Навык чтения является фундаментом всего образования какие механизмы участвуют в деятельности чтения

Обновлено: 05.05.2024

Чтение. Психофизиологические механизмы чтения. Отличия процессов чтения и письма. Основные психические операции чтения. Виды чтения. Ступени становления навыка чтения у детей. Взаимоотношение между технической и смысловой сторонами чтения в процессе его становления. Техника чтения и ее возрастные нормы. Понятие «возраст чтения». Условия формирования навыков чтения и письма в норме. Обучение чтению в раннем возрасте. Скоростное чтение.

Дислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения: зрительного восприятия и различения букв, выбора фонемы, слияния звуков в слоги, синтеза слогов в слово, синтеза слов в предложении, соотнесение со смыслом.

Можно выделить следующие механизмы дислексии: 1) несформированность сенсомоторных операций; 2) несформированность языковых операций, операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень); 3) нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом).

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г.Ананьев, лежат "сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем".

Чтение как один из видов письменной речи является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Сложные условнорефлекторные связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальнойсистемы (устной речи) и развивают ее.

В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Если устная речь в основном осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, то письменная речь, считает Б.Г.Ананьев, "является не слухомоторным, а зрительно-слухомоторным образова­нием".

Письменная речь – это зрительная форма существования устной речи. В письменной речи моделируется – обозначается определенными графическими значками - звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, т.е. букв.

Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи.

Чтение начинается с зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, следствие соотнесения звуковой формы слова с его значащем осуществляется понимание читаемого.

Таким образом, в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения. Понимание "осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его значение" (Д.Б.Эльконин). Между этими сторонами процесса чтения суще­ствует тесная, неразрывная связи». Процесс понимания читаемого определяется характером восприятия. В то же время процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.

В процессе чтения взрослого человека осознается лишь задача, смысл читаемого, а те психофизиологические операции, которые предшествуют этому, осуществляются как бы сами собой, неосознанно, автоматически. Однако эти автоматизировавшиеся в процессе обучения грамоте операции являются сложными и многосторонними.

Сложность технической стороны процесса чтения ярко проявляется уже при анализе движений глаз читающего. Движение глаз опытного чтеца происходит быстрыми скачками, от одной точки фиксации (остановки) к другой. В процессе чтения происходит движение не только вперед (вправо), но и назад. Возвращение к ранее воспринятому, движение назад, носит название регрессии. Чтение взрослого человека – это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. "В предыдущей ступени накапливаются те элементы, которые обусловливают собой переход к последующей, более высокой стадии развития" (Т.Г.Егоров). Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного ицеленаправленного обучения.




Т.Г.Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения:

овладение звуко-буквенными обозначениями;

становление синтетических приемов чтения;

Каждая их этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приемами овладения.

Овладение звуко-буквенными обозначениями осуществляется в течение всего добукварного и букварного периодов. Вместе с тем психологическая структура этого процесса в добукварный период и в начале букварного будет иная, чем в его конце. На ступени овладения звуко-буквенными обозначениями дети анализируют речевой поток, предложение, деляг на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребенок соотносит его с определенным графическим изображением, буквой. Затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи.

Учитывая эту сторону процесса овладения звуко-буквенными обозначениями, можно утверждать, что буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего в следующих случаях:

· Когда ребенок дифференцирует звуки речи, т.е. когда у него имеется четкий образ звука и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикулярно. В том случае, когда нет четкого звукового образа, соотнесение звука с буквой становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками. И наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком. Усвоение буквы в этом случае происходит замедленно, за буквой не устанавливается определенного звучания.

· Когда у ребенка имеется представление об обобщенном звуке речи, о фонеме. Известно, что звук в потоке речи и звук, произнесенный изолированно, не тождественны. Звук речи обладает определенными физическими свойствами, определенными признаками, как значимыми для данного языка, так и незначимыми (И.Бодуэнде Куртенэ, Л.В.Щерба и др.)'.

· Для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.

В русском алфавите существует всего несколько элементов печатного шрифта: II с С (Б.Г.Ананьев). Вследствие этого в русском алфавите очень – много букв, сходных по своему начертанию. Можно выделить две группы графически сходных букв:

а) буквы, состоящие из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных в пространстве (Н-П-И, Ь-Р и др.);

б) буквы, отличающиеся друг от друга каким-либо элементом (Ь-Ы, 3-В, Р-В и др:).

В психологической литературе отмечается тот факт, что ребенок легче устанавливает сходство различных элементов, чем различие сходных элементов (Б.Г.Ананьев и др.). Это объясняется тем, что в основе установления различия лежит процесс дифференцировочного торможения, который развивается у ребенка позднее и является более слабым, чем возбудительный

Таким образом, успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

а) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем);

б) фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи);

в) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

г) пространственных представлений;

д) зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако в процессе чтения слога единицей зрительного восприятия на этой ступени является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем - вторую букву, затем синтезирует их в единый слог. Таким образом, в этот период читающий зрительно воспринимает сразу не целое слово или слог, а лишь отдельную букву, т.е. зрительное восприятие является побуквенным. А.Трошин назвал эту ступень "подслоговым чтением". Темп чтения на этой ступени очень медленный, он определяется прежде всего характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра).

Процесс понимания читаемого характеризуется определенными особенностями. Так, понимание читаемого отдалено во времени от зрительного восприятия слова. Осознание слова осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается, т.е. соотносится со знакомым словом устной речи. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Эффективные приемы развития

механизма навыка чтения

К современной методической науке и практике обучения детей чтению общество предъявляет высокие требования. И это вполне оправданно. Умение читать — важнейшее коммуникативное умение, на базе которого совершенствуются другие, например, умения передавать свои и чужие мысли, понимать чужую речь, интерпретировать ее, передавать вкратце и делать выводы. Чтение считается важнейшей информационной технологией, без овладения которой невозможно успешно жить и работать в современном, быстро меняющемся мире.

Исследователи чтения, социологи, родители и учителя бьют тревогу по поводу катастрофически низкого интереса детей к чтению. Следствием этого является низкая техника чтения школьников и отсутствие навыков работы с текстом — неумение уловить причинно-следственные связи, определить основную мысль текста, построить связное высказывание на материале прочитанного.

Таким образом, учитель должен быть сегодня готов к применению различных методов обучения чтению в одном классе. Очень остро стоит вопрос о преемственности формирования навыка чтения между начальной и средней школой. Учителей среднего звена, особенно учителей словесности, не устраивает техника чтения выпускников начальной школы. Учителя истории и природоведения жалуются, что пятиклассники, прочитав учебный текст, не могут пересказать его, не говоря уже о более высоких требованиях к освоению учебного материала: подтвердить или опровергнуть тезис (свой или учителя), творчески переработать информацию параграфа, передать ее своими словами по плану, самому составить план только что прочитанного текста.

Одним словом, в сегодняшней практике обучения детей чтению наряду с достижениями есть много нерешенных проблем. Я не ставлю задачу дать ответы на все вопросы, а сосредоточу внимание лишь на некоторых эффективных приемах развития механизма и навыка чтения обучающихся начальных классов.

Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

При чтении "про себя" скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения, 120 слов в минуту.

При этом возникают вопросы:

-возможности выхода на этот уровень;

-обучения ребенка осознанному и правильному чтению;

-формирования навыков работы с разными видами текстов;

-определение уровня понимания прочитанного.

Как привести учащихся к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить выделять главное в тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения.

Большая ответственность за будущие успехи ученика ложится на плечи учителя начальных классов. Перед ним стоит задача - научить читать детей в темпе разговорной речи, от 120 до 150 слов в минуту к концу I ступени обучения.

Почему 120-150 слов самый оптимальный темп чтения.

Из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если начальную школу они закончили, имея навык чтения от 100 до 150 слов в минуту

Что касается приемов «работающих» на технику чтения, то наверное каждый учитель назовет их довольно много. В современной методике, арсенал обучения грамоте богат. Надо помнить, что при повышенной скорости чтения, как и при пониженном автоматическом чтении ухудшается понимание текста, осмысление материала. Плохое чтение, заниженная по отношению к оптимальной скорости влекут за собой почти все беды школьной системы, то есть скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.

Немаловажное значение имеет знание учителем психологической основы скорости чтения.

Флегматики, меланхолики медленно набирают темп чтения, здесь нужно терпение, бережное отношение к успехам ребенка, постоянно приходится подбадривать и фиксировать его внимание на успехах, то есть необходимо расковать ученика, подарить надежду.

В первый класс приходят дети с различной дошкольной подготовкой: некоторые уже читают, другие знают часть букв и читают простые слова и легкие тексты, третьи знают несколько букв, но не умеют читать, и лишь немногие не знают ни одной буквы.

Поэтому для наиболее эффективного обучения с первых дней я выявляю степень подготовленности детей по чтению. Имея сведения о развитии детей, их подготовленности по чтению помогают наиболее правильно организовать занятия с первых же дней обучения.

Как же добиваться скорости 100-150 слов в минуту?

Система обучения школьников предусматривает три категории уроков : уроки обучения грамоте, уроки классного и внеклассного чтения.

На каждом уроке чтения необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы она была направлена на достижение цели :

научить детей читать художественную литературу;

подготовить к систематическому изучению ее в средней школе;

вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать

На начальном этапе обучения основное внимание уделяю формированию навыков чтения.

Сформированный навык чтения включает в себя два компонента:

- технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);

- понимание текста (извлечение из него смысла, содержания).

Процесс этот трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры. На уроках литературного чтения я стремлюсь к тому, что урок оставлял заметный след в сознании ученика. Целью уроков литературного чтения считаю достижение оптимальной скорости чтения при сохранении его психического и физического здоровья.

Урок должен быть нацелен на то, чтобы продвигать детей в их идейно - нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и для дальнейшей учебы умения и навыки.

В ходе поисков была создана система упражнений, направленных на улучшение качественных показателей чтения учащихся. Эта система предполагает в процессе формирования навыков чтения вводить специальные тренировочные упражнения. Условно разделенные на три группы:

Первая группа упражнений связана со зрительным и слуховым восприятием, она направлена на выработку правильности чтения, на восприятие внимания к зрительному и слуховому образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения. Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Зрительные, слуховые диктанты пишутся ежедневно, поочередно. Зрительные диктанты начинаю писать с наименьшей единицы буквы, слоги, слова, предложения. Показываю (букву, слог, слово, предложение) 4-5 секунд, затем закрываю, дети пишут по памяти. Затем проводится проверка. Если ученики не справились с этим заданием, то на завтра даю это же задание и так повторяю набор диктантов до трех раз. И только после этого даю следующий набор диктанта. Аналогично провожу работу со слуховым диктантом. Слуховой диктант читаю один раз, записываю, затем идет проверка. Диктант прочитывается хором три раза в темпе скороговорки. После приобретения учащимися навыка быстрого чтения «схватывания» одного, двух слов перехожу к наиболее сложным наборам предложений.

С целью совершенствования произношения ежедневно провожу работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция - основа четкости, понятийности речи. Упражнения по дикции включают в себя тренаж артикуляционного аппарата, отработку произношения гласных и согласных звуков, упражнения на сочетание тренируемого звука с гласным, со словами содержащими тренируемый звук: чтение скороговорок и чистоговорок для выработки сохранения четкости произношения при любом темпе речи. Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, требования к выразительности чтения понижены, но повышены требования к четкости чтения, окончания слов. Они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 40 секунд.

Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. Давно известно всем, чтобы читать хорошо, надо читать много. Каждый день на любом уроке провожу пятиминутное чтение шепотом жужжащее чтение). Одновременное чтение вслух , в пол голоса каждый со своей скоростью.

У детей всегда есть книга, которую они читают к уроку внеклассного чтения и на этом же этапе проверяю скорость чтения в минуту. Один читает, второй считает, следит за первым. По истечению одной минуты считают количество прочитанных слов и записывают в тетрадь, где записаны результаты предыдущих дней. Таким образом ученик может сравнивать результаты сам без посторонних. Нельзя забывать о таком методическом приеме, как частота тренировочных чтений. Для коллективного чтения небольшой текст печатаю на доске. Сначала читает один ученик, за ним хором и сразу выясняется, объясняется значение слов, проговаривают трудные слова. Рекомендую дома читать с родителями порциями до пяти раз: про себя, интересный отрывок вслух, один раз с часами, вслух перед сном. При заучивании стихотворения предлагаю чтение перед зеркалом (мимика, движение, осмысление содержания).

Очень нравится детям хоровое чтение с элементом соревнования ( по рядам, парами). Какой ряд лучше прочитает? Это подтягивает детей, выравнивает скорость чтения, дает возможность осуществлять контроль за домашним чтением. И совсем неважно на первых порах, что кто-то не успевает, важно другое -пробудить желание читать со всеми в одном темпе.

Работая над скоростью чтения, нельзя забывать совет русского методиста Д.И. Тихомирова: « Научить младших читателей мыслить и чувствовать во время чтения» Такие возможности создаются в частности при работе над выразительностью чтения. Именно голосом, дикцией ребенок выражает свое отношение, свои чувства к описанным в книге фактам. Детям предлагаю: « Расскажи этот эпизод так, чтобы другие почувствовали и могли сказать, кто из действующих лиц больше всего тебе понравился, а кого ты осуждаешь, кем недоволен, с кого не хочешь брать пример». Как лучше прочитать отрывок, какое чувство надо передать.

Подбираю маленькие рассказы, стихотворения, сказки для прочтения вслух. Ученики должны слышать текст в живой интонации, чувствовать мысль стараться передать ее, если прочитанное понравилось.. Найти нужный подход к детям. Быть внимательным, зорким, жить жизнью детей и в то же время уметь быть настойчивым в своих справедливых требованиях - это залог успеха на каждой ступеньке обучения умению учиться, а первая ступенька - хорошо читать. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания, направлены на то, чтобы начинающим чтецам помочь быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения. Ребенок не может понять значения хорошо известного ему слова в силу неразвитости техники чтения. Он прочитывает знакомое слово несколько раз и лишь, потом осознает его значение. Это происходит, потому что понимание значения читаемого слова у ребенка возникает после прочтения слова, и только при беглом чтении целыми словами оно осуществляется в процессе чтения. В связи с этим провожу упражнения способствующие синтезу восприятия слова и понимания его значения: словарная работа, логические упражнения. После того как прочитано начало рассказа учителем, я предлагаю начать чтение всем одновременно и продолжать его в течении минуты. После истечении минуты каждый учение отмечает до какого слова он успел прочитать. Затем повторяю чтение этого же отрывка. Это упражнение повторяется три раза. Эта работа способствует тому, что ученик начинает верить в себя, в свои возможности, так как при повторном чтении ученик прочитает все равно больше слов, чем в предыдущий раз. Затем перейти к следующему упражнению.

А теперь говорю, пожалуйста снова читайте текст, но чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца и дальше, не останавливаясь они переходят на незнакомую часть текста.

В конце урока провожу самозамер скорости чтения. Скорость чтения зависит от объема слуховых, зрительных восприятий ребенка. Объем слуховых восприятий - это количество слов, запоминаемых учеником с одного прочтения вслух.

Скорость чтения зависит и от количества регрессий, то есть обратного движения глаз для уточнения прочитанного, чем их больше, тем ниже темп. У учащихся надо вырабатывать навыки антиципации, то есть умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать два, три последующих слова.

При работе с плохо читающими учениками можно добиться цели путем решения следующих промежуточных задач.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Формирование механизма чтения в начальной школе.

В.А. Сухомлинский говорил, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не имея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения, - невоспитанные человек, нравственный невежда. Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, т.е. равномерно-внимательное.

Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть четким, внимательным; целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но оно находится на переходном этапе. Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух, и чтению про себя.

Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, темп чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, четкость печати), развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению ученых, темп чтения увеличивается на 50-100%.

Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает, прежде всего, развитость речедвигательного аппарата и его возможности. Урок чтения нужно начинать с подготовки речевого аппарата ребенка. Во время разминки целесообразно включать упражнения на правильное произнесение звуков, на обработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе в разминку можно вводить чтение сочетаний тренируемого звука с гласными (би-бе-бо, бо-бу-бы); чтение сочетаний стечения 2-3 согласных с гласными (ста, сто; стра, стро); чтение слов, содержащих тренируемый звук; чтение коротких текстов с тренируемым звуком; чтение скороговорок, чистоговорок для выработки навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи. Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале и в конце урока (5-7 минут) в качестве физпауз. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Используются игры на звукоподражание.

Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками (чистоговорками), загадками, считалками, пословицами, игры со словами («Дочитай слово», «Слог потерялся»). При работе со скороговоркой необходимо выяснить ей смысл, затем преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, медленно, без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривать каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шепот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, потом вбыстром. Надо помнить о четкости произношения. На первом этапе берутся короткие, а потом сложные скороговорки.

Чтобы повысить технику и сознательность чтения, используется нетрадиционный метод обучения – метод динамического чтения. Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами. Работу нужно начинать над скорочтением с развития зрительной памяти, внимания («фотографирование глазами»). При этом используются упражнения: «Найди лишнюю букву», «Найди лишний слог», «Найди лишнее слово». Очень хорошо развивают поле ясного видения таблицы. В работе с таблицей используется память. В начальный период обучения чтению следует применять упражнения с фиксацией зрения на средней линии.

Потом 50 мм, 55 мм, 60 мм и т.д. Во II - III классах при чтении средней линией делятся слова, которые трудны для восприятия. В одном виде работы решаются 2 задачи: расширение «поля зрения» и прочтение трудных слов. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения: «Закончи пословицы», «Соедини пословицы», «В загадку вставь слова». Очень нравится детям чтение текстов с пропущенными словами. Есть простой прием – чтение с закладкой (она движется по строке). Слабым учащимся предлагаются такие упражнения.

1.Постепенное наращивание слова.

2.Артикуляционное прочтение (без голоса), чтение шепотом медленно, громко медленно, громко быстро.

3.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

4.Деление слов на слоги линиями.

Используются также упражнения: чтение «эхо», чтение «канон», чтение «спринт», чтение со счетом слов, чтение «разведка», чтение «финиш», чтение с речевыми помехами, чтение с простукиванием ритма или со звуковыми помехами. Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники вслух. Помогает в этом методика авторов И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке можно использовать следующие приемы и методы:

1) чтение за диктором;

2) чтение в парах, групповое чтение;

3) чтение с убыстрением темпа;

4) жужжащее чтение («птичий базар»);

5) ежеурочные пятиминутки чтения (в режиме жужжащего);

6) самозамер скорости чтения.

Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий повторяет за ним. Чтение «канон»: один ученик читает абзац, другой вместе с ним, опаздывая на 3-4 слова. Чтение «спринт»: небольшие отрывки читаются одновременно – на скорость.

Для овладения техникой чтения достаточно уроков, на которых знакомство с каждым новым текстом проводится с помощью следующих упражнения: чтение «спринт», чтение «разведка», Чтение со счетом слов.

Проблеме формирования и развития правильного навыка чтения в настоящее время уделяется огромное внимание. Но почему именно этому навыку уделяется столько внимания и сил и со стороны учителей, и родителей детей? Зачем в школе постоянно контролируют развитие и динамику данного навыка, бесконечно проверяя технику чтения?

Учителей начальных классов, учителей-логопедов очень часто сравнивают с инспекторами ГИБДД, с той лишь разницей, что последние штрафуют за превышение скорости, а учителя, проверяя технику чтения, за низкую скорость.[1] Родители очень часто спрашивают: “Для чего вы проверяете, да еще так часто, технику чтения?” Они не знают, что, делая такую проверку, мы не только и не столько интересуемся самой скоростью (хотя, конечно, и ей тоже), сколько другими, более важными характеристиками этого процесса, например, пониманием и выразительностью.

Дело в том, что навык чтения – это один из важнейших общеучебных навыков. Что это значит? Например, ребенок плохо считает. Значит, мы можем прогнозировать его неуспешность только по одному предмету – по математике. Но если ребенок не читает, либо читает очень медленно, с ошибками, то его неуспеваемость прогнозируема не только по чтению, но и по математике, т.к. он не сможет прочитать задачу или будет читать ее очень медленно и не успеет решить. И по русскому языку – не сможет прочитать ни правило, ни упражнение, и по трудовому обучению – не сможет прочитать инструкцию по выполнению поделки. Примеров можно приводить много. Главное понять, что именно потому, что данный навык используется при изучении любого предмета, он является общеучебным и приобретает огромную значимость.

Родители детей даже не предполагают, что когда мы проверяем технику чтения, то смотрим не только на количество слов, прочитанных за минуту, но и все основные характеристики, которые включает в себя процесс чтения.

Навык чтения не так прост, как кажется на первый взгляд. Он включает в себя два компонента: техническая и смысловая сторона.

К технической стороне относятся следующие характеристики: способ чтения, темп (скорость чтения), динамика чтения и правильность.

Каким может быть способ чтения? Один из распространенных неправильных способов чтения – это чтение по буквам. Такой способ является следствием неправильного обучения ребенка, которого учили не кратко, звуком “м”, “н” называть букву, а так, как она называется в алфавите “эм”, “эн”. Ребенок не может понять слияния букв и у него получается ни “ма”, а “эм-а” – это и есть неправильный побуквенный способ чтения. Необходимо заметить, что исправлять побуквенное чтение – долгая и кропотливая работа, ведь переучивать всегда труднее, чем учить. Необходимо вести специальную разъяснительную работу среди родителей по формированию правильного слогового навыка чтения. Перед началом обучения чтению ребенка родителям необходимо проконсультироваться у любого специалиста, владеющего методикой правильного обучения чтению. Это воспитатели, учителя начальных классов, учителя-логопеды, педагоги-психологи.

Правильный способ чтения на начальном периоде обучения – это чтение по слогам. Причем, давно замечено, что легче дети начинают читать слоги, где гласный на первом месте, а согласный – на втором. Ребенок долго тянет гласный и присоединяет согласный: “а-а-ам”. Затем ребенка учат читать слоги, где согласный на первом месте, а гласный – на втором: “ма”, “на”. Как только малыш начинает читать слоги такого типа, значит, он научился слоговому чтению.

Совершенствуя свой навык, ребенок осваивает следующую ступеньку в овладении способами чтения: трудные, незнакомые слова он продолжает читать по слогам, а легкие, знакомые – целым словом, слитно, уже не выделяя слог в качестве единицы чтения – это способ слог+слово.

И, наконец, способ чтения целыми словами, когда все слова ребенок читает целиком.

Следующая характеристика чтения – это темп чтения или скорость. Это число, которое мы получаем при чтении ребенком текста за одну минуту. Проверяя технику чтения учитель смотрит все компоненты данного навыка, но все же одним из главенствующих показателей при выставлении оценки является именно количество слов, прочитанных за одну минуту. А вот и программные требования, которые должен читать учащийся начальных классов. Первый класс – 35-55, второй – 65-70, третий – 85-90, четвертый – 95-120 слов в минуту.[1]

Динамика – это увеличение скорости чтения. Например, проходит какое-то время, ребенок читает все лучше и быстрее, его успехи фиксируются учителем, который, сравнивая показатели скорости по времени следит за динамикой чтения. Если от одной проверки к другой у ребенка увеличивается количество слов, прочитанных за одну минуту, то у него положительная динамика в развитии навыка чтения; если количество слов становится меньше, то – отрицательная динамика. Это значит, что необходимо выяснять причины такой динамики и подбирать упражнения и методы, которые бы способствовали становлению положительной динамики. Если скорость чтения остается постоянной, то говорят о неизменной динамике, которая тоже может быть вызвана различными причинами. В случаях неизменной и отрицательной динамики необходимо добиваться положительной динамики.

Правильность – это чтение без ошибок. Какие ошибки допускают чаще всего учащиеся начальных классов? Это, в первую очередь, различные искажения. Ребенок понимает, что ему нужно прочитать быстрее, он торопится, не думает и допускает ошибки в ударениях. Желая прочитать быстрее и больше, ребенок не задумывается о чтении окончаний, не дочитывает слова или читает окончания по-другому. Нередки и повторы слов.

К смысловой стороне относятся следующие характеристики: выразительность и понимание прочитанного (осознанность). Если сравнивать все составляющие навыка чтения, то именно осознанности принадлежит ведущее, главенствующее место в этом комплексе. Действительно, чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, понять ее смысл, содержание. Более того, обучая ребенка чтению, мы как раз и обращаем внимание именно на эту сторону чтения, говоря: “Прочитай, что получилось?” А если ребенок не понял, то просим прочитать его еще раз.

Особую роль в понимании содержания читаемого играет выразительность. Хорошо известно, что дети любят, когда книги читаются эмоционально, с яркими эмоциональными акцентами, придающими особый смысл сюжетным линиям, позволяющим познать все тонкости авторской мысли. Между тем, выразительность является одним из компонентов навыка чтения, и научить читать выразительно достаточно сложно. Полноценное выразительное чтение возможно, когда техника чтения автоматизирована.[1]

Существует два типа чтения: чтение про себя и чтение вслух. Для ребенка, который только начал читать недопустимо чтение про себя. И для вырабатывания хорошей скорости, чтения без ошибок, выразительности необходимо чтение вслух. Про себя может читать ребенок с хорошей, автоматизированной техникой чтения.

Развитие желания чтения – это очень длительный и кропотливый процесс, требующий от родителей терпения и огромного внимания. Развитие желания читать необходимо начать с тех положительных эмоций, которые получает ребенок во время занятий чтением. Перед тем, как начать читать, необходимо создать благоприятную обстановку. Если вы устали, или устал ребенок, без сомнения отмените чтение. Перенесите его на другое время.

Другой совет: ограничьте время, отведенное для чтения, 20-30 минутами, не больше!

Постоянно подбадривайте ребенка! Любая положительная оценка повышает значительность ребенка в собственных глазах, и это очень важный стимул. Примером может быть такая оценка: правильность, скорость, настроение. Определяя собственный уровень работы на занятии, ребенок будет осознавать свои действия, а, следовательно, и процесс чтения станет более целенаправленным.

Сделайте опору на желания ребенка. Нужно понять: важно не только и не столько то, что желаем мы, а то, что желает ребенок. Не пытайтесь его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Если вы знаете, что ребенок увлекается изучением животных, компьютерных игр, единоборствами, путешествиями, посоветуйте ему взять в библиотеке или купить книгу именно такого содержания. Но только помните о возрасте: книга должна ему соответствовать.

Выберите правильное время для чтения с ребенком. Прежде всего, время для чтения не должно ущемлять интересов ребенка. Иначе чтение станет обузой. Нельзя использовать выражения типа: “Я запрещаю тебе идти на улицу, пока ты не прочитаешь!” Предложите ребенку самому выбрать наиболее удобное для него время. Предложите читать ежедневно 15-20 минут перед сном. Как показывает опыт, эти занятия очень быстро входят в привычку, а остановка на самом интересном месте побуждает у ребенка желание открыть книгу вновь, возможно, не дожидаясь вечера.

Способствовать формированию потребности читать будут и представления ребенка о том, как он продвинулся на этом пути. Поэтому обязательно показывайте ребенку его достижения. Лучшим средством для этого служит ведение таблицы учета достижений ребенка на этих занятиях – таблица достигнутых результатов. В ней есть дата, скорость чтения и количество ошибок.

И помните, что самый страшный враг – это равнодушие! [1]

Желаю удачи и успехов!

1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 2004. – 240 с. (Практическая психология)

1 Требования к уровню чтения в основной школе

2 Навык чтения считается фундаментом всего последующего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и мн. др.

3 Содержание обучения наиболее развитому виду чтения - рефлексивному чтению - заключается в овладении следующим комплексом умений : а) умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; б) умение понимать основную мысль текста, в) умение формировать систему аргументов; г) умение прогнозировать последовательность изложения идей текста;

4 д) умение сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; е) умение выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; ж) умение понимать назначение разных видов текстов;

5 з) умение понимать скрытую информацию текста; и) умение сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; к) умение переноса информации текста в виде кратких записей;

6 л) умение различать темы и подтемы специального текста; м) умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; н) умение выделять не только главную, но и избыточную информацию;

7 о) умение пользоваться разными техниками понимания прочитанного; п) умение анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; р) умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать.

8 Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

9 Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота его понимания: *общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста, умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка: умение обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом и т.д.);

10 *нахождение информации (умение требовалось «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе); *интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);

11 *рефлексия на содержание текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся). *рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).

12 Результаты проведенного исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

13 Причины невысоких результатов российских учащихся авторы исследования видят в том, что в процессе обучения они почти не встречаются: с заданиями междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов; с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы; с заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся; с заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки; с напряженным графиком выполнения работы. Таким образом, процесс обучения в отечественной школе недостаточно практико-ориентирован, как бы отгорожен от реалий окружающей жизни.

14 Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально- ценностной позиции учащихся. «Воспитательное значение произведений искусства заключается в том, что они дают возможность войти «внутрь» жизни, пережить кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения. И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые или усваиваемые»

15 Необходимо специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание в соответствии со следующими рекомендациями: *необходимо специально выделить перед учащимися суть нравственной коллизии (дилеммы), представленной в литературном произведении; *надо помочь выделить противостоящие в конфликте стороны; *помочь в выявлении мотивов и стремлений героев, а также тех моральных суждений и норм, которыми руководствуются герои в своем поведении; *надо помочь выявить авторское обоснование того, почему герой следует в своем поведении определенной норме или принципу; *содействовать учащимся в определении собственной позиции в отношении отображенной моральной дилеммы и связать ее с определенными нравственными категориями.

16 Необходимо специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание в соответствии со следующими рекомендациями: *необходимо специально выделить перед учащимися суть нравственной коллизии (дилеммы), представленной в литературном произведении; *надо помочь выделить противостоящие в конфликте стороны; *помочь в выявлении мотивов и стремлений героев, а также тех моральных суждений и норм, которыми руководствуются герои в своем поведении; *надо помочь выявить авторское обоснование того, почему герой следует в своем поведении определенной норме или принципу; *содействовать учащимся в определении собственной позиции в отношении отображенной моральной дилеммы и связать ее с определенными нравственными категориями.

17 Основными видами чтения в учебной деятельности является изучающее и усваивающее чтение. Основными приемами понимания учебного текста являются: прием составления вопросов к тексту; прием составления плана; прием составления граф-схемы; тезирование; прием составления сводных таблиц; комментирование.

18 Усваивающее чтение включает приемы умение отвечать на контрольные вопросы; реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов, составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам.

19 Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения текста последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?». План представляет собой перечисление тем, составляющих пункты плана.

20 Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста. Граф-схема, в отличие от плана отличается тем, что в ней наглядно объективированы связи и отношения между элементами.

21 Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования – является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

22 Прием логического запоминания учебной информации – включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф- схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.

Читайте также: