Монтаж фонарей связей оконных переплетов осуществляют
Обновлено: 26.04.2024
1. Выпуск содержит нормы и расценки на работы по монтажу металлических конструкций промышленных зданий и сооружений различного назначения.
Рабочие обязаны знать и выполнять все требования, предусмотренные выпуском норм, регламентированные вышеуказанным СНиП.
Рабочие обязаны знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении работ согласно требованиям СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».
Нормами предусмотрен монтаж конструкций башенными, козловыми и гусеничными кранами различной грузоподъемности, а также монтажными кранами на рельсовом ходу, кроме особо оговоренных случаев. При монтаже конструкций автомобильными и пневмоколесными кранами Н.вр. и Расц. следует умножать на 1,1 (ВЧ-1).
3. При изменении условий производства монтажных работ, предусмотренных в выпуске, следует применять коэффициенты, приведенные в таблице.
Условия производства монтажных работ, предусмотренные нормами
Коэффициенты к Н.вр. и Расц. на фактические условия производства работ при помощи
При помощи крана
При помощи электролебедок (с установкой, снятием и перестановкой их в процессе монтажа)
При помощи ручных лебедок (с установкой и снятием их в процессе монтажа) или вручную (мелких деталей)
Примеры. В § Е5-1-13 принято выполнение работ при помощи электролебедок. Фактически работа производилась при помощи крана. В этом случае, согласно п. 2а таблицы к Н.вр. и Расц. данного параграфа, следует применять коэффициент, равный 0,7.
Та же работа, но фактически производилась при помощи ручной лебедки. В этом случае, согласно п. 2в таблицы к Н.вр. и Расц. следует применять коэффициент, равный 1,2.
4. Нормами и расценками выпуска учтены и отдельно не оплачиваются: внешний осмотр конструкций; строповка и расстроповка конструкций с укладкой прокладок и подкладок (в необходимых случаях); кантовка конструкций; укрепление временных расчалок и оттяжек и снятие их; очистка стыков и стыковых накладок от ржавчины при помощи скребков и стальных щеток, очистка элементов от грязи; смена и уборка захватных приспособлений; подача сигналов крановщику при монтаже конструкций; сдача конструкций под сварку.
5. Нормами и расценками выпуска не предусмотрена постановка болтов и нормируется особо по § Е5-1-19.
6. Временное закрепление конструкций предусмотрено прихваткой, со следующим составом работы: 1. Очистка мест прихватки. 2. Включение и выключение электросварочных машин и установка режима для прихватки. 3. Прихватка. 4. Зачистка шва от шлака.
7. Нормами учтена подача конструкций в зоне действия крана и подноска материалов, инструментов и приспособлений в пределах места работы на расстояние до 100 м.
8. Нормами, за исключением § Е5-1-1, Е5-1-3 и Е5-1-7, предусмотрена работа на высоте до 25 м. При работе на высоте св. 25 м Н.вр. и Расц. следует умножать на 1,1 (ВЧ-11).
9. Нормами предусмотрено управление кранами машинистами 6 разряда. При выполнении работ более мощными и особо сложными кранами, для машинистов которых установлены повышенные тарифные ставки, а также при использовании менее мощных кранов, тарификация которых отнесена к более низким разрядам, если их использование предусмотрено ППР, расценки машинистов следует пересчитывать по соответствующим тарифным ставкам. Машинисты кранов (крановщики) для краткости именуются - машинисты кранов.
10. Работа по управлению электролебедками нормами учтена и дополнительно не оплачивается.
11. Прихватка, предусмотренная нормами соответствующих параграфов, выполняется электросварщиком ручной сварки или монтажником конструкций, имеющим вторую профессию электросварщика ручной сварки, в дальнейшем именуемыми для краткости электросварщиками.
13. Нормы и расценки выпуска, приведенные на два измерителя: на 1 конструируемый или отправочный заводской элемент и на 1 т, в отдельности не применяются и служат лишь для расчета полной нормы и расценки. При пользовании этими нормами необходимо руководствоваться следующим примером.
Требуется выписать наряд звену рабочих на укрепительную сборку колонн сплошного сечения, состоящих из двух отправочных заводских элементов.
Колонны К-1, массой 10,2 т 10 шт.
20 отправочных заводских элементов общей массой 102 т
Колонны К-2, массой 15,4 т 20 шт.
40 отправочных заводских элементов общей массой 308 т
Колонны К-3, массой 25,3 т 5 шт.
10 отправочных заводских элементов общей массой 126,5 т
70 отправочных заводских элементов общей массой 536,5 т - 35 шт.
На основе данных о количестве и суммарной массе укрупненных колонн в соответствии с нормами § Е5-1-3 (табл. Н.вр. и Расц., п.п. 1, 2а) наряд бригаде должен быть составлен по форме, указанной в таблице.
Новый сервис - Строительные калькуляторы online
Назначение и типы световых фонарей
В покрытиях зданий предусматривают специальные проемы с остекленными надстройками, называемыми световыми фонарями.
Фонари подразделяют на :
Прямоугольные фонари, имеющие вертикальное остекление, отличаются незначительной инсоляцией и загрязняемостью; они более водонепроницаемы и удобны в очистке, нежели фонари с наклонным остеклением.
Такие фонари просты в устройстве и надежны в эксплуатации.
Недостаток прямоугольных фонарей - относительно малая светоактивность.
Так, для удовлетворения заданной освещенности площадь остекления в прямоугольных фонарях должна быть примерно в 1,6 раза больше, чем в фонарях с наклонным остеклением.
В трапециевидных фонарях остекление расположено к горизонту под углом 70-80°, поэтому они обладают хорошей светоактивностыо.
Однако значительная инсоляция, повышенная загрязняемость, возможность протекания при открытых переплетах и усложненное конструктивное решение ограничивают применение трапециевидных фонарей.
Треугольные фонари имеют профили треугольников с наклоном остекленных поверхностей к горизонту в 45°.
Их применяют лишь для целей освещения, т. е. устраивают с глухим остеклением.
Несмотря на хорошие светотехнические качества, эти фонари устанавливают редко, что объясняется их значительной инсолирующей способностью, сложностью конструкции и трудностью очистки.
Фонари М-образные устраивают с вертикальным и наклонным остеклением и для них характерны преимущества и недостатки фонарей, рассмотренных выше.
Их применяют преимущественно в зданиях с производствами, требующими интенсивного воздухообмена.
Шедовые фонари как и М-образные, устраивают с вертикальным или наклонным остеклением, как правило, ориентированным на северную часть небосвода.
Такие фонари изолируют помещения от прямых солнечных лучей, создают равномерное и рассеянное освещение, однако для устройства их требуются сложные и трудно поддающиеся типизации конструкции.
Рассмотренные традиционные типы фонарей существенные недостатки.
В частности, они недостаточно светоактивны, многодельны, отличаются большой металлоемкостью, имеют негерметичную конструкцию и неэкономичны в эксплуатации.
Кроме того, такие фонари задерживают много снега на крышах зданий.
Более совершенная конструкция зенитных фонарей имеющих светопрозрачные поверхности в плоскости покрытия.
Светопрозрачные ограждения выполняют из стеклоблоков, стеклопластика и органического стекла.
Зенитные фонари обладают высокой светоактивностью, по сравнению с прямоугольными фонарями требуют в 2 раза меньшую площадь световых проемов, обеспечивают равномерное освещение рабочих мест, имеют небольшой вес и хорошие эксплуатационные качества.
Недостаток зенитной конструкции фонарей - повышенная загрязняемост пылью.
В фонарях со сводчатыми и купольными прозрачными элементами, обладающими хорошими аэродинамическими свойствами, эти недостатки проявляются незначительно.
Конструкции световых фонарей
Световые (светоаэрационные) фонари монтируют из несущих и ограждающих конструкций.
Несущие конструкции фонарей (за исключением зенитных) имеют вид рам; при железобетонных фермах и балках покрытия применяют стальные и иногда железобетонные рамы, при стальных фермах покрытия - стальные рамы, а при деревянных фермах и балках - деревянные рамы.
Основные типы световых (светоаэрационных) фонарей:
а – прямоугольный; б, в – трапециевидные; г – треугольный; д – М-образный; е – шедовый; ж – и – зенитные.
Конструкции прямоугольных фонарей
К несущим стальным конструкциям прямоугольных фонарей относятся фонарные панели, фонарные фермы, панели торцов фонарей и связи.
Унифицированные прямоугольные фонари приняты шириной 6 м для пролетов 12 и 18 м и шириной 12 м для пролетов 24, 30 и 36 м.
Номинальную высоту остекления принимают для фонарей шириной 6 м - 1500, 1750 и 2х1250 мм, а для фонарей шириной 12 м - 1750, 2х1250 и 2х1500 мм.
Длина фонарей, как правило, не превышает 84 м.
Расстояние между торцами фонарей и от торцов до стен здания принимают равным шагу стропильных конструкций.
Фонарные панели состоят из стоек, горизонтальных элементов и листовой обшивки, предусматриваемой в пределах высоты борта фонаря.
Панели располагают в плоскостях остекления фонаря и опирают на стропильные конструкции; верхними горизонтальными опорами служат фонарные фермы и панели торцов фонарей.
Вне зависимости от шага стропильных конструкций (6 или 12 м) номинальная длина панелей принята равной 12 м.
Фонарные фермы и панели торцов фонарей устанавливают над стропильными конструкциями.
Они имеют ширину 6 и 12 м и состоят из системы стоек, горизонтальных элементов и раскосов.
В зависимости от высоты остекления высоту фонарных элементов принимают: при железобетонных плитах покрытия - 2720, 3430 и 3930 мм, при стальном профилированном настиле - 2635, 3345 и 3845 мм. (соответственно для высоты остекления 1750, 2х1250 или 2x1500 мм).
Несущие конструкции фонарей изготовляют из холодногнутых или горячекатаных швеллеров и уголков.
Крепят их к фермам и балкам покрытия болтами и сваркой.
Ограждение прямоугольных фонарей состоит из покрытия, бортовых элементов, остекленных поверхностей и торцовых стенок.
Покрытие фонаря имеет конструкцию, аналогичную покрытию цеха.
Карниз при покрытии из профилированного настила делают из стального швеллера или деревянных брусков, а при покрытии из железобетонных плит - из асбестоцементных панелей.
Покрытие принимают с наружным водоотводом и уклоном 1,5% вне зависимости от уклона стропильных конструкций.
Борты фонарей утепляют фибролитом или другим эффективным материалом.
Снаружи утеплитель защищают асбестоцементными или стальными волнистыми листами или же водоизоляционным ковром и стальным фартуком.
Торцовые стенки фонарей выполняют из профилированных настилов, стальных и асбестоцементных волнистых листов с утеплителем.
Торцовые стенки целесообразно остеклять.
Остекление прямоугольных фонарей монтируют в стальные переплеты, которые имеют длину 5944 мм, ширину 1195, 1445 и 1693 мм.
Переплеты навешивают на фонарные панели с помощью шарниров, допускающих открывание на угол до 70°.
Открывают переплеты с помощью специальных механизмов.
Заполняют переплеты обычным или армированным стеклом толщиной 4-8 мм и шириной 575 мм.
В зданиях с мостовыми кранами тяжелого режима работы для остекления применяют армированное стекло, а при заполнении обычным стеклом под ним предусматривают горизонтальные металлические сетки (для удержания стекол от падения вниз).
Стекла ставят на замазке или резиновых прокладках и крепят кляммерами.
Схемы стальных конструкций прямоугольного фонаря:
а – панель фонаря; б – фермы фонаря; в – панель торцов; г –переплет; 1 – ось узла стропильной фермы; 2 – панель; 3 – монорельс; 4 – резиновый профиль; 5 – таврик № 4,5; 6 - клямера
Конструктивные детали прямоугольных фонарей:
а – при покрытии из стального профилированного настила; б – то же, из желегобетоных плит; 1 – кровельная оцинкованная сталь; 2 – швеллеры; 3 – профилированный настил; 4 – фонарная ферма; 5 – панель; 6 – переплет; 7 – деревянные бруски; 8 – асбестоцементные или стальные волнистые листы; 9 – противопожарная заглушка; 10 – железобетонная плита; 11 – асбестоцементная карнизная панель; 12 – анкер.
Пространственную устойчивость фонарей обеспечивают горизонтальные связи по верху фонарей, воспринимающие продольные усилия от ветровой нагрузки, и вертикальные связи между фонарными фермами, передающие усилия с горизонтальных связей на диск покрытия по стропильным фермам.
Конструкции трапециевидных и треугольных фонарей мало отличаются от прямоугольных, но имеют более сложные сопряжения отдельных элементов.
Шедовые фонари, как правило, входят в основную конструкцию покрытия, образуя его зубчатый профиль.
Несущими конструкциями шедовых фонарей являются стропильные фермы, размещаемые в плоскостях вертикального или наклонного остекления.
Для ограждения глухих участков применяют железобетонные плиты или скорлупы, опирающиеся одним концом на верхний, а другим - на нижний пояс ферм.
Конструкции зенитных фонарей
Они весьма разнообразны, их выполняют со светопропускающими элементами из органического стекла, стеклопластика, стеклопакетов, профильного стекла и стеклоблоков.
Зенитные фонари с применением оргстекла толщиной 3-4 мм подразделяют на точечные с размерами светового проема 1200x1400 мм и панельные со световыми проемами 1400x6000 мм.
Фонарь состоит из металлического стакана, опорной деревянной рамы и светопропускающих элементов.
Стаканы выполняют из листовой стали толщиной 2-3 мм и крепят к железобетонным плитам покрытия дюбелями.
Боковые грани стаканов для повышения светоактивности фонарей устанавливают наклонно и окрашивают в белый цвет.
Опорные рамы, являющиеся основанием для светопропускающих элементов, изготовляют из антисептированной древесины.
Для лучшего самоочищения от пыли и снега и большей прочности остекленным поверхностям придают купольную форму.
В панельных фонарях светопрозрачный колпак монтируют из рядовых и торцовых секций, соединенных между собой с помощью накладок из оргстекла.
В зависимости от теплотехнических условий купола могут быть одно-, двух- и трехслойными.
Крепят купола к опорной раме шурупами с колпачками через уплотняющие прокладки.
Места примыкания кровельного ковра к фонарям защищают оцинкованной сталью.
Если необходимо использовать зенитные фонари для аэрации, купола устраивают открывающимися.
В отапливаемых зданиях с покрытием из стального профилированного настила зенитные фонари можно устраивать из стеклопакетов.
Размеры двухскатных фонарей в плане 3х3 м, а односкатных- 1х1,5 м.
Основными элементами фонаря являются стеклопакеты, стальной стакан, нащельники и фартук.
Светопропускающее заполнение фонарей укладывают наклонно под углом 12° к плоскости покрытия.
Стаканы изготовляют из холоднотянутых и прокатных профилей, а фартуки - из оцинкованной стали толщиной 0,7 мм.
Стаканы крепят к прогонам и настилу самонарезающими болтами.
Зенитные фонари из органического стекла:
а – точечного типа; б – панельный; 1 – плита покрытия; 2 – герметик; стальной стакан; 4 – двухслойный купол из оргстекла; 5 – колпачок; 6 – опорная деревянная рама; 7 – оцинкованная кровельная сталь; 8 – накладка из оргстекла.
Детали зенитных фонарей:
а – фонарь из стеклопакетов; б – то же, из стеклоблоков; в – стеклопластиковые панели; г – из отдельных листов стеклопластика; 1 – прогон; 2 – профилированный настил; 3 – фартук; 4 – утеп- литель; 5 – стакан фонаря; 6 – стеклопакет; 7 – резиновый уплотнитель; 8 – фольга; 9 – при- жимной элемент; 10 – защитная сетка; 11 – мастика; 12 – нащельщик; 13 – переплет; 14 – стек- лоблок; 15 – уголок; 16 – опорный столик; 17 – стеклопластик; 18 – рама из швеллеров и уголков с ребрами; 19 – ребра через 0,5 м; 20 – деревянная площадка; 21 – крюк из полосы; 22 – шуруп.
Новый сервис - Строительные калькуляторы online
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
МОНТАЖ ФОНАРЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ЗДАНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по монтажу металлических фонарей промышленных зданий.
Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
- заводские инструкции и технические условия (ТУ);
- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по монтажу металлических фонарей промышленных зданий, с целью обеспечения их высокого качества, а также:
- снижение себестоимости работ;
- сокращение продолжительности строительства;
- обеспечение безопасности выполняемых работ;
- организации ритмичной работы;
- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
- унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по монтажу металлических фонарей промышленных зданий.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по монтажу металлических фонарей промышленных зданий, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.
Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:
- масса конструкций фонаря
- m=10,0 т.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по монтажу металлических фонарей промышленных зданий.
2.2. Работы по монтажу металлических фонарей промышленных зданий, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при монтаже металлических фонарей промышленных зданий, входят следующие технологические операции:
- подготовка мест опирания фонаря;
- сборка фонаря в единый укрупнённый блок;
- обустраивание фонаря распорками, оттяжками, монтажными лестницами и люльками;
- установка готового фонаря на опорные поверхности;
- выверка и закрепление фонаря в проектном положении.
2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг); седельный тягач КамАЗ-54115-15 с бортовым полуприцепом СЗАП-93271 (грузоподъемность Q=25,0 т); сварочный генератор (Honda) EVROPOWER ЕР-200Х2 (однопостовый, бензиновый, Р=200 А, Н=230 В, вес m=90 кг); автогидроподъемник АПТ-22 на базе автомобиля Урал-4320 (вылет стрелы =9,0 м, грузоподъемность Q=300 кг, высота подъема Н=22,0 м); автомобильный стреловой кран КС-45717 (грузоподъемность Q=25,0 т); монтажный гусеничный кран МКГ-25.01 (грузоподъемность Q=25,0 т).
Рис.1. Грузовые характеристики монтажного гусеничного крана МКГ-25.01
Рис.2. Седельный тягач КамАЗ-54115-15 + полуприцеп СЗАП-93271
Рис.3. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-45717
Рис.4. Грузовые характеристики автогидроподъемника АПТ-22
Рис.5. Электростанция Honda ET12000
Рис.6. Генератор EVROPOWER ЕР-200Х2
2.5. Для монтажа фонаря применяются следующие материалы; болты монтажные высокопрочные М24 по ГОСТ 52643-2006 класса прочности 5.8 из стали 40Х; гайки М36 по ГОСТ 52645-2007 из стали марки 35 класса прочности 4; шайбы плоские по ГОСТ 52646-2007 из стали марки ВСт5пс2; электроды 4,0 мм Э-42 по ГОСТ 9466-75; эмаль ПФ-133 по ГОСТ 926-82*; грунтовка ГФ-021 по ГОСТ 25129-82.
Рис.7. Схема стальных конструкций прямоугольного фонаря
а - панель фонаря; б - фермы фонаря; в - панель торцов; г - переплет
1 - ось узла стропильной фермы; 2 - панель; 3 - монорельс; 4 - резиновый профиль; 5 - тавр N 4, 5; 6 - клямера
2.6. Работы по монтажу металлических фонарей промышленных зданий следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
Остекленные поверхности стен промзданий делают значитель-но большей площади, чем в гражданских зданиях. Это вызвано необходимостью обеспечения необходимых для рабочего процесса уровней естественной освещенности и активизации естественной вентиляции (аэрации) помещений.
Размеры оконных проемов номинально (модульно) принимаются кратными по высоте 0,6м и по ширине 0,5м. Обычно полная ширина проемов принимается равной 1,5; 3,0; 4,5и 6,0м. Высота оконного проема диктуется как конструкцией его заполнения, так и типом и размерами конструктивных элементов каркаса здания.
Створки оконных переплетов бывают с вертикальной или горизонтальной осью навески. В последнем случае различают верхне-, нижне- и средне- подвесные переплеты.
Остекление оконных проемов устраивается одинарным, двойным или смешанным, т.е. двойным в нижней части оконных проемов и одинарным – в верхней части.
Переплеты в окнах производственных зданий бывают деревянными, стальными или железобетонными, открывающимися или глухими.
Кроме листового стекла для заполнения окон или устройства более крупных светопрозрачных и светопропускающих ограждений (перегородки, витражи или даже стены) используются стеклоблоки, стеклопрофилит (стекер) или стекопластик.
Рекомендуемые материалы
Фонари в промзданиях подразделяются на световые, светоаэрационные и аэрационные. Обычно фонари состоят из несущей конструкции (в виде каркаса из металлических или железобетонных рам) и из ограждающих конструкций.
По профилю фонари подразделяются на фонари – надстройки (двухсторонние фонари) фонари – шеды (односторонние фонари) и зенитные фонари (купольные или плафонные фонари).
В большинстве случаев в производственных зданиях используются светоаэрационные фонари – надстройки. Ширина фонари Вф =6м для пролетов 12 и 18м и Вф=12м для пролетов 24 и 30м. Высота фонаря Нф назначается по расчету, с учетом необходимой площади остекления. Длина фонарей – надстроек Lф не превышает 84м. От торцов здания, деформационных и температурных швов фонари отодвигают на 6 или 12м.
Фонари – надстройки, независимо от назначения, имеют приблизительно одинаковую конструктивную схему. Каркас фонарей состоит из поперечных рам и ряда продольных элементов (прогонов, связей бортовые элементы и элементы покрытия фонарей).
Рамы фонаря устанавливаются на несущие конструкции покрытия. Эти рамы состоят из стоек, верхнего пояса и раскосов. Как правило, все элементы рамы фонарей выполняются из прокатного металла и соединяются между собой на сварке и на болтах. На горизонтальные обвязочные элементы навешиваются металлические рамы вертикального остекления.
К световым фонарем и светопрозрачным конструкциям покрытия предъявляются следующие основные требования: они должны иметь простое конструктивное решение, высокую светопропускающую способность и низкую инсоляционную способность.
Световая активность фонарей верхнего света зависит от размеров фонарей, их конструкции, применяемого светопрозрачного материала и угла его наклона к горизонтали.
Защита рабочей зоны производственного здания от чрезмерной инсоляции осуществляется применением светопрозрачных материалов, не пропускающих прямой солнечный свет, а также устройством светорассеивающего заполнения фонарей и солнечнозащитных элементов.
Наиболее широкое применение нашли т.н. «зенитные » фонари. Они имеют высокую световую активность и большую свободу размещения на покрытии промзданий. Распространена конструкция зенитных фонарей куполообразной формы, прямоугольные или квадратные в плане (т.н. «панельные » и «точечные » ). Светопропускающие купола состоят из двух слоев оргстекла. Опорная конструкция выполняется из деревянной рамы и металлического или железобетонного стакана, располагающегося по краям проема в покрытии. Конструкции зенитных фонарей имеют в плане размеры 1200х400мм и 1400х6000мм (в свету).
Зенитные фонари могут устраиваться также с плоским или незначительно наклонным светопрозрачным заполнением, которое выполняется из армированного стекла или стеклопакетов, из стеклоблоков, стеклопрофилита (стекора) и из стеклопластика.
Аэрационная активность фонарей достигается устройством системы «незадуваемости » фонарей, т.е. закрыванием проемов фонарей с наветренной стороны и открыванием их с подветренной. Устраиваются специальные глухие «ветроотбойные » или «ветрозащитные » щиты мобильного типа.
При этом светопропускание таких фонарей значительно снижается и их целесообразно рассматривать как «аэрационные » фонари.
Аэрационные фонари не имеют заполнения проемов светопрозрачными материалами и устраиваются над производственными зданиями со значительными тепловыделениями или с выделением вредных веществ и пыли в результате технологического процесса, т.е. там, где необходима активизация аэрации.
Наибольшее распространение получили аэрационные фонари следующих конструктивных типов: фонарь конструкции КТИС, фонарь конструкции ПСК, фонарь конструкции Батурина и фонарь конструкции Гипромеза.
Рисунок 1. Окна производственных зданий со стальными переплетами из прокатных и гнутых профилей.
а – схемы и разрезы переплетов; б – вертикальные разрезы заполнения проемов при однослойном остеклении и двухслойном остеклении; в – вертикальный разрез при двухслойном остеклении; 2 – оконные панели из гнутых профилей; д,е – горизонтальный и вертикальный разрезы проемов с панельным заполнением.
1 – слив; 2,3 – угловые профили; 4 – стальной лист; 5 – стойка-импост; 6 – колонна; 7 – крепежный уголок панели к колонне; 8 – раствор; 9 – стекло; 10 – резиновый профиль; 11 – кляммеры; 12 – створка переплета.
Рисунок 2. Оконные блоки и панели с деревянными переплетами.
а – схемы переплетов с наружным открыванием створок; б – схемы переплетов с внутренним открыванием створок; в – сечение оконного блока с одинарным переплетом; г – сечения оконного блока с двойными переплетами; д – глухая и створная оконные панели.
Рисунок 3. Световые и светоаэрационные фонари.
а – прямоугольный светоаэрационный; б,в – трапециевидные светоаэрационные; г – треугольный светоаэрационный; д – М-образный светоаэрационный; е – шедовый светоаэрационный; ж,з,и – зенитные световые.
Рисунок 4. Конструктивная схема светоаэрационного фонаря.
1– поперечная рама фонаря; 2 – бортовая плита; 3 – плиты покрытия; 4 – створки переплетов остекления; 5 – прогоны для крепления створок.
Рисунок 5. Конструктивные детали светоаэрационных фонарей.
а – для покрытий из стального профнастила; б – для покрытий из железобетонных плит.
1 – оцинкованная сталь; 2 – швеллер; 3 – профилированный настил; 4 – фонарный ригель; 5 – фонарная стойка; 6 – переплет; 7 – деревянные бруски; 8 – асбоцементные или стальные волнистые листы; 9 – противопожарная заглушка; 10 – железобетонная плита; 11 – асбоцементная карнизная панель; 12 – крепежный анкер.
Рисунок 6. Конструкция зенитных световых фонарей.
а – точечного типа; б – панельного типа.
1 – железобетонная плита покрытия;
3 – стальной опорный стакан;
4 – двухслойный купол из стеклопластика;
5 – защитный колпачок;
6 – опорная деревянная рама;
7 – оцинкованная кровельная сталь;
8 – фиксирующая накладка из оргстекла.
Рисунок 7. Основные типы аэрационных фонарей.
Ещё посмотрите лекцию "40 Революционеры-демократы" по этой теме.
а – светоаэрационный фонарь со стационарными ветрозащитными (ветроотбойными) панелями;
Монтаж сборных ж/б колонн, балок и ферм, плит покрытия и наружного стенового ограждения одноэтажных промышленных зданий, в основном. осуществляют поэтажно, т.е. отдельными конструктивными элементами. Монтаж фонарей, подкрановых балок, связей, оконных переплетов чаще всего ведут укрупненными блоками (блочный монтаж). Кроме того, эти конструктивные элементы могут быть собраны в плоские и пространственные блоки, обладающие надежной монтажной устойчивостью. Монтаж конструкций блоками является в современном строительстве одним из наиболее прогрессивных методов в технологии монтажных работ. Монтаж из комплексных укрупненных блоков в одноэтажном промышленном строительстве применяется только для покрытий с металлическими несущими конструкциями и эффективным облегченным покрытием.
Каркас одноэтажного промышленного здания состоит из фундаментов, фундаментных балок, колонн, несущих элементов докрытая, подкрановых балок и связей (рис.70).
Рис. 70. Основные элементы одноэтажного промышленного здания: 1 - столбчатые фундаменты; 2 - фундаментные балки; 3 - колонны; 4- подкрановые балки; 5- фермы; 6 -плитыпокрытия; 7 - фонарь; 8 - окна; 9 - стены; 10 - связи.
Каркасы выполняют в основном из сборных железобетонных элементов. Монолитный железобетон применяют при наличии соответствующего технологического обоснования. В зданиях с большими пролетами и высотой при грузоподъемности мостовых кранов 50 т и более, а также в особых условиях строительства и эксплуатации допускаются стальные каркасы. В ряде случаев применяются смешанные каркасы.
При выборе материалов необходимо учитывать размеры пролетов и шага колонн, высоту здания, величину и характер действующих на каркас нагрузок, наличие агрессивных факторов, требования огнестойкости, долговечности и технико-экономические обоснования.
Каркас промышленного здания подвергается сложному комплексу силовых и несиловых воздействий. Силовые воздействия возникают от постоянных и временных нагрузок (собственная масса конструкций, снег, ветер, люди, эксплуатационное оборудование, грузоподъемные устройства и т. д.). В связи с этим элементы каркаса должны отвечать требованиям прочности и устойчивости.
Несиловые воздействия образуются от влияния внешней и внутренней среды в виде положительных и отрицательных температур, пара, содержащихся в воздухе химических веществ, действия минеральных масел, кислот и т. д. Все эти компоненты разрушают структуру строительных материалов, а следовательно, и конструкций. Поэтому элементы каркаса должны обладать термостойкостью, влагостойкостью и биостойкостью.
При строительстве промышленного здания наибольший расход материалов приходится на несущие элементы здания, составляющие его каркас. Поэтому снижение расхода этих материалов обеспечивает эффективность строительства. Оно может быть достигнуто более полным использованием физико-механических свойств материалов, в основном, бетона и железобетона, так как именно эти материалы являются основными при изготовлении конструкций каркаса. Экономия может быть достигнута и совершенствованием конструктивной формы элементов. Так, например, замена железобетонных колонн прямоугольного сечения на двухветвевые уменьшает расход железобетона на 22.-.26 %, применение пространственных покрытий вместо плоских сокращает расход бетона на 26 % и стали до 34 %. Большую экономию дает использование материалов высокой прочности. Так, повышение классов бетона с ВЗО до В50. В60 позволяет сократить его расход в балках и фермах на 8. 10 %, а применение высокопрочной арматуры обеспечивает экономию стали до 36%.
Типовым решением при конструировании сборного железобетонного каркаса одноэтажного промышленного здания является применение поперечных рам из сборных железобетонных колонн и несущих элементов покрытия (балок или ферм) и продольных элементов в виде фундаментных, подкрановых и обвязочных балок, плит покрытия и связей. Соединение несущих элементов покрытия с колоннами в этом случае принято шарнирным. Это позволяет осуществить независимую типизацию балок, ферм и колонн, так как при шарнирном соединении нагрузка, приложенная, к одному из элементов, не вызывает изгибающего момента в другом. Достигается высокая степень универсальности элементов каркаса, возможность их использования для различных решений и типов несущих элементов покрытия. Кроме того, шарнирное соединение колонн, балок и ферм конструктивно значительно проще жесткого, тем самым облегчается изготовление и монтаж конструкций.
Все элементы сборных железобетонных каркасов унифицированы и при проектировании их подбор производят по специальным каталогам.
В каркасах большой протяженности устраивают температурные швы, расчленяющие каркас на отдельные участки, называемые температурными блоками. Каждый температурный блок должен иметь длину не более 72 м, ширину не более 144м и обладать самостоятельной
пространственной жесткостью.
Читайте также: