Одиночная поверхностная обработка усовершенствованных покрытий битумом с применением щебня

Обновлено: 31.05.2024

Состав работ: 1. Очистка покрытия. 2. Розлив битума. 3. Россыпь и укатка минеральных материалов. 4. Уход за покрытием.

Измеритель: 1000 м2 покрытия

27-46-1 Двойная поверхностная обработка битумом с применением щебня новых щебеночных [гравийных] покрытий

Двойная поверхностная обработка битумом с применением щебня существующих малоизношенных щебеночных [гравийных] покрытий:

27-46-2 с нормальной поверхностью
27-46-3 с деформированной поверхностью

Тройная поверхностная обработка битумом с применением щебня:

27-46-4 существующих сильно изношенных щебеночных [гравийных] покрытий и мостовых с нормальной поверхностью

27-46-5 мостовых с деформированной поверхностью

27-46-6 Двойная поверхностная обработка песчано-гравийною смесью

27-46-7 Одиночная поверхностная обработка усовершенствованных покрытий битумом с применением щебня

Одиночная поверхностная обработка усовершенствованных покрытий битумом с применением черного щебня с плотностью каменных материалов:

27-46-9 3 т/м3 и более

27-46-10 Двойная поверхностная обработка усовершенствованных покрытий битумом с применением щебня

Двойная поверхностная обработка усовершенствованных покрытий битумом с применением черного щебня с плотностью каменных материалов:

27-46-11 2,5-2,9 т/м3

27-46-12 3 т/м3 и более

Таблица 49 - Группа 46 Нормы с 1 по 6

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-46 1 27-46 2 27-46 3 27-46 4 27-46 5 27-46 6
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 37,84 38,15 43,96 45,06 45,53 38,94
Средний разряд работ 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1 3,1
Затраты труда машинистов чел-ч 15,56 16,14 20,95 22,38 23,38 16,79
Машины и механизмы
212-0102 Автогудронаторы, емкость 7000 л маш-ч 1,63 1,92 1,66 1,92 2,42 1,79
212-0202 Автогрейдеры среднего типа, маш-ч 5,02 5,02 7,54 7,54 7,54 5,02
мощность 99 кВт [135 л.с.]
212-0907 Катки дорожные самоходные гладкие, маш-ч 6,53 6,53 9,34 10,25 10,25 7,44
масса 13 т
270-0149 Щетки дорожные навесные с трактором маш-ч 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75

Окончание таблицы 49

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-46 1 27-46 2 27-46 3 27-46 4 27-46 5 27-46 6
Материалы
111-1763 Толь с крупнозернистой посыпкой, м2
марка ТВК-350
111-1900 Эмульсия битумная для гидроизоляционных работ т - - - - - 3,61
1421-9450 Щебень из природного камня для м3 18,9 18,9 12,2 15,3 -
строительных работ, фракция 5[3]-10 мм, марка М1000 и более
1421-9452 Щебень из природного камня для м3 30,6 15,3 36,7 47,9 -
строительных работ, фракция 10-20 мм, марка М1000 и более
1421-9656-2 Смесь песчано-гравийная обогащенная с м3 - - - - - 31,6
содержанием зерен гравия от 15-25 %
По проекту Битум вязкий т 3,3 3,87 3,35 3,86 4,9 -

Таблица 50 - Группа 46 Нормы с 7 по 12

Шифр ресурса Наименование ресурса Единица измер. 27-46 7 27-46 8 27-46 9 27-46 10 27-46 11 27-46 12
Затраты труда рабочих-строителей чел-ч 23,24 33,13 33,13 29,67 48,98 48,98
Средний разряд работ 3,1
Затраты труда машинистов чел-ч 8,26 9,27 9,27 14,72 16,54 16,54
Машины и механизмы
212-0102 Автогудронаторы, емкость 7000 л маш-ч 0,64 0,36 0,36 1,21 0,68 0,68
212-0202 Автогрейдеры среднего типа, маш-ч 2,51 - - 5,02 - -
мощность 99 кВт [135 л.с.]
212-0907 Катки дорожные самоходные гладкие, маш-ч 3,72 4,46 4,46 6,53 7,74 7,74
масса 13 т
212-1801 Распределители щебня и гравия маш-ч - 3,34 3,34 - 6,69 6,69
270-0149 Щетки дорожные навесные с трактором маш-ч 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75
Материалы
111-1763 Толь с крупнозернистой посыпкой, м2
марка ТВК-350
1421-9450 Щебень из природного камня для м3 13,3 - - 11,7 - -
строительных работ, фракция 5[3]-10 мм, марка М1000 и более
1421-9452 Щебень из природного камня для м3 - - - 20,4 - -
строительных работ, фракция 10-20 мм, марка М1000 и более
По проекту Щебень черный фракции 5-10 мм т - - - - 14,5 16,7
По проекту Щебень черный фракции 10-20 мм т - - 26,6 30,6
По проекту Битум вязкий т 1,29 0,72 0,72 2,42 1,37 1,37

Группа 47 Поверхностная обработка битумной эмульсией с применением мытого щебня




Состав работ: 1. Очистка покрытия с увлажнением. 2. Розлив битумной эмульсии. 3. Россыпь мытого щебня. 4. Укатка. 5. Уход за покрытием.

Измеритель: 1000 м2 покрытия

27-47-1 Поверхностная обработка битумной эмульсией с применением мытого щебня

ОТРАСЛЕВАЯ ДОРОЖНАЯ МЕТОДИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ ОДИНОЧНОЙ ШЕРОХОВАТОЙ ПОВЕРХНОСТНОЙ
ОБРАБОТКИ ТЕХНИКОЙ С СИНХРОННЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ БИТУМА И ЩЕБНЯ

1. Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня" (далее Рекомендации) разработаны специалистами Федерального государственного унитарного предприятия Саратовского научно-производственного центра "Росдортех": канд. техн. наук Жилиным С.Н., канд. техн. наук Фадеевым С.С., инж. Крафтом В.Э. с участием академика Академии Транспорта России, профессора, докт. техн. наук Каримова Б.Б. и инж. Ганиева А.А. (Московский государственный технический университет - МАДИ).

2. Внесены Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора.

3. Утверждены и введены в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства РФ (Росавтодора) от 26.10.2001 г. N ОС-432-р.

4. Соответствуют ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов".

5. Введены впервые.

6. В настоящем отраслевом дорожном методическом документе реализованы нормы закона Российской Федерации "О стандартизации".

Все большее применение в Российской Федерации и других странах СНГ находит технология устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки с одновременным распределением вяжущего и каменного материала машинами типа Чипсилер. По сравнению с традиционной технологией, заключающейся в последовательном выполнении разделенных во времени операций по розливу вяжущего автогудронатором и россыпи щебня щебнераспределителем, новая технология имеет ряд преимуществ: высокая производительность, улучшенное качество работ и повышенный срок службы поверхностной обработки за счет применения синхронного распределения вяжущего и щебня.

Рекомендации обобщают научные исследования и опыт работ по устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки машинами производства фирмы SECMAIR и ФГУП СНПЦ РОСДОРТЕХ в Саратовской, Свердловской, Астраханской областях, республике Татарстан, а также республиках Средней Азии.

1. Область применения

1.1 Настоящие Рекомендации распространяются на технологию устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня, определяют рекомендуемые нормы расхода битума и щебня с учетом эксплуатационного состояния покрытия и климатических условий, а также порядок контроля качества работ.

1.2 Рекомендации содержат требования к материалам, организации производства работ и технологию одиночной шероховатой поверхностной обработки, порядок определения: средней нормы расхода и равномерности распределения вяжущего по ширине, средней нормы расхода щебня методом "мерной коробки" и равномерности его распределения по ширине методом "мерного шаблона", требования к охране труда и технике безопасности.

1.3 Рекомендации предназначаются для практического использования организациями, осуществляющими устройство одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и вяжущего на дорогах с асфальтобетонными покрытиями всех технических категорий во II, III и IV дорожно-климатических зонах.

1.4 Рекомендации направлены на широкое применение прогрессивной ресурсосберегающей технологии устройства поверхностной обработки высокопроизводительной техникой, предназначенной для снижения расхода материалов и повышения качества шероховатой поверхности, за счет синхронного и равномерного распределения битума и щебня.

2. Нормативные ссылки

В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

1. ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.

2. ГОСТ 8269.0-97. Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.

3. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

4. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

7. ОСТ 218.010-98. Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия.

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Устройство поверхностной обработки и тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон

Device of a surface treatment and thin layers of wear with application of different types of fibers

Дата введения 2015 г.

1 РАЗРАБОТАНЫ ООО "ДорТехИнвест".

2 ВНЕСЕНЫ Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

1 Область применения

1.1 Рекомендации по устройству поверхностной обработки и тонких слоев износа (шероховатых поверхностных слоев) с применением различных видов фиброволокон используются на стадии проектирования при назначении параметров шероховатости поверхности дорожного покрытия в зависимости от условий движения, при выборе соответствующих типов покрытий и способов распределения материалов, видов и качества используемых материалов, технологий и организации работ по устройству шероховатых поверхностных слоев с применением различных видов фиброволокон, а также для контроля качества.

1.2 Рассчитаны на инженерно-технических работников дорожного хозяйства и предназначаются для практического использования организациями, осуществляющими устройство шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон на различных типах покрытий во всех дорожно-климатических зонах.

1.3 Рекомендации предполагают постоянное совершенствование технологий устройства шероховатых поверхностных слоев, имеют возможность для создания и развития новых методических документов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

1. ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

2. ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

3. ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.

4. ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.

5. ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.

6. ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний.

7. ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия.

10. ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия.

11. ГОСТ 12784-78 Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Методы испытаний.

12. ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.

13. ГОСТ 16557-2005 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органо-минеральных смесей. Технические условия.

14. ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

16. ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

17. ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия.

18. ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия.

19. ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

21. ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия.

22. ОСТ 218.010-98 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия.

3 Термины и определения

В настоящих рекомендациях используются следующие термины с соответствующими определениями, применяемые в дорожном хозяйстве:

3.1 базовая длина: Длина линии, равная 180 (или 360) мм, проведенной вдоль полосы наката или перпендикулярно к ней в базовой плоскости контакта шины транспортного средства с поверхностью покрытия.

3.2 базовая плоскость: Плоскость поверхности колеса транспортного средства в зоне контакта с элементами шероховатости.

3.3 ЛЭМС: Литая эмульсионно-минеральная смесь.

3.4 разброс высот выступов макрошероховатостей: Статистическое распределение расстояний между проекциями вершин макроэлементов шероховатости на вертикальную ось.

3.5 тонкий слой износа: Верхний слой дорожного покрытия толщиной от 1,0 до 2,5 см с повышенными фрикционными (шероховатостью) и гидроизоляционными характеристиками из специально подобранной асфальтобетонной смеси, уложенной по мембранной технологии. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.

3.6 шероховатая поверхность: Поверхность, которая образуется чередованием выступов зерен щебня и впадин между ними, а также шероховатостью выступов.

3.7 шероховатое тонкослойное покрытие: Шероховатый износостойкий защитный и устойчивый к колее слой, толщиной от 2,5 до 4,0 см, частично впрессованной в перекрываемое асфальтобетонное покрытие по высокотемпературной технологии и образующий с ним единый монолит.

3.8 шероховатый поверхностный слой: Специально создаваемый поверхностный слой дорожного покрытия, обладающий шероховатостью, защитными и сцепными свойствами.

3.9 шероховатость покрытия: Совокупность макро- и микрошероховатостей, либо специально созданных бороздок на покрытии в зоне контакта шины транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия.

3.10 шероховатая поверхностная обработка: Верхний конструктивный слой дорожного покрытия, образованный последовательным распределением вяжущего и щебня.

3.11 фибра (фиброволокно): Материал в виде волокон или узких полос, применяемый во многих отраслях промышленности.

3.12 элементы макрошероховатости: Крупные структурообразующие неровности профиля дорожного покрытия, представленные на рисунке 1, характеризуемые впадинами и выступами.


К - базовая плоскость поверхности колеса в зоне контакта с элементами макрошероховатости; C - плоскость наибольших впадин шероховатости в зоне контакта колеса; B - плоскость наибольших выступов шероховатости в зоне контакта колеса; - базовая длина, мм; D - размер отпечатка протектора колеса, мм; S - шаг местных выступов макрошероховатости в пределах базовой длины, мм; - шаг контакта шины с поверхностью покрытия в пределах базовой длины, мм; R - частная глубина впадин макрошероховатости (расстояние между проекциями смежных вершин и впадин на вертикальную ось), мм

Рисунок 1 - Элементы и параметры шероховатости в зоне контакта шины транспортного средства с поверхностью покрытия

3.13 элементы микрошероховатости: Мелкие выступы и поры на элементах макрошероховатости, определяющие активность поверхности макрошероховатых элементов при взаимодействии с шиной транспортного средства.

4 Общие положения

4.1 Все виды шероховатых поверхностных слоев с применением различных видов фиброволокон являются защитными слоями и применяются в качестве фрикционного и гидроизоляционного слоя износа для увеличения срока службы существующих дорожных покрытий, повышения их ровности и улучшения условий движения 4.

4.2 Использование фиброволокон позволяет повысить сопротивляемость статическим и динамическим нагрузкам от колеса транспортного средства, повысить трещиностойкость и износоустойчивость дорожных покрытий, продлить их срок службы до очередного ремонта [9].

4.3 Профиль шероховатых поверхностных слоев определяется геометрией щебня, его количеством и составом по фракциям, а также технологией его устройства. Определение параметров макрошероховатости проводится посредством измерения высоты, глубины и шага неровностей [4, 10].

4.4 При распределении компонентов шероховатых поверхностных слоев наблюдается эффект сегрегации, связанный с неоднородностью распределения геометрических показателей активных выступов макрошероховатости в вертикальном, продольном и поперечном направлениях.

4.5 Взаимосвязь между изменением параметров макрошероховатости и изменением коэффициента сцепления шероховатых поверхностных слоев определяется по результатам контактирования шины колеса транспортного средства с неровностями, обладающими определенным сочетанием геометрических параметров.

4.6 Неровности дорожного покрытия характеризуются микро- и макрошероховатостью и оцениваются как разные однородные и неоднородные текстуры покрытия, имеющие в каждом случае свои отличительные особенности.

4.7 При назначении параметров макрошероховатости шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон рекомендуется учитывать, что на изменение коэффициента сцепления влияет не только изменение средней высоты выступов и средней глубины впадин макрошероховатостей, но и изменение их текущей средней и разброса (диапазона или статистического распределения) высот активных выступов и глубин впадин.

4.8 Измеряемые параметры макрошероховатости могут быть назначены согласно ГОСТ 2789.

4.9 Регламент контроля геометрических показателей шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон основан на параметрах макрошероховатости, имеющих свойства инвариантности в отношении базы измерений.

4.10 Применение фиброволокон не вызывает изменения технологии устройства поверхностных обработок и тонких слоев износа, за исключением методов и средств дозирования и введения фиброволокна в асфальтобетонную смесь или в ее компоненты.

5 Классификация шероховатости и условия устройства поверхностной обработки и тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон

5.1 Одними из главных способов обеспечения требуемых значений коэффициента сцепления является создание и восстановление шероховатой поверхности.

5.2 Минимально допустимые в течение всего срока службы значения коэффициента сцепления и средней глубины впадин макрошероховатости R приведены в таблице 1 [4, 10].

Таблица 1 - Допустимые значения шероховатости и коэффициента сцепления для всего срока службы (принята по табл.2.1 [4, 10])

Характеристики участков дорог

Допустимый коэффициент сцепления

Допустимая средняя глубина впадин макро-
шероховатости в различных дорожно-
климатических зонах, R, мм

Участки прямые или кривые радиусом 1000 м и более, горизонтальные или с продольным уклоном не более 30, с элементами поперечного профиля, установленными для дорог соответствующих категорий и с укрепленными обочинами без пересечений в одном уровне и примыканий, при коэффициенте загрузки не более 0,3

Участки на кривых в плане с радиусами 250-1000 м; на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60. Участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции), а также участки дорог, отнесенные к легким условиям движения, при коэффициенте загрузки от 0,3 до 0,5

Участки с видимостью менее расчетной (для соответствующих категорий дорог); на спусках и подъемах с уклонами более 50 при длине более 100 м; участки в зонах пересечений в одном уровне, а также участки, отнесенные к легким и затрудненным условиям при коэффициенте загрузки свыше 0,5

5.3 Параметры макрошероховатости определяются в соответствии с Приложением А.

5.4 Классификация шероховатых поверхностных слоев производится по параметрам макрошероховатости R, приведенным в таблице 2.

5.5 Основные типы шероховатых поверхностных слоев, соответствующие типам макрошероховатости, приведены в таблице 3.

5.6 Рекомендуемые типы шероховатых поверхностных слоев в зависимости от условий движения приведены в таблице 4.

13.2.8 При температуре воздуха ниже 20 °С следует применять эмульсии с концентрацией битума 55-60% и температурой 40-50 °С. При температуре воздуха выше 20 °С подогревать эмульсию не следует, а концентрация битума может быть снижена до 50%.

Распределение и укатку щебня следует производить в соответствии с 13.2.5. Укатку следует выполнять до полного распада эмульсии. При использовании анионных эмульсий движение автомобилей в соответствии с требованиями 13.2.5 разрешается открывать не ранее чем через 1 сут после окончания работ.

13.3 Устройство поверхностной обработки с использованием эмульсионно-минеральных смесей

13.3.1 Для устройства поверхностной обработки покрытий применяют эмульсионно-минеральные смеси литой консистенции на основе катионной битумной эмульсии ЭБК-2 и ЭБК-3.

13.3.2 В эмульсионно-минеральных смесях следует использовать щебень и преимущественно дробленые пески из изверженных горных пород прочностью не ниже марки 1000 или смесь дробленого и природного песков в соотношении 2:1 или 1:1.

13.3.3 Поверхностную обработку из эмульсионно-минеральных смесей следует устраивать по предварительно очищенному и увлажненному покрытию слоем 5-10 мм (20-25 кг/м 2 ) для песчаных смесей и 10-15 мм (25-30 кг/м 2 ) для щебеночных. Уплотнение слоя не проводится.

Движение построечного транспорта можно открывать сразу после окончания работ с ограничением скорости до 40 км/ч в течение одних суток.

13.4 Устройство поверхностной обработки с использованием битумных шламов

13.4.1 При устройстве поверхностной обработки битумными шламами следует применять щебень и песок в соответствии с 13.3.2. Минеральный порошок, используемый в качестве эмульгатора для приготовления паст, должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129.

13.4.2 Приготовление битумного шлама следует проводить в стационарных установках и распределять по поверхности покрытия слоем 5-15 мм (20-25 кг/м 2 ).

Поверхностную обработку до ее подсыхания следует ограждать от наезда построечного транспорта. В течение первых суток движения транспорта скорость не должна превышать 30 км/ч, в дальнейшем - 40 км/ч до тех пор, пока слой не сформируется настолько, чтобы зерна минерального материала не вырывались из него при движении.

13.5 Контроль качества работ

постоянно - однородность, чистоту и равномерность распределения щебня, равномерность распределения вяжущего материала;

не реже одного раза в смену - сцепление вяжущего материала с поверхностью зерен щебня по ГОСТ 12801 и ГОСТ Р 52128, соответствие состава эмульсионно-минеральных смесей и шламов проекту, нормы расхода материалов путем взвешивания распределенного материала на площади 0,25 м 2 .

Поверхностная обработка - это технологический процесс сооружения слоев износа замыкающего слоя покрытия или создание шероховатой поверхности путем розлива вязкого битума и россыпи по нему прочных каменных материалов размерами 5. 25 мм.

Одиночная поверхностная обработка устраивается на покрытиях из асфальтобетонной смеси типов В и Д всех марок, типов Б и Г марок II и III , а также на покрытиях, устраиваемых по методу пропитки или из грунтов, обработанных органическими (неорганическими) вяжущими материалами.

Поверхностная обработка выполняется по чистому, сухому и незапыленному покрытию при температуре воздуха не ниже + 15 ° С.

В качестве вяжущего материала применяется вязкий битум марок БНД (БН) 60/90, БНД (БН) 90/130, БНД (БН) 130/200, а минерального материала - щебень, преимущественно кубовидной формы фракций 5. 10, 10. 15, 15. 25 мм из горных трудношлифуемых пород прочностью не ниже 120 МПа. Щебень должен быть чистым, без пыли и грязи.

Температура розлива битума марок БНД (БН) 60/90, БНД (БН) 90/130 - 130. 160 ° С, марок БНД (БН) 130/200 - 100. 130 ° С.

Более качественная поверхностная обработка производится с применением черного щебня фракций 10. 15, 15. 20 мм. Черный щебень укладывается битумощебнераспределителем типа РД-701 полосой 3,5 м с технической производительностью до 4000 м 2 /ч.

Однако оба эти способа поверхностной обработки имеют существенные недостатки.

1. Щебень, трудношлифуемый, кубовидной формы, прочностью 120 МПа, является дефицитным материалом.

2. Недостаточный срок службы, высокий уровень шума транспорта, интенсивный износ покрышек.

3. Вырванные зерна щебня снижают безопасность движения транспорта, особенно, при попадании в лобовое стекло.

Поверхностная обработка из песчано-резинобитумной смеси устраняет вышеперечисленные недостатки, исключает сдвиговые деформации и улучшает эксплуатацию дороги зимой.

Смесь можно готовить на обычных установках АБЗ с добавлением агрегата для подачи резиновой крошки в смеситель.

песок речной фракции 0,5 мм - 78 %;

минеральный порошок (зола уноса) - 15 %;

дробленая резина размером 0. 1,5 мм - 7 %;

битум вязкий марок БНД 60/90, БНД 90/130 - 11,5 % от общей массы.

Песок, нагретый до 220 ° С, минеральный порошок, резиновая крошка перемешиваются в течение 30 с.

Далее в бункер подается битум с температурой 150. 160 ° С и смесь перемешивается в течение 1 мин. Готовая смесь с температурой 160. 170 ° С укладывается асфальтоукладчиком (битумощебнераспределителем) толщиной слоя 1,0. 1,5 см по подгрунтованному покрытию жидкими битумом СГ (МГ) 70/130 из расчета 0,5. 0,8 л/м 2 .

Уплотнение щебня (смеси) выполняется тяжелыми катками массой 10. 18 т за 4. 6 проходов по одному следу.

фракции 5. 10 мм - 12. 14 кг/м 2 ,

фракции 10. 15 мм - 15. 17 кг/м 2 и фракции 15. 20 мм - 18. 21 кг/м 2 .

Втапливание черного щебня в верхний слой покрытия производится самоходным катком массой 6. 8 т за 2. 4 прохода. Дальнейшее уплотнение верхнего слоя покрытия выполняется тяжелыми катками массой 10. 18 т за 12. 18 проходов.

Розлив вспененного битума производится автогудронатором или битумощебнераспределителем типа РД-701, дооборудованным системой вспенивания.

Преимущества применения вспененного битума:

улучшение качества розлива (слой более тонкий, сплошной, равномерный по толщине);

уменьшение расхода вяжущего;

возможность разливать вяжущее при влажной погоде;

лучшая адгезия с каменным материалом и покрытием.

Температура битума при заливе в емкость 170. 190 ° С, а при розливе 150. 170 ° С.

Машина РД-701 может работать в режиме розлива битума с одновременной россыпью щебня, либо эти операции выполняются самостоятельно, раздельно. При перерывах в работе с подачей щебня за 2. 3 м до остановки битум перекрывается, остатки из системы стекают и засыпаются щебнем.

Вслед за РД-701 бригада из 4. 5 дорожных рабочих исправляет возникающие дефекты поверхностной обработки. Укатка выполняется катками массой 10. 13 т за 3. 5 проходов со скоростью 2. 4 км/ч.

На дорогах с интенсивным тяжелым движением транспорта в качестве износа устраивают шероховатые слои толщиной 1,5, 2,0, 2,5 см из горячих щебеночных (50. 85 % щебня) асфальтобетонных смесей по подгрунтованному покрытию жидким битумом из расчета 0,3. 0,5 л/м 2 . Смесь распределяется асфальтоукладчиком и уплотняется при температуре 120. 140 ° С катками массой до 9 т на пневмоходу за 8. 12 проходов и тяжелыми гладковальцовыми катками массой 10. 18 т за 6. 10 проходов. Расход смеси зависит от крупности щебня и составляет от 30 до 60 кг/м.

Двойная поверхностная обработка применяется при значительных повреждениях асфальтобетонных и цементобетонных покрытий.

Щебень, не обработанный вяжущими материалами, допускается применять на дорогах при интенсивности движения транспорта не более 1000 авт./сут.

К устройству поверхностной обработки на старых покрытиях приступают после устранения всех повреждений и деформаций (выбоин, просадок и т.д.) тщательной очистки покрытия от пыли и грязи. Технология строительства различных видов поверхностной обработки покрытия изложена в табл. 61, 62, и рис. 17, возможные недостатки и способы их устранения в табл. 63.

Технология устройства одиночной поверхностной обработки покрытия с применением различных материалов и машин

Читайте также: