Начальной ступенью фундаментом инновационности образования является

Обновлено: 26.04.2024

Фундаментом современного образования является личностно-ориентированная педагогика. Личностный подход способствует раскрытию творческого потенциала всех участников образовательного процесса
и осознанию себя как личности, способной влиять на ход образовательного процесса. И это соответствует требованиям современной школы. Также личностный подход составляет основу инновационных процессов, прочно вошедших в систему современной образовательной системы.

В данном научно-исследовательском реферате рассматривается понятие «инновация», делается попытка систематизации исследования ученых
об инновационной деятельности в образовательных организациях, рассматривается вопрос о ресурсной обеспеченности инновационной деятельности.

В отечественной науке проблема инноваций была связана
с экономическими исследованиями. В скором времени изучение инновационных процессов стало актуальным и для сферы образования.
Но для системы образования в отличие от экономической науки важны другие аспекты изучения инноваций.

После проведенного анализа нам удалось установить, что проблема инноваций глубоко исследована В.С. Лазаревым, М.М. Поташником,
Н.Б Пугачёвой, А.В. Хуторским, Н.В. Горбуновой, М.В. Клариным,
В.И Загвязинским, Т.И. Шамовой, В.А. Сластениным, Н.Н. Суртаевой,
В.Я. Ляудисом. Данные исследователи изучали не только отдельные стадии инновационного процесса, а подошли к изучению вопроса комплексно
и старались всесторонне освятить проблемы, связанные с инновациями.

Сейчас инновации стали неотъемлемым компонентом системы образования и помогают в повышении качества образования, способствуют повышенной результативности. Наблюдается положительная динамика
в образовательной среде.

Но еще осталось много не решенных проблем в связи с инновациями.
В дальнейшем научные интересы будут только расти.

1. Понятие «инновация» в системе образования. Инновационная деятельность в образовательной организации.

Необходимость инновационных процессов в системе образования
и высокие требования современного общества к качеству образования способствуют должному вниманию инновациям со стороны образовательных организации. Федеральные образовательные стандарты повышают статус инноваций.

Под педагогической инновацией следует понимать целенаправленное
и осознанное изменение содержания деятельности педагогов и внедрение новых педагогических технологий, способствующих модернизации образовательной системы в целом. Результатом всего этого является улучшение качества образования.

Сначала понятие «инновация» появляется в культурологии
и лингвистике при описании культурной диффузии. Данный процесс означает проникновение феномена из одного культурного ареала в другие,
где выступает новым по отношению к тому, что уже сформировано там
как традиция.

Потом в 30 – х гг. 20 века известный философ-экономист Й. Шумпетер начал исследовать природу инновации, разработал основные положения нововведений и впервые стал использовать термин «инновация» в связи
с экономическими вопросами.

Также ученый Г. Менш считал новые технологии единственной возможностью для научного открытия. Таким образом, термин «инновация» сначала утвердился и стал широко использоваться в экономической сфере.

Становление отечественной науки о нововведениях происходило преимущественно в рамках концепции научно-технического прогресса
в целом.

А.И. Пригожин считает, что «выделение нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось у нас с исследований социальных последствий автоматизации производства. Специализация
в области инноватики состоялась у нас с запозданием. Это было вызвано недостаточным вниманием в прошлом к задачам ускорения научно-технического развития и совершенствования управления» [17].

Если в 70-е гг. наука об инновациях на Западе становится развитой отраслью, то в нашей стране инновационные исследования только стали оформляться в самостоятельное направление научной деятельности.

В педагогической науке данный термин был обоснован и введен
в категориальный аппарат И.Р. Юсуфбековой.

В ходе изучения инновационной проблематики выяснилось, что в науке множество определений к термину «инновация».

Понятие «инновация» (лат. in - в, novus - новый) означает нововведение.
А.И. Пригожин сформулировал определение нововведения следующим образом: нововведение есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто материальными или социальными,
но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения. Нововведение же суть процесс, т.е. переход некоторой системы из одного состояния в другое [17].

Для автора важно внедрение новых элементов в систему и изменение состояния системы в целом.

А другой исследователь Н.И. Лапин выявил, что происхождение слова «нововведение» указывает на то, что оно означает создание и использование какого-либо новшества. Однако Лапин отмечает, что нововведение
и новшество - отнюдь не идентичные понятия. Нововведение является
более широким определением, оно означает процесс создания и использования новшества [14].

Самым точным и удачным, по нашему мнению, является формулировка В.А.Сластенина.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения
и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя
и учащегося [21].

Данное определение, на наш взгляд, необходимо дополнить следующим образом: результатом инновации является изменение стили мышления, без которого нельзя сохранить успех применения новшества.

Инновациям характерна системность, они выходят за рамки существующих теорий, могут вызвать ситуацию непонимания, разрыва
и конфликта, поскольку противоречат принятым «нормам» науки, целенаправленны на поиск и полное стремление получить новый результат.

В науке существуют два подхода к понятию «инновация»: инновация
как процесс (В.А.Сластенин, А.В. Лоренсов, О.Г.Хомерики, М.М.Поташник)
и инновация как само новшество (С.Д.Ильенкова, А.Ф.Балакирев,
К. Ангеловски).

Также В.А.Сластенин выделял стихийные инновации (без осознания всей совокупности условий осуществления процесса модернизации)
и целенаправленные осознанные инновации.

Н.Р. Юсуфбекова работала над одной из главных проблем - управление применением новшеств в педагогической науке, преодоление стихийных инновации.

Исследователей интересовала также проблема эффективности нововведений. З.Абасов выявил ряд факторов, от которых напрямую зависит эффективность новаций: особенности предполагаемого новшества, потенциал школы, позиции и классификации администрации
и зачинателей инновационной работы [1].

Н.П. Фетискин, И.Е. Пискарева выделили и рассмотрели факторы, влияющие на инновационный процесс (экономические, социальные, психологические, педагогические). В результате факторы разделили на две большие группы: внешние (по отношению к субъекту инновационного процесса) и внутренние (связанные с индивидуально-психологическими
и личностными особенностями новаторов).

После проведенного анализа научной литературы о педагогической инновации можно сказать, что в науке существуют разные виды классификации инноваций. Приведем несколько примеров классификации.

В зависимости от специфики и места использования В.М. Полонский рассматривает различные виды инноваций в образовании: технологические, методические, организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические, комплексные, теоретические и практические [16].

А.В. Хуторской разработал классификацию, взяв за основу содержание образования и воспитания, методы и приемы, технологии обучения. Также он при систематизации нововведений учитывал область их педагогического применения, типы взаимодействия участников педагогического процесса, функциональные возможности и способы осуществления, масштабность распространения нововведений, степень предполагаемых преобразований [25].

В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

По мнению Суртаевой Н.Н., все нововведения в школе можно разделить на три вида: 1. Новации, связанные с изменением содержания образования.
К первому типу новаций относятся все попытки определить, чему необходимо учить современных школьников, в каком возрасте, какой сложности необходимо давать учебный материал, какой понятийный аппарат соответствующей научной области вводить на различных этапах обучения.

3.Новации, связанные с изменением модели школы. К третьему типу новаций можно отнести любые попытки изменить сложившуюся модель управления школой, а также создать принципиально новую модель школы [22].

Внедрение инновации возможно только благодаря инновационной деятельности.

Инновационная деятельность – комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы [10].

Под инновационной деятельностью следует понимать обновление педагогического процесса, внесение нововведений в традиционную систему образования.

Вопросами научной поддержки инновационной деятельности
в образовании занимается наука, которая называется педагогической инноватикой.

Педагогическая инноватика изучает природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций.

Под инновациями здесь понимаются нововведения – целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы
и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процессе обновления которой включен субъект этой деятельности [27].

Одной из важных задач современной педагогической инноватики является отбор, изучение и классификация нововведений, значение которой совершенно необходимо современному педагогу. Педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов.

Вопрос об инновационной деятельности в образовательной организации рассматривался многими учеными, были выявлены различные аспекты изучения данного вопроса.

Проблемы инноваций в свое время разрабатывались учеными
А.В. Хуторским, Б.С. Гершунским, М.Н. Гусловой, Г.П. Щедровицким,
В.Д. Щадриковым, М. Мамардашвили, В.Г. Кинелевым, В.С. Скобкиным,
Н.В. Наливайко, А.П. Панфиловой. Они считают, что образование является стратегическим ресурсом становления на инновационный путь развития.

К. Ангеловски, В.П. Майборода, Н.Л. Пономарева, Б.М. Смирнова, А.А.Харин, О.Г.Хомерики изучали причины и условия возникновения, становления и распространения инновации в образовательной системе.

Исследователи В.Н. Шубкин, Ж. Аллак, М.Н. Руткевич,
Ю.С. Колесников, Б.С. Гершунский работали над инновационными вопросами
в связи с разработкой стандартов и содержания в целом.

Ученые В.А. Сластенин, В.А. Поляков, В.В. Краевский,
В.И. Загвязинский, П.Г. Щедровицкий проанализировали современные тенденции развития образования и прогнозировали направления его развития, отметили недостаточную разработанность проблем совершенствования инновационной деятельности образовательных организаций в условиях модернизации образовании.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М.Поташника, Н.Б.Пугачевой,
В.С. Лазарева, А.В. Хуторского, ученые проанализировали не только отдельные стадии инновационного процесса, а комплексно изучили нововведения.

В.С. Лазарев разработал полный жизненный цикл нововведений, предложил следующую структуру инновационного процесса:

создание новшеств – анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях, проектирование новшеств, экспериментальное апробирование, экспертиза;

распространение новшеств - подготовка к распространению, информирование о новшествах, поддержка освоения новшеств и анализ их распространения и освоения;

освоение новшеств – проектирование желаемого будущего образовательной системы, внедрение новшеств, анализ и оценка результатов изменений. [13].

Также были выявлены недостатки инновационной деятельности школ. Они связаны с нерациональностью выбора новшеств для внедрения, планирование их развития.

Сего­дня в сфере образования внедряется громадное количество инно­ваций различного характера, направленности и значимости. Про­водятся большие или малые государственные реформы, внедря­ются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. Инноваци – определенная система элементов, отношений и действий, обеспечивающих прогнозируемый результат, это прогрессивный результат, который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы.

Характерные черты инновации:

- нацеленность инноваций на решение актуальных педагогических проблем;

- педагогическая инновация содержит новое решение этих проблем;

- инновация может быть использована в широкой педагогической практике;

- использование педагогической инновации должно приводить к обновлению педагогических процессов, получению качественно новых результатов.

Новшество – характеризует содержательную сторону инноваций (новый метод, методика, технология, учебная программа).

Новшества в образовательной сфере:

- адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия;

- возникающие в связи с повторной постановкой целей в изменённых условиях.

Классификация:

- по предмету изменений ( что преобразуется с помощью этого новшества);

- глубине преобразований (т.е. степени радикальности изменения);

- ресурсоемкости новшества (т.е. объему необходимых материальных и человеческих ресурсов);

- уровню разработанности (т.е. степени подготовленности новшества к внедрению).

Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Этапы инновационного процесса:

- обнаружение импульса перемен на основе анализа поступающей из внешней среды информации;

- осознание потребности в изменениях, основанное на признании не состоятельности прежнего пути, прежних ценностей и идеалов;

- преодоление сопротивления на основе оценки издержек и выгод перемен, необходимости ломки стереотипов, привычек, социальной инерции ( Пригожин А.И. ).

Законы ИП (В.А. Сластенин и Л.С. Подымова):

- закон необратимой дистабилизации образовательной среды;

- новации всегда возникают вне системы;

- инновационные процессы вызывают системные изменения всех компонентов образовательного процесса, инновационные процессы требуют организации взаимодействия педагогической науки и практики и пр.

Инновационный процесс –это система:

1. Деятельная структура, которая представляет совокупность компонентовдеятельности: мотив- цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты.

2. Субъективная структура включает инновационную деятельность всех субъектов инновационного процесса.

3. Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.

4. Содержательная структура предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в различных сферах образования.

5. Структура жизненного цикла инноваций выражается в прохождении этапов:возникновение - быстрый рост - зрелость - освоение - диффузия - насыщение – рутинизация, кризис - финиш.

6. Управленческая структура предполагает взаимодействие 4-х видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль.

7. Организационная структура включает этапы: диагностический – прогностический- собственно организационный - обобщающий – внедренческий.

Инновационная деятельность - процесс, направленный на создание и практическую реализацию новшеств.

Необходимые требования к этому процессу: изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые: во-первых, обладают новизной, во-вторых, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей, в-третьих, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества, в-четвертых, согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.

Типы педагогических новшеств:

Делят нововведения по инновационному потенциалу на три типа :




- радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления);

- комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);

- модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм). Каждое базовое нововведение, как правило, продолжается в серии модифицирующих.

Модифицирующие или, как их по-другому называют, модификационные нововведения . связаны с усовершенствованием, рационализацией того, что имеет аналог или прототип. Это могут быть программы, методики, алгоритмы и т.д. Модернизация может быть направлена как на технологическую, так и на личностную сторону обновляемого средства. Примером модификационного нововведения, реализуемого путем как технологической, так и личностной модернизации, может считаться введение ученического портфолио.

Согласно разработанной А.В. Хуторским систематики педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования в области развития определенных способностей учеников и педагогов, а сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.

5. По функциональным возможностям, нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

Характерные черты инновационной деятельности педагогов:

- разрабатывается и реализуется иная, чем общепринятая в школе модель устройства жизни ребенка;

- разрабатывается принципиально отличное от традиционного содержание образования, включая освоение умений и средств самопознания, саморегуляции, самообразования, самоопределения;

- ведется поиск другого содержания труда педагога, апробируются новые средства и способы его работы, направленные на развитие творческих черт личности учителя, личной ответственности за содержание результатов труда. Цель ИД - изменение других деятельностей Объект ИД: педагогическая система; образовательная система; система образования как социальный институт. Виды ИД: создание, апробация, освоение, внедрение.

Структура ИД (компоненты): мотивационный, когнитивный, - креативный, - операционный (технологический), рефлексивный.

Готовность к ИД - это целостное состояние личности, выражающее качественные характеристики сознания, стиль мышления, гражданскую и профессиональную позиции, концентрированно выражающие направленность.

Критерии готовности:

- осознание необходимости в ИД;

- готовность к вовлечению в творческую деятельность по введению новшества;

- уверенность, что усилия принесут результат;

- согласованность личных целей и инновационной деятельности;

- готовность к преодолению неудач;

- уровень технологической готовности;

- позитивное восприятие прошлого опыта в свете инновационной деятельности

Факторы, поддерживающие новаторство:

- предоставление необходимой свободы при разработке новшества;

- обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием;

- поддержку со стороны высшего руководства;

- ведение дискуссий и обмен идеями «без злобы и страха»;

- поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями;

- углубление взаимопонимания между работниками.

Управлять инновационными процессами в ОУ - значит управлять развитием ОУ, поиском индивидуально выбранного “образовательного маршрута” ОУ и отдельных обучающихся, обеспечивающего качество образования.

Основные направления инновационной деятельности в начальной школе:

1. Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.

2. Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.

3. Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.

4. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.

5. Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.

Инновации в нач. шк:

- увеличение количествава часов на математику, руский язык, литературное чтение;

- реал-я регионал. ком-та;

- индив-я и дифферен-я об-я по интересам, склон-м (введение в историю, кульра речи и общения, этика и кул-ра пов-я, фак-вы – 33 дисциплины)

- внедрение здоровьесбер. тех. и др.

Критерии прогрессивности педагогических инноваций могут выражать в разных результатах:

- разработаны новые варианты методик

- частично или полностью решают определённую проблему

Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, т.е. соответствовать критериям обоснованности , к которым относятся:

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Таким образом, новация – средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства. Также следует разграничивать такие понятия, как «инновация» и «реформа». Реформа – это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью. Инновация – это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования.

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов:

1) генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие);

2) разработка идеи в прикладном аспекте;

3) реализация нововведения в практике.

Т.е инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.Существует и другие характеристики этапов развития инновационного процесса.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Существующие инновации разделяют (в зависимости от признака):

1) по видам деятельности: педагогические и управленческие;

2) по характеру вносимых изменений (радикальные – основаны на новых идеях, комбинаторные – на сочетании известных, модифицирующие – на совершенствовании существующих);

3) по масштабу вносимых изменений (локальные, модульные, системные);

4) по проблематике;

5) по области реализации: в содержании, в структуре, в технологиях;

6) по источнику возникновения: внешние, внутренние;

7) по масштабу использования: единичные, диффузные;

8) по функциональным возможностям;

9) по масштабности социально-педагогической значимости (федеральные, региональные, для обр. учреждения);

10) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности;




11) по осмыслению перед внедрением инноваций: случайные, полезные, системные.

Именно инновации (нововведения), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования.

Инновационная деятельность - это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций.

Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В инновационной деятельности образовательного учреждения используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.

Смысл, содержание и применение любых нормативно-правовых актов, прежде всего, определяются правами и свободами человека и гражданина, установленными Конституцией Российской Федерации. Педагогические инновации должны способствовать наиболее полному осуществлению права на образование, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, другими правами и свободами. Очевиден приоритет международных и федеральных норм над региональными, местными, ведомственными и внутришкольными нормами.

Федеральным законодательством установлено, что общепринятые международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ.

Сегодня, в условиях возросшей самостоятельности школы, её руководитель получает возможность опираться непосредственно на нормы закона, в том числе и международного. Такого рода управленческая практика сама по себе является инновационной.

Широкие возможности для обновления школьного образования представляет, например, Конвенция о правах ребёнка, принятая 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН 5 декабря 1989 г.

Центральное место в нормативо-правовом обеспечении развития школы принадлежит закону РФ “Об образовании“. Только на основе Закона органами управления образованием разрабатываются Положения о типах и видах учебных заведений, а самими школами – Устав и другие документы, обеспечивающие их функционирование и развитие.

Знание Закона позволяет руководителю школы во всей инновационной деятельности отстаивать интересы своего коллектива, защищать их от любых и чьих бы то ни было посягательств, от некомпетентного вмешательства в педагогический и управленческий процессы, самостоятельно реализуемые школой.

Закон РФ “Об образовании“ вводит в компетенцию школы не только выбор, но и разработку, и утверждение общеобразовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин. Эти полномочия конкретизируют принцип автономности образовательных учреждений.

Возросшая компетенция, реализация принципа автономности школы означают одновременно и повышение ответственности педагогического персонала, руководителя школы за результаты и последствия любой, но особенно – инновационной деятельности.

Школа в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за:

- невыполнение функций, отнесённых к её компетенции;

- реализацию в неполном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

- качество образования своих выпускников;

- нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и работников школы;

- жизнь и здоровье учащихся и работников во время образовательного процесса.

Гарантией права на образование призваны стать государственные образовательные стандарты. Единая составная часть государственных стандартов – федеральный компонент образовательных программ. Грамотное управление инновациями предполагает способность руководителя школы обеспечивать качественное выполнение федерального компонента каждым учителем.

Несоблюдение минимальных требований к учебным программам грозит разрывом, дестабилизацией единого образовательного пространства России, нарушением преемственности в развитии интеллектуального потенциала как условия национальной безопасности, потерей эквивалентности документов, выдаваемых выпускникам школ.

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях,направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.

В настоящее время в практике общеобразовательных и профессиональных учебных заведений присутствуют лишь элементы педагогических инноваций.

В практике отечественного образования делались постоянно попытки внедрить психологически ориентированные модели, которые строятся с учетом психологических механизмов умственного развития обучающегося. Все представляемые ниже модели располагаются в виде иерархической «лестницы» в зависимости от приоритета в их целях, либо превалирования «свободы субъективного выбора» учащегося, либо увеличения объема «управляющих воздействий» преподавателя.

Для «свободной модели» характерно неформальное отношение к процессу обучения - в таком случае нет традиционной классно-урочной системы, обязательных учебных программ, контроля и оценки знаний учащихся. Ключевой психологический элемент - «свобода индивидуального выбора». В этой модели максимально учитывается внутренняя инициатива обучающегося.

«Диалогическая модель» предполагает целенаправленное развитие интеллекта учащихся, которое понимается в качестве «глубинного развития ума». Образование направлено на освоение учащимися культурных основ человеческого познания. У них формируется диалогизм, как основного определения человеческой мысли. В такой модели постоянно происходит диалог знания и незнания, так как знание в его высших формах оказывается полным сомнения и проблематичности.

Приверженцами этой модели признается непредсказуемость, самобытность интеллектуального развития личности, в том числе возможность даже для ребенка учиться самостоятельно, «одиноко» (дома, за книгой). Вместо учебников в данной модели используются тексты как произведения соответствующей культуры. Ключевым психологическим элементом является «диалогичность индивидуального сознания».

Сам термин «личностная модель» предполагает, что целью обучения в данном случае является общее развитие обучающегося: его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. Обучение происходит на высоком уровне трудности. На начальном этапе обучения ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям. Ключевым психологическим элементом является «целостный личностный рост». Он достигается за счет постоянно доверительной атмосферы общения, направленности преподавателей на развитие разных сторон личности, последовательного усложнения предлагаемого для усвоения знания.

Близка по некоторым элементам к личностной модели «обогащающая модель». В ее рамках за счет усложнения умственного (ментального) опыта учащегося осуществляется его интеллектуальное воспитание. Предполагается, что каждый из нас «заполнен» собственным ментальным опытом и имеет индивидуальный диапазон возможного наращивания своих интеллектуальных сил (имеет свою «зону ближайшего развития» Л.С. Выготский). Поэтому учащемуся предлагаются специально сконструированные учебные тексты, содержание которых воздействует на основные компоненты индивидуального умственного опыта.

«Развивающая модель» направлена на развитие теоретического мышления учащегося. Разрабатывалась с ориентацией на младших школьников. Много внимания уделялось развитию способности обобщать. Совместно с учителем ребенок учился мыслить по принципу «от общего - к частному».

На повышение уровня познавательной активности направлена «активизирующая модель», когда в учебный процесс включаются проблемные ситуации, происходит опора на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Эта модель наиболее приближена к традиционной модели обучения. «Познавательный интерес» - ключевой психологический элемент этой модели.

Завершаем анализ психологически ориентированных моделей обучения так называемой «формирующей моделью», которая базируется на деятельностном подходе в психологии и педагогике. В такой образовательной модели велико управляющее влияние «команд» учителя. Творческая деятельность также является процессом, выполняемым на осознаваемом уровне. Разновидностью этой модели является программированное и алгоритмическое обучение. Поэтому ключевым психологическим элементом является «умственное действие».

Таким образом, «свободная модель» отвечает критерию «максимум свободы субъективного выбора при минимуме управляющих воздействий», а завершающая наш список «формирующая модель» соответствует противоположному критерию: «максимум управляющих воздействий - минимум свободы субъективного выбора».

Тем не менее, каждая из указанных моделей сталкивается с серьезным вопросом: если выбрать стратегию на прочные знания и конкретные способы решения задач, сформировать «умственные действия с заранее заданными качествами», то изначально определяются границы личной интеллектуальной свободы. Если же предоставить полную интеллектуальную свободу, то велика вероятность формирования личности неспособной к напряженной и продуктивной интеллектуальной работе. Эта дилемма на сегодня не разрешена ни одной из существующих моделей обучения.

Решение проблем освоения, расширения и внедрения инноваций в системе образования является предметом педагогической инноватики как нового междисциплинарного научного направления, изучающего актуально значимые и системно организующие инновационные процессы, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на ее развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства.

В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление – теория новаций и инновационных процессов.

Инновация(от лат. in – в, novus – новый) означает нововведение, новшество. Инновации в образовании– процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения. Один из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Анализ процессов обновления образовательного пространства свидетельствует о трех основных подходах к их осуществлению.

1. На макроуровне происходит парадигмальное обновление всей системы образования вообще. То есть как системы, основными компонентами которой являются дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессиональное, высшее и последипломное образование.

В зависимости от характера образовательной политики государства, от уровня развития культуры, системы общечеловеческих ценностей и т. п. сформировались различные модели образования, которые четко отражали сущность парадигм в соответствии с предложенной реализацией:

традиционная модель образования предлагает реализацию «знаниевой» парадигмы;

рационалистическая модель образования – «технократической» парадигмы;

феноменологическая модель образования – «гуманистической» и «человекоориентированной» парадигмы;

государственно-ведомственная модель – «социетарной» парадигмы.

2. На мезоуровне – обновление образовательного процесса каждого составного компонента системы, который отражает его характерные особенности. Компонентное обновление системы образования осуществляется за счет обновления таких направлений: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

3. На микроуровне – обновление отдельных элементов (целевого, содержательного, процессуального, оценочного и т. д.) педагогического процесса, то есть целей, содержания, методов и технологий, форм организации и управления, стилей педагогической деятельности.

Путь внедрения педагогической инновации достаточно сложный и продолжительный. Сначала формулируется философия инновации, которая потом конкретизируется в основных категориях (элементах) учебного процесса:

целевая составляющая влияет на структуру и содержание учебного плана и программы как отдельной дисциплины, так и всего комплекса учебных дисциплин;

содержательная составляющая влияет на содержание и структуру как отдельных учебных дисциплин, так и на образование в целом;

процессуальная составляющая влияет как на структуру учебно-познавательной деятельности студентов, так и на структуру профессиональной деятельности педагога;

технологическая составляющая влияет как на структуру и содержание методических пособий, так и на всю методическую работу;

оценочная составляющая влияет на систему дидактических средств.

Инновации конкретизируются как в каждом отдельном компоненте учебно-воспитательного процесса (целевом, содержательном, процессуальном, технологическом, оценочном), так и в целостной конструкции этого процесса. Целостная конструкция инновационной системы имеет свой системообразующий фактор. Например:




▪ исследовательская система – базируется на принципе индивидуализации обучения, самостоятельной исследовательской работы;

▪ проектная система (метод проектов) – формирование компетенций, приобретение знаний и навыков в процессе планирования и выполнения практических заданий, подготовки кейсов и т. п.;

▪ интегрированная (комплексная) система – обучение по темам-комплексам, освоение смежных курсов; обучение в условиях сотрудничества базируется на совместной деятельности, взаимопонимании и гуманизме, единстве интересов и увлечений;

▪ вальдорфская система – обучение на антропософских основаниях, понимание развитие человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

‒ в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

‒ в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

‒ в систему контроля и оценки уровня образования;

‒ в систему финансирования;

‒ в учебно-методическое обеспечение;

‒ в систему воспитательной работы;

‒ в учебный план и учебные программы;

‒ в деятельность преподавателя и студента.

В связи с этим все инновации в сфере образования можно классифицировать следующим образом:

1. Внутрипредметные инновации: инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания.

2. Общеметодические инновации: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области.

3. Административные инновации: решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

4. Идеологические инновации: первооснова всех остальных инноваций, вызваны обновлением сознания, веяниями времени.

Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п.

Педагогические инновации можно классифицировать следующим образом:

1) по видам деятельности:

– педагогические, обеспечивающие педагогический процесс;

– управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями;

2) по срокам действия:

3) по характеру изменений:

– радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах;

– комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов;

– модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм;

4) по масштабам изменений:

– локальные, то есть независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов;

– модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций;

– системные – полная реконструкция системы как целого;

5) по масштабу использования:

– единовременные (осуществляются один раз);

6) по источникам возникновения:

– внешние (за пределами образовательной системы);

– внутренние (внутри образовательной системы);

7) по методам осуществления:

Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

Инновационные преобразования в педагогике могут проводиться по следующим направлениям:

√ разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

√ совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

√ обновление содержания образования;

√ формирование компетенций специалистов в ответ на вызовы современности;

√ проектирование новых моделей образовательного процесса;

√ разработка новых технологий обучения и воспитания;

√ улучшение подготовки педагогических кадров и повышение их квалификации;

√ разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

√ мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

√ разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. Можно выделить такие этапы разработки и реализации педагогических нововведений:

1. Выявление потребности в нововведениях – разработка критериев и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.

2. Определение необходимости реформирования – всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы, подготовка специального инструментария.

3. Поиск образцов педагогических решений опережающего характера, которые можно использовать для моделирования нововведений.

4. Анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем.

5. Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей.

6. Постановка задач, закрепление ответственных, поиск средств решения, установление форм контроля.

7. Расчет практической значимости и эффективности.

8. Построение алгоритма внедрения новшеств в практику – поиск участков для обновления или замены, моделирование нововведения, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.

9. Переосмысление и обновление профессионального словаря, то есть внедрение в профессиональную лексику новых понятий.

10. Защита педагогической инновации от псевдоноваторов, поскольку лжеинновациями могут быть формальная смена вывесок образовательных учреждений, преподнесение подновленного старого как принципиально нового, копирование творческого метода педагога-новатора без его творческой переработки.

Барьерами для инновационных процессов в сфере образовательных услуг могут выступать такие явления:

– консерватизм определенной части педагогов (особую опасность имеет консерватизм администрации и органов управления);

– завышенные самооценки, следование принципу «У нас и так все хорошо»;

– отсутствие креативных сотрудников, творческих педагогов, экспериментаторов;

– дефицит финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций;

– неблагоприятная социально-психологическая атмосфера (зависть сотрудников, осуждение инициативы, злословие и т. п.).

Среди проблем внедрения инновационных технологий выделяются следующие:

▪ неподготовленность к инновационной деятельности педагогических кадров, недостаток педагогических знаний и опыта;

▪ необходимость формирования психологических качеств педагогов;

▪ слабая и практически отсутствующая технически-информационная база;

▪ невозможность прохождения специализированных курсов повышения квалификации в связи с недостаточным финансированием.

Возможные пути решения проблем внедрения инноваций:

√ Обобщение и распространение опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации.

√ Доступность и возможность выхода в информационную сеть для каждого педагога учебного учреждения.

√ Компьютеризация учреждений дополнительного образования.

√ Формирование государственной поддержки и позитивного отношения населения к инновационным процессам в образовании.

Инновационным принято считать такое образовательное учреждение, в котором ведущими характеристиками являются следующие:

‒ педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении;

‒ учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности;

‒ улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы;

‒ организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащихся и педагогов;

‒ продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиа-систем.

Именно эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения.

Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений выглядят следующим образом:

для традиционного – передача знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта;

для инновационного – содействие самореализации и самоутверждению личности;

2) по ориентации:

для традиционного – на потребности общества и производства;

для инновационного – на потребности и возможности личности;

3) по принципам:

для традиционного – идеологически трансформированы;

для инновационного – научные объективные;

4) по содержанию образования:

для традиционного – разрозненные предметы со слабо выраженными межпредметными связями;

для инновационного – гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценности;

5) по ведущим методам и формам:

для традиционного – информационно-репродуктивные;

для инновационного – творческие, активные, индивидуально-дифференцированные;

6) по отношениям обучаемых и обучающихся:

для традиционного – субъект-объектные;

для инновационного – субъект-субъектные;

7) по роли преподавателя:

для традиционного – источник и контроль знаний, наставник, «гуру»;

для инновационного – консультант, помощник, руководитель проекта;

8) по основным результатам:

для традиционного – уровень обученности и социализированности;

для инновационного – уровень компетентности, личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализации.

Инновационные знания содержат в себе такие познавательные компоненты, как :

полезность (умение оценить применение знания; это не просто субъективная значимость, но и признание культурных традиций и социальных установок);

диспозиционность (соотношение знания с окружающим миром, с предметными сторонами деятельности; в то же время это герменевтично субъективный синтез, ведь студент осмысливает себя через свои знания);

инструментальность (способность использовать знание в конкретных ситуациях и самостоятельно получать знание).

Наиболее активные методы, интенсифицирующие образовательный процесс, обозначаются термином «спонтанные инновации». Они позволяют педагогу-инноватору достигнуть творческой обстановки при подготовке и в ходе проведения занятий, эффективно решать проблему целеполаганий обучения и воспитания. Очень значимым результатом применения спонтанных инноваций является создание условия и предпосылок формирования инновационного мышления у обучаемого, качественного познания теоретического материала и овладения креативностью в развитии практических навыков.

Факторами творческого саморазвития педагога-новатора могут выступать следующие:

І. Психологические – стремление к профессиональному росту, творческая инициатива, профессиональная компетентность, способность к самоанализу, интерес к педагогическим инновациям, высокий творческий потенциал, способность к видению и решению психологических проблем, способность к самоорганизации и самоуправлению, интеллектуальность, высокий уровень общей культуры, осознание своих достоинств и недостатков.

ІІ. Профессионально-педагогические – стремление к высоким результатам своего труда, творческий потенциал, интерес к новым идеям в области педагогики и психологии, способность к сотворчеству со студентами и коллегами, интерес к новым технологиям обучения и воспитания, умение перенимать и перерабатывать опыт других, педагогическое мастерство, склонность и стремление заниматься экспериментально-исследовательской работой.

ІІІ. Организационно-педагогические – стремление и возможность повышения квалификации, хорошая организация научно-исследовательской работы в образовательном учреждении.

Педагогические инновации могут быть довольно успешными при использовании различных приемов, а именно:

– оператор работы с магнитофоном;

– подготовка и прослушивание обзоров литературы по теме научных работ;

Среди важных средств обучения выделяются нестандартные занятия, так как они формируют у студентов устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

В учебно-воспитательном процессе активно используются также формы, которые позволяют вызывать повышенный интерес, удивление и радость. Фасцинация (от лат. fascino – зачаровывать, околдовывать) – способность демонстрационного коммуникативного сигнала приковывать внимание, вызывать восхищение, восторг, симпатию, очарование, шок, испуг, экстаз. При этом отключается какое-либо логико-вербальное объяснение, интеллектуальное аргументирование и тем более критика.

Для этого используются следующие приемы:

▪ полное (откровенная ложь) или частичное (подтасовка фактов, подмена понятий) искажение информации;

▪ утаивание информации от полного умолчания о каких-либо фактах и значимых событиях и до частичного их освещения, иногда это делается для создания имиджа активиста, отличника;

▪ особая компоновка сведений так, чтобы следовал однозначный и нужный для педагога вывод;

▪ выбор конкретного момента подачи информации;

▪ предъявление материала в «сыром», несистематизированном виде или мелкими порциями, где трудно проследить связь;

▪ воздействие на психологические механизмы, которые «запускают» типичное поведение какого-то студента («ябеда», «выскочка» и т. д.)

Существуют фасцинационные знаки, полезные для учебного процесса:

‒ различные символы: значки, медали на лацкане пиджака или блузе;

‒ сложные и красивые наглядные пособия;

‒ быстрая и энергичная подача учебного материала;

‒ шутки, притчи, анекдоты, неожиданные сравнения, проявление артистических способностей.

Читайте также: