Мозаика в апсиде церкви св луки монастыря осиос лукас вт пол 10 в

Обновлено: 25.04.2024

Посещение хотя бы одного из трех храмов Греции, имеющего золотые византийские мозаики, переместилось в разряд обязательных мероприятий новогоднего путешествия после того, как мы умудрились опоздать в храмы итальянской Равенны. Но если для Италии мозаики равеннских базилик — явление уникальное и в своем роде единственное, то в более близкой к Константинополю Греции можно выбрать наиболее удобный для посещения монастырь.

Туристы, как правило, выбирают одно из мест «большой тройки» — крупных обителей, вошедших в списки всемирного наследия. Неа Мони на острове Хиос — самый труднодосягаемый, Дафни — ближайший к Афинам и включенный в состав многочисленных столичных экскурсий и Осиос Лукас в 40 километрах от Дельф.

Имея в своем распоряжении машину, решили выбрать последний. Достаточно крупный и вместе с тем не столь избалованный туристами монастырский комплекс.

Осиос Лукас расположился на склоне горы Хеликон — его стены внезапно возникают из-за очередного поворота серпантина в тот момент, когда уже начинаешь сомневаться в правильности выбранной трассы.

Со времени основания монастырь претерпел достаточно грабежей и разрушений. Даже во время второй мировой несколько бомб попали во внутренний двор. Тем удивительнее сохранность мозаик и фресок.

Несколько необычная архитектура двора — отражение частых перестроек монастыря.

Чтобы попасть во внутренний двор, необходимо спуститься со стояночной площадки по длинному серпантину лестницы. Внутри церковных построек — никого. Во дворе — лавочка с сувенирами, свечами, медом и специями. Источник с ледяной водой.

Проход на территорию бесплатный. За плату можно посетить музей и посмотреть на старинный пресс для оливкового масла.

Осмотр начинаем с подвала-крипты. Мозаик в нем нет, но есть фрески и несколько резных кенотафов.

Фрески крипты — ровесники большей части храмовых мозаик. Ими украшен буквально каждый сантиметр.

Подсветка сделана явно после включения монастыря в список объектов всемирного наследия — обязательные условия для удобства посетителей.

Подвальные фрески не в лучшем состоянии.

Гулять по монастырю можно везде…где не запрещено, то есть не закрыто на замок и не перегорожено цепочкой.

Жилая часть монастыря — размером с полноцененный жилой квартал. Соединена с небольшим поселком.

Доминанта монастыря — церковь святого Луки, именно она содержит основные мозаичные композиции.

А вот и сам Лука, основатель обители, мощи которого после веков скитаний были возвращены аж из Венеции.

Особенность мозаик — их расположенность на самых сложных для мозаичистов поверхностях. При этом все композиции имеют четкую ориентацию по сторонам света.

Подобное мозаичное оформление воды характерно и для мозаик Равенны.

Считается, что основные мозаики были выполнены византийскими мастерами, а более простые поверхности оформлены местными учениками именитых мастеров.

Итого — если есть собственный транспорт и пара часов свободного времени, не поленитесь прокатиться по прекрасным хребтам Хеликона. Осиос Лукас — крайне умиротворяющее место с прекрасными образцами византийского искусства.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Осиос Лукас

Наконец удалось реализовать мечту - увидеть хрестоматийный памятник византийской архитектуры - монастырский комплекс Осиос Лукас.
Как пишут в учебниках по истории искусств - "Кафоликон Осиос Лукас датируется первой половиной XI в. и является центральным памятником средневизантийской архитектуры и живописи".

Мозаики кафоликона широко известны и многократно опубликованы в сети, ибо в монастыре фотографировать не возбраняется (за что низкий поклон его насельникам!))

В иконостасе, разумеется, икон первоначально не полагалось.
Они были вставлены позже, интересно - когда?
На фото из сети 2008 они были очень примитивного, но современного письма - эти же иконы есть на черно-белом фото в книге А.И.Комеча "Древнерусское зодчество конца X - начала XII в.", изданной в 1987 г.

Но теперь их уже заменили на гламур "афонских писем".

Своды в нартексе значительно ниже, здесь сохранились мозаики более удобные для созерцания.
Удивительно пластичный образ Христа над западным порталом - стилистически он отличается от всех остальных фигур.

Все остальные образы очень схематизированы, но это сделано мастерски. Образы не примитивны и не механистичны. Они достаточно живые, хотя и описаны жесткими прямолинейными контурами.

Жаль, что других работ этой бригады мозаичистов не сохранилось - Осиос Лукас уникален.

Образ Христа над главным порталом фланкируют фигуры апостолов Петра и Павла очень странных пропорций. Если смотреть только на фото - кажется, что это результат кривизны арки.
Но на самом деле ноги апостолов не вписалиь по длине и были принудительно сокращены.

Получились несколько комичные карлики, что странно, учитывая мастерство художников, которое превосходно видно в других композициях.

Не менее мозаик интересны и росписи крипты - церкви св. Варвары. Стены крипты украшены фресками, современными мозаикам кафоликона (так пишет wiki). В алтарной преграде также первоначально не было икон.

Эти фрески плохо сохранились, хотя и многократно прописывались и поновлялись.

Судя по уцелевшим фрагментам живопись была ближе к графике. Все описано жесткими контурами, как и в рисунке мозаик кафоликона.

Но мастерство художников было превосходным!

Росписи сохранились и в правом приделе кафоликона. Хотя здесь все очень сильно зареставрировано.
Так, что уже трудно понять - где основа XI века, где романика XII, или еще более поздние вставки(?)

P6100574

Но общее впечатление - полный восторг!
Странно, что этот памятник 1-го ряда был включен в Список объектов Всемрного наследия только в 1990 г.


¦ Если в самом Константинополе от первой половины XI века сохранилась лишь одна мозаика типа ех voto, то на периферии Византийской империи от этого же времени уцелело два замечательных мозаических ансамбля, которые дают представление о системе монументальной росписи в целом. Это мозаики Неа Мони на Хиосе и Хосиос Лукас в Фокиде.

83 Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г., изд. под ред. Н. Барсукова, I. С.-Петербург 1885, 209–210, II. С.-Петербург 1886, 202–210; J. Strzygowski. Nea Moni auf Chios. — BZ, V 1896 1–2, 140–157; Отчет о деятельности Русского Археологического института в Константинополе в 1897-м году. — ИРАИК, III 1898, 206–209; И. С. Деятельность Русского Археологического института в Константинополе в 1897 году. — ВВ, VI 1–2 1899, 299–301; Millet. L’art byzantin, 193; Dalton, 396; Ф. И. Шмит. Византийские росписи XI и XII веков. — ИРАИК, XVII 1914, 182–195 (не напечатано, имеются лишь авторские гранки в Ленинградском отделении Архива Академии наук СССР: ф. 127, оп. 1, № 126); Millet. Iconographie de l’Evangile, Index: Chios; Wulff, 562–565; Id. Die Mosaiken der Nea Moni von Chios. — BZ, XXV 1925 1–2, 115–144; Diehl. 518–519; Diez, Demus. Byzantine Mosaics in Greece, 110–111, fig. 113–117; A. Orlandos. Les monuments byzantins de Chios, II. Athènes 1930, pl. 17–27; Bettini. Pittura bizantina, II 2 , 18–19; Grabar. La peinture byzantine, 109–111; Ammann, 85–86; A. Grabar, M. Chatzidakis. Greece. Byzantine Mosaics. New York 1960, 10, 18–19, pl. XV–XXII; Ἀ. Προϰοπίου. Ἡ χρονολογία τῆς Νέας Μονῆς. — Νέες Μορϕές, III 1962 ἰούνης, 12–16, 62–64 ; A. Grabar. Byzance. L’art byzantin du Moyen Age. Paris 1963, 108–110; M. Chatzidakis. Des chef-d’œuvre byzantins en Grèce. Les mosaïques. — Connaissance des Arts, 1964 Mars, 55–61; A. Procopiou. Le classicisme byzantin dans les mosaïques de Nea Moni de Chio. — CorsiRav, 1964, 389–409.

Ближе к началу XI века возникли мозаики Хосиос Лукас в . Они относятся к иному художественному кругу. Уже сама декоративная система имеет здесь ряд специфических особенностей, выдающих местное происхождение памятника. Евангельские сцены занимают скромное место, преобладают отдельные фигуры и полуфигуры святых, в размещении которых немало случайного. Нарушается строгая архитектоника, которая так типична для константинопольского искусства. В куполе представлен Пантократор, окруженный четырьмя архангелами, Богородицей и Предтечей, в барабане изображены шестнадцать пророков (от этой части декорации, замененной в XIX веке фресками, почти ничего не сохранилось), в апсиде сидящая на троне Богоматерь с младенцем Христом (табл. 153) , над окнами апсиды заключенный в медальоны Деисус, на алтарном своде Сошествие Св. Духа, на триумфальной арке два архангела, в нишах наоса четыре отца церкви, в тромпах Благовещение (погибло), Рождество, Сретение и Крещение. В нарфике изображены четыре сцены: Омовение ног, Распятие, Сошествие во ад и Уверение Фомы.

84 Ch. Diehl. L’église et les mosaïques de Saint-Luc en Phocide. Paris 1889; Clausse, I , 459–469; Ch. Diehl. Mosaïques byzantines de Saint-Luc. — MonPiot, III 1896 2, 231–246; Id. Les mosaïques byzantines du monastère de Saint-Luc. — GBA, XVII 1897, 37–52; R. W. Schultz, S. H. Barnsley. The Monastery of St Luke of Stiris in Phocis. London 1901; Millet. L'art byzantin, 193–194; Dalton, 393–394; Ф. И. Шмит. Мозаики монастыря преподобного Луки. — Сборник статей в честь проф. В. П. Бузескула. Харьков 1914 (= СбХИФО, XXI 1913–1914), 318–334; Millet. Iconographie de l'Evangile, Index: Saint Luc en Phocide; Wulff, 554–558; Γ. Σωτηρίου . Νεώτεραι ἐπιγραϕαὶ ϰαὶ περὶ τῆς τεχνιϰῆς τῶν μωσαϊϰῶν ἐπὶ τηεὐϰαιρία ἐπίσϰευῶν τοῦ ϰαθολιϰοῦ τῆς βυζ. μονῆς τοῦ Ὁσίου Λουϰᾶ. Ἐπιγραϕαὶ ϰαὶ χαράγματα. — ΑρχΔελτ, VI (1920–1921) 1923, 177–189 ; Diehl, 509–512; Diez, Demus. Byzantine Mosaics in Greece, 37–45, 47–94, 107–109, fig. 1–53, pl. II–VIII, ХII–XV; Wulff. Bibliographisch-kritischer Nachtrag, 74–77; Bettini. Pittura bizantina, II 2 , 7–9; M. Chatzidakis. Byzantinische Denkmäler in Attika und Bäotien. Athen 1956, 14–17, 26–27, Taf. 11–14; A. Grabar, M. Chatzidakis. Greece. Byzantine Mosaics, 9–10, 16, pl. X–XIV; Ammann, 83–85; Ch. Delvoye. Chronique archéologique. — Byzantion, XXIX–XXX (1959–1960) 1960, 326; A. Grabar. Byzance. L’art byzantin du Moyen Age, 107–108; A. Prokopiou. Le monastère d’Hosios Loukas. L’archaisme byzantin dans les mosaïques d’Hosios Loukas. — CorsiRav, 1964, 367–388. Предложенная Ф. И. Шмитом датировка XII веком неубедительна. Мозаики вероятнее всего исполнены в начале XI века, в пользу чего говорит сходство в стиле с мозаиками Софии Киевской, представляющими несколько более поздний этап развития. В Хосиос Лукас работало несколько мастеров. Один, вместе с помощниками, украсил кафоликон и апсиду, а другой нарфик. Исполненные ими мозаики существенно отличаются друг от друга (стиль первого мастера характеризуется известной приглаженностью и педантической аккуратностью, стиль второго, при его внешней грубости, выдает большую свежесть и непосредственность). Как правильно отметил Г. Милле, иконография мозаик обнаруживает ряд точек соприкосновения с сирийскими и каппадокийскими памятниками. Я не вижу никаких оснований приписывать мозаики Хосиос Лукас константинопольской школе, как это делают А. Грабар и М. Хадзидакис. При таком расширительном толковании константинопольской школы она утрачивает всякую конкретность содержания, превращаясь в поистине магический deus ex machina.

154–159. Монастырь Хосиос Лукас, Фокида. Мозаики в северной оконечности креста [154–155] и в нарфике [156–159]. Первая четверть XI века

По стилю мозаики Хосиос Лукас занимают совершенно особое место. Это типично монашеское провинциальное искусство, полное сурового аскетизма (табл. 154–159) . Примитивная выразительность его геометрически упрощенных грузных форм еще сотнями нитей связана с той народной традицией, из которой вышли мозаики салоникской св. Софии. Коренастые, большеголовые фигуры представлены в застывших фронтальных позах, большие глаза придают лицам строгое, сосредоточенное выражение, красочная моделировка заменена плоскостной трактовкой, характеристика конкретного пространства сведена до минимума, преобладают тяжелые, угловатые линии, композиции распластываются по плоскости, имея в себе что-то неподвижное и легко распадаясь на отдельные составные звенья. Но и в Хосиос Лукас, наряду с высокими монументальными качествами декоративного ансамбля, поражает красота мозаической палитры, интенсивность красок. На густых золотых фонах эффектно выделяются синие, малиновые, темно-фиолетовые, зеленые и розовато-малиновые цвета. Мозаичисты охотно прибегают в трактовке одеяний к шанжирующим тонам: белый цвет незаметно переходит в различные оттенки серого, зеленого, синего, фиолетового и коричневого, а малиновый цвет — в розовый. Значительные плоскости мозаик заняты мрачным черным цветом, в который окрашены одеяния многих святых. Лица большинства фигур имеют бледную розовато-серую карнацию, отличающуюся вялым, порою даже мертвенным характером. Среди греческих мозаик мозаики Хосиос Лукас являются наиболее архаичными. Они лежат в стороне от линии развития константинопольского искусства, будучи тесно связаны со старыми, чисто восточными традициями. Архаический стиль характерен и для фресок крипты Хосиос Лукас, принадлежащих двум художникам (сцены Страстей, Успение Богоматери, медальоны с изображениями святых на . Их примитивная, жесткая манера письма указывает на то, что они вышли из подвизавшейся здесь провинциальной школы мозаичистов.
¦

85 G. Sotiriou. Peintures murales byzantines du ХI е siècle dans la crypte de Saint-Luc. — III е Congrès international des études byzantines. Compterendu. Athènes 1932, 389–400; M. Chatzidakis, A. Grabar. La peinture byzantine et du Haut Moyen Age. Paris 1965, pl. 33; G. Daux. Chronique des fouilles et découvertes archéologiques en Grèce en 1962. — BCH, LXXXVII 1963, 800. Остатки фресок того жe времени уцелели еще в угловых помещениях церкви в Коропи (Аттика, одно из самых ранних изображений Пантократора в куполе) и в старом кафоликоне монастыря Философа в Пелопоннесе (позже — Димитсани). Т. Гритцопулос относит фрески монастыря Философа к X веку. См.: Τ. Γριτσόπουλος . Μονῆς Φιλοσόϕου τὰ δύο ϰαθολιϰά. — Πελοποννησιαϰά, 2 1957, 186; Id. Μονὴ Φιλοσόϕου. Ἀθῆναι 1960.

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Церковь Богородицы монастыря Осиос Лукас. 946 — 955 гг. Греция

Древнейшей постройкой монастыря является церковь Святой Варвары (в настоящее время посвящена Богородице). В ходе более поздних перестроек здание церкви было включено в комплекс кафоликона (примыкает к нему своей южной стороной). Строение относится к типу крестовокупольных храмов на четырёх колоннах, имеет трёхконховую апсиду и увенчано куполом на парусах. В барабане купола имеются восемь двойных окон, украшенных мраморными вставками с рельефами из процветших крестов. Храм имеет нартекс и двухъярусную входную открытую галерею. Церковь является одним из лучших образцов столичного типа храмов на четырёх колоннах.





Уникальный барабан с мраморными рельефами.




Западная сторона церкви и северная - кафоликона. На фасаде церкви - двухъярусная галерея.






Судя по декору, аналогичному кафоликону, экзонартекс появился в XI веке.

ИНТЕРЬЕР впечатляет целостностью и суровой одухотворенностью, в отличие от более светского по характеру кафоликона.
Здесь какая-то особая "пещерная" тишина.


Купол на парусах, а не на тромпах, как в кафоликоне.


Со вспышкой и без.






Кресты на капителях в барабане заметила только на фотографии.



Южная конха и алтарная преграда перед ней.


Окна здесь гораздо меньше по размеру, и поэтому в церкви сумрачно.



Кладка внутренней поверхности стен.



Алтарная преграда трехчастная, как и в кафоликоне.




Декор левого столба.



Фреска на правом столбе.

Фрагменты алтарной преграды




Северная часть. На многих рельефах сохранилась раскраска.







Роскошные капители, все 4 разные.


Первая. На нижнем фото она выглядит почти как модерн. :-)



Вторая тоже в двух вариантах.



Третья и четвертая почти одинаковые. Можете поупражняться в поисках отличий.)


Пол "косматеско". Заметьте, что в Италии этот стиль датируется XII-XIII веком, а здесь мозаики не позднее XI-го.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Осиос-Лукас - древний византийский монастырь тамплиеров

Греция считается одним из источников христианства, по меньшей мере восточной его ветви, но при этом на территории страны сохранилось не так уж много духовных святынь. Все знают монастыри Афона, монастыри Метеоры, есть еще крупный комплекс в Мистре и несколько небольших монастырей, таких как Осиос-Лукас, основанный в X веке.


Монастырь Осиос-Лукас - это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, датой его основания считается 946 год. Начал создавать его монах Лука Стириот (Элладский), от которого монастырь впоследствии и унаследовал свое имя. Монастырь знаменит как своей архитектурой, так и старинными мозаиками и фресками.



По дороге к монастырю

Расположен Осиос-Лукас в очень живописной гористой местности на берегу Коринфского залива недалеко от знаменитых Дельф в Беотии, около 2 часов езды до Афин. Не уверен насчет туристического посещения, я приехал близко к закату и беспрепятственно зашел. По небольшой территории монастыря можно пройти, но вот сами церкви к тому времени были закрыты, но их открыли для важных гостей, и мы тоже быстро туда заглянули



План монастыря 1743 года

Монастырь был основан в честь Святой Варвары. Уже при втором настоятеле Филофее комплекс начал расти и развиваться, укрывшись за крепкими стенами. Тяжелые времена настали с приходом на эти земли крестоносцев. В течение нескольких веков монастырь несколько раз разоряли "гости" с Запада, вывозя все ценное, включая мощи преподобного Луки (вывезены в Венецию, а в наше время возвращены). Какое-то время монастырь даже принадлежал тамплиерам. К приходу сюда турок монастырь был заброшен, однако затем сюда вернулись монахи, и он был восстановлен.



Площадь перед монастырем

Башня-колокольня и вход перед ней - это исторические границы монастыря, за стенами которого и жили монахи. Раньше башен было 4, но осталась только одна. Однако именно в этой башне в 1780 году 95 греческих партизан оборонялись от 3000 турецкого войска и никто из них не погиб. Башня двухэтажная, на первом этаже был водопровод, на втором - небольшая церковь XI века, но она была разрушена и вместо нее в XIX веке появились часы.


А вот и я сижу на остатках крепостной стены


Однако и при турках монастырь переживал тяжелые времена - в XVII и XVIII веках его дважды грабили и разрушали, во второй раз из-за поддержки национально-освободительного движения в Греции. Даже в годы Второй мировой сюда прилетели 16 авиабомб, при том, что в округе совершенно ничего больше нет. Во второй половине XX века началось его восстановление. Сейчас это действующий мужской монастырь, центр паломничества и туристический объект



Внутренний двор

Справа - монашеские кельи


Слева Церковь Богородицы и кафоликов - Церковь Святого Луки


Церкви можно обойти




Перед церквами, если я правильно понимаю, находится здание трапезной монастыря. Оно сильно пострадало именно при бомбардировке и сейчас тут небольшой музей византийского искусства



Трапезная, а перед ней место для загонов скота



Здание трапезной слева


Эти здания на фото напоминают что-то типа проходной, собственно, здесь исторически находился один из двух входов в монастырь, но то, что слева - это фотонамма или калефакторий - теплое помещение, а точнее, теплая церковь, куда монахи могли прийти погреться в холодное время года


Видно, что калефакторий уже давно не используется, и на копоти его стен множество сейчас уже старых надписей




Рядом небольшая терраса с панорамным видом на долину





Отсюда же лучше всего видно, что церквей на самом деле две, с фасада это как раз не заметно



Слева главная церковь Святого Луки, а справа церковь Богородицы

Как я и сказал, изначально была открыта только церковь Богородицы и то небольшой предел, но затем нам открыли все помещения

Церковь Богородицы (изначально Церковь Святой Варвары) - самое старое строение в монастыре (946-955), именно отсюда и пошел Осиос-Лукас



Церковь Богородицы




Чьи-то мощи(настоятеля?) в проходе между церквами

На первый взгляд в этой церкви не сохранилось никаких фресок или мозаик, однако, если приглядеться, кое-что можно найти - несколько фресок с изображением разных святых


Самой ценной и старой считается вот эта фреска - Иисус Навин разговаривает с Архангелом Михаилом


Далее мы переходим в церковь Святого Луки



Переход между церквами

Еще при жизни основатель монастыря предсказал, что император Роман II освободит Крит от сарацин, и когда император это сделал, то выделил деньги на строительство нового храма в монастыре, который должен был стать уменьшенной копией Святой Софии в Константинополе. А в основание этого храма легки остатки античного храма Деметры, находившего неподалеку


Кстати, внутренние интерьеры церкви обильно украшены мраморными вставками. Если я правильно понял монахов, то к их восстановлению приложила руку и Россия - зеленый камень - серпентинит или змеевик - из России



Церковь Святого Луки




В центре апсида с Сошествием Святого Духа



Купол



Церковь трехнефная и помимо центрального нефа имеет два боковых. Интересно, что один неф украшен исключительно фресками, а второй исключительно мозаикой



Боковой неф



Боковой неф



Фрески бокового нефа

Богаче всего мозаиками украшен нартекс - помещение перед входом в основную часть церкви. Все мозаики тут - XI-XII веков



Прямо - уверование Фомы (неверующего), слева Константин и Елена, справа они же и 5 мучениц - Анастасия, Фекла, Агата,
Феврония и Евгения. На потолке сохранился только мученик Мокий



Потолок центральной части нартекса - Богородица с ангелами и Иоанном Крестителем



Мозаичное изображение Христа Пантократора над входом



По центру омовение ног учеников. Справа - распятие. Слева п ять мучениц Ирина, Екатерина, Варвара, Евфимия, Марина
и Юлиана. На потолке Целители Косьма [и Дамиан], Кир и Иоанн



Целители Косьма [и Дамиан, утрачен], Кир и Иоанн



Распятие. Слева Апостол Матвей, справа - Петр



Омовение ног учеников. Слева Лука, в центре Симеон, справа - Матвей

Кроме того, у этой церкви есть еще крипта, украшенная фресками, но она была закрыта




Те самые важные гости из-за которых настоятель открыл храм и стал проводить экскурсию


Кроме монастыря Осиос-Лукас в этой же части Греции, но на окраине Афин, есть еще один монастырь, он поменьше, но такой же старый и уникальный - Дафни. Обязательно о нем еще расскажу.

Читайте также: