Очистка вагонов от щебня

Обновлено: 28.04.2024

В ноябре Калужский завод “Ремпутьмаш” (холдинг Синара – Транспортные Машины) поставил Российским железным дорогам 23-й щебнеочистительный комплекс ЩОМ-1400 . Эта машина предназначена для очистки щебня балластной призмы железнодорожного пути от загрязнителей).

По производительности ЩОМ-1400 превосходит аналогичные машины предыдущих поколений: комплекс способен за один час пройти до 400 м. пути, очистив при этом 1400 кубометров балласта.

Зачем

Балластный слой железнодорожного пути принимает на себя давление рельсошпальной решетки, отводит влагу от железнодорожного полотна, удерживает решетку и обеспечивает упругость подрельсового основания, необходимую для компенсации давления рельсошпальной решетки на балластную призму при прохождении состава.

Загрязнение балласта приводит к потере балластной призмой необходимой упругости, что приводит к изменению геометрии пути. Кроме того, грязь препятствует отводу воды, которая создает паразитное сопротивление между рельсами и вносит помехи в работу системы сигнализации.

Таким образом, от качества и чистоты балластного слоя зависят безопасность движения, допустимые скорости и вес составов. Поэтому при модернизации, среднем и капитальном ремонте путей выполняют очистку балласта.

ЩОМ-1400 представляет собой комплекс, в состав которого входят добывающе-распределительный и очистной модули, тягово-энергетическая секция ТЭС-1400.

Тягово-энергетическая секция выполняет перемещение комплекса и снабжение электроэнергией.

Добывающе-распределительный модуль вырезает засоренный балласт из-под рельсошпальной решетки, укладывает очищенный балласт под решетку. В его состав входят рабочий орган, подъемно-рихтовочное устройство, пробивщик шпальных ящиков, система конвейеров и кабина управления.

Работа добывающе-распределительного модуля начинается с предварительной копки зарядной ямы. Затем под ней пропускается баровая цепь, которая выбирает щебень и доставляет его на систему конвейеров.

Скребковая цепь движется по желобам и вместе с ними образует рабочий орган щебнеочистительной машины.

Пробивщик шпальных ящиков - агрегат, который выбивает щебень, застрявший между шпалами.

Выбранный щебень конвейерами передается в очистной модуль.

Схема компоновки щебнеочистительной машины ЩОМ-1400: 1 — вибрационный грохот, 2 — кабина управления, 3 — пробивщик шпальных ящиков, 4 — рабочий орган с баровой цепью, 5 — подъемно-рихтовочное устройство, 6 — распределительное устройство

Схема компоновки щебнеочистительной машины ЩОМ-1400: 1 — вибрационный грохот, 2 — кабина управления, 3 — пробивщик шпальных ящиков, 4 — рабочий орган с баровой цепью, 5 — подъемно-рихтовочное устройство, 6 — распределительное устройство

Очистка щебня выполняется двумя высокопроизводительными вибрационными грохотами.

Вибрационный грохот представляет собой короб на пружинных подвесах, в котором смонтированы три яруса сита и дебалансирный вибратор. Верхнее сито - с крупными ячейками. Нижнее - с ячейками, размер которых соответствует размеру засорителей. Щебень конвейером подается в грохот, где разделяется на фракции и освобождается от засорителя.

Засоритель либо выгружается в спецсостав, либо отсыпается в отвал вдоль пути.

Очищенный щебень возвращается в добывающе-распределительный модуль, где подается на распределительное устройство, которое равномерно засыпает его под рельсошпальную решетку и между шпалами.

Щебнеочистительная машина выполняет замкнутый процесс очистки непрерывно в движении.

Для удобства работы экипажа ЩОМ-1400 оснащена системой автоматизации управления процессами и диагностики узлов и агрегатов, дистанционным управлением работой желобами и подъемно-рихтующим устройством. На комплексе установлены мощные системы освещения и системы видеоконтроля за работой агрегатов.

По своим размерам ЩОМ-1400 является одной из самых крупных путевых машин в России: длина по осям добывающе-распределительного и очистного модулей составляет 50 метров, а вес - 200 тонн. При этом комплекс соответствует габариту 02-ВМ, что позволяет эксплуатировать его на колее 1435 мм., распространенной за рубежом.

Калужский завод Ремпутьмаш собирает комплексы ЩОМ-1400 с 2017 года. Эти щебнеочистительные машины за три года эксплуатации провели очистку загрязненного балласта на 1500 км пути.

Завод специализируется на проектировании и производстве путевой техники уже 70 лет.

1. Утвердить прилагаемые Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов.

2. Признать утратившими силу:

Министр М. Соколов

Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов

2. После выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления груза, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) грузополучателем или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов.

3. Очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.

4. Очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется остатков грузов.

5. При сливе груза из цистерн с верхним сливом остаток невыгруженного груза может допускаться не более одного сантиметра (по замеру под колпаком).

6. При перевозке насыпных и навалочных грузов кольцевыми маршрутами, а также в собственных и арендованных вагонах допустимые остатки грузов в вагоне после выгрузки устанавливаются только по письменному согласованию грузоотправителя и грузополучателя, перевозчика исходя из требований обеспечения безопасности движения.

7. Очистка наружной поверхности и ходовых частей вагонов, контейнеров проводится во всех случаях независимо от принадлежности вагона, контейнера.

8. Знаки и трафареты на вагоне, контейнере и раме вагона должны быть ясночитаемые.

9. Наружная и внутренняя поверхности вагона, контейнера должны быть очищены от загрязняющих вагон, контейнер остатков защитной пленки, эмульсий, а также наклеек, ярлыков, бирок, меловой разметки, за исключением случаев, когда наличие таких же ярлыков на данном порожнем вагоне, контейнере либо при перевозке в данном вагоне, контейнере иного груза предусматривается правилами перевозок этих грузов.

10. Все способы очистки вагонов, контейнеров должны обеспечивать их сохранность, а также не допускать загрязнения окружающей среды.

11. При обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.

12. Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.

13. При выгрузке грузов средствами грузополучателя в местах общего пользования оставшиеся после выгрузки и очистки вагонов, контейнеров мусор, остатки груза, крепления, упаковки и другие материалы подлежат вывозу грузополучателем с железнодорожной станции одновременно с грузом.

14. В соответствии со статьей 44 Устава после выгрузки грузополучателями имеющих отвратительный запах и загрязняющих вагоны, контейнеры грузов вагоны, контейнеры промываются грузополучателями.

15. Перечень грузов, после выгрузки которых должна производиться промывка крытых вагонов, указан в приложении к настоящим Правилам.

16. Наименование грузов, указанных в перечне, соответствует алфавитному перечню грузов единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (АЕТСНГ).

17. Промывке грузополучателями также подлежат вагоны-зерновозы после выгрузки незерновых грузов. После выгрузки солода грузополучатель должен проветрить вагоны-зерновозы в целях устранения специфического запаха.

18. Вагоны, контейнеры могут не промываться в случаях если:

в вагоне, контейнере после выгрузки из него грузов, которые перевозились в таре или упаковке, не обнаружены остатки груза в виде россыпи, разлива, а также отсутствуют бой груза, специфический запах;

вагон, контейнер будет использован под погрузку аналогичных грузов.

22. В соответствии со статьей 44 Устава при отсутствии у грузополучателей возможностей для промывки вагонов их промывку обеспечивают перевозчики либо иные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с договором. Обеззараживание грузов и транспортных средств производится грузополучателями или соответствующими органами государственного контроля (надзора) (абзац восьмой статьи 44 Устава).

23. Факт промывки вагона перевозчиком подтверждается актом общей формы, оформляемым с указанием номеров промытых вагонов.

24. После выгрузки животных, птицы, сырых продуктов животного происхождения промывка, ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей, промывка, ветеринарно-санитарная обработка специализированных вагонов, контейнеров - грузополучателями, если иное не установлено соглашением сторон.

25. При нарушении требований, предусмотренных в статье 44 Устава, перевозчики имеют право не принимать от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей услугами железнодорожного транспорта, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, после выгрузки или слива вагоны, контейнеры впредь до выполнения указанных требований. С указанных лиц в таких случаях взимается плата за пользование вагонами, контейнерами за все время их задержки, исчисляя с момента подачи вагонов под выгрузку или выставочные железнодорожные пути, а в случае задержки вагонов сверх сроков, предусмотренных статьей 62 Устава, взимается штраф в размерах, предусмотренных статьей 99 Устава.

26. В случае, если перевозчиком поданы с согласия грузоотправителя под погрузку порожние неочищенные вагоны, контейнеры, вагоны с открытыми люками, дверьми, неснятыми приспособлениями для крепления грузов, перевозчик должен возместить затраты на выполненные им соответствующие работы, на которые грузоотправителю предоставляется перевозчиком время, определенное соглашением сторон.

27. В случае подачи под погрузку перевозчиком без согласия грузоотправителя порожних неочищенных вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере сорока пяти и пятнадцати размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.

28. Подача неочищенных вагонов, контейнеров подтверждается совместными подписями перевозчика и грузоотправителя в актах общей формы.

29. Перевозчик вправе на основании уплаченного им штрафа предъявить в установленном порядке иск грузополучателю, который не обеспечил очистку вагонов, контейнеров после выгрузки.

30. Направление порожних вагонов на ветеринарно-санитарную обработку по второй и третьей категории производится по полным перевозочным документам.

31. Направление на промывку и ветеринарно-санитарную обработку по первой категории порожних крытых вагонов производится по пересылочной транспортной железнодорожной накладной, а изотермических вагонов - по полным перевозочным документам.

32. Направление порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику (далее - собственные порожние вагоны), на пункты промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки оформляется одной или двумя накладными. Одна накладная оформляется на перевозку собственного порожнего вагона от железнодорожной станции выгрузки до железнодорожной станции промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки, если собственный порожний вагон предъявляется к перевозке лицом, являвшимся грузополучателем по договору перевозки груза в грузовом вагоне, и при этом отсутствуют указания владельца вагона о железнодорожной станции назначения.

33. На перевозку собственного порожнего вагона от железнодорожной станции выгрузки до железнодорожной станции назначения через железнодорожные станции промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки, если собственный порожний вагон предъявляется к перевозке владельцем вагона или иным лицом, действующим на основании полномочий или указаний владельца вагона, оформляются одна (от железнодорожной станции выгрузки до железнодорожной станции назначения через железнодорожные станции промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки) или две (от железнодорожной станции выгрузки до железнодорожной станции промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки и от железнодорожной станции промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки до железнодорожной станции назначения) накладные.

34. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и отправителем собственного порожнего вагона перевозка может оформляться электронной накладной (накладными).

35. Перевозка собственного порожнего вагона из-под опасных грузов через пункты промывки, пропарки всегда оформляется двумя накладными.

Приложение к Правилам (п. 15)

Перечень грузов, после выгрузки которых должна производиться промывка крытых вагонов

Ручная зачистка вагона после выгрузки

Очистка вагонов после выгрузки — обязательная процедура, которой подвергаются вагоны грузовых составов в соответствии с приказом №119 МТ РФ от 10.04.13.

Производится зачистка вагонов после разгрузки состава на повышенном пути или с применением вагоноопрокидывателя.

Правила очистки и промывки вагонов после выгрузки предписывают службам, производящим разгрузку грузов, зачищать вагоны изнутри и снаружи, а также приводить в исправное состояние неснимаемые крепёжные приспособления, включая турникеты.

Очистка ходовых частей и наружных поверхностей грузовых вагонов и контейнеров осуществляется в обязательном порядке, вне зависимости от принадлежности контейнеров или вагонов. Очищенными вагоны, бункерные полувагоны, контейнеры, цистерны и пр. признаются, если внутри них, снаружи, на межвагонных соединениях и ходовых частях отсутствуют остатки груза.

Незначительное наличие снега внутри очищенного объекта признаком загрязнения не является.

Очистка вагонов после выгрузки подтверждается актом общей формы, в котором прописываются номера промытых вагонов.

Наша компания осуществляет промывку и зачистку: крытых вагонов, полувагонов и цистерн.

Способы очистки вагонов

Водоструйная промывка и очиска вагона

Единой Промышленной Компанией применяются следующие способы очистки вагонов после выгрузки перевозимого груза:

водоструйная очистка и промывка вагонов — промывка вагонов аппаратами высокого давления (АВД) без использования моющих средств;

гидродинамическая промывка вагонов после выгрузки с использованием моющих средств и без оных, с применением вагономоечной машины;

механизированная зачистка вагонов — с помощью электрических и пневматических отбойных молотков;

ручная очистка вагонов — с применением скребков, металлических щёток, ветоши и т. п.;

при наличии у заказчика необходимого оборудования — пароводоструйная промывка вагонов после выгрузки как с использованием моющих средств, так и без них.

После того как очистка и промывка вагонов завершена, нами производится передача вагонов железнодорожным приёмосдатчикам с оформлением соответствующего акта.

3.3. Особенности технологии обработки вагонов-хопперов


3.3. Особенности технологии обработки вагонов-хопперов

3.3.1. Очистка вагонов-хопперов от остатков ранее перевозимых грузов осуществляется двумя мойщиками-уборщиками на один вагон-хоппер. Перед началом работ по очистке первый мойщик-уборщик открывает нижние разгрузочные люки, вращая штурвалы механизмов разгрузки. Второй мойщик-уборщик с промывочной платформы по откидному мостику переходит на крышу вагона-хоппера, открывает верхние загрузочные люки. Через открытые верхние люки второй мойщик-уборщик при необходимости увлажняет водой внутренние поверхности стен бункера вагона-хоппера и их содержимое во избежание образования пыли, опускает внутрь бункера и устанавливает в надежное положение переносной мостик, сам опускается внутрь бункера, встает на переносной мостик и начинает производить отстукивание прилипшего к внутренним стенкам бункера вагона-хоппера груза деревянным молотком или соскребать скребком, а затем метлой выметает остатки груза и мусор в открытый нижний люк.

Запрещается удалять остатки груза со стен вагона-хоппера ударами по его обшивке металлическими предметами (ломом, кувалдой и др.).

Мойщик-уборщик, перед тем как спуститься в бункер вагона-хоппера, должен быть опоясан монтажным поясом, предварительно закрепленным к промывочной платформе снаружи, его органы дыхания должны быть защищены маской.

При отсутствии переносных мостиков очистка внутренних поверхностей бункеров вагонов-хопперов производится через верхние люки вагона.

Просыпавшиеся остатки груза (отходы) по мере накопления извлекаются и переносятся на площадки с твердым водонепроницаемым покрытием для последующего вывоза с территории пункта промывки на санкционированный полигон.

3.3.2. По окончании очистки вагоны-хопперы промываются с помощью брандспойтов через верхние люки вагонов-хопперов. Шланги брандспойтов присоединяются к кранам (гидрантам), расположенным на промывочной платформе.

В процессе проведения промывки один мойщик-уборщик осуществляет промывку, другой мойщик-уборщик включает по команде первого насос подачи воды и страхует первого мойщика-уборщика.

3.3.3. После промывки вагон-хоппер просушивают естественным путем или с помощью сушильных машин.

3.3.4. Все остальные операции и требования, связанные с обработкой вагонов-хопперов на пункте промывки, аналогичны операциям, выполняемым при обработке крытых и изотермических вагонов, универсальных и изотермических контейнеров

Погрузка и разгрузка вагонов уже давно стала синонимом тяжелой и неквалифицированной работы , которую можно без проблем найти, когда нужно заработать. Но времена меняются, сейчас на железной дороге всем заправляет РЖД, но работники требуются и для такой работы.

Хоть у РЖД и есть монополия на использование железной дороге, самими перевозками занимаются грузовые компании , а погрузка и разгрузка вагонов – дело отправителя и получателя груза. С цистернами все понятно, с полувагонами тоже – их сейчас загружают в основном не вручную (хотя в отдаленные места прогресс еще не дошел) . Но для погрузки-разгрузки обычных крытых вагонов люди нужны.

Итак, сколько же стоит погрузка-разгрузку вагонов на железной дороге? Мы нашли несколько источников. Первый – это фирма, которая оказывает такие услуги в Москве (очевидно, что это будут одни из самых высоких расценок в стране):

  • ручная погрузка и разгрузка навалом и сборных грузов – 400 рублей за тонну;
  • разгрузка насыпных вагонов – 4500 рублей за вагон;
  • почасовая оплата – от 150 до 250 рублей в час за одного работника.

В одном крытом вагоне может быть максимум 68 тонн груза – получается аж 27 200 рублей за каждый вагон.

Кстати, фирма из Екатеринбурга берет за эту работу еще больше – 2000 рублей за тонну при ручной выгрузке и 510 рублей если использовать технику.

Правда, сложно сказать, какой процент с этого получат сами грузчики. Скорее всего, им заплатят по почасовой ставке и не очень много. Как рассказывают те, кто подрабатывал таким образом, один вагон бригада из 4 человек разгружала за 4 часа. Но если речь идет о цивилизованном железнодорожном терминале с пандусами и вилочными погрузчиками, то вагон можно загрузить и гораздо быстрее.

А сколько за все это заплатят? Обычно фирмы нанимают людей на какую-то фиксированную оплату, кто-то вообще не пишет, сколько платят. Мы нашли примерно такие цифры:

  • город Борисоглебск Воронежской области – 30 тысяч рублей в месяц;
  • Екатеринбург – мастеру (контролеру) погрузки-выгрузки обещают от 28 до 40 тысяч рублей в месяц;
  • вахта в Карелии – мастеру погрузки-выгрузки платят 35 тысяч рублей в месяц;
  • город Серов Свердловской области – разнорабочему на погрузку вагонов платят 14 145 рублей в месяц.

В итоге все обстоит так, что грузчиков ищут реже, чем более ответственных сотрудников, и платят им в зависимости от работы. Есть цифры в 200-250 рублей в час, но сомнительно, что работодатели будут строго придерживаться этих цифр . Об официальном оформлении на работу говорить тоже не приходится.

Получается, что бригада из 4 человек за 4 часа заработает в сумме 250 * 4 * 4 = 4 000 рублей. При том что сама фирма получит около 27 200 рублей. Не плохой процент не так ли (напишите в комментариях) ?

Что же делать тем, кто хочет заработать? Можно обратить внимание на другие востребованные профессии на железной дороге, например, экипировщику пассажирских вагонов в Омске платят от 15 до 25 тысяч рублей в месяц, в обязанности входит мойка и уборка вагонов. Это не РЖД и не ФПК – зарплата не такая высокая и спецстаж не идет, но и устроиться туда гораздо проще.

Читайте также: