Можно ли мусульманам вешать фотографии на стены

Обновлено: 14.05.2024

Можно ли фотографироваться и иметь фотографии в доме?

Известны хадисы Пророка e, в которых говорится, что в дом, в котором присутствуют изображения, не войдут ангелы и что в Судный день самые страшные муки испытает тот, кто создавал их. Их не стоит приводить здесь, ибо нет человека, который бы их отрицал. Лучше рассказать немного о тех, кто дал толкования этим хадисам.

Имам ан-Навави говорит, что в хадисе, в котором идет речь о том, что в Судный день страшным мукам подвергнутся те, кто создает изваяния, имеются в виду люди, создающие идолов ради поклонения им или с целью уподобления себя Творцу I в Его творении. Но если ни одна из упомянутых целей не преследуется, тогда этот человек не является впавшим в неверие – он совершает большой грех. По отношению к нему выражение «подвергнутся самым страшным мукам» лучше отнести к словам, носящим оттенок угрозы. Смысл их заключается примерно в следующем: предположим, что родители наказывают своим детям вести себя послушно и не совершать ничего порицаемого и плохого, в противном случае они накажут их ужасным способом. Но, угрожая им, разве они в действительности совершат что-то страшное по отношению к ним? То, что сотворившим будет повелено вселить дух в свои изваяния, следует воспринимать как угрозу, приблизительно подобно тому, когда родители разрешают детям делать то-то и то-то, заранее зная, что это им совершенно не по силам.

Смысл приведенного выше из разных книг один. Обобщая, скажу, что во времена пророка Сулеймана u изображения живших до него пророков, сотворенные из камня, меди или дерева, выставлялись внутри храма. Смысл подобного заключался в том, чтобы, глядя на них, люди вспоминали о тех пророках, чтобы у них появилось желание служить Всевышнему I так, как служили они. Также после смерти какого-то хорошего человека они возводили над его могилой храм и помещали внутри него изображения. То, что сегодня мы называем идолами (телесные изваяния), тогда не было запретным, ибо в те времена намерения у людей были чисты. Поскольку в дальнейшем намерения изменились и люди стали поклоняться сотворенным идолам, изображения стали запретными. А теперь задумайтесь!

Учтите, что в разговоре, который мы ведем здесь, не имеются в виду фотографии, которые делаются при помощи фотоаппарата. Речь идет об идолах – памятниках и скульптурах, а фотографии, отснятые фотоаппаратом, не имеют к этому никакого отношения.

До прихода Ислама в Мекку Ка’аба была заполнена идолами. У каждого рода был свой идол-божество. Когда наш Пророк e начал призывать мекканцев-курайшитов к Единобожию, то они восстали против него, возражая и не понимая, каким образом один Бог I может быть достаточен для всего человечества. Имамы, толкующие эти хадисы, говорят, что они относятся к тем, кто творит идолов с телом, намереваясь поклоняться им, подобно Богу I. Давайте посмотрим, что говорят современные богословы, придерживающиеся пути этих имамов.

Из приведенного выше более чем ясно следует, что изображения на бумаге, в том числе и фотографии, не являются запретными и что в приведенных хадисах имеются в виду именно идолы – изображения, имеющие форму тела. Ученые четырех богословско-правовых школ (мазхабов) пришли к единому мнению: изображать то, что не имеет души – например, солнце, луну, деревья, лес, дома, мечети и т. п., – можно. Также все эти богословы пришли к единому мнению в том, что запретно ваять то, что имеет дух, например, человека или животное, при наличии следующих трех условий:

– если оно имеет формы тела, то есть изготовлено из чего-либо. Если же оно нарисовано на полотне или на бумаге, то это разрешено;

– если изваяние является цельным. Если же оно сделано так, что жизнь человека или животного невозможна, – например, если от изображения человека или животного отнять голову, проколоть его насквозь или сделать что-либо подобное – то это изображение перестанет быть запретным. Это относится к скульптуре;

– если это изображение дает тень. Но если изображение, прикрепленное на стену, не дает тени, тогда оно не является запретным. При том, что все эти три условия характерны для детских кукол, которыми играют девочки, они все-таки разрешены. Почему? Потому что эти куклы изготавливаются с целью, чтобы девочки с детства учились нянчить и воспитывать детей.

Теперь, братья по вере, вы можете поразмыслить о том, какие изображения разрешены, а какие запретны, и почему их запретили. Например, почему изображения и изваяния, разрешенные во времена пророка Сулеймана u, оказались запретными для нашей уммы? Также: почему то, что является запретным для уммы, дозволено для маленьких девочек, и почему это разрешено иметь в доме? К чему вести споры вокруг снимков, снятых фотоаппаратом, на которых изображены тела: разве они дают тень и разве у них есть объем? Вспомните, разве не сказано в книгах о том, что у пророка Адама u был сундучок, в котором хранились изображения всех пророков, которые передавались по наследству?

Я не буду приводить здесь то, что сказано в этих книгах. Тот, кому это необходимо, может заглянуть в них сам. Но об этой истории упомянуть необходимо. Во времена правления халифа Абу Бакра жил византийский царь Ираклий (Харкал), которого призывали принять Ислам. Вот отрывок из истории о том, как сподвижник Хишам ибн Ас возглавлял делегацию направившихся к нему мусульман. Тогда-то они и обнаружили у него изображения всех пророков. Вот как об этом рассказывается:

А теперь вкратце смысл приведенного выше. Под предводительством сподвижника Пророка e Хишама к византийскому царю направилась делегация мусульман. Царь принял их, усадил и велел принести сундук, в котором было много маленьких секций. Затем он открыл его, вынул оттуда завернутое в черный шелк изображение, показал его и спросил: «Знаете ли вы этого человека?». Они ответили, что не знают.

Тогда царь сказал: «Это ваш праотец Адам u», – и, завернув его опять в тот же шелк, положил на место. Затем он во второй раз открыл сундук, вынул завернутое в черный шелк изображение и спросил: «А знаете ли вы его?». Сподвижники вновь ответили отрицательно. «Это ваш отец Ибрахим u», – ответил царь. В третий раз он опять вынул изображение и спросил: «Известно ли вам, кто изображен здесь?». На ответ: «Нет», – он сказал: «Это ваш отец Муса u, сын Имрана». Таким образом он доставал все изображения, пока не дошел до Пророка Мухаммада e и не спросил: «Знаете ли вы этого человека?». Как только сподвижники увидели изображение, они громко заплакали. Царь спросил: «Отчего же вы плачете?». «Это наш Пророк e», – ответили они и добавили: «На этом изображении он словно среди нас». Затем они спросили у правителя римлян, откуда у него эти изображения. И он рассказал, как пророк Адам u попросил Всевышнего I показать ему изображения всех посланников из его потомков. Тогда Всевышний I ниспослал ему изображения всех посланников, которые были завернуты в зеленый шелк. Каждую пятницу пророк Адам u показывал их своим детям. Он хранил их в сундуке. Перед смертью Адам u передал сундук своему сыну Шису, а тот, в свою очередь, передал его своему сыну Анушу. Таким образом, переходя из рук в руки, сундук дошел до Зулькарнайна. Затем он был передан нашим предкам и, таким образом, дошел до нас.

Рассказ об этом сундуке и изображениях подробно приводится в названных ранее книгах. Желающие могут прочесть. Сегодня же стоит только заикнуться об изображении Пророка e, как тут же отрицающие изображения люди начинают сходить с ума. Добавлю к сказанному еще немного. Я видел, и у меня также есть фотографии таких богословов и суфиев, как Мухаммад Бухари (шейх Бахауддин), имам аль-Газали, Мухиддин ‘Араби, Джаляладдин Руми, ‘Абдуль-Кадыр Гилани, Салахуддин аль-Айюби, Халид Шах, Махмуд-афанди, Джамаладдин Кумухи, Фатахуддин шазили, Ахмад Талали, ‘Абд ур-Рахман Сугури, Шарафуддин Кикуни, ‘Абдулла-хаджи из Гимры вместе с мюридами, Шу’айб Багини, Наджмуддин из Гоцо, Узун-хаджи вместе с большим количеством людей и другие. Да возвеличит Аллах I их степень и уровень, и да получим мы их благодать! Это фотографии, которые я искал, нашел и очень люблю. Снимки же Маркса, Энгельса, Ленина и им подобным вызывают у меня отвращение, даже если я случайно увижу их. Эти снимки я никогда не брал в руки, их никогда не было в моем доме, и они мне были ни к чему. Не было у меня времени, чтобы так много говорить о фотографиях, да и не нужен был этот разговор.

Писать об этом меня вынудили невежды, твердые как камень, которые курят и нет-нет, поднимают стакан, особо не заботясь о намазе и посте, да и споры некоторых «алимов» вокруг фотографии Сайфуллы-кади, которая висит у меня дома.

В итоге они соглашаются с тем, что фотографии дозволены, но потом вновь они пытаются упрямиться, возражая, что их нельзя вешать на стены. Фотографии тех суфиев, познавших Аллаха I (‘арифун), и авлия, которых я люблю, я и на стенку повешу, а если захочу – уберу, и это дозволено. Если нельзя, тогда почему портреты саудовских королей и принцев, мертвых или живых, вешают на стены? Но при этом в Саудовской Аравии не увидишь ни одного памятника. Разве хотя бы это не говорит о различии между скульптурой и фотографией? Лицо любимого человека всегда хочется видеть. А тот, кто говорит обратное, говорит неправду. Почему же пророк Адам u захотел увидеть изображения всех пророков еще до появления их на свет? И почему после того, как он попросил об этом, Всевышний I не сказал ему, что это запретно?

В нашем селе у одного человека была книга «Фикх ус-сунна», написанная его рукой. Между страниц этой книги я лично видел фотографии лидеров ваххабитов Мухаммада Абдо и Рашида Риды. Почему же эти фотографии стали дозволенными для ваххабитов, ведь нет людей, более придирающихся к фотографиям, нежели они?

В последнее время среди некоторых мусульман вошло в моду нанесение аятов Корана и дуа на предметы обихода, одежду, еду, стены и даже на собственное тело. Разберём, насколько дозволена подобная практика с точки зрения ислама.

Аяты и дуа на посуде

По поводу допустимости нанесения и использования посуды с фрагментами коранического текста существует три основных мнения. Согласно первому, подобное разрешается, так как в Шариате не существует явного запрета на это. В суре «Корова» сказано:

Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: "Это – от Аллаха", – чтобы купить за это ничтожную цену (2:79)

Здесь Всевышний говорит о тех, кто искажает Его слово и пытается выдать свою речь за Божественное откровение. Именно в этом заключается запрет, а что же касается использования аятов для росписи тарелок, чашек, ложек и т.п., то в этом нет ничего харамного. Искусство служит высоким целям, способствуя воспитанию и культурному обогащению человека, что вполне соответствует канонам ислама. Однако нужно помнить о недопустимости искажения слов Аллаха, так как к этому может привести даже единственная ошибка при нанесении иллюстрации, что считается харамным.

Второе мнение гласит, что такую посуду допустимо использовать исключительно для лечения (ташафи), а значит есть пищу или пить напитки из неё нежелательно.

В то же время существует группа учёных, которые утверждают, что использовать посуду с аятами и дуа нежелательно вообще, поскольку таким образом выказывается неуважение к слову Всевышнего. Согласно данной версии, если у мусульманина в доме есть подобные предметы сервировки стола, то необходимо стереть аяты и дуа, а если это сделать не удаётся, то нужно закопать эту посуду в таком месте, где не ходят люди и куда не могут попасть нечистоты.

Коранический текст на одежде

Само по себе ношение одежды с аятами и дуа не запрещено, но верующий, который в неё облачён, может невольно проявить неуважение к слову Аллаха, поэтому многие алимы называют такую практику нежелательной. Например, человек в футболке с аятами может войти в туалет или бросить по привычке её к грязным вещам, содержащим следы нечистот. Если же такая одежда уже есть в наличии и Вы решили отказаться от её дальнейшего использования, то её так же лучше закопать в месте, где не ходят люди и не присутствуют нечистоты (по одному из мнений допускается и сжигание).

Аяты и дуа на пищевых продуктах

С недавних пор мусульманам стали предлагать купить кондитерские изделия, украшенные словами и фразами из Корана. Исламские богословы скептически относятся к подобной практике. Если же еда содержит запрещённые компоненты (например, этиловый спирт, ром, коньяк), то украшать её аятами Корана однозначно запрещено. Если же пища полностью соответствует всем требованиям «халяль», то на неё наносить такие надписи нежелательно, это расценивается как неуважение к слову Всевышнего. Верующие должны читать его и заучивать наизусть – этим демонстрируется почтение к Книге Аллаха.

Фрагменты Корана на стенах

В отношении вопроса, можно ли наносить аяты на стены домов или же вывешивать рамки (шамаили) со словом Аллаха, существуют различные мнения. Одни считают такую практику дозволенной, так как нет явного запрета на это. Другие же полагают, что подобное нежелательно. Во-первых, многие используют коранические тексты для украшения своих домов, что явно противоречит предназначению Священного Писания, которое ниспослано в качестве руководства для людей, а не элемента дизайна. Во-вторых, вывешивание рамок с аятами может способствовать ширку, так как люди со слабым иманом считают, что шамаиль оберегает их дома, а это противоречит канонам ислама.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Сегодня трудно представить жизнь человека без различных видов иллюстраций. Они могут присутствовать на одежде, предметах искусства, даже в социальных сетях мы регулярно листаем ленту, в которой ставим «лайки» под фотографиями и картинками.

Мусульмане нередко задаются вопросом о том, насколько изображения живых существ соотносятся с исламскими ценностями. Постараемся разобраться.

Рисунки

Рисунок – классический способ создания изображений. Относительно дозволенности этого рода занятий для правоверных, а также их использования в повседневной жизни существуют различные точки зрения. Одни учёные считали, что картины, на которых изображены живые существа, категорически запрещены. Под запрет соответственно попадает также изготовление и ношение одежды с такими иллюстрациями. Одним из основных аргументов в защиту этой позиции служит мнение, что лицо, создающее рисунки, впадает в ширк. Иными словами, художник, творящий на бумаге, наделяет себя качеством, которое присуще только Аллаху. Ведь человек, рисующий живое существо, по сути создаёт некий образ, что категорически запрещено исламом.

Кроме того, в качестве довода сторонники этой позиции приводят известный хадис, в которых говорится о запретности или нежелательности наличия изображений в доме и иных местах.

Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Ангелы не входят в дом, где есть собака или изображение» (Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).

Однако в трактовке данного изречения имеется несколько отличных друг от друга версий. Одни богословы, например, имам Навави, считают, что в хадисе говорится абсолютно о всех образах. Другие же, например, имам Хаттаби, полагают, что речь идёт лишь об изображениях, которые категорически запрещены в исламе (например, образы с чёткими контурами головы и тела, или иллюстрации, используемые в запретных целях).

Другой хадис гласит: «Поистине, тот, кто создавал образы, будет мучиться в День Суда» (Бухари). Столь суровое наказание объясняется тем, что в дальнейшем различные картины могут стать объектами поклонения, как это неоднократно случалось в мировой истории. Нередко культовыми для целых народов становились бюсты, образы, иконы, памятники и так далее, поклонение которым – ширк.

При этом если изображение не служит объектом поклонения и люди не придают ему особого значения, а используют в быту для украшения, то некоторые учёные считают присутствие таких рисунков в домах допустимым. К подобному мнению алимы пришли, опираясь на хадис, который приводят Бухари и Муслим. В нём повествуется, что в доме Аиши (р.а.) висело некое покрывало, на котором было изображено живое существо. Посланник Аллаха (с.г.в.) снял эту материю, а после из неё были сшиты две подушки, которые использовались в домашнем быту.

Намаз в помещении с изображениями

Молиться в комнате, где присутствуют изображения живых существ – макрух (нежелательно), особенно если они находятся перед молящимся, так как могут отвлечь верующего от намаза. В одном из хадисов сообщается, что когда одежда Аиши (р.а.), на которой было изображено живое существо, лежало в направлении на киблу, то Милость миров Мухаммад (с.г.в.) просил убрать её.

Фотографии

Пожалуй, самым распространённым видом изображений в наши дни является фотография. Как и в случае с классическим рисунком, существуют разные мнения относительно халяльности создания и использования фото. Одни алимы считают такую практику запретной. Доводы в целом схожие, как и с рисунком. Во-первых, приводятся хадисы об изображениях. Во-вторых, фотографирование, согласно такому подходу, рассматривается как ширк, а фотограф претендует на роль Создателя. Для того чтобы сделать одну иллюстрацию, достаточно лишь нажать кнопку. Человек, нажимая на затвор фотокамеры, фактически создаёт новое изображение, так как если бы он этого не сделал, то и изображения бы не было.

С таким подходом не согласна другая группа богословов, утверждающая, что фотограф не может рассматриваться как создатель иллюстрации. Люди в данном случае лишь фиксируют конкретный момент бытия, который сотворил Аллах, а на фото будет изображено лишь то, что создано Всевышним.

Также существует и третье мнение, согласно которому дозволенность определяется намерениями. Если человек создаёт фотографию для запретных целей, то она – харам, а если же для разрешённых, то она – мубах (разрешённое действо). К мубах в данном случае относятся те ситуации, когда для фотографии есть некая уважительная причина или острая необходимость. Например, для получения паспорта или удостоверения, распространения некой важной информации посредством фото. Все остальные случаи относятся к запрещённым (харам).

А Аллах знает лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаламу 'алейкум ВаРохьматуЛлаh. Брат, а можно делать 'ибадат или другие виды поклонений в комнате, где есть изображения? Изображения на книге, в телевизоре (кино, фильмы), в компьютере (видеоигры) и т.д. И ещё, ангелы не входят в комнату или в дом? ДжазакаЛлаhy Хайран брат!

«Посещайте могилы своих близких, потому как в это будет вам напоминанием о смерти»

По Шариату, поминовение усопшего считается Сунной Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Для мусульман считается святым делом сохранение в надлежащем порядке могил и периодическое их посещение. Большим грехом является возведение на могилах каких-либо строений, мечети, совершение намаза или вытаптывание захоронения. В последнее время все чаще правоверные устанавливают на могилах своих близких громоздкие надгробия с портретами усопших.

В свое время Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) запретил сподвижникам развешивать в жилищах ковры с изображениями одушевленных существ. Считалось, что ангелы будут сторониться подобных жилищ и не станут искать утешения и отдохновения в таких домах. Точно также ангелы не станут прилетать и отдыхать на могильных камнях с портретами и, наоборот, эти надгробия облюбуют шайтаны и будут устраивать там свои пиршества. Таким образом, на могильном камне достаточно указать имя, отчество и фамилию покойного, а также годы его жизни, а вот крепить фотопортрет считается большим грехом.

Известен хадис Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в котором говорится: «Посещайте могилы своих близких, потому как в это будет вам напоминанием о смерти».

Каждый мусульманин перед посещением кладбища должен совершить омовение и прочитать два рака’ата намаз. В обоих рака’атах сначала читается сура «Фатиха» и «Аят Трона». После чего три раза читается сура «Ихлас» и совершается ду’а вознаграждение, от которой посвящается душе покойного. Только после этого стоит отправляться на кладбище.

На могиле принято читать следующую ду’а:

لسَّلامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ يرحم الله المستقدمين منا والمستأخرين, وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لاحِقُونَ

Смысл: «Приветствую обитателей этого пристанища муэминов и мусульман. Пусть Всевышний ниспошлет свою милость всем тем, кто упокоился здесь прежде и всех тех, кто почиет после. Иншаллах, мы также будем в их числе».

После чего читают суру «Ясин», произносят тасбих, затем читают ду’а и посвящают ее душе покойного.

Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»


Я хотел бы узнать, какова позиция шейха Мухаммада ибн Адама относительно фотографий. Я знаю, что ученые разошлись в этом вопросе, однако недавно я увидел фотографию шейха на одном из сайтов. Он придерживается мнения, что это разрешено?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Есть несколько вопросов, связанных с созданием изображений (тасвир), поэтому будет правильно разобрать каждый из этих вопросов по отдельности в свете Шариата.

1) Рисование картин с людьми и животными

Общеизвестно, что есть множество хадисов, в которых говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил рисовать одушевленные предметы.

Например: Наш господин Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил хранить в доме картины и создавать их («Сунан» Тирмизи, № 1749).

Наш господин Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Ангелы (милости) не входят в дом, в котором есть собака или картина» («Сахих» аль-Бухари, № 5609).

На основе этих и многих других похожих хадисов большинство классических ученых считает, что рисование (карандашами, красками и т. д.) запретно и греховно. Они полагают, что «создание изображений» (тасвир) людей и животных было явно запрещено Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и, следовательно, это грех. Передается, что только имам Малик (да смилуется на ним Аллах) имел иное мнение по этому вопросу.

В одном из рассказов передается, что имам Малик (да смилуется над ним Аллах) – в отличие от трех других имамов и большинства других муджтахидов – полагал, что запретны только такие изображения, которые имеют три измерения и у которых есть тело, такие как статуи и скульптуры. Изображение, у которого нет тела и которое не отбрасывает тень, он считал не запретным, а порицаемым. Сюда относятся рисунки на бумаге, ткани или другом материале. Таково одно из двух мнений, передаваемых от имама Малика, в то время как второе его мнение совпадает с мнением большинства классических ученых.

Большинство классических ученых считало, что в хадисах не разграничиваются трехмерное изображение и двухмерное. Хадисы, в которых указано на разрешенность не-трехмерных плоских изображений, повествуют об изображениях, на которых нет людей и животных (см. «Аль-Мугни», 7/7 и «Такмиля фатх аль-мульхим», 4/155).

Таким образом, достоверное и известное мнение классических факихов заключается в том, что создавать изображения запрещено, будь то рисунок или скульптура. Этого мнения придерживаются ученые трех основных мазхабов (ханафитский, шафиитский и ханбалитский), а также это одно из двух мнений, передаваемых от имама Малика (да смилуется над ним Аллах). Будет правильно обратиться к ученому-маликиту, чтобы он разъяснил, на какое мнение в маликитском мазхабе можно опираться (муфта бихи). И следует отстраняться от изображений людей и животных.

2) Фотография

Если брать одно из двух вышеописанных мнений имама Малика, то не возникает вопроса, разрешены ли фотографии, поскольку, согласно этому мнению, рисунки людей и животных на бумаге или ткани разрешены, значит, фотографии также будут разрешены.

Однако, если мы говорим об известном мнении большинства классических ученых, то встает вопрос, считать ли фотографии людей и животных запретными изображениями, о которых говорится во множестве хадисов. Когда классические ученые обсуждали, каково решение относительно создания изображений, фотографии еще не существовало, поэтому мы не найдем мнения относительно фотографий в их книгах. Следовательно, современным ученым надо самим решить, относится ли решение о запрете изображений к фотографиям.

И современные ученые разошлись в этом вопросе:

1) Большая часть индо-пакистанских ученых и некоторые арабские ученые считают, что фотографии людей и животных запрещены по той же причине, по которой запрещено создание изображений (тасвир) в общем. Они полагают, что решение не меняется из-за того, что поменялся инструмент, при помощи которого создается изображение. Неважно, произведен образ при помощи кисти или камеры, – если изображен человек или животное, то изображение по-прежнему запретно. Этого мнения придерживаются муфтий Таки Усмани и большинство других моих учителей. Безусловно, это более безопасное и, возможно, сильное мнение.

2) Второе мнение по этому вопросу, которого придерживаются большинство арабских ученых (всех четырех мазхабов) и некоторые ученые в Индо-Пакистане, заключается в том, что есть разница между фотографиями и запрещенными изображениями (тасвир). Шейх Мухаммад Бахыт аль-Мути’и Египта, ученый 20-го века, известный своими знаниями и богобоязненностью, написал целый трактат под названием «Аль-Джаваб аль-Шафи фи ибахат сурат аль-фотографи», в котором защищал мнение о дозволенности фотографий. В основе его защиты лежит мысль, что образы запрещены, потому что (согласно словам хадиса) это бросает вызов Аллаху в создании одушевленной материи. Однако в работе с фотокамерой фотограф не производит образ сам, своим воображением. Поэтому фотография не бросает вызов Аллаху. Это просто отражение живых существ, уже созданных Всевышним Аллахом.

Таковы два мнения современных ученых по этому вопросу. И с той, и с другой стороны – великие ученые, знающие, мудрые и богобоязненные. Будет неправильно критиковать кого-то за следование любому из этих двух мнений. Здесь имеет место истинное и законное научное расхождение. Это не тот вопрос, в котором нужно осуждать того, кто придерживается иного мнения, и нужно уважать право других совершить свой выбор.

Если вы спрашиваете мое личное мнение, то, во-первых, я ни в коей мере не имею право следовать «личному» мнению по этому вопросу. Я следую за своим учителями и учусь у них. Мои учителя в Великобритании и на субконтиненте запрещают фотографии, а мои учителя-арабы разрешают. Я следую мнению моих учителей, которые запрещают фотографии, поскольку это более безопасно. Однако я глубоко уважают мнение (и практику) тех, кто дозволяет фото.

Я сам никогда не позирую для фотографии, если только нет крайней нужды, то есть, например, когда требуется фото на паспорт или другого документа. Если меня просят сфотографироваться, я вежливо отказываюсь. Вместе с тем, если кто-то фотографирует в моем присутствии, я не буду запрещать ему фотографировать меня. Поэтому, если вы видите мою фотографию, то, скорее всего, это потому что я находился в таком месте, где люди фотографировали. Мое последнее фото, о котором вы говорите, было сделано именно в такой ситуации. Я знал, что там фотографируют и что меня тоже могут сфотографировать, но не позировал для фото. Надеюсь, что понятно объяснил!

3) Прямой эфир

Муфтий Таки Усмани (да сохранит его Аллах) и многие другие ученые постановили, что видеоизображение в прямом эфире не подпадает под решение о создании изображений (тасвир). Изображение – это нечто постоянное и статичное, в то время как образ, передаваемый в прямом эфире, изменяется, поэтому его нельзя назвать изображением в буквальном смысле слова. Прямой эфир – это отражение реального образа, подобно отражению в зеркале.

Поэтому, если мы видим образы людей или животных, передаваемые в прямом эфире, это не считается запретным изображением. Разрешается передавать некое событие в прямом эфире и смотреть такие передачи – при условии, что содержание передачи дозволено (халяль) (Такрир Тирмизи, 2/351).

4) Видеозапись

Согласно мнению шейха Таки Усмани, видео, записанное на пленку или DVD, также не считается изображением. На видеопленке образ собирается по частям, которые в определенном порядке проигрываются, чтобы мы увидели запись. Поэтому невозможно увидеть картинку на пленке, если не проигрываешь ее (там же).

Таким образом, если некое дозволенное действие, например, урок шариатского ученого, будет записано на пленку и затем просмотрено, то это будет дозволено, иншаАллах.

Заметьте, что это ни в коей мере не относится напрямую к просмотру телевидения. Просмотр телепередач и хранение дома телевизора – это другие вопросы, требующие отдельного рассмотрения. Всем известно, как много вреда наносится уже самим фактом наличия телевизора в доме. Но наш ответ касается исключительно дозволенности просмотра халяльных изображений в прямом эфире или на пленке/DVD.

Читайте также: