Назовите нормы освещения в аудитории лаборатории на доске на рабочем столе в комнате преподавателей

Обновлено: 01.05.2024

ГОСТ Р 55710-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ВНУТРИ ЗДАНИЙ

Нормы и методы измерений

Lighting of indoor work places. Norms and methods of measuring

* В указателе "Национальные стандарты" 2014 г. ОКС - 91.040,

здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-07-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2016 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы искусственного освещения рабочих мест внутри зданий при проектировании, реконструкции и эксплуатации осветительных установок (далее - ОУ) и методы их измерений.

Нормы освещения рабочих мест, установленные настоящим стандартом, обеспечивают безопасные и комфортные условия труда.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 54350-2011 Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 55392-2012 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 54943-2012 Здания и сооружения. Метод определения показателя дискомфорта при искусственном освещении помещений

ГОСТ Р 54944-2012 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ Р 54945-2012 Здания и сооружения. Методы измерения коэффициента пульсации освещенности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 рабочая поверхность: Поверхность, на которой проводят работу и для которой нормируют освещенность.

3.1.2 зрительная работа: Видение объекта, характеризуемое размером объекта различения, его яркостью, контрастом с фоном и продолжительностью работы.

3.1.3 зона зрительной работы: Часть рабочей поверхности, на которой выполняют зрительную работу.

3.1.4 зона непосредственного окружения: Зона шириной не менее 0,5 м, окружающая зону зрительной работы внутри поля зрения.

3.1.5 зона периферии: Зона, следующая за зоной непосредственного окружения объекта наблюдения внутри поля зрения.

3.1.6 коэффициент пульсации освещенности; , %: Критерий оценки относительной глубины колебаний освещенности в результате изменения во времени светового потока источников света в ОУ при питании их переменным током.

3.1.7 равномерность освещенности; : Отношение значения минимальной освещенности к значению средней на заданной поверхности.

3.1.8 эксплуатационная освещенность; : Минимально допустимое значение средней освещенности на заданной поверхности.

Примечание - Это значение освещенности должно быть обеспечено в течение всего времени эксплуатации ОУ.

3.1.9 коэффициент эксплуатации; : Отношение эксплуатационной освещенности ОУ к проектному значению средней освещенности.

3.1.10 моделирующее освещение: Направленное освещение для объемного восприятия объектов, выявляющее глубину, контуры и текстуру объекта различения или человека.

3.1.11 блескость: Ощущение, возникающее при наличии в поле зрения повышенной яркости, которая вызывает дискомфортную и/или слепящую блескость, либо ощущение, вызываемое отражением светового потока от рабочей поверхности в направлении глаз работающего, - отраженная блескость.

3.1.12 цилиндрическая освещенность; : Характеристика насыщенности помещения светом, определяемая как средняя плотность светового потока на поверхности бесконечно малого цилиндра, вертикально расположенного в помещении.

3.1.13 объединенный показатель дискомфорта; : Характеристика дискомфортной блескости.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ИС - источник света;

КЦТ - коррелированная цветовая температура источника света ;

ОП - осветительный прибор.

4 Требования к освещению рабочих мест

4.1 При проектировании ОУ для правильного объемного восприятия объектов различения используют моделирующее освещение.

4.2 Рекомендуемая шкала нормируемых значений средней освещенности : 20-30-40-50-75-100-150-200-300-400-500-600-750-1000-1250-1500-2000-2500-3000-3500-4000-4500-5000 лк.

Средняя освещенность на рабочих местах с постоянным пребыванием людей должна быть не менее 200 лк.

4.3 Расчет освещенности проводят с использованием сетки для определения числа и расположения точек расчета.

Пример определения числа точек в сетке для расчета освещенности приведен в приложении А.

4.4 Равномерность освещенности должна быть не менее 0,40 для зоны непосредственного окружения; 0,10 - для зоны периферии.

При равномерности освещенности 0,10 освещенность поверхностей должна быть не менее 50 лк на стенах, 30 лк - на потолке.

4.5 Значение освещенности в зоне периферии должно быть не более 1/3 освещенности зоны непосредственного окружения. Значения освещенности в зоне непосредственного окружения в зависимости от освещенности в зоне зрительной работы приведены в таблице 1.

— При изменении технологии или после несчастного случая.

— После выхода из перерыва.

  1. Кто может отменить предписание специалиста по охране труда?
  1. Кем осуществляется расследование несчастных случаев на производстве?

— Комиссией, назначенной руководителем предприятия. +

— Отделом охраны труда.

— Отделом внутренних дел.

  1. После какого срока комиссия должна составить акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1?

— После окончания расследования.

  1. Расследуется несчастный случай, о котором пострадавший своевременно не сообщил?

— Расследуется по заявлению потерпевшего. +

— Расследуется, если с момента происшествия прошло не более одного месяца.

— В случае смерти потерпевшего.

  1. В каком размере предприятие платит штраф в случае установления попытки сокрытия работодателем несчастного случая?

— В 10-кратном размере. +

— В 5-кратном размере.

— В 20-кратном размере.

— В 15-кратном размере.

  1. В каком случае выносится постановление о наложении штрафа на предприятие?

— По итогам комплексной проверки состояния охраны труда предприятия. +

— По итогам проверки инспектором Госгорпромнадзора.

— По решению трудового коллектива

— по итогам министерской проверке

  1. Кто обеспечивает выполнение мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда, соблюдения противопожарного режима во время проведения: аудиторных занятий, в лабораториях, мастерских и др.?

— Проректор по учебной работе. +

— Проректор по административно-хозяйственной работе.

— Отдел охраны труда.

  1. Кто в высшем учебном заведении составляет заявки на спецодежду и другие средства индивидуальной защиты?

— Инженер по охране труда.

  1. Кто подтверждает (устанавливает) право работников на льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день?

— Комиссия по аттестации рабочих мест. +

— Отдел охраны труда.

  1. На предприятиях, применяющих в работе радиоактивные вещества, контроль облучения его персонала осуществляется:

— Службой радиационной безопасности предприятия. +

— Службой охраны труда предприятия.

— Специалистом гражданской обороны.

  1. С увеличением силы тока, проходящего через тело человека, поражения человека:
  1. ​​Защитное заземление или зануление обеспечивает:

— Защиту человека от поражения электрическим ударом. +

— Защиту оборудования от короткого замыкания.

— Защиту помещения от удара молнии.

— Защита от коррозии оборудования.

  1. На какие классы по степени опасности поражения электрическим током помещения подразделяются:

— Без повышенной опасности, с повышенной опасностью, особо опасные. +

— Влажные, пылевые, взрывоопасные.

— Заземлены, незаземленные, занулении.

— Опасные, не опасные, очень опасные

  1. Электротехническому персоналу после обучения и экзаменов по вопросам электробезопасности:

— Присваивается группа по электробезопасности. +

— Выдается диплом электромонтера.

— Присваивается квалификационный разряд.

— Предоставляется право самостоятельного обслуживания электроустановки.

  1. Средства защиты от опасных факторов: ограждения, предупредительная сигнализация, блокировочные устройства, защитные экраны, ограничители и предохранители называются:
  1. Назовите санитарные нормы для учебных помещений зимой (влажность, температура, скорость движения воздуха):

— 40-60%, 16-18С, 02,-0,5 м/с +

— 70-80%, 22-25 С, 1-2 м/с

— 20-30%, 10-15 С, 0,05-0,1 м/с

  1. Предварительные медицинские осмотры (при приеме на работу) и обязательные периодические медицинские осмотры (в течение трудовой деятельности) проводятся для:

— Работников занятых на вредных и опасных работах, и там где необходимо специальный профессиональный отбор. +

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. "Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным", – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Требования к уборке

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

Требования к организации образовательного процесса

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.


Родителям школьников важно знать, что качество освещенности в образовательных учреждениях напрямую влияет на здоровье учеников.

90% информации человек получает через органы зрения. Хорошее освещение действует тонизирующе, способствует хорошему настроению, оказывает положительное влияние на обмен веществ, сердечно-сосудистую систему, нервно-психическую сферу.

При недостаточном освещении и плохом его качестве глаза быстро устают. Из-за постоянного напряжения глаз во время работы при плохой освещённости наступает зрительное утомление. Это проявляется в снижении остроты зрения, слезливости глаз, появляется нечёткое, «размытое» изображение, резь в глазах, снижается внимание и скорость реакции. Со временем, это может привести к более высокому риску развития близорукости, способствовать появлению головной боли.

В школе глаза испытывают особенно высокую нагрузку. Поэтому, важно, чтобы размер шрифта, и контраст между шрифтом и листом были достаточны и комфортны для восприятия.

Свет, помимо обеспечения зрительного восприятия, воздействует на нервную оптико-вегетативную систему, систему формирования иммунной защиты, рост и развитие организма. Свет влияет на основные процессы жизнедеятельности, регулируя обмен веществ и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Во всех помещениях общеобразовательных учреждений должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению.

Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Чистка оконных стекол и светильников проводится по мере их загрязнения. Осветительные приборы в помещениях для детей должны иметь защитную светорассеивающую арматуру.

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам:

В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Учебные помещения, кабинеты, аудитории, комнаты самоподготовки

Рабочие столы и парты: на поверхности стола- 300 Лк.

Середина доски- 500 Лк.

Учебные кабинеты технического черчения и рисования, изостудии, мастерские живописи, рисунка, скульптуры

На поверхности стола- 500 Лк.

Середина доски- 500 Лк.

Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером

На поверхности стола-400 Лк.

Экран- 200 Лк. (не более)

Спортивные залы

С обеих сторон на продольной оси помещения-75 Лк.

Обеденный зал, рекреации- 200 Лк.

Световые проёмы в учебных, игровых, спальных помещениях должны оборудоваться регулируемыми солнцезащитными устройствами.

Важное значение для улучшения условий зрительного восприятия имеет и цветовое оформление учебного интерьера. Поддержание рациональной цветовой гаммы (использование отделочных материалов, создающих матовую поверхность светлых оттенков).

Родителям школьников важно знать, что качество освещенности в образовательных учреждениях напрямую влияет на здоровье учеников.

90% информации человек получает через органы зрения. Хорошее освещение действует тонизирующе, способствует хорошему настроению, оказывает положительное влияние на обмен веществ, сердечно-сосудистую систему, нервно-психическую сферу.

При недостаточном освещении и плохом его качестве глаза быстро устают. Из-за постоянного напряжения глаз во время работы при плохой освещённости наступает зрительное утомление. Это проявляется в снижении остроты зрения, слезливости глаз, появляется нечёткое, «размытое» изображение, резь в глазах, снижается внимание и скорость реакции. Со временем, это может привести к более высокому риску развития близорукости, способствовать появлению головной боли.

В школе глаза испытывают особенно высокую нагрузку. Поэтому, важно, чтобы размер шрифта, и контраст между шрифтом и листом были достаточны и комфортны для восприятия.

Свет, помимо обеспечения зрительного восприятия, воздействует на нервную оптико-вегетативную систему, систему формирования иммунной защиты, рост и развитие организма. Свет влияет на основные процессы жизнедеятельности, регулируя обмен веществ и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Во всех помещениях общеобразовательных учреждений должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению.

Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Чистка оконных стекол и светильников проводится по мере их загрязнения. Осветительные приборы в помещениях для детей должны иметь защитную светорассеивающую арматуру.

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам:

В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Учебные помещения, кабинеты, аудитории, комнаты самоподготовки

Рабочие столы и парты: на поверхности стола- 300 Лк.

Середина доски- 500 Лк.

Учебные кабинеты технического черчения и рисования, изостудии, мастерские живописи, рисунка, скульптуры

На поверхности стола- 500 Лк.

Середина доски- 500 Лк.

Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером

На поверхности стола-400 Лк.

Экран- 200 Лк. (не более)

Спортивные залы

С обеих сторон на продольной оси помещения-75 Лк.

Обеденный зал, рекреации- 200 Лк.

Световые проёмы в учебных, игровых, спальных помещениях должны оборудоваться регулируемыми солнцезащитными устройствами.

Важное значение для улучшения условий зрительного восприятия имеет и цветовое оформление учебного интерьера. Поддержание рациональной цветовой гаммы (использование отделочных материалов, создающих матовую поверхность светлых оттенков).

Читайте также: