Мороз проникал во все щели окон и дверей автобуса и холод сковал все тело

Обновлено: 17.05.2024

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

Наташа Орлова

Объясните, пожалуйста, почему ставится запятая, разве подлежащее "проникал" и "сковал" не соединены друг с другом?
Мороз проникал во все щели окон и дверей автобуса, и холод сковал всё тело.

Александра Будянская

Петра Заец

Задание нр.9.
На сайте РешуЕГЭ написано, что "в слове «пе­ри­ла» не­про­ве­ря­е­мая глас­ная в корне", а на другом ресурсе это слово присваивают группе с чередующимися гласными в корне: "ПЕР-/ ПИР-: перила, опереться, взаперти, запереть, отпереть, запирать, опираться, попирание, запирательство и др." Кто прав?

Александра Будянская

Петра, исторически корень был «пер», но сейчас однозначно «перил», как в слове «чернила» корень «чернил». Эти слова образованы по одной модели.

Наташа Орлова

Макс Лобан

Задание 24 № 12774
Из предложений 20–30 выпишите один фразеологизм.

– (20)Какой ещё огонь?! – возмутился я.
– (21)Пламя в моей груди, в моей душе, сокровенный огонь. (22)Он
возгорался благодаря ему. (23)Он заставлял меня идти вперёд, а теперь
Салливан всё испортил, он задул это пламя… (24)Ладно, пойду в кровать,
буду бередить свои раны.
– (25)Отойди от кровати, это глупо – на дворе день!
– (26)Позвони в морг, какой там у них ассортимент надгробий. (27)Мне
простую плиту. (28)Ты куда?
– (29)На улицу, воздухом подышать.
– (30)Вернёшься, а меня, может, уже и не будет!

В ответе указано "бередить раны", но почему "воздухом подышать" не подходит?

Александра Будянская

Макс, потому что «подышать воздухом» - это не фразеологизм. Вас нужно разобраться с тем, какие словосочетания называют фразеологизмами.

Наташа Орлова

Объясните, пожалуйста, в чем разница?
Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку, или шляпку, или шёлковое кашне.
Герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией: с миром океана или моря, гор или прибрежных скал

Александра Будянская

Слава, вы имеете в виду постановку запятых? В первом предложении союз при каждом однородном члене, а во втором соединяет пару однородных членов.

Наташа Орлова

Валерия Радкова

Нужно подобрать сочетание слов.

(1)В некоторых моделях современных автомобилей раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях автоматически блокируется. (2)<. >, что срабатывание подушек, происходящее с огромной скоростью, сродни сильному удару. (3)Если тело непристёгнутого человека в момент аварии не будет зафиксировано ремнём и сместится в сторону, подушка не только окажется плохим помощником, но и сама может стать причиной серьёзной травмы.

Ответ: дело в том|из-за того.

Вопрос: почему не может быть ответом "Ведь известно"?

Валерия Радкова

Самостоятельно подберите глагол, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

(1)Создание хорошо защищенной компьютерной системы невозможно без тщательного анализа потенциальных угроз для её безопасности. (2)Специалисты составили перечень действий, которые необходимо провести в каждом конкретном случае, чтобы представлять сценарии возможных нападений на компьютерную систему. (3)<. >, что при проведении анализа потенциальных угроз безопасности компьютерной системы эксперт ставил себя на место злоумышленника, пытающегося проникнуть в эту систему, то есть специалисту необходимо было понять, что представляет собой злоумышленник, от которого нужно защищаться.

Почему ответом не может быть "Оказывается"

Валерия Радкова

(2)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (3)(Безусловно|бесспорно), адаптация играет очень важную роль в жизнедеятельности организмов, ведь если бы организм не обладал способностью адаптироваться, то изменение условий существования могло бы привести к его гибели.

Почему в предложении 3 нельзя использовать слово "Следовательно", ведь мысль вытекает из понятия адаптации, приведённого в предшествующем предложении?

Ещё (НЕ)УСПЕВШАЯ остыть от дневного зноя земля излучала тепло, и от этого было немного душно.

(НЕ)ОТРЫВАЯСЬ, все смотрели, как два самолета набирали высоту.

Кот оказался (НЕ)ТОЛЬКО платежеспособным, но и дисциплинированным зверем.

Степан оживлялся на людях, Маруся была по-прежнему молчалива и (НЕ)ОБЩИТЕЛЬНА.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Алёнка ничего не замечала, она шла (НА)ПРЯМИК (В)ГЛУБЬ леса.

Мы отъехали с (ПОЛ)КИЛОМЕТРА и КАК(РАЗ) нашли рухнувшее на землю дерево.

Пятёрка - редкий гость в Ванином дневнике, и (ПО)ЭТОМУ от похвалы учителя (В)ДВОЙНЕ было приятно.

(В)ОТЛИЧИЕ от брата, он не увлекался огородом, предоставив это занятие жене, но (ЗА)ТО держал пчёл…

Оля смело, (ПО)ОЗОРНОМУ вбежала в воду и ТАК(ЖЕ) смело бросилась головой вперёд.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

В широком дворе с двумя флигелями и многочисле(1)ыми дровя(2)ыми сараями по-прежнему стояла – и, наверное, всегда будет стоять – стра(3)ая смесь запахов: вкусный, сладковатый запах печенья из пекарни и кислый – кваше(4)ой капусты из овощной лавки.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Отец и Елисеев сошли на берег и стали рядом с Катей и Ледневым.

2) Забарабанил Васька кулаком по раме да мать прикрикнула.

3) Узор не напоминал ни растения ни людей ни животных.

4) Мы сидим молча слушаем мягкий шёпот бора редкий переклик сорок где-то в глубине леса.

5) Мороз проникал во все щели окон и дверей автобуса и холод сковал всё тело.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Передав (1) лошадей казакам (2) и (3) приказав им идти долиной (4) мы втроем начали подниматься (5) по заросшему (6) откосу к границе леса и луга.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Решение руководства (1) может быть (2) совершенно непредвзятым, но (3) разумеется (4) к мнению рабочего коллектива следует прислушиваться.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На площади (1) куда упиралась улица (2) и (3) где (4) обрывался строй голых, иззябших саженцев (5) приятели остановились.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я знал (1) что (2) когда (3) ничего не ждёшь (4) время катится очень быстро (5) а (6) если (7) чего-нибудь ждёшь (8) то оно ползёт, как улитка.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Василий Иванович Суриков - русский живописец, мастер масштабных исторических полотен - родился в январе 1848 года в Красноярске. (2)Рисовать начал рано, а в возрасте шести лет скопировал с гравюры изображение Петра Великого, раскрасив его мундир синькой, а отвороты — брусникой. (3)В 1858 году Василий Суриков поступил в уездное училище, где познакомился со своим первым учителем рисования Николаем Гребневым. (4)По окончании училища продолжать свое обучение он не мог — после смерти отца у семьи не хватало денег. (5)Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». (6)Помог случай: его рисунки увидел енисейский губернатор Павел Замятин, он захотел поддержать юношу. (7)Замятин нашёл ему мецената — золотопромышленника Петра Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств. (8)В августе 1869 года Сурикова приняли в Академию вольнослушателем, а через год зачислили в класс к Павлу Чистякову. (9)В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию.

Америку и написал оттуда статью. Плевал на вас и плевать будет. Хотя, может
быть, в какойто степени статья-то правдивая. Статья-то правдивая. У меня
другая психология. Я не уеду. Поймите меня: стыдно. Это страшно, когда
стыдно за свою страну. На экране стоящего на столе директора института
телевизора возникают самые драматические сюжеты из фильма "Девять дней
одного года", при которых главный герой подвергается смертельной дозе
облучения.
-- Конечно, -- говорит академик, указывая на экран, -- здесь, конечно,
все героизировано, романтизировано, понятно. Но это и есть в общем, так
сказать, то, ради чего живет ученый. Но вообще говоря, ему надо дать
оборудование, его надо кормить, кормить его семью. Кому лучше стало? Мне,
академику? Я прожил коекак с семьей в этом году, потому что копаю свои пять
соток картошки, потому что картошку покупать на рынке я, директор института,
уже не могу. Это позор для нации. Если не копать картошку свою, денег для
того, чтобы покупать на рынке, у меня уже нет. В кадре снова появляется
кабинет Института ядерной физики. За круглым столом сидят мужчины разных
возрастов. Наперебой произносимые ими реплики свидетельствуют о заботах,
которыми переполнена их жизнь. -- Есть институты, которые ничего не
производят, -- математики, да, математики в том числе, которые ничего не
производят, а как организации не пропадают. -- Мы говорим не про организацию
и зарплату, а мы говорим про академическую науку. -- Вот я хочу обратить
внимание, что в этой статье Абрикосова есть слово "утечка мозгов", но оно
уже набило оскомину, банальное слово: "утечка мозгов", но, мне кажется,
самый главный капитал -- это мозги Института ядерной физики и прежде всего
научные мозги. И говорить, что у нас все в порядке, помоему, это
неправильно, потому что даже если посмотреть на эту фотографию, (указывает
на групповую фотографию на стене), то, как говорится, кроме грусти, она
ничего не вызывает. Это самое главное, что там девяносто пять процентов --
это люди, которые уехали от нас насовсем. -- На фотографии их всего двадцать
процентов. -- Ну что вы говорите, что вы говорите: шесть человек там точно
уехало, а остальные изо всех сил стараются там остаться. Поэтому самое
главное -- это утечка мозгов и в том числе из нашего института. И она, хочу
сказать, она уже значительна, потому что теоротдела у нас уже нет, у нас уже
нету, теоргруппы плазмы у нас уже нету. Теперь многих специалистов высокого
класса из экспериментаторов нет. Но для нас, в отличие от химических
институтов, где в одиночку работают, и, в отличие от математики, где в
одиночку сидят за столами, один, как говорится исчез, ну ничего. Мы же
работаем в связке. Мы же работаем, наша жизнь содержится в основном за счет
крупных комплексов и установок. На любой крупной установке нужно иметь
критическую массу. Прежде всего тех самых мозгов -- научных сотрудников, от
которых все идет, как говорится: и идеи и решения научные и потом можно
сказать задания и конструкторам и экспериментальному производству. Вот как
только их станет меньше какого-то количества на крупных комплексах, не будет
у нас крупных комплексов. Не будет у нас крупных установок, не будет у нас
Института ядерной физики. Это все равно, как актеры в театре. Банальная
ситуация: нет актеров -- нет и театра. Пусть великолепная будет
инфраструктура -- не будет театра. Вот у нас не будет научных сотрудников
квалифицированных, и все, нету ничего. Вот у меня очередной молодой
научный сотрудник собирается уходить. По двум причинам: первое -- не хватает
зарпаты на содержание семьи. и отсутствие перспективы с жильем. Мы три
года его студентом готовили целевым образом. Два года -- научным
сотрудником. Пять лет впустую и так далее. -- Все правильно. -- Так ты за
Абрикосова или против? -- Ну простите, с Абрикосовым трудно согласиться. Я
бы сказал так, что в этом есть определенная мораль. Пусть он имеет свое
мнение. Но когда вот это появляется на весь мир, в том числе и на нашем
столе, -- это безнравственно. Если ему не нравится, если ему все
отвратительно и противно, возможно, обидели. Правда, академиком стал он,
никто его не держал. Мне кажется, что он не был обижен. Писать, что у всех
одна мечта, чтоб, не дай бог, никогда не ступить в аэропорт Шереметьево, где
в общем-то плохо, конечно. простите. -- Ну если этот цех стране не нужен.
Он обижается на страну в целом. Никуда мы не денемся. -- Он считает, что
цех теоретиков стране не нужен. -- Мало ли что он там считает. -- Ну
неправильно. Мало ли какое там сиюминутное конъюнктурное правительство
считает. На экране крупным планом высвечиваются двое из сидящих за столом,
которые ведут беседу между собой: -- Не умрем. -- Умрем, если через две
недели тебе перестанут платить зарплату. -- Ты это плохо себе представляешь.
-- Я, наоборот, хорошо это себе представляю. -- Зарплату через две
недели не перестанут платить.
-- Если ты о ней сам не позаботишься.
-- Ты же не можешь сам позаботиться о своей зарплате. -- Могу. -- Каким
образом? Через что? Через сдачу чего-то в наем? -- Естественно!
-- Нет, извини меня, найдутся очень шустрые мальчики. -- Где? --
Которые по лабораториям, которые в экспериментальном производстве, которых
больше, чем тебя численно. -- Подожди. -- У них же такое право голоса, как у
тебя. Они быстро это все "прихватизируют" в отличие от тебя, пока ты в этом
всем разберешься, тебя уже не будет. -- Ты пессимист в этом плане. -- Я не
пессимист, я реально смотрю на вещи. Снова появляются Леафар и Ром: -- Из
того, что ты мне поведал, -- говорит Леафар, -- ваша жизнь в Анаукс была
подобна армейской. То есть ваша задача состоялав в том, чтоб верой и правдой
служить науке. Остальное -- уже не ваша забота. За вас думали другие -- как
обеспечить вам условия для "службы" и материальные блага, которые зависели
строго от чина. Но все же есть самое существенное отличие между образом
жизни Анаукс и образом жизни в армии. А армии даже в самые мирные и
спокойные времена всегда присутствует дух борьбы, дух постоянного
напряжения, обусловливающего необходимость быть готовым к отстаиванию тех
принципов и идеалов, для которых каждая конкретная армия существует. В
Анаукс образ жизни не предполагал наличие такой необходимости. Вот почему,
когда наступило время, требующее борьбы за сохранение.
В это время на экране меняется сюжет и в кадре появляется Михаил
Алексеевич Лаврентьев. Он, гордо улыбаясь, стоит в торжественнй позе за
кафедрой и с пафосом провозглашает:
-- Я испытываю глубокое удовлетворение оттого, что мне довелось
участвовать в организации научных центров в Сибири и на Дальнем Востоке, в
мобилизации науки на решение больших проблем развития этого богатейшего
края. В год двадцатилетия Сибирского отделения его деятельность была
рассмотрена Центральным Комитетом КПСС. В принятом постановлении говорится:
"Сибирское отделение Академии наук СССР с его институтами, филиалами,
опытнопроизводственными отделениями стало крупным научным центром". --
После завершения чтения фрагментов этого постановления Михаил Алексеевич
заключает: -- Все мы, кто участвовал и участвуют в создании и работе
Сибирского отделения, горды такой высокой оценкой. Она означает, что крупный
государственный эксперимент, начатый в 1957 году с образованием в Сибири
мощного научного центра, привел к успеху". На смену Лаврентьеву экран
являет крупным планом портрет академика Коптюга. Лицо выражает озабоченность
и усталость. Под фотографией бегущие буквы слагаются в текст: "Валентин
Афанасьевич Коптюг возглавлял Сибирское отделение семнадцать лет. И выпали
на долю третьего председателя такие испытания, которые первым двум --
Михаилу Алексеевичу Лаврентьеву и Гурию Ивановичу Марчуку -- и в кошмарном
сне не могли явиться. Науке -- голодный паек. Конвульсии бесплатного
образования. Непомерные счета за "инфраструктуру" от ошалевших в борьбе за
выживание ведомств. Утечка, утечка, утечка мозгов, созидательной энергии,
надежд на нормальное развитие страны, безоглядно наживающей новые недуги --
вместо разумного лечения старых. "
На экране меняется сюжет, и новый кадр представляет украшенную
атрибутикой государственного праздника улицу Академгородка. На площадке у
дома культуры "Академия", на котором транспарант со словами: "С праздником"
стоит группа пожилых людей, очевидно, ветеранов, одетых в весьма унылую
верхнюю одежду весеннеосеннего сезона (плащи, куртки). Их лица и лица
стоящих у подножья ступенек слушателей щемяще грустны и усталы.
Несоответствие всего этого словам исполняемой ими под гармошку песни, могло
бы послужить иллюстрацией лицемерным догмам, в которых прошла их молодость,
когда они сеяли, так и не проросшие мечты и надежды на достойную жизнь.

Посидим похорошему,
Пусть виски запорошены,
На земле жили-пожили мы не зря.

Улица с ее обитателями с экрана исчезает.
-- Так, какой же ответ ты бы дал, названию своей книги, любезный друг
мой, -- обратился Леафар к Рому, как только они вновь появились на экране.
-- Все же, как ты думаешь, создание Анаукс, сама эта идея -- утопична
или идея вполне реалистична, но в этой Державе просто не было условий для ее
реализации?
-- Я долго думал над этим, но не пришел еще к заключительному ответу. Я
могу с тобой поделиться лишь своими рассуждениями. -- Ром немного передохнул
и продолжил: -- Ну давай представим, что такую Анаукс решили бы создать в
какойнибудь другой традиционно демократической благополучной богатой
Державе.
-- Я полагаю, что там это вообще нереально, даже немыслимо, -- сказал
Леафар, -- ибо в демократической стране никто бы не согласился с такой
формой материального вознаграждения за труд, какая существует в Анаукс, не
согласился бы с тем чтоб ему кто-то определял размер жилища, условия
приобретения продуктов питания и так далее, чтобы ограничивали какую-либо
свободу.
-- Я понимаю, -- сказал Ром, -- но, согласись, что, с точки зрения
организации научных исследований, сотрудничества ученых, создание такого
комплексного центра, где ученые разных направлений науки имели такую
уникальную возможность совместно.
-- Извини, любезный друг, может, тогда, в той Державе это и имело
какойто смысл. Хотя я не совсем уверен, что это столь значимо для создания
комплексных проектов, взаимодействия и так далее, ибо в таких случаях для
ученых, очевидно, не так уж принципиально: перейдет он дорогу для встречи с
коллегой либо доберется до коллег каким-то транспортом. К тому ж я не думаю,
что все научные взаимосвязи каждой Лаборатории Анаукс замыкались только на
Лабораториях самой Анаукс. Очевидно, что они распространялись и на другие
города, как Державы, так и за ее пределами. Так что эта географическая
близость не так уж принципиальна. А если говорить о современности, то при
нынешних средствах коммуникации это уже вообще не имеет смысла. Сейчас
можно, не выходя из кабинета, ощущать себя связанным со всем миром и
получать какую угодно информацию.
-- Ты, конечно прав, но ничто не заменит людям сам факт
непосредственного общения.
-- Я согласен, мой друг, но для этого и устраиваются такие симпозиумы,
где мы с тобой сейчас пребываем.
-- Но мы, любезный коллега, -- сказал запальчиво Ром, -- говорим о
разных предметах. Когда я говорю о непосред ственном общении, то имею в виду
ту интеллектуальную ауру, интеллектуальный воздух, которым была наполнена
Анаукс. Это трудно передать словами, но, поверь, что у анауксов даже лица
были особенные, одухотворенные.
Снова возникает экран в экране. Седовласый мужчина неопределенного
возраста, подтянутый, в голубых джинсах и белой футболке, стоя у дерева,
говорит:
-- Понимаете, вот говорят, что мы -- жители Городка. Но нет, это
неверно. Не мы жили в Городке, а Городок жил в нас. Городковцы создавали
эту маленькую страну для себя. Поэтому их не страшили никакие трудности. И
если б не в Сибири, то где-то что-то подобное бы появилось на свет. Ведь это
же не случайно, что Кукин написал свою знаменитую песню "Город". Это само
по себе поразительное доказательство того, что что-то подобное Городку было
уже спроектировано в сознании тех, кто нес в себе искры романтики того
времени. Сюжет на экране меняется, и в кадре появляется пустой
конференцзал Дома ученых. За кадром звучит голос Кукина:
-- Я написал эту песню до того, как узнал, что на свете есть
Академгородок. Однажды я туда попал. Я понял, что эту песню можно как раз
посвятить Академгородку.

Снова на экране смена сюжета, и на скамейке сидят Ром и Леафар.
-- Если б ты знал, мой друг, -- говорит крайне эмоционально, даже
сентиментально Ром, -- как сильна ностальгия у меня по тому времени. Это
трудно передать, но я бы отдал многое, чтоб мои дети имели счастье
окунуться, пожить в этой атмосфере.
-- Мой любезнейший друг, если б ты задумывался, то понял, что
невозможно ту "неповторимую" атмосферу начала жизни Анаукс повторить ,
потому что ты сам сказал, что она неповторима . Правильно говорят, что не
вы жили в Анаукс, а Анаукс жила в вас. В другом поколении уже будет жить
другая республика, и она не может не отличаться от той, которая жила в вас,
потому что это поколение отличается от вашего. Анаукс была прекрасна тем
первым мигом своей жизни. Это одноразовое с очень ограниченным временным
периодом жизни создание. Такова жизнь, которую нельзя остановить в ее вечном
движении. В этом и была, очевидно, утопичность Анаукс, что ее основатели
просто не задумывались над этим. Они жили как бы сегодняшним днем.
-- Но их мечты были устремлены в будущее, -- вставил Ром.
-- Вот в этом и парадокс, -- сказал Леафар, -- абстрактно они грезили о
будущем, а конкретно . Беседа прерывается появлением Анатолия Бурштейна и
Замиры Ибрагимовой. Попивая чай, они о чем-то вспоминают.
-- Да, -- говорит Анатолий Израилевич, -- во всем, что мы делали,
конечно, было немало романтики, характерной для того времени. Будущее
представлялось только лучшим, а в Академгородке и вовсе прекрасным.
-- Очень грустно, -- говорит Замира, устремляя куда-то -- то ли в
прошлое, то ли в будущее свои жгучие пронзительные прекрасные очи.
-- Потому что не мне бы сидеть перед этим объективом. Были люди
подостойнее, поярче, поинтереснее меня. Они могли рассказывать, чего хотели,
что делали и оценивать получившееся.

Глава 2. Остров сокровищ

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. 1) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

4) Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.

5) Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.

2. 1) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.

2) С поэтами-декабристами композитора А. А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

3) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

4) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

3. 1) Николай Иванович и Королев долго смеялись и хвалили нас.

2) Медведь то шел старыми кабаньими тропами то забирался на поваленные деревья.

3) Проплывавшие любовались красными гроздьями лимонника и барбариса калины и смородины.

4) Изредка срывался ветер и тогда листья летели шумным дождем щекотали лицо.

5) Иногда капитан садился в ветхую судовую шлюпку и отправлялся на охоту или на рыбалку.

4. 1) Дорога отвернула от озера и опять сильно запахло вянущей скошенной травой.

2) Оля сидела в старинном кресле с резной спинкой и выгнутыми подлокотниками и смотрела телевизор.

3) В ящике у Илюши оказалась и стамеска и линейка и алмаз.

4) Бирилев надеялся не столько на современную технику сколько на несокрушимый дух русского моряка.

5) Изредка срывался ветер и тогда листья летели шумным дождем щекотали лицо.

5. 1) Отец и Елисеев сошли на берег и стали рядом с Катей и Ледневым.

2) Забарабанил Васька кулаком по раме да мать прикрикнула.

3) Узор не напоминал ни растения ни людей ни животных.

4) Мы сидим молча слушаем мягкий шёпот бора редкий переклик сорок где-то в глубине леса.

5) Мороз проникал во все щели окон и дверей автобуса и холод сковал всё тело.

Выпишите цифры, которые соответствуют знакам препинания

1)Мой родитель был кучер Северьян (1) и (1)хотя приходился он не из самых первых кучеров(3) потому что у нас их было большое множество (4) но (5) однако (6) он шестериком правил(7) и в царский проезд один раз в седьмом номере был (8) и старинною синею ассигнациею жалован.

2)Вот тут и началось такое наваждение (1)что (2)хотя этому делу уже много-много лет прошло, но я и по сне время не могу себе понять (3) что тут произошло за действие (4) и (5)какою силою оно надо мною творилось, но только таких искушений и происшествий(6) какие я тогда перенес, мне кажется, даже ни в одном житии в Четминеях нет.

3)Так вот он, этакий человек, всегда таковым людям(1) что жизни борения не переносят, может быть полезен (2)ибо он уже от дерзости своего призвания не отступит (3) и (4) все будет за них создателю докучать (5) и тот должен будет их простить.

5)Повествуют так (1)что пишет (2)будто бы раз один благочинный высокопреосвященному владыке, что будто бы, говорит, так и так, этот попик ужасная пьяница, - пьет вино и в приходе не годится.

6)А я бы очень к нему тогда хотел, потому что он мне(1) пока мы с ним на роме на этом состязались (2) очень понравился (3) но (4) верно (5) своего пути не обежишь (6) и надо было другому призванию следовать.

7)И овса или воды из корыта ни за что попервоначалу ни пить, ни есть не станет (1) и так все сохнет (2) пока изведется совсем и околеет.

8)Ну (1)зато(2)которые оборкаются и останутся жить(3) так из этих такая отборность выходит(4) что никогда с ними никакой заводской лошади не сравниться по ездовой добродетели.


9)Смирно пойдет(1) потому лошадь умна, она чувствует(2) какой человек с ней обращается (3)и (4)каких он насчет ее мыслей.

10)Стал я их, этих голубяток, разглядывать (1) и(2) чтобы их не помять (3) взял одного за носик (4)и (5)смотрел (6)какой он нежный, а голубь его у меня все отбивает.

Читайте также: