня в силиконовые формы необходимо учесть один важный момент: с целью качественного декорирования изделий внешний слой колера (краски) лучше всего наносить не на сам камень, а на внутреннюю поверхность силиконовой формы. Поэтому заливка формы производится в 3 этапа.

Этап первый – окрашивание формы. Внутренняя поверхность формы окрашивается разведенным красителем. При заливке бетона используется краситель для цементных растворов, при заливке гипса – краситель для гипсовой плитки. Окрашивание производится беспорядочно (без определенного «художественного замысла»), что позволяет получить на лицевой поверхности камня вполне естественную текстуру.

Окрашивание следует производить непосредственно перед заливкой строительной смеси (чтобы колер не успел высохнуть).


Этап второй – заливка стартовой смеси. Небольшое количество смеси, содержащей краситель, заливается в форму и шпателем распределяется по ее внутренним поверхностям.


Состав цементной смеси отличается от обычного строительного раствора соотношением компонентов: одна часть цемента (М400…М500) и три части песка (песка можно использовать немного меньше). Краситель разводится из расчета: 2…3% от массы твердых компонентов (песка и цемента).

Состав гипсовой смеси: гипс (марки Г-5 и выше), пищевая лимонная кислота, которая замедляет схватывание гипса (0,3% от массы гипса), краситель (5…6% от массы гипса) и вода.

Гипс и цементная смесь разводятся водой до консистенции, которая напоминает жидкую сметану.

Этап третий – заливка базовой смеси. В состав базовой смеси входят все компоненты стартового состава (за исключением красителей).

Базовую смесь предпочтительнее заливать на вибростоле. Без вибрации качество плитки может немного пострадать, ведь во внутренней структуре камня могут остаться пузырьки воздуха.

Камни извлекаются из формы после застывания. Цементный камень можно доставать через 12 часов, гипсовый – через 20…30 минут. После извлечения камней форму следует тщательно вымыть (это продлит срок ее службы).


Технология заливки форм и изготовления искусственного камня – это довольно обширная тема, которая рассматривается на страницах нашего портала. Из нее можно почерпнуть информацию о добавках, присадках и пластификаторах, а также о различных технологиях заливки, которые нашими пользователями успешно применяются на практике. Также предлагаем ознакомиться с интересной статьей о том, как формировать камень непосредственно на декорируемой поверхности (то есть без использования заливочных форм). Видеосюжет об отделке деревянного фасада натуральным камнем расскажет о правилах монтажа, которые применимы и для натуральных, и для искусственных элементов декора.

Читайте также: