Можно ли прогревать машину под окнами жилых домов

Обновлено: 28.04.2024

Чем больше споров насчет законности прогрева автомобилей во дворах, тем меньше ясности в наших головах. Виноват, как водится, закон, точнее — его витиеватость. ЗР помогает разобраться во всех нюансах.

«Двадцать процентов инфарктов — от взаимного непонимания. Восемьдесят — от понимания».
Из Сети

Как говорил г-н Горбачев, «что не запрещено, то разрешено». С этим трудно не согласиться. Осталось выяснить, запрещен ли прогрев во дворах или нет?

ПДД на сей счет, в общем-то, застенчиво мнутся. В них даже термин «жилая зона» обозначен как-то коряво, да и то не в начале, где перечислены основные понятия и термины, а лишь в п. 17.1. Дескать, имеется в виду территория, въезды и выезды на которую обозначены знаками 5.21 и 5.22. Но упомянутые знаки, по сути, никому не нужны, потому что чуть ниже, в п. 17.4 того же раздела, сказано: «Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории». Ладно, с этим разобрались: будем считать, что жилая зона и двор — суть одно и то же.

Теперь ищем, что же конкретно запрещено? Ага — запрещена стоянка с работающим двигателем (п. 17.2 ПДД)! А статья 12.28 КоАП оговаривает и наказание — 1000 ₽. Если же нарушение произошло в одной из двух столиц — то с вас аж 3000 ₽.

Осталось вспомнить, что такое «стоянка». Это — когда мы стоим более 5 минут безо всяких выгрузок и посадок. Следовательно, до истечения этих 5 минут мы имеем полное право прогревать машину в полном согласии с Законом — это еще не считается стоянкой!

Впрочем, для любителей потарахтеть мотором есть и более лакомая лазейка. Ведь в ПДД вообще ничего не сказано про остановку (не про стоянку!) с работающим мотором. А остановка может длиться сколь угодно долго, если в это время водитель занят загрузкой/погрузкой или посадкой/высадкой. И если водитель с пассажирами будут изображать бурную деятельность вокруг открытого багажника и распахнутых дверей — дескать, идет посадка и загрузка, то придраться к этому будет довольно сложно.

Таким образом, получается, что на уровне Закона доказывать чью-то правоту тяжело. Автомобилист уверенно будет кивать на часы и на ПДД, а недовольный пенсионер с первого этажа станет доказывать, что ему нечем дышать.

Мне кажется, что в таких случаях на помощь должны приходить здравый смысл и элементарная вежливость. Мало-мальски воспитанный автомобилист обязан понимать, что даже если закон на его стороне, то никакого сочувствия от местных жителей он никогда не дождется. Поэтому из-под соседских окон надо убраться поскорее: пустил холодный мотор, быстренько смахнул выпавший за ночь снег, и — потихоньку в путь. В противном случае рано или поздно на его крышу (или голову?) приземлится НЛО в виде случайно упавшей бутылки с верхнего этажа.

Что касается «аборигенов», то им нужно научиться отличать откровенное хамство от технической необходимости. Одно дело, когда заехавший во двор добрый человек уже полчаса тарахтит мотором, ожидая опаздывающую подругу, — этот человек неправ, даже если у него Евро-6. И совсем другое, когда водителю нужно уехать после морозной ночной стоянки. Ни один двигатель внутреннего сгорания не может прогреться мгновенно — это факт, с которым надо смириться. Да и замерзшее ветровое стекло мгновенно не сделается прозрачным — на помощь скребкам приходят электрообогревы и прочие печки. Поэтому немножко повонять все равно придется. Кроме того, не все понимают, что даже если выгнать человека в ледяной машине за пределы двора — мол, в дороге прогреется, то все це-о, це-о-два и це-аш никуда не исчезнут, а просто размажутся по всему микрорайону, причем в бОльшем количестве.

Придумать Закон, в котором расписаны нюансы нашего поведения в мыслимых и немыслимых ситуациях, невозможно. Да и не нужно, как мне кажется: все-таки мы пока еще люди, а не автопилоты. А человеку в ряде случаев просто нужно вести себя так, чтобы не портить жизнь своему ближнему.

Вопрос, можно ли вообще прогревать машину под окнами жилых домов, зимой задают особенно часто. А ответ дать не так уж легко, но мы попробуем.

Законно или нет — определяется множеством обстоятельств, в том числе расположением конкретного места стоянки относительно жилого дома. Но в каких-то случаях оштрафовать действительно могут. В этой теме иногда вязнут даже профессиональные юристы, путая, какая статья КоАП РФ относится к подобным случаям.

В чем подвох?

Статья 12.28 КоАП РФ рассматривает нарушения правил движения в жилых зонах. И подразумевает штраф в 1500 рублей (для привилегированных Москвы и Питера — 3000 рублей). Некоторые утверждают, однако, что стоянка и движение — это разные вещи, и что нарушениям правил стоянки (и остановки) отведена отдельная статья 12.19 КоАП РФ.

Так-то оно так, но запрет стоянки с работающим двигателем содержится в пункте 17.2 ПДД, который входит в раздел «Движение в жилых зонах»:

п. 17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

Как ни крути, в законы заложена некоторая двусмысленность. И, похоже, что у представителей власти есть два варианта воздействия на любителей долгого прогрева: 500 рублей по статье 12.19 КоАП РФ или 1500 рублей по статье 12.28 КоАП РФ.

А кто нарушитель?

ПДД определяют остановку как преднамеренное прекращение движения на 5 минут. Все что дольше, это уже стоянка, если она не связана с посадкой-высадкой и погрузкой-разгрузкой. Двигатели мы обычно подолгу прогреваем после морозной ночи (в других случаях нет никакого смысла это делать). То есть, фаза стоянки с выключенным двигателем переходит в фазу стоянки с включенным двигателем в момент пуска двигателя. А вовсе не через минуту или пять минут.

Законы на этот счет не дают никаких разъяснений. И при большом желании их можно трактовать так, что нарушителями являются вообще все, кто на ночь оставляет машины во дворе многоквартирного дома, а утром запускает мотор. В любое время года.

Ни один закон при этом не содержит прямых указаний, сколько минут допустимо молотить мотором в жилой зоне (без движения). Указания на «5 минут» исходят из определений остановки и стоянки, но стоянка-то началась, когда мы поставили машину вечером.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Кому это нужно?

По счастью, по жилым зонам и дворовым территориям не носятся милицейские патрули с видеокамерами, фиксируя, как долго водители прогревают моторы. Им это неинтересно.

Так что штраф за прогреваемый на стоянке двигатель может прилететь, если кто-то из граждан, проживающих в доме, двор которого вы отравляете выхлопами, вызвал полицию или направил ей аргументированную (видеоматериалом) жалобу. И граждане имеют на это полное право, даже если они не собственники жилья и придомовой территории.

Но и соседи, в общем, должны понимать, что некоторое время на прогрев машины зимой необходимо — а тем более в случаях, когда стекла заиндевели изнутри и водитель попросту не может уехать. Проблема в том, что соседи бывают разные.

Сколько надо прогревать?

Производители легковых автомобилей дружно утверждают, что современные модели не нуждаются в длительном прогреве даже в морозы. И все соглашаются, что короткий прогрев (не долее минуты) упростит условия работы для мотора и положительно скажется на ресурсе.

Моторы, может, и не нуждаются. Но нам важно разморозить стекла и дворники. Правда, обычно на это хватает двух-трех минут. Необходимость тарахтеть дольше возникает, если, скажем, в бачке затвердела омывайка. В этом случае водитель также не имеет права начинать движение согласно «Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (пункт 4.2 — не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели). И на этот случай можно сослаться, если понадобится опротестовать наложенный штраф.

МВД предупредило о штрафах за прогрев машины во дворе


МВД предупредило водителей о запрете прогревать автомобили во дворах дольше пяти минут. За подобное нарушение по действующему законодательству грозит штраф в 1,5-3 тыс. рублей. При этом в сильный мороз многим двигателям для того, чтобы достичь рабочей температуры, требуется больше времени. Пожаловаться в ГИБДД на нарушителей могут и недовольные соседи, предупреждают юристы.

По данным столичного главка МВД, за 11 месяцев 2021 года в Москве были составлены 1720 постановлений по ч.2 ст.12.28 КоАП

Однако под действие этой статьи подпадает не только стоянка заведенных машин во дворах, но и ряд других нарушений — например, учебная езда в жилой зоне или сквозной проезд через нее.

«Действия таксистов, ожидающих клиентов, напрямую связаны с посадкой или высадкой пассажиров. Поэтому

даже если машины такси стоят во дворе полчаса с заведенным мотором, формально они ничего не нарушают»,

В ПДД дано четкое определение термина «стоянка» — это «преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства», добавляет он.

на практике такие конфликты между автомобилистами и жильцами дома чаще всего либо решаются полюбовно — либо водители получают «неофициальный» штраф в виде спущенных колес или рассыпанного на капоте зерна, привлекающего птиц.

Не доводить до кипения

Двигатели даже современных автомобилей перед началом движения нуждаются в предварительном прогреве, особенно в холодную погоду, отмечают автомобильные дилеры и эксперты.

При температуре от -10 до -20 градусов прогревать мотор нужно около 5 минут. Если температура опустилась еще ниже, это время следует увеличить до 7-10 минут, советует клиентам «Авилон».

Любой автомобиль даже при небольшом морозе нуждается в прогреве, уверен эксперт автомобильного журнала «За рулем» Михаил Колодочкин. Перед тем как давать двигателю нагрузку, необходимо, чтобы его детали равномерно нагрелись: несоблюдение этого правила может привести к поломкам и общему снижению ресурса мотора. Однако долго прогревать машины не имеет смысла, считает эксперт.

«При морозах современные двигатели, особенно дизельные, просто не достигнут рабочей температуры, работая на холостых оборотах.

В прогреве нуждается не только двигатель, но и трансмиссия: автоматы, вариаторы и роботы можно прогреть, переведя селектор в положение Drive и удерживая минуту-другую автомобиль на тормозах, объясняет эксперт, механические коробки передач можно прогреть только во время движения.

Не стоит сразу после старта раскручивать двигатель до высоких оборотов: нагрузку на него следует увеличивать постепенно, рекомендует Колодочкин. Также не следует включать отопитель салона на максимум – это только увеличит время, которое потребуется для выхода двигателя на рабочую температуру.

Категорически нельзя направлять на промерзшее стекло теплый воздух, из-за этого на стекле может появиться трещина. Дефлекторы обдува нужно настраивать таким образом, чтобы лобовое стекло прогревалось постепенно, заключает эксперт.


Недавно мы подробно разбирались с тем, что такое жилая зона и что в ней можно делать. Но один из вопросов, касающихся поведения в жилой зоне, заслуживает отдельного внимания: это прогрев автомобиля, который становится актуален с наступлением холодов. Можно ли прогревать машину во дворе? Как долго можно это делать? Обоснованы ли возмущения соседей? И можно ли получить за прогрев штраф? Давайте разбираться.

Прямого запрета на прогрев двигателя на дворовой территории в ПДД нет. Однако он проистекает из сочетания двух фактов. Пункт 17.2 Правил запрещает стоянку с работающим двигателем в жилой зоне. А стоянку те же Правила трактуют как «преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства». Таким образом, прогрев автомобиля на месте длительностью более 5 минут считается стоянкой с работающим двигателем и запрещен Правилами.

Стоит помнить, что правила, установленные для жилых зон, ограниченных знаками 5.21 и 5.22, действуют не только в них. Пункт 17.4 указывает, что те же требования распространяются и на дворовые территории, хотя определения дворовой территории в ПДД нет, и соответствующего знака, указывающего на въезд на такую территорию, тоже. Поэтому ссылаться на отсутствие знака 5.21 «Жилая зона», стоя на прилегающей к дому территории, не выйдет.

На самом деле, попытка дать четкое и обоснованное утверждение о том, что греть машину 5 минут можно по закону, тоже может провалиться. Ведь, как мы помним, «правило пяти минут» следует из сочетания двух разных пунктов ПДД, а не закреплено в Правилах. При этом стоянка формально начинается не с момента, когда водитель пришел из дома утром и запустил мотор, а через 5 минут после того, как он ушел домой вечером предыдущего дня. А это значит, что стоянка уже длилась всю ночь и запуск мотора не позволяет «начать новую стоянку еще на 5 минут». То есть, формально уехать водитель должен сразу после запуска двигателя.

С другой стороны, водитель, которому нужно прогреть машину, тоже может принципиально упереться в правовые нюансы. Например, длительность движения перед остановкой Правилами не оговорена, и передвинув машину на несколько метров, водитель фактически совершает новую остановку, которая перейдет в стоянку еще через 5 минут. Таким образом ползать по двору можно сколько угодно. А еще стоянка – это прекращение движения по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. То есть, если при прогреве автомобиля начать сортировать скарб, доставая его из багажника и укладывая обратно, можно стоять на месте и больше 5 минут.

Само собой, инспекторы ГИБДД не устраивают рейды по дворам с секундомером, засекая, кто из автовладельцев слишком долго прогревает машину. Так что зимой с утра можно не опасаться внимания со стороны полиции.

Обычно конфликтные ситуации возникают тогда, когда автомобили прогреваются прямо под окнами многоквартирных домов. Шум и выхлопные газы доставляют дискомфорт жильцам, и они стремятся максимально сократить пребывание заведенных машин под своими окнами. Поэтому водителям стоит понимать, что жалобы жильцов на нарушение правил поведения в жилых зонах вполне законны и обоснованы. Более того, жалоба в ГИБДД, к которой будет приложено видео с доказательством стоянки автомобиля с работающим двигателем более 5 минут, может быть рассмотрена и удовлетворена – если на видео будет четко различим номер автомобиля и факт работы мотора, владелец может получить штраф.

Наказание за все нарушения, совершенные в жилой зоне, регламентируются статьей 12.28 КоАП. Согласно ей, «нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, , влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. А нарушение, , совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере 3000 рублей. То есть, конфликт с соседями при прогреве автомобиля может довольно дорого обойтись. Поэтому самый логичный сценарий совпадает с тем, что рекомендуется для прогрева автомобиля: дать мотору поработать несколько минут на холостых, а затем начать движение на малых оборотах.

Сигнализации с функцией дистанционного запуска пользуются большой популярностью. С их помощью можно завести автомобиль из собственной квартиры и дать мотору поработать полчасика, пока салон и трансмиссия полностью не прогреются. Ведь так приятно в холода выскочить из дома и садиться в уже теплую машину.

В итоге по утрам дворы многоэтажных домов превращаются в клокочущий вулкан, где десятки машин коптят воздух выхлопными газами. Жители первых и вторых этажей в это время испытывают крайние неудобства, ведь непрогретые моторы после холодного запуска начинают испускать самое большое количество вредных веществ. Есть в выхлопе пары оксидов азота, есть и углекислота, сера, микрочастицы канцерогенов и прочие вредные газы. Неудивительно, что стоянка с включенным мотором теперь законодательно запрещена.


Так, в статье 17.2 Правил дорожного движения есть четкое описание того, что нельзя делать во дворах домов:

«В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест».

В целом самое частое нарушение внутри жилых зон — это стоянка с работающим мотором. Бывают и совсем жуткие случаи, когда на ночь во дворы заползают грузовики и по утрам отравляют жилое пространство едким выхлопом старых двигателей.

Нужно сказать, что дворовые территории приравнены к жилым зонам. А так как в ПДД однозначно прописано, что стоянка с работающим двигателем запрещена, то многие стараются жаловаться в администрацию района, участковым или пытаются ругаться с владельцами автомобилей.


Но, перед тем как жаловаться, гражданам необходимо отличать понятия стоянки и остановки. Пункт 1.2 ПДД разделяет эти определения:

«„Остановка“ — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

„Стоянка“ — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства».


Другими словами, не считается стоянкой необходимость прекращения движения транспортного средства из-за пробок на перекрестке, перед пешеходным переходом, чтобы уступить дорогу пешеходам и тому подобное. Но такие случаи внутри жилых зон — редкость.

В общем, если автотранспорт по полчаса прогревается под вашими окнами или даже просто стоит более пяти минут с работающим двигателем в вашем дворе, при этом не происходит посадка или высадка пассажиров либо загрузка или разгрузка авто, то водитель нарушает требования пункта 17.2 ПДД. И ему полагается штраф.

Чтобы привлечь нарушителя к ответственности, нужно зафиксировать нарушение на видео продолжительностью более пяти минут и вызвать наряд ГИБДД. На записи должны быть видны и хорошо читаться номера автомобиля. Также должен быть виден его работающий двигатель. То есть из выхлопной трубы должен струиться пар и должен быть слышен звук мотора.

Некоторые жильцы хотят, чтобы жалоба поступила анонимно, тогда нужно, чтобы на видео были выставлены дата и время нарушения. Для автоматической регистрации записи достаточно скачать приложение для своего смартфона.


На основании видеозаписи правоохранительные органы вправе выписать нарушителям административный штраф в размере 1500 рублей по статье 12.28 КоАП РФ («Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах»). Такое же нарушение в Москве или Санкт-Петербурге оценивается уже в 3000 рублей.

Читайте также: