Оформление стены в кабинете психолога

Обновлено: 26.04.2024

Трудно переоценить роль психологической службы в современной школе. Во многих школах в ее состав входят по два, три, четыре психолога. В современных школах новостройках уже на этапе проектирования закладывается кабинет психологической службы, состоящий порой из двух, трех помещений, связанных между собой, и еще до открытия школы, кабинет полностью укомплектовывается методическим, сенсомоторным оборудованием и специальной мебелью. Психологу остается только оформить кабинет, уже имеющимися материалами, и спокойно заниматься своей профессиональной деятельностью. В таких школах кабинет психолога полностью оснащен.

Но, к сожалению, не во всех школах имеется возможность полного оборудовании кабинета психолога, а во многих школах нет возможности выделить даже помещение для работы психолога. В таких школах психологам приходится ютиться в маленьких каморках, зачастую, разделяя ее с логопедом или социальным педагогом. В этом случае психологу нужно потратить много времени на организацию своей деятельности. Мало того, что нужно согласовать время проведения занятий с детьми не только с классными руководителями и администрацией, но и с коллегой – соседом по кабинету, нужно еще хорошо продумать планировку мебели, что бы было, куда посадить учеников и где с ними поиграть. К тому же методические материалы приходится делать своими руками. Все это отнимает у психолога очень много времени.

В нашей школе тоже долгое время кабинетом психолога и одновременно кабинетом логопеда считалось помещение размером 20 кв м. Потом, директору нашей школы удалось выделить отдельный кабинет для психолога размером 55 кв м. Несмотря на нехватку финансовых средств, кабинет удалось оборудовать. И в 2008 году кабинет стал лауреатом окружного смотра-конкурса “Кабинет психолога – 2008”.

В этой статье мне хочется поделиться опытом по созданию “своего” кабинета психолога в условиях дефицита площади и финансовых средств.

Кабинет площадью 20 кв.м., я попыталась максимально приблизить к “идеальному кабинету психолога”, разделив его на 5 функциональных зон. Причем, так, чтобы парты из “единого стола” можно было раздвинуть для работы логопеда с группой. Шкафы были поставлены так, чтобы с одной стороны, они занимали минимум места, а с другой стороны были бы безопасными для детей, участвующих в групповом тренинге. Что бы сэкономить пространство шкаф для игрушек был ликвидирован, а сами игрушки развешены на крючках на стене. Стены тоже были поделены: одна стена предназначалась для психолога, а другая для логопеда. На стенах располагались стенды и плакаты, соответственно психолога и логопеда. При такой планировке внутреннего пространства, кабинет позволил работать с группой до 10 детей.


Следующим этапом стало создание отдельного кабинета психолога. Площадь в 55 квм. открывала гораздо больше возможностей для оформления и использования кабинета. По функциональности зоны кабинета остались теми же, но они стали значительно больше и комфортнее.

  • зона для консультаций и релаксации;
  • зона для письменных, рисуночных коррекционных и психодиагностических занятий;
  • зона для подвижных, игровых коррекционных и релаксационных занятий;
  • рабочая зона психолога, зона для индивидуальных занятий на ПК (компьютерная диагностика, компьютерные развивающие занятия);
  • архивная зона.


Перегородкой между зоной 1 и зоной 4 служит стеллаж, в которой хранятся игрушки, карандаши, детские папки для творчества.


В зоне 1 расположен аквариум и комнатные растения, а на стене красуется пейзаж.


В этом просторном кабинете площадь стен стала значительно больше, что позволило использовать стены не только для крепления стендов и плакатов, но и создания на стенах психологических пособий таких, как:

Дерево добрых пожеланий:

Вместо листьев у этого дерева кармашки на каждого ребенка со 2-го по 7-й класс. В эти кармашки ребята кладут записки с добрыми пожеланиями, маленькие конфетки. Записки можно подписывать, а можно не подписывать.

Данное пособие способствует сплочению коллектива, способствует развитию положительного отношения к окружающим, позволяет получать положительные эмоции, способствует развитию толерантности.


Паровозик чувств:

Представляет из себя 2 паровозика с окошками. Каждое окошко это карман, в который вставляется карточка. Карточки могут быть 5-ти цветов, на каждом цвете свое выражение лица: красный – радость; зеленый – удовлетворение; оранжевый – удивление; синий – равнодушие; коричневый – грусть, разочарование. Один паровозик “приходит” на станцию “урок”, другой паровозик “приходит” на станцию “перемена”. В начале урока дети подходят к паровозику “урок”, выбирают подходящие карточки и вставляют их в окошки вагончиков (окошко в самом паровозике предназначено для учителя). Уходя с урока, дети проделывают тоже самое со вторым паровозиком (“перемена”). Таким образом, паровозики показывают в каком настроении и с какими чувствами дети пришли на урок и ушли с урока.

Способствует развитию рефлексии, позволяет показать свои эмоции без вреда для себя и окружающих.


Копилка проблем “Крик души”:

В эту копилку любой ребенок может написать письмо о своих переживаниях, задать интересующие вопросы, причем письмо можно не подписывать. Психолог обрабатывает эти письма, после чего если письмо подписано, приглашает ребенка на индивидуальную консультацию, где и дает ответы на интересующие вопросы. Если же письмо не подписано, то ответы появляются на стенде без указания имен.

Позволяет ребенку анонимно “выговорится”, получить совет взрослого “не раскрывая себя”.


На этом коврике дети усиленно вытирают ноги, оставляя злость, обиды и все плохие эмоции. Над ковриком висит табличка призыв: “Вытри ноги и оставь злость здесь”.

Позволяет ребенку “выплеснуть” негативные эмоции без вреда для окружающих и себя, способствует улучшению эмоционального состояния.


Ведро гнева:

На стеллаже с игрушками, являющемся еще и перегородкой между зонами, можно найти стопку газет. Из этой стопки дети берут газеты, рвут их на мелкие кусочки и бросают в ведро гнева.


Таким образом, любой кабинет можно превратить в эффективный инструмент своей деятельности.

Как выбрать место для кабинета психолога? Как удачно зонировать комнату специалиста и грамотно оформить каждую его локацию? Имеет ли большое значение цвет при создании гармоничного, расслабляющего и одновременно рабочего интерьера? Восемь советов от дизайнера по облагораживанию пространства.

Полина Мелехина

Чтобы создать гармоничный интерьер кабинета психолога, где всем было бы комфортно: не только самому специалисту, но и его клиентам, нужно правильно зонировать рабочее место. Есть, конечно, определенные критерии для создания универсального пространства, которое было бы приемлемо для среднестатистического обывателя. Но сейчас эпоха всего нового и необычного в стилевом оформлении, современные тенденции давно вытеснили стереотипы, как точно должен выглядеть кабинет психолога, чтобы работа шла без сучка и задоринки. Поэтому важно создать не просто уютное пространство, вписывающееся в некие рамки, а еще и со своей собственной изюминкой, которая верно характеризовала бы и трудовую деятельность, и самого профессионала.

Сегодня на большой арене происходят большие перемены, которые касаются и политической, и экономической, и социологического стороны. В это непростое для народа время особенно важно открывать кабинеты психолога, чтобы перманентно и своевременно оказать помощь как сильным, так и менее устойчивым к стрессам людям. Ведь к профессиональным специалистам обращаются гораздо чаще, когда не только в личной жизни происходят определенные трудности, но и когда у человека появляется страх всего нового, что происходит в мире. Только психолог может найти верную проблему, которая, возможно, лежит очень глубоко внутри. Но оказать верное содействие, заключающееся в диагностике и применении психокоррекционных подходов, крайне тяжело по видео- или аудиосвязи, ведь нуждающемуся в помощи человеку нужен личный контакт со специалистом на независимой территории, не дома, а именно в том месте, где будет создана правильная атмосфера за счет реализации хорошего и продуманного дизайн-проекта психологического кабинета.

Дизайнеры понимают, что психологи бывают разные: клинические, консультирующие, развивающие, с педагогическим уклоном, занимающиеся социальными или трудовыми проблемами и пр. И каждому из этих специалистов подойдет свой уникальный кабинет с неповторимыми характеристиками: удобный и соответствующий роду деятельности. Чтобы не заострять внимание на каждом отдельном случае, рассмотрим основные моменты для создания комнаты психолога и предложим креативные варианты фото в качестве хороших примеров для реализации своего дизайн-проекта.

Каким должен быть кабинет психолога: 4 важных критерия

Если у вас нет готового рабочего пространства для оформления кабинета психолога, тогда стоит подбирать помещение, которое будет не только нравиться вам лично, но и станет отвечать некоторым принципам, важным для клиентов:

Месторасположение

Важна геолокация. Подумайте, какова ваша целевая аудитория. Вы психолог, работающий в каком-то конкретном районе или, быть может, вы — узкий специалист, которых всего несколько в большом городе. В первом случае выберите место для кабинета, где самая лучшая проходимость, во втором — центр города в нешумном переулке, лучше всего возле сквера, парка или с видом на водоем.

Интерьер кабинета психолога с большими окнами и живописным видом: комната в пастельных оттенках и классическом дизайне

Площадь

Само помещение не должно быть тесным. Люди чаще всего боятся замкнутых пространств, поэтому на площади экономить не стоит. Как правило, лучше арендовать более габаритное помещение и работать в удовольствие никого не стесняя, чем потерять половину клиентов из-за маленькой комнатки, в которой не развернуться.

Просторный кабинет психолога с удобными кожаными креслами и большим столом — комната в классическом стиле

Шумоизоляция

Звукоизоляция поможет не меньше. Чтобы клиент мог полностью расслабиться и довериться психологу, ему нужна тишина и хороший вид из окна. Если второе можно заменить живописными картинами или фотообоями, то к первому требованию стоит отнестись куда серьезнее. Перед дизайном кабинета следует проверить слышимость и, если она слишком хорошая, то не поскупиться на создание качественной шумоизоляции.

Дизайн комнаты психолога в светло-бежевых тонах: современный интерьер без лишнего декора

Температура

Все знают, что для человека существует комфортная температура воздуха, в которой он способен расслабляться. Причем и слишком жарко, и слишком холодно — все плохо, должна быть золотая середина. Следует держать отметку термометра примерно на 23 градусах, однако у каждого индивида свое собственное восприятие температурного режима. Поэтому кабинет психолога стоит оснастить кондиционером и обогревателем, а еще лучше, чтобы это был прибор 2 в 1.

Уютное оформление кабинета психолога в доме с панорамными окнами и крышей: стиль интерьера — эклектика

Как удачно зонировать кабинет психолога и как оформить его каждую локацию?

Интерьер кабинета психолога немыслим без рационального использования площади, где главным критерием выступает зонирование пространства. Разделив комнату на несколько важных локаций с различной функциональной нагрузкой, вести профессиональную деятельность станет куда проще, не говоря уже о том, что это существенно облегчит состояние клиентов во время пребывания на сессиях.

Итак, как выше отмечалось, психологи бывают разные. Следовательно, и зоны для их кабинетов тоже неодинаковые. И если обычный специалист с консультативным профилем нуждается только в паре зон: так как его основная деятельность сосредоточена на близком контакте со своим подопечным, то другим психологам часто требуется больше локаций. Рассмотрим более простой вариант.

В кабинете психолога для взрослых чаще всего можно встретить следующие три зоны:

  • Консультативную;
  • Диагностическую;
  • Рабочую.

Классический кабинет психолога в бежевых и зелено-коричневых оттенках: рабочая зона специалиста с комфортабельными креслами

Консультативная зона

Для психолога является одной из самых важных зон, так как она создана не только для личного пространства, но и для работы с клиентом посредством продолжительного диалога, в ходе которого нужно обсудить все насущные проблемы. Дизайн этой локации следует оформлять с максимальным комфортом. Цветовая гамма должна быть в нейтральных или пастельных тонах, которые не будут отвлекать ни клиента, ни специалиста. Обязательными элементами интерьера в этом месте кабинета психолога должны стать: удобная софа, кушетка (или же кресло) для гостя, небольшой столик для расположения необходимых приспособлений, а также комфортабельное мягкое место для ведущего практика.

Просторный кабинет психолога с высокими потолками и большим диваном для удобства клиентов: зона для консультаций

Комнату в этой части должны обязательно украшать живые растения, панно на стенах с природными, абстрактными или урбанистическими мотивами. Хорошим вариантом оформления кабинета психолога в данной локации станет установка аквариума, миниатюрного фонтанчика или декоративного камина. Ковер с приятным высоким ворсом тоже помогает расслабиться клиенту и настроиться на доверительные отношения с психологом, поэтому станет очень уместным атрибутом. Чем больше натуральных материалов будет в этой зоне, тем лучше для всех.

Диагностическая зона

Часто подобную зону можно встретить в кабинетах клинических психологов, которые проводят серьезные исследования, требующие долгой и продолжительной работы. Чтобы специалист мог настроиться на нужную волну и сосредоточиться на своем клиенте, а также правильно установить диагноз, следует очень щепетильно оформлять интерьер этой локации в комнате психолога. Тут не должно быть отвлекающих деталей или атрибутики, позволяющей сильно расслабиться. Только настрой на рабочий лад!

Кабинет психолога в старинном классическом стиле: зона для диагностики клиента в темных теплых оттенках

Здесь не должно быть никаких блестящих поверхностей (в том числе зеркал и сильно металлизированных полотен), ярких осветительных приборов (особенно с холодным синим цветом), контрастной мебели и элементов декора (даже одна красная книга в шкафу может отвлекать внимание от трудовой деятельности), а также на видное место не стоит устанавливать красивые растения (им место где-то в углу комнаты или на заднем плане).

Зона для диагностики в интерьере кабинета психолога обычно содержит следующие предметы мебели: шкафы с книгами или стеллажи (лучше с закрытыми дверцами, иначе придется все держать в идеальном состоянии: на открытых полках не должно быть отвлекающего внимание беспорядка), рабочий стол с несколькими удобными креслами для непосредственного контакта с клиентами (образцы на колесиках будут самыми уместными для этой зоны).

Рабочая зона

Самая важная локация для самого специалиста — это, безусловно, рабочая (ее еще называют личная) зона. В интерьере маленького кабинета психолога она может быть совмещена с диагностической, а в миниатюрной комнате частного консультанта — располагаться где-то возле окна. В этом месте больше всего естественного света, поэтому будет легче подготовиться к грядущей сессии с клиентом, а после нее — систематизировать и обрабатывать полученные данные в удовольствие.

Дизайн кабинета психолога в современном стиле модерн: рабочая зона специалиста с большим столом, удобными креслами и стеллажом

Дизайн личной зоны в комнате психолога можно выполнять по собственным предпочтениям, но если локация совмещена с другими, то лучше предпочесть нейтральную гамму, состоящую из теплых тонов: бежевых, песочных, светло-коричневых, кремовых и др. Есть смысл прятать рабочую зону за небольшой перегородкой или ширмой, которую можно убрать, когда прием закончится. Из мебели главными предметами здесь станут: большой письменный стол, мягкое кресло на колесиках и стеллаж с ячейками для удобного хранения книг и документов.

Значения цветов для комнаты психолога: памятка для создания гармоничного интерьера в определенной локации

    — вызывают активность, побуждают к действию, возбуждают воображение, такое оформление больше подойдет для домашней обстановки!
  1. Светло-оранжевый, приглушенно-желтый — позволяют быстрее установить контакт с клиентом, располагают к беседе и откровению, поэтому хороши для кабинета психолога.
  2. Глубокие синие, фиолетовые, лиловые оттенки — создают отстраненность, заставляют глубоко уйти в себя клиента, дистанцируют его, усложняют работу психологу;
  3. Все оттенки зеленого, включая оливковый (кроме кислотных) — настраивают на трудовую деятельность, не напрягают, смягчают обстановку, даже в меру раскрепощают.
  4. Коричневые и бежевые нюансы — стабилизируют состояние, погашают раздражительность, являются практически незаметными для клиента.

Универсальная палитра бежево-коричневых оттенков для оформления кабинета психолога: комната в стиле современный модерн

Еще 3 интересных момента о цветах в кабинете частного психолога:

  1. Взрослые люди чаще всего тяготеют к синим оттенкам, поэтому часто оформляют свое домашнее убранство именно в подобной гамме. Однако это не значит, что такие цвета уместны при создании дизайна кабинета психолога. И вот почему: на коричневом и даже красном диване клиентам всегда сидится комфортнее и уютнее, несмотря на то, что алые нюансы вызывают некоторый эмоциональный подъем и раздражительность.
  2. Белые стены часто отталкивают людей. В таком помещении клиенты не смогут расслабиться, а значит — и доверять специалисту. Лучше отдать предпочтение теплым светлым тонам, но не белоснежным. Белый тут не нейтральный и не базовый, он будет только отвлекать и напоминать больничную палату. Гости из такого помещения могут убежать.
  3. Удивительно, но цвет входной двери имеет значение. Клиенты склонны обращать внимание на ту часть помещения, откуда они пришли. У них срабатывает психологическая защита. Оказавшись в замкнутом пространстве с психологом один на один, они подсознательно ищут выход, особенно если диалог со специалистом дается им с трудом. Поэтому цвет двери обязан быть нейтральным, а лучше, чтобы он и вовсе сливался со стенами.

Бежевые оттенки в кабинете психолога: дизайн интерьера в классическом экостиле

8 советов от дизайнера по облагораживанию кабинета профессионального психолога

1. Отделку комнаты психолога следует начинать с хорошей звукоизоляции, что является чуть ли не самым важным во всем создании интерьера. Отсутствие шума — залог успеха. Шумоизоляции должны быть подвержены не только стены и потолок, но и окна.

Кабинет психолога в доме посреди парка или леса обеспечивает отличную шумоизоляцию от городской суеты

2. Стены не должны иметь твердых покрытий, пусть они будут отделаны тканевыми или мягкими флизелиновыми обоями нейтральных тонов или же светло-зеленых и приглушенно-желтых. Фотообои с изображением океана, гор, леса — также прекрасный вариант.

Дизайн классического интерьера кабинета психолога: стены с классическими обоями в темно-зеленых тонах

3. Потолок лучше не окрашивать в белый цвет, так как клиенты любят смотреть наверх, предпочтение стоит отдать двухуровневому варианту с подсветкой, кессонным образцам или фотообоям с рисунком чистого неба.

Темно-коричневый кессонный потолок из натурального дерева в кабинете психолога: классический интерьер

4. Полы предпочтительнее отделывать с помощью дерева теплых оттенков или, что тоже здорово, покрывать их полностью мягким ковролином или частично устилать коврами с высоким ворсом.

Ковер на полу в кабинете психолога: дизайн интерьера в стиле эклектика

5. Если окна в кабинете психолога большие с хорошим видом на городской пейзаж или парк, то их не стоит сильно закрывать, можно просто повесить полупрозрачную занавеску. Если они маленькие и выходят на постоянно движущиеся объекты (дороги, стройку), нужно отдать предпочтение плотным шторам, а в самом помещении установить отдельные приборы с теплым светом.

Классический кабинет психолога с большими окнами: комната в зеленых и теплых коричневых тонах

6. Рекомендуется использовать в кабинете комбинированное освещение. Одно — для консультаций, другое — для проведения специальной диагностики, третье — для рабочей зоны. Каждая локация должна быть самостоятельно подсвечена, но без холодного цвета. Качественная настольная лампа — обязательный атрибут психолога.

Интерьер комнаты психолога с естественными и искусственными источниками света: на фото показана грамотная многоуровневая подсветка

7. Комната не должна быть перенасыщена различными элементами декора. Но зона консультации может вмещать много растительности и расслабляющих атрибутов по типу картин природы, абстрактных плакатов с подсветкой и пр.

Кабинет психолога с минимальным количеством декора: одно растение и настенная картина — достаточно для создания гармоничной рабочей атмосферы

8. Мебель в комнате психолога просто обязана быть удобной, мягкой, обязательно с подлокотниками и спинками. Никаких табуреток и жестких стульев. Чем более комфортными будут кресла и софы для клиентов, тем больше будет возможность настроить собеседника и самого себя на диалог.

Удобная мягкая кушетка для лежания клиентов в кабинете психолога: интерьер в смешанном стиле

кабинет психолога

Присутствие психолога в образовательном учреждении – школе или детском саду – позволяет вовремя реагировать на отклонения в поведении, регулярно проводить диагностику и контролировать как отношения в группе, так и состояние, развитие каждого ребенка. Кроме детей, психолог оказывает помощь педагогам и родителям. Для создания оптимальных условий работы необходим отдельный кабинет.

Общие требования к кабинету психолога

К помещению, отведенному под оказание психологической помощи, предъявляется ряд требований:

  • Удобное расположение. Желательно, чтобы кабинет находился на первом этаже или имел отдельный вход. Так его легко найти, обеспечить конфиденциальность посетителя. Родители могут прийти к специалисту, не заходя в другие помещения.
  • Изолированность. Недопустимо организовывать рабочее место психолога в проходной или смежной комнате. Окна, прозрачные вставки на дверях должны закрываться, чтобы создать атмосферу доверия и психологического комфорта.
  • Звуковая изоляция. Кабинет нежелательно размещать вблизи от спортивного или музыкального залов. Соблюдение тишины – важное условие для занятий с психологом.
  • Микроклимат. Необходимо поддерживать комфортную атмосферу: температуру от 20 до 22 градусов, достаточную влажность, приток свежего воздуха с помощью вентиляционной системы или регулярного проветривания.

Идеальное решение, когда в распоряжении психолога есть несколько помещений: сенсорная комната, игровая, рабочий кабинет. Однако не все образовательные учреждения могут позволить выделить достаточно пространства, поэтому эффективен прием зонирования.

Важно! Требования ФГОС основываются на четырех принципах:

  • Разнообразие детства: значимо то, что происходит с ребенком сейчас.
  • Личностно-развивающий характер взаимодействия родителей, педагогов и детей.
  • Уважительное отношение к личности ребенка.
  • Реализация программ в соответствующих возрасту формах: игра, творчество, познание через практическое взаимодействие.

Кроме общих требований, к кабинету психолога предъявляются более узкие, которые зависят от возраста ребят в учреждении.

Оформление кабинета психолога в ДОУ

детский стол разноцветный

Деятельность психолога в детском саду ведется в четырех направлениях:

  • психологическая диагностика,
  • развитие,
  • психологическое просвещение и профилактика,
  • консультирование.

Для достижения этих целей необходимо иметь соответствующие инструменты: методический материал, игрушки, техническое оснащение. Мебель должна соответствовать росту дошкольника. В ДОУ нередко используются групповые активности. Для этого лучше иметь небольшие парты на каждого ребенка. Их можно сдвигать вместе, но при этом сохраняется личное пространство и комфорт.

Один из примеров такой мебели – стол «Разноцветик». Он имеет регулируемые ножки. Конструкция собирается из шести сегментов, представляющих собой шесть отдельных столиков с треугольными столешницами. В собранном виде комплект напоминает цветок.

Еще один вариант для оформления игровой и творческой зоны – многофункциональный стол «Творчество». Конструкция устроена по тому же принципу, что и у модели «Разноцветик», но имеет более расширенный функционал, благодаря материалу столешницы и ящику под ней. На столешнице можно рисовать маркерами, составлять узоры и слова из магнитов. Под ней есть пространство для хранения материалов для творчества и световой планшет для песочной анимации.

Игровая деятельность является основной для школьника, поэтому в кабинете должны быть разнообразные игрушки: музыкальные инструменты, наборы для спектаклей, мозаики для развития мелкой моторики, мягкие игрушки, коврики и кресла. Желательно, чтобы в помещении были растения в горшках, аквариум. Это позволяет снять уровень стресса, настроить на умиротворяющий лад.

Оформление кабинета психолога в школе

детский многофункциональный стол для творчества

В отличие от кабинета в детском саду, школьный психолог организовывает пространство без большого количества игрового материала. Весь инвентарь: инструменты и методики рассчитаны на ребят от 7 до 17 лет. Конечно, игра все еще остается эффективным инструментом, который развивает. Но она должна соответствовать возрастным особенностям. Для школьников подходят настольные наборы.

По своей актуальности игра уступает творческим занятиям, поэтому в школьном кабинете психолога должны быть различные материалы для творчества: лепки, рисования. Особую пользу несет стол для песочной анимации.

В школьном кабинете психолога могут быть уголки живой природы: аквариум с рыбками, попугай, хомяк. Живые растения также помогут приблизиться к природе, вдохновиться ее гармонией.

Для школьников актуальны сенсорные комнаты с множество ярких, мягких модулей. Они помогут выплеснуть энергию, снять напряжение и негативные эмоции, скопившиеся из-за малоподвижного образа жизни, больших интеллектуальных нагрузок. В такой комнате можно повесить светильник «Галактика». Он позволит ребенку понаблюдать за звездами, лежа на коврике, погрузиться в умиротворенное состояние.

Зонирование рабочего пространства

игровой домик, шалаш-шатер

Чтобы обеспечить полный комплекс задач детского психолога, необходимо несколько функциональных зон:

  • Зона ожидания предназначена для взрослых с детьми и без них. Обстановка должна быть уютной и располагающей, иметь мягкие кресла или диванчик, информационные стенды с тестами для самодиагностики и полезными статьями. Пространство должно предполагать некоторое уединение. Здесь родители могут заполнять анкеты и опросники. Чтобы ребенок не скучал, можно поставить журнальный столик с красочными книжечками и настольными играми.
  • Рабочая зона психолога предусматривает письменный стол, стеллаж, офисное кресло. Здесь психолог хранит методические материалы, данные детей, документацию. В этой зоне происходит подготовка к занятиям.
  • Зона первичного приема предусматривает наличие мягкого уголка или удобных кресел. Здесь же можно поставить картотеку с личными делами. В этом уголке происходит первая встреча клиента с психологом и знакомство, поэтому важно создать располагающую атмосферу.
  • Зона проведения консультаций должна обеспечивать ощущение комфорта и доверия. Она должна быть уединенной, находиться на некотором расстоянии от окна. Лучше, если кресла стоят не напротив друг друга, а под углом для удобства близкого общения.
  • Зона проведения диагностики предполагает наличие пространства и материалов для обследования. Здесь может стоять небольшой стол, шкафчик с игрушками и заданиями.
  • Зона коррекционной-развивающей работы используется для индивидуальных и групповых встреч. Здесь находится стол, основная материально-техническая база: проектор, телевизор, интерактивные столы.
  • Игровая зона также разделена по подкатегориям: театральный уголок, конструкторы, игрушки, наборы для творчества.
  • Зона снятия напряжения – это живой уголок, сенсорная комната, детский домик или палатка без окошек, коврик, мягкие поверхности на стенах.

Зонирование происходит не только за счет наполнения. Важно визуально разграничить пространства, используя цвет отделки, перегородки, занавески. Некоторые зоны можно объединять: например, зоны первичного приема и проведения консультаций или диагностики и коррекционно-развивающей работы. Если нет возможности оборудовать отдельную сенсорную комнату, можно выделить для этого уголок.

Что должно быть в кабинете психолога?

Даже очень хороший специалист зачастую ограничен окружающими его условиями. Особенно, если речь идет о детях, ведь они нуждаются в разнообразной деятельности. Здесь недостаточно выделить комнату с письменным столом, шкафом и креслом для посетителя. Компания «Приоритет», используя многолетний опыт практикующих специалистов и передовые тенденции в мире, предлагает готовые модули для обустройства современного и эффективного кабинета психолога.

Техническое оснащение

музыкальные световые панели

Современное техническое оборудование позволяет эффективно и в интересной форме проводить диагностику, коррекцию, развитие ребенка. Для этого предназначены разнообразные интерактивные приборы.

Программа «Психоблиц» поможет обследовать ребенка на его психологическую готовность к школе. В комплект входит 21 компьютерная игра для изучения разных аспектов: от кругозора до практических навыков. Проходить тестирование можно поэтапно, сохраняя данные каждого ребенка. В результате вы получите грамотно оформленное заключение для выведения на печать. Эта программа позволит психологу всесторонне подойти к диагностике, избежать лишней бумажной работы, сосредоточиться на общении с ребенком, творчески подходить к занятию.

Компьютерные игры Воскобовича обеспечат эффективную работу над логическим мышлением, развитием математических навыков. Программа отличается простотой использования. Это прекрасный способ разнообразить коррекционно-развивающую деятельность, заинтересовать ребенка. В программе больше 100 игр, рассчитанных на разный возраст: от дошкольников до учеников начальных классов.

Настенный комплекс «Котенок» отличается оригинальным оформлением. Доска крепится к стене, а программный модуль имеет 125 встроенный игр на логику, мышление, память. Можно устанавливать дополнительные программы. Это возможность сделать занятие более ярким, эффективным. Он подходит для групповых занятий и индивидуальной работы, обеспечивает наглядность подачи материала. Неоспоримым преимуществом комплекса является то, что он не занимает много места, поэтому подойдет для небольших помещений. Поверхность экрана покрыта ударопрочным стеклом, отсутствуют острые края, углы, опасные детали.

Очки виртуальной реальности – еще один способ использования инновационных технологий в работе психолога. Они подойдут для детей разного возраста, помогут погрузиться в ситуацию, пережить разные эмоции. В устройстве есть встроенные динамики и микрофоны. Размер очков подойдет для разных голов, благодаря механизму регулировки.

Сенсорный стол «Грузовичок» обеспечивает не только демонстрацию материала, но и взаимодействие с ним. Ребенок может нажимать на изображения, осваивать знания и умения на практике. Конструкция отличается красочным дизайном и выглядит в виде разноцветной машинки. Размер стола подходит для дошкольников. Можно дополнять встроенные приложения и игры, установив флешку. Интерактивное оборудование можно настроить по уровню сложности и типу задач, можно ознакомиться с материалом и закрепить полученные знания.

Методические материалы для занятий

дети сидят за столом

Основа работы психолога в детском саду – это традиционные методические материалы: карточки, конструкторы, игрушки. Компания «Приоритет» разработала специализированные наборы, предназначенные для практикующих специалистов. Это так называемые «Наборы психолога». Их можно приобрести в стандартном и мини формате, в разной комплектации. Уникальность таких наборов заключается в удобной системе хранения – небольшой комод содержит все необходимое для работы над логическим мышлением, расширением словарного запаса, для проведения опытов с водой и другими материалами. В комплект также входят методические пособия по системам легендарных педагогов Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Необходимый минимум материалов для работы психолога:

  • Театральный уголок: наряды, маски, перчаточные или пальчиковые куклы. Хорошо подходят готовые наборы социально-бытовых и сказок про животных.
  • Музыкальные инструменты: дудочки, погремушки, ксилофоны, бубенчики, маракасы.
  • Материалы для развития двигательной активности: разнообразные массажные мячики, панели-лабиринты, межполушарные дощечки и другие тренажеры для детей.
  • Игрушки для улучшения мелкой моторики: шнуровки, лабиринты, бизиборды.
  • Навыки конструирования: конструкторы, пирамидки, сборные элементы, пазлы.
  • Игры с песком: кинетический, песочная анимация на специальных столах или планшетах.
  • Дидактические игры: лото, карточки с заданиями.
  • Творческие наборы: раскраски, пластилин, аппликации.

Все материалы удобно хранить в стеллажах в прозрачных контейнерах или подписанных коробках. Все перечисленные материалы должны быть сделаны из качественных и экологически чистых материалов. Предпочтительна натуральная древесина, поверхность деталей должна быть хорошо отшлифована. Наборы «Приоритет» включают в себя полный комплекс методических материалов, а также удобную систему хранения. Они упростят работу психолога и помогут без лишних временных затрат оснастить кабинет всем необходимым.

Светоцветовое оформление

детский стеллаж для игрушек

Учеными давно замечено интенсивное воздействие цвета на эмоциональное состояние и даже обострение разных органов чувств. Так маленьких детей привлекают яркие и насыщенные оттенки – чаще всего красный. Он пробуждает интерес, но не подходит для оформления кабинета полностью.

Цвет – важная часть создания психологического комфорта, а также эффективный инструмент воздействия на эмоциональное состояние человека. Рассмотрим влияние некоторых цветов на человека:

  • Стимулирующие – теплая палитра:
    • желтый – облегчает контакт, жизнерадостный;
    • оранжевый – создает уют;
    • красный – обладает подавляющим, жизнеутверждающим действием.
    • синий – создает дистанцию;
    • голубой – увеличивает пространство;
    • сине-зеленый – дает ощущение движения, изменчивости;
    • фиолетовый – наделяет интерьер тяжестью, глубиной.
    • розовый – нежность, таинственность;
    • бледно зеленый – мягкость;
    • светло лиловый – камерность, изолирование;
    • серо-голубой – сдержанность.
    • насыщенный зеленый – освежает;
    • оливковый – успокаивает;
    • желто-зеленый – раскрепощает, придает силы.
    • охра – смягчает раздражительность;
    • темно-коричневый – снимает возбуждение.
    • темно-серый – изолирующий оттенок;
    • иссиня-чёрный – подавляет раздражение.

    Важно! Восприятие цвета меняется под воздействием музыки, уровня и характера освещенности. Так при плохом свете белые стены кажутся серыми, отталкивающими.

    дети сидят за столом, играют

    Огромное значение имеет то, где использован цвет: на потолке, стенах или полу. К примеру, черно-белый пол воспринимается нейтрально, а стены – агрессивно действуют на эмоциональное состояние.

    Еще несколько примеров:

    • оранжевый: на потолке – концентрирует внимание, на стенах – согревает;
    • коричневый: на полотке – ощущение тяжести, на стенах – придает уверенности;
    • голубой: на полотке – легкость, дружественность, на стенах – отчуждение;
    • желтый: на потолке – облегчает, на стенах – возбуждает.

    Цветовая палитра помогает при зонировании пространства. Ее можно менять в зависимости от функционального уголка. Так зона ожидания и консультаций должна вызывать умиротворение, комфорт. Здесь уместны спокойные оттенки, без контрастных вставок. Нежелательно использовать оранжевый и красные расцветки. Насыщенные тона уместны в игровой зоне. Помните, что при воздействии музыкой красный и оранжевый воспринимаются еще более ярко. Важно даже то, в какой цвет окрашены двери: серые открывать хочется меньше, чем окрашенные в яркие цвета.

    Большое значение имеет освещенность кабинета. Так при плохом естественном свете необходимо создать равномерное искусственное освещение. Желательны светодиодные светильники, так как они не только равномерно и без мерцаний светят, но и позволяют менять температуру света. Можно предусмотреть дополнительную подсветку разных зон.

    Советы дизайнеров

    Из-за большой функциональности кабинета, разнообразия зон и зачастую ограниченности площади важно рационально использовать каждый сантиметр. Для этого используют многофункциональную мебель, практичный декор.

    фибероптический пуфик-кресло

    Настенная панель «Мега блоки» – это и яркий декор, и место для размещения полочек и наглядного материала. Из отдельных блоков можно собрать композицию на стене, для чего выбирается размер и форма панно, располагаются цветовые акценты. Такая стена покрыта отверстиями, в которые легко вставить крючок и подвесить полочку, картинку, экран для проектора или планшет для рисования. Кроме блочных панелей есть и другие модели: в виде ромбов, пазлов, радуги.

    На стенах также можно разместить бизиборды. Компания «Приоритет» предлагает коллекцию интересных моделей в виде сказочных героев, животных.

    Еще один прием мобильной обстановки кабинета – использование мягких модулей. Они выполняют функцию стульев, столов, лестниц. Из них можно строить домики, горки, ограждения. Некоторые пуфы оснащены колесиками.

    В кабинете можно использовать фибероптические изделия: душ, картины, островки. В выключенном свете кабинет психолога превращается в сенсорную комнату.

    Для зонирования пространства не обязательно использовать разные цвета. В комплексе это выглядит аляповато и вызывает раздражение. Лучше отдать предпочтение разным по насыщенности и цветовой температуре оттенкам одного и того же цвета. Например, в уголке консультаций – бледно-желтые стены, а в игровой зоне – ярко-солнечные.

    В качестве мебели подойдут легкие модели или на колесиках. У кресел, столов должны быть округлые формы. Лучше, если прямоугольный проем окна будет смягчен текстилем. С внешней стороны двери можно повесить ящичек для записок и вопросов к психологу.

    Оформление кабинета психолога начинается с внешней стороны у входа. Здесь нет маловажных деталей: отделка стен, цвет дверей, мебель, оснащение, текстиль, предметы декора. Все должно располагать, создавая атмосферу доверия и покоя. Используя рекомендации дизайнеров и научные факты о цвете, следуя рекомендациям ФГОС о материалах и мебели, можно гармонично оформить кабинет и повысить эффективность своей работы.

    Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.

    На сегодняшний день существует несколько проектов оборудования специализированного кабинета детского психолога (О.Н. Усановой и В.С. Мухиной). Кроме того, в литературе можно встретить отдельные рекомендации по светоцветовому оформлению кабинета, использованию в нем музыкальных средств или дополнительных средств дизайна интерьера. Однако эти рекомендации не учитывают реальных условий работы педагога-психолога в образовательных учреждениях.

    Предлагаем некоторые варианты организации рабочего пространства, для того чтобы педагоги-психологи могли оборудовать свой кабинет в зависимости от запросов и возможностей именно их образовательного учреждения.

    Расположение кабинета


    Для кабинета педагога-психолога следует отвести помещение площадью не менее 25-30 м2, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек и работа проходила в комфортных условиях.
    Кабинет желательно расположить в доступном месте. Целесообразно определить под него помещение на первом этаже здания, что позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.
    Кабинет педагога-психолога должен быть территориально изолирован.

    Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Нельзя размещать его в проходном или смежном помещении (например, объединять с методическим кабинетом, физкультурным или музыкальным залом и пр.). По возможности лучше оборудовать его вдали от медицинского и административного кабинетов.

    Помимо территориальной важна также звуковая изоляция. Для ее обеспечения в кабинете можно установить двойную дверь. Во время занятий на двери рекомендуется вывешивать предупреждение (табличку) о соблюдении тишины.

    В кабинете необходимо поддерживать оптимальный температурный режим (от 20 до 22 °C). Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации, а также для кондиционирования воздуха.

    Зонирование рабочего пространства кабинета педагога-психолога


    Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификойпрофессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, целесообразно разделить его на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:

    • первичного приема и беседы с клиентом;
    • консультативной работы;
    • диагностической работы;
    • коррекционно-развивающей работы;
    • игровой терапии;
    • релаксации и снятия эмоционального напряжения;
    • рабочую (личную) зону педагога-психолога;
    • ожидания приема.

    Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом, компьютером и т. д. Рядом со столом педагога-психолога можно поставить шкаф и разместить в нем необходимые диагностические, методические материалы, инструментарий для проведения психологического обследования, литературу
    и т. д., а также картотеку с данными о клиентах (детях, педагогах, родителях).

    При оборудовании кабинета педагога-психолога рекомендуется:

    • окрашивать потолок в голубой цвет (можно использовать подвесной светящийся потолок), а стены — в светло-желтые, светло-зеленые (в южных регионах — светло-голубые) тона;
    • обивать стены драпировочной тканью, что способствует дополнительной звукоизоляции;
    • использовать в оформлении кабинета элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, декоративно-художественные композиции из комнатных растений, аквариум и т. д.);
    • закрывать полы мягким ковровым покрытием темно-зеленого цвета или других природных цветов;
    • устанавливать двойные двери или двери с тамбуром;
    • завешивать окна шторами из плотной светонепроницаемой ткани в тон стен, что зрительно увеличивает комнату (для просмотра видеозаписей, слайдов и т. д.);
    • приобретать в кабинет мягкие или полумягкие кресла с удобными спинками и подлокотниками, а в зону релаксации — с подголовниками или высокими спинками.

    Зона консультативной работы предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Оформлять ее рекомендуется так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно. Способствуют этому цветовая гамма, выдержанная в мягких, пастельных тонах, а также такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов и т. п.

    Зона диагностической работы предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь не должно быть лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей и мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Диагностические материалы, необходимые педагогу-психологу для работы, должны быть систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в специальных шкафах так, чтобы ими было удобно пользоваться.

    Зона коррекционно-развивающей работы оснащается индивидуальными столами-партами, доской, мольбертами, фланелеграфом и пр. Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор, развивающие пособия и т. д.).

    Зона игровой терапии в кабинете детского психолога приобретает особое значение и поэтому должна быть по-особому оснащена. В нее следует приобрести мягкое покрытие для пола, передвижную мебель, способствующую быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы и т. д.

    Уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т. п. Обстановка должна помогать детям адаптироваться к условиям работы в кабинете.

    В помещениях для психологической работы не рекомендуется использовать:

    • блестящие поверхности;
    • лампы накаливания;
    • яркую и мелькающую цветовую подсветку;
    • все элементы ландшафто- и фитодизайна одновременно.

    Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, негромкое звучание спокойной музыки — все должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения.
    Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. Дети могут сделать это, забравшись в небольшой матерчатый вигвам или домик-теремок.

    Рабочая (личная) зона необходима педагогу-психологу для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.

    Зона ожидания приема выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к педагогу-психологу дети и взрослые могут удобно устроиться и подождать. Желательно разместить в ней информационные стенды, библиотечку со специальной психолого-педагогической литературой для родителей, подборку популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания. В ходе работы педагога-психолога с ребенком родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (например, заполнять анкеты, опросники и т. д.).

    Сложная зональная организация рабочего пространства кабинета педагога-психолога в идеальном варианте предполагает его размещение в нескольких комнатах. Однако это не предусмотрено проектами типовых зданий российских школ и детских садов. Поэтому кабинет можно оборудовать на базе как стандартного (например, класса или групповой), так и подсобного помещения.
    В небольшом кабинете не получится разместить все предложенные зоны. Тем не менее и его можно сделать очень функциональным. Например, оборудовать зоны диагностической и коррекционно-развивающей работы, консультативную и рабочую (личную) зоны педагога-психолога. В таком случае особенно важно правильно подобрать для кабинета мебель: она должна быть компактной, удобной и многофункциональной, желательно светлых тонов.

    В таком кабинете педагог-психолог может осуществлять лишь индивидуальную работу и работу с малыми подгруппами. Для реализации деятельности в полном объеме ему необходимо договориться с администрацией своего учреждения о возможности использования других помещений.

    Требования к материально-техническому оснащению
    кабинета детского психолога


    ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ И ИНТЕРЬЕРУ
    Кабинет может быть создан на базе стандартного классного помещения на основе принципиально новых форм организации пространства в связи с его функциональным назначением.
    Архитектурно-художественная концепция проекта предполагает осознанный отход от прямого угла (они скругляются), а также формирование среды кабинета через создание образов природы.
    Интерьер кабинета и его архитектурное решение связаны с применением средств для изменения форм, объема, а также цветового, светового и звукового оформления пространства.
    Идеи архитектуры и дизайна кабинета детского психолога отражены в чертежах проекта кабинета.

    Температурный режим
    Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время, в связи с повышенной сухостью воздуха, для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт». Желательно также наличие установки для кондиционирования воздуха.

    Звукоизоляция
    Для изоляции от шумов коридора комната должна быть оборудована двойной дверью, а для уменьшения шума от работы звуковоспроизводящей аппаратуры целесообразно обеспечить выносной пульт управления.
    Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.
    Необходима изоляция помещений от шума, вибрации и других неблагоприятных факторов. Максимальная громкость звучания записей – 30 дБ.

    Освещенность и цвет
    Интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Максимальный уровень общей освещенности – до 1000 лк. Рекомендуется комбинированное освещение как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих, релаксационных или развивающих занятий применяется обычное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Сеансы релаксации проходят в полузатемненном помещении, что способствует снятию напряжения.
    Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения или раздражения. В цвето-световом интерьере предпочтительными являются голубые и зеленые тона (голубой потолок для имитации неба, зеленый пол для создания образа природы).

    Организация пространства
    Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно также и для освоения так называемой «детской территории» в психологическом кабинете.
    С учетом задач работы детского психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.
    1. Зона ожидания приема представляет собой отдельные небольшие помещения, закрытые от посторонних. В оформлении их рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.
    2. Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом; картотекой с данными о клиентах (детях, учителях, родителях); закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования.
    3. Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра. Все это вместе создает обстановку уюта, защищенности, располагает к расслаблению, успокоению, способствует открытому доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования.
    4. Зона игровой терапии в специализированном кабинете детского психолога приобретает особое значение и поэтому должна быть по особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т.д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.
    5. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности в сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональная разрядка в этой зоне может достигаться и специфическим решением интерьера, изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут и под воздействием определенных элементов обстановки, изменений слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки.
    Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайд- и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. Особое значение эти занятия приобретают для контингента лиц, проживающих в районах неблагоприятных экологических воздействий или испытавших травматический стресс.
    Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и задачам функционирования специализированного кабинета детского психолога в учебно-воспитательном учреждении, где основным контингентом посещающих кабинет или нуждающихся в его работе целесообразно считать учащихся различного возраста и дошкольников, их родителей и воспитателей, учителей школ.

    ТРЕБОВАНИЯ К СВЕТО-ЦВЕТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ
    Природа всегда дарила человеку бесконечный веер цветовых переживаний. У большинства людей есть определенная симпатия к одним цветам и антипатия к другим, т.е. личная цветовая шкала, которую можно рассматривать как выражение индивидуальности. Шкала любимых цветов изменяется в течение жизни человека. Так, дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет всем другим. Они гораздо больше, чем взрослые, отдают предпочтение интенсивным цветам. С наступлением старости излюбленными становятся серые и пастельные тона. При изменении состояния человека или внешних условий меняется оценка цвета. Меняются и ощущения человека в зависимости от цветовой среды: в комнате, окрашенной в сине-зеленый или синий цвет, кажется холоднее, чем в комнате с такой же температурой, но окрашенной в оранжевый цвет или цвет охры. Влияние цветовосприятия на состояние психики человека изменяется в условиях специального воздействия.
    В психологической практике цвет используется как элемент создания психологического комфорта и как средство эмоционально-эстетического воздействия на организм человека.
    По воздействию на человека все цвета можно разделить на две группы: так называемые теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона).
    Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему оказывает зеленый и голубой цвет. Все светлые тона хорошо влияют на психофизиологическое состояние человека, вызывают хорошее настроение. Темные же тона, насыщенные оттенки цвета угнетают настроение, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют центральную нервную систему.
    Цвет также связан и со слухом. При восприятии шума усиливается функция зрительных рецепторов, и поэтому усиливается и восприятие зеленого цвета, а повышенное восприятие зеленого цвета в известной степени «покрывает» шум. При слушании звуковых тонов оранжевый цвет кажется светлее и желтее, чем в тишине. При мрачных, угрюмых звуках красный цвет кажется темнее. Правильное применение цвета в оформлении помещений позволяет изменять настроение человека, затрагивает весь его телесно-духовный организм. Поэтому в оформлении интерьера надо исходить из законов цветовой динамики, учитывать то, что интерьер своей цвето-световой средой создает определенные впечатления у ребенка, влияет на его ощущения и настроение. Влияние цвета на психическое состояние ребенка должно непременно учитываться при организации пространства его жизнедеятельности. Таким образом, правильное использование цвета является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы кабинета.
    Для выбора цветовой гаммы кабинета детского психолога можно использовать «естественный цветовой круг» И.В. Гёте. В основе его – оценка цвета по категориям и выделение основных и составных цветов первой и второй степени.
    Основные цвета – желтый, синий, красный, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета.
    Составные цвета первой степени получаются смешением двух основных цветов.
    Составные цвета второй степени образуются смешением составных цветов первой степени.
    «Естественный цветовой круг» И.В. Гёте строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета – желтый, синий и красный. В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний треугольник, на вершинах которого располагаются составные цвета первой степени. На таком круге на противоположных точках будут взаимно противостоять два цвета. Они называются противоположными или дополнительными. Противоположные цвета всегда создают резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты воздействия. Составные цвета производят иное впечатление, чем цвета их составляющие. Так, составной цвет из синего и зеленого не успокаивает, а скорее вызывает чувство неуверенности и беспокойства, и наши глаза в таких случаях бессознательно ищут компенсирующий оранжево-красный цвет, как естественный дополнительный цвет. Знание этих эффектов влияния цвета на состояние психики можно использовать при планировании территориального пространства кабинета в зависимости от задач работы.
    Например, в ситуации семейного консультирования желательно оформить зону ожидания и консультативную зону как пространство, обеспечивающее относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. поэтому цветовое решение здесь должно быть выдержано в основных тонах. Использование насыщенных оттенков красно-оранжевого цвета в этой зоне противопоказано. Не рекомендуется также создавать в этой зоне резкие цветовые контрасты в восприятии.
    В ситуации организации игротерапии, наоборот, пространство оформляется с применением насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих. Здесь допустимо смешение основных тонов, применение составных цветов первой и второй степени. При этом следует учитывать, что в помещении с хорошей акустикой при музыкальном сопровождении звучные цвета (оранжево-красные) усиливаются.
    Цветовой климат кабинета выступает, таким образом, важной составной его частью. Цветовое решение интерьера можно изменить при помощи специальных технических приспособлений – светофильтров, светорегуляторов, цветодинамического панно, цветных подвижных перегородок для перепланировки пространства. Целесообразно иметь специальную цвето-световую программу, сопровождающую занятие с детьми.


    ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИТОДИЗАЙНА
    Растения, обогащая воздух кислородом, благотворно воздействуют на организм человека, способствуют созданию оптимальных санитарно-гигиенических и эстетических условий для занятий и отдыха.
    Правильно организованное озеленение психологического кабинета, основанное на принципах фитодизайна, является наиболее полноценной формой компенсации потребности человека в естественной природной среде, биологическое влияние которой на человека сравнительно хорошо изучено в экологической психологии. Психологи установили также, что дети реагируют на окружающую среду более непосредственно, чем взрослые. Поэтому нужно с большим вниманием, знанием рекомендаций проектировать детские помещения, комнаты для игр, занятий, защищая детей от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В равной мере эти требования относятся и к организации среды специализированного кабинета детского психолога, где обязательно должно быть озеленение, основанное на принципах фитодизайна.
    Принципы фитодизайна требуют учета следующих моментов:
    1) архитектурные и инженерные:
    – создание комфортных условий для человека (объемно-планировочные, микроклиматические и эстетические),
    – создание нормальных условий для роста и развития растений (освещение, почва, дренаж, полив и т.д.);
    2) биоэкологические:
    – подбор ассортимента растений (светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые),
    – подбор композиций растений (прямостоящие и ампельные, а также стелющиеся) и пр.
    Наиболее благоприятна для развития растений специальная цветочная витрина (флорариум). Особенно часто она используется в безоконных и бесфонарных помещениях в световых пейзажных фитокомпозициях. Во всех случаях витрины флорариума представляют собой разновидность зимнего сада.
    Благодаря искусственному освещению такую витрину можно размещать в самых различных уголках помещения или использовать в качестве разделителя основных зон психологического кабинета.
    Материалом для цветочницы могут служить металл, бетон, керамика, пластик, дерево. В керамическом сосуде или деревянном ящике можно высадить несколько горшечных растений, создав с их помощью небольшой ландшафт. Это может быть уголок «пустыни» из суккулентов или ландшафт по типу японского сада с небольшим папоротником и неровными камнями в основании. Неплохо использовать в кабинете и растения местной флоры.
    Керамические, стеклянные, деревянные или пластиковые цветочницы могут иметь разнообразные формы и размеры, чтобы их удобно было формировать по группам, создавая перепады высоты.
    Целесообразно строить фитокомпозицию в кабинете по принципу приближения к природному ландшафту, но в миниатюре. Наиболее характерными ассоциативными растительными фитокомпозициями, экологически и эстетически совместимыми, являются: «тропический лес», «лесные поляны», «зеленая стенка», «скальный», «болотный» и «садово-декоративный».
    Если витрину-флорариум располагать вдоль свободных стен, то целесообразно заднюю ее стенку сделать зеркальной и тем самым иллюзорно увеличить объем интерьера и озеленения. При этом необходимо учитывать, что зеркала должны быть герметично защищены от влаги.
    При выборе ассортимента растений необходимо отбирать такие, оптимальные условия произрастания которых сходны с условиями, комфортными для человека, то есть температура воздуха 18–24 о С, влажность 50–60%, освещенность 500–1000 лк.
    Для витрин флорариумов в кабинетах без естественного освещения рекомендуются фитокомпозиции «тропический лес» с ассортиментом теневыносливых, тропических и субтропических растений.
    В качестве источников света рекомендуется использование дуговых ртутных ламп мощностью 250, 400, 1000 вт, а также люминесцентных мощностью 40 или 80 вт в сочетании с лампами накаливания.
    Планируя интерьеры зон психологического кабинета, можно вводить в них живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, иногда щебечущих птиц, чтобы полнее имитировать экологическое пространство человека, которое оказывает психологическое влияние на детей особенно в те часы, когда они наиболее восприимчивы к этому после напряженного труда, социальных контактов высокой напряженности. Защиту от вредного влияния среды на психологическое состояние человека в этом случае можно найти в хорошо организованном экопсихологическом пространстве, имитирующем природную среду. В этом состоит значение и целесообразность применения фитодизайна в условиях психологического кабинета.
    Удачным взаимодополнением к комфортным условиям фитодизайна является использование во время занятий записей звуков природы, шума леса, морского прибоя, птичьего пения, что оказывает весьма благоприятное воздействие на организм и особенно хорошо воспринимается детьми.

    ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
    В качестве одного из психологических средств воздействия во время индивидуальных и групповых занятий в кабинете применяются специально подобранные музыкальные программы, влияние которых характеризуется многоплановыми изменениями функционального состояния организма. Музыка оказывает на человека своеобразное действие: так, варьируя музыкальный фон, можно управлять работоспособностью человека или усиливать релаксацию.
    Тихая мелодичная музыка обладает седативным действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы, напротив, музыкальные отрывки с более резкими звуковыми переходами повышают ее функцию.
    Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры по механизму акустико-моторного рефлекса, усиливает поток импульсов, которые подобно моторно-висцеральным рефлексам оказывают благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем.
    Музыка в психологическом кабинете должна быть субдоминантным раздражителем, который можно регулировать по силе и времени звучания. Максимальная громкость звучания не должна превышать уровня 30 дБ, а общая продолжительность звучания – от 15 до 30 минут.
    Музыкальные программы по характеру произведений должны четко соотноситься с возрастными, психологическими особенностями клиентов, сопровождать каждый этап оптимизации состояния человека, способствуя снятию эффектов утомления и психоэмоциональной напряженности.
    При составлении музыкальных программ, сопровождающих аутотренинг или социально-психологический тренинг, необходимо помнить о том, что подбор музыкальных произведений должен осуществляться руководителем индивидуально в соответствии с задачами работы, собственным стилем и методикой ведения занятий. Особенно важно учесть и соблюдать правила соотнесения ритма произносимых формул самовнушения с ритмом звучащей музыки. Обязательным условием является совпадение начала и окончания каждой речевой формулы с началом и окончанием музыкальной фразы. Важно также, чтобы формулы для выполнения определенного упражнения завершались вместе с завершением музыкального отрывка. Музыка служит фоном занятия, а поэтому она всегда должна звучать тише голоса руководителя. Для психотерапевтических целей необходимо подбирать музыку с относительно низким эмоциональным насыщением.
    В музыкальном сопровождении тренинговых занятий не рекомендуется использовать модные шлягеры, широко известные и популярные классические произведения, так как в этом случае музыка может ассоциироваться с какими-то личностно значимыми событиями и отвлекать от выполнения упражнений.

    Читайте также: