Наука 17 18 века фундамент современной науки

Обновлено: 28.04.2024

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ в 17 веке – период бурного развития экспериментального естествознания. Значительные успехи были сделаны по исследованию гидростатики и пневматики. Проводимые опыты с «пустотой» привели к открытию газовых законов, измерению атмосферного давления, изобретению и совершенствованию воздушных (вакуумных) насосов.

Опыты с пустотой продолжил БЛЕЗ ПАСКАЛЬ (1623-1662), который, повторяя опыты Торричелли, использовал вместо ртути воду и вино, меняя форму трубок. Затем он продолжил серию опытов измерения атмосферного давления на разных высотах, что позволило ему установить так называемое барометрическое нивелирование. Он также известен и как математик в области теории чисел, методам решения задач по вычислению площадей фигур, объемов тел, длин кривых, нахождению центров тяжести. Паскаль одним из первых начал разработку области математики, ставшей впоследствии теорий вероятностей, изучая комбинации, возникающие в азартных играх.

Расширение сферы опытов с пустотой привело к изобретению воздушного насоса, которое сделал ОТТО ФОН ГЕРИКЕ (1602-1686). После серии опытов он нашел способ откачивать воздух из сосуда и изобрел воздушный насос. Воздушный насос Герике был усовершенствован РОБЕРТОМ БОЙЛЕМ (1627-1691) – английский химик, который дал определение химическому элементу, ввел в химию экспериментальный метод, положил начало химическому анализу, способствуя становлению химии как науки.

Известным он стал в физике в связи с формулировкой газового закона, носящего имя двух ученых – Бойля-Мариотта. Бойль провел множество опытов по исследованию пустоты. Опыт с «торричеллиевой пустотой» привел его к открытию газового закона, согласно которому произведение объема данной массы идеального газа на его давление постоянно при постоянной температуре.

Независимо от Бойля этот же закон был открыт французским ученым Э. МАРИОТТОМ.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 18 в. – период возникновения идей развития в науках о природе. Создателем классической механики, обобщившем достижения своих предшественников, по праву считают Исаака Ньютона (1643-1727). Идеи Ньютона, опирающиеся на математическую физику и эксперимент, завершили формирование классической механики, что способствовало созданию новой физики, определившей направление развития естествознания на многие десятилетия вперед. Под влиянием механистических представлений в XVIII в. начала развиваться биология.

Шведский ученый КАРЛ ЛИНЕЙ (1707-1778) в работе «Система природы» провел классификацию животного мира, основанную на бинарной системе (где первое слово обозначало род, а второе – вид). Расположив растения и животных в порядке усложнения их строения, он считал виды неизменными и созданными Богом.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!


Курс повышения квалификации

Смешанное обучение


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания курса «Россия в мире» на основе синтеза историко-культурного и социально-экономического знания


Курс повышения квалификации

Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Развитие культуры и науки в
XVII-XVIII вв.
В конце XVII – начале XVIII в. в результате распространения идей просвещения происходили радикальные изменения в общественном сознании.
Знания, добываемые с помощью точных и гуманитарных наук, провозглашаются силой, способной улучшить общество.

Джон Локк
(1632 – 1704)
Все знания, по мнению философа, берутся из опыта, на основе которого разум создаёт свои построения.
У человека нет врождённых представлений о существовании некой высшей силы, т.е. Бога.
«Сознание ребёнка – чистый лист, на котором жизненный опыт чертит свои письмена.
А раз люди от природы равны, то они имеют право на равенство свободы и прав».

Монтескье Дидро Вольтер Даламбер
Всем философам нового поколения присуща вера в могущество человеческого разума и способность людей улучшить мир, руководствуясь велением рассудка.

Множество открытий в области
физики, механики и астрономии совершили
Галилео Галилей,
Джордано Бруно и
Николай Коперник

Целую эпоху в истории науки составили труды английского учёного
Исаака Ньютона
Учёный завершил создание новой картины мира, одновременно математической и механической.
В своём главном труде «Математические начала натуральной философии» учёный сформулировал закон всемирного тяготения.
Открыл основные законы классической механики движения и распространения света
Ввёл в науку новые методы математических вычислений.
Сделал множество важных изобретений.

Открытия Ньютона имели огромное значение не только для развития науки, но и повлияли на мировоззрение людей.

Замечательным явлением европейской науки и культуры XVII в. явилось творчество
Готфрида Вильгельма Лейбница.
Занимался буквально всеми существующими тогда науками, оставил свой след в физике и геологии, юриспруденции и истории.
Особенно велики его заслуги в области математики.
Одновременно с Ньютоном, но совершенно другим способом, он создал дифференциальное и интегральное исчисления.
Вся Европа восхищалась созданной им счётной машиной, ему же принадлежит идея парового двигателя.
Особое внимание мыслитель уделял тому общему, что объединяет все науки, разрабатывал идею единства знания.

Новые идеи в философии
Открытия в области астрономии показали, что мир устроен совсем не так, как учили античные философы и священнослужители.
Пытливые умы задавали себе вопрос: как же устроен мир на самом деле? Какие законы им управляют?
Появилось стремление описать и объяснить мир с помощью таких наук, как математика и механика.
Всё больше внимания уделялось опыту и эксперименту.

Английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон жил и творил в эпоху мощного экономического и культурного подъёма и развития Англии.
Фрэнсис Бэкон размышлял и писал о самых разных вопросах: идеальном обществе и государстве, счастье человека, путях развития науки.
Одну из главных задач науки он видел в обретении человеком власти над природой. Считал, что все препятствия на пути познания мира преодолимы, главное же условие расцвета науки состоит в том, что теории следует строить на основе наблюдений и экспериментов и проверять их опытным путём.
Труды мыслителя способствовали развитию эмпиризма.

В книге «Новая Атлантида» Ф. Бэкона основу счастья жителей идеального острова составили технические изобретения, а не справедливое общественное устройство, как у известного английского гуманиста Томаса Мора в его знаменитой «Утопии».

Эмпиризм (от греч. «эмпириа» - опыт)- философское направление, представители которого считали, что только опыт может быть источником достоверности.
В отличие от Бэкона, знаменитый французский философ и математик
Рене Декарт
скептически относился к опыту, наблюдению и восприятию с помощью органов чувств.
Его взгляды на процесс познания основывались на идеях рационализма.

Взгляды Декарта оказали огромное влияние на развитие европейской науки и философии.
Как математик Декарт известен работами в области геометрии;
Он ввёл в науку понятие «переменной величины», что подготовило изобретение дифференциального и интегрального исчислений.
Будучи философом, Декарт верил в способность человеческого разума познать истину, постичь божественный промысел, воплощённый в мироздании, пытался даже математически обосновать религиозные представления об устройстве мира.

Навсегда вписано в историю науки имя Иоганна Кеплера. Ценность трудов учёного определяется не только открытыми им законами движения планет, подтверждающих теорию Коперника, но и в том, что в то время надо было обладать большой смелостью, чтобы сказать об этом вслух.
В области физики он вплотную подошёл к пониманию природы тяготения.
Кеплер ввёл в физику термин «инерция», который обозначал явление сопротивления движению покоящихся тел.
Выступал как предшественник Ньютона.

Развитие искусства
В XVIII веке блистали утончённым мастерством французские придворные живописцы:
Франсуа Буше
Оноре Фрагонар
Антуан Ватто
Их картины – это портреты аристократов, лирические сценки и пейзажи, мифологические сюжеты.

На полотнах их современника
Жана Батиста Шардена
мы видим представителей простонародья: крестьян и ремесленников, прачек и служанок.

Значительный вклад в развитие живописи внёс английский художник Уильям Хогарт,
удивительно тонкий мастер пейзажа и портрета.
Он творил и в сатирическом жанре, где ему особенно удавались бытовые сценки из жизни английской аристократии и буржуазии.

В XVIII веке началась творческая биография великого испанского живописца Франсиско Гойи, талант которого во всей полноте раскрылся уже в следующем веке.

Дух Просвещения, постоянного поиска, движения вперёд царил и в музыке. Долгое время музыка преимущественно была церковной. Но в этих ограниченных рамках создавались удивительные по красоте и величественности произведения.
Вершиной церковной музыки стало творчество двух великих немецких композиторов -
Георга Фридриха Генделя
Иоганна Себастьяна Баха

Вывод:
В XVIII веке материальный и духовный мир европейцев стал неизмеримо богаче и шире.
И хотя лучшие произведения литературы, изобразительного искусства, музыки не могли в то время стать достоянием каждого, атмосфера поиска и неустанного труда, пронизывающая век Просвещения, охватывала всё общество.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Всемирная история 8 класс Развитие науки и культуры в XVII - XVIII вв. Коштае.


Курс повышения квалификации

Смешанное обучение


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания курса «Россия в мире» на основе синтеза историко-культурного и социально-экономического знания


Курс повышения квалификации

Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Всемирная история 8 класс Развитие науки и культуры в XVII - XVIII вв. Коштае.

Всемирная история 8 класс Развитие науки и культуры в XVII - XVIII вв. Коштаева Г.Д.

XVIII век называют «веком Просвещения» Главные представители: Вольтер, Ш. Мон.

XVIII век называют «веком Просвещения» Главные представители: Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний Эпоха просвещения

Николай Коперник «Об обращениях небесных сфер» 1473-1543 гг. утверждал, что С.

Николай Коперник «Об обращениях небесных сфер» 1473-1543 гг. утверждал, что Солнце является неподвижным центром, вокруг которого вращаются планеты; и что Земля - одна из этих планет. Период обращения нашей планеты вокруг Солнца равен году, кроме того, она вращается вокруг собственной оси и совершает полный оборот за сутки. Ученый также полагал, что Луна - это не одна из планет (как считали в то время), а спутник Земли.

Галилео Галилей «Диалог о двух главнейших системах мира» Он получил еще более.

Галилео Галилей «Диалог о двух главнейших системах мира» Он получил еще более впечатляющие и убедительные данные . Ему повезло, так как он уже мог использовать техническое новшество - зрительную трубу, изобретенную в Голландии примерно в 1600 г. В 1609 году Галилей сконструировал гораздо более совершенный прибор для наблюдения за небом. Он установил существование множества звезд, не видимых невооруженным глазом, пятен на Солнце, кратеров на поверхности Луны, спутников Юпитера и фаз Венеры. Он использовал свои открытия для подтверждения гелиоцентрической (с Солнцем в центре) теории Коперника. 1564-1642 гг.

Иоганн Кеплер 1571-1630гг. Результатом его многолетних усилий стала система м.

Иоганн Кеплер 1571-1630гг. Результатом его многолетних усилий стала система математических законов движения планет (законы Кеплера). Его произведения — яркий образец соединения нового и старого, причудливого соединения теологии и физики, математики. Огромную роль в его поиске математической гармонии сыграли философские представления о Солнце, уходящие корнями в популярные “тайные” учения той эпохи. Кеплер был убежден также в существовании универсальной силы, скрепляющей мироздание. Он оказался первым, кто пытался найти всеобщий закон математической гармонии мира. Лишь намного позже И. Ньютон смог реализовать эту идею, открыв закон всемирного тяготения.

Исаак Ньютон «Математические начала натуральной философии» 1642-1727 гг. Он у.

Исаак Ньютон «Математические начала натуральной философии» 1642-1727 гг. Он убедительно продемонстрировал, что земная и небесная сферы подчиняются одним и тем же законам природы, а все материальные объекты - трем законам движения. Более того, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения и математически обосновал законы, управляющие этими процессами. Ньютонова модель Вселенной оставалась фактически неизменной вплоть до новой научной революции начала XX века

Готфрид Вильгельм Лейбниц 1646-1716 гг. Он изобрел машину, способную производ.

Готфрид Вильгельм Лейбниц 1646-1716 гг. Он изобрел машину, способную производить умножение. Лейбниц также был одним из создателей дифференциального исчисления, ставшего наиболее важным математическим методом того времени. К сходным результатам независимо от Лейбница пришел и Исаак Ньютон.

телескоп, микроскоп, термометр, барометр Суммирующая машина Паскаля Изобретения

телескоп, микроскоп, термометр, барометр Суммирующая машина Паскаля Изобретения

Распространение знаний организуются научные учреждения нового типа – Академи.

Распространение знаний организуются научные учреждения нового типа – Академии наук. 1662 г. открывается в Лондоне Королевское общество – Английская Академия наук в 1666 г. – Парижская, в 1700 г. – Берлинская, в 1724 г. – Петербургская, в.1739 г.– Стокгольмская.

Френсис Бэкон 1561- 1626 гг. Бэкон решительно восстаёт против средневековой с.

Френсис Бэкон 1561- 1626 гг. Бэкон решительно восстаёт против средневековой схоластики, суеверий, мистики. Сознание должно быть очищено от предрассудков, ложных понятий, которые Бэкон именует «призраками», «идолами». Не слепое преклонение перед перед авторитетами, а изучение самой природы её законов, наблюдения и сравнения, опыт (в широком смысле) и эксперимент, индукция и анализ – вот что, согласно Бэкону, должно лечь в основу познания природы. . Ф. Бэкону принадлежит также известный лозунг “знание — сила”.

Рене Декарт 1596- 1650 гг. Его теория познания опирается на учение о ясных и.

Рене Декарт 1596- 1650 гг. Его теория познания опирается на учение о ясных и отчетливых идеях. К таким идеям относятся прежде всего базовые понятия математической механики — движение, фигура, число и др. Р. Декарт считал эти идеи неотъемлемо присущими природе человеческого разума вообще. Ему был присущ оптимизм относительно возможностей познания. С его точки зрения мышление в терминах ясных и отчетливых идей гарантированно приходит к истине.

Идеология эпохи Просвещения находила выражение и в разных направлениях изобра.

Идеология эпохи Просвещения находила выражение и в разных направлениях изобразительного искусства Великие художники

1684-1721 гг. Антуан Ватто Вывеска Жереена. 1721. Париж, Лувр.

1684-1721 гг. Антуан Ватто Вывеска Жереена. 1721. Париж, Лувр.

Санойнр. Ок. 1709. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Произведения Антуана Ватто Отплы.

Санойнр. Ок. 1709. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Произведения Антуана Ватто Отплытие на остров Цитеру. 1717. Париж, Лувр.

Автопортрет Франсуа Буше Туалет Венеры. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Автопортрет Франсуа Буше Туалет Венеры. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

 Поцелуй украдкой. 1780-е гг. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Оноре Фрагонар

Поцелуй украдкой. 1780-е гг. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Оноре Фрагонар

 Жан Батист Симеон Шарден Автопортрет. 1770-е гг. Париж, Лувр.

Жан Батист Симеон Шарден Автопортрет. 1770-е гг. Париж, Лувр.

Натюрморт. Париж, Музей Коньяк-Жай. Картины Жана Батиста Симеона Шардена Мол.

Натюрморт. Париж, Музей Коньяк-Жай. Картины Жана Батиста Симеона Шардена Молитва перед обедом. 1744. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Уильям Хогарт

Утро после свадьбы, из серии «Модный брак». 1743. Лондон, Национальная галере.

Утро после свадьбы, из серии «Модный брак». 1743. Лондон, Национальная галерея. Произведения Уильяма Хогарта Водочная улица. Гравюра. 1751.

Великие музыканты Бах и Гендель – две личности, два стиля.

Великие музыканты Бах и Гендель – две личности, два стиля.

Иоганн Себастьян Бах 1685—1750 гг. За свою жизнь он сочинил более 1000 произв.

Иоганн Себастьян Бах 1685—1750 гг. За свою жизнь он сочинил более 1000 произведений в различных жанрах, кроме оперы. Но при жизни он не добился какого-либо значимого успеха. Много раз переезжая, Бах сменял одну не слишком высокую должность за другой: в Веймаре он был придворным музыкантом у Веймарского герцога Бах – с 10 лет круглый сирота, воспитывавшийся в доме старшего брата и с 15 лет сам зарабатывавший себе на жизнь в качестве певчего и затем церковного органиста в разных городах Германии.

§ 14 прочитать Повторить § 1-13 Домашнее задание

§ 14 прочитать Повторить § 1-13 Домашнее задание

Краткое описание документа:

1. Познакомить уч-ся с развитием науки, с передовыми людьми Эпохи Просвещения, с достижениями и идеями просветителей. Охарактеризовать значение развития естественных и математических наук.

Повторить значение понятий общественный прогресс, культура.

2.Формировать умения слушать, вникать в суть и правильно ставить вопросы. Учащиеся должны понять как велико значение трудов просветителей для общественного прогресса, формирование уважения к деятельности учёных.

3. Воспитание трудолюбия, формирование стремления учиться, применить знания в будущем, реализоваться в жизни, формировать социально активного гражданина.

— термин, обозначающий культурную схему накопления, сохранения и трансляции научного опыта; интегральные основания научного знания, позволяющие объединить научные направления с их контекстом и реконструировать развитие науки как историю социокультурных целостностей.

Данное понятие заимствовано философией науки из социологии науки, истории и теории культуры и социальной антропологии. С начала 1960-х гг. внимание привлекли структурные единицы научного знания, получающие название как собственно «Т.» (С. Тулмин, Л. Лаудан, П. Фейерабенд), так и «школ», «парадигм» (Т. Кун), «тем» (Дж. Холтон), «исследовательских программ» (И. Лакатос), «социальной образности» (Д. Блур), «неявного знания» (А/. Полани). Отход от логицистских моделей научной теории проявился в формировании более сложного образа научного знания. Последний включает не только логико-математический аппарат, набор идеальных объектов и предложения наблюдения, но и научную картину мира, нормы и идеалы научного знания, филос. и общекультурные предпосылки. Такое научное образование обладает высокой степенью автономии и устойчивости логическим парадоксам и эмпирическим опровержениям. Тем самым теория понимается не столько как индивидуальное и законченное изобретение гения, но скорее как целостный способ видения мира, форма научной культуры и идеологии, развиваемая поколениями ученых на основе исторического прототипа.

Основания типологии традиций различны: по цели, объему, структуре, предмету, методу, теории, авторитету (консервативные и революционные, локальные и интегральные, исторические и абстрактные и т.д.); в частности, субстратная и полевая (физика), аналитическая и синтетическая (математика, химия), креационистская и эволюционистская (биология, геология), прецедентные и канонические (право) традиции, аристотелизм и платонизм.

В целом специфика Т. в н. состоит не в привязанности к конкретной предметности, но в способности переходить от одного содержания к др. при сохранении собственной структуры и методологического арсенала. Структуру традиции составляет, если использовать терминологию Лакатоса, жесткое ядро (практические схемы, нормы и идеалы исследовательской деятельности и общения) и защитный пояс (набор частично институциализированных социокультурных конвенций и предпосылок, официальный этос и идеология науки).

Т. в н. не противоположны развитию, рациональности и рефлексии, хотя и предполагают стремление к сохранению признанных достижений, веру в истинность теоретических постулатов и нередко — игнорирование критики. Наука в целом не может быть понята как традиция, коль скоро в ней важную роль играют не интегрированные в традицию индивиды, от которых она получает как критический, так и позитивный творческие импульсы. Поэтому описание истории науки как процесса смены научных традиций характеризуется существенной неполнотой. Вместе с тем понятие Т. в н. вносит вклад в теоретическое разрешение методологических дилемм кумулятивизма — несоизмеримости и ин-тернализма — экстернализма, позволяя понять элементы всех оппозиций как моменты развития научного знания и его исторической реконструкции.

(Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)

Научные революции

Первая научная революция XVII / XVIII веков

Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана сдухом просвещения.

На стыке 17/18 веков происходит научная революция. Причём происходит она не из-за того, что открыли: большие космологические и географические открытия были сделаны ещё в 15 и 16 веке (Колумб, Васко даГама, Коперник, Галилей, Иоганн Кеплер). Новой была форма, как делали открытия: личным опытом инаблюдением. Сегодня это называется «эмпирический метод». Для нас сейчас он естественен, но в 17-ом веке он был только признан,

Поэтому большинство учёных того времени они называли себя «философами»не были привязаны куниверситетам. Лишь Исаак Ньютон (Isaac Newton, 1642-1727) был профессором математики в Кембридже.Другим их отличием от традиционных учёных было то, что они не ограничивались одной какой-тодисциплиной, а стремились охватить многое, как это делал, например, Дени Дидро (Denis Diderot, 1713-1784), который в 1751 г основал большую знаменитую «Энциклопедию». Для просветителей было типичным,что их интересовало всеобщее знание [7] .




Латынь перестаёт быть научным языком – на ней только и преподавали и писали до начала 18 века – и наеё место приходит французский [8] . Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках.Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь.

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук,которые тогда переросли в отдельный жанр литературы [12] . Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны средипрочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона,

Коперник (1473-1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической

системы мира, положившей началопервой научной революции.

· Галилей (1564-1642): изучал проблему движения,

открыл принцип инерции, закон свободного падения тел;сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.

· Кеплер (1571—1630): установил три закона движения

планет вокруг Солнца, создал первуюмеханистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.

· Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической

механики, математическисформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планетвокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.),создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физическойреальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновыхпредставлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (методпринципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическуюмеханику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории,сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.

Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив ихот мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции,пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования(химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики.Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в.она утратила статус общенаучной.

Джероламо Кардано внёс значительный вклад в развитие алгебры, Франсуа Виет основоположниксимволической алгебры, Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.

Этот этап характеризуется огромным влиянием на весь корпус науки идей И. Ньютона (1643 – 1727 гг.). Классический труд Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1677 г.). В нем Ньютон доказал, что сила тяжести, которая наблюдается в земных условиях является той же силой, которая удерживает Землю на орбите и все другие планеты. Эта сила пропорциональна массе взаимодействия тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними: F = m / s ².

Многие ученые до Ньютона подходили к мысли о всеобщем начале (Галилей), однако заслуга Ньютона в том, что он четко сформулировал фундаментальную роль сил тяготения в картине мира. Закон Всемирного тяготения был незыблемым до конца 19 в. Он был поколеблен открытиями А. Эйнштейна (1879 – 1955 гг.) и Н. Бора. А. Эйнштейн доказал, что при больших скоростях движения тел, достигающих скорости света, и огромных расстояниях, свойственных мегамиру, время и пространство, а также масса тел не подчиняются законам классической механики Ньютона, обнаруживая ранее неизвестные свойства относительности. Н. Бор (1885 – 1962), исследуя явления микромира, доказал, что элементарные частицы также не подчиняются законам Ньютона, а их поведение может быть предсказано только на основе теории вероятностей. Он говорил: «Раньше было принято считать, что физика описывает Вселенную. Теперь мы знаем, что физика описывает лишь то, что мы можем сказать о Вселенной».

В современной науке все же существует мнение, что современная квантовая физика является не завершенной и некоторые ее положения могут быть пересмотрены.

Вторая особенность эпохи Просвещения заключалась в прочном утверждении в сознании ведущих ученых рационалистического мировоззрения в противовес религиозному (основанному на догмах). Поэтому этот период стали называть веком разума. Считали, что Вселенная развивается по собственным присущим ей законам. Наиболее глубокое обоснование идея самодостаточности Вселенной нашла отражение в труде Лапласа «Небесная механика». Заменителем Библии стала знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» - основатели Дидро, Вольтер, Руссо.

Третья особенность состоит в том, что самым престижным занятием стала считаться в это время наука. Основанием стал лозунг Ф. Бэкона «Знание – сила». Утвердилось мнение, что человеческое познание имеет огромные возможности, а также в огромных возможностях социального прогресса – умонастроение, получившее наименование познавательного и социального оптимизма. На этой почве возникли многочисленные социальные утопии. Вслед за «Утопией» англичанина Томаса Мора (1516) появились книги итальянца Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» (1602) и утопическая повесть английского философа Ф. Бэкона «Новая Атлантида» (1627), в которой впервые излагался проект государственной организации науки. Задачей научно-технического центра, именуемого «Домом Соломона», по мысли Ф. Бэкона должно стать не только планирование и организация научных исследований, но и введение их в хозяйство и быт. Несколько позднее, в XIX в. социальная утопия развита англичанином Р. Оуэном, французами Ш. Фурье, Р. Сен-Симоном, ставшими непосредственными предшественниками марксизма.

Начался активный процесс институционализации науки, появились институты, которых раньше не было. Именно в это время сложилась классическая система организации науки, просуществовавшая до настоящего времени. Стали появляться особые учреждения, которые стали объединять профессиональных ученых – академии наук. В 1603 г. появилась первая – Римская – академия наук. Одним из первых академиков стал Галилей, академия вскоре стала защищать его от нападок церкви.

В 1622 г. была создана английская Королевская академия наук. В 1703 г. ее руководителем стал И. Ньютон. В 1714 г. в качестве иностранного члена этой академии наук был избран русский князь, приближенный Петра I, Александр Меньшиков. При избрании отмечалось, что он создал в Россию первую обсерваторию, а также одну из крупнейших библиотек в Петербурге. Уведомил его об избрании сам И. Ньютон.

В 1666 г. создана французская академия наук – ее членов избирали только с согласия короля. Король (Людовик XIV) лично интересовался деятельностью академии. Именно во Франции государство стало впервые платить деньги за членство в академии. В качестве иностранного члена в 1714 г. был избран Петр I.

В 1725 г. при активной поддержке Петра I была создана Российская Академия наук. Первыми членами академии стали иностранцы: математик Л. Эйлер, математик и биолог Д. Бернулли, а позднее М.В. Ломоносов. В качестве иностранных членов в академию были избраны И. Кант, Д. Дидро, Ф. Вольтер, И. Гете.

В это же время стал повышаться уровень научных исследований в университетах. Появляются специальные высшие учебные заведения: Горное училище в Париже (1747), Горное училище в Петербурге (1773) и др. Появились кафедры как центры организации внутривузовских исследований. Возникло понятие «научная и учебная дисциплина».

Свидетельством повышения общего уровня организации науки стало формирование особых направлений исследований – специализированных научно-исследовательских программ. По мнению одного из современных исследователей истории науки И. Лакатоса (1922 – 1974), в этот период сформировались следующие шесть основных направлений научных исследований: исследование различных видов энергии; металлургическое производство; направление, связанное с электричеством; химическое направление; биологическое направление; астрономическое направление.

Наиболее яркими представителями науки этой эпохи были: Ф. Бэкон, И. Ньютон – в Англии, Лейбниц (участвовал в создании Российской Академии наук), И. Кант, И. Гете – в Германии, М.И. Ломоносов, Н.Новиков, А. Радищев – в России; Р. Декарт, Паскаль – во Франции.

Читайте также: