Окна пассажирских вагонов должны иметь остекление

Обновлено: 02.05.2024

Окна на боковых стенах расположены симметрично относительно продольной оси вагона и имеют двойное застекление (в некоторых вагонах новой постройки – тройное). Окна бывают: открывающиеся; глухие; аварийные.Открывающиеся окна бывают опускными (стеклопакет опускается вниз на 1/3 высоты окна) и откидными (верхняя часть стеклопакета откидывается внутрь вагона на 30º). Закрытие окон фиксируется ручкой-защелкой.

Глухие окна никогда не открываются. У них ручка-защелка отсутствует.

Аварийные окна находятся в большинстве конструкций вагонов в 3 и 6 купе (в некоторых конструкциях вагонов – 2 и 7 купе), через которые могут эвакуироваться пассажиры в случае необходимости. Для открытия аварийного окна нужно повернуть вниз на 180º красную ручку справа от окна, при этом стеклопакет упадет в подоконное пространство. Рукоятка аварийного окна должна быть опломбирована.

Окна в дверях тамбура одинарные, глухие с защитной решеткой. Все окна, за исключением окон туалетов и тамбуров, оборудованы опускающимися шторами из плотной материи солнцезатемнителями.

Дверибывают: наружные входные (в тамбурах вагона); внутренние (все остальные).

Наружные двери во избежание выхода за габарит открываются только внутрь и снабжены трехгранным замком, замком под спецключ и секретной задвижкой (секретка), открывающейся только изнутри тамбура. При движении поезда входные двери нерабочего тамбура должны быть закрыты на все замки (кроме переходных из вагона в вагон – за исключением хвостовых, которые также должны быть заперты на все замки). В рабочем тамбуре во время движения боковые двери должны быть закрыты на трехгранный замок и секретку. На станции двери должны открываться только после полной остановки поезда со стороны платформы.

Внутренние двери находятся между помещениями вагона и имеют вентиляционную решетку снизу, кроме дверей между тамбурами и пассажирским помещением. Двери в служебные помещения и в пассажирские купе являются задвижными, остальные поворотными.

Все двери в открытом и закрытом состоянии фиксируются во избежание несчастных случаев.

Для входа в вагон с низкой платформы у каждой боковой двери тамбура имеются подножки с откидной площадкой. В опущенном и поднятом положениях площадку удерживают специальные фиксаторы.

Внутреннее оборудование и планировка вагонов

Внутреннее оборудование вагона предназначено для удобного размещения пассажиров, проводников и их вещей, а также для удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей пассажиров и проводников. Пассажирские вагоны дальнего и местного следования имеют: - два тамбура 5;- два коридора (косой 7 и малый 8); - два туалета 1; - пассажирское помещение 4; - котельное отделение 6; - служебное отделение 2; - купе для отдыха проводников 3. В тамбуре с рабочей стороны установлены два ящика для угля (карманы) и находится дверь в котельное отделение, с нерабочей – один ящик для съемного сборника мусора и отходов, другой для инвентаря. В косом коридоре находится шкаф для кипятильника и ящик для топлива, а в малом коридоре ящик для мусора. В туалетах установлен унитаз, умывальная чаша, ящик для бумаги, зеркало, крючок.Служебное отделение оборудовано диваном, откидным столиком, раковиной для мойки посуды, шкафчиком-аптечкой, шкафом для посуды, крючками вешалками для одежды. В отделении также установлен агрегат для охлаждения питьевой воды, пульт управления электрического оборудования вагона (электрощит), пульт УПС. Пассажирские помещенияв зависимости от типа вагона (купейный, плацкартный, открытый с креслами для сидения) различаются планировкой и оборудованием.

Рис. 4 Схема планировки плацкартного вагона

Планировка пассажирского помещения плацкартного вагона

Пассажирское помещение плацкартного вагона постройки Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ) разделено перегородками на девять отделений открытого типа (рис.5). В вагоне имеется 54 спальных места или 81 место для сидения (если вагон используется как общий).

Пассажирское отделение (купе), рассчитанное на шесть спальных мест (или девять для сидения), имеет два поперечных дивана с откидными сидениями, под которыми расположены ящики (рундуки) для багажа, продольный диван, состоящий из двух боковых сидений и средней откидной части (стола). Средние поперечные спальные полки и боковые полки, подвешенные на петлях, в дневное время можно поднимать и фиксировать в наклонном положении с помощью пружинного затвора. Над спальными полками расположены полки и для багажа (третьи полки). У окна между поперечными диванами укреплен откидной столик.




Рис. 5 Схема планировки плацкартного вагона

Планировка пассажирского помещения купейного вагона

В настоящее время на наших дорогах используются купейные вагоны производства ГДР (до 90-х годов постройки) и производства «ТВЗ» (современные) – рис.6. Пассажирское помещение такого вагона состоит из девяти четырехместных 2, одного двухместного 1 купе и коридора 4. Между купе и коридором есть дверь 3, которую можно закрывать на ключ. Оборудование купе в основном такое же, как и пассажирских отделений плацкартного вагона. В вагоне 36 спальных мест.

Рис. 6 Схема планировки купейного вагона

Вагоны СВ имеют такую же планировку, как купейные, но в купе нет верхних полок. В вагоне 18 спальных мест (в большинстве вагонов).

Планировка открытого вагона с креслами для сидения

В пассажирском помещении такого вагона нет разделения на отделения и купе (рис.7). В помещении равномерно располагается 62 (в большинстве вагонов) кресла со спинками, по середине расположен проход. Количество мест и внутреннее устройство (расположение и модель кресел, наличие или отсутствие столиков между ними) варьируется в зависимости от уровня комфортности вагона ( I, II, III класса).

Вагоны разных типов современной постройки ТВЗ, разделяясь по уровню комфорта, оборудуются также системами видеонаблюдения, электронной техникой, кондиционированием с индивидуальными настройками уровня охлаждения для каждого купе, душевыми кабинами и т.д.

Рис. 7 Схема планировки открытого вагона с креслами для сидения.

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 сентября 2010 г. N 1888р

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ОБЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ОКНАМ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ"

В целях улучшения характеристик пассажирских вагонов локомотивной тяги и качества обслуживания пассажиров ПКБ ЦЛ, ФПК, ЦТА с участием ОАО "ТВЗ" и учетом требований Главного государственного врача по железнодорожному транспорту, ФГУП ВНИИЖТ Роспотребнадзора, ФГП ВО ЖДТ России, разработаны "Общие технические требования к окнам пассажирских вагонов локомотивной тяги" N 0113-2010 ПКБ ЦЛ.
На основании вышеизложенного обязываю:
1. Ввести в действие с 1 октября 2010 года "Общие технические требования к окнам пассажирских вагонов локомотивной тяги" N 0113-2010 ПКБ ЦЛ (далее - ОТТ).
2. Для выполнения требований п.п. 2.2, 2.13 ОТТ:
2.1. ПКБ ЦЛ, ПКТБв, ОАО "ВНИИЖТ" (по согласованию), заместителю генерального директора ОАО "ФПК" А.С. Мельникову в срок до 01 декабря 2010г. разработать и согласовать установленным порядком единую методику выполнения измерений основных теплотехнических и оптических характеристик окон пассажирских вагонов. Определить аккредитованный испытательный центр для проведения испытаний.
2.2. Информировать производителей окон для пассажирских вагонов о проведении в срок до 01 апреля 2011г. испытаний выпускаемой ими продукции по разработанной методике на соответствие ОТТ и принятии решения о ее применении.
2.3. ПКБ ЦЛ в срок до 01 июля 2011г. (при необходимости) по результатам испытаний внести изменения установленным порядком в ОТТ.
3. Признать утратившими силу "Общие технические требования к окнам пассажирских вагонов", утвержденные 26 июня 2006г. ОАО "РЖД".
4. ЦЛ, ФПК, ЦТА, ОАО "Вагонреммаш", ОАО "ТВЗ", директорам ВРЗ (по согласованию) с 01 октября 2010г. обеспечить контроль и недопущение установки на пассажирские вагоны локомотивной тяги новой постройки, а также проходящие модернизацию при плановых видах ремонта, окон, не соответствующих ОТТ.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора ОАО "ФПК" Мельникова А.С.

Вице-президент ОАО "РЖД"
М.П. Акулов

УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 8 сентября 2010 г. N 1888р

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОКНАМ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ
N 0113-2010 ПКБ ЦЛ

1 Общие технические требования

1.1 Настоящие технические требования распространяются на окна пассажирских вагонов локомотивной тяги, предназначенные для установки на вновь строящиеся вагоны и при капитальных видах ремонта КР-2 и КВР.
1.2 Окна должны обеспечивать:
- естественное освещение помещений;
- защиту людей, находящихся внутри пассажирских вагонов от внешних воздействующих факторов;
- обзор пассажирами прилегающей к вагону территории.
1.3 Окна по конструкции и присоединительным размерам должны соответствовать оконным проемам пассажирских вагонов выпускаемых в настоящее время и постройки прошлых лет без доработки существующих радиусов оконных проемов.
По согласованию с заказчиком возможен выпуск окон с другими размерами.
1.4 Окна должны быть оборудованы герметичными двухкамерными стеклопакетами, изготовленными в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52172-2003, из безопасного закаленного стекла по ГОСТ 5727-88. При этом должно быть использовано стекло марки не ниже М1, соответствующее требованиям ГОСТ 111-2001. В качестве внутреннего стекла может быть применено низкоэмиссионное К-стекло по ГОСТ 30733-2000.
1.5 Каркас окна, каркас форточки и перемычка окна и форточек должны быть выполнены в виде алюминиевой рамы с терморазвязкой наружного и внутреннего контура, из материалов с меньшей теплопроводностью.
1.6 Конструкция окна должна предусматривать его установку в оконный проем изнутри вагона и фиксирование планками. Установка наружного уплотнительного элемента окна должна осуществляться после герметизации и финишной покраски вагона для вагонов новой постройки и КВР или одновременно с установкой окна при проведении ремонта.
1.7 Конструкции окон должны быть следующих типов:
- окно глухое;
- окно с форточкой;
- окно "аварийный выход".
1.8 Конструкция окна "аварийный выход" должна обеспечивать в аварийной ситуации эвакуацию пассажиров через оконный проем вагона.

2 Основные параметры и характеристики

3 Требования к прочностным характеристикам

3.1 Окна должны выдерживать избыточное динамическое давление при возникновении ударной волны при встречном движении поездов +/- 6000 Па.
3.2 Внешнее стекло стеклопакета, должно выдерживать удар металлическим шаром массой (227 +/- 2) г в соответствии с ГОСТ 5727-88.

4 Требования стойкости к внешним воздействующим факторам

4.1 Климатическое исполнение окон пассажирских вагонов должно соответствовать категории У1 по ГОСТ 15150-69 с температурным режимом эксплуатации от минус 50 °С до плюс 45 °С, при атмосферном давлении 84,0 - 106,7 кПа (630 - 800 мм рт. ст.) без образования на внутренних поверхностях обледенения и конденсата при температуре воздуха в помещении (22+/-2) °С, относительной влажности не более 30 %, что должно быть подтверждено протоколами теплотехнических испытаний в соответствии с единой методикой проведения испытаний.
4.2 Окна должны быть стойкими к воздействию механических внешних воздействующих факторов по ГОСТ 30631-99 для группы механического исполнения М25.
4.3 Оборудование окон должно быть устойчиво к механическим воздействиям и работать в условиях:
- синусоидальная вибрация частотой 1-100 Гц с амплитудой колебаний 2,5 мм
-2 6
и ускорения 10 мс (1 g), число циклов 5x10 ;
- механические удары одиночного действия с пиковым ударным ускорением
-2
до 50 мс (5 g)при длительности ударного ускорения от 2 до 20 мс (в продольном
горизонтальном направлении);
4.4 Металлические части окон должны быть надежно защищены от коррозии ГОСТ 9.301-86 или ГОСТ 9.410-88.

5 Требования эргономики и дизайна

5.1 Стекло окон туалетов, кладовых, бытовых и иных технических помещений должно быть непрозрачным.
5.2 Конструкция окон не должна препятствовать установке светомаскировочных или солнцезащитных штор.

6 Требования к безопасности при эксплуатации и обслуживании

7 Требования к взаимозаменяемости

7.1 Окна и составные элементы окна одного производителя (форточки, стеклопакеты) должны быть взаимозаменяемые и обеспечивать замену вышедших из строя без демонтажа другого оборудования вагона и без использования специальных инструментов и приспособлений.
7.2 С 01.07.2011 года стеклопакеты окон различных производителей должны быть унифицированы по габаритным размерам с размерами оконных проемов вагонов в соответствии с приложением А.

8 Требования к надежности и безопасности

8.1 Срок службы окна - 28 лет. Критерием предельного состояния является разрушение каркаса окна.
Срок службы уплотняющих прокладок из эластомерных материалов - 12 лет.
8.2 Средняя наработка на отказ форточки должна быть не менее 75 тысяч циклов. Критерием отказа форточки является отсутствие фиксации в закрытом положении и невозможность открытия/закрытия.
8.3 Критерием отказа окон "аварийный выход" являются:
- для оконного пакета, выдавливаемого наружу вагона - невозможность его освобождения усилием более 250 Н (25 кгс);
- для разбивного окна - невозможность разбить стеклопакет специальным молотком;
8.4 Среднее время замены стеклопакета должно быть не более 0,5 часа Среднее время восстановления работоспособного состояния форточного окна не более 1,5 часов.

9 Требования к эксплуатации

9.1 Конструкция окна должна обеспечивать осмотр, техническое обслуживание и ремонтопригодность.
9.2 Сроки технических осмотров и ремонтов окон должны определяться сроками технических осмотров и ремонта вагонов.
9.3 Окна должны быть стойкими к воздействию химических моющих средств и дезсредств, разрешенных к применению на железнодорожном транспорте.
9.4 Техническое состояние всех элементов окна должно быть оценено по возможности путем внешнего осмотра.
9.5 Правила эксплуатации окон устанавливаются производителем и согласовываются в установленном порядке.

10 Требования к маркировке, транспортировке и хранению

11.1 Транспортная тара должна обеспечивать сохранение технико- эксплуатационных качеств окон и предохранять их от повреждения при транспортировании и хранении в соответствии с нормативными документами.
11.2 Упаковка окон в ящики должна исключать их перемещение внутри тары в процессе транспортирования. Технические и сопроводительные документы должны быть упакованы в полиэтиленовый пакет. Транспортная тара маркируется по ГОСТ 14192-96.

12 Комплектность поставки

В комплект поставки должна входить эксплуатационная документация в соответствии с ГОСТ 2.601-2006, в том числе:
- паспорт (поставляется с каждым вагонокомплектом окон, или по согласованию с заказчиком);
- руководство по эксплуатации (поставляется с каждым вагонокомплектом окон, или по согласованию с заказчиком и включает в себя указания по ремонту);
- инструкция по монтажу;
- ЗИП из расчета гарантийного срока эксплуатации (комплектность должна быть оговорена в документе на поставку и согласовываться заказчиком).

13 Требования к патентной чистоте

Технические решения, использованные в конструкции окон, должны отвечать требованиям новизны, быть обеспечены патентной чистотой по отношению к аналогичному оборудованию, выпускаемому в Российской Федерации и странах СНГ.

14 Требования к гарантийным обязательствам изготовителя

Гарантийный срок хранения окон - один год с момента изготовления.
Гарантийный срок эксплуатации окон - пять лет с момента ввода их в эксплуатацию.

Главный конструктор ПКБ ЦЛ
Д.В.Семенов

Габаритные размеры унифицированных стеклопакетов

Размеры
оконного
проема,
bxh, мм

Габаритные размеры стеклопакетов,
bxhxs, мм

Вагоны
пассажирские
(Германия),
R57

Широкое с форточкой (ШФ)
Широкое глухое (ШГ)
"Аварийный выход" (АВ) выд.
"Аварийный выход" (АВ) разб.
Узкое с форточкой (УФ)
Узкое глухое (УГ)

1036x927
1036x927
1036x927
1036x927
756x927
756x927

1039x679x24, 2R63 (подф.); 985x170x24, 2R36 (ф.);
1039x930x24, 4R63;
1033x924x24, 4R63,
1039x930x24, 4R63;
759x679x24, 2R63 (подф.); 705x170x24, 2R36 (ф.);
759x930x24, 4R63

Вагоны
пассажирские
ОАО "ТВЗ"
прежних лет
постройки,
R65

Широкое с форточкой (ШФ)
Широкое глухое (ШГ)
"Аварийный выход" (АВ) выд.
"Аварийный выход" (АВ) разб.
Узкое с форточкой (УФ)
Узкое глухое (УГ)

1020x875
1020x875
1020x875
1020x875
620x875
620x875

1023x627x24, 2R71 (подф.); 969x170x24, 2R44 (ф.);
1023x878x24, 4R71;
1017x872x24, 4R71;
1023x878x24, 4R71;
623x627x24, 2R71 (подф.); 569x170x24, 2R44 (ф.);
623x878x24, 4R71

Вагоны
пассажирские
ОАО "ТВЗ",
R130

Широкое с форточкой (ШФ)
Широкое глухое (ШГ)
"Аварийный выход" (АВ) разб.
Широкое с форточкой (ШФ)
Широкое глухое (ШГ)
"Аварийный выход" (АВ) разб.
Узкое с форточкой (УФ)
Узкое глухое (УГ)

1200x875
1200x875
1200x875
1020x875
1020x875
1020x875
620x875
620x875

1149x519x29,5, 2R108 (подф.); 1106x215x29,5, 2R83 (ф.);
1149x824x29,5, 2R108;
1149x824x29,5, 2R108;
969x519x29,5, 2R108 (подф.); 926x215x29,5, 2R83 (ф.);
969x824x29,5, 4R108,
969x824x29,5, 4R108;
569x519x29,5, 2R108 (подф.); 526x215x29,5, 2R83 (ф.),
569x824x29,5, 4R108

Примечание:
1. допуск размера по ширине (b) и высоте (h) стеклопакетов +/- 1,5 мм;
2. допуск размера по толщине (s) стеклопакетов +/- 1,0 мм.

ГОСТ Р 57214-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИЗДЕЛИЯ ОСТЕКЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие технические условия

Glazing products for railway rolling stock. General specifications

Дата введения 2017-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 ноября 2016 г. N 1590-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к изделиям остекления кабин машиниста железнодорожного подвижного состава, изделиям остекления боковых окон, дверей и перегородок пассажирских вагонов локомотивной тяги, моторвагонного железнодорожного подвижного состава (в т.ч. скоростного и высокоскоростного моторвагонного железнодорожного подвижного состава), специального железнодорожного подвижного состава, предназначенных для перевозок по железнодорожным путям общего и необщего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 9.301 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования

ГОСТ 9.410 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия порошковые полимерные. Типовые технологические процессы

ГОСТ 12.1.044 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.056-81 Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности

ГОСТ 2933 Аппараты электрические низковольтные. Методы испытаний

ГОСТ 2991 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 5533 Стекло узорчатое. Технические условия

ГОСТ 9142 Ящики из гофрированного картона. Общие технические условия

ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 10198 Ящики деревянные для грузов массой св. 200 до 20000 кг Общие технические условия

ГОСТ 13521 Стекла оконные пассажирских вагонов, электропоездов и дизель-поездов. Основные размеры и технические требования

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 24866 Стеклопакеты клееные. Технические условия

ГОСТ 26302 Стекло. Методы определения коэффициентов направленного пропускания и отражения света

ГОСТ 26602.1 Блоки оконные и дверные. Методы определения сопротивления теплопередаче

ГОСТ 30630.0.0-99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Общие требования

ГОСТ 30630.1.2 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие вибрации

ГОСТ 30631 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

ГОСТ 30698 Стекло закаленное. Технические условия

ГОСТ 30733 Стекло с низкоэмиссионным твердым покрытием. Технические условия

ГОСТ 30826 Стекло многослойное. Технические условия

ГОСТ 32361 Стекло и изделия из него. Пороки. Термины и определения

ГОСТ 32529 Стекло и изделия из него. Правила приемки

ГОСТ 32530 Стекло и изделия из него. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение

ГОСТ 32539 Стекло и изделия из него. Термины и определения

ГОСТ 32565-2013 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 33087 Стекло термоупрочненное. Технические условия

ГОСТ 34056 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения

ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р ИСО 10140-2 Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 2. Измерение звукоизоляции воздушного шума

ГОСТ Р 51371 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов

ГОСТ Р 53784 Элементы оптические для световых сигнальных приборов железнодорожного транспорта. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32361, ГОСТ 32539, ГОСТ 34056, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 изделие остекления железнодорожного подвижного состава (изделие остекления): Одно или более изделий из стекла, закрепленных (устанавливаемых) в световых проемах окон, дверей, перегородок железнодорожного подвижного состава, которым в процессе изготовления приданы определенные форма и свойства, предназначенные для обеспечения светопропускания, достаточного для наблюдения за состоянием железнодорожного пути, показаниями сигналов и окружающей обстановкой в процессе ведения персоналом железнодорожного подвижного состава, защиты внутреннего оборудования, пассажиров и персонала от внешних климатических и механических воздействий.

Примечание - В рамках данного стандарта к изделиям остекления относятся: одиночные стекла, многослойные стекла и стеклопакеты, а также одиночные стекла, многослойные стекла и стеклопакеты, вставленные в конструкции крепления (резиновые профили, рамы и т.п.) как сборочные единицы (окна), входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава.

3.2 ветровое стекло железнодорожного подвижного состава (лобовое стекло): Панорамное или разрезное (раздельное) изделие остекления переднего проема кабины машиниста железнодорожного подвижного состава, обеспечивающее обзорность и видимость в направлении вперед, закрепленное (устанавливаемое) в проеме лобового окна.

3.3 боковое стекло железнодорожного подвижного состава (боковое стекло): Изделие остекления железнодорожного подвижного состава, закрепленное (устанавливаемое) в проеме бокового окна.

3.4 динамическая прочность лобовых стекол: Способность сопротивляться разрушению при ударных нагрузках.

3.5 удельная мощность электрообогрева: Электрическая мощность, минимально необходимая для обогрева 1 см площади изделия остекления.

3.6 сопротивление изоляции в состоянии поставки: Сопротивление изоляции изготовленных и принятых службой технического контроля изготовителя изделий остекления.

3.7 коэффициент пропускания света изделий остекления в видимой части спектра излучения (коэффициент светопропускания): Величина, определяемая отношением прошедшего сквозь изделие остекления потока излучения к падающему потоку излучения в видимой части спектра.

3.8 стеклопакет железнодорожного подвижного состава (стеклопакет): Изделие остекления, состоящее из двух или более листов базового стекла, соединенных между собой по контуру с помощью дистанционных рамок и герметиков, образующих герметически замкнутые камеры, заполненные осушенным воздухом или другим газом.

Примечание - В рамках данного стандарта листами базового стекла являются стекла для изготовления стеклопакета.

3.9 зеркало обратного вида железнодорожного подвижного состава (зеркало обратного вида): Изделие остекления для зеркала, устанавливаемое снаружи кабины машиниста железнодорожного подвижного состава, с целью обеспечения видимости машинисту происходящего позади и сбоку состава.

3.10 многослойное стекло: Изделие, состоящее из двух или более листов базового неорганического стекла и/или полимерных и/или силикатных материалов, склеивающих и/или покрывающих их, соединенных между собой одним или более промежуточными слоями.

3.11 внутреннее стекло железнодорожного подвижного состава (внутреннее стекло): Изделие остекления, целиком устанавливаемое во внутренних помещениях железнодорожного подвижного состава, не подвергающееся климатическим воздействиям.

3.12 ударостойкое стекло железнодорожного подвижного состава (ударостойкое стекло): Изделие остекления, выдерживающее удар твердым предметом, препятствуя его проникновению на противоположную сторону.

4 Классификация

4.1 Настоящий стандарт устанавливает классификацию изделий остекления железнодорожного подвижного состава, специального железнодорожного подвижного состава по следующим основным признакам:

- наличие системы электрообогрева;

- форма изделия остекления;

4.2 В зависимости от места установки в железнодорожном подвижном составе и снаружи кабин машиниста железнодорожного подвижного состава изделия остекления подразделяют на:

- лобовые стекла лобовых окон, боковые стекла боковых окон, остекление дверей, включая противопожарные, кабины машиниста, технологической кабины;


1. Стекла, номера которых заключены в скобках, изготовлять только по специальному требованию.

2. Масса стекол указана для справок.

Примеры условных обозначений стекол:

стекло номер 2 неполированное 1-го сорта:

Стекло 2-1 ГОСТ 13521-68

стекло номер 2 полированное 1-го сорта:

Стекло 2-1-п ГОСТ 13521-68

стекло номер 2 неполированное 2-го сорта:

Стекло 2-2 ГОСТ 13521-68

стекло номер 2 полированное 2-го сорта:

Стекло 2-2-п ГОСТ 13521-68

стекло номер 32 узорчатое 1-го сорта в исполнении 1:

Стекло 32-1-1 ГОСТ 13521-68

То же, в исполнении 2:

Стекло 32б-1-2 ГОСТ 13521-68

Стекло номер 2а неполированное 1-го сорта в исполнении 2:

Стекло 2а-1-2 ГОСТ 13521-68

То же, 2-го сорта:

Стекло 2а-2-2 ГОСТ 13521-68

То же, полированное 1-го сорта в исполнении 2:

Стекло 2а-1-п-2 ГОСТ 13521-68

То же, 2-го сорта:

Стекло 2а-2-п-2 ГОСТ 13521-68

Стекло номер 2а неполированное 1-го сорта в исполнении 2:

Стекло 2а-1-2 ГОСТ 13521-68

То же, 2-го сорта:

Стекло 2а-2-2 ГОСТ 13521-68

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.1 . Стекла должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

2.2 . Стекла должны иметь прямоугольную форму. Отклонение от прямого угла допускается в пределах допусков на длину и ширину. Измерение - по ГОСТ 5533 -79. Допускаемое отклонение на толщину - по ГОСТ 5727 -83.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.3. Кромки стекол не должны иметь острых граней.

2.4 . На поверхности свыше 10 мм от кромок стекла вмятины от зажимов не допускаются.

2.5 . Стекла должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя. Изготовитель должен гарантировать соответствие всех выпускаемых стекол требованиям настоящего стандарта.

2.6 . Стекла должны отгружаться потребителю партиями. Каждая партия должна состоять из стекол одного размера, одного сорта и одного вида обработки поверхности.

2.7 . Размер партии устанавливается предприятием-изготовителем по согласованию с заказчиком.

2.8 . Методы испытаний стекол по ГОСТ 5727 -83 и ГОСТ 5533 -79.

Определение кривизны закаленных стекол производится путем наложения их на выверенную горизонтальную плоскость выпуклой стороной вверх и измерения стрелы прогиба щупом или другим мерительным инструментом.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.9 . Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение стекол по ГОСТ 5727 -83 и ГОСТ 5533 -79.

В сопроводительных документах, удостоверяющих качество стекол, должно быть указано обозначение стекла и номер настоящего стандарта.

Остекление транспортных средств, преимущественно пассажирских вагонов, содержит закрепленную у каждого оконного проема (1) в боковой стенке (2) кузова вагона оконную раму (3) и установленные в каждом оконном проеме (1) три светопроницаемые пластины (4), (5), (9) с элементами их фиксации и герметизации (8). Наружная пластина (9) имеет площадь, превышающую площадь оконного проема (1) и выполнена ударопрочной в виде триплекса. Для обеспечения надежности и ремонтопригодности остекления и снижения стоимости эксплуатации вагонов внутренняя (4) и центральная (5) пластины объединены в стеклопакет (6), закрепленный на оконной раме (3), которая ориентирована внутрь вагона и присоединена к боковой стенке (2) кузова с ее внутренней стороны через проставку (7), а наружная пластина-триплекс (9) прикреплена к наружной стороне боковой стенки (2) кузова вагона. Снаружи кузова в простенках между оконными проемами (1) закреплены фальш-стекла (10) с образованием продольных полос сплошного остекления. Проставки (7) оконных рам (3) могут быть выполнены из пенопропилена, центральная пластина (5) может быть снабжена энергосберегающим покрытием (10), а внутренняя пластина (4) может быть снабжена системой электрообогрева (12). Между наружной (9) и центральной (5) пластинами вклеена рамка (14) со швеллерообразным профилем, внутри которого расположен контейнер с силикагелем (15). 4 н. п. ф-лы, 2 фиг. черт.

Полезная модель относится к транспортной технике, в частности, окнам и остеклению пассажирских транспортных средств, таких как железнодорожные вагоны, вагоны метрополитена, трамваи и автобусы. Наиболее целесообразно использование полезной модели в пассажирских вагонах повышенной комфортности скоростных составов.

Эти вагоны, наряду с другими, должны удовлетворять требованиям повышенной тепло- и шумозащищенности и безопасности пассажиров.

Для удовлетворения этих требований из уровня техники известно как увеличение числа устанавливаемых в оконных проемах светопроницаемых пластин [1], установка одно- и двухкамерных стеклопакетов [2], так и использование энергосберегающих покрытий, электрообогрева и ударопрочных светопроницаемых пластин [3].

Однако не всегда использование этих решений обеспечивает комплексное решение в рамках доступных финансовых средств.

Так, уже известно остекление пассажирского вагона, содержащее закрепленную на боковой стене кузова вагона у каждого оконного проема раму, в которой герметично крепится однокамерный стеклопакет. Наружная пластина стеклопакета выполнена повышенной прочности, имеет большую толщину и ее внешняя (наружная) поверхность лежит в одной плоскости с наружной поверхностью боковой стены кузова вагона, либо с устанавливаемыми снаружи в простенках кузова фальш-стеклами [4].

Это известное остекление достаточно просто в конструктивном отношении, технологично, легко монтируется и демонтируется, понижает уровень шума, однако оно не рассчитано на эксплуатацию в условиях низких температур.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемой полезной модели является решение, в котором остекление пассажирского вагона содержит закрепляемую на боковой стене кузова вагона у каждого оконного проема раму, на которой смонтирован двухкамерный стеклопакет, образованный объединенными наружной светопроницаемой пластиной-триплексом с размерами, превышающими световой проем, внутренней пластиной-триплексом с центральным функциональным слоем и расположенной между ними центральной одинарной пластиной, имеющей как и внутренняя размеры, соответствующие световому проему [5].

Наличие в этом известном остеклении двухкамерных стеклопакетов само по себе существенно снижает уровень теплопотерь, к тому же использование внутренней светопрозрачной пластины-триплекса с функциональным энергосберегающим слоем, делает его еще более эффективным. При этом наличие-наружного ударопрочного слоя повышает надежность функционирования остекления и безопасность пассажиров. Однако в некоторых ситуациях (аварийных или при проявлении актов вандализма) с высоким уровнем силового воздействия целостность наружной светопроницаемой пластины не может быть сохранена, и хотя она при этом не разлетается на осколки, а только растрескивается и деформируется до некоторой степени, экранируя центральную и внутреннюю пластины (как бы выполняя роль пластины-жертвы), стеклопакет в дальнейшем подлежит замене целиком, что осуществляется, как правило, в депо и связано с большими финансовыми затратами из-за высокой стоимости стеклопакетов.

Полезная модель направлена на, по крайней мере, частичное устранение этих недостатков, а технический результат, который может быть получен при ее реализации заключается в повышении надежности и ремонтопригодности остекления пассажирских вагонов и в снижении стоимости эксплуатации вагонов.

Для достижения указанного технического результата в остеклении пассажирского вагона, содержащем закрепленную на боковой стенке кузова у каждого оконного проема оконную раму и установленные в каждом оконном проеме три светопроницаемые пластины с элементами их фиксации и герметизации и с наружной ударопрочной светопроницаемой пластиной, выполненной в виде триплекса с размерами, превышающими размеры светового проема,

предлагается внутреннюю и центральную пластины объединить в стеклопакет, который закрепить на оконной раме, ориентированной внутрь вагона и закрепленной на внутренней стороне стенки кузова через теплоизолирующую и дистанционирующую проставку, а наружную пластину-триплекс присоединить снаружи к стенке кузова.

Для снижения теплопотерь и аэродинамического сопротивления кузова вагона снаружи в простенках между оконными проемами могут быть закреплены фальш-стекла, образующие с наружными светопрозрачными пластинами продольные полосы сплошного остекления вдоль всего кузова вагона.

Для улучшения теплоизоляции проставка крепления каждой оконной рамы может быть выполнена из пенопропилена, центральная светопроницаемая пластина может быть снабжена энергосберегающим покрытием, а внутренняя светопроницаемая пластина может быть выполнена с системой электрообогрева [3].

Для герметизации полости между наружной пластиной-триплексом и закрепленным на оконной раме стеклопакетом, объединяющим центральную и внутреннюю пластины и исключения запотевания, между наружной и центральной пластинами вклеена стеклопластиковая рамка швеллерообразного профиля, внутри которого расположен контейнер с силикагелем.

Один из возможных вариантов реализации полезной модели представлен на прилагаемых чертежах.

На фиг.1 показан фрагмент горизонтального сечения окна пассажирского вагона.

На фиг.2 - то же сечение с загерметизированной полостью между наружной и центральной светопроницаемыми пластинами.

Остекление пассажирского вагона содержит установленные в каждом оконном проеме 1 в боковой стенке кузова 2 вагона на оконной раме 3 светопроницаемые пластины 4 и 5, объединенные в стеклопакет 6.

Каждая оконная рама 3 крепится к боковой стенке кузова 2 с ее внутренней стороны через проставку 7, обеспечивающую снижение теплопотерь и некоторое смещение стеклопакета 6 внутрь вагона.

Проставка 7 может быть выполнена из фторопласта или пенопропропилена.

С наружной стороны к боковой стенке кузова 2 крепится посредством герметизирующее-клеевого состава 8 наружная светопроницаемая пластина 9, имеющая размеры, превышающие размеры оконного проема 1 и выполненная ударопрочной в виде триплекса. По бокам от наружной светопроницаемой пластины 9 в простенках кузова закреплены фальш-стекла 10, образующие вместе с пластинами 9 на вагоне продольные полосы сплошного остекления, что наряду с улучшением дизайна вагона обеспечивает также улучшение его теплоизоляции и снижение теплопотерь.

Центральная светопроницаемая пластина 5 может иметь энергосберегающее покрытие 11, обеспечивающее пропускание видимой части спектра солнечного света и отражение, поглощение или блокирование инфракрасной части спектра, а внутренняя светопроницаемая пластина 4 может быть выполнена с функциональным слоем 12, обладающим свойствами электропроводности для электрообогрева пластины 4.

Для обеспечения надежной герметизации полости 13 и исключения запотевания пластин между наружной пластиной 9 и центральной пластиной 5 вклеена рамка 14 в виде швеллерообразного профиля, внутри которого расположен контейнер с силикагелем 15. Швеллерообразный профиль рамки 14 может быть отформован, например, из стеклопластика.

Установка стеклопакета 6 на оконной раме 3 с внутренней стороны стенки кузова 2 и наружной ударопрочной светопроницаемой пластины 9 снаружи стенки кузова 2 обеспечивает существенное снижение уровня теплопотерь, а в аварийной ситуации или при проявлении актов вандализма наружная светопроницаемая пластина 9 обеспечивает защиту и сохранность стеклопакета 6.

При нарушении же целостности пластины 9 ее замена осуществляется достаточно просто и не предусматривает необходимость демонтажа и замены стеклопакета 6 с пластинами 4 и 5.

[1]. US, 4134240, Е06В 3/26, 1979.

[2]. DE, 2310084, B61D 25/00, 1975.

[3]. RU, ПМ 80812, B61D 25/00, 2008.

[4]. ЕР, 0515953, B61D 25/00, 1992.

[5]. DE, 19945876, B61D 25/00, 2001.

[6]. US, 6047500, E06B 7/18, 2000.

1. Остекление пассажирского вагона, содержащее закрепленную у каждого оконного проема в боковой стенке кузова оконную раму и установленные в каждом оконном проеме, по крайней мере, три светопроницаемые пластины с элементами их фиксации и герметизации с наружной из пластин, имеющей большую площадь, чем площадь оконного проема и выполненной ударопрочной в виде триплекса, отличающееся тем, что внутренняя и центральная пластины, установленные в каждом оконном проеме, объединены в стеклопакет, закрепленный на оконной раме, которая ориентирована внутрь вагона и присоединена к боковой стенке кузова с ее внутренней стороны через проставку, а наружная пластина-триплекс присоединена снаружи к боковой стенке кузова вагона.

2. Остекление пассажирского вагона по п.1, отличающееся тем, что снаружи на боковых стенках кузова в простенках между оконными проемами закреплены фальш-стекла, образующие с наружными пластинами-триплексами продольные полосы сплошного остекления.

3. Остекление пассажирского вагона по п.1, отличающееся тем, что проставки крепления каждой оконной рамы выполнены из пенопропилена.

4. Остекление пассажирского вагона по п.1, отличающееся тем, что центральная светопроницаемая пластина в каждом оконном проеме снабжена энергосберегающим покрытием, а внутренняя светопроницаемая пластина выполнена с системой электрообогрева.

5. Остекление пассажирского вагона по п.1, отличающееся тем, что между наружной ударопрочной и центральной светопроницаемыми пластинами вклеена рамка в виде швеллерообразного профиля, внутри которого расположен контейнер с силикагелем.

Читайте также: