Наличие врожденных качеств у детей уподобляется чистой доске на которой можно писать что угодно

Обновлено: 04.05.2024

Джентльмен – это мужчина, дворянин по происхождению, который отличается утонченными манерами в обращении и обладает качествами необходимыми для предприимчивого человека и буржуазного дельца.

Теория воспитания джентльмена Джона Локка

Джон Локк родился в Англии в 1632 году в семье свободомыслящего ученого правоведа. В университетские годы увлекался естественнонаучными знаниями и изучением медицины. После окончания университета, занимался медицинской практикой, а также был учителем сына известного графа. В 1960 году в свет выходит одни из фундаментальных трудов Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме», где он доказывает, что у человека нет врожденных представлений и идей, каждый ребенок является «чистой доской», на которой можно написать все что угодно. Именно поэтому очень важна роль воспитания в развитии и становлении личности каждого ребенка.

Джон Локк считал, что идеи и знания происходят в первую очередь из чувственного опыта ребенка. Представления входят в его сознание через различные органы чувств и ощущения. Это является одним из важнейших средств познания окружающего мира. Однако немаловажное значение, по мнению Дж. Локка, имеет и собственная деятельность рассудка.

Таким образом, большое значение Дж. Локк придает разуму, воспитание которого и представляет особую важность.

Еще одним значительным трудом Дж. Локка являются «Мысли о воспитании». В данном труде описано воспитание джентльмена, который умеет вести свои дела предусмотрительно и толково.

Каждый джентльмен обязан получить физическое, умственное и нравственное воспитание. Однако процесс воспитания следует осуществлять не в школе, которая включает в себя весьма разнообразную и «пеструю» толпу учащихся, порой дурно воспитанных, а индивидуально.

Цель воспитания джентльмена по Дж. Локку – формирование дельца, который обладает изысканными манерами и способен вести свои дела предусмотрительно и толково.

Готовые работы на аналогичную тему

В понимании Дж. Локка, джентльменом является человек деятельный и добродетельный, хорошо развитый физически, крепкий, который умеет владеть собственными чувствами и мыслями, обладающий всеми необходимыми жизненными знаниями и ясными мыслями.

Программа воспитания и обучения джентльмена по Дж. Локку, включала в себя такие дисциплины как: французский и латинский языки, географию, арифметику, танцы, историю, фехтование, также педагоги занимались воспитанием нравственного и социально правильного поведения, формированием необходимых манер.

Основные направления в воспитании джентльмена

Основными направлениями воспитания джентльмена по Дж. Локку являются:

  1. Физическое воспитание – предусматривает воспитание, направленное на сохранение и укрепление своего здоровья с самого раннего детства. Для этого необходимо использовать закаливание, воспитывать выносливость, умение стойко преодолевать невзгоды, жизненные перемены и усталость. Будущий джентльмен в процессе воспитания должен был довольствоваться минимумом удобств: жёсткая постель, легкое стеганое одеяло, ежедневное мытьё ног холодной водой, умеренность в одежде, частое нахождение на свежем воздухе, обучение плаванию, занятия разнообразными физическими упражнениями и т.д.
  2. Воспитание дисциплинированности, характера и воли – каждый джентльмен должен быть целеустремленными, не отступать от намеченной цели и достигать ее, используя собственные реальные возможности. Всего можно добиться, если воспитать в себе умение управлять собственными страстями и желаниями.
  3. Духовное воспитание – представлено четырьмя компонентами: добродетель, мудрость, благовоспитанность, познания. Наиболее важной Дж. Локк считал добродетель, без воспитания которой человек не может быть полностью счастлив в этом мире. Ее развитию способствует воспитание духа. Духовное воспитание предусматривает соблюдение некой середины, которая требует от воспитателя выбирать методы и средства не слишком строгие и грубые, но и не потворствующие желаниям ребенка. Кроме того, большое значением имеет собственный пример, который взрослый подает ребенку в процессе воспитания. Недопустимо использовать методы, которые содержать в себе грубость и насилие, потому как не будут способствовать воспитанию у ребенка духовности. Только вежливые и ласковые слова, уважительное отношение способно принести тот результат, который ожидает воспитатель от воспитанника.

Верно, подобранные методы будут способствовать нравственному и духовному развитию ребенка, формированию у него важных личностных качеств, положительных привычек.

Воспитание у джентльмена правил поведения следует осуществлять с применением наглядностей и практикой их воспитания. В целом же привычки и правила поведения следует воспитывать совместно с нравственным воспитанием.

Практика очень важна в воспитании, так как она позволяет не только на наглядных примерах показать детям как следует поступать в определенных ситуациях, чего стоит избегать, но способствует повторению действий, закреплению положительного опыта поведения, черт характера и привычек. Еще одним немаловажным инструментом воспитания, Дж. Локк считал, повторные действия.

Таким образом, искусство воспитания джентльмена по Дж. Локку, заключается в использовании любого благоприятного случая, для создания специальных воспитательных ситуаций, побуждающих воспитанника к совершению действий, укрепляющих положительную привычку. Эффективность воспитания во многом зависит от учета педагогом индивидуальных особенностей ребенка.

Использование в процессе воспитания жесткой дисциплины, способствует тому, что у ребенка вырабатывает рабский характер. Именно поэтому Дж. Локк негативно относился к какому-то бы ни было насилию в отношении воспитанников, а также к применению физических наказаний. Однако он не исключал применение силы в случае, если ребенок проявляет открытое упорство и неповиновение.

Так же своеобразно он относился и к религиозному воспитанию, считая, что главное – не приучение детей к обрядам, а воспитание любви и почтения к богу, как к высшему существу.

Данная концепция происхождения воспитания характеризуется тем, что воспитательная деятельность людей в первобытном обществе похожа на инстинктивную заботу животных о своем потомстве:

Вопрос 7

Данная концепция происхождения воспитания характеризуется тем, что воспитание происходит от бессознательных инстинктов подражания взрослым:

Вопрос 8

Данная концепция происхождения воспитания характеризуется тем, что передача трудового опыта лежит в основе возникновения и развития воспитания:

Вопрос 9

Его основные идеи: цель человеческого существования — развивать свою духовность, воспитывать в себе нравственность; основа всех добродетелей — человеколюбие, «любовь к ближнему»

Вопрос 10

Вопрос 11

b. наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

c. процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспитания и образования в целом

d. учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности

Вопрос 12

a. учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности

c. процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспитания и образования в целом

d. наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

Вопрос 13

Объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека

Вопрос 14

Определил воспитание и социальную среду — основными факторами формирования личности человека; природу, искусство, книги — важнейшими средствами воспитания

Вопрос 15

b. процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспитания и образования в целом

c. учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности

d. наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

Вопрос 16

b. процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспитания и образования в целом

c. наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

d. учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности

Специально организованное взаимодействие педагога и учащихся в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта, необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе

Вопрос 19

Специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемых или обучаемого, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, умений, навыков

Вопрос 20

Считал человека высшим созданием природы, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой

Вопрос 21

Целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: определенных отношений; мировоззрения; форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения)

Оставить комментарий


Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад


Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад


Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад


Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад


Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад


Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад


Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад


Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад


Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад


Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад


Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад


Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад


Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад


Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад


Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад


Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад


Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад


Дарья неделю назад

Иван, помощь с обучением неделю назад

Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философ­ских знаний в начале XVII века. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 году издал трактат "О достоинстве и увели- jчении наук". В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве I

отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал "руководство чтением". Бэкону принадлежит и известное выражение: знание - сила, показывающее, как высоко он ценил учение, овладение наукой. В этом же \ столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592- I6TJ0), теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение. В своем знаменитом труде "Великая дидактика" (1633-1638) Коменский разработал основные вопро-сы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уде- jлял нравственному воспитанию детей, а в книге "Материнская школа" (1632) детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

В историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли также имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Фридрих Гербарт(1776-1841) и Адольф Дистервег(1790- I 1866) в Германии и др.

Джон Локк в труде "Мысли о воспитании" (1693) большое внимание уделил jпсихологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка "чистой доске" (tabularasa), на которой якобы можно писать что угодно, указы­вая тем самым на большую силу воспитания.

Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей.

А поскольку это так, то воспитание, по его мнению, не должно мешать разви­тию этого совершенства, а должно предоставлять детям полную свободу, при­спосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало iразработке теории "свободного воспитания" и педоцентризма в педагогической | науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за инте- jресами и желаниями детей и способствовать их развитию. Хотя в научном от­ношении эти мысли были не совсем обоснованными, но в них находила свое отражение борьба Руссо против жестокости и физических наказаний детей, процветавших в воспитании в его время.

Г енрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитатель- ' ных учреждениях. В сочинении "Лингард и Гертруда" (1781 -1787) он разви­вал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувства сострадания к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впослед- ' ствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.


Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Г ербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с

этих позиций он считал необходимым подавлять в детях "дикую резвость", ис- jпользуя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал кондуит.

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую тео­рию Адольф Дистервег. Особенно полезными являются его идеи об активиза­ции учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обо­гащении их научными знаниями и привитии им высоких моральных качеств.

З.Выделение педагогики в особую отрасль знания и разработка её науч­ных основ в трудах русских и белорусских педагогов: К.Д.Ушинского, Л.Толстого, С.Полоцкого, Я.Коласа, Тётки и др.

Активно разрабатывались идеи воспитания российскими педагогами. Необхо­димо отметить, что в России с давних времен открывались школы. Сохрани­лись сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030 году. Все это так или иначе способствовало развитию отечественной педагогической мысли.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в об­ласти педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно- греко-латинского языка. С.Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал про­тив теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В.Ломоносов (1711-1765). Он создал такие учебные книги, как "Риторика" (1748), "Российская грамматика" (1755) и др.

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И.Новиков (1744-1818). Он издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и разума" и с про­светительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к лю­дям. В статье "О воспитании и наставлении детей. Для распространения обще­полезных знаний и всеобщего благополучия" Н.И.Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

К.Д.Ушинский считается основателем научной педагогики и народной школы в России. Он - автор ряда известных трудов по вопросам обучения и воспита­ния: "О пользе педагогической литературы" (1857), "О народности в общест­венном воспитании" (1857), "Три элемента школы" (1857), "Человек как пред­мет воспитания:'Опыт

трудовому воспитанию сохраняют свое научное значение до настоящего вре­мени.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н.Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян, где реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он об­ращал на формирование творческой самостоятельности детей, стремился к раз­витию теории "свободного воспитания", создал учебник для начальной школы "Азбука".

П.Ф.Лесгафт известен трудами в области физического воспитания, П.Ф.Каптерев является автором учебника по педагогике. К.Н.Вентцель активно разрабатывал идеи "свободного воспитания", выступал против раннего полити­ческого воспитания детей.

Активно разрабатывалась педагогическая мысль в Беларуси. Много интерес­ных идей о воспитании содержится в поэме "Песнь о зубре" Н.Гусовского (1480 - после 1533), а также в трудах Франциска Скорины (около 1490 - не позднее

1541), который на много лет раньше Ивана Федорова начал печатать книги на Руси.

Значительный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесла известная белорусская писательница Тетка (Алоиза Пашкевич) (1876-1916), ко­торая написала книгу "Первое чтение для деток белорусов" и ряд статей о вос­питании.

Большое педагогическое наследие оставил в белорусской педагогике поэт и писатель Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) (1882-1956). Он сам много лет работал учителем и создал несколько учебников на белорусском язы­ке, в частности, "Второе чтение для детей белорусов", о котором А.Е.Богданович, отец поэта Максима Богдановича, писал, что после "Детского мира" и "Родного слова" К.Д.Ушинского это самая лучшая учебная книга.

Я.Колас является также автором пособия "Методика родного языка", которое до настоящего времени не потеряла своей научной ценности для преподавания белорусского языка.

4.Объект и предмет педагогики, основные проблемы её исследования,

система педагогических дисциплин.

В качестве предмета педагогики принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни, причем долгое время речь шла только о подготовке к жизни подрастающих поколений. Подобное определение предмета педагогики до некоторого времени не вызывало сомнений. Поскольку педагогика возникла из потребности общества в воспитании подрастающих поколений, в подготовке их к жизни, то и предметом ее исследования является воспитание, воспитательная деятельность.

Воспитание как общественное явление возникло и существует не само по себе, а выступает как средство подготовки формирующегося человека к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических принципов воспитания как специально организованного педагогического процесса.

А.Ф.Протопопов писал: "Предметом. педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, об-разования

Объект педагогики: существует 3 точки зрения

2. педагогический процесс;

Основные проблемы исследования:

а) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

б) определение целей воспитания;

в) разработка содержания воспитания;

г) исследование методов воспитания.

Система педагогических дисциплин:

1 общая педагогика;

2 предшкольная (4-5);

3. дошкольная (5-6);

4. школьная педагогика;

5 . семейная педагогика;

6. вузовская педагогика;

8. военная педагогика;

9. педагогика детских и юношеских организаций;

11 .соц. педагогика (влияние социума на развитие личности);

12. история педагогики;

13. сравнительная педагогика (сравнивает систему воспитания и образования);

14. коррекционная педагогика (детей с особенностями психо-физического развития);

15. сурдопедагогика (глухие дети, слабосльпцащие);

16. тифлопедагогика (слепые,слабовидящие);

17.олигофренопедагогика (с отклонениями в психическом

5. Понятие о методологии и методах педагогических исследований.

Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных яв­лений и которые решающим образом сказываются на теоретической интер­претации этих явлений. Одна из методологических посылок, определяющей современный подход в разработке теории воспитания и обуславливающих её подлинно научный характер, состоит в том, что воспитание, как и другие об­щественные явления, носит социально- детерминированный характер, т.е. оно обуславливается потребностями общества в подготовке подрастающих поко­лений к жизни, отражает тенденции его развития, нац. особенности народа и т.д.

Существенное значение для разработки научной теории воспитания имеет идея о том, что источники развития человека как личности находятся вне че­ловека, что его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе воспитания.

Большое значение для разработки педагогической теории имеют такие идеи о том, что вместе с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек и что он обладает весьма богатыми возможностями, позволяющими ему улучшать свои как при­родные, так и личностные св-ва и кач-ва.

Подлинная наука, отражающая объективные законы общественного разви­тия, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утверждению чело­века как высшей ценности общества.

Указанные методологические положения, которые лежат в основе p-я совре­менной научной педагогики, нисколько не отрицают теоретических идей вос­питания, разработанных передовыми представителями педагогической мысли прошлого.

1 Педагогическое наблюдение - изучение педагогических явлении требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

2. Исследовательская беседа - с помощью этого метода учёный выясняет отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям, мнение о них и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

3. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся.

4. Педагогический эксперимент - сущность заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений I или гипотез.

5 . Изучение и обобщение передового педагогического опыта - основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.

6.Социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок).

6. Методы математической статистики - они используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.

7. Теоритический анализ педагогических идей - позволяет делать глубокие

6.Историческое развитие идеи о всестороннем развитии личности, «Кон­цепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ»

(2007).

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами- бого­словами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни обще­ства господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Однако воспи­тание детей отдельных сословий (в зависимости от положения в феодальной иерархии), различалось по своему содержанию и характеру.

Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфиче­ские взгляды и подходы к воспитанию, постольку можно говорить о педаго­гике феодального общества.

В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствующей в тот период идеологией не первый план в воспитании стала выступать проповедь религи­озного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения лично­сти как средства поддержания божественного благочестия.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась голько как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необ­ходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуще­ствление с соединением образования и воспитания с производительным тру­дом.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.), когда происходило разложение феода­лизма и начиналось развитие буржуазного общества.

В 2006/2007 учебном году в учреждениях образования страны осо­бое внимание уделялось формированию целостной системы воспитания и охраны детства, гражданскому и патриотическому воспитанию, профилак­тике социального сиротства, асоциальных проявлений в среде учащейся молодежи, обеспечению государственной поддержки и защиты прав де­тей. Акцент в воспитательной работе был также сделан на активное во­влечение всех учащихся в общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность, формирование навыков самодисциплины, культуры поведе­ния и чувства ответственности перед самим собой, обществом и государ­ством.

С целью качественного совершенствования воспитательной работы Министерством образования Республики Беларусь разработаны и утвер­ждены Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.

Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь являются основными документами, в которых закрепляются главные приоритеты воспитания в учреждениях образования с учетом основ идеологии белорусского государства, прин­ципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, формулируются цели и задачи, раскрывается со-леьЖаЯие и определяются эффективные формы и методы воспитательной

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы определяет основные направления воспитания и формы воспитательной работы в учреждениях образования. В целях ее реализации предусматривается разработка и выполнение областных и районных (городских) программ непрерывного воспитания детей и уча­щейся молодежи на 2007 - 2010 годы. В учреждениях образования для реали- I зации данных программ разрабатываются перспективный и текущий планы воспитательной деятельности, утверждаемые руководителем учреждения об­разования, также могут разрабатываться и реализовываться комплексно­целевые программы по основным направлениям воспитательной деятельно­сти, планы работы социально-педагогической и психологической службы,

| план работы педагога-организатора по взаимодействию с детскими и моло­дежными общественными объединениями.

Целесообразно продолжить изучение Концепции и Программы непре- 1 рывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в | педагогических коллективах, на родительских собраниях, встречах со сту­денческим и молодежным активом.

Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Однако как целенаправленный процесс воспитание берет свое начало с периода разделения труда. Именно с этого времени воспитание становится содержанием специально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни и труду. К этому же периоду можно отнести рождение одной из самых древнейших профессий педагога, воспитателя, учителя.

Следует заметить, что физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства племен отсутствовали или же применялись крайне редко, в исключительных случаях.

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов-чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников.

Наиболее широким и многопредметным было содержание образования в жреческих школах. Так, в школах жрецов Вавилонского государства, кроме письма, счета и чтения преподавались право, астрология, медицина и цикл религиозных дисциплин. Обучение было столь же долгим (около 10 лет), сколь и дорогим. Оно не было доступным для детей ремесленников и земледельцев. Обучать своих сыновей (девочек обычно не учили) могли только знатные чиновники и богатые рабовладельцы. В школах царила палочная дисциплина, а занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера.

Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».


Теоретиками педагогики были древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), его ученик Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формирование его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки.

Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнегреческого философа и педагога Марка Квинтилиана (35–96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах. Научная педагогика ведёт свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд считается первым среди научных трудов по педагогике.

Следует отметить, что риторическая школа Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, школьное образование имеет гораздо больше достоинств, чем домашнее (индивидуальное).

В период от падения Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.) – эпоха средних веков, а в сфере образования и воспитания – это эпоха безраздельного господства церкви. В странах Востока школа в содержании образования и в методах преподавания отражала господствующие там религиозные идеологии и мировоззрение (индуизм, буддизм, ислам) и верно служила интересам церковных и светских феодалов. В Западной Европе монополия церкви на образование видна уже из простого перечисления типов школ: приходские (при церковном приходе), монастырские (при монастырях), соборные или кафедральные (при епископских резиденциях). Во всех этих школах дети 7–15 лет обучались основам грамоты, религиозным догматам и пению псалмов и молитв.

Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времён. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), Аквинат (1225–1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперёд не ушла.

Развитие ремёсел и торговли в XIII–XIV вв. привели к появлению цеховых школ, в которых дети ремесленников получали начальное образование. Обучение же самому ремеслу осуществлялось либо в семьях ремесленников, либо в процессе цехового ученичества. Гильдейские школы создавались объединениями купцов – гильдиями. В этих платных школах учились дети состоятельных родителей, а обучение несло практическую направленность.

Интересы феодалов в средние века обслуживала так называемая рыцарская система воспитания. Основу этой системы составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьём, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах. Для рыцарской системы воспитания характерно презрение ко всем видам труда, включая даже умственный, ценились только сила и ловкость, а также умение (скорее эффектно, чем эффективно) ими распорядиться.

В эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали возрождение интереса к античному культурному наследию: что и дало название эпохи. В образование это нашло своё выражение в процессе его гуманизации и отказе от суровой палочной дисциплины, столь характерной для средневековой школы.

Педагогика эпохи Возрождения придавала большое значение стимулированию живого интереса учащихся к знаниям и стремилась создать такую атмосферу учения, которая превратила бы его в радостный и интересный процесс для детей. В этих целях стали широко использовать наглядность всех видов: игры, экскурсии, уроки среди живой природы; господствующей становится организация занятий, побуждающая школьников учиться с увлечением.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466–1536), итальянец Витторино де Фильтре (1378–1446), французы Франсуа Рабле (1494–1553) и Мишель Монтень (1533–1592), выдвинувших много оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрёжку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.

Наиболее ярко и полно педагогические идеи эпохи Возрождения выразил Я.А. Коменский (1592–1670) – великий чешский педагог, теоретик и практик образования. Именно с его именем связано выделение педагогики из философии и оформление её в самостоятельную науку в XVII в. В главном труде своей жизни «Великая дидактика» он призывал «учить всех – всему» (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке, как это было принято в средневековой школе. Я.А. Коменский обосновал принцип сообразности обучения и воспитания природе вообще (макромир) и природе ребёнка (микромир) в частности, а также сформулировал целую систему принципов дидактики. Образование, писал Я.А. Коменский, только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность учеников, и что «учёность без добродетели – всё равно, что золотое кольцо в носу у свиньи». Я.А. Коменский – отец классно-урочной системы обучения, которая произвела настоящую революцию в организации учебной работы школы.

Большой вклад в развитие педагогики как науки внесли Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иоган Песталоцци, Иоган Гербарт, Адольф Дистервег и др.

В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632–1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он большое внимание уделял психологическим основам воспитания, а также формированию нрав-ственности. Отрицая наличия врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске», на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.

Жан Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства ребенка. Воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию врожденного совершенства людей, а должно предоставлять им полную свободу, приспосабливаясь к их интересам и влечениям. В этом нашла свое отражение борьба Руссо против жестокости и физических наказаний детей, процветавших в современном ему воспитании. Впоследствии эти идеи положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической теории, т.е. следования в воспитании исключительно за интересами и желаниями детей.

Великий швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци (1746–1827) одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой. В своем сочинении «Лингард и Гертруда» он развивал демократические идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В прак-тической педагогической деятельности Песталоцци пытался сочетать обучение и воспитание детей с организацией посильного для них труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название «воспитательного коллектива», для нравственного формирования своих питомцев.

Иоган Фридрих Гербарт (1776–1841) – крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся. В его теории воспитания отразился дух немецкого реакционного бюргерства. Гербарт считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость» путем физических наказаний, осуществления неослабного надзора за их поведением и записи проступков в особый журнал-кондуит.

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1886). Особенно полезными являются его идеи об активизации учеб-ной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также его мысли о подготовке народных учителей.

Возросший интерес к духовной культуре античного мира в эпоху Возрождения породил новый тип общего среднего образования, который получил название «классический». Ведущим направлением и содержанием классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы, античного искусства. Учебным заведением, в котором можно было получить классическое среднее образование, становится гимназия.

В XVIII – начале XIX вв. в содержании классического образования произошли большие изменения. В гимназиях, которые продолжали ориентироваться на древнегреческий идеал гармонично развитой личности, статус математики сравнялся со статусом древних языков и расширились такие дисциплины, как родной язык, история, география, естествознание.

В конце ХIX – начале ХХ вв. весомый вклад в развитие педагогической мысли внесли американские педагоги. Ими были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшими представителями американской педагогики являлись Д. Дьюи (1859–1952), Э. Торндайк (1874–1949), Д. Брунер. Джон Дьюи, развивая педагогику прагматизма, выступал за практическую направленность воспитания. Он и его последователи считали, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о его здоровье, отдыхе и карьере. Идеал педагогики Дьюи – «хорошая жизнь». Педагогика, по его мнению, должна быть только «инструментом действия», оставаясь вне философии. Дьюи и его единомышленники полагали, что путеводителем научной педагогики является изучение специфики детства и рассматривали ребенка как объект, на который воздействуют разнообразные факторы: экономические, научные, культурные, этнические и др. Воспитание расценивалось как непрерывная реконструкция личного опыта детей с учетом их врожденных интересов. Был разработан метод «обучения посредством делания».

Д. Брунер в своих работах опровергал представление о восприятии как пассивной регистрации событий внешнего мира органами чувств. Он считал, что человек активно ищет знания за пределами непосредственно данного. Брунер показал, что, если обучать детей с применением методик, позволяющих им раскрыть свои знания, дети обнаруживают способности к сложным видам восприятия и познания в гораздо более раннем возрасте.

Яркий след в педагогической теории и практике ХХ в. оставило творчество польских педагогов В. Оконь (1914) и Я. Корчака (1878–1942). В дидактике Оконь исследовал фундаментальные закономерности процесса обучения как «союза преподавания и учения», как совместной деятельности педагогов и учащихся, в которую включены содержательные компоненты образования и организующая его среда. Задача дидактического анализа, по Оконь, состоит в рациональном отборе (в соответствии с возможностями учащихся) содержания образования и применении адекватных методов, средств и форм обучения.

Я. Корчак считал главным кардинальное преобразование детского воспитания. Он писал: «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание». Я. Корчак решительно выступал за пересмотр методологии воспитания. Он выработал собственную концепцию детства, определил пути формирования ребенка как личности. Стержень системы воспитания, по его мнению, – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Цель воспитания – полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, с внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства.

Наиболее влиятельной в последние десятилетия ХХ в. являлась гуманистическая педагогика, на становление концепции которой оказала большое влияние теория личности американского психолога А. Маслоу (1908–1970). Главная задача педагогики, по мнению Маслоу, «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нем уже заложено». В центре внимания гуманистического воспитания – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализация), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике.

Современный этап развития педагогического знания характеризуется саморазвитием научной отрасли, сочетающего процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Предпосылки становления педагогики как науки.

Слово «педагогика» употребляется в 4 значениях:

- как явление жизни, то есть как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства.

- как наука, изучающая педагогические явления и разрабатывающая способы их оптимизации в интересах человека, общества и государства.

- как учебная дисциплина, содержащая достижения педагогической науки и связывающая их с педагогической практикой.

- как педагогическая практика, воплощающая рекомендации и положения системаобразующей педагогической науки и учебной дисциплины, а также смежных наук и дисциплин в живую работу с людьми.

Педагогика как наука: наука является одной из форм общественного сознания, наряду с искусством. Наука представлена закономерностями. Формирование закономерности образования, воспитания, обучения – ее социальные функции. Педагогика связана со всеми формами общественного сознания, так как социум влияет на педагогику, а педагогика на социум.

Педагогика как наука представляет собой особую сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, ориентированных на познание пед действительности, производство системы достоверных знаний о ней в целях эффективной практики воспитания, образования, обучения, развития, саомовершенствования людей всех возрастов и групп, помощи им в полной жизненной самореализации, а обществу – в построении цивилизованной жизни граждан, развитии в благополучном будущем.

Педагогика как наука впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века, когда была накоплена определенная методологическая база, которая позволила сформироваться новой науке.

Методология – принципы построения, формы и способы научного познания.

Античный мир. Древняя Греция

Педагогическая мысль и практика достигли подлинного расцвета в Древней Греции и Риме.

Уже в трудах древнегреческих философов содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

Многие другие педагогические понятия и термины ведут свое происхождение из Древней Греции. Например, «школа» - schole – досуг, «гимназия» - греч. gymnasion – гимнасий – общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа.

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Он учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Он создал метод поиска истины и обучения (который впоследствии получил название «сократовский»). Основой этого метода была вопросно-ответная система, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа – философ Платон – основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Главная идея в педагогической теории Платона: восторг и познание – единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг всегда связан с чем-то приятным.

Поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, Аристотель. Аристотель создал свою школу – так называемую перипатетическую школу (от греч. слова «перипатео» - прохаживаюсь) или ее еще называли ликей. Во время чтения лекций Аристотель прогуливался в ликее со своими слушателями. Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторике, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Аристотель сформулировал принцип образования – принцип природосообразности, природолюбия. В целом Аристотель рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного развития (причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному).

Научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана (ок. 35 – ок. 96), основателя риторской школы. Он обосновал и применял в своей педагогической практике 3 метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. В своей педагогической деятельности Квинтилиан придерживался принципов гуманистической ненасильственной педагогики. Его главный научный труд «Наставление в ораторском искусстве» считается первым среди научных трудов по педагогике.

Педагогика в средние века и эпоху Возрождения
Период от падения Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.). В средние века проблемы воспитания разрабатывались философа­ми-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализ­ма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно бо­гословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий (в зависимости от их положения в феодальной иерархии) различалось по своему содержанию и характеру.

Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское вос­питание. Его программа сводилась к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Как видим, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. В средние века даже многие короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать и светским феодалам определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и цер­ковные должности.

В средние века в сфере образования и воспитания – эпоха безраздельного господства церкви, воспитание носило преимущественно богословский характер.

В Западной Европе существовали следующие типы школ:


- приходские (при церковном приходе);
- монастырские (при монастырях);
- соборные или кафедральные (при епископских резиденциях).

Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты, религиозным догматам и пению псалмов и молитв.

В связи с развитием ремесел и торговли в XIII – XIV вв. появились цеховые школы, в которых дети ремесленников получали начальное образование.

Гильдейские школы – создавались объединениями купцов – гильдиями. В таких школах учились дети состоятельных родителей, а обучение несло практическую направленность (платные школы).

Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества.

В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствовавшей в тот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания божественного бла­гочестия.

В эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) идея о всестороннем разви­тии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологи­ческих и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего раз­вития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения, когда происходило раз­ложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества.

Педагогические работы появлялись в рамках философии, теологии, художественной литературы.

Ян Амос Коменский (1592—1670 гг.) - чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог - создал стройную педагогическую сис­тему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор.

Его известность и мировое признание, его педагогические идеи до сих пор сохраняют свое научное значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад. В своем знаменитом труде «Великая дидактика» Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Многое возникло в современной жизни из его дидактики. Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностран­ным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обязано ему.

Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схолас­тической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуж­дать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя. Школа, по Коменскому, дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.

Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста».

Коменский высоко понимал значимость нравственного воспитания, он писал: «Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского «усердно занимающийся».

Удивительно, что идеи Коменского так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.

Педагогика XVIII в.

Вслед за Коменским в историю западноевропейской буржуаз­ной педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746—1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег (1790-1866) в Гер­мании.

В своем труде «Мысли о воспитании» Джон Локк уделял боль­шое внимание психологическим основам воспитания, а также нравствен­ному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств детей, он уподоблял ребенка «чистой доске», на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспи­тания. Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного со­вершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать раз­витию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям пол­ную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспи­тания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и жела­ниями детей и способствовать их развитию.

Жан-Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активиза­ции обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, осо­бое значение придавал трудовому воспитанию.

Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо таковы:

1. Содержание и методика обучения должны способствовать раз­витию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины.

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный харак­тер обучения, оторванность от жизни, от практики — недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интерес­но именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой. [2.сайт]

Основные идеи педагогики XIX в.

Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое вопло­щение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746— 1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечно­сти, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он один из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармонично развитого челове­ка. Его идею развивающего обучения К.Д. Ушинский называл великим открытием. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, вклю­чив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение и гимнастику.

Генрих Песталоцци развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспита­тельную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев. [3.6.]

Педагогические принципы Г. Песталоцци таковы:

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.

3. Основой обучения является наглядность. Без применения на­глядности нельзя добиться правильных представлений, развития мыш­ления и речи.

4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочнос­тью образования, способной формировать только пустых болтунов».

5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записы­вать их проступки в особый журнал (кондуит).

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог Адольф Дистервег (1790—1866). Особенно полезными являются его идеи активизации учебной деятельности учащихся, усиления значимости их самостоятельной работы. Он был последователем Песталоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самоде­ятельность. Под природосообразностью он понимал раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразвости означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность Дистервег считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. Он дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении, сформулировал 33 закона и правила. [4. инт.ресурс ]

Читайте также: