Окна в домах не имели

Обновлено: 20.05.2024

Примечательно, что английское window – по-нашему «окно» - происходит от wind, то есть «ветер», «дыхание». В русском языке в основе этого слова лежит корень «око». Можно сказать, что для англичан «окно» - это орган дыхания, а для русских – способ созерцания, око в мир Божий.

Хотя в древние времена, до IX века, в жилищах с глинобитными печами, которые наши предки топили по-чёрному, окон вовсе не было, потому что домочадцы берегли тепло. Позднее, по той же причине оконца стали делать очень маленькими и располагали их как можно выше.

Издревле на Руси отверстия в бревенчатых стенах закрывали самыми разнообразными природными материалами. Чаще всего использовали паюс – плёночный мешок, где у рыбы находится икра. Также в дело шла светлая кожа крупных особей из семейства карповых, которую очищали от чешуи и высушивали в растянутом состоянии.

Фото курной избы с небольшими волоковыми оконцами 1911 год. Курными назывались жилища, которые отапливалось по-чёрному.

Фото курной избы с небольшими волоковыми оконцами 1911 год. Курными назывались жилища, которые отапливалось по-чёрному.

Часто проёмы закрывали более крепким и прозрачным материалом - бычьим мочевым пузырём. Кроме этого, по возможности в ход шли тонкие древесные пластины, сыромятная кожа животных, холст, пергамент, пропитанный жиром, а в зимнее время - лёд.

Но самым прозрачным средством считалась слюда - слоистый природный минерал, который легко расщепляется на тонкие полупрозрачные пластинки. Добыча этого материала считалась для наших предков важнейшим промыслом. «Мусковита», как называли русскую слюду, почиталась на чужбине самой качественной. На Руси этот дорогостоящий минерал для окон могли позволить себе только цари, князья, вельможи и зажиточные крестьяне. Хотя кое-где в Сибири залежи слюды встречались прямо на поверхности почвы. Величали её «хрусталём» и «стеклом московским»…

Из всех перечисленных подручных средств только редкая, самая качественная слюда могла сравниться по уровню прозрачности со стеклом. Однако окна в русских избах служили не только источником дневного света, но и защищали дом от непогоды, насекомых и мелких животных. « Вставни » из досок, нередко обитые тканью, на ночь прочно закрывались для защиты жилища от диких животных. Медведь был частым гостем в русских селениях.

С XIV столетия наши предки стали использовать косящатые окна с рамами из тёсанных брусьев-косяков, куда вставлялась обтянутая оконница. До этого встречались только волоковые окна — небольшие отверстия, которые «заволакивались» изнутри доской, двигающейся в вырезанных пазах.

Стеклодувные мастерские на Руси известны с XII века, однако стекло было совсем дорогим удовольствием, и шло оно в основном на изготовление посуды и украшений. В качестве оконных витражей его изредка использовали только в княжеских хоромах. Первый стекольный завод в России появился в середине XVII века, а в массовом порядке окна в городских зданиях у нас стали остеклять спустя столетие.

Избы с оконницами из слюды в русских деревнях ещё встречались в начале XX века…

Стекло и рама - это два основных элемента окна, каждый из которых проделал свой долгий исторический путь. Считается, что впервые стекло смогли произвести финикийцы еще около 7 тысяч лет назад. А фрагменты самого раннего непрозрачного стекла, датируемые 16 в. до н.э., были найдены в Месопотамии.

Однако по-настоящему оконное ремесло расцвело в Древнем Риме. Именно там была сделана первая в мире конструкция размером 1х1.7 метра. Она располагалась под сводом раздевальни бани в Помпеях и состояла из бронзовой рамы с матовым стеклом. Гибель Римской империи заставила человечество надолго позабыть об этом материале.

По свидетельствам историков, в Европе в домах простых людей в роли окна выступали бычий пузырь, промасленная бумага и ткань. Лишь в XVII веке во дворце Людовика ХIV появилось стекло в виде маленьких квадратиков, вставленных в свинцовый переплет.

Примерно в это время в России в деревянных крестьянских постройках и городских зданиях стали применять слюдяные оконницы. Во времена сильных морозов использовали специальную задвижную доску, "заволакивающую" оконный проем.

Первый стекольный завод был построен в России в 1656 году близ города Воскресенска. На нем выдували оконное стекло и стеклянную посуду. Особенно быстро отрасль развивалась при Петре I. Так, в XVIII в. около Москвы действовало уже шесть заводов.

Важным открытием в изготовлении стекла стало наблюдение американца Кларка, сделанное в первой половине ХIХ века. Оно состояло в том, что если на поверхность жидкого стекла положить железный стержень, а затем поднимать его, то стеклянная масса потянется за ним в виде полотна. Затем она остынет на воздухе и превратится в стеклянный лист.

когда то давным давно,был один прекрасный пляж.
птички,рыбки. и встретились там русалка и эльф.
и от их горячей любви расплавилось все вокруг.
вот так то и появился способ изготовления стекла.

Прежде чем принять современный облик окно прошло длинную историю: от того момента, когда оно являлось просто отверстием в стене, до сложной современной конструкции, способной поддержать любое архитектурное решение.

Так как в древности способов защиты проемов от стихии еще не было изобретено, жилые дома практически не имели окон. Прародителем окна было элементарное отверстие для выхода дыма из первобытного жилища, которое в то же время обеспечивало некоторую освещенность помещения и поступление свежего воздуха. Извечное стремление человека отгородиться от опасностей внешнего мира (злых духов, птиц - вестниц беды и несчастий) послужило причиной полного отсутствия проемов во внешних стенах в древнейших постройках цивилизаций Средиземноморья - Египта, Греции, Римской империи. Свет проникал только через внутренний дворик. В греческих постройках окно было редкостью, и имело оно вид узкой щели. В зале для пиров, предназначенном только для мужчин, в стене с южной стороны прорезали одно или несколько таких окон-щелей. А на женской половине дневного освещения не полагалось.

Позднее в России в деревянных крестьянских постройках и даже городских зданиях стали применять слюдяные оконницы. Из-за больших морозов использовали специальную задвижную доску, "заволакивающую" оконный проем. Родилось так называемое волоковое окно. Первые остекленные окна появились в Романский период. И тогда архитекторы сразу почувствовали их огромные возможности: обеспечивать освещенность помещения, регулировать поступление свежего воздуха, украшать фасад здания и, что особенно важно, обеспечивать хороший вид из окна - безусловный дополнительный комфорт помещения.

Из истории известно, что первое остекленное здание - это помещение бани в Помпеях с окнами размером 0,9х1,2 м. В средние века Венеция становится главным центром декоративного и оконного стеклопроизводства.

Новая технология изготовления плоского стекла была разработана во Франции еще в XVII в. Производство стекол большой прозрачности и размеров существенно расширило сферу их применения - в качестве зеркал, например, в Зале зеркал Версальского дворца, для окон больших размеров, получивших название "французский балкон".

В России большие оконные проемы начали делать при Петре Первом. В строящемся Петербурге появились и реальные образцы, которым надлежало следовать архитекторам по указу Царя, - Летний и Зимний дворцы, дворец князя А. Меньшикова. "Французский балкон" у нас не прижился из-за климата. Но уже в начале XIX века здания, построенные в стиле классицизма, современники раскритиковали и назвали их малопригодными для жилья. С начала ХХ века до его середины "советская Россия" застраивалась типовыми домами с вставляемыми в них такими же типовыми деревянными окошками. В результате, как у всего массового и дешевого, происходит потеря качества.

Когда для этого стали применять стекло? Какое оно было раньше. А что собой представляли окна. .

Подробный, красивый ответ c фото, если можно ;-)




Любой проем в стене необходимо было защищать от опасностей внешнего мира и капризов природы: в южных широтах — спасаться от изнуряющей жары, в северных — от холода; кроме того, считалось, что через окна в дом проникают злые духи


Древнейшие постройки цивилизаций Средиземноморья — Египта, Греции, Римской империи — вообще не имели проемов во внешних стенах: их компенсировал внутренний дворик, который служил единственным источником света.

В древнерусских крестьянских деревянных постройках и даже городских зданиях окна были крошечные.

Самыми престижными считались слюдяные оконницы (рамы) . В крестьянских домах для той же цели использовали бычий пузырь, рыбий паюс, холст, тонкие липовые пластины, а в зимнее время — даже простой лед. Эти традиции оказались настолько сильными, что еще сто лет назад в русских деревнях можно было встретить такие окошки, где вместо стекол вставлялась бумага, налимья кожа и слюда.


На смену деревянным теремам и избам пришли каменные постройки. Но окна в них остались такие же, как и раньше. К примеру, в жилых палатах XVII века были окна в виде арочных ниш. Для лучшего освещения их делали так: проем расширялся внутрь помещения. Оконницы (рамы) делали из белого или красного железа, переплетенного сеткой в виде трех- и четырехугольников, кругов, кубов.


В середине века слюду, вставленную в оконницы, стали раскрашивать. Слюдяные оконца разрисовывали фигурками людей, зверей или птиц. Но света они по-прежнему пропускали мало, плохо защищали и от холода. Поэтому окна закрывали ставнями — глухими или со слюдой, обитыми для тепла мехом или сукном, а позднее были придуманы вторые — зимние — рамы.

К слову, оконное стекло появилось только в первом веке нашей эры. С началом массового строительства верхних этажей в Риме стекло вошло в употребление. Маленькие окна обычно закрывались целым листом стекла, в большие же вставлялись деревянные или бронзовые рамы. Однако вплоть до 18 века стекло стоило баснословно дорого. Подобную роскошь могли себе позволить только в очень богатых домах. Остальные довольствовались менее ценными материалами…

Самым первым зданием со стеклянными окнами стала баня в Помпеях. Размеры их составляли 0,9х1,2 м. В средние же века центром развития стекольного искусства становится Венеция.

Так, по историческим сводкам известно, что технология производства плоского стекла впервые появилась во Франции в XVII в.

обходились, вставляли бычьи пузыри, паюсные мешки осетровых рыб,
слюду и прочее
но окна были наборные, маленькие

до строительства больших стеклопрокатных машин ровное стекло было дивом и невидалью. если посмотрите на дюреровских рисунках (или в самом домике дюрера в нюрнберге) , к 15 веку в западной европе научились делать стеклянные почти прозрачные кругляши (большие шарики, раздавленные спец. прессом) и стеклить окна в такой причудливой раме вроде кольчуги.
другой вариант на ту же тему - витражи: маленькие кусочки цветного стекла оправлялись в сложную узорчатую составную раму (чаще всего свинцовую) . ввиду немыслимой даже для тех времен трудоемкости, это была большая редкость, посмотреть на которую сходились и съезжались со всей округи,


до середины 18 века ровные оконные стекла были неизвестны.

кроме того, вязкость тогдашнего стекла была ниже нынешних, и, поставленные вертикально, стекла "текли" - если сейчас посчастливится посетить какой-нибудь интерьер с несмененными окнами (видела во франции, англии, италии) , легко заметить, что стекло в нижней части сильно толще и даже иногда слегка "натекает" на раму.

слюдяное окно я видела, в архангельске - и сразу поняла, почему слюда была гос. монополией при романовых: слюдяное окно - это ОЧЕНЬ красиво, гораздо красивее и прозрачнее (!) современного ему стеклянного. впрочем, найти большую цельную пластину слюды было очень трудно (и остается)

и потому большое единое слюдяное окно было огромной редкостью. в основном, и здесь на помощь приходили составные рамы.

разумеется, и стеклянные окна, и слюдяные были дороги и потому оставались привилегией знати. в крестьянских избах оконные проемы затягивали чем-нибудь полупрозрачным: вощеной бумагой, бычьими пузырями.
Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) – такое окно называлось паюсным.

Наши далекие предки, стремясь открыть доступ свету в свои убогие жилища, вставляли в крошечные окошки куски слюды. И лучи солнца иногда разбавляли вечный сумрак изб и теремов. С тех пор прошли столетия, и вот уже огромные остекленные пространства сияют в солнечном свете, порой заменяя даже стены. Современный дом без обилия естественного света уже нельзя представить (если, конечно, это не бомбоубежище или подвал для хранения скоропортящейся продукции) . Загородный дом тоже должен быть хорошо освещен, чтобы удовлетворять требованиям естественности и близости к природе. Так что без стекла не обойтись.

Однако, зайдя в специализированный магазин, рядовой домовладелец может быть сбит с толку обилием выбора стекла - технологии шагнули так далеко, что разобраться в многообразии предложений в этом сегменте рынка под силу далеко не каждому

Помню ещё со школы, что использовали бычьи пузыри, их обрабатывали золой, они становились тонкими, затем натягивали на окна. Рисунков или фото у меня нет, извините!

до изобретения стекла в ход входили деревянные дверцы, когда было жарко деоевянные дверцы закрывали, а когда было холодно они их закрывали.

ВСЕМ КТО ЛЮБИТ ОБОРОТНЕЙ И ВОЛКОВ, ПРИВЕТ И УДАЧИ!;)

Если обратиться к истории российских окон, мы увидим, что они развивались не так быстро, как окна в Европе, и были весьма своеобразны. Самым ранним видом окна в России считается узкое волоковое окошко из кожи или слюды, выпиливаемое из куска стены. Оно предназначалось для пропуска дыма и свое название получило от задвижки-волока, при помощи которой окно закрывали. Его сменило четырехугольное косящее окно, вставляемое в стенной проём. Оно состояло из двух косяков – отсюда и название. В колоду вставляли оконницу – деревянную раму, в которой были слюдяные или паюсные (сделанные из бычьего пузыря) «стёкла» , которые практически не пропускали солнечного света, но в фольклоре именовались не иначе как «хрустальными» . Стекольчатые окна появились лишь во второй половине семнадцатого века. В некоторых окнах сочетались кусочки стекла и слюды. В это же время начали делать большие окна, называемые «красными» . Они были различных форм: от совершенно круглых до окон в форме буквы «Д» . Снаружи окна закрывали ставнями, изнутри затворяли причальниками. Щели между стеной и колодой закрывали наличниками, покрытыми ритуальным орнаментом. В центре верхнего наличника обязательно рисовали солнце, справа и слева от него – богини отпугивавшие нечистую силу от дома. Наличники покрывали символами воды и земли.

Галина Галина Мыслитель (5953) Мочевой пузырь. да как у рыб, как у людей, да как у многих животных представляешь.

А как же жили крестьяне в таких жилищах? И когда появились прототипы окон, а затем уже и привычный для нас вид окон?

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

Россия находится не в тропиках, поэтому зимы у нас холодные, а лето жаркое. Тепло зимой нельзя выпускать из дома, его нужно сохранить как можно больше, поэтому и выходов для теплого воздуха должно быть мало. Где-то до 12-13 веков в русских крестьянских жилищах вообще не было окон, только дверь. Топили по-черному, то есть весь дым был хате, его выпускали через дверь. Кстати, в бедных деревенских семьях ещё в 20 веке топили тоже по-черному.

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

В 14 веке в крестьянских жилищах появляется маленькое оконце, которое называлось волоковое. Такое название оно получило из-за волока (деревянной дощечки), которым закрывалось изнутри, заволакивалось. Как правило, волоковое окно располагалось высоко и больше служило для выхода дыма из дома (труб печных тогда не было), чем для освещения.

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

Следует отметить, что в статье описываются жилища простонародья, а не палаты и хоромы князей, бояр и детей боярских (дворян).

Со временем возникает косящатое окно, привычное нам. Оно было четырехугольной формы и состояло из двух косяков (отсюда и название), также был подоконник.

Крестьянские избы в Древней Руси были без окон

Стекло появилось только в конце 19 века, имеется в виду массовое производство. Стекло было известно давно, даже Петр I построил несколько стекольных заводов, но оно для остекления окон было очень дорогим. Позволить себя иметь стеклянные окна могли только дворяне. Крестьяне позволялись другим материалом, который плохо защищал от холода, поэтому использовали деревянные ставни.

С утра, прежде, чем выходить из дома, мы привыкли оценивать погоду, выглядывая в окно. В детстве родители тех, кто жил в многоэтажках, звали их домой через него же. Настолько привычный элемент, что и внимания уже не обращаем — рамы, форточка, стекло. Ничего особенного. А не задумывались ли вы, когда появилось окно? Ведь в первых человеческих домах, которыми были пещеры, юрты, шалаши, чумы, не было даже намека на окна. Максимум — отверстие в крыше, чтобы уходил дым от костра.

Точно нельзя сказать, когда появились первые проемы в стенах, ставшие прообразами современных окон. В краях, где властвовал теплый климат, их завешивали тонкой тканью.В Древнем Риме обустраивали прямоугольные окна с украшениями внутри. Севернее проемы затягивали рыбьим или бычьим пузырем, делая так называемые волоковые окна. Они носили такое название благодаря задвижному ставню, которым их закрывали — волоку, передвигаемому по пазам. На Руси такие окна вырубали в смежных бревнах, до середины каждого — это позволяло сохранить прочность конструкции. Однако почти до XV века большинство крестьян не делали в домах даже волоковых окон, чтобы сохранить тепло в течение суровой зимы.

Форма окон не везде была прямоугольной: с развитием стеклоделия в Европе и на Руси стали делать круглые оконца. Недаром их названия на некоторых языках имеют прямую отсылку к форме и назначению: везде присутствует "око", от которого и образовалось овальное или круглое "окно". Европейские мастера выдували стеклянный шар, и сплющивали его на медной доске, создавая тем самым пластину. У нас же делали проще — просто выливали расплавленное стекло на большой металлический лист. После застывания получалось довольно толстое круглое окошко диаметром около 30 см. Делали и слюдяные окна: шлифованные кусочки слюды пропускали больше света, нежели толстое и мутное стекло. Но свою прямую задачу выполняли и стеклянные, и слюдяные окна: защищали от непогоды, пропускали свет и служили своеобразными "глазами" жилища. Само название встречается в письменном виде в документах, относящихся примерно к 1090 году.

Стеклянные диски, которые мастера ваяли в те времена, оставили свой след в истории: их потомков теперь можно увидеть в качестве круглых иллюминаторов. На суше круглые окна прижились только в качестве элемента декора, их вытеснили более практичные прямоугольники. А вот на корабле круглое окошко меньше нарушало прочность бортов судна, поэтому не изменило ни форму, ни размер.

В большинстве домов окна размещались на фасаде. Три волоковых окна с течением времени немного изменились: примерно с XIV века центральное окно увеличилось в размерах. Вместо маленького волокового срубы стало украшать большое, красное. Но так как его размер не самым лучшим образом влиял на сруб, то по торцам вырубленного проема крепили прочные косяки. Благодаря этому окно с ними стало называться косящатым. Его богато украшали резьбой, и обычно в доме оно было только одно — два и более встречались редко даже в XVIII веке. Стекло для окон было очень дорогим, поэтому в деревнях обходились пузырями и слюдой, кусочки которой сшивались между собой при помощи конского волоса ("шитухи"), или скреплялись металлическими пластинками. В центре рамы помещали самый большой кусок, и вокруг него как бы "наращивали" полотно. С XVII века слюдяные окна немного разнообразили: в ход пошли краски, которыми расписывалась слюда. Сквозь такое окошко в дом попадал не простой свет: солнечный луч раскрашивал весь дом, и поэтому окно стало красивым, красным.

В домах побогаче хозяева устанавливали определенный тип окон для каждого этажа. Например, горница могла похвастать сразу двумя красными окнами, а если в ней прорубалось и третье, то она превращалась в светлицу. Комната с большим количеством света становилась настоящей женской обителью, потому что там было сподручнее всего заниматься рукоделием. Само собой, устраивали такую комнату только в женской половине дома. Если же был и третий этаж, то в нем все стены снабжались красными окнами. По итогу большие окна вытеснили волоковые, и последние нашли свое пристанище в банях и на чердаках.

Холодная зима легко могла выстудить помещение из-за большого количества и размера окон, поэтому их закрывали вставнями: обитые сукном щиты вставлялись в раму снаружи, и защищали дом от ветра и холода. На петли их начали навешивать уже позднее. В самом помещении обитатели дома тоже стремились "утеплиться": щиты, обтянутые войлоком, вставляли в окна изнутри. Для красоты, уюта и дополнительной защиты делали завеси из легкой ткани, закрывающие окно со стороны комнаты.

Но то в России. Раньше наши зимы давали 40 очков форы европейским, да и сейчас сибирские морозы снятся привыкшим к теплу иностранцам в кошмарах. В средневековых замках делали узкие окна, которые впоследствии заменили высокие арочные проемы, сверкающие разноцветными витражами. К XV веку популярность набрало венецианское окно, состоящее из двух частей, соединяющихся вверху общей аркой и разделенное по центру вертикальной колонной.

Следующим витком в оконной моде стал стиль барокко, благодаря которому вошедшие уже в обиход прямоугольные проемы сменили форму на круги и эллипсы. Чем тоньше и прозрачнее было стекло, тем больше его ценили: витражи оставили только как элемент декора в некоторых зданиях. Затем окна стали открываться, появились двойные рамы, совершенствовался и вбирал в себя все новые элементы декор.

В России тоже не отставали от европейцев, и в XVIII веке каждая десятая помещичья усадьба щеголяла богато оформленными оконницами. Однако стекло стоило очень дорого, а потому все, кто жил на уровне среднего дохода и ниже, довольствовались красными, а то и волоковыми окошками.

Читайте также: