На винзаводе снесли стену

Обновлено: 07.05.2024

Центр современного искусства «Винзавод» в Москве завершил проект «Стена», в котором принимали участие культовые уличные художники: 18 мая легендарную стену снесли. Об этом сообщил в своем Twitter фотограф Григорий Малец. Фото разрушенной стены также опубликовал Telegram-канал «Архитектурные излишества».

Последнее мероприятие под названием «Граффити-джем Стена. Последний слой» состоялось в минувшую субботу, 15 мая. На нем уличные художники, среди которых Кирилл Кто, Стас Добрый, Павел Худой нанесли последние штрихи на знаменитую стену, которая уже больше десяти лет была полем всевозможных арт-экспериментов. На завершение проекта намекала и надпись на асфальте: «Прежде чем умереть, я хочу оказаться по ту сторону стены».

Проект «Стена» появился в 2009 году. Первоначально он был представлен в арт-кластере «Красный Октябрь» (располагался на месте нынешней «Стрелки»). Это была открытая выставочная площадка, демонстрировавшая работы граффити-райтеров и уличных художников. Уже в 2010-м «Стена» на «Октябре» прекратила свое существование, зато поселилась на «Винзаводе». За 11 лет функционирования площадки на ней было создано более 40 слоев, а участие в проекте приняли более 60 художников из России, Украины, Испании, Италии, США.

«Никто и звать никак»

Одним из первых слоев на «Стене» стала работа Кирилла Кто. В ней художник осмыслял безликость и безыскусность многих граффити-райтеров. Вся картина выглядела как хаотическая компиляция из надписей, через которую проглядывали слова «Никто и звать никак»

Граффити «Никто и звать никак» Кирилла Кто. Фото: Проект «Стена»

Граффити «Никто и звать никак» Кирилла Кто. Фото: Проект «Стена»

«Не бойся»

В 2011 году на «Стене» появилось приободряющее текстовое высказывание Ильи Малкина «Не бойся», «адресованное всем окружающим, но прежде всего, себе».

Граффити «Не бойся» Ильи Малкина. Фото: Telegram-канал «Архитектурные излишества»

Граффити «Не бойся» Ильи Малкина. Фото: Telegram-канал «Архитектурные излишества»

«Не известно, боялся ли Джими Хендрикс сам выходить на сцену или играть на гитаре, но если бы была возможность задать ему вопрос: «я боюсь выходить на сцену и играть на гитаре, что делать?», то он, безусловно, сказал бы «Не бойся». Так что, не побоимся считать работу Ильи Малкина цитатой из Джими Хендрикса, тем самым избавив себя от необходимости интерпретировать, не нуждающуюся в интерпретации работу», – говорится на сайте проекта.

«Пусть все услышат мое молчание»

Художник Тимофей Радя представил на «Стене» инсталляцию в смешанной технике: он поджег выкрашенную белым стену и на следах от пламени трафаретом нанес название композиции — «Пусть все услышат мое молчание». На уровне человеческого роста располагалась импровизированная полка с обгоревшими книгами.

Граффити «Пусть все услышат мое молчание» Тимофея Радя. Фото: winzavod / LiveJournal

Граффити «Пусть все услышат мое молчание» Тимофея Радя. Фото: winzavod / LiveJournal

«Огонь скорее мертвый, а не живой. Он забирает тепло, а не дает. Это такая ситуация, в которой даже разрушительная сила будет создавать, а не опустошать», — рассказал о своей композиции Радя.

«Поцелуи вместо полиции»

В 2019 году на «Стене» появилась одна из наиболее известных работ художника Philippenzo – картина под названием «Поцелуи вместо полиции». Граффити-райтер посвятил ее «феномену человеческого страха».

Граффити «Поцелуи» художника Philippenzo. Фото: Агентство «Москва»

Граффити «Поцелуи» художника Philippenzo. Фото: Агентство «Москва»

«Из жанра хоррор, во власти которого мы все пребываем, известно, что зло подпитывается страхом и, насыщаясь, становится только сильнее», — заявлял сам Philippenzo.

По его словам, при работе художник использовал приемы из арт-терапии, помещая что-то страшное в оболочку приятного.

Граффити по делу «Сети»

Зимой 2020 года Philippenzo представил там же новую работу — она была посвящена делу «Сети». В ней на слово «Россия» наложилось число 101 — это один из ключевых числовых обозначений в антиутопии Джорджа Оруэлла «1984».

Граффити по делу «Сети» художника Philippenzo. Фото: philippenzo / Instagram

Граффити по делу «Сети» художника Philippenzo. Фото: philippenzo / Instagram

«Я читал и буквально видел, как события, описанные в книге, происходят не в вымышленном [оруэлловском] Министерстве любви, а где‑то в застенках условной Лубянки. Свою работу я создал, потому что нет никаких сил наблюдать за происходящим жестоким безумием и молчать», — вспоминал художник.

Об отсутствии отличий между Москвой и Нью-Йорком, о желании посетить «ГЭС-2», о своей выставке New Nature на «Винзаводе» и о готовящихся проектах в Лондоне и Париже.

2000-е: блестящие и гламурные

Наша жизнь скоротечна, и десять лет, декада — это очень большой срок для человека. Когда закончились лихие девяностые, им на смену пришли тучные двухтысячные, началось мое самое любимое, самобытное и яркое десятилетие. И если еще зимой 1999-го казалось, что мы не скоро оправимся после кризиса 1998 года, то уже к лету 2000-го Москва начала постепенно расцветать. После рыночного хаоса 1990-х годов город стремительно стал превращаться в настоящую мировую столицу.

На «Винзаводе» открыли выставку о московской промышленности

В День московской промышленности на территории центра современного искусства «Винзавод» открылась мультимедийная выставка «Открой Моспром. Механизмы большого города».

На «Винзаводе» художник Дмитрий Аске нарисовал на стене «Коллег по цеху»

В течение четырех дней художник вместе с помощником работали над росписью одной из стен Зеленого ангара в открытом режиме — наблюдать за их работой могли все желающие.

На «Винзаводе» снесли легендарную «Стену»

Вы сами можете выбрать логотип квартала, объединившего «Винзавод» и Artplay

Мысленно все давно уже объединили Центр современного искусства «Винзавод» и Центр дизайна Artplay (сейчас они себя называют креативным технопарком).

Четыре московских креативных кластера решили объединиться

О необитаемых островах в Нагатинском затоне и о том, что Москва в отличие от других городов США и Европы по-прежнему развивается.

Объединившись, «Винзавод» и Artplay фактически захватят весь район Сыромятники

О нехватке «осознанной» сети велодорожек, абсурдном качестве благоустройства и необходимости свежего взгляда на социальную рекламу.

Как прошло открытие совместной выставки «Москвич Mag» и Dunlop «Искусство совершенства» на «Винзаводе»

Мы объявили open call для художников 18 сентября. Через месяц открылась уже готовая выставка в поп-ап-пространстве Бродильного цеха на «Винзаводе».

Готов лонг-лист конкурса «Москвич Mag», «Винзавода» и Dunlop

Выставка «Искусство совершенства» — это проект, придуманный «Москвич Mag» совместно с Центром современного искусства «Винзавод» и компанией Dunlop.

«Москвич Mag» объявляет open call для художников

На «Винзаводе» появилось граффити «Поцелуи» в виде гигантского полицейского шеврона

Правда, сам художник считает, что оно создано для борьбы со страхом перед человеком в форме и полицией как таковой.

О нехватке «осознанной» сети велодорожек, абсурдном качестве благоустройства и готовящемся фестивале феминистского искусства «-КА».

На «Винзаводе» до 19 мая открыта выставка студентов и преподавателей мастерской Айдан Салаховой и Сергея Оссовского The Process. New Academy, а 24–26 мая в концертном зале «Зарядье» в рамках «Черешневого леса» можно будет посмотреть оперу-балет «Кармен» Максима Диденко, на которой Салахова выступила художником-постановщиком. Художница и галерист рассказала «Москвич Mag» о любимой с детства Миусской площади, сосисках в кафетерии у Суриковки и о том, что «дневные» москвичи и «ночные» — совсем разные люди.

Алекс Майоли весь день искал тот самый кадр и нашел его ночью в типографии

Репортаж наших фиксеров Глеба Анфиногенова, Екатерины Бердниковой и Олега Никишина со съемок фотолаборатории Magnum Live Lab в Москве.

Художник Cheap Sasha своей новой выставкой издевается над вашей зависимостью от шопинга

И не только этой выставкой, а всем своим творчеством Саша Ардабьев, известный как автор инстаграма @cheap_sasha, дает понять: культ вещей — это смешно. Все равно, что перед сном молиться, чтобы на тебя снизошел на новый лук от Шанель.

На «Винзаводе» под видом искусства продадут гамбургеры, портвейн и капусту

Кстати, стартовая цена на гамбургер и портвейн — всего 100 евро. 23 октября пройдет сезонный аукцион Vladey «Все по 100».

О Московском метрополитене, который никто никогда не снесет, о городских предрассудках и о лучшем в Москве сэндвиче, который снится по ночам.

На «Винзаводе» разгромили выставку художника Василия Слонова

Сплетня дня: «Винзавод» отдадут «Артплею»

Прошел слух, что к осени центр современного искусства «Винзавод» передадут в административное управление центру дизайна «Артплей».


Очередная стена, которую никто не вернет, как ни просите.

Потому что проект официально завершен — об этом «Винзавод» сообщил в своих соцсетях. Фото разрушенной стены опубликовали сегодня в телеграм-канале «Архитектурные излишества».

«Винзавод» считает это «эпичным завершением» — теперь нужно двигаться дальше. На комментарии «Верните стену. » там отвечают: «Проект закрыт, но мы открываем целое новое направление Urban Art, то есть стрит-арта теперь будет еще больше».

А началось все в 2010-м вместе с творческим объединением «АРТМОССФЕРА», когда проект с «Красного Октября» переехал на «Винзавод». Первый «слой» (так впоследствии и стали называть новые работы, появлявшиеся на «Стене») под названием «Никто и звать никак» оставил известный уличный художник Кирилл Кто, который и стал одним из кураторов вместе с Игорем Поносовым и Андреем Целуйко (Zeaner).







С тех пор на «Стене» отметились многие уличные художники: Паша 183 высказывался на тему общества потребления в своей работе «Индустрия», Антон Мэйк наносил недостающие фрагменты того, что скрывается за «Стеной», Костя Змога «отпечатывал мысль», Андрей Сяйлев убеждал нас, что «это все нам только кажется», Тимофей Радя жег книги с призывом ко всем «услышать его молчание», а Саша Курмаз, известный под псевдонимом Гомер, выражал свой «публичный протест против существующего положения дел». Были и «Поцелуи» вместо полиции от Philippenzo, и столкновение иллюзии с реальностью от ZTWINS, и «Стресс» Тины Прохоровой, и работа «Красить лучше, чем рисовать» от Чтака (еще фото здесь и здесь).


А финальный слой, который в рамках «граффити-джема» коллективно создали участники проекта всех прошлых лет, появился там на днях. На логичное завершение намекала и надпись на асфальте: «Прежде чем умереть, я хочу оказаться по ту сторону стены».


В течение четырех дней художник вместе с помощником работали над росписью одной из стен Зеленого ангара в открытом режиме — наблюдать за их работой могли все желающие.

Начинавший как граффити-райтер, в начале 2010-х Аске изобрел оригинальную и очень узнаваемую технику мозаичного рельефа из фанеры, в которой выполнены, в частности, панно на Ленинградском вокзале, появившиеся к 10-летию запуска «Сапсана», а две его скульптуры сейчас можно увидеть в самом центре Москвы: «Талисман» украшает ГУМ, а «После Макоши» и вовсе стоит на Красной площади в рамках выставки «Красный сад».


«После Макоши»

Роспись на «Винзаводе» выполнена аэрозольной краской на металлической и кирпичной поверхностях. По словам художника, ее сюжет и композиция отчасти обусловлены особенностями выставочного пространства: «Там достаточно сложная поверхность по фактуре и обзору. На стене есть металлические ребра жесткости через каждые 1,7 м, а перед ней большое количество труб-опор крыши ангара. И я думал, как сделать так, чтобы окружение дополняло композицию, а не просто портило вид. Кроме того, понятно было, что роспись так или иначе должна быть связана с искусством и “Винзаводом”. В итоге я решил, что зрители в выставочном зале, смотрящие на картины, отлично впишутся там и по композиции, и по концепции».

Роспись «Коллеги по цеху» действительно изображает людей на выставке: Аске по-постмодернистски зеркалит ситуацию восприятия современного искусства, приглашая посетителей, с одной стороны, увидеть в персонажах мурала себя, а с другой — превращая их в «наблюдающих за наблюдающими».


Художник Дмитрий Аске

Как возникла идея этой росписи, почему она сделана именно на «Винзаводе» и с чем связано ее название?

В центре вашей работы — люди на выставке, момент восприятия искусства. Почему этот сюжет важен для вас?

Дело в том, что произведения художников без зрителей не имеют смысла. Причем среди зрителей встречаются художники, галеристы, кураторы и другие люди, тесно связанные с искусством. Они в свою очередь помогают искусству стать ближе к зрителю. А формат искусства в общественном пространстве позволяет это сделать лучше всего.

Как вы относитесь к художникам прошлого? Кто из них вас вдохновляет визуально?


«Взгляд за горизонт»

Я периодически делаю оммажи произведениям известных мастеров. Кстати, в росписи для «Винзавода» как раз есть несколько подобных отсылок. Слева расположена композиция, похожая на одно из не очень известных произведений Ильи Кабакова, в центре — работа с кругами, она отсылает к творчеству Юрия Злотникова или Дэмиена Херста, а справа — оммаж одной из картин Гогена. Вообще мне нравится очень много разного, от искусства Древнего мира до совриска. Но с годами визуально искусство впечатляет меньше. Сейчас меня больше интересует информация о произведениях и художниках, а также символизм, семиотика искусства. Хотя недавно, например, я был впечатлен мастерством скульптора Джованни Бернини.

Только за последнее время ваши работы появились на Красной площади, в ГУМе, теперь на «Винзаводе». Какие еще завоевания городов и их общественных пространств в ближайших планах?


«Соль Земли»

В июне моя скульптура появилась в Самаре, в середине августа должны разместить объект рядом с новым павильоном Нижегородской ярмарки. В Тюмени сейчас ищут местное производство для скульптуры для частного заказчика. Еще в процессе согласования эскиз для росписи в одном из районов в Подмосковье, а на днях мне звонили с предложением сделать объект в Красной Поляне, но пока мы только начали обсуждение.

Увидеть работу, посвященную всему арт-сообществу — коллекционерам, художникам, а также их зрителям, можно до 25 августа.


Очередная стена, которую никто не вернет, как ни просите.

Потому что проект официально завершен — об этом «Винзавод» сообщил в своих соцсетях. Фото разрушенной стены опубликовали сегодня в телеграм-канале «Архитектурные излишества».

«Винзавод» считает это «эпичным завершением» — теперь нужно двигаться дальше. На комментарии «Верните стену. » там отвечают: «Проект закрыт, но мы открываем целое новое направление Urban Art, то есть стрит-арта теперь будет еще больше».

А началось все в 2010-м вместе с творческим объединением «АРТМОССФЕРА», когда проект с «Красного Октября» переехал на «Винзавод». Первый «слой» (так впоследствии и стали называть новые работы, появлявшиеся на «Стене») под названием «Никто и звать никак» оставил известный уличный художник Кирилл Кто, который и стал одним из кураторов вместе с Игорем Поносовым и Андреем Целуйко (Zeaner).

С тех пор на «Стене» отметились многие уличные художники: Паша 183 высказывался на тему общества потребления в своей работе «Индустрия», Антон Мэйк наносил недостающие фрагменты того, что скрывается за «Стеной», Костя Змога «отпечатывал мысль», Андрей Сяйлев убеждал нас, что «это все нам только кажется», Тимофей Радя жег книги с призывом ко всем «услышать его молчание», а Саша Курмаз, известный под псевдонимом Гомер, выражал свой «публичный протест против существующего положения дел». Были и «Поцелуи» вместо полиции от Philippenzo, и столкновение иллюзии с реальностью от ZTWINS, и «Стресс» Тины Прохоровой, и работа «Красить лучше, чем рисовать» от Чтака (еще фото здесь и здесь).


А финальный слой, который в рамках «граффити-джема» коллективно создали участники проекта всех прошлых лет, появился там на днях. На логичное завершение намекала и надпись на асфальте: «Прежде чем умереть, я хочу оказаться по ту сторону стены».

Читайте также: