Монтаж фонарей связей оконных переплетов осуществляют

Обновлено: 26.04.2024

1. Выпуск содержит нормы и расценки на работы по монтажу металлических конструкций промышленных зданий и сооружений различного назначения.

Рабочие обязаны знать и выполнять все требования, предусмотренные выпуском норм, регламентированные вышеуказанным СНиП.

Рабочие обязаны знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении работ согласно требованиям СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

Нормами предусмотрен монтаж конструкций башенными, козловыми и гусеничными кранами различной грузоподъемности, а также монтажными кранами на рельсовом ходу, кроме особо оговоренных случаев. При монтаже конструкций автомобильными и пневмоколесными кранами Н.вр. и Расц. следует умножать на 1,1 (ВЧ-1).

3. При изменении условий производства монтажных работ, предусмотренных в выпуске, следует применять коэффициенты, приведенные в таблице.

Условия производства монтажных работ, предусмотренные нормами

Коэффициенты к Н.вр. и Расц. на фактические условия производства работ при помощи

При помощи крана

При помощи электролебедок (с установкой, снятием и перестановкой их в процессе монтажа)

При помощи ручных лебедок (с установкой и снятием их в процессе монтажа) или вручную (мелких деталей)

Примеры. В § Е5-1-13 принято выполнение работ при помощи электролебедок. Фактически работа производилась при помощи крана. В этом случае, согласно п. 2а таблицы к Н.вр. и Расц. данного параграфа, следует применять коэффициент, равный 0,7.

Та же работа, но фактически производилась при помощи ручной лебедки. В этом случае, согласно п. 2в таблицы к Н.вр. и Расц. следует применять коэффициент, равный 1,2.

4. Нормами и расценками выпуска учтены и отдельно не оплачиваются: внешний осмотр конструкций; строповка и расстроповка конструкций с укладкой прокладок и подкладок (в необходимых случаях); кантовка конструкций; укрепление временных расчалок и оттяжек и снятие их; очистка стыков и стыковых накладок от ржавчины при помощи скребков и стальных щеток, очистка элементов от грязи; смена и уборка захватных приспособлений; подача сигналов крановщику при монтаже конструкций; сдача конструкций под сварку.

5. Нормами и расценками выпуска не предусмотрена постановка болтов и нормируется особо по § Е5-1-19.

6. Временное закрепление конструкций предусмотрено прихваткой, со следующим составом работы: 1. Очистка мест прихватки. 2. Включение и выключение электросварочных машин и установка режима для прихватки. 3. Прихватка. 4. Зачистка шва от шлака.

7. Нормами учтена подача конструкций в зоне действия крана и подноска материалов, инструментов и приспособлений в пределах места работы на расстояние до 100 м.

8. Нормами, за исключением § Е5-1-1, Е5-1-3 и Е5-1-7, предусмотрена работа на высоте до 25 м. При работе на высоте св. 25 м Н.вр. и Расц. следует умножать на 1,1 (ВЧ-11).

9. Нормами предусмотрено управление кранами машинистами 6 разряда. При выполнении работ более мощными и особо сложными кранами, для машинистов которых установлены повышенные тарифные ставки, а также при использовании менее мощных кранов, тарификация которых отнесена к более низким разрядам, если их использование предусмотрено ППР, расценки машинистов следует пересчитывать по соответствующим тарифным ставкам. Машинисты кранов (крановщики) для краткости именуются - машинисты кранов.

10. Работа по управлению электролебедками нормами учтена и дополнительно не оплачивается.

11. Прихватка, предусмотренная нормами соответствующих параграфов, выполняется электросварщиком ручной сварки или монтажником конструкций, имеющим вторую профессию электросварщика ручной сварки, в дальнейшем именуемыми для краткости электросварщиками.

13. Нормы и расценки выпуска, приведенные на два измерителя: на 1 конструируемый или отправочный заводской элемент и на 1 т, в отдельности не применяются и служат лишь для расчета полной нормы и расценки. При пользовании этими нормами необходимо руководствоваться следующим примером.

Требуется выписать наряд звену рабочих на укрепительную сборку колонн сплошного сечения, состоящих из двух отправочных заводских элементов.

Колонны К-1, массой 10,2 т 10 шт.

20 отправочных заводских элементов общей массой 102 т

Колонны К-2, массой 15,4 т 20 шт.

40 отправочных заводских элементов общей массой 308 т

Колонны К-3, массой 25,3 т 5 шт.

10 отправочных заводских элементов общей массой 126,5 т

70 отправочных заводских элементов общей массой 536,5 т - 35 шт.

На основе данных о количестве и суммарной массе укрупненных колонн в соответствии с нормами § Е5-1-3 (табл. Н.вр. и Расц., п.п. 1, 2а) наряд бригаде должен быть составлен по форме, указанной в таблице.


Новый сервис - Строительные калькуляторы online

Назначение и типы световых фонарей

В покрытиях зданий предусмат­ривают специальные проемы с остекленными надстройками, называемыми световыми фонарями.

Фонари подразделяют на :

Прямоугольные фонари, имеющие верти­кальное остекление, отличаются незначительной инсоляцией и загрязняемостью; они более водонепроницаемы и удобны в очистке, нежели фонари с наклонным остеклением.

Такие фонари просты в устройстве и надежны в эксплуатации.

Недостаток прямоугольных фонарей - относительно малая светоактивность.

Так, для удовлетворения заданной освещенности площадь остекления в прямоугольных фонарях должна быть примерно в 1,6 раза больше, чем в фонарях с наклонным остеклением.

В трапециевидных фонарях остекление расположено к горизонту под углом 70-80°, поэтому они обладают хорошей светоактивностыо.

Однако значительная инсоляция, повышен­ная загрязняемость, возможность протекания при открытых переплетах и усложненное конструктивное решение ограничивают применение тра­пециевидных фонарей.

Треугольные фонари имеют профили тре­угольников с наклоном остекленных поверхностей к горизонту в 45°.

Их применяют лишь для целей освещения, т. е. устраивают с глухим остек­лением.

Несмотря на хорошие светотехнические качества, эти фона­ри устанавливают редко, что объясняется их значительной инсолирующей способностью, сложностью конструкции и трудностью очистки.

Фонари М-образные устраивают с верти­кальным и наклонным остеклением и для них характерны преимущества и недостатки фонарей, рассмотренных выше.

Их применяют преимуще­ственно в зданиях с производствами, требующими интенсивного возду­хообмена.

Шедовые фонари как и М-образные, устраи­вают с вертикальным или наклонным остеклением, как правило, ориен­тированным на северную часть небосвода.

Такие фонари изолируют помещения от прямых солнечных лучей, создают равномерное и рас­сеянное освещение, однако для устройства их требуются сложные и трудно поддающиеся типизации конструкции.

Рассмотренные традиционные типы фонарей существенные недостатки.

В частности, они недостаточно светоактивны, многодельны, отличаются большой ме­таллоемкостью, имеют негерметичную конструкцию и не­экономичны в эксплуатации.

Кроме того, такие фонари задерживают много снега на крышах зданий.

Более совершенная конструкция зенитных фонарей имеющих светопрозрачные поверхности в плоскости по­крытия.

Светопрозрачные ограждения выполняют из стеклоблоков, стек­лопластика и органического стекла.

Зенитные фонари обладают высокой светоактивностью, по сравнению с прямоугольными фонарями требуют в 2 раза меньшую площадь световых проемов, обеспечивают равномерное освещение рабочих мест, имеют небольшой вес и хорошие эксплуатаци­онные качества.

Недостаток зенитной конструкции фонарей - повышенная загрязняемост пылью.

В фонарях со сводчатыми и купольными прозрачными элементами, обладающими хорошими аэродинамическими свойствами, эти недостатки проявляются незначительно.

Конструкции световых фонарей

Световые (светоаэрационные) фо­нари монтируют из несущих и ограждающих конструкций.

Несущие конструкции фонарей (за исключением зенитных) имеют вид рам; при железобетонных фермах и балках покрытия применяют стальные и иногда железобетонные рамы, при стальных фермах покрытия - стальные рамы, а при деревянных фермах и балках - деревянные рамы.


Основные типы световых (светоаэрационных) фонарей:

а – прямоугольный; б, в – трапециевидные; г – треугольный; д – М-образный; е – шедовый; ж – и – зенитные.

Конструкции прямоугольных фонарей

К несущим стальным конструкциям прямоугольных фо­нарей относятся фонарные панели, фонарные фермы, панели торцов фо­нарей и связи.

Унифицированные прямоугольные фонари приняты шириной 6 м для пролетов 12 и 18 м и шириной 12 м для пролетов 24, 30 и 36 м.

Но­минальную высоту остекления принимают для фонарей шириной 6 м - 1500, 1750 и 2х1250 мм, а для фонарей шириной 12 м - 1750, 2х1250 и 2х1500 мм.

Длина фонарей, как правило, не превышает 84 м.

Расстояние меж­ду торцами фонарей и от торцов до стен здания принимают равным шагу стропильных конструкций.

Фонарные панели состоят из стоек, горизонтальных элементов и листовой обшивки, предусматриваемой в пределах высоты борта фонаря.

Панели располагают в плоскостях остекления фонаря и опирают на стропильные конструкции; верхними горизонтальными опо­рами служат фонарные фермы и панели торцов фонарей.

Вне зависи­мости от шага стропильных конструкций (6 или 12 м) номинальная длина панелей принята равной 12 м.

Фонарные фермы и панели торцов фонарей ус­танавливают над стропильными конструкциями.

Они имеют ширину 6 и 12 м и состоят из системы стоек, горизонтальных элементов и рас­косов.

В зависимости от высоты остекления высоту фонарных элементов принимают: при железобетонных плитах покрытия - 2720, 3430 и 3930 мм, при стальном профилированном настиле - 2635, 3345 и 3845 мм. (соответственно для высоты остекления 1750, 2х1250 или 2x1500 мм).

Несущие конструкции фонарей изготовляют из холодногнутых или горячекатаных швеллеров и уголков.

Крепят их к фермам и балкам покрытия болтами и сваркой.

Ограждение прямоугольных фонарей состоит из по­крытия, бортовых элементов, остекленных поверхностей и торцовых стенок.

Покрытие фонаря имеет конструкцию, аналогичную покрытию це­ха.

Карниз при покрытии из профилированного настила делают из стального швеллера или деревянных брусков, а при покры­тии из железобетонных плит - из асбестоцементных панелей.

Покрытие принимают с наружным водоотводом и уклоном 1,5% вне зависимости от уклона стропильных конструкций.

Борты фонарей утепляют фибролитом или другим эффективным ма­териалом.

Снаружи утеплитель защищают асбестоцементными или стальными волнистыми листами или же водоизоляционным ковром и стальным фартуком.

Торцовые стенки фонарей вы­полняют из профилированных настилов, стальных и асбестоцементных волнистых листов с утеплителем.

Торцовые стенки целесообразно ос­теклять.

Остекление прямоугольных фонарей монтируют в стальные пере­плеты, которые имеют длину 5944 мм, ширину 1195, 1445 и 1693 мм.

Переплеты навешивают на фонарные панели с по­мощью шарниров, допускающих открывание на угол до 70°.

Открывают переплеты с помощью специальных механизмов.

Заполняют переплеты обычным или армированным стеклом тол­щиной 4-8 мм и шириной 575 мм.

В зданиях с мостовыми кранами тяжелого режима работы для остекления применяют армированное стек­ло, а при заполнении обычным стеклом под ним предусматривают го­ризонтальные металлические сетки (для удержания стекол от падения вниз).

Стекла ставят на замазке или резиновых прокладках и крепят кляммерами.


Схемы стальных конструкций прямоугольного фонаря:

а – панель фонаря; б – фермы фонаря; в – панель торцов; г –переплет; 1 – ось узла стропильной фермы; 2 – панель; 3 – монорельс; 4 – резиновый профиль; 5 – таврик № 4,5; 6 - клямера


Конструктивные детали прямоугольных фонарей:

а – при покрытии из стального профилированного настила; б – то же, из желегобетоных плит; 1 – кровельная оцинкованная сталь; 2 – швеллеры; 3 – профилированный настил; 4 – фонарная ферма; 5 – панель; 6 – переплет; 7 – деревянные бруски; 8 – асбестоцементные или стальные волнистые листы; 9 – противопожарная заглушка; 10 – железобетонная плита; 11 – асбестоцементная карнизная панель; 12 – анкер.

Пространственную устойчивость фонарей обеспечивают горизон­тальные связи по верху фонарей, воспринимающие продольные усилия от ветровой нагрузки, и вертикальные связи между фонарными фермами, передающие усилия с горизонтальных связей на диск покрытия по стропильным фермам.

Конструкции трапециевидных и треугольных фонарей мало отлича­ются от прямоугольных, но имеют более сложные сопряжения отдель­ных элементов.

Шедовые фонари, как правило, входят в основную кон­струкцию покрытия, образуя его зубчатый профиль.

Несущими кон­струкциями шедовых фонарей являются стропильные фермы, разме­щаемые в плоскостях вертикального или наклонного остекления.

Для ограждения глухих участков применяют железобетонные плиты или скорлупы, опирающиеся одним концом на верхний, а другим - на ниж­ний пояс ферм.

Конструкции зенитных фонарей

Они весьма разнообразны, их выполня­ют со светопропускающими элементами из органического стекла, стек­лопластика, стеклопакетов, профильного стекла и стеклоблоков.

Зенитные фонари с применением оргстекла толщиной 3-4 мм под­разделяют на точечные с размерами светового проема 1200x1400 мм и панельные со световыми проемами 1400x6000 мм.

Фонарь состоит из металлического стакана, опорной деревянной рамы и светопропускающих элементов.

Стаканы выполняют из листовой стали толщиной 2-3 мм и крепят к железобетонным плитам покрытия дюбе­лями.

Боковые грани стаканов для повышения светоактивности фона­рей устанавливают наклонно и окрашивают в белый цвет.

Опорные ра­мы, являющиеся основанием для светопропускающих элементов, изго­товляют из антисептированной древесины.

Для лучшего самоочищения от пыли и снега и большей прочности остекленным поверхностям придают купольную форму.

В панельных фо­нарях светопрозрачный колпак монтируют из рядовых и торцовых секций, соединенных между собой с помощью накладок из оргстекла.

В зависи­мости от теплотехнических условий купола могут быть одно-, двух- и трехслойными.

Крепят купола к опорной раме шурупами с колпачками через уп­лотняющие прокладки.

Места примыкания кровельного ковра к фона­рям защищают оцинкованной сталью.

Если необходимо использовать зенитные фонари для аэрации, купола устраивают открывающимися.

В отапливаемых зданиях с покрытием из стального профилирован­ного настила зенитные фонари можно устраивать из стеклопакетов.

Размеры двухскатных фонарей в плане 3х3 м, а односкатных- 1х1,5 м.

Основными элементами фонаря являются стеклопакеты, сталь­ной стакан, нащельники и фартук.

Светопропускающее заполнение фонарей укладывают наклонно под углом 12° к плоскости покрытия.

Стаканы изготовляют из холоднотянутых и прокатных профилей, а фартуки - из оцинкованной стали толщиной 0,7 мм.

Стаканы крепят к прогонам и настилу самонарезающи­ми болтами.


Зенитные фонари из органического стекла:

а – точечного типа; б – панельный; 1 – плита покрытия; 2 – герметик; стальной стакан; 4 – двухслойный купол из оргстекла; 5 – колпачок; 6 – опорная деревянная рама; 7 – оцинкованная кровельная сталь; 8 – накладка из оргстекла.


Детали зенитных фонарей:

а – фонарь из стеклопакетов; б – то же, из стеклоблоков; в – стеклопластиковые панели; г – из отдельных листов стеклопластика; 1 – прогон; 2 – профилированный настил; 3 – фартук; 4 – утеп- литель; 5 – стакан фонаря; 6 – стеклопакет; 7 – резиновый уплотнитель; 8 – фольга; 9 – при- жимной элемент; 10 – защитная сетка; 11 – мастика; 12 – нащельщик; 13 – переплет; 14 – стек- лоблок; 15 – уголок; 16 – опорный столик; 17 – стеклопластик; 18 – рама из швеллеров и уголков с ребрами; 19 – ребра через 0,5 м; 20 – деревянная площадка; 21 – крюк из полосы; 22 – шуруп.


Новый сервис - Строительные калькуляторы online

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

МОНТАЖ ФОНАРЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ЗДАНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по монтажу металлических фонарей промышленных зданий.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по монтажу металлических фонарей промышленных зданий, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по монтажу металлических фонарей промышленных зданий.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по монтажу металлических фонарей промышленных зданий, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

- масса конструкций фонаря

- m=10,0 т.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по монтажу металлических фонарей промышленных зданий.

2.2. Работы по монтажу металлических фонарей промышленных зданий, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при монтаже металлических фонарей промышленных зданий, входят следующие технологические операции:

- подготовка мест опирания фонаря;

- сборка фонаря в единый укрупнённый блок;

- обустраивание фонаря распорками, оттяжками, монтажными лестницами и люльками;

- установка готового фонаря на опорные поверхности;

- выверка и закрепление фонаря в проектном положении.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг); седельный тягач КамАЗ-54115-15 с бортовым полуприцепом СЗАП-93271 (грузоподъемность Q=25,0 т); сварочный генератор (Honda) EVROPOWER ЕР-200Х2 (однопостовый, бензиновый, Р=200 А, Н=230 В, вес m=90 кг); автогидроподъемник АПТ-22 на базе автомобиля Урал-4320 (вылет стрелы =9,0 м, грузоподъемность Q=300 кг, высота подъема Н=22,0 м); автомобильный стреловой кран КС-45717 (грузоподъемность Q=25,0 т); монтажный гусеничный кран МКГ-25.01 (грузоподъемность Q=25,0 т).


Рис.1. Грузовые характеристики монтажного гусеничного крана МКГ-25.01


Рис.2. Седельный тягач КамАЗ-54115-15 + полуприцеп СЗАП-93271


Рис.3. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-45717


Рис.4. Грузовые характеристики автогидроподъемника АПТ-22


Рис.5. Электростанция Honda ET12000


Рис.6. Генератор EVROPOWER ЕР-200Х2

2.5. Для монтажа фонаря применяются следующие материалы; болты монтажные высокопрочные М24 по ГОСТ 52643-2006 класса прочности 5.8 из стали 40Х; гайки М36 по ГОСТ 52645-2007 из стали марки 35 класса прочности 4; шайбы плоские по ГОСТ 52646-2007 из стали марки ВСт5пс2; электроды 4,0 мм Э-42 по ГОСТ 9466-75; эмаль ПФ-133 по ГОСТ 926-82*; грунтовка ГФ-021 по ГОСТ 25129-82.


Рис.7. Схема стальных конструкций прямоугольного фонаря

а - панель фонаря; б - фермы фонаря; в - панель торцов; г - переплет

1 - ось узла стропильной фермы; 2 - панель; 3 - монорельс; 4 - резиновый профиль; 5 - тавр N 4, 5; 6 - клямера

2.6. Работы по монтажу металлических фонарей промышленных зданий следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Остекленные поверхности стен промзданий делают значитель-но большей площади, чем в гражданских зданиях. Это вызвано необходимостью обеспечения необходимых для рабочего процесса уровней естественной освещенности и активизации естественной вентиляции (аэрации) помещений.

Размеры оконных проемов номинально (модульно) принимаются кратными по высоте 0,6м и по ширине 0,5м. Обычно полная ширина проемов принимается равной 1,5; 3,0; 4,5и 6,0м. Высота оконного проема диктуется как конструкцией его заполнения, так и типом и размерами конструктивных элементов каркаса здания.

Створки оконных переплетов бывают с вертикальной или горизонтальной осью навески. В последнем случае различают верхне-, нижне- и средне- подвесные переплеты.

Остекление оконных проемов устраивается одинарным, двойным или смешанным, т.е. двойным в нижней части оконных проемов и одинарным – в верхней части.

Переплеты в окнах производственных зданий бывают деревянными, стальными или железобетонными, открывающимися или глухими.

Кроме листового стекла для заполнения окон или устройства более крупных светопрозрачных и светопропускающих ограждений (перегородки, витражи или даже стены) используются стеклоблоки, стеклопрофилит (стекер) или стекопластик.

Рекомендуемые материалы

Фонари в промзданиях подразделяются на световые, светоаэрационные и аэрационные. Обычно фонари состоят из несущей конструкции (в виде каркаса из металлических или железобетонных рам) и из ограждающих конструкций.

По профилю фонари подразделяются на фонари – надстройки (двухсторонние фонари) фонари – шеды (односторонние фонари) и зенитные фонари (купольные или плафонные фонари).

В большинстве случаев в производственных зданиях используются светоаэрационные фонари – надстройки. Ширина фонари Вф =6м для пролетов 12 и 18м и Вф=12м для пролетов 24 и 30м. Высота фонаря Нф назначается по расчету, с учетом необходимой площади остекления. Длина фонарей – надстроек Lф не превышает 84м. От торцов здания, деформационных и температурных швов фонари отодвигают на 6 или 12м.

Фонари – надстройки, независимо от назначения, имеют приблизительно одинаковую конструктивную схему. Каркас фонарей состоит из поперечных рам и ряда продольных элементов (прогонов, связей бортовые элементы и элементы покрытия фонарей).

Рамы фонаря устанавливаются на несущие конструкции покрытия. Эти рамы состоят из стоек, верхнего пояса и раскосов. Как правило, все элементы рамы фонарей выполняются из прокатного металла и соединяются между собой на сварке и на болтах. На горизонтальные обвязочные элементы навешиваются металлические рамы вертикального остекления.

К световым фонарем и светопрозрачным конструкциям покрытия предъявляются следующие основные требования: они должны иметь простое конструктивное решение, высокую светопропускающую способность и низкую инсоляционную способность.

Световая активность фонарей верхнего света зависит от размеров фонарей, их конструкции, применяемого светопрозрачного материала и угла его наклона к горизонтали.

Защита рабочей зоны производственного здания от чрезмерной инсоляции осуществляется применением светопрозрачных материалов, не пропускающих прямой солнечный свет, а также устройством светорассеивающего заполнения фонарей и солнечнозащитных элементов.

Наиболее широкое применение нашли т.н. «зенитные » фонари. Они имеют высокую световую активность и большую свободу размещения на покрытии промзданий. Распространена конструкция зенитных фонарей куполообразной формы, прямоугольные или квадратные в плане (т.н. «панельные » и «точечные » ). Светопропускающие купола состоят из двух слоев оргстекла. Опорная конструкция выполняется из деревянной рамы и металлического или железобетонного стакана, располагающегося по краям проема в покрытии. Конструкции зенитных фонарей имеют в плане размеры 1200х400мм и 1400х6000мм (в свету).

Зенитные фонари могут устраиваться также с плоским или незначительно наклонным светопрозрачным заполнением, которое выполняется из армированного стекла или стеклопакетов, из стеклоблоков, стеклопрофилита (стекора) и из стеклопластика.

Аэрационная активность фонарей достигается устройством системы «незадуваемости » фонарей, т.е. закрыванием проемов фонарей с наветренной стороны и открыванием их с подветренной. Устраиваются специальные глухие «ветроотбойные » или «ветрозащитные » щиты мобильного типа.

При этом светопропускание таких фонарей значительно снижается и их целесообразно рассматривать как «аэрационные » фонари.

Аэрационные фонари не имеют заполнения проемов светопрозрачными материалами и устраиваются над производственными зданиями со значительными тепловыделениями или с выделением вредных веществ и пыли в результате технологического процесса, т.е. там, где необходима активизация аэрации.

Наибольшее распространение получили аэрационные фонари следующих конструктивных типов: фонарь конструкции КТИС, фонарь конструкции ПСК, фонарь конструкции Батурина и фонарь конструкции Гипромеза.

Рисунок 1. Окна производственных зданий со стальными переплетами из прокатных и гнутых профилей.

Описание: Untitled-28.jpg

а – схемы и разрезы переплетов; б – вертикальные разрезы заполнения проемов при однослойном остеклении и двухслойном остеклении; в – вертикальный разрез при двухслойном остеклении; 2 – оконные панели из гнутых профилей; д,е – горизонтальный и вертикальный разрезы проемов с панельным заполнением.

1 – слив; 2,3 – угловые профили; 4 – стальной лист; 5 – стойка-импост; 6 – колонна; 7 – крепежный уголок панели к колонне; 8 – раствор; 9 – стекло; 10 – резиновый профиль; 11 – кляммеры; 12 – створка переплета.

Рисунок 2. Оконные блоки и панели с деревянными переплетами.

Описание: Untitled-29.jpg

а – схемы переплетов с наружным открыванием створок; б – схемы переплетов с внутренним открыванием створок; в – сечение оконного блока с одинарным переплетом; г – сечения оконного блока с двойными переплетами; д – глухая и створная оконные панели.

Рисунок 3. Световые и светоаэрационные фонари.

Описание: Untitled-29.jpg

а – прямоугольный светоаэрационный; б,в – трапециевидные светоаэрационные; г – треугольный светоаэрационный; д – М-образный светоаэрационный; е – шедовый светоаэрационный; ж,з,и – зенитные световые.

Рисунок 4. Конструктивная схема светоаэрационного фонаря.

Описание: Untitled-30.jpg

1– поперечная рама фонаря; 2 – бортовая плита; 3 – плиты покрытия; 4 – створки переплетов остекления; 5 – прогоны для крепления створок.

Рисунок 5. Конструктивные детали светоаэрационных фонарей.

Описание: Untitled-30.jpg

а – для покрытий из стального профнастила; б – для покрытий из железобетонных плит.

1 – оцинкованная сталь; 2 – швеллер; 3 – профилированный настил; 4 – фонарный ригель; 5 – фонарная стойка; 6 – переплет; 7 – деревянные бруски; 8 – асбоцементные или стальные волнистые листы; 9 – противопожарная заглушка; 10 – железобетонная плита; 11 – асбоцементная карнизная панель; 12 – крепежный анкер.



Рисунок 6. Конструкция зенитных световых фонарей.

а – точечного типа; б – панельного типа.

1 – железобетонная плита покрытия;

3 – стальной опорный стакан;

4 – двухслойный купол из стеклопластика;

5 – защитный колпачок;

6 – опорная деревянная рама;

7 – оцинкованная кровельная сталь;

8 – фиксирующая накладка из оргстекла.

Рисунок 7. Основные типы аэрационных фонарей.

Ещё посмотрите лекцию "40 Революционеры-демократы" по этой теме.


а – светоаэрационный фонарь со стационарными ветрозащитными (ветроотбойными) панелями;

Монтаж сборных ж/б колонн, балок и ферм, плит покрытия и наружного стенового ограждения одноэтажных промышленных зданий, в основном. осуществляют поэтажно, т.е. отдельными конструктивными элементами. Монтаж фонарей, подкрановых балок, связей, оконных переплетов чаще всего ведут укрупненными блоками (блочный монтаж). Кроме того, эти конструктивные элементы могут быть собраны в плоские и пространственные блоки, обладающие надежной монтажной устойчивостью. Монтаж конструкций блоками является в современном строительстве одним из наиболее прогрессивных методов в технологии монтажных работ. Монтаж из комплексных укрупненных блоков в одноэтажном промышленном строительстве применяется только для покрытий с металлическими несущими конструкциями и эффективным облегченным покрытием.

Каркас одноэтажного промышленного здания состо­ит из фундаментов, фундаментных балок, колонн, несущих элементов докрытая, подкрановых балок и связей (рис.70).


Рис. 70. Основные элементы одноэтажного промышленного здания: 1 - столбчатые фундаменты; 2 - фундаментные балки; 3 - колонны; 4- подкрановые балки; 5- фермы; 6 -плитыпокрытия; 7 - фонарь; 8 - окна; 9 - стены; 10 - связи.

Каркасы выполняют в основном из сборных железо­бетонных элементов. Монолитный железобетон приме­няют при наличии соответствующего технологического обоснования. В зданиях с большими пролетами и высо­той при грузоподъемности мостовых кранов 50 т и бо­лее, а также в особых условиях строительства и эксплу­атации допускаются стальные каркасы. В ряде случаев применяются смешанные каркасы.

При выборе материалов необходимо учитывать раз­меры пролетов и шага колонн, высоту здания, величину и характер действующих на каркас нагрузок, наличие агрессивных факторов, требования огнестойкости, дол­говечности и технико-экономические обоснования.

Каркас промышленного здания подвергается сложному комплексу силовых и несиловых воздействий. Сило­вые воздействия возникают от постоянных и временных нагрузок (собственная масса конструкций, снег, ветер, люди, эксплуатационное оборудование, грузоподъем­ные устройства и т. д.). В связи с этим элементы карка­са должны отвечать требованиям прочности и устойчи­вости.

Несиловые воздействия образуются от влияния внешней и внутренней среды в виде положительных и от­рицательных температур, пара, содержащихся в возду­хе химических веществ, действия минеральных масел, кислот и т. д. Все эти компоненты разрушают структуру строительных материалов, а следовательно, и конструк­ций. Поэтому элементы каркаса должны обладать тер­мостойкостью, влагостойкостью и биостойкостью.

При строительстве промышленного здания наиболь­ший расход материалов приходится на несущие элемен­ты здания, составляющие его каркас. Поэтому снижение расхода этих материалов обеспечивает эффективность строительства. Оно может быть достигнуто более полным использованием физико-механических свойств материа­лов, в основном, бетона и железобетона, так как именно эти материалы являются основными при изготовлении конструкций каркаса. Экономия может быть достигнута и совершенствованием конструктивной формы элемен­тов. Так, например, замена железобетонных колонн пря­моугольного сечения на двухветвевые уменьшает расход железобетона на 22.-.26 %, применение пространственных покрытий вместо плоских сокращает расход бетона на 26 % и стали до 34 %. Большую экономию дает исполь­зование материалов высокой прочности. Так, повышение классов бетона с ВЗО до В50. В60 позволяет сократить его расход в балках и фермах на 8. 10 %, а применение высокопрочной арматуры обеспечивает экономию стали до 36%.

Типовым решением при конструировании сборного железобетонного каркаса одноэтажного промышленного здания является применение поперечных рам из сбор­ных железобетонных колонн и несущих элементов по­крытия (балок или ферм) и продольных элементов в ви­де фундаментных, подкрановых и обвязочных балок, плит покрытия и связей. Соединение несущих элементов покрытия с колоннами в этом случае принято шарнир­ным. Это позволяет осуществить независимую типизацию балок, ферм и колонн, так как при шарнирном сое­динении нагрузка, приложенная, к одному из элементов, не вызывает изгибающего момента в другом. Достига­ется высокая степень универсальности элементов карка­са, возможность их использования для различных ре­шений и типов несущих элементов покрытия. Кроме того, шарнирное соединение колонн, балок и ферм кон­структивно значительно проще жесткого, тем самым об­легчается изготовление и монтаж конструкций.




Все элементы сборных железобетонных каркасов унифицированы и при проектировании их подбор произ­водят по специальным каталогам.

В каркасах большой протяженности устраивают тем­пературные швы, расчленяющие каркас на отдельные участки, называемые температурными блоками. Каж­дый температурный блок должен иметь длину не более 72 м, ширину не более 144м и обладать самостоятельной
пространственной жесткостью.

Читайте также: